Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: исчезнувшие кладбища (список заголовков)
19:10 

Московские кладбища. История.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Древние кладбища Москвы

---
Глава из книги (И.К.Кондратьев; Седая старина Москвы)
---
историческая памятка
---
Журнал «Деньги» № 38(594) от 25.09.2006

Любой древний город стоит в прямом смысле на костях. Расширяясь, мегаполис "наступает" на места захоронений, и многие из них уничтожаются, становятся площадками для строительства. Особенность Москвы в том, что здесь совсем недавно по историческим меркам прошли две волны сноса кладбищ: в 20-30-е годы, в период становления атеистической идеологии, и в 50-60-е, когда развернулось массовое строительство. Многие кварталы сталинской застройки и спальные районы оказались на территории бывших кладбищ.
статья
Риэлторская оценка
заметка специалистов

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

21:10 

Вечный покой под колесами

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
15:05 

Последние камни Семеновского кладбища. Ю. Рябинин

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Неподалеку от станции метро "Семеновская" есть небольшой сквер, над которым недавно поднялся золотой куполок, сразу очень украсивший, ожививший невзрачную Семеновскую заставу. После многих лет запустения, доведенная почти до состояния руин, здесь теперь восстанавливается Воскресенская церковь. Впрочем, в этом ничего особенного нет: церкви сейчас восстанавливаются повсюду. Но вот сквер, в котором стоит церковь, действительно необычный. Среди деревьев, в траве, здесь лежат гранитные и мраморные камни - иногда целые прямоугольные плиты с едва различимыми надписями на них, но чаще бесформенные обломки. На них играют дети. К ним же подбегают "по нужде" собаки, которых сюда приводят жители всего района. Но при этом жителям района, как никому в Москве, известно, что сквер с разбросанными по нему каменными плитами - это остатки Семеновского кладбища, когда-то одного из самых больших в городе.Семеновское кладбище было единственным "нечумным" в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. Еще задолго до 1771 года на этом месте существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви в Семеновском. Еще в начале ХХ века здесь находилось несколько плит XVII столетия. На самой старой из них стояла дата "от сотворения мира", соответствующая 1641 году Р.Х., и была замечательная надпись: "Евфимия жена гостя Андрея Никифоровича". Сейчас даже и не понять, какого такого гостя женой была эта Евфимия. А она, попросту говоря, была купчихой. В старину гостями называли купцов, приехавших со своими товарами откуда-нибудь издалека. Как в опере "Садко" - "варяжский гость", "индийский гость". И еще любопытно заметить, что в XVII веке у "гостей" не было фамилий. Фамилии стали широко распространяться среди "неблагородных" сословий вообще только в послепетровские времена, и еще в XIX веке в России не все имели фамилии. Но особенно интересно, что женщина в ту пору мало того что не имела фамилии, но еще и не удостаивалась называться по отчеству. Одно имя, и будет с нее. Тогда женщина настолько во всем была "за мужем", что даже в надписи на ее могиле больше сказано о муже, нежели о ней самой. С каких пор здесь стали хоронить, можно только предполагать. Скорее всего, кладбище было ровесником Семеновского села. А значит, довольно древнее. Может быть, самыми ранними из известных покоенных здесь были родители ближайшего соратника Петра I - А.Д. Меншикова.
Последние камни Семеновского кладбища


Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников. но и там все просто и бедно. Оторванные от близких людей, от родных полей и деревень, одиноко умирали в Военном госпитале и лазаретах больные солдаты. Печальная весть доходила наконец до деревни, там оплакивали потерю, а на окраине Москвы прибавлялась новая могила, которую в большинстве никогда не посетит близкий человек. Где уж тут ехать в далекую столицу бедному крестьянину. И растет с каждым годом рать наскоро сколоченных солдатской же рукой четырехконечных крестов со скатными кровельками. В особенности увеличился этот рост во время войны, со второй половины 1914 года. Могилы роются одна за другою в последовательном порядке, почему даты на крестах получаются хронологически правильными. Эта наглядная картограмма нарисована уже почти до конца кладбищенской черты, и скоро придется искать нового места. Здесь нет цветов, не видно посетителей, да мало кто и подозревает о существовании этого кладбища, устроенного в поле, примкнувшего одною стороною к стене Семеновского кладбища, а с другой едва отделенного от пустырей и свалок проволочной изгородью. Не сразу найдешь и вход на кладбище, со стороны линии Моск.-Казанской жел. дор., там, где мимо его ворот проезжают только одни обозы на свалки.

-Семеновское кладбище-

У самой Семеновской заставы, рядом с ее оригинальными караулками начала XIX века, существует прекрасный парк - Семеновское кладбище. Это именно парк, с красивыми густыми аллеями, шпалерами подстриженного кустарника, из-за которого крестов почти не видно. Первая половина кладбища, где в густоте шпалер скрываются даже большие памятники, не похожа ни на одно из московских кладбищ. Могилы здесь не теснятся друг к другу, а свободно располагаются на обширных площадях, как клумбы на газонах. В конце кладбища шпалеры кустарника исчезают, и простые деревянные кресты утопают там в высокой душистой траве. Старые березы и сосны дают густую тень, разливающую приятную прохладу по всему кладбищу. Всюду царит тишина, нарушаемая только слабым шелестом листьев. Редко, редко по дорожке пройдет задумавшийся посетитель "мертвого сада". Памятники Семеновского кладбища более чем просты, почти бедны, надписи на них не будят никаких воспоминаний. Все были люди незаметные, люди неизвестные. Они жили, умирали, замкнув маленький круг личной жизни, не оставив о себе на память ничего, кроме недорогих камней и деревянных крестов.
И скромный памятник в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.
Любовь на камне сем их память сохранила
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.
(Жуковский.)

Впрочем, есть камень не только с одним именем и библейской моралью, а и с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи:[i] "Знание уменьшает страданье людей. Дух без знанья и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и - будете здоровы".
Аполлон Григорьевич БЕЛОПОЛЬСКИЙ родился 1820 декабря 14 умер 1883 сентября 29. На Семеновском кладбище погребен поэт А. И. Полежаев (1805-1838), но указать его могилу здесь не могу! Эта жизнь началась случайно и окончилась безвременно по прихоти капризной судьбы. Полежаев был внебрачным сыном богатого саранского помещика Струйского, и умер простым солдатом (по некоторым сведениям ему присвоили офицерский чин. - Прим. Нестеров А. Н.), в солдатской больнице. Пылкий душою, одаренный большим талантом, Полежаев попал в такую атмосферу, в которой не мог жить и должен был сгореть. Он чувствовал это и сам.
Давно душой моей мятежной
Какой-то демон овладел,
И я зловещий мой удел,
Неотразимый, неизбежный,
В дали туманной усмотрел.

Зная человеческую душу, он, как заболевший врач, ставил
диагноз самому себе.
Убитый роком своенравным,
Я вяну жертвою страстей.
Я зрел: надежды луч прощальный
Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный
С тех пор горит в моих очах...
Любовь к прекрасному, природа,
Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода,
Все, все погибло для меня.
Без чувства жизни, без желаний,
Как отвратительная тень,
Влачу я цепь моих страданий
И умираю ночь и день.

Полежаев умер в Военном госпитале, и, когда один из друзей его явился просить тело для погребения, никто не знал, где оно; солдатская больница торгует трупами, она их продаёт в университет, в Медицинскую академию, выпаривает скелеты и проч. Наконец, он нашел в подвале труп бедного Полежаева, он валялся под другими, крысы объели ему одну ногу. Так умер затравленный николаевским режимом студент Полежаев, но как поэт - он живет, он продолжает бичевать людей -
Люди, люди развращенные,
То рабы, то палачи,
Бросьте, злобой изощренные,
Ваши копья и мечи.

Как уместны бы были на его могиле стихи А. Н. Плещеева:
Спи, бедняк! Без сожаленья
Ты расстался с этим миром,
Что бросал в тебя каменья,
Оттого, что на служенье
Лжи его - его кумирам
Ты себя не обрекал.



@темы: московские кладбища, клипы/ролики/передачи, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:34 

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие, и прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершими «дурною смертью». Мало того, что их не хоронили на обычных погостах вместе с праведно умершими, а закапывали где-нибудь в поле, на выгоне, «на буйвище», как тогда говорили, так еще и погребать этих людей дозволялось церковью только дважды в году— в четверг седьмой недели после Пасхи, в так называемый Семик, и на Покров — 1 октября по ст. ст. Если кто-то отдавал Богу душу задолго до дозволенного дня похорон, его тело оставляли дожидаться погребения в специальном помещении с ледником, называвшемся «убогим домом». Но вообще, нужно сказать, таких опальных покойников было немного. Перспектива позорного погребения удерживала людей от многих злодейств.
В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной роще, было устроено специальное кладбище для неимущих, бродяг и всех умерших «дурною смертью» — Лазаревское. Там же появился и новый «убогий дом». Москвичи очень боялись Лазаревского кладбища. Окруженное густым Марьинским лесом, оно почиталось московским людом проклятым, таинственным местом.
Лазаревское кладбище

Из воспоминаний:
"В начале 60-х Детский парк в Марьиной роще был главной достопримечательностью.
Тогда 18-й и 42-й троллейбусы до метро «Рижская» не ехали – конечная остановка была у гостиницы «Северная»: высадив пассажиров, водители тоже выходили следом, чтобы пробить путевые карточки в железной тумбе с педалью и запаянным внутри хронометром, и ты, проходя мимо, каждый раз поддавался искусу заглянуть в стеклянное окошко, чтобы сверить с теми часами свои наручные. У «Северной» же, на фоне соседних одно- двухэтажных домов смотревшейся как небоскрёб, кончался и Сущевский вал, упираясь в «парковую зону».
Художественное оформление входа в «Детский парк Дзержинского района», соответствовало времени и окрестному дизайну: деревянно-штукатурная громоздкая «подкова», на пятачке возле которой летом торговали газировкой и круглый год – мороженым и кондитерскими изделиями типа «язычок в сахарном песке» за 7 копеек.
Пройдя под арку, ты тут же попадал в Страну Пионерию – справа и слева трубили, барабанили и отдавали честь гипсовые мальчишки-девчонки, у которых периодически отваливались руки, горны, головы и барабаны, обнажая гнутую ржавую арматуру. Сразу за ними размещались спортивные тренажеры: деревянные колеса для бега на месте, щиты для перелезания через и бревно для хождения вдоль, а так же брусья и качели, которые не фиксировались наверху и позволяли запросто угробить свой вестибулярный аппарат, крутя «солнышко».
Миновав спортплощадку, ты оказывался на асфальтированной поляне (половина её, отрезанная Третьим транспортным кольцом, и теперь осталась), где летом мелкая ребятня носилась на великах, а зимой её заливали под каток. Вообще катков зимой было три: этот – главный, чуть дальше – за фанерной эстрадой – хоккейный (на летнем футбольное поле), а справа от входа в парк, где теперь лошадиный манеж, – каток для фигуристов, с двухэтажной раздевалкой и вполне цивильный, помнящий звездную пару Белоусова & Протопопов. Вокруг всего этого великолепия толпились двухсотлетние деревья, растущие сплошняком, поскольку изначально были посажены на могилах.
Собственно весь этот парк – огромное Лазаревское кладбище, от Трифоновской улицы до Рижского вокзала, с великолепной церковью XVIII века, нынче не только действующей, но и огородившей вокруг себя всю середину детского парка. До самого Олимпийского года в дальних уголках еще утопали в зарослях древние могильные плиты. И едва здесь начинались земляные работы – в кучах выбранного грунта неизбежно таились гробовые доски, кости и черепа. В доступности школьникам костяных голов однажды имела радость удостовериться наша учительница биологии: опрометчиво пообещала «пятерку» тому, кто принесет красивый череп в комплекте с нижней челюстью и зубами, и на следующий же день в ее классе ожила картина Верещагина «Апофеоз войны». Однако, очнувшись от обморока, слово своё сдержала – три десятка «пятерочек» раздала честно..."
© Мерихлюнд

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:37 

Плохая им досталась доля...

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Дорогомиловское кладбище


Не было в Москве, пожалуй, другого кладбища, расположенного столь же живописно, как Дорогомиловское. Оно находилось на высоком рельефном берегу Москвы-реки между Дорогомиловской заставой и Окружной железной дорогой. И с реки или со стороны Пресни кладбище смотрелось так же, как теперь смотрится Нескучный сад из Хамовников: полоса густого леса длиной с версту и шириной в 100–150 саженей. Дорогомиловское кладбище возникло в «чумном» 1771 году. Но до 1812 года оно оставалось ничем не примечательным погостом, на котором хоронили самый простой московский люд, в основном крестьян из западных губерний— помещичьих дворовых или отпущенных в столицу на оброк. А во время Отечественной войны здесь было похоронено много погибших или умерших от ран солдат и офицеров. И не только русских, но и французов. Чаще всего в источниках упоминается братская могила, в которой якобы были похоронены триста русских воинов — участников Бородинского сражения. Но скорее всего, их там было похоронено гораздо больше. И не только в одной этой могиле. Период с 26 августа (день Бородина) по 11 октября (освобождение Москвы от неприятеля) — это одно из темных пятен нашей истории. Кутузов и Ростопчин действительно осуществили тогда невиданную по масштабам эвакуацию. Но при этом в первую очередь они спасали то, что могло быть реально полезным для борьбы с супостатом, — чудотворные иконы, мощи святых, священные сосуды, другую церковную утварь. Но уже для того, чтобы вывезти менее полезное имущество, как-то: полторы сотни пушек и 75 тысяч ружей, — у эвакуаторов не хватило ни времени, ни энергии, ни транспортных средств. Все это досталось неприятелю. И, судя по всему, во всем городе нашлась только одна Наташа Ростова, пожертвовавшая частным ради общего. Потому что в Москве, по разным данным, на милость врага было оставлено от 10 до 23 тысяч раненых участников Бородинского дела. Для них не нашлось подвод. И в результате почти никто из них не выжил: кто-то погиб при чудовищном пожаре, кто-то умер из-за отсутствия ухода, а кого-то и казнили оккупанты. Вряд ли на Дорогомиловском кладбище было похоронено всего триста воинов. Если только в какой-то одной могиле, над которой в 1849 году на средства известного промышленника мануфактур-советника Прохорова был установлен памятник— кирпичная стела, облицованная железом и увенчанная золотой с крестом главкой, напоминающая монумент на Бородинском поле. На ней была надпись: «Сей памятник воздвигнут над общею могилою трехсот воинов-страдальцев и раненных в Бородинской битве и умерших на пути в Москву 1812». Остальные воинские могилы, не отмеченные долговечными памятниками, по всей видимости, исчезли еще в первой половине XIX века. Почему и сложилось представление, будто на Дорогомиловском кладбище было похоронено только триста участников Бородинской битвы. В советское время стелу разобрали, скорее всего потому, что, выполненная в традициях архитектуры православных надгробий, она не соответствовала новым представлениям о памятниках над воинскими захоронениями. Кстати, тогда же взорвали и ее прообраз — монумент на Бородинском поле — с могилой Багратиона заодно. И на месте этой стелы установили гранитный обелиск с надписью: «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мосгорисполкомом в 1940 г.» Какое-то время обелиск стоял на своем законном месте, хотя само кладбище было уже закрыто и постепенно ликвидировалось. А в начале 1950-х годов его перенесли в Фили — к «Кутузовской избе». Есть несколько версий о судьбе останков трехсот воинов из братской могилы. В большинстве источников говорится, что они теперь там, где стоит обелиск, — то есть у «Кутузовской избы». Существует также мнение, что их перезахоронили на Ваганьковском кладбище.[i] Но например, дорогомиловский краевед и старожил этого района Федор Федорович Егоров, на глазах которого Дорогомиловское кладбище ликвидировалось и застраивалось, утверждает, что погребенных там солдат-бородинцев вовсе не перезахоронили — они так и остались лежать на своем прежнем месте. И это очень правдоподобно. Во-первых, после ста сорока лет их упокоения в сырой земле едва ли возможно было перезахоронение. А во-вторых, это же был чисто символический акт перенесения останков. И для этого можно было откопать всего несколько косточек или даже просто перенести из старой могилы на новое место горсть земли. В 1839 году на кладбище на месте старого храма была сооружена новая церковь Преподобной Елизаветы с двумя приделами — Владимирской иконы Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа, очень похожая на Святодуховскую церковь на Даниловском кладбище. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х. Да и последние годы своего существования находилась уже в совершенном запустении. Церковь стояла там, где теперь двор дома № 26 по Кутузовскому. Того самого дома, в котором жили генеральные секретари Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов. До революции Дорогомиловское кладбище среди состоятельных москвичей не почиталось особенно престижным. Это уже в позднюю советскую эпоху Дорогомилово сделалось районом, как говорят, элитным, связанным с центром новым мостом и проспектом. А совсем недавно еще и двумя пешеходными мостами. А раньше до кладбища и добраться-то было не просто. К нему вела единственная дорога — через Бородинский мост, по Большой Дорогомиловской улице. У земского шлагбаума на заставе, приблизительно там, где теперь стоит монумент «Москва — город-герой», мостовая заканчивалась, и дальше до ворот кладбища дроги ехали еще с версту по обычному пыльному проселку. Даже купеческих захоронений здесь было немного. Во всяком случае, купцы высшей гильдии не считали кладбище в Дорогомилове достойным для них местом упокоения. Например, фабриканты Прохоровы, державшие за рекой напротив кладбища крупнейшую в Москве мануфактуру, хотя и установили на свой счет стелу над братской могилой погибших при Бородине, хотя и делали пожертвования в Елизаветинскую церковь, родовой склеп предпочли устроить все-таки в более достойном их положению и состоянию месте — в Новодевичьем монастыре. Но тем более удивительно, что в Дорогомилове в XIX и в начале ХХ века часто хоронили ученых, профессоров. Одним из первых ученых там был похоронен ординарный профессор «политической экономии и дипломации» московского университета Н.А. Бекетов (1790–1828). Затем Дорогомиловское становится прямо-таки «профессорским» или «университетским» кладбищем: там были могилы известного юриста, специалиста по гражданскому, международному и уголовному праву Л.А. Цветаева (1777–1835); ректора московского университета с 1832 по 1837 год востоковеда А.В. Болдырева (1780–1842; в 1950 он был перезахоронен в Донском монастыре); профессора медицины В.М. Котельницкого (1770–1844); профессора математики Н.Е. Зернова (1804–1862; перезахоронен на Ваганьковском); терапевта, кардиолога Г.И. Сокольского (1807–1886); профессора анатомии Д.Н. Зернова (1843–1917), опровергнувшего в свое время теорию итальянского психиатра Чезаре Ломброзе о врожденной склонности к преступлениям у некоторых людей; первой женщины — профессора этнографии в России В.Н. Харузиной (1866–1931). Были там могилы и нескольких деятелей культуры: композитора И.А. Саца (1875–1912; перезахоронен на Новодевичьем), писателя И.С. Серова (1877–1903), москвоведов П.В. Шереметьевского (ум. 1903) и В.К. Трутовского (1862–1932). И многие эти люди так и остались лежать на дорогомиловском берегу. Лишь некоторых из них перезахоронили. Впрочем, теперь там, скорее сего, не осталось и тех, кого не позаботились перезахоронить в 40–50-е годы. Потому что из всех ликвидированных в Москве кладбищ Дорогомиловское оказалось самым застроенным впоследствии. Значительная часть его территории теперь под домами. И естественно, при строительстве этих ампирных гигантов все остававшиеся там кости были выбраны вместе с грунтом экскаватором и вывезены в неизвестном направлении. Пропала тогда и могила, безусловно, имеющая важное значение для российской истории: в Дорогомилове был похоронен один из крупнейших государственных деятелей XIX века, министр народного просвещения, тайный советник и, как говорится, особа, приближенная к императору, — Николай Павлович Боголепов (1847–1901). Это был виднейший представитель консервативного крыла русской политики и общественной мысли, единомышленник и последователь Д.А. Толстого и К.П. Победоносцева, реакционер, как раньше о таких говорили. Взлет его был стремительным. Окончив курс на юридическом факультете московского университета, он вскоре был приглашен преподавать на кафедру римского права. И дослужился там до профессора. А в 1883 году — в тридцать шесть лет! — Боголепов становится ректором университета. В этой должности он был до 1887 года. И вторично — в 1891–1893 годах. А в 1898-м он был назначен министром народного просвещения. Боголепов хотел сделать из университетов, которые, по его мнению, стали очагами вольнодумства, закрытые учебные заведения, находящиеся под жестким контролем власти, причем на своевольных студентов воздействовать мерами полицейского характера. Удивительно, но эти боголеповские порядки прижились в нашей системе высшего образования и в общем-то сохраняются до сих пор. Например, именно при Боголепове было отменено и так больше никогда и не восстановилось положение, при котором арестовать студента за что-либо можно было только с согласия ректора. Для большего контроля над учащимися министр народного просвещения придумал создать студенческие общежития. До этого иногородние студенты обычно нанимали квартиры и в свободное от занятий время были людьми вполне вольными. Теперь же они и во внеурочное время находились под пристальным присмотром педелей. Но нужно сказать, самим-то студентам общежитие в конце концов пришлось очень даже по вкусу. Из инструмента подавления оно превратилось затем в прибежище студенческой вольности. Наконец, как высшую репрессивную меру против неблагонадежных студентов Боголепов ввел солдатчину. И впервые в истории российского высшего образования в 1900 году за участие в беспорядках 183 студента были отданы в солдаты. Этого Боголепову радикальное студенчество простить уже не могло. И 14 февраля 1901 года исключенный из юрьевского университета по политическим мотивам студент медицинского факультета П.В. Карпович на приеме в здании министерства в Петербурге выстрелом из пистолета смертельно ранил Боголепова. Удивительно даже не то, что на министра просвещения было совершено покушение (в тот период террор в России сделался почти обычным явлением, и жертвами покушений становились вообще очень многие — от полицмейстеров до губернаторов и великих князей), но странно, что какой-то студент мог запросто, и к тому же с пистолетом, попасть на прием к министру. Очень трудно теперь понять: как это министр-реакционер, душитель свобод одновременно был доступен для всякого студента?Тогда мода на «столыпинские галстуки» еще не наступила, и Карповича приговорили к двадцати годам каторги. Но в 1907 году при отправке из Акатуйской тюрьмы на поселение ему удалось бежать. Какое-то время он еще жил нелегально в России, примкнул к эсерам и даже сделался ближайшим соратником Азефа, но вскоре эмигрировал в Англию. После февраля 1917 года Карпович возвращался в Россию, погиб в Северном море: корабль, на котором он плыл, был потоплен германской подводной лодкой. Удивительное совпадение — ни у Боголепова, ни у Карповича нет могилы. Вот как судьба в конце концов уравняла министра и его убийцу. В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

16:29 

История кладбищ Минска

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Город мертвых в городе живых


история
Вероника Черкасова

***

Наверняка вам любопытно, что происходит за стенами вашего дома, когда в его окнах потухают последние огни? Сколько людей выходит вечером на службу, когда другие уже возвращаются домой? Кто несет вахту и где?.. О ночной жизни так мало известно. А между тем она тоже бьет ключом - даже под луной. Чтобы приоткрыть завесу таинственности, мы и решили сменить привычный график своей работы и отправиться в ночной дозор.
На Восточное кладбище Минска, в народе известное как Московское, мы отправились в ночь после Радуницы, когда последние, задержавшиеся допоздна, посетители выходили из темных аллей. Людей в этот день здесь было так много, что центральные ворота закрылись только к десяти вечера, на час позже положенного срока.
Когда утром следующего дня "брама" отворится вновь, на некоторых могилах исчезнут оставленные сладости, опустеют рюмки, даже цветы - искусственные и живые - таинственным образом испарятся. В древности этот феномен объяснялся просто - души умерших приняли яства, оставленные живыми. Но современность дает иное толкование - отнюдь не мистическое. После закрытия кладбище продолжает жить своей жизнью. И мы попробовали рассмотреть ее поближе, оставшись на самом именитом погосте столицы до утра.

+читать отчет+

@темы: древние захоронения, белорусские кладбища, исчезнувшие кладбища, кремация

19:57 

Революционные погосты Парижа

Miss_N
Ninette
18:59 

Парижские катакомбы

Br. Samedi




Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным — от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.
Википедия

Французскую столицу часто называют Городом Света. Фасады домов из светлого камня, широкие проспекты, желтоватые воды Сены, а теперь и прекрасная ночная иллюминация — действительно создают впечатление, что город всегда наполнен светом. Однако существует не меньше оснований называть Париж и Городом Темноты, поскольку в парижской тьме скрываются сокровища веков, которые могут посоперничать с теми, которые щедро освещаются солнцем. Под нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов этого великого города скрывается другой мир, о существовании которого догадываются немногие. Сотни километров таинственных галерей, известных как парижские катакомбы, — это древние каменоломни, откуда средневековые жители города брали материалы для его строительства.
статья



Пишет Marius1198
Все, что можно уже написано. Здесь будут исключительно фото сделанные мной и моим другом..



Неподкосов "Символ "Мертвая голова":
В Париже находится легендарное кладбище Невинных Младенцев (Cimetiere des Innocents), территория которого был освящена пригоршнями пыли, доставленной из Святой земли. С этого момента все близлежащие церковные приходы, больницы и морги начали доставлять сюда покойников для погребений в освященной земле. По причине большого количества захоронений, в том числе во время эпидемий, большинство останков были просто погребены в крупных массовых захоронениях, открытых карьерах{262}. Земли не хватало, и было устроено восемьдесят открытых арок для хранения эксгумированных останков по всему периметру основания кладбища. Под аркадами были помещены стихотворные надписи в стиле memento mori. На возведение этих склепов пожертвовал деньги среди прочих и маршал де Бусико.
Это кладбище также получило известность благодаря уникальному изображению пляски смерти — созданным в 1424 году фрескам, покрывавшим стены галереи (произведение искусства погибло в XVTI в. вместе с обрушившейся галереей). В XVI в. на кладбище была установлена большая статуя смерти, в дополнение к сотням тысяч костей. Для убедительности посетителей, что смерть действительно неизбежна, вдоль аркады костных останков была написана большая картина «Танец смерти» (Danse macabre). Всесилие смерти было представлено и творением знаменитого скульптора-маньериста Жермена Пилона, в том числе знаменитой резьбой, посвященной разлагающимся трупам. Считается шедевром погребального искусства алебастровый рисунок с девизом: «Ни один смертный не может убежать от меня: всем суждено стать пищей для червей», хранящийся в склепе часовни Пресвятой Девы. Парижане собирались на этом кладбище не только для участия в погребальных обрядах, но и чтобы послушать уличных проповедников.
Местные жители жаловались на антисанитарию и миазмы, исходящие от тлеющих человеческих останков. В 1785 году была сформирована комиссия, чтобы приступить к удалению с кладбища останков примерно 2 млн. человек. Из гигиенических соображений и для сохранения персональной памяти о каждом покойном эдиктом Сен-Югу 1804 года Наполеон предписал погребение мертвых в отдельных могилах на огороженных территориях за городом.
Решение проблемы переноса останков с кладбища Невинных Младенцев предложил генерал-лейтенант милиции Александр Ленуа, а именно сохранить кости в огромной сети бывших каменных карьеров протяженностью 170 миль (280 км) в туннелях под Парижем. Генерал-инспектору карьеров Карлу-Акселю Гуиллаумоту было поручено организовать места для захоронений в подземных ходах. Он выбрал карьеры в Монсури. Официальное название реликвария было «Ossuaire General de Paris», но городские жители захотели подобрать менее официальное прозвище. В итоге было выбрано «aucombes». 7 апреля 1786 года секции туннеля были освящены, начался перенос останков. После завершения городские власти решили продолжить этот процесс заполнением помещений с других местных кладбищ в течение 1870—1880-х годов. В результате был сформирован крупнейший в мире склеп, содержащий останки примерно 6 миллионов человек, в числе которых, предположительно, такие знаменитые французы, как Монтескье, Паскаль и Рабле.
Первоначально парижские катакомбы фактически представляли собой свалку костных останков. Однако Наполеон, желая превзойти римские катакомбы, приказал в 1810 году реорганизовать их с целью создания впечатляющего памятника. Новый генерал-инспектор карьеров Луи-Этьсн Херикарт де Тьюри разработал основные декоративные схемы с причудливым чередованием различных костей и черепов. По его задумке, ребра и позвонки были несовместимы с общим дизайном и должны быть скрыты от глаз путем размещения их в виде единой объемной массы. После оформления помещений в проходах были установлены скульптурные памятники.
В катакомбах имеется палата для молитвы, Столп Памяти (Pilicr du Memento), а также знаменитая ротонда большеберцовых костей — толстый цилиндр, доминирующий в заключительном разделе современной пешеходной экскурсии по городу мертвых.
Особого внимания заслуживают многочисленные надписи в стиле memento mori. Вход в катакомбы отмечен фразой: «Стой! Вот империя смерти!» Некоторые надписи были из классических источников, таких как Гораций и Сенека, а также из религиозных, например, из сто первого Псалма («Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли») или Книги Бытия («Человек, помни, что ты прах, и в прах ты вернешься»). Популярность парижских катакомб стремительно росла, и со временем здесь даже стали проводиться концерты. В частности, хорошая акустика была обнаружена в ротонде большеберцовых костей, и здесь исполнялись похоронные марши Шопена и Санкт-Саснский «Танец смерти».

@темы: французские кладбища, погребальные сооружения, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, обряды и традиции, катакомбы, исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

20:32 

Поиск по тегам

What if in paradise there are no houris waiting?..
Для поиска по тегам (@темам) в сообществе.

- В гостях у La Belle Dame sans Merci ~ Заведения и места, которые вы можете посетить по всему свету. Сюда не входят кладбища. Это бары, музеи и постоянные выставки.

- Жизнь тела после смерти ~ тег рассказывает о том, что может случиться с телом после смерти: музейный экспонат**, лекарство или произведение искусства, объект для исследований. Приключения кадавра.

- атрибуты погребения и похорон ~ родственный тег "погребальным сооружениям". Катафалки, саваны, венки и другое.

- Библиотека Вампира с Хайгейта ~ книги непосредственно о смерти и кладбищах.

- Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы) ~ тег говорит сам за себя. Художественная литература.

- Уточним, что Изобразительное искусство содержит в себе только картины. Скульптура имеет свой собственный тег.

- У нас - по известным причинам - исчез тег Некрофилия. Посты с ее элементами будут теперь под тегом ~ Из дневников сержанта Бертрана

- Day of the Dead ~ здесь не только материал о мексиканском празднике смерти. Мы рассказываем о днях поминовения по всему свету.

- кладбища экзотических островов - любые небольшие острова.

- Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти) - персонажи из мифологии.

Темы в процессе формирования.

* Если речь идет о кладбище, на котором лежит груда костей (см. Покойники из Труняна), то это не относится к данной теме.

** Именно музеи с медицинским уклоном ("Башня дураков", к примеру) и передвижные выставки, потому что катакомбы и оссуарии остаются в разделе В гостях у La Belle Dame sans Merci.

@темы: швейцарские кладбища, шведские кладбища, чилийские кладбища, чешские кладбища/Кладбища Праги, цитаты, хорватские кладбища, французские кладбища, финские кладбища, украинские кладбища, творчество на тему, смерть и викторианцы, словенские кладбища, словацкие кладбища, скандинавские кладбища, сербские кладбища, румынские кладбища, российские кладбища, прибалтика, португальские кладбища, помощь, польские кладбища, погребальные сооружения, поверья и приметы, перуанские кладбища, обряды и традиции, нотки вечности (музыкальные полотна), норвежские кладбища, нидерландские кладбища, немецкие кладбища, неизвестные кладбища, мумии, московские кладбища, мексиканские кладбища, кремация, клипы/ролики/передачи, кладбища южной Америки, кладбища экзотических островов, кладбища Южной и Центральной Америки, кладбища Санкт-Петербурга, кладбища Берлина, китайские кладбища, кинематограф, катакомбы, канадские кладбища, итальянские кладбища, исчезнувшие кладбища, история скульптуры, испанские кладбища, исландские кладбища, ирландские кладбища, индийские кладбища, загадки и мистика некрополей, европейские кладбища, еврейские кладбища, древние захоронения, дискуссии, датские кладбища, греческие кладбища, венгерские кладбища, бразильские кладбища, бельгийские кладбища, белорусские кладбища, африканские кладбища, атрибуты погребения и похорон, аргентинские кладбища, арабские кладбища, английские кладбища, американские некрополи, азиатские кладбища, администраторское, австрийские кладбища, австралийские кладбища, Триумф Смерти, Тени смерти, Самые мистические кладбища США, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Пляска смерти, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, Одна история любви, Некрополи Парижа, Лондонские кладбища, Изобразительное искусство, Из дневников сержанта Бертрана, Жизнь тела после смерти, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), В гостях у La Belle Dame sans Merci, Библиотека Вампира с Хайгейта, post mortem/посмертная фотография, Wyoming, Wisconsin, West Virginia, Washington, Virginia, Vermont, Vanitas, Vampires, Utah, Texas, Tennessee, South Dakota, South Carolina, Rhode Island, Pennsylvania, Oregon, Oklahoma, Ohio, North Dakota, North Carolina, New York, New Mexico, New Jersey, New Hampshire, Nevada, Nebraska, Montana, Missouri, Mississippi, Minnesota, Michigan, Massachusetts, Maryland, Maine, Louisiana, Kentucky, Kansas, Iowa, Indiana, Illinois, Idaho, Hawaii, Haunted, Georgia, Florida, Delaware, Day of the Dead, Connecticut, Colorado, California, Arkansas, Arizona, Alaska, Alabama, шотландские кладбища, юмор, японские кладбища

22:51 

Кладбище невинных

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Kein van Kraft:
с ЖЖ: Кладбище Невинных
"Что-то у меня настроение на похоронную эстетику, да. Нервным можно дальше не читать. Но ведь все, нервные и нет, помнят, что для Парижа кладбище des Innocents -- Невинных мучеников, или Невинноубиенных младенцев, или как вообще угодно переводить, а угодно было всячески -- было прямо-таки одним из ключевых мест.
Самое старое и самое знаменитое кладбище Парижа было основано еще при Меровингах -- во всяком случае, в 1970-х там обнаружили некрополь того времени, разрушенный, судя по всему, в 9-м веке, при набеге норманнов. Так или иначе, к 12-му веку -- когда Людовик VI перенес в эти окрестности рынок -- там были и церковь, и кладбище, главным образом предназначавшиеся для прихожан Сен-Жермен-л'Оксерруа. Наличие же рынка, со всей сопутствующей грязью, животными и прочим непотребством, окончательно решило незавидную репутацию кладбища вплоть до самого его конца.
Находилось оно вот тут:

читать дальше
оригинал: silhiriel.livejournal.com/303353.html

Еще.

***
-Анн Голон, Серж Голон "Путь в Версаль"-

@темы: исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Некрополи Парижа, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), французские кладбища

13:39 

Москва, Коломенское, кладбище Патриаршего подворья

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
То, что Вы видите, это просто поднято с берега Москвы-реки, куда это свозили бульдозерами. Местность тогда очищали к Олимпиаде-80.




@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища

21:48 

новости

~Элен~ [DELETED user]
Саркофаг, найденный в подвале Росстата, может быть частью некрополя церкви
Архнадзор считает, что это часть погоста храма Николая Чудотворца в Мясниках.
В субботу утром в подвале здания Росстата в центре Москвы, на Мясницкой улице, в доме N 39 было найдено древнее захоронение.
Его обнаружили рабочие, которые, меняя трубы отопления, сломали кирпичную перегородку. За ней и оказался древний саркофаг.


На место вызвали милицию, она в свою очередь, вызвала археологов из Москомнаследия, чтобы оценить историческую ценность находки.
В «Архнадзоре» сообщили, что захоронение, располагается на месте бывшего погоста церкви Николая Чудотворца в Мясниках.
«Росстат располагается в здании Корбюзье на Мясницкой улице, бывший Центросоюз. А раньше на этом месте была церковь Николы в Мясниках», - сказал «Интерфаксу» координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин.
По его словам, «первая мысль: найденное захоронение - это остаток некрополя церкви».

(с)

video

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

15:09 

Аскольдова могила


Аскольдова могила — место на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь Аскольд. Ныне — это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте древнего Угорского урочища.
Со времён княгини Ольги и до начала XIX века над могилой князя Аскольда стояла постоянно возобновлявшаяся деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. В 1809—1810 годах по проекту архитектора А. И. Меленского на этом месте возведена каменная церковь-ротонда. В 1936 году церковь была превращена в парковый павильон, над которым по проекту архитектора П. Г. Юрченко в 1938 году была надстроена колоннада. С 1990-х годов - действующий храм (УГКЦ), в 1998 году восстановленный в первоначальном виде.
С 1786 года вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где находились захоронения многих именитых киевлян. На этом кладбище были похоронены лётчики П. Н. Нестеров и Е. Н. Крутень — первые российские асы (их могилы перенесены). Официальное решение об уничтожении кладбища, мешавшего созданию парка, было принято в 1935 году.
Во время оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, ликвидированное после освобождения Киева в 1944 году. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах был перенесён в Парк Вечной Славы.
В парке установлен деревянный крест, напоминающий о том, что в 1918 г. на кладбище были похоронены украинские юноши-патриоты, павшие в бою с большевиками возле станции Круты. Неподалеку поставлен памятный знак (архитектор Я. Виг, 1997), посвященный отражённому в летописи пребыванию здесь в конце IX в. угров (венгров) на пути с Поволжья к территории современной Венгрии.

Текст из Брокгауза и Эфрона
Аскольдова могила — место убиения храбрых витязей Аскольда и Дира, на уступе Печерской возвышенности г. Киева, обращённом к В. Дир был погребён за Ирининским монастырем, а Аскольд — на месте его кончины.
Местность эта с древних времён ограждена стеной, и здесь с издавна существует кладбище. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николая, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая.
Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.

Вики
справка
еще

©
читать дальше


@темы: древние захоронения, исчезнувшие кладбища, украинские кладбища

16:38 

Кладбища Калининграда.

автор mudilevski




В 1984 году я попал в больницу с диагнозом: параапендикулярный аппендицит, гнойный абсцесс, спаечно-кишечная болезнь. Однако выжил, несмотря на изношенность организма. Выздоровление заняло много времени. С течением времени, когда я стал уже вставать и прогуливаться в парке вокруг больничного корпуса, я вдруг с удивлением для себя обнаружил, что это вовсе не парк, а одно огромное немецкое кладбище.
Я занялся расспросами среди медперсонала и пациентов. Мне рассказали, что якобы при немцах в этом здании располагался дом для престарелых – хоспис. И соответственно здесь же их и хоронили. С тех пор, территория кладбища пришла в ужасающее состояние. Никем не ухоженное, оно непрерывно подвергалось набегам копателей или становилось убежищем для «бомжей». Вопреки теперь распространённым представлениям, «бомжи» существовали и в СССР. Сам этот термин – советский. Где же не быть лицам без определённого места жительства, как не у бывшего хосписа.
К тому времени, когда я стал осматривать кладбище (март 1984 года), гробокопательство достигло промышленных масштабов. Выходя утром на прогулку, я видел отпечатавшиеся в глине свежие следы от автомобильных шин, свежеразрытую могилу, доски гроба и разбросанные кости. Судя по количеству ям, грабить, было что. Кладбище было очень древним, настолько, что из экономии места в некоторых местах, оно по обычной немецкой привычке располагалось в три слоя. Разглядывая плиты, я хорошо запомнил, что самый древний склеп, огромная (наверное, мраморная крышка), подрытая только с одной стороны, датировалась 1813 годом. Учитывая общую прусскую скудость ресурсов, такое надгробие могли возвести только выдающемуся человеку, наверное, из магистратуры Кёнигсберга, или из военной касты. Основная масса плит датировалась серединой и концом девятнадцатого века. Это были парные могилы, как правила для мужа и жены, либо для братьев и сестёр. Дата рождения обозначалась звёздочкой, дата смерти крестиком. Основной материал надгробий – полированный гранит, серый или красный.
читать дальше
©

В Кёнигсберге в период с 1931 по 1945 годы существовало пятьдесят одно кладбище, - говорит специалист по истории края Николай Чебуркин.
статья


Сельское кладбище под Кёнигсбергом. 1930 год

+раритетные фото+

Справка по кладбищам Калининграда.
(по немецким источникам ГАКО)
1. Кладбище кирхи Юдиттен:

а) у Свято-Никольского собора
б) ул.Тенистая аллея (новое кладбище)
статья
2. Кладбище кирхи королевы Луизы:

а) в ПКиО им.Калинина у кирхи королевы Луизы
б) пр.Мира – ул.Бассейная
Первый храм, построенный Хайтманном - это церковь памяти королевы Луизы. Она была освящена 9 сентября 1901 года в присутствии императорской четы. Здание было выдержано в новороманском стиле. Алтарь скрывался под балдахином, справа от него находилась вырезанная из дерева кафедра, слева - императорская ложа. Орган был изготовлен кенигсбергским мастером Терлецки. На башенке звонили три колокола.
Во время штурма Кенигсберга церковь не пострадала. Но в 1958 году начал обрушиваться ее потолок, просела кровля. В 1970 году был разработан архитектурный проект ее переоборудования: из кирхи решили сделать областной кукольный театр.
Внешний облик здания сохранился, но внутри пространство храма было кардинально “перелопачено”. Сланцевый шифер на крыше заменили медными листами, с западного портала удалили рельефное изображение Иисуса Христа... Бывшая кирха сменила окраску: раньше грани были белыми, а стены - оштукатурены красным (эту расцветку выбрала королева Луиза, которая чрезвычайно любила в бело-красной амазонке гарцевать на коне перед войсками во время парадов). Строители выкрасили грани в сине-серый цвет, а стены, наоборот, побелили.
Внутри во время реконструкции появился новый этаж, где и располагается зрительный зал.
...Рядом с храмом находились две постройки - помещение для конфирмации и домик, где жил священник. Они обветшали и в пятьдесят восьмом году были снесены. Кладбище, прилегающее к кирхе, было уничтожено десятью годами раньше. (А потом на костях кенигсбергских покойников был разбит парк культуры и отдыха. С танцплощадкой и аттракционами. Что ж, “пляски на могилах” - самая давняя калининградская традиция, - прим. авт.)
С кирхой королевы Луизы связан трагический, инфернальный сюжет: два мужика подрядились спилить два креста. На этой кирхе - и на церкви Христа (ныне Дворец культуры вагонзавода). Им хорошо заплатили. Но в течение года один из них попал под трамвай и остался без обеих ног, а другого насмерть сбила машина. Может, это просто случайность, но... люди считают иначе.
Легенда:
Рыжая коса
Это одна из самых ужасных историй, которую рассказывать надо только на ночь. Офицерское кладбище или кладбище за кирхой королевы Луизы (ныне Парк им.Калинина). Во время войны на этом кладбище хоронили военных. В Калининграде существует определённая категория людей, так называемые гробокопатели, которые зарабатывают тем, что «вздувают» - оскверняют могилы. В 60-е годы ХХ столетия они вскрыли женскую могилу и, что поразительно, нашли скелет молодой девушки с огромной толстой рыжей косой. Они достали эту косу, вымыли, вычистили, и когда в Калининграде проходили гастроли одного из Российских театров, продали её одной из актрис этого театр. Волосы были в изумительной сохранности. Позже у этой актрисы обнаружили рак мозга. Рыжая ли коса тому виной, неизвестно, но когда она снимала парик из этой косы, у неё начинались страшные головные боли, когда коса была на ней, она чувствовала себя хорошо… И когда она умирала, коса лежала рядом с ней на простыне. Эта история зловещая. И рыжая коса ещё раз свидетельствует о том, что не надо брать ничего из могилы. То, что принадлежит мёртвым, должно принадлежать им всегда.


3. Кладбище на территории ПКиО им.Калинина:
Вики
а) II-е Тракхаймское кладбище
б) III-е Нойросгартенское кладбище
в) III-е Альтштадтское кладбище

читать дальше

Всего: около 44 кладбищ.

Дорогие читатели, если среди вас есть жители Калининграда, то напишите, пожалуйста, что знаете о местных кладбищах, а может у вас даже найдется пара снимков :)

@темы: российские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Haunted

19:38 

Могильник в Москве

Могильник — в археологии — комплекс погребений.
Античные могильники обычно назывались некрополями, христианские и мусульманские места захоронения — кладбищами.
Первые захоронения умерших появились в эпоху палеолита, но они совершались тогда непосредственно на стоянках, а не в специально отведённых местах. Собственно могильники появились в эпоху мезолита. Погребения совершались с соблюдением определенного обряда, связанного с представлениями о загробной жизни. Вместе с умершим помещали различные предметы («погребальный инвентарь»): одежду, оружие, украшения, посуду и другие бытовые вещи, пищу, туши жертвенных животных и прочее. Иногда в могилах встречаются дополнительные захоронения насильственно умерщвлённых зависимых от погребённого людей.
По обряду погребения в могильниках различают трупоположения и трупосожжения; во втором случае умерший сжигался и производилось захоронение пепла.
Формы могильных сооружений, применявшихся в ходе исторического развития различными племенами и народами, бесконечно разнообразны: ямы (просто земляные или обложенные деревом или камнем), катакомбы, склепы, огромные погребальные постройки (пирамиды, мавзолеи) и прочее. Хоронили умерших или их пепел в сосудах (урнах), каменных ящиках, в деревянных срубах и т. д.
По внешним признакам могильники делятся обычно на курганные, отмеченные земляными или каменными насыпями, и грунтовые (без насыпей). Встречаются и смешанные, курганно-грунтовые могильники.
Археологическое изучение могильников даёт богатый материал для исследования не только верований древнего населения, но и других сторон его жизни: материальной культуры, быта, форм хозяйства, производства и торговли, семейных и социальных отношений, искусства и прочего. Кроме того, раскопки могильников доставляют материал для палеоантропологии и пополняют музеи полностью сохранившимися древними предметами, редко встречаемыми при исследовании поселений.
Список памятников археологии на территории Москвы второй половины XIII-XVI веков

специально были выбраны могильники
Грунтовый могильник Спасского на Всходне монастыря. Под 1390 в летописи сообщается о погребении Ивана Родионовича Квашнина «у скятаго Спаса въ монастыри, иже на Всходне»
Грунтовый могильник у церкви Покрова в быв. д. Братцево
Грунтовый могильник у церкви в с. Куркино
Грунтовый и могильник у церкви в с. Рождествено
Грунтовый могильник в быв с. Никольском на р. Химке. Исследованы белокаменные надгробия с надписями XVI -XVII вв.
Грунтовый могильник у церкви Троицы в с. Троице-Лыково
Грунтовый могильник у церкви Троицы в с Хорошово
Грунтовый могильник к западу от церкви Рождества Богородицы в с Крылатском. На территории кладбища зафиксированы валунные надгробия и белокаменное плиточное надгробие с трехгранновыемчатым орнаментом XV-XVIвв.
читать дальше



Москва, парк Царицыно, курганы вятичей 13 век

Яркими достопримечательностями царицынского парка являются курганы – могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X – XII векам. Большая их группа видна неподалеку от «Башни-руины» и павильона «Нерастанкино». Эти таинственные холмы исстари вызывали живой интерес гостей Царицына. В начале XIX века они были даже особо украшены белокаменной статуей и декоративной вазой в виде погребальной урны – символа бренности бытия. С середины того же столетия началось их археологическое изучение. Важнейшие раскопки произвел в 1994 году выдающийся ученый – археолог А.В. Арциховский. Интерес находки из царицынских курганов, отражающие быт и верования древних славян, хранятся теперь в Историческом музее, Музее МГУ им. М.В. Ломоносова и музее-заповеднике «Царицыно».
После реконструкции парка в 2006-2007 годах близ курганных холмов вновь установлены скульптуры – статуи античных богинь работы Александра Бурганова. Курганы привлекают всеобщее внимание посетителей и особенно детей, желающих весело порезвиться на загадочных холмах. Не стоит, однако, забывать, что это – древние могильники, требующие тишины и уважения к покою предков. ©

@темы: погребальные сооружения, московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

20:12 

Еще немного исчезнувших кладбищ Москвы

Заброшенные кладбища всегда навевают тоску и оставляют неприятный осадок. Трагично сознавать, что человеческая жизнь забыта и, выходит, что и при жизни человек не был нужен. Фото заброшенных кладбищ должны бы служить укором живым, в то время, как по большей части фото заброшенных кладбищ вызывают скупые сухие отклики слабого возмущения или и вовсе оставляют многих равнодушными. Заброшенные кладбища со временем приобретают статус «никому не нужных» и – как следствие исчезнувших кладбищ. О таких мы и скажем несколько слов. То, что кладбища исчезают, некоторым, полагаю, даже на руку, хотя, это, конечно, можно признать и естественным процессом: жизнь не вечна, да и смерть – тоже. Заброшенные кладбища Москвы – целый пласт культуры, который должен бы охраняться как исторический памятник, однако к памятникам в нашей стране тоже неоднозначное отношение. История погостов на Руси давняя. Хоронили и при монастырях и в самом Кремле, а по Москве в 17 веке располагалось около трех сотен некрополей. Конечно, сохранись они, многим бы из живущих не достало места. В 1771 году выходите табу на захоронения чумных в городе, и тогда же открываются Даниловское, Калитниковское, Пятницкое, Рогожское и многие другие, в том числе и те, которые после исчезнут: Дорогомиловское, Семеновское и др. В последовавшее за Революцией время был мощный толчок к обновлению Москвы, в связи с чем возникла необходимость обустройства территории города. Ликвидация кладбища началась тогда с монастырских некрополей Алексеевского, Данилова, Перервинского, Симонова и ряда других, а также частично пострадали Воронцовское, Бутырское, Владыкинское, Дегунинское и другие впоследствии уничтоженные и заброшенные кладбища. Останки знаменитых людей переносились на Новодевичье, Востряковское, Ваганьковское, могилы обычных людей сравнивали с землей. В 60-х годах были уничтожены Ховринское, Зюзинское, Юрловское кладбища, на месте которых теперь спальные районы. В наши дни с уничтожением кладбищ дело обстоит лучше: таковое запрещено действующим законодательством, хотя на заброшенные кладбища Москвы правило это не распространено, такие кладбища получаются как бы обособлены от города, и их участь может быть какой угодно. Среди наиболее известных заброшенных и уничтоженных кладбищ называют Филевское, Семеновское, Лазаревское и некоторые другие.
читать дальше

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища

19:54 

Неожиданная находка в центре Петербурга

Br. Samedi
Во время капитального ремонта Большой Конюшенной улицы строители обнаружили надгробные плиты. Они использовались для обрамления бульвара как поребрики. Плит нашлось много, датируются они серединой XIX века.
Большую Конюшенную капитально лет сто не ремонтировали. Во всяком случае, эти плиты здесь до сих пор не снимали. Когда же их демонтировали, выяснилось, практически весь черный гранит – это надгробия XIX века. Как рассказал рабочий, таких плит с эпитафиями много нашлось, часть из них уже отправили в переработку.
Археолог Виктор Коренцвит предполагает, что могильные памятники как материал для мощения улиц скорее всего использовали после наводнения 1924 года. Тогда центральные бульвары сильно пострадали, плиты пришлось перекладывать, а камня в городе не было. Искать их решили на кладбищах. Такие находки уже попадались археологу в Казанском сквере и Троице-Сергиевой пустыни.
Виктор Коренцвит, археолог, старший научный сотрудник НПО «Наука строительству»:
«Это же выдающиеся люди России. Мы там нашли могилу архитектора Штакеншнейдера, канцлера Горчакова, принца Ольденбургского, Лихтенбергского, причем это были могильные фамильные склепы, там и родственники похоронены».
Надгробные памятники спасали при строительстве Митрофаньевского шоссе. По словам Александра Несмеянова, президента фонда по возрождению мемориала, за памятниками приходилось ездить на камнедробильный завод.
В распоряжении фонда книга «Петербургский некрополь». По ней уже устанавливали личности покойных, место захоронения и родственников находили. Сейчас же, по словам Несмеянова, важно чтобы находку на Конюшенной заметили власти.
Александр Несмеянов, руководитель инициативной группы по возрождению прихода церкви Святителя Митрофания Воронежского:
«Существует статья Уголовного кодекса – надругательство над могильными сооружениями. Ну, по-моему, этот факт полностью соответствует. По идее прокуратура должна провести проверку, выяснить, что это за памятники, откуда они там взялись, когда они там взялись и, в конце концов, кому они принадлежат».
Фонд по возрождению Митрофаньевского мемориала готов взять памятники под свою опеку. Главное, успеть перехватить надгробные плиты до того, как они пойдут в утиль и превратятся в пыль на камнедробильном предприятии.

@темы: исчезнувшие кладбища, кладбища Санкт-Петербурга, клипы/ролики/передачи

16:27 

Кладбища Припяти (и ЗО)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Посвящается 25-летию Чернобыльской трагедии

Материал по кусочкам собран с различных сайтов и форумов.
Хочется сразу заметить, что какими бы заброшенными не казались кладбища, в действительности, каждый год множество людей приезжает на поминальные дни, чтобы почтить память похороненных здесь.

...
*
Часовые судьбы и случаи,
Те, что были и будут впредь,
Гибнут первые, гибнут лучшие,
Трудно первому уцелеть!

Москва, Митинское кладбище

Автор мемориала - скульптор Андрей Ковальчук. За него в 1995 году Ковальчук был удостоен звания «Заслуженный художник России».
Существует легенда, что после захоронения людей радиация была настолько велика, что даже через бетонные плиты, ночью, можно было увидеть радиационное свечение. После чего, тела вывезли на свалку ядерных отходов.

@темы: украинские кладбища, московские кладбища, исчезнувшие кладбища

13:59 

Могила Бога. Где спит Великий полководец?

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


© Герман Малиничев
Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας, лат. Alexander Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, 356 — 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий.
За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории

За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках.
По современным представлениям Александр умер от малярии. Смерть Александра произошла внезапно, во время стоянки в Вавилоне перед новым походом. По одной из версий организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление легких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия (белокровие). По другой версии, Александр заболел Западно-нильской лихорадкой. Были также версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось.

Могила Бога

@темы: погребальные сооружения, исчезнувшие кладбища, загадки и мистика некрополей, древние захоронения

13:04 

Чумные захоронения Лондона

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Идея этого поста пришла в голову после одного бытового разговора, который зашел о севере Лондона, а именно о Хайгейте и Хэмпстеде. Ваш покорный слуга решил снимать там квартиру и объяснял свой выбор исключительно хорошей экологией и множеством парков. А собеседник заявил, что о чистоте данной местности можно поспорить, ибо здесь находятся чумные могильники великой эпидемии.
Выбор нового жилья все же пал на север города, а вот тема подобных захоронений засела в голове.
Великая чума (1665—1666) — массовая вспышка болезни в Англии, во время которой умерло приблизительно 100 000 человек, 20 % населения Лондона. Долгое время болезнь называлась бубонной чумой, это инфекционное заболевание возбудителем которой является бактерия чумная палочка (лат. Yersinia pestis), её переносчиком были блохи. Эпидемия 1665—1666 годов была значительно меньше по масштабам, чем более ранняя пандемия «Чёрная смерть» (смертельная вспышка болезни в Европе между 1347 и 1353 годами). Однако только после неё бубонную чуму запомнили как «великую» чуму, потому что она стала одной из самых широко распространенных вспышек болезни в Англии за последнее время.
О событиях чумы рассказывает исторический роман Даниэля Дефо "Дневник чумного года" (1722)
Между чумой в Москве и в Лондоне почти век разницы. Однако это нисколько не влияет на тот факт, что эпидемия в Российской империи привела к основанию новых мест захоронений, которые отличались от своих предшественников и положили начало новому витку погребальной культуры. В Англии же ничего такого сделано не было и тела продолжали хоронить в приходских церквях и общих могильниках. А новый тип кладбищ появился и вовсе спустя 2 века.
Мне хотелось бы рассказать о некоторых местах чумных захоронений в Лондоне, о которых удалось кое-что найти. Естественно, эта тема очень обширна, поэтому представленный материал лишь крупица от большой истории.
Для начала стоит кратко рассказать историю лондонских кладбищ в свете чумных эпидемий.
+Прогуляться по Лондону и узнать много интересного+

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Лондонские кладбища, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Haunted

главная