Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:24 

Из истории кладбищ Санкт-Петербурга

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

«На небе мрак, на земле мрак, на водах мрак. Небо разорвано в клочья, и по небу облака словно рубища нищих несутся. Несчастные каналы, помойные ямы и склады разной пакости в грязных домах родного города, дышат; дышат и отравляют воздух миазмами и зловонием, а в этом зловонии зарождается мать-холера, грядущая на город с корчами и рвотой…». Помяловский «Брат и сестра», 1864

Пора теперь сказать еще об одном решении комитета, самом скорбном: «Отвести особые кладбища, огородить их и назначить к ним Смотрителей, сторожей и рабочих». Дело здесь было не только в том, что власти ожидали большого числа смертей и полагали, что обычные кладбища не справятся с таким наплывом. Предыдущие эпидемии послужили к выработке особых правил погребения жертв холеры – и говорилось в них, как о том, что гробы следует смачивать раствором селитры с серной кислотой и засыпать древесным углем, а только уже потом землей «с значительною насыпью сверху» – так и о том, что «могилы должны быть огорожены на 20 саженей вокруг и доступ к ним воспрещен».
А как воспретишь доступ к могилам на обычном городском кладбище? Вот и решено было устроить специальные холерные некрополи в отдаленных, глухих углах столицы:
– «близ Тентелевой Удельного ведомства деревни» (позже оно стало известно как Митрофаниевское);
– на Выборгской стороне на Куликовом поле;
– близ Смоленского кладбища;
– на Волковом поле, близ Волковского кладбища.
Создано было чуть позже и свое холерное кладбище на Охте.
читать дальше


«Новый Петербург»

Мало кто из петербуржцев не знает старого названия острова Декабристов – Голодай. Легенды, связанные с этим именем многообразны: здесь и история о том, как жившие в землянках первые строители Петербурга мерзли и голодали, и искаженная фамилия англичанина Томаса Голлидэя, имевшего здесь фабрику. Связывается название острова и со шведским «халауа», что значит «ива» (наверно, были здесь ивовые заросли). И еще одна легенда – на этот остров любили приезжать на пикники шкипера-иностранцы со своими подругами. Праздновали – отсюда и искаженное английское holyday – «праздник» – ставшее Голодаем.
Странное место для пикников – веселым его не назовешь. Местность заливается при каждом наводнении, болота, да еще обилие кладбищ. Три Смоленских – православное, лютеранское и армянское – да еще безымянное на берегу залива, где, по преданию, хоронили лиц, умерших от дурных болезней…
читать дальше


Подземные «Города мертвых»

Согласно общеевропейским фольклорным традициям, «Городами мертвых» принято называть городские кладбища со всеми присущими любому «живому» городу признаками. Здесь есть улицы, переулки, тупики, кварталы и задворки. Здесь строго соблюдаются городские законы и обычаи расселения – по социальному, национальному или конфессиональному принципу. Здесь легко отличить скучные и однообразные «рабочие» районы от привилегированных участков, олицетворяющих знатность и богатство погребенных. Петербург в этом смысле мало чем отличается от других городов. Однако надо иметь в виду, что в первые годы своего существования Петербург кладбищ не знал вообще. По свидетельству иностранцев, трупы умерших зарывали там, где человека заставала смерть. Голштейн-готторпский придворный Ф. В. Берхгольц, посетивший Петербург в то время и оставивший обстоятельные дневники, пишет что «крестьян, которые умирали на работах в петербургской крепости, тотчас же там и зарывали». С появлением приходских церквей хоронить стали в церковных оградах. Если верить городским преданиям, одно из первых общественных мест погребения умерших в начале XVIII века находилось напротив церкви Великомученицы Екатерины, что стояла на углу современных Екатерингофского и Рижского проспектов. Во всяком случае это место в Петербурге, где еще в XIX веке было обыкновением рядом с жилыми домами разводить огороды, долгое время так и называлось: «Огород на могилах».
Только в 1732 году при императрице Анне Иоанновне появился первый указ об отводе для кладбищ специальных мест вне границ города. Правда, городской фольклор связывает это событие с другой императрицей – Елизаветой Петровной, которая, как известно, так боялась всего, что связано со смертью, что тщательно изгоняла из повседневного обихода все, что так или иначе могло напомнить о потустороннем мире. Как повествует предание, однажды, проезжая мимо Вознесенской церкви, Елизавета вдруг почувствовала острый запах мертвечины. Могилы на приходских кладбищах рылись обычно неглубоко. В тот же день императрица подписала высочайший указ о закрытии всех приходских кладбищ и об устройстве на окраинах города «в пристойных местах» общегородских мест для захоронений.
читать дальше

@темы: Библиотека Вампира с Хайгейта, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), исчезнувшие кладбища, кладбища Санкт-Петербурга

11:31 

Еврейское кладбище в Рубежевичах

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Рубежевичи - деревушка в Минской области, Беларусь. Еврейское кладбище на ее окраине (как обычно для таких случаев, год основания найти не удалось) встретило неожиданной табличкой у ворот:



И само кладбище. После еврейского кладбища в Ружанах было удивительно наблюдать разнообразие форм надгробных памятников, некоторые даже переняли классические элементы с христианских некрополей (например, срубленное дерево). И еще впервые увидела памятник в виде каменного кольца (это монета?), там таких было несколько.



читать дальше

@темы: белорусские кладбища, еврейские кладбища

19:05 

Кладбище Раади, Тарту, Эстония

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:

Огромное эстетическое удовлетворение



Кладбище на Раади, самое большое Тарту, основано в 1773 году. Согласно указу российской императрицы Екатерины II от 1772 года мертвых нельзя было больше хоронить при церквях и в черте города и предписывалось "отвести для них особые кладбища за городом". 1 мая 1773 года городской совет Дерпта во главе с мэром постановили выделить для погоста участок на противоположном берегу реки Эмайыги, неподалеку от усадьбы Раади. Была заложена церковь Св. Иоанна на немецкой части кладбища, а также православная часовня на русском погосте. Церемония открытия состоялась 5 ноября 1773 г. - похоронами ребенка.
читать дальше

@темы: прибалтика

20:10 

Ритуальная атрибутика Викторианской эпохи

Br. Samedi

"Ловец слез" или слезница (lachrymatory) - небольшой вытянутый сосуд с узким горлышком необычной формы, сделанным так, чтоб можно было прижимать его прямо к уголку глаза. Его назначение - сбор горючих слез, а история насчитывает более трех тысячелетий.
Слезницы были замечены в Древнем Риме, где специально нанятые плакальщицы рыдали в них во время похоронных процессий, а затем слезница ставилась в могилу, дабы выразить усопшему дань уважения. Они изготавливались для этого без крышки, чтоб слезы испарялись. В восточных империях древности, таких, как Персия или Византия, "ловцы слез" служили для мужей своеобразной лакмусовой бумажкой: по количеству выплаканных туда женами слез становилось ясно, страдали ли те во время долгих разлук... кстати, в эпоху Гражданской войны в Америке жены ушедших на фронт солдат проделывали примерно то же самое - хранили свои слезы как знак любви и верности.
В эпоху королевы Виктории в Великобритании в XIX столетии слезницы получили "второе рождение". Их носили при себе вдовы, дабы копить там слезы об ушедших мужьях. В годовщину гибели полагалось вылить собранные слезы на могилу.
Сегодня эта романтическая традиция переживает очередной бум популярности на волне интереса к винтажу и антиквариату. В США, Египте, Европе изготавливаются современные "ловцы слез" из выдувного стекла, хрусталя, металла, украшаются инкрустацией и стразами. Иногда слезницы ставят на специальную подставку или закрывают стеклянным колпаком, дабы выставлять этот сосуд среди прочих диковин дома на радость гостям. Теперь "ловцы слез" используют не только для сбора слез утраты, но и чтоб запечатлеть воспоминания о крещении ребенка или о свадьбе, то есть о радостных событиях; существует много фирм, которые занимаются выпуском слезниц различного дизайна... Кроме того, появилось множество людей, коллекционирующих эти необычные, чем-то притягивающие и таинственные сосуды.
Чтоб отличить настоящую слезницу от подделки, коллекционеры рекомендуют обращать внимание на вот какие детали:
1. Вряд ли на рынке вам попадется античная слезница. А вот "ловец слез" XIX века всегда плотно закрыт, а иногда и запечатан воском. Кстати, нередко слезницы закрывали корковыми пробками. Зато никогда их не закрывали с помощью крышек со спреями ("автомайзерами") или крышечками с уходящими вглубь бутылочки стерженьками для нанесения жидкости на кожу: слезы не являются духами и, конечно, на кожу не наносятся и не прыскаются.

Современное изделие

2. "Ловец слез" - это очень маленькая вещь. Начиная от полутора сантиметров и заканчивая максимум длиной в десять сантиметров, но никак не, например, пятнадцать. Объем "ловца слез" также должен быть невелик - если вам предложили сосуд 200-500 мл, то это подделка, недостойная настоящего коллекционера подобных романтических вещиц. Ведь смысл этого флакона - не столько во внешнем качестве, сколько во внутреннем содержании, мысль о котором будоражит умы романтиков XXI столетия. © www.livemaster.ru


Исследования показывают, что античные ловцы слез чаще были всего лишь емкостями для хранения масел. Но антикварам было выгоднее продавать их с красивыми романтическими легендами. Интересно, что и среди викторианских ловцов слез есть много ложных. Небольшие стеклянные колбочки служили временной тарой для розового или лавандового масла. Женщинам в магазине отливали нужное масло в такую емкость, а уже дома покупательница переливала его в изысканный флакон.
Более того, есть мнение, что ловцы слез - предмет мифический. Нет никаких серьезных источников и упоминаний о коллекциях слезниц. Нет конкретных реальных или литературных имен, которые бы пользовались этой вещью в период траура. Все очень похоже на историю с медовым трупом.


-Статья-

-Траурные украшения - альтернативный вариант-

-Разное-

-Викторианская культура смерти-


запись создана: 22.09.2010 в 13:42

@темы: обряды и традиции, атрибуты погребения и похорон, смерть и викторианцы

15:32 

Усадьба Алтуфьево и около

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В Алтуфьеве сохранился интересный с исследовательской и познавательной сторон комплекс разновременных памятников архитектуры, главные элементы которого — церковь середины XVIII в. и господский дом середины XIX в. Добраться до Алтуфьева несложно. Чтобы не сбиться с пути, достаточно, идя от одноимённой станции метро, придерживаться траектории Алтуфьевского шоссе, по которому до 1991 г. проходила граница между Кировским и Тимирязевским районами. Автомобилистам может оказаться удобнее подъехать со стороны Московской кольцевой автодороги.
Своеобразная визитная карточка любой местности — её название, далеко не всегда поддающееся расшифровке. Зачастую оно не имеет устоявшейся формы и употребляется сразу в нескольких вариантах, которые встречаются даже в документах одного временного периода. Первоначальное название местности, где находится усадьба, — Олтуфьево. Это позволяет выдвинуть предположение о происхождении названия от фамилии одного из более ранних владельцев, документальные сведения о котором до нас не дошли: ведь был в Москве род дворян Олтуфьевых. Со временем этот топоним трансформировался в более привычную для слуха москвичей форму Алтуфьево.
Полная история усадьбы
В 1860-х гг. в ходе проведения крестьянской реформы имение было поделено на две части. Усадьба и территория, расположенная южнее её, в том числе ныне существующий Алтуфьевский (Верхний) пруд, остались у Н.А. Жеребцова. Нижний пруд, который до настоящего времени не сохранился, а также все северо-восточные алтуфьевские земли перешли к местным крестьянам, получившим статус «временнообязанных».
В 1868 г. после смерти Н.А. Жеребцова его вдова продала Алтуфьево «жене подполковника» Глафире Ивановне Алеевой. Однако имение принадлежало ей всего несколько лет. Уже в 1872 г. Алтуфьево приобрела у Г.И. Алеевой за 18 тыс. руб. Мария Яковлевна Лачинова (1817—1884), бывшая супругой менее высокопоставленного военного — всего-навсего штабс-капитана. Её надгробие — плита из серого мрамора с надписью — сохранилось у алтуфьевской церкви. Там же находится аналогичное надгробие Александра Емельяновича Лачинова, возможно, мужа владелицы, без дат жизни.

Церковь Воздвижения Креста Господня — интересный памятник позднего барокко, видимый ещё на подходе к усадьбе по Алтуфьевскому шоссе. Это здание — редкий для середины XVIII в. тип храма «иже под колоколы». Его основной объём — четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные — входами. Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филёнками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные.
Церковь сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760—1763 гг., т.к. существовавшая ранее в усадьбе «издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови, которая пришла в совершенную ветхость, вся расселась». Форма главы церкви Воздвижения более поздняя, она относится к концу XVII—началу XIX в., т.е. к эпохе, когда Алтуфьевым владели Куракины.

В советское время церковь всё время оставалась действующей (за исключением небольшого перерыва в 1941 г.). От некогда большого кладбища, окружавшего её, сохранилось несколько старых надгробий, среди которых уже упоминавшиеся нами плиты над могилами Лачиновых.

А между прудами, в заросшей роще притаилось стихийное кладбище домашних животных.



@темы: исчезнувшие кладбища, кладбище домашних животных, московские кладбища

15:42 

Церковь Святой Троицы в Щвиднице

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:

Церкви Мира – три деревянных евангелических костела в Щвиднице, Яворе и Глогуве (не сохранился).

Около 1500 года Щвидница была вторым по величине городом Силезии после Вроцлава. На тот момент герцогство щвидницкое принадлежало чешской короне. В 1525 оно перешло Габсбургам.
После Вормсского рейхстага идеи Мартина Лютера стали распространяться по всей Европе, не обойдя и Силезию, где они были очень популярны.


-больше красоты-

@темы: польские кладбища

11:57 

Последняя торфяная церковь в Исландии, старое кладбище.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Одна из последних торфяных церквей в Европе располагается в небольшой исландской деревеньке Хоф в 20 км к югу от знаменитого национального парка Скафтафетль на юго-востоке Исландии. Строение выполнено в технике, разработанной жителями Северной Европы еще в Железном веке. Главная цель: сберечь себя и скот от суровых холодов, используя максимум из того, что может дать природа. Эта церковь построена в конце 19 века и таких зданий осталось совсем немного.
Торфяные дома для исландцев были единственно возможным вариантом противостоять холодной погоде и промозглым морским ветрам (Исландия в переводе значит «ледяная страна»). В сравнении с домами из камня и дерева они обеспечивают в разы лучшую теплоизоляцию. Деревянный дом подошел бы в том случае, если у местных жителей были бы достаточные запасы дерева для топки печей, однако древесина на самом острове была в недостатке, а та, что завозилась из других стран, шла на строительство кораблей. Зато в Исландии никогда не наблюдалось дефицита торфа, его то и начали использовать для строительства зданий еще два тысячелетия назад.

Основа подобных зданий сложена из каменных плит, затем выстроена несущая деревянная конструкция. На нее, в форме елочки, уложены блоки с торфом. В теплое время года на стенах и крыше торфяного здания вырастает трава, которая дополнительно улучшает теплоизоляцию. В давние времена торфяное строительство было широко распространено в Исландии, торф использовался как бедными, так и богатыми, с помощью него возводили не только жилые дома, но также церкви, школы, конюшни и т.д. В начале 20 века использование технологии пошло на спад, а к нынешнему моменту в Исландии ею владеют лишь несколько мастеров, передающих свои знания из поколения в поколение.

Церковь Святого Климента в деревне Хоф была построена в 1884 году и стала последней, построенной в старом «торфяном» архитектурном стиле. Сейчас здание находится в ведении Национального музея и является туристическим объектом, однако в то же время продолжает исполнять свое изначальное предназначение и является действующей приходской церковью.
Кстати сказать: холмики, рядом с церковью - это останки старого кладбищам и в целом уже неизвестно кто в них лежит.


@темы: исландские кладбища

17:38 

Подборка

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Марленикен:

Образ смерти в картине мира русского человека XVII века

(by Robert T. Rose)


В ХV-ХVII вв. на окраинах русских городов особенно во время мора или после военных столкновений, устраивались так называемые «скудельнпцы» - общие могилы, в которых хоронили умерших или погибших.
В «Житии Даниила Переславского» описывается скудельница, в которой за городом хоронили всех не получивших последнего отпущения грехов у священника и не востребованных родственниками безвестных покойников (умерших нечаянно, погибших «от грозных стихий»‚ утонувших‚ замерзших‚ «заеденных» зверями, убитых разбойниками и брошенных «на распутиях»). Их складывали в открытую яму, а весной, между Пасхой и Троицыным днем‚ на скудельницы могли приходить жители города и окрестностей чьи родные пропали без вести‚ и попытаться отыскать их среди отошедших от мороза тел.
В русских землях особенности климата приводили к тому, что нередко даже покойников умерших естественной смертью, зимой подолгу не хоронили дожидаясь весеннего тепла, когда земля оттает и рытье могилы не будут особенно трудоемким процессом. Эту особенность русского быта отметил внимательный наблюдатель-иноземец — секретарь английского королевского посла сэра Томаса Рандольфа поэт Джордж Турбервилль, побывавший в Русском государстве в 1568-1569 гг. В своем послании-памфлете, адресованном Спенсеру, он писал:
О макабрическом веселье на Руси и не только.

Идея смерти в древней культуре


арт бай Agostino Arrivabene

Представления египтян о посмертном бытии разнообразны по содержанию и сложны, они не укладываются в непротиворечивую систему взглядов. Согласно этим представлениям, загробная жизнь связана с земной, во многом даже схожа с ней. Вместе с тем в потустороннем существовании появляются и новые качества. Прежде всего - его бесконечность. Обращаясь к богам и духам, умерший просил: «Пусть я поднимусь на мой престол подобно богу, одаренному вечной жизнью».
отрывки статьи

(с) Муравьёв В.В., «Идея смерти в древней культуре»


Образ смерти в ритуальной поминальной поэзии чепецких татар
Автор: Д. Г. Касимова

«Человек и его жизнь отождествляются с циклом развития дерева, растения. В байте «Дующий ветер» человеческая жизнь характеризуется такими оборотами, как «розовые цветы уносишь» (розовые цветы - это цветы весны; весна - человеческая молодость) и «жёлтые цветы сажаешь». Образ древа жизни существует во многих верованиях и религиях, в том числе и древнсиранской. Жёлтый цвет - ираноязычных народов издревле символизировал печаль. Подтверждение этому находим у среднеазиатских поэтов-мистиков. В одном из татарских байтов также встречается этот образ: «Эти деревья мне подобны - Тоже ли от тоски желтеют? Этих деревьев листья - Холодный ли ветер обувает?...»
Ещё один часто встречающийся в байтах образ смерти - Ветер. читать дальше

Виды погребальных обрядов народов Сибири


Сожжение

Сэргэ

Коучай

"Вечный памятник"

****

Авт.: Стручкова А. В.

"Скифо-хуннский компонент в погребальном обряде тюркоязычных народов Сибири"

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, Тени смерти, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), цитаты

14:42 

Еврейское кладбище в Ружанах

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Если на 500 метро углубиться в лес сразу на выезде из поселка Ружаны, Беларусь, можно наткнуться на старинное еврейское кладбище. Год основания в сети найти не удалось, о еврейских кладбищах Беларуси после прокатившейся Второй мировой войны вообще информации мало... И только сейчас начали их приводить в порядок, а заодно и отмечать на картах, что позволило в эту поездку побывать на паре таких некрополей.

читать дальше

Возвращаясь к Ружанам. Ружаны находились под немецкой оккупацией более 3-х лет — с 23 июня 1941 года до 13 июля 1944 года. Из 5000 жителей Ружан 4000 были евреи, которых также много жило и в двух соседних деревнях – Павлове и Константинове. После начала войны и германской оккупации Польши еврейское население Ружан возросло на несколько тысяч человек из-за беженцев. К концу оккупации никто из них не выжил, осталось лишь это старое кладбище да памятник на братской могиле евреев и советских военнопленных, в которой покоится 3-4 тысячи человек. Остальные сгинули в концлагере...



читать дальше

@темы: белорусские кладбища, еврейские кладбища

13:52 

Венгерские художники

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Zichy Mihály

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург) — венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.
В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.

С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Из его произведений, помимо уже упомянутых, достойны внимания рисунки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек между разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минуты Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некоторые другие.
В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания.


-Другие художники-

Посты с художниками у нас часто обновляются, но мы не всегда их поднимаем. Например, много нового появилось в материале про чешских художников.

@темы: Изобразительное искусство

00:44 

Католическое кладбище, Коссово (Беларусь)

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
На въезде в город Коссово со стороны Ивацевичей находится католическое кладбище. Дату основания в интернетах найти не удалось, но как минимум пару сотен лет оно точно действует, и по сей день на нём хоронят прихожан католической церкви. При этом половина кладбища, которое используется сейчас, вполне себе расчищена и приведена в порядок, а вторая половина - заросла разнотравьем настолько, что даже сложно вообразить, сколько там надгробий на самом деле.
На кладбище находится интересная часовня 1859г., построенная на могиле священника Адама Дмаховского. Для наружных стен были использованны средневековые надгробные плиты и камни, при этом на многих плитах надписи обновлены (в отличие от старых кладбищенских надгробий).



читать дальше

@темы: белорусские кладбища

17:36 

Евдокиевское кладбище (Липецк)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:


На этом месте начали хоронить еще в начале 10 века - здесь располагался погост Христорождественского собора, центрального храма Липецка. В 1817—1818 годах здесь была построена церковь во имя святой преподобномученицы Евдокии, после чего кладбище стало называться Евдокиевским. Строительство велось на средства Ивана Федоровича Лобкова, увековечившего таким образом память своей жены Евдокии.
читать дальше

@темы: российские кладбища

17:28 

Этнические кладбища Москвы

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


По советской еще традиции сегодня на российских погостах хоронят всех умерших, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Однако в последнее время на больших кладбищах стали появляться обособленные "этнические" участки. Например, на Востряковском в Москве есть специальное место захоронения для евреев. На Митинском и Домодедовском – мусульманские участки. На православно-атеистическом Кузьминском своих близких отдельно хоронят цыгане, отдельно – армяне.
Как сообщается на сайтах различных бюро ритуальных услуг, похоронить умершего в соответствии с его национальными традициями сегодня совсем не сложно. Правда, обходятся такие похороны существенно дороже обычных. Ведь система заточена на "основного потребителя услуг", а это православные русские. Просто потому, что 9 из 10 москвичей – русские, а свыше 70% жителей столицы называют себя православными христианами и в соответствии с многовековой традицией хоронят усопших в гробу на третий день после смерти. И вот здесь случаются казусы.
О недавнем кладбищенском ЧП "НацАкценту" рассказывает работник Домодедовского кладбища: "Приезжает к нам полиция со словами, мол, у вас посреди дороги гроб валяется! Один из водителей чуть не въехал в него. Приезжаем на место: действительно – гроб... Пустой, слава Богу. Выяснилось, это мусульмане хоронили родственника, а у них ведь не принято в гробу, они же в саване хоронят. Вот они гроб, в котором из морга везли, выкинули".
По словам сотрудников Домодедовского кладбища, несколько лет назад на окраине погоста постепенно стал разрастаться исламский участок. Специально его никто не обустраивал, но так сложилось, что последователи пророка Мухаммеда начали хоронить "своих" отдельно.
читать дальше

@темы: атрибуты погребения и похорон, московские кладбища, обряды и традиции

14:15 

Amsterdam - Zorgvlied

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет fiancee of the supervillain:

Есть у меня такая странность - люблю эстетику некрополей. в Праге я посетила Вышеградское кладбище, и весьма впечатлилась, поэтому, готовясь к поездке в Амстердам, искала подобные места и нашла целых два, заслуживающих пристального внимания. одно из них, кладбище Zorgvlied, я и покажу в этом посте.



смотреть дальше

@темы: нидерландские кладбища

16:03 

Мумии Сицилии

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Когда звучит словосочетание "мумии Сицилии", то в памяти первым делом всплывают катакомбы капуцинов в Палермо. На острове же можно найти еще несколько крупных объектов с забальзамированными телами. О них всех мы и постараемся рассказать вам в этом посте.


Отрывок из книги "Опыт путешествий" Адриана Гилла:
-Сицилия-


Надо заметить, что катакомбами это место назвали ошибочно. На самом деле, это подземное кладбище монастыря капуцинов, находящееся в крипте церкви Санта-Мария делла Паче. Прочесть подробнее можете по ссылке-названию.
-справка-

-The Church Saint Nicolò of Bari, Gangi-




+Наша подборка+

Склеп с монахами в народе называют Ямой священников. Около ста тел вертикально располагаются в своих нишах, над которыми можно найти гробы с останками других бывших настоятелей церкви.
По датам склеп использовался с 1728 по 1872 гг. Возраст мужчин от 49 до 81 года.
Особенность этих мумий в уходе за кожей лица покойных (их натирают воском). Самые удачные выглядят как посмертные маски. Например, мумия Эпифанио Ваццано, который умер в 1870 году в возрасте 75 лет.


-Много мумий-

-Кратко о традиции-


@темы: обряды и традиции, мумии, клипы/ролики/передачи, итальянские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

13:06 

Trois Couleurs: Bleu (1993)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Три цвета (фр. Trois Couleurs, польск. Trzy kolory) — является общим названием для трех фильмов режиссёра Кшиштофа Кесьлёвски и включает соответственно три фильма: «Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый», «Три цвета: Красный».
Все три фильма были написаны в соавторстве с Кшиштофом Песевичем под руководством Агнешки Холланд и Славомира Идзяка, музыку к фильму написал композитор Збигнев Прайснер. Трилогия стала первым успехом Кесьлевского на западе и одной из его наиболее известных работ со времен «Декалога».
Синий, белый и красный являются цветами флага Франции (слева направо), и история каждого фильма так или иначе основана на одном из девизов Французской республики: свобода, равенство, братство.
Сюжет: 33-летняя Жюли выжила после автокатастрофы, но потеряла мужа-композитора и пятилетнюю дочь. Она обрывает все связи с прошлым и уходит в себя, переезжает из загородного дома в Париж, где ее никто не знает. Музыка мужа, в которой она, как выясняется, принимала куда большее участие, чем считала, исцеляет ее и возвращает к жизни.


Фильм о том, что смерть близких становится чудовищной в своей бескрайности свободой. Как пережить потерю и вновь начать открываться миру.

«Синий» повествует о цене, которую приходится платить за свободу. В какой степени мы действительно свободны?
Героиня – несмотря на трагедию – оказывается в исключительно комфортной ситуации. Ведь Жюли абсолютно свободна. С гибелью мужа и дочки она теряет семью и тем самым – все обязательства. Она прекрасно обеспечена, ничто её не связывает, она ничего никому не должна. Возникает вопрос: действительно ли человек в такой ситуации свободен?
Жюли считает, что да. Поскольку у неё не хватает решимости покончить с собой (а может, такой шаг противоречит её мировоззрению – этого мы никогда не узнаем), она пытается начать новую жизнь, освободиться от прошлого. В таком фильме, казалось бы, должно быть много сцен с посещением кладбища, со старыми фотографиями. Но таких сцен нет. Прошлое Жюли отсутствует – она решает его зачеркнуть. Возвращается оно лишь в музыке. Но оказывается, что от всей прожитой жизни освободиться невозможно – в какой-то момент возникает страх, ощущение одиночества, появляются люди, связанные для Жюли с прошлым. Она начинает понимать, что так жить нельзя".
(Кесьлевский. О себе)
***
В «Синем» свобода становится идеей трагической. Жюли свободна, потому что у нее жестоко отняли её прошлое и семью. Не имея эмоциональных связей и достаточно состоятельная, чтобы делать то, что хочет, Жюли отступает в пустоту. Кесьлевский несколько раз возвращается к подобному могиле образу огромного, безлюдного крытого бассейна, куда Жюли приходит, чтобы доводить до изнеможения своё тело и уничтожать свои чувства. В то же время, есть моменты пронзительно острой, физической боли, как в эпизоде, когда Жюли, покидая дом после безразличной, холодной любовной сцены с Оливье, обдирает костяшки пальцев, проводя рукой, сжатой в кулак, вдоль стены. Боль – чтобы убежать от другой боли, крайнее чувство – то же самое, что бесчувствие. (Dave Kehr “To Save the World: Kieslowski's Three Colors Trilogy”)


@темы: кинематограф, Тени смерти, нотки вечности (музыкальные полотна), клипы/ролики/передачи

09:49 

Старые кладбища Смоленска

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — недействующий католический храм в Смоленске, построенный в неоготическом стиле. Строился с 1884 по 1896 год. Рядом с костелом располагаются два кладбища: Польское и кладбище "Клинок".

Польское кладбище

+Альбом+

Как известно, у Смоленщины с Польшей особые отношения. Смоленск принадлежал полякам в 1611-1654 годах, и в связи с этим ещё несколько веков вперёд в нём жило большое количество поляков и литовцев, как, впрочем, и "понаехавших" евреев и немцев. Ярче всего об этом может говорить наличие в Смоленске культовых сооружений разных национальностей - немецкой кирхи на улице Ленина (ныне - шахматный клуб), еврейской синагоги (ныне - главный корпус колледжа связи и телекоммуникаций) и, конечно, католического костёла на улице Урицкого. Костёл - выдающий памятник архитектурного искусства XIX века. В 1894 году он был заложен (именно цифры этого года выложены над главным входом, который не открывали уже лет 80, если не больше), а в 1897 году - окончательно достроен. Поскольку паства у костёла была, то возникновение рядом с ним кладбища стало закономерным.
В 1937 году костёл был закрыт. С тех пор в здании размещается государственный архив Смоленской области, под который сейчас строится новое здание. Когда архив будет перевезён, костёл обещают возвратить католической общине. Сейчас же и костёл, от которого отваливаются кирпичи и железными листами закрыты окна, и само кладбище находятся в удручающем состоянии. Большинство могил заросло сорняками, а кое-где даже здоровенные деревья вылезли из-под земли прямо рядом с надгробиями, повредив их.
©
Паучишко
Расположено кладбище на улице Урицкого, рядом с католическим костёлом, через дорогу от кладбища "Клинок". Некрополь уникален для города тем, что подавляющее большинство захоронений на нём - довоенные, а многие даже и дореволюционные. К сожалению, с кладбищами в Смоленске ныне всё печально, многие в отвратительном состоянии, и старых захоронений нигде, кроме Польского кладбища, более почти не сохранилось.
читать дальше



-Другие старые кладбища-

@темы: российские кладбища

12:40 

Творения Гаэтано Джулио Зумбо и его последователей

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Gaetano Giulio Zumbo 'The Triumph of Time"

Ужасающие своей реалистичностью восковые скульптуры зачумленных трупов и издыхающих младенцев, выполненные мастером эпохи Барокко, уроженцем сицилийских Сиракуз, Гаэтано Джулио Цумбо, или Зумбо (Gaetano Giulio Zumbo). Считается, что он был первым создателем медицинских моделей из окрашенного воска.
"Цумбо получил образование в Иезуитском институте родного города, но покинул аббатство, желая быть скульптором. С 1678 по 1691 гг. он жил в Неаполе и создал две восковые группы, сохранившиеся до наших дней во Флоренции в музее Ла Спекола.
Музей имеет глубокие связи с историей; части коллекции можно проследить, чтобы семьи Медичи. Он известен своей коллекцией восковых моделей анатомических 18-го века. Это старейшее научное музей Европы.
Этот музей расположен в бывшем Палаццо Torrigani на Via Romana 17, недалеко от дворца Питти. Императорский Regio Museo ди Fisica е Storia Naturale (Императорский-Королевский музей физики и естественной истории) был основан в 1771 году великим князем Питер Леопольд, чтобы публично демонстрировать большую коллекцию природных раритетов, таких как окаменелостей, животных, минералов и экзотических растений, приобретенных нескольких поколений Медичи. На момент его открытия, и в течение первых лет 19-го века, это был единственный научно музей или Wunderkammer в своем роде, специально созданное для общественности, чтобы посмотреть. Он открылся 21 февраля 1775 для широкой публики.
Сегодня музей насчитывает 34 номеров и содержит не только зоологические объектов, например чучело бегемота (17-го века Медичи домашних животных, которые когда-то жили в Боболи), но и коллекции анатомических восков (в том числе Гаэтано Джулио Зумбо и Клементе Susini), искусство развивалось во Флоренции в 17 веке с целью преподавание медицины. Эта коллекция очень известен во всем мире для невероятной точностью и реализмом деталей, скопированных с реальных трупов. Кроме того, в Ла Specola на выставке представлены научные и медицинские инструменты. Части музея украшены фресками и Пьетра твердой мозговой оболочки, представляющих некоторые из основных итальянских научных достижений от эпохи Возрождения до конца 18 века.
Свирепствующая в то время чума порождала мысли о хрупкости человеческой жизни. В западно-европейском искусстве преобладал маньеризм — направление, утверждавшее неустойчивость, трагические диссонансы бытия. Черты маньеризма можно видеть и в первых созданных Зумбо «театрини» — восковых аллегорических группах «Триумф времени» и «Чума»."



"Время и смерть", монахиня Caterina de Julianis



@темы: Vanitas, история скульптуры, творчество на тему

13:37 

Церкви Чистилища в Италии

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Среди церквей Италии есть особый вид - Chiesa del Purgatorio.
Мы уже рассказывали о церкви Santa Maria del Purgatorio в Неаполе. Сегодня мы попробуем показать другие знаменитые церкви чистилища с характерными макабрическими элементами в оформлении фасадов и внутреннего убранства.
Chiesa del Purgatorio, Terracina

Эта церковь Chiesa del Purgatorio (дословный перевод – Церковь Чистилища) XVIII века — редкий пример позднего барокко в архитектуре Террачины. Первоначально она была построена по инициативе братства Confraternita della Buona Morte (Братство Хорошей Смерти), помогающим беднякам хоронить своих родственников. В ту пору в моде были напоминания о смерти, поэтому на фасаде соответствующий рисунок и девиз на латыни: «Hodie Mihi Cras Tibi», что означает: «Сегодня мне, завтра тебе».
Внутри:


+4


-Другие места-


Церковь святого Лаврентия (Chiesa del Purgatorio o di San Lorenzo) в Агридженто была построена на месте древнего склепа. А в городе Монополи в местной церкви чистилища находятся мумии священников:



-Santa Maria delle Grazie, Sansepolcro (1518)-

Церковь Богоматери Милости была построена вместе с соседней ораторией Братства смерти по инициативе приверженцев религиозного движения флагеллантов в 1518 году.
Серьёзные реконструкции храм претерпел в 1899 году под руководством Джузеппе Кастелуччи, затем - в 50-х годах прошлого столетия и в 2006-2007 годах.
В интерьере храма с одним нефом и простыми отштукатуренными стенами выделяется резной деревянный потолок, вероятно, работы Альберто Альберти (конец 16 века), восстановленный Кастелуччи в конце 19 века.
Главный алтарь украшен доской с изображением Богородицы во славе работы Раффаэллино дель Колле (1555), заключенной в большую золоченую раму в виде арки в окружении мраморных колонн и скульптур.
На фасаде выделяется каменный портал с деревянной дверью, украшенной искусной резьбой с изображениями скелетов, созданной по эскизам Альберто Альберти (1563).
(с) cult-turist

@темы: мумии, итальянские кладбища, история скульптуры, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, В гостях у La Belle Dame sans Merci

22:24 

Уроборос

герой мураками
зато я спас кота
Была озадачена, увидев на нескольких надгробных плитах змею, пожирающую свой хвост. В основном на них даты рождения-смерти, имя покойного и пара строк. Ну или как на второй плите - гроб с крылышками, череп и кости и, наверное, свеча.





+3

Кто нибудь видел еще эту змейку? Понятно, что это древний символ бесконечности, но нормально ли изображать его на могиле христианина?

@темы: российские кладбища

главная