Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: московские кладбища (список заголовков)
13:16 

Введенское кладбище, Москва.

What if in paradise there are no houris waiting?..
Статья
*
Статья 2




Введенское кладбище. Ю. Рябинин
***
Двести тридцать пять лет прошло с того времени, когда Введенское (Немецкое) кладбище Москвы приняло во время эпидемии чумы 1771 года первого усопшего. Кого только не хоронили на этом готическом кладбище, начиная с генерала Лефорта, издателя Сытина, кулинара Оливье и заканчивая артистами и спортсменами. Архитектурная ценность кладбища неоспорима. На нем представлены почти все виды, а их около 12, христианских крестов. Также на кладбище сохранилось 12 фамильных склепов, которые и притягивают на кладбище москвичей и гостей столицы. Притягивают отнюдь не красотой и стариной, а легендой про исполнение желаний.
статья

Московские кладбища сохранили имена живших сотни лет тому иностранцев, пришедших сюда на рубеже преобразований России.
Владимир Фрадкин, "Немецкая волна"



В своих очерках о Москве коренной москвич Дмитрий Алексеевич Покровский очень красочно описал картинку Немецкого (Введенского кладбища) второй половины 19 века. Вот как о писал о том, какое оно было и какие там были нравы и случаи:
«Совершенную противоположность и Анненгофской роще и Дворцовому саду представляет соседнее с ними место «печали и слёз» иноверческое или в просторечии Немецкое кладбище. Едва ли не целый лес более или менее изящных памятников, прикрываемых густою листвой прекрасной рощи, среди которой расположена эта обширная обитель смерти, Немецкое кладбище сделалось бы привлекательнейшим местом для прогулок. Содержится оно не только чисто и опрятно, но даже великолепно. Благочиние и порядок на нем всегда одинаково примерные, а благоухание от живых цветов, в изобилии украшающих могилы, такое, что легко вообразить, что находишься не на кладбище, а в громадной оранжерее. Отличительною чертой этого кладбища с первых же дней его основания является поистине драконовская строгость, с какою кладбищенские приставники обретают спокойствие и имущество своих пансионеров. Не говорим уже о том, чтобы был когда-либо случай покражи креста или иного украшения с памятника, ни о том, что всякий входящий на кладбище как-то сразу проникается почтением к этому месту и мыслию, что здесь необходимо держать себя в границах строжайшего приличия. Но вот что замечательно: здесь не встречается публика, даже малолетняя, и в таких сравнительно невинных шалостях, как, например, сорвать цветок из целого цветника, украшающего иную могилу, что на наших кладбищах, как и многое другое, решительно ни во что не ставится. Эта сдержанность даже нашей, русской публики, во множестве стекающейся на кладбище, объясняется его прежними преданиями, гласящими о беспощадной строгости по отношению к лицам, замеченным даже в подобных пустяках. Из времени не далее как в 1850 году рассказывают случай, что какой-то мещанин, гулявший по кладбищу, сорвал цветок в чем и был замечен сторожами, бросившимися его задержать и, вероятно, как следует проучить его. Заметив преследователей, преступник в свою очередь пустился бежать, сторожа за ним. Тот перепрыгнул через забор, отделяющий кладбище от протекающей в глубоком овраге речки Синички, те за ним. Тот в воду – и сторожа туда же, с той лишь разницей что они разделись, а беглец бросился во всей одежде и, не умея плавать попал на глубокое место и пошел ко дну, заплатив жизнью за свою шалость и за трусость перед ожидавшей его расправой. Уж из этого можно догадываться, какова она бывала».

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, московские кладбища

19:10 

Московские кладбища. История.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Древние кладбища Москвы

---
Глава из книги (И.К.Кондратьев; Седая старина Москвы)
---
историческая памятка
---
Журнал «Деньги» № 38(594) от 25.09.2006

Любой древний город стоит в прямом смысле на костях. Расширяясь, мегаполис "наступает" на места захоронений, и многие из них уничтожаются, становятся площадками для строительства. Особенность Москвы в том, что здесь совсем недавно по историческим меркам прошли две волны сноса кладбищ: в 20-30-е годы, в период становления атеистической идеологии, и в 50-60-е, когда развернулось массовое строительство. Многие кварталы сталинской застройки и спальные районы оказались на территории бывших кладбищ.
статья
Риэлторская оценка
заметка специалистов

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

13:09 

Кладбища Москвы. I часть. За Садовым кольцом

What if in paradise there are no houris waiting?..
Миусское. Тут также сперва была построена (в 1771 г.) деревянная церковь во имя Софьи-мученицы и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любви. В 1823 году иждивением московского купца И. П. Кожевникова вместо деревянной построена каменная церковь. При ней находятся два придела: Св. Митрофания Воронежского и во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы эти устроены иждивением гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой в 1834 году. Миусским кладбище называется потому, что находится близ местности, где шесть Миусских проездов и Миусская площадь; последние же получили свое название от прозвища одного из сообщников бунтовщика Стеньки Разина, некоего Миюска, который в 1673 году был здесь публично казнен на площади. Несколько выше Миусского кладбища, среди поля, находится старое холерное кладбище.

Известные люди, похороненные на Миусском кладбище
* Каченовский М. Т., историк
* Аргиропуло П. Э., революционер-шестидесятник
* Ошанин Николай Иванович, Почетный мировой судья (1874—1877 и 1881—1884гг)и Депутат дворянства
* Аксютин, Борис Родионович, один из главных конструкторов советской ракетной программы
* Можейко, Игорь Всеволодович, известный писатель-фантаст (псевдоним Кир Булычев), историк
* Татарский, Александр Михайлович, режиссер мультфильмов, руководитель студии «Пилот»
* Кир Булычев

Паучишко
Основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским валом, близ места Миусы (отсюда название). На кладбище хоронили в основном купцов, ремесленников и мещан из соседних Марьиной Рощи и Бутырок.





+7

Итого 34 кадра в альбоме на ЯФ.

+многие другие+

@темы: московские кладбища

15:05 

Последние камни Семеновского кладбища. Ю. Рябинин

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Неподалеку от станции метро "Семеновская" есть небольшой сквер, над которым недавно поднялся золотой куполок, сразу очень украсивший, ожививший невзрачную Семеновскую заставу. После многих лет запустения, доведенная почти до состояния руин, здесь теперь восстанавливается Воскресенская церковь. Впрочем, в этом ничего особенного нет: церкви сейчас восстанавливаются повсюду. Но вот сквер, в котором стоит церковь, действительно необычный. Среди деревьев, в траве, здесь лежат гранитные и мраморные камни - иногда целые прямоугольные плиты с едва различимыми надписями на них, но чаще бесформенные обломки. На них играют дети. К ним же подбегают "по нужде" собаки, которых сюда приводят жители всего района. Но при этом жителям района, как никому в Москве, известно, что сквер с разбросанными по нему каменными плитами - это остатки Семеновского кладбища, когда-то одного из самых больших в городе.Семеновское кладбище было единственным "нечумным" в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. Еще задолго до 1771 года на этом месте существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви в Семеновском. Еще в начале ХХ века здесь находилось несколько плит XVII столетия. На самой старой из них стояла дата "от сотворения мира", соответствующая 1641 году Р.Х., и была замечательная надпись: "Евфимия жена гостя Андрея Никифоровича". Сейчас даже и не понять, какого такого гостя женой была эта Евфимия. А она, попросту говоря, была купчихой. В старину гостями называли купцов, приехавших со своими товарами откуда-нибудь издалека. Как в опере "Садко" - "варяжский гость", "индийский гость". И еще любопытно заметить, что в XVII веке у "гостей" не было фамилий. Фамилии стали широко распространяться среди "неблагородных" сословий вообще только в послепетровские времена, и еще в XIX веке в России не все имели фамилии. Но особенно интересно, что женщина в ту пору мало того что не имела фамилии, но еще и не удостаивалась называться по отчеству. Одно имя, и будет с нее. Тогда женщина настолько во всем была "за мужем", что даже в надписи на ее могиле больше сказано о муже, нежели о ней самой. С каких пор здесь стали хоронить, можно только предполагать. Скорее всего, кладбище было ровесником Семеновского села. А значит, довольно древнее. Может быть, самыми ранними из известных покоенных здесь были родители ближайшего соратника Петра I - А.Д. Меншикова.
Последние камни Семеновского кладбища


Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников. но и там все просто и бедно. Оторванные от близких людей, от родных полей и деревень, одиноко умирали в Военном госпитале и лазаретах больные солдаты. Печальная весть доходила наконец до деревни, там оплакивали потерю, а на окраине Москвы прибавлялась новая могила, которую в большинстве никогда не посетит близкий человек. Где уж тут ехать в далекую столицу бедному крестьянину. И растет с каждым годом рать наскоро сколоченных солдатской же рукой четырехконечных крестов со скатными кровельками. В особенности увеличился этот рост во время войны, со второй половины 1914 года. Могилы роются одна за другою в последовательном порядке, почему даты на крестах получаются хронологически правильными. Эта наглядная картограмма нарисована уже почти до конца кладбищенской черты, и скоро придется искать нового места. Здесь нет цветов, не видно посетителей, да мало кто и подозревает о существовании этого кладбища, устроенного в поле, примкнувшего одною стороною к стене Семеновского кладбища, а с другой едва отделенного от пустырей и свалок проволочной изгородью. Не сразу найдешь и вход на кладбище, со стороны линии Моск.-Казанской жел. дор., там, где мимо его ворот проезжают только одни обозы на свалки.

-Семеновское кладбище-

У самой Семеновской заставы, рядом с ее оригинальными караулками начала XIX века, существует прекрасный парк - Семеновское кладбище. Это именно парк, с красивыми густыми аллеями, шпалерами подстриженного кустарника, из-за которого крестов почти не видно. Первая половина кладбища, где в густоте шпалер скрываются даже большие памятники, не похожа ни на одно из московских кладбищ. Могилы здесь не теснятся друг к другу, а свободно располагаются на обширных площадях, как клумбы на газонах. В конце кладбища шпалеры кустарника исчезают, и простые деревянные кресты утопают там в высокой душистой траве. Старые березы и сосны дают густую тень, разливающую приятную прохладу по всему кладбищу. Всюду царит тишина, нарушаемая только слабым шелестом листьев. Редко, редко по дорожке пройдет задумавшийся посетитель "мертвого сада". Памятники Семеновского кладбища более чем просты, почти бедны, надписи на них не будят никаких воспоминаний. Все были люди незаметные, люди неизвестные. Они жили, умирали, замкнув маленький круг личной жизни, не оставив о себе на память ничего, кроме недорогих камней и деревянных крестов.
И скромный памятник в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.
Любовь на камне сем их память сохранила
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.
(Жуковский.)

Впрочем, есть камень не только с одним именем и библейской моралью, а и с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи:[i] "Знание уменьшает страданье людей. Дух без знанья и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и - будете здоровы".
Аполлон Григорьевич БЕЛОПОЛЬСКИЙ родился 1820 декабря 14 умер 1883 сентября 29. На Семеновском кладбище погребен поэт А. И. Полежаев (1805-1838), но указать его могилу здесь не могу! Эта жизнь началась случайно и окончилась безвременно по прихоти капризной судьбы. Полежаев был внебрачным сыном богатого саранского помещика Струйского, и умер простым солдатом (по некоторым сведениям ему присвоили офицерский чин. - Прим. Нестеров А. Н.), в солдатской больнице. Пылкий душою, одаренный большим талантом, Полежаев попал в такую атмосферу, в которой не мог жить и должен был сгореть. Он чувствовал это и сам.
Давно душой моей мятежной
Какой-то демон овладел,
И я зловещий мой удел,
Неотразимый, неизбежный,
В дали туманной усмотрел.

Зная человеческую душу, он, как заболевший врач, ставил
диагноз самому себе.
Убитый роком своенравным,
Я вяну жертвою страстей.
Я зрел: надежды луч прощальный
Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный
С тех пор горит в моих очах...
Любовь к прекрасному, природа,
Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода,
Все, все погибло для меня.
Без чувства жизни, без желаний,
Как отвратительная тень,
Влачу я цепь моих страданий
И умираю ночь и день.

Полежаев умер в Военном госпитале, и, когда один из друзей его явился просить тело для погребения, никто не знал, где оно; солдатская больница торгует трупами, она их продаёт в университет, в Медицинскую академию, выпаривает скелеты и проч. Наконец, он нашел в подвале труп бедного Полежаева, он валялся под другими, крысы объели ему одну ногу. Так умер затравленный николаевским режимом студент Полежаев, но как поэт - он живет, он продолжает бичевать людей -
Люди, люди развращенные,
То рабы, то палачи,
Бросьте, злобой изощренные,
Ваши копья и мечи.

Как уместны бы были на его могиле стихи А. Н. Плещеева:
Спи, бедняк! Без сожаленья
Ты расстался с этим миром,
Что бросал в тебя каменья,
Оттого, что на служенье
Лжи его - его кумирам
Ты себя не обрекал.



@темы: московские кладбища, клипы/ролики/передачи, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:34 

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие, и прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершими «дурною смертью». Мало того, что их не хоронили на обычных погостах вместе с праведно умершими, а закапывали где-нибудь в поле, на выгоне, «на буйвище», как тогда говорили, так еще и погребать этих людей дозволялось церковью только дважды в году— в четверг седьмой недели после Пасхи, в так называемый Семик, и на Покров — 1 октября по ст. ст. Если кто-то отдавал Богу душу задолго до дозволенного дня похорон, его тело оставляли дожидаться погребения в специальном помещении с ледником, называвшемся «убогим домом». Но вообще, нужно сказать, таких опальных покойников было немного. Перспектива позорного погребения удерживала людей от многих злодейств.
В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной роще, было устроено специальное кладбище для неимущих, бродяг и всех умерших «дурною смертью» — Лазаревское. Там же появился и новый «убогий дом». Москвичи очень боялись Лазаревского кладбища. Окруженное густым Марьинским лесом, оно почиталось московским людом проклятым, таинственным местом.
Лазаревское кладбище

Из воспоминаний:
"В начале 60-х Детский парк в Марьиной роще был главной достопримечательностью.
Тогда 18-й и 42-й троллейбусы до метро «Рижская» не ехали – конечная остановка была у гостиницы «Северная»: высадив пассажиров, водители тоже выходили следом, чтобы пробить путевые карточки в железной тумбе с педалью и запаянным внутри хронометром, и ты, проходя мимо, каждый раз поддавался искусу заглянуть в стеклянное окошко, чтобы сверить с теми часами свои наручные. У «Северной» же, на фоне соседних одно- двухэтажных домов смотревшейся как небоскрёб, кончался и Сущевский вал, упираясь в «парковую зону».
Художественное оформление входа в «Детский парк Дзержинского района», соответствовало времени и окрестному дизайну: деревянно-штукатурная громоздкая «подкова», на пятачке возле которой летом торговали газировкой и круглый год – мороженым и кондитерскими изделиями типа «язычок в сахарном песке» за 7 копеек.
Пройдя под арку, ты тут же попадал в Страну Пионерию – справа и слева трубили, барабанили и отдавали честь гипсовые мальчишки-девчонки, у которых периодически отваливались руки, горны, головы и барабаны, обнажая гнутую ржавую арматуру. Сразу за ними размещались спортивные тренажеры: деревянные колеса для бега на месте, щиты для перелезания через и бревно для хождения вдоль, а так же брусья и качели, которые не фиксировались наверху и позволяли запросто угробить свой вестибулярный аппарат, крутя «солнышко».
Миновав спортплощадку, ты оказывался на асфальтированной поляне (половина её, отрезанная Третьим транспортным кольцом, и теперь осталась), где летом мелкая ребятня носилась на великах, а зимой её заливали под каток. Вообще катков зимой было три: этот – главный, чуть дальше – за фанерной эстрадой – хоккейный (на летнем футбольное поле), а справа от входа в парк, где теперь лошадиный манеж, – каток для фигуристов, с двухэтажной раздевалкой и вполне цивильный, помнящий звездную пару Белоусова & Протопопов. Вокруг всего этого великолепия толпились двухсотлетние деревья, растущие сплошняком, поскольку изначально были посажены на могилах.
Собственно весь этот парк – огромное Лазаревское кладбище, от Трифоновской улицы до Рижского вокзала, с великолепной церковью XVIII века, нынче не только действующей, но и огородившей вокруг себя всю середину детского парка. До самого Олимпийского года в дальних уголках еще утопали в зарослях древние могильные плиты. И едва здесь начинались земляные работы – в кучах выбранного грунта неизбежно таились гробовые доски, кости и черепа. В доступности школьникам костяных голов однажды имела радость удостовериться наша учительница биологии: опрометчиво пообещала «пятерку» тому, кто принесет красивый череп в комплекте с нижней челюстью и зубами, и на следующий же день в ее классе ожила картина Верещагина «Апофеоз войны». Однако, очнувшись от обморока, слово своё сдержала – три десятка «пятерочек» раздала честно..."
© Мерихлюнд

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:37 

Плохая им досталась доля...

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Дорогомиловское кладбище


Не было в Москве, пожалуй, другого кладбища, расположенного столь же живописно, как Дорогомиловское. Оно находилось на высоком рельефном берегу Москвы-реки между Дорогомиловской заставой и Окружной железной дорогой. И с реки или со стороны Пресни кладбище смотрелось так же, как теперь смотрится Нескучный сад из Хамовников: полоса густого леса длиной с версту и шириной в 100–150 саженей. Дорогомиловское кладбище возникло в «чумном» 1771 году. Но до 1812 года оно оставалось ничем не примечательным погостом, на котором хоронили самый простой московский люд, в основном крестьян из западных губерний— помещичьих дворовых или отпущенных в столицу на оброк. А во время Отечественной войны здесь было похоронено много погибших или умерших от ран солдат и офицеров. И не только русских, но и французов. Чаще всего в источниках упоминается братская могила, в которой якобы были похоронены триста русских воинов — участников Бородинского сражения. Но скорее всего, их там было похоронено гораздо больше. И не только в одной этой могиле. Период с 26 августа (день Бородина) по 11 октября (освобождение Москвы от неприятеля) — это одно из темных пятен нашей истории. Кутузов и Ростопчин действительно осуществили тогда невиданную по масштабам эвакуацию. Но при этом в первую очередь они спасали то, что могло быть реально полезным для борьбы с супостатом, — чудотворные иконы, мощи святых, священные сосуды, другую церковную утварь. Но уже для того, чтобы вывезти менее полезное имущество, как-то: полторы сотни пушек и 75 тысяч ружей, — у эвакуаторов не хватило ни времени, ни энергии, ни транспортных средств. Все это досталось неприятелю. И, судя по всему, во всем городе нашлась только одна Наташа Ростова, пожертвовавшая частным ради общего. Потому что в Москве, по разным данным, на милость врага было оставлено от 10 до 23 тысяч раненых участников Бородинского дела. Для них не нашлось подвод. И в результате почти никто из них не выжил: кто-то погиб при чудовищном пожаре, кто-то умер из-за отсутствия ухода, а кого-то и казнили оккупанты. Вряд ли на Дорогомиловском кладбище было похоронено всего триста воинов. Если только в какой-то одной могиле, над которой в 1849 году на средства известного промышленника мануфактур-советника Прохорова был установлен памятник— кирпичная стела, облицованная железом и увенчанная золотой с крестом главкой, напоминающая монумент на Бородинском поле. На ней была надпись: «Сей памятник воздвигнут над общею могилою трехсот воинов-страдальцев и раненных в Бородинской битве и умерших на пути в Москву 1812». Остальные воинские могилы, не отмеченные долговечными памятниками, по всей видимости, исчезли еще в первой половине XIX века. Почему и сложилось представление, будто на Дорогомиловском кладбище было похоронено только триста участников Бородинской битвы. В советское время стелу разобрали, скорее всего потому, что, выполненная в традициях архитектуры православных надгробий, она не соответствовала новым представлениям о памятниках над воинскими захоронениями. Кстати, тогда же взорвали и ее прообраз — монумент на Бородинском поле — с могилой Багратиона заодно. И на месте этой стелы установили гранитный обелиск с надписью: «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мосгорисполкомом в 1940 г.» Какое-то время обелиск стоял на своем законном месте, хотя само кладбище было уже закрыто и постепенно ликвидировалось. А в начале 1950-х годов его перенесли в Фили — к «Кутузовской избе». Есть несколько версий о судьбе останков трехсот воинов из братской могилы. В большинстве источников говорится, что они теперь там, где стоит обелиск, — то есть у «Кутузовской избы». Существует также мнение, что их перезахоронили на Ваганьковском кладбище.[i] Но например, дорогомиловский краевед и старожил этого района Федор Федорович Егоров, на глазах которого Дорогомиловское кладбище ликвидировалось и застраивалось, утверждает, что погребенных там солдат-бородинцев вовсе не перезахоронили — они так и остались лежать на своем прежнем месте. И это очень правдоподобно. Во-первых, после ста сорока лет их упокоения в сырой земле едва ли возможно было перезахоронение. А во-вторых, это же был чисто символический акт перенесения останков. И для этого можно было откопать всего несколько косточек или даже просто перенести из старой могилы на новое место горсть земли. В 1839 году на кладбище на месте старого храма была сооружена новая церковь Преподобной Елизаветы с двумя приделами — Владимирской иконы Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа, очень похожая на Святодуховскую церковь на Даниловском кладбище. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х. Да и последние годы своего существования находилась уже в совершенном запустении. Церковь стояла там, где теперь двор дома № 26 по Кутузовскому. Того самого дома, в котором жили генеральные секретари Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов. До революции Дорогомиловское кладбище среди состоятельных москвичей не почиталось особенно престижным. Это уже в позднюю советскую эпоху Дорогомилово сделалось районом, как говорят, элитным, связанным с центром новым мостом и проспектом. А совсем недавно еще и двумя пешеходными мостами. А раньше до кладбища и добраться-то было не просто. К нему вела единственная дорога — через Бородинский мост, по Большой Дорогомиловской улице. У земского шлагбаума на заставе, приблизительно там, где теперь стоит монумент «Москва — город-герой», мостовая заканчивалась, и дальше до ворот кладбища дроги ехали еще с версту по обычному пыльному проселку. Даже купеческих захоронений здесь было немного. Во всяком случае, купцы высшей гильдии не считали кладбище в Дорогомилове достойным для них местом упокоения. Например, фабриканты Прохоровы, державшие за рекой напротив кладбища крупнейшую в Москве мануфактуру, хотя и установили на свой счет стелу над братской могилой погибших при Бородине, хотя и делали пожертвования в Елизаветинскую церковь, родовой склеп предпочли устроить все-таки в более достойном их положению и состоянию месте — в Новодевичьем монастыре. Но тем более удивительно, что в Дорогомилове в XIX и в начале ХХ века часто хоронили ученых, профессоров. Одним из первых ученых там был похоронен ординарный профессор «политической экономии и дипломации» московского университета Н.А. Бекетов (1790–1828). Затем Дорогомиловское становится прямо-таки «профессорским» или «университетским» кладбищем: там были могилы известного юриста, специалиста по гражданскому, международному и уголовному праву Л.А. Цветаева (1777–1835); ректора московского университета с 1832 по 1837 год востоковеда А.В. Болдырева (1780–1842; в 1950 он был перезахоронен в Донском монастыре); профессора медицины В.М. Котельницкого (1770–1844); профессора математики Н.Е. Зернова (1804–1862; перезахоронен на Ваганьковском); терапевта, кардиолога Г.И. Сокольского (1807–1886); профессора анатомии Д.Н. Зернова (1843–1917), опровергнувшего в свое время теорию итальянского психиатра Чезаре Ломброзе о врожденной склонности к преступлениям у некоторых людей; первой женщины — профессора этнографии в России В.Н. Харузиной (1866–1931). Были там могилы и нескольких деятелей культуры: композитора И.А. Саца (1875–1912; перезахоронен на Новодевичьем), писателя И.С. Серова (1877–1903), москвоведов П.В. Шереметьевского (ум. 1903) и В.К. Трутовского (1862–1932). И многие эти люди так и остались лежать на дорогомиловском берегу. Лишь некоторых из них перезахоронили. Впрочем, теперь там, скорее сего, не осталось и тех, кого не позаботились перезахоронить в 40–50-е годы. Потому что из всех ликвидированных в Москве кладбищ Дорогомиловское оказалось самым застроенным впоследствии. Значительная часть его территории теперь под домами. И естественно, при строительстве этих ампирных гигантов все остававшиеся там кости были выбраны вместе с грунтом экскаватором и вывезены в неизвестном направлении. Пропала тогда и могила, безусловно, имеющая важное значение для российской истории: в Дорогомилове был похоронен один из крупнейших государственных деятелей XIX века, министр народного просвещения, тайный советник и, как говорится, особа, приближенная к императору, — Николай Павлович Боголепов (1847–1901). Это был виднейший представитель консервативного крыла русской политики и общественной мысли, единомышленник и последователь Д.А. Толстого и К.П. Победоносцева, реакционер, как раньше о таких говорили. Взлет его был стремительным. Окончив курс на юридическом факультете московского университета, он вскоре был приглашен преподавать на кафедру римского права. И дослужился там до профессора. А в 1883 году — в тридцать шесть лет! — Боголепов становится ректором университета. В этой должности он был до 1887 года. И вторично — в 1891–1893 годах. А в 1898-м он был назначен министром народного просвещения. Боголепов хотел сделать из университетов, которые, по его мнению, стали очагами вольнодумства, закрытые учебные заведения, находящиеся под жестким контролем власти, причем на своевольных студентов воздействовать мерами полицейского характера. Удивительно, но эти боголеповские порядки прижились в нашей системе высшего образования и в общем-то сохраняются до сих пор. Например, именно при Боголепове было отменено и так больше никогда и не восстановилось положение, при котором арестовать студента за что-либо можно было только с согласия ректора. Для большего контроля над учащимися министр народного просвещения придумал создать студенческие общежития. До этого иногородние студенты обычно нанимали квартиры и в свободное от занятий время были людьми вполне вольными. Теперь же они и во внеурочное время находились под пристальным присмотром педелей. Но нужно сказать, самим-то студентам общежитие в конце концов пришлось очень даже по вкусу. Из инструмента подавления оно превратилось затем в прибежище студенческой вольности. Наконец, как высшую репрессивную меру против неблагонадежных студентов Боголепов ввел солдатчину. И впервые в истории российского высшего образования в 1900 году за участие в беспорядках 183 студента были отданы в солдаты. Этого Боголепову радикальное студенчество простить уже не могло. И 14 февраля 1901 года исключенный из юрьевского университета по политическим мотивам студент медицинского факультета П.В. Карпович на приеме в здании министерства в Петербурге выстрелом из пистолета смертельно ранил Боголепова. Удивительно даже не то, что на министра просвещения было совершено покушение (в тот период террор в России сделался почти обычным явлением, и жертвами покушений становились вообще очень многие — от полицмейстеров до губернаторов и великих князей), но странно, что какой-то студент мог запросто, и к тому же с пистолетом, попасть на прием к министру. Очень трудно теперь понять: как это министр-реакционер, душитель свобод одновременно был доступен для всякого студента?Тогда мода на «столыпинские галстуки» еще не наступила, и Карповича приговорили к двадцати годам каторги. Но в 1907 году при отправке из Акатуйской тюрьмы на поселение ему удалось бежать. Какое-то время он еще жил нелегально в России, примкнул к эсерам и даже сделался ближайшим соратником Азефа, но вскоре эмигрировал в Англию. После февраля 1917 года Карпович возвращался в Россию, погиб в Северном море: корабль, на котором он плыл, был потоплен германской подводной лодкой. Удивительное совпадение — ни у Боголепова, ни у Карповича нет могилы. Вот как судьба в конце концов уравняла министра и его убийцу. В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

20:28 

Москва, Черкизовское кладбище

What if in paradise there are no houris waiting?..



* Если Вы хотите фотографию в полный размер, то в адресе нужно удалить "large/". Пример - photofile.ru/photo/innesa/3280883/76802905.jpg


Советуем прочесть книгу "Жизнь московских кладбищ" этого автора. В ней вы найдете много интересных фактов о жизни великих русских людей.

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

21:16 

Донское кладбище. Старая и Новая части

21:49 

Орган в крематории регулярно забивался человеческим прахом...

12:28 

Старообрядцы. У Рогожской заставы (Дмитрий Урушев)


"Старообрядцы у Рогожской заставы"
Дмитрий Урушев


читать дальше

Тишина за рогожской заставою



Ссылки:
1.

2.

3.


запись создана: 02.05.2008 в 19:11

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

18:01 

Преображенский монастырь. Кладбище.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
В несчастный 1771 год, когда чума в Москве уносила в день до тысячи человек, и городская власть, в сущности, признала свое бессилие противостоять чудовищному мору, московское купечество вызвалось помогать бороться с напастью. Тогда один из предводителей московских старообрядцев-федосеевцев Илья Алексеевич Кавылин явился к губернатору с просьбой дозволить им устроить «на свой кошт» карантин со старообрядческой богадельней и кладбищем при нем у Преображенской заставы. А всех федосеевцев к концу XVIII века в Москве насчитывалось до 10 тысяч человек. Скорее всего, при других обстоятельствах старообрядцам было бы отказано: обычно им уступок не делалось. Но в этот раз нужда заставила российскую власть искать помощи у кого угодно и ради этого идти на уступки даже такой непримиримой духовной оппозиции, какой всегда были старообрядцы. читать дальше

Пишет Паучишко


+7

Все мои 37 кадров в альбоме на ЯФ



Наша галерея

@темы: московские кладбища

18:56 

На кладбище все спокойненько

09:41 

Дом и школа на бывшем кладбище

Один видит в луже только лужу, другой, глядя в лужу, видит в ней звезды.
Есть в одном районе Москвы дом и школа .Они ничем не отличается от домов и школ , построенных в конце 80-ых. Дом - подковообразный , рыжий , 17 этажный,а школа - 2 блочная, 4-х этажная ...Если бы не одно НО.

+2
Совсем близко стоит Храм Благовещения Пресвятой Богородицы , построенный в 1736 г.

Храм был не простой ,там отпевали людей которые умирали в пути,нищих,психических больных,убийц ,которым было отказано в похоронах на обычном кладбище или в отпевании. Всех этих людей хоронили на кладбище во круг церкви. Ограды у кладбища не было...

Вот что сейчас стоит у храма...

запись создана: 04.05.2008 в 02:50

@темы: древние захоронения, московские кладбища

09:58 

Самое посещаемое кладбище Москвы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Никогда вы не воскреснете, не встанете
Из гнилых своих гробов!
Никогда на божий лик не глянете,
Ибо нет восстанья для рабов -
Темных слуг корысти, злобы, ярости,
Мести, страха, похоти и лжи,
Тучных тел и скучной, грязной старости:
Закопали - и лежи!
27 июня 1916
И. Бунин


История некрополя
Немного неоднозначная статья, но интересна к рассмотрению.
статья о некрополях

С кремлевским некрополем связано немало легенд и слухов. У него много противников и сторонников. Однако мало кто знает, как устроен главный погост страны и даже кто там похоронен. Корреспондент газеты "Московский комсомолец" подежурил у захоронений и узнала неожиданные подробности.
Всего в Кремлевской стене 115 урн с прахом, а у ее подножия 12 могил. Между могилами и стеной - два 75-метровых братских захоронения, где погребены останки 289 революционеров, "павших в боях за власть Советов". Двенадцать высокопоставленных покойных захоронены в шеренгу головой к Кремлю, ногами - к Красной площади. Гробы для них были сделаны по специальной технологии из ценных пород дерева и, по словам сотрудников комендатуры, могут лежать в земле веками.
Урны с прахом спрятаны в нишах и прикрыты мемориальными табличками. При ближайшем рассмотрении в стене видны углубления - в праздники у захоронений вывешивали флаги республик СССР. После реставрации табличек дырки решили не заделывать - они стали историей.
Вообще к истории здесь относятся очень трепетно. Например, специалисты считают недопустимым исправлять слово "социалистическАго" на табличке с именем наркома финансов РСФСР Мирона Владимирова.
Кремлевский некрополь считается памятником истории и находится под особой государственной охраной и охраной ЮНЕСКО. У стены организовано постоянное дежурство солдат и офицеров, причем не только из-за ценности места, но и как дань уважения к усопшим. При этом доступ к захоронениям не запрещен. По словам сотрудников комендатуры, посетители Мавзолея могут пройтись вдоль стены, однако задерживаться у табличек, как и в Мавзолее, не рекомендуется. К стене не пустят с напитками и едой.
Родственники покойных могут прийти в любой день, но должны предупредить об этом заранее. Посещение разрешается только в светлое время суток и кроме дней проведения праздничных мероприятий. В отличие от обычных посетителей, родственники могут постоять у могил. Впрочем, приходят они нечасто, признаются офицеры охраны. В основном, на праздники, в дни рождения или смерти. Так, 10 ноября почтить память Леонида Брежнева пришел его внук.
По словам провожатых, многие дальние родственники именитых усопших приезжают только для того, чтобы сфотографироваться у могилы на память. Для этого нужно разрешение, обычно заявка рассматривается не дольше двух дней. Учет посетителей некрополя не ведется.
"Рассказы про эксгумацию - небылицы"
Бытует мнение, что многие останки перенесли и погребли на обычных кладбищах. Однако в комендатуре это категорически опровергли. За исключением тела Иосифа Сталина, которое переместили в кремлевский некрополь из Мавзолея в 1961 году, остальные тела и урны с прахом остались неприкосновенными. Не ликвидировались даже захоронения людей, публично осужденных партией после смерти.
Кроме того, по закону, для перезахоронения требуется разрешение родственников усопших. Это главный аргумент против ликвидации некрополя. Ведь, например, в братской могиле находятся останки неопознанных революционеров.
Между тем, немногие противники захоронений знают, что в царские времена вдоль Кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами находились 15 небольших погостов по числу располагавшихся там церквей.
Как ухаживают за некрополем
Полтора года назад работники ГУП "Благоустройство Кремля" поменяли грунт, посадили туи и заменили большую часть старых голубых елей. Все кустарники и ёлки садовники регулярно подрезают и придают им правильную форму. Есть и специальная автоматическая поливочная система.
На дорожках у стены не бывает луж - они оборудованы особыми сливами. Мемориальные таблички и памятники каждое утро протирают уборщицы. Специалисты всегда следят, чтобы у захоронений лежали свежие цветы. Помимо принесенных посетителями, возле каждой могилы и урны лежит по 4 красных искусственных гвоздики.
При осмотре некрополя репортер обратила внимание на совпадения - например, на памятнике Константину Черненко бюст черный, а не серый, коричневый или красный, как у остальных. А у захоронения маршала Малиновского лежат не красные, а розовые гвоздики. Подтекста ни в том, ни в другом случае нет, пояснили в охране. Для бюста Черненко не нашлось мрамора нужного цвета, а испортившиеся цветы заменили теми, что были в запасе.
Справка
Первые захоронения - братские могилы - появились на Красной площади в ноябре 1917 года. На открытии некрополя выступил с речью Ленин, а хор исполнил кантату на стихи Сергея Есенина "Спите, любимые братья, в свете нетленных гробниц". Построенный в 1924 году Мавзолей стал центром кремлевского погоста.
В 12-ти отдельных могилах похоронены Константин Черненко, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Андрей Жданов, Михаил Фрунзе, Яков Свердлов, Леонид Брежнев, Феликс Дзержинский, Юрий Андропов, Михаил Калинин, Иосиф Сталин, Михаил Суслов.
По словам сотрудников ФСО, посетители Мавзолея, проходя около урн с прахом, неизменно замедляют шаг у табличек с именами Горького, Жукова, Королева, Гречко, Гагарина и Чкалова. И именно к ним чаще кладут цветы. Что касается могил, то живыми цветами всегда усыпана могила Сталина.
По слухам, представители науки и культуры готовят обращение к президенту, в котором просят вернуть традицию хоронить самых выдающихся личностей в Кремлевской стене или у ее подножия. Потенциал у некрополя большой - по приблизительным подсчетам, с каждой стороны можно захоронить еще по 50 урн, а у подножия - еще 12 могил.

@темы: погребальные сооружения, московские кладбища

14:32 

Пятницкое кладбище.

Паучишко
Пятницкое кладбище — одно из старейших московских кладбищ. Оно было основано после чумного бунта, по указу Екатерины II от 24 марта 1771 года. В XIX и начале XX веков Пятницкое кладбище было преимущественно купеческим. Обычные для того времени надгробные памятники в виде часовен из черного мрамора можно увидеть как в центральной части кладбища, недалеко от храмов, так и в отдалённых его частях. Купеческие надгробия удивляют своей типичностью и аскетичностью, здесь нет места плачущим ангелам, богатым вазонам и статуям. Надписи на памятниках дают лишь скупую статистическую информацию о погребённом, иногда дополненную библейскими цитатами.



читать дальше

Одно из самых интересных захоронений - "Здесь погребена голова инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховскаго, казнённого китайцами-боксёрами в Маньчжурии в городе Ляо-Янъ в июле 1900 года. Останки привезены в Россию в 1901г".



читать дальше



-История и люди-

«Посреди своих детей покоюсь от людей"


@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

18:33 

Новодевичье кладбище.

10:26 

Ваганьковское кладбище.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
По непонятным причинам, а может, в силу странных случайностей, но попытки нормально сфотографировать это кладбище с первого раза терпят крах. То садятся, полностью заряженные, фотоаппараты, то их просто начинает слегка глючить. На пленке это кладбище часто бывает засвеченным.


Ваганьковское кладбище

Могила жертвам Ходынки

Галерея

Страсти над вечным покоем


Год выпуска: 2004
Жанр: Документальный
Продолжительность: 00:39:30
Режиссер: Максим Якунин, Владимир Панкратов
Описание: Ваганьково – альтернативное кладбище. Там могилы тех, кто по разным причинам не мог быть похоронен на Новодевичьем - Талькова, Миронова, Яшина, Енгибарова, Даля, Щелокова, Высоцкого. У нашей страны было две истории и две жизни – официальная и неофициальная. Те, кто творил официальную историю заканчивал свою жизнь на Новодевичьем, а Ваганьково – погост для тех, кто был окружен людской молвой, любовью и славой, но по тем или иным причинам "не дотянул" до Новодевичьего. Герои программы "выдающиеся" покойники и ныне здравствующие работники Ваганьково. Живые и Мертвые. Ваганьковское кладбище – модель общества, альтернатива помпезной и бравурной политической "официалки".

Легенды Ваганьково



Елена ЛебедеваЦерковь св. апостола Андрея ПервозванногоЕдинственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм.

@темы: московские кладбища, кинематограф, загадки и мистика некрополей

16:00 

Армянское Ваганьковское кладбище, Москва

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Иногда думаешь, что знаешь о кладбищах своего родного города все, а потом внезапно находишь незнакомые красивые старые склепы.

Основано в 1805 по ходатайству Минаса Лазарева, старейшины армянской общины в Москве. По его же инициативе в 1808-1815 построена церковь Воскресения Христова. Проект церкви, так же как и проект православной Воскресенской церкви Ваганьковского кладбища, иногда приписывается А.Г. Григорьеву, однако документальных доказательств этому нет. Церковь-ротонда лишена колокольни, так как до 1860-х годов колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был под запретом. На конфессиональную принадлежность этого классического храма указывает хачкар — резной замковый камень над главным входом, и отсутствие иконостаса внутри; алтарь, как положено в армянских храмах, установлен на возвышении. Под всем зданием церкви — склеп с могилами Лазаревых (в наше время — замурован). В конце 1850-х годов на средства И.М. Касперова кладбище было спланировано и обнесено стеной с башнями по проекту М.Д. Быковского.
читать дальше
***
-Ю. Рябинин "Мистика московских кладбищ": Среди хачкаров каменных-
запись создана: 07.05.2008 в 11:17

@темы: московские кладбища

11:41 

Даниловский монастырь, Москва

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

история
+++
история и люди


Символический некрополь: старинные надгробия и памятные доски на монастырской стене

+Большая статья+

Старые снимки

@темы: московские кладбища, древние захоронения

11:51 

Как православному христианину вести себя на кладбище

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
главная