Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: загадки и мистика некрополей (список заголовков)
10:26 

Ваганьковское кладбище.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
По непонятным причинам, а может, в силу странных случайностей, но попытки нормально сфотографировать это кладбище с первого раза терпят крах. То садятся, полностью заряженные, фотоаппараты, то их просто начинает слегка глючить. На пленке это кладбище часто бывает засвеченным.


Ваганьковское кладбище

Могила жертвам Ходынки

Галерея

Страсти над вечным покоем


Год выпуска: 2004
Жанр: Документальный
Продолжительность: 00:39:30
Режиссер: Максим Якунин, Владимир Панкратов
Описание: Ваганьково – альтернативное кладбище. Там могилы тех, кто по разным причинам не мог быть похоронен на Новодевичьем - Талькова, Миронова, Яшина, Енгибарова, Даля, Щелокова, Высоцкого. У нашей страны было две истории и две жизни – официальная и неофициальная. Те, кто творил официальную историю заканчивал свою жизнь на Новодевичьем, а Ваганьково – погост для тех, кто был окружен людской молвой, любовью и славой, но по тем или иным причинам "не дотянул" до Новодевичьего. Герои программы "выдающиеся" покойники и ныне здравствующие работники Ваганьково. Живые и Мертвые. Ваганьковское кладбище – модель общества, альтернатива помпезной и бравурной политической "официалки".

Легенды Ваганьково



Елена ЛебедеваЦерковь св. апостола Андрея ПервозванногоЕдинственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм.

@темы: московские кладбища, кинематограф, загадки и мистика некрополей

09:02 

Кладбища Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург



Александро-Невская Лавра (Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища)

Адрес: ст. метро «Площадь Александра Невского», Невский пр, 179.

-Общая информация-

-Лазаревская усыпальница-

-Некрополь мастеров искусств-

-Некрополь восемнадцатого века-

-Благовещенская усыпальница-

-Никольское кладбище-


Галереи вы можете увидеть в альбомах на нашей странице VK

Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "пьяным могильщиком".
Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью.
Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок.
Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца.
И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...

Ссылки:
Сайт Лавры

-Немного ознакомительных снимков-



Прогулка №1
Прогулка №2

Никольское кладбище - бесплатное.
На два других цена - 250р. Можно подождать и попасть на экскурсию.




@темы: клипы/ролики/передачи, кладбища Санкт-Петербурга, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, Haunted

14:34 

Другие кладбища Санкт-Петербурга

-Пискаревское кладбище-

-Шуваловское кладбище-

-Северное кладбище-

-Серафимовское кладбище-

-Богословское кладбище-

Преображенское кладбище
* Кладбище "Памяти жертв 9 Января" - проспект 9 Января, 4
* Еврейское кладбище - проспект Александровской фермы, 66-а
Устройство загородного кладбища по обе стороны Николаевской железной дороги. недалеко от станции Обухово, происходило в 1870-е гг. Старые городские кладбища к этому времени исчерпали свои ресурсы, н овых мест для захоронения в городской черте не было. Кроме того, считалось, что хоронить в непосредственной близости от жилья небезопасно в санитарно-гигиеническом отношении. С 1854 г. в Петербурге действовала городская комиссия по устройству кладбищ. В результате ее деятельности в 1871 г., по высочайшему повелению, присту-пили к устройству двух загородных кладбищ: по Николаевской и Финляндской железным дорогам. Последнее было названо Успенским, и, под названием Северное кладбище, существует до настоящего времени у станции Парголово.Преображенское кладбище, разделенное железной дорогой на православный (западный) и иноверческий (восточный) участки, в конце концов, сформировалось, как два отдельных некрополя: кладбище "Жертв 9 Января" и Еврейское кладбище.6 августа 1872г. на 10-й версте от Петербурга по Николаевской дороге была заложена деревянная шатровая церковь во имя Преображения Господня, освященная 19 ноября того же года. По ней новое кладбище получило название. Одновременно начались работы по благоустройству кладбищенской территории, окруженной земляным валом. Здесь проложили дороги, прорыли дренажные канавы для осушения почвы, провели озеленение. Православную часть разделили на шесть участков, названных по важнейшим церковным праздникам. Иноверческий участок, слева от железнодорожного полотна, имел римско-католическое, магометанское, лютеранское, иудейское и караимское отделения.У железной дороги была построена платформа для приема погребальных поездов, а недалеко от Николаевского (Московского) вокзала соорудили специальную приемную станцию, от которой по проложенному железнодорожному пути отправлялись вагоны с гробами. Захоронения на кладбище начались 1 декабря 1872 г.Преображенское кладбище было первым в Петербурге, подчиненным непосредственно городской администрации, а не церковному правлению. Общее руководство осуществлял санитарный попечитель, избираемый Городской думой. Комиссия по устройству кладбищ разработала правила и инструкции для персонала. Из городского бюджета на работы по кладбищу было израсходовано больше полумиллиона рублей. Уровень благоустройства был значительно выше, чем на старых городских кладбищах и, тем не менее, из-за удаленности этого некрополя от города, петербуржцы избегали хоронить здесь своих родных. Долгое время на Пребраженском кладбище хоронили лишь бедноту, а места, отведенные для дорогих, высокооплачиваемых разрядов, пустовали. С 1887 г. было отведено специальное место для погребения нижних чинов квартировавших в столице военных соединений. На воинском кладбище был сооружен каменный храм во имя святого Александра Невского (1895-1896 гг., арх.В.А.Коляновский), существующий до сего времени.К 1909 г. на Преображенском кладбище было похоронено свыше 250 тысяч петербуржцев. Была построена еще одна деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (1903-1905 гг., арх. В.А.Демяновский). Как и старая Преображенская, она была снесена в начале 1920-х гг. На месте Казанской церкви в 1931 г. по проекту М.Г.Манизера было завершено сооружение памятника над братской могилой восьмидесяти восьми жертв "Кровавого воскресенья" 9 января 1905 года (их прах по этому случаю был перенесен с первоначального места погребения). Нет памятника над другой братской могилой: участников расстрелянной большевиками мирной демонстрации 5 января 1918 года в поддержку Учредительного собрания.В отдаленной части кладбища в 1881 г. были похоронены повешенные террористы, принимавшие участие в покушении на императора Александра II (на этом месте сейчас постройки домостроительного комбината). Во 2-й половине 1930-х гг. сюда же привозили останки жертв сталинских репрессий.Площадь современного кладбища "Памяти жертв 9 января" - около 75 га. Здесь продолжаются погребения, и старых могил, относящихся к XIX-началу XX вв., почти не сохранилось. Каменная церковь передана старообрядцам и в 1983 г. переосвящена, как Покровская.На другой стороне железной дороги первоначально были отведены участки для иноверцев пяти исповеданий, но со временем всю территорию, площадью около 24 га, заняло Еврейское кладбище. Первыми здесь похоронили в 1875 г. двух рабочих Охтенского порохового завода, погибших при взрыве лаборатории. Двойное погребение соответствует древней иудейской традиции. запрещающей обрекать душу на загробное одиночество.Кладбище сохраняется, как действующее, и является в настоящее время одним из важных центров духовной жизни еврейской общины. Торжественный и монументальный вид входу в некрополь придают Дом омовения и отпевания (1909-1912 гг., арх.Я.Г.Гевирц), главные ворота, решенные в тех же стилевых формах, и старинные надгробия, среди которых заметен памятник скульптору М.М.Антокольскому, сооруженный в 1909 г.На кладбище жертв 9-го января похоронены мои бабушка и дедушка. На нем имеется также памятник ВОВ (прямо посередине) – бетонный дот с надписью 1941-1945. Если он действительно был построен во время войны, то место выбрано было с явным юмором – середина действующего кладбища. Видимо, именно туда намеревались двинуть свои полчища злобные фашисты.
-Смотреть-

@темы: кладбища Санкт-Петербурга, загадки и мистика некрополей

13:35 

Прага. Вышеград.


© EvaDrasen

-История места-

Легенды
Еще одного солдатика испугала душа странного вида.
Несколько лет назад стоял «на посту» у вышеградского кладбища солдатик, который «не боялся». Была осенняя тихая темная ночь. Солдат думал о своей возлюбленной, которая жила на Вышеграде. Но, Боже! С приближением полночи солдатика охватили «разные страхи». Тогда он парадным шагом пошел на контрольный обход и при этом громко топал, «чтобы не бояться». Но маршевый шаг ему не помог. Как только наступила полночь, он увидел за решеткой (за костелом) с кладбища просачиваются души. Они потянулись как глория (лента с надписью «Глория», которую носят ангелы), и скоро их была полная дорожка.Солдатик от ужаса залез в будку. Души все появлялись и появлялись, дорога наполнялась ими. Вдруг солдатик услышал звон шпор и сабли - инспекция! Солдатик пошел парадным шагом к арсеналу, а от страха у него волосы вставали дыбом. У арсенала была инспекция, он отдал честь и вынужден возвращаться снова между душами - он на глазах у офицера.Солдатик идет, как по пылающим углям - души там. Вот он дошел до края арсенала, обернулся - Господи! Души вылезают из арсенала, где их, вероятно, потревожил офицер.Как быть? Солдатик затянул ремень. Души не лезут на кладбище, все столпились на дороге. Солдатика жгут мысли - что делать? В арсенале - офицер, который в любой момент может оттуда выйти. Дорога полна душ, которые все прибывают из забора у арсенала. Тут появилась спасительная мысль: он солдат, должен исполнять свой долг, поэтому выкрикнул им: «Стой! Кто там?» и воинственно бросился на них с мыслью: «С Господом Богом, пусть хоть и разорвут на куски!». Но души не разорвали солдатика - они хорошо знают, что такое служба. Как только он бросился в их толпу, закрыл глаза и тут почувствовал, будто какие-то мокрые клочья плавают вокруг его головы. Солдат продолжал решительно идти с закрытыми глазами, пока не врезался в дерево. Ужас прошел, но на голове появилась шишка. Тут он открыл глаза, как раз вышел и офицер. Солдат осмотрелся - души ушли на кладбище.
* * *
На другого солдатика души лезли прямо через стену, но тот не ждал - души душами, а он убежал с поста. Закончилось хорошо, никто об этом не узнал. Солдатик позже вернулся, и у кладбища «все было чисто».
* * *
Прага. Вышеград. Крест на лестнице от кладбища к Кирпичным воротам Еще одного солдатика испугала душа странного вида.
Он боялся привидений и духов еще от самого дома, потому что раньше много чего видел у себя в горах. Шел на пост к кладбищу, а на душе у него было неспокойно. Он все смотрел на кладбище вместо арсенала. И вдруг он увидел, как душа перелетела через стену кладбища и плывет прямо перед ним. Боже, как же была красива эта душа! Стройная, как лебедь, с женской головой и длинными волосами. Душа была вся белая, как-будто из тумана. Солдатик сказал вслух: «Славь Господа, каждая душа» и ждал ответа: «И сына его Христа».
Но душа этого не сказала, только плавала около него. Он подумал: «Вот наступил конец. Душа меня задавит»,- но схватился за последнюю надежду. Громким голосом он выкрикнул: «Стой! Кто там?» и еще от себя добавил к команде: «Стой!». Он не ожидал, что душа остановится, а хотел подозвать кого-нибудь. Поскольку душа приближалась, солдатик хотел выстрелить из пушки. В этот момент он получил такой удар по голове, что споткнулся, забыл о душах, и летел вниз до ворот караульного помещения.Когда он, полумертвый, рассказывал фельдфебелю, тот его не по-божески отчитал, обозвал ослом, теленком, верблюдом, пообещал ему пару подзатыльников и выгнал снова «на стражу». Но фельдфебель был еще весьма человечный. Он не сообщил об этом, а сам пошел проверить, отправился ли солдат «на стражу». И «убедился» - встретил черного пса с огненными глазами на лестнице к кресту, и этого ему хватило.Интересно, что в местах, где солдаты видели призраки, в старые времена были кладбищенские ворота.
©
---
Пишет morniel

@темы: Haunted, чешские кладбища/Кладбища Праги, загадки и мистика некрополей

15:16 

Деревня вампиров?

В 1991 году был издан путеводитель магические места Чехословакии». Но городок Челаковицы в нем не значился. Призраки, привидения, вампиры бывали в иных местах, только не там. Хотя Челаковицы и упоминаются в старинных хрониках. И вот...
история

по мотивам Вокруг света

@темы: загадки и мистика некрополей, древние захоронения, Vampires, чешские кладбища/Кладбища Праги, Haunted

09:20 

Миздахан некрополь

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Необычайные тайны древнего некрополя Миздакхан: «Мировые часы» отсчитывают время до наступления конца света
рассказ о кладбище

@темы: погребальные сооружения, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, арабские кладбища, азиатские кладбища, Haunted

20:02 

Забытые тайны древних кладбищ

"...В войну пошли два мужика на наш жальник-то, самую большую сосну пилить. Дак, спилили, значит, а в пару дней старшего на правую сторону парализовало всего. Им и говорят: откупиться надо, от жальника-то. Он, парализованный, на карачках полз до сосен, во все карманы деньги распихал. Потому что самому о таких случаях идти надо, не надо, чтобы вез кто или как. А этот, второй, тоже с ним пошел. Вместе денег в пень насовали, и уполз старшой, а второй ушел сам. А не помогло, меньшого в армию забрали и погиб скоро. Вон, первый до зимы дожил и тоже помер. Так сначала его и на кладбище класть не хотели. Много нагрешил".
история-репортаж

автор Александр ТРИФОНОВ

@темы: неизвестные кладбища, загадки и мистика некрополей, Haunted, российские кладбища

09:08 

загадка одной статуи


Очень интересно, был ли кто-то из присутсвующих на Киновиевском кладбище в Петербурге и видел ли это странное надгробие? Фотографию обещаю выложить позже, а пока привожу собственную заметку 2001 года: "...Мы очень долго блуждали в поисках участка №3, на котором находилось скульптурное надгробие, за которым мы, собственно говоря, и прибыли на это кладбище. Единственным запоминающимся памятником, ради которого стоит преодолеть все преграды, является скульптурный памятник на могиле Кати Иванцовой. Прекрасный образец современного мемориального искусства затрагивал какие-то спрятанные в глубине души струны.
Итак, монумент представляет собой вытесанного в глыбе мрамора полуобнаженного юношу, обнимающего девушку. Лицо его выражает скорбь, смешанную с какой-то злобой, даже яростью. Напротив, женщина, торс которой, отшлифованный до ослепительно белого, создает резкий контраст с угрюмым юношей. Закрытые глаза, безмятежное, спокойное выражение лица, голова, опоясанная чем-то вроде нимба, сотканного из паутины - кажется, девушка вот-вот впадет в глубокий, нескончаемый сон. Как вечное противопоставление жизни и смерти, тревоге и безмятежности, ярости и спокойствию.
Однако более всего поразила нас странная эпитафия. "Друг мой, не все проходит, и без плоти ты даешь мне силы изваять этот реквием. Пусть на пепле нашем цветы взойдут", "Екатерина Иванцова, 29.11.1940-19.02.1966. Живые и мертвые неразделимы. Памятник светлой жизни и мученической смерти Кати Иванцовой. Посвящается павшим в борьбе с темными силами".
Причем первое, что бросалось в глаза – это была последняя строка: "темными силами", обведенная неизвестным нам маляром черной краской... будто бы главное, что заключалось в послании, были эти слова. Можно было бы, конечно, списать "темные силы" на счет немцев - вдруг девушка погибла, защищая Ленинград в Блокаду - но дата смерти – 1966 год! Никаких трагических событий, произошедших в данный год, мы не помним... ни арестов, ни репрессий, ни войн..."





""Эта девушка покончила собой (выбросилась из окна). Молодой человек, её жених, считал, что это произошло под влиянием соседки-старушки, которая ее ненавидела. Сам сделал этот памятник (кстати, не великого художественного достоинства). А слова "темные силы" не так давно выкрасили в черный цвет, как, впрочем, и перевернутый крест рядом нарисовали. "Сатанисты"? Или кто-то другой... Так что памятник, конечно, уникальный... ""

@темы: погребальные сооружения, кладбища Санкт-Петербурга, история скульптуры, загадки и мистика некрополей

13:55 

История одной заброшенной могилы


"A big ballad. The loss of love. Sort of autobiographical. Again. I did a lot of album recording in a church in Brede near Hastings. This is an album getting to grips with my English roots, my father’s side of things, so we traced the family back to a family of ferret catchers in Brede in West Sussex and I found this story Damaris which was a tiny grave with just the name Damaris on it. I went and asked the vicar about it, and he said she was a gypsy girl, maybe black, definitely an outsider of the time, she fell in love with a catholic, the vicar’s son and of course they wanted to get married and he had to say no because she wasn’t catholic and she died of a broken heart which was another term for suicide at the time. She died at the end of the garden which was where he buried her and put this wooden cross.
I just thought there was something so wonderfully tragic about this girl that desperately wanted to love, to be in a relationship with a boy but she was denied her because of his faith… maybe because he was a Catholic, but he could have been gay or the boys father might have denied her because she was a gypsy or black, and something gets in the way of love, a big, unavoidable split down the middle something that has often happened to me, a block between you and love . . . and the vicar's son is on her grave mourning for her and desperately wanting to be with her on the other side".

Patrick Wolf

Damaris - полуавтобиографическая песня о потерянной любви, но в то же время песня, вдохновленная сказанием, которое Патрик Вульф случайно обнаружил когда начал поиски своих английских корней. Отслеживая корни отца Патрик находит небольшой деревянный крест с выгравированным на нем именем "Damaris" среди надгробий его предков. Патрик начал искать информацию о том, кто мог носить это имя и в последствии имя рассказало историю намного большую, чем можно было только представить... До сих пор точно не известно была Дэмэрис цыганкой или язычницей, но одно ясно точно - она не являлась приверженцем католической церкви, поэтому когда она влюбилась в католика Льюиса, ей было запрещено когда-либо состоять в браке с этим человеком. Патрик написал песню от лица Льюиса, который обнаруживает, что Дэмэрис "умерла от разбитого сердца", что в девятнадцатом веке обозначало самоубийство. Льюис так никогда и не женился.
Эдакие Ромео и Джульетта из Сассекса, которым не разрешено было быть вместе. Церковный орган, на котором Патрик играет в песне и барабаны (Marcello Vig) были записаны в 2008 году в Церкви Св.Георгия, на том самом месте, где сотни лет назад и произошел трагичный роман Дэмэрис и Льюиса. (с) patrickwolf.at.ua


Совсем недавно появилась версия, что девушка была бедной сиротой, а состоятельная семья не разрешила сыну вступить в брак с такой невестой. Возможно, что переживания подкосили здоровье Дэмэрис, и она скончалась от туберкулеза в возрасте 22 дет.
boormanfamily.weebly.com/blog/damaris-richardso...
St George's Church in Brede

@темы: нотки вечности (музыкальные полотна), клипы/ролики/передачи, загадки и мистика некрополей, английские кладбища, Одна история любви

10:27 

Похоронные традиции

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Дольмен - (от брет. tol — стол и men — камень) древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке в Рокнии, Западной, Северной и Южной Европе. В России, на Кавказе имеется большое количество хорошо сохранившихся дольменов.В 1660 году священнослужитель Йохан Пикардт из маленького городка Куворден, в Дренте, пришел к заключению, что они были построены великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, 21 июля 1734 года Ландшафтное управление Дренте ввело закон об охране дольменов.Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков — в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.Учёные утверждают, что дольмены были построены из эрратических валунов, перенесённых в течение первобытного ледникового периода из Скандинавии. Утверждается, что строителями были земледельцы, принадлежавшие к так называемой культуре «воронковидных кубков», получившей свое название от найденных характерных воронковидных кубков. Российские дольмены выполнены технологически безупречно по отношению к дольменам в других странах, что свидетельствует об уровне развития строителей.Согласно одной из гипотез, тяжёлые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх, делалась насыпь из песка и глины.
Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но, как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе, нежели строительство (и возможное использование по назначению). Попытки астрономической привязки большинства дольменов пока неудачны.
©
Жальник — название древних кладбищ, расположенных на высоких горах, поросших густым лесом, населением Новгородской области (вплоть до XIX века) . На церковно-славянском языке слово жальник передается греческим μνημεϊον (sepulcrum, гробница). Как следует из Стоглава, ранее жальником назывались поминки по усопшим в троицкую субботу, причём при этом проходили и народные гулянья.
Валдай, Бологое

©
Кенотаф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Устанавливается в случае, если покойный погиб (пропал без вести, утонул и т. д.) в труднодоступном месте, а тело утрачено или его поиск может привести к новым жертвам, и не может быть погребено на родине. Также кенотаф устанавливается, если тело кремировано, а прах развеян.
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).
Почитание умерших является важной и неотъемлемой частью всех культур.
В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном, тайном месте.
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные погребальные и поминальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
Крада — погребальный костёр у славян.Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь.Руна Крада — руна огня, символизирующая дар богов и силу как проявление божественного в Срединном Мире. Это руна воплощения стремлений; руна речи (глагол — это воплощение намерения). Сакральное содержание руны Крада: очищение, высвобождение намерения, воплощение и реализация.
Крипта (от греч. kryptē — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение.В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница), в дохристианские времена означавший место ритуальных сожжений умерших, позднее — христианских захоронений.Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления Константина. Начиная с VII века, в криптах, имеющих полукруглую форму, повторяющую форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых был освящён храм. В X—XI веках форма крипты претерпела изменения: она приобрела удлинённую форму, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во вторую подземную церковь.
Наусы — погребальные склепы зороастрийцев, обычно сооружаемые из глины, кирпича или камня. Слово восходит к трудам арабских средневековых историков и географов, которые называли наусами любые немусульманские погребальные сооружения, особенно в Средней и Передней Азии.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
По другой версии, «скудельница» происходит либо от слова «скудость», либо, что вероятнее всего, от слова «скидель», то есть «глиняная посуда»: в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях. В Синодальном переводе Библии в соответствующем стихе говорится: «купили... землю горшечника, для погребения странников».
В первый раз упомянуто о скудельнице в Новгородском Летописце 1230 года, что архиепископ Спиридон поставил в Новгороде скудельницу у Св. Апостол в яме на Прусской улице. Под 6738 (1230) годом в Воскресенской летописи имеется запись: «Того же лета бысть мор силен во Смоленци, сотвориша 4 скудельницы и положиша: в дву 16 тысящ, а в 3-ей 7000, а в 4-й 9000; се же бысть по два лета».
В Софийском временнике под 1474 годом в первый раз упоминается о селе скудельничем в Москве. Убогие домы были по всей России, первые — в Новгороде, Киеве, Владимире, Москве.
Ежегодно в Семик (четверг перед Троицей), когда церковь поминает всех прежде почивших христиан — на скудельницы из ближайшего монастыря отправлялся крестный ход. Народ приходил туда с гробами, одеждами и саванами для мертвых и погребал лежавшие там тела «заложных» покойников. После этого собравшимся нищим раздавалась милостыня и принесённые съестные припасы (блины, пироги, калачи и др.). При этом присутствовал иногда и государь и бояре. Царь Алексей Михайлович, особенно уважая этот обряд, устраивал и посещал убогие дома.
Со скудельницами связана история жизни преподобного Даниила Переяславского. После ухода из Пафнутьево-Боровского монастыря он ухаживал за скудельницами, находившимися на окраине Переславля-Залесского, а впоследствии, после того, как похоронил в них неизвестного странника, который лишь произносил одно слово «дядюшка», загорелся желанием построить над ними церковь. Сам Даниил Переяславский говорил, что именно благодаря этому безвестному страннику он и создал церковь, а впоследствии — и Свято-Троицкий Данилов монастырь.

@темы: российские кладбища, погребальные сооружения, обряды и традиции, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

22:48 

Некрополь Новоиерусалимского монастыря.

et cela aussi passera
Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, находящийся в г. Истра, был основан в 1656г. патриархом Никоном как собственная резиденция и как Русская Палестина, повторяющая христианские святыни в Святой земле. На Священном Соборе 1666 г. среди обвинений, предъявленных патриарху Никону, прозвучало и то, что он самовольно присвоил Воскресенскому монастырю на Истре имя "Новый Иерусалим".
Существует еще один Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, казанский. Место для его основания на берегу озера Средний Кабан выбрал в 1665г. Митрополит Лаврентий. Это было своего рода подражание построенному патриархом Никоном Истринскому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю.
В монастыре некогда был обширный некрополь, располагавшийся как внутри Воскресенского собора, так и на самой территории монастыря — к югу и к северу от подземной церкви. Сейчас от него осталось немного. В период ВОВ, с 27 ноября по 11 декабря 1941 года, Новый Иерусалим был оккупирован фашистами. 10 декабря, накануне отступления, эсэсовцы из дивизии Дас Райх взорвали все главные постройки монастыря, а территорию заминировали. Данные о варварском разрушении фашистами Новоиерусалимского монастыря были включены в обвинительное заключение на Нюрнбергском процессе. Исходя из данных интернет источников, в наличии на сегодняшний день всего 74 надгробия.
1. 2. 3.
читать дальше
В этой могиле похоронен Лев Петрович Кузнецов, который пожертвовал для Красноярска здание городской больницы, работающей до сих пор. Дед Льва Петровича, кстати, в свое время был городским головой Красноярска.
4.
Этот памятник расположен на могиле Анны Сергеевны Цуриковой, жены Павла Григорьевича Цурикова, дворянина и купца 1-ой гильдии, который жертвовал не малые суммы на нужды монастыря. Икона Божьей матери выполнена по рисунку В. М. Васнецова в уникальной технике "прямой мозаики".
По местным поверьям, на могиле Анны Сергеевны происходят чудесные исцеления. Сама икона является «местной» чудотворной. Удивительным можно назвать уже тот факт, что этот памятник пережил эпоху Советов, когда монастырь с 1921 года имел статус краеведческого музея, и сохранился в период немецкой оккупации, когда многие памятники вывозили в Германию.
В хозяйственном корпусе монастыря в период пребывания немцев была устроена тюрьма. Существует легенда, рассказанная ее бывшими узниками, что один из офицеров гестапо решил поупражняться в стрельбе и прикрепил бумажную мишень на грудь богородицы. Пуля отрекошетила и убила его наповал.
5. 6.
ps
текст обобщен из устных и интернет источников, 2 и 3 фотографии не мои, взяты здесь

@темы: российские кладбища, загадки и мистика некрополей

20:32 

Поиск по тегам

What if in paradise there are no houris waiting?..
Для поиска по тегам (@темам) в сообществе.

- В гостях у La Belle Dame sans Merci ~ Заведения и места, которые вы можете посетить по всему свету. Сюда не входят кладбища. Это бары, музеи и постоянные выставки.

- Жизнь тела после смерти ~ тег рассказывает о том, что может случиться с телом после смерти: музейный экспонат**, лекарство или произведение искусства, объект для исследований. Приключения кадавра.

- атрибуты погребения и похорон ~ родственный тег "погребальным сооружениям". Катафалки, саваны, венки и другое.

- Библиотека Вампира с Хайгейта ~ книги непосредственно о смерти и кладбищах.

- Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы) ~ тег говорит сам за себя. Художественная литература.

- Уточним, что Изобразительное искусство содержит в себе только картины. Скульптура имеет свой собственный тег.

- У нас - по известным причинам - исчез тег Некрофилия. Посты с ее элементами будут теперь под тегом ~ Из дневников сержанта Бертрана

- Day of the Dead ~ здесь не только материал о мексиканском празднике смерти. Мы рассказываем о днях поминовения по всему свету.

- кладбища экзотических островов - любые небольшие острова.

- Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти) - персонажи из мифологии.

Темы в процессе формирования.

* Если речь идет о кладбище, на котором лежит груда костей (см. Покойники из Труняна), то это не относится к данной теме.

** Именно музеи с медицинским уклоном ("Башня дураков", к примеру) и передвижные выставки, потому что катакомбы и оссуарии остаются в разделе В гостях у La Belle Dame sans Merci.

@темы: швейцарские кладбища, шведские кладбища, чилийские кладбища, чешские кладбища/Кладбища Праги, цитаты, хорватские кладбища, французские кладбища, финские кладбища, украинские кладбища, творчество на тему, смерть и викторианцы, словенские кладбища, словацкие кладбища, скандинавские кладбища, сербские кладбища, румынские кладбища, российские кладбища, прибалтика, португальские кладбища, помощь, польские кладбища, погребальные сооружения, поверья и приметы, перуанские кладбища, обряды и традиции, нотки вечности (музыкальные полотна), норвежские кладбища, нидерландские кладбища, немецкие кладбища, неизвестные кладбища, мумии, московские кладбища, мексиканские кладбища, кремация, клипы/ролики/передачи, кладбища южной Америки, кладбища экзотических островов, кладбища Южной и Центральной Америки, кладбища Санкт-Петербурга, кладбища Берлина, китайские кладбища, кинематограф, катакомбы, канадские кладбища, итальянские кладбища, исчезнувшие кладбища, история скульптуры, испанские кладбища, исландские кладбища, ирландские кладбища, индийские кладбища, загадки и мистика некрополей, европейские кладбища, еврейские кладбища, древние захоронения, дискуссии, датские кладбища, греческие кладбища, венгерские кладбища, бразильские кладбища, бельгийские кладбища, белорусские кладбища, африканские кладбища, атрибуты погребения и похорон, аргентинские кладбища, арабские кладбища, английские кладбища, американские некрополи, азиатские кладбища, администраторское, австрийские кладбища, австралийские кладбища, Триумф Смерти, Тени смерти, Самые мистические кладбища США, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Пляска смерти, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, Одна история любви, Некрополи Парижа, Лондонские кладбища, Изобразительное искусство, Из дневников сержанта Бертрана, Жизнь тела после смерти, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), В гостях у La Belle Dame sans Merci, Библиотека Вампира с Хайгейта, post mortem/посмертная фотография, Wyoming, Wisconsin, West Virginia, Washington, Virginia, Vermont, Vanitas, Vampires, Utah, Texas, Tennessee, South Dakota, South Carolina, Rhode Island, Pennsylvania, Oregon, Oklahoma, Ohio, North Dakota, North Carolina, New York, New Mexico, New Jersey, New Hampshire, Nevada, Nebraska, Montana, Missouri, Mississippi, Minnesota, Michigan, Massachusetts, Maryland, Maine, Louisiana, Kentucky, Kansas, Iowa, Indiana, Illinois, Idaho, Hawaii, Haunted, Georgia, Florida, Delaware, Day of the Dead, Connecticut, Colorado, California, Arkansas, Arizona, Alaska, Alabama, шотландские кладбища, юмор, японские кладбища

18:21 

Gravestone Project

В рамках проекта Могильный камень австралийские ученые намерены исследовать старинные мраморные надгробия на кладбищах. По их мнению, это поможет понять, как менялись уровень загрязнения атмосферы и климатические условия на планете. Исследователи призывают всех желающих присоединиться к проекту, говорится в сообщении Геологического общества Австралии.
Как объясняют австралийские эксперты, во время дождя с неба льется не только вода - капли также содержат частицы пыли и кислоту, которая образуется от загрязнения воздуха химикатами. Кислотные дожди разрушают мрамор, и чем больше концентрация кислоты, тем быстрее идет этот процесс.
Уровень разрушения мраморных надгробий позволяет судить об изменениях в уровне загрязнения атмосферы и климате, подытоживают исследователи.
Проект Могильный камень, или Gravestone Project, участие в котором открыто для всех желающих, должен создать глобальную картину загрязнения атмосферы, и чем больше людей примет в нем участие, тем более точными будут данные, уверяют ученые.
"Могильный камень предоставит уникальную возможность для сбора важной информации об эрозии мрамора в различных странах, климате и загрязнении окружающей среды", - отмечает профессор Дейдра Драгович с геологического факультета Сиднейского университета.
В ходе данной научной программы участники посещают местные кладбища, определяют их местоположение с помощью GPS и добавляют на карту, размещенную на сайте проекта. Затем они находят надгробия из белого мрамора, отбирают из них пять, в том числе самое старое и самое недавнее, и определяют степень их разрушения. Полученные результаты становятся частью глобальной картины.
Как говорится в сообщении Геологического общества, для измерения степени разрушения используется сравнение степени разрушения свинцовых букв эпитафий и мрамора.
По материалам: РИА Новости

@темы: погребальные сооружения, загадки и мистика некрополей

00:31 

Некромантия


Некромантия (от греч. νεκρός — мёртвый и μαντεία — гадание) — способ прорицания, который заключается в вызывании духов мёртвых с различными целями: от духовной защиты до получения знаний, в том числе о будущем. В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым.
В Древней Греции некроманты в состоянии транса вызывали духов в святилищах Аида и Персефоны. Эти святилища строились обычно в сакральных, близких к подземному миру местах: пещерах, ущельях, вблизи горячих минеральных источников.
В Библии описана Аэндорская волшебница, вызвавшая царю Саулу перед битвой с филистимлянами дух пророка Самуила.
Однако начиная с эпохи Ренессанса некромантия, по определенным причинам, стала ассоциироваться с чёрной магией и демонологией в целом, уступая место раннему, более специфичному значению. Известный оккультист Элифас Леви в своей книге Dogma et Ritual определяет некромантию как способ оживления астральных тел.
Позднее некромантия стала отдельным направлением в магии. В нынешнее время многие начинающие маги прельщаются некромантией, считая, что она дает большую силу и возможность предсказывать будущее с очень высокой точностью. Считается, что при помощи некромантии (во время вызова умершего) можно навести сильные порчи и проклятия на любого человека.

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, загадки и мистика некрополей, Тени смерти

18:53 

Margravine Cemetery и местное "привидение"



© simon white

Подробно об истории кладбища можно прочесть на сайте друзей некрополя.

***

В конце осени 1803 года страх охватил жителей Хаммерсмита в Лондоне. Таинственные события стали происходить в районе местного кладбища после наступления темноты. Призрачная белая фигура стала пугать проходящих людей. Призрак выходил из черной тени надгробий, тяжело дышал, издавая стоны, и метался перед впавшими в ступор людьми.
Жители этих мест сразу вспомнили об одном несчастном, который год назад покончил с собой, перерезав себе горло. Его похоронили на не освященной части этого кладбища.
События достигли особо накала, когда из-за призрака умерла женщина.
Был туманный вечер декабря, когда дама решила пойти короткой дорогой, срезав путь через кладбище, чтобы побыстрее оказаться дома. Вдруг очень высокая и белая фигура выскочила из-за могильного камня и схватила ее. Женщина попыталась бежать, но страх сковал ноги. Когда призрак закутал ее в свои белые одеяния и обнял ее, она упала в обморок.
Несколько часов спустя, обеспокоенные соседи нашли ее в состоянии шока блуждающей среди могил. Они осторожно отвели ее домой и помогли лечь в постель. Однако, она так и не восстановилась и умерла в течение двух дней. Причину болезни назвали "испугалась до смерти".
Некоторые активисты сформировали комитет соседских наблюдателей, чтобы такое уже не повторилось. Среди участников сообщества оказался молодой офицер Фрэнсис Смит.
Однажды ночью он взял с собой ружье и отправился на кладбище в одиночку.
Идя по переулку Черного льва, он вдруг заметил фигуру в белых одеждах, которая направлялась к нему. Дважды Смит приказал "призраку" назвать свое имя, но тот молчал и продолжал идти навстречу. В панике Фрэнсис крикнул: "Говори, или я стреляю!" Тишина в ответ. Офицер поднял ружье и выстрелил. Фигура осела. Это был человек. Смит узнал Томаса Милвуда - местного каменщика, одетого в повседневную рабочую одежду: белые брюки, белый фартук и белый пиджак. Томас был мертвый: пуля прошла через рот и вышла через затылок.
Фрэнсиса арестовали. Дознание коронера было проведена в пабе Черный лев, который стоял в конце одноименного переулка. Приговор гласил: умышленное убийство. Смит был отправлен в тюрьму Ньюгейт дожидаться суда в Олд-Бейли.
Суд состоялся 25 января 1804 года. Фрэнсис Смит был признан в убийстве и приговорен к повешению.
С учетом смягчающих обстоятельств исполнение приговора было приостановлено. А позже Смита помиловали и приговорили лишь к году тюрьмы.
А что же с призраком? - спросите вы. Местный сапожник Грэм позже признался, что решил сыграть роль призрака. Это не было шуткой, а самым настоящим возмездием тем людям, которые пугают своих детей историями о призраках, не задумываясь о том, как маленьким страшно.
Если вы окажетесь в Лондоне и посетите район Хаммерсмит, то обязательно найдите паб Черный лев, который до сих пор принимает посетителей. На здание есть мемориальная табличка, которая сообщает об этой истории. А хозяин может вам рассказать о необъяснимых паранормальных случаях, которые творятся в этом доме. Скрипы и звуки шагов приписывают невинно убиенному Томасу Милвуду.
дело Фрэнсиса Смита. Эта история у b-a-n-s-h-e-e.
Возможно, что кладбище когда-то принадлежало церкви святого Павла. Или церкви святого Петра. В пользу первого говорит силуэт церкви. В пользу второй версии - погост располагался бы ближе к пабу Черного льва.

@темы: Haunted, Лондонские кладбища, загадки и мистика некрополей

17:38 

«Проклятая» могила. Пермь

17.04.2009
Егор БАЖЕНОВ


В самом сердце Егошихинского некрополя, возле ограды храма Успения Божией Матери, есть странное надгробие, которое пермяки прозвали «могилой проклятой дочери». На краю аллеи вровень с землёй лежит круглая чугунная плита в виде жуткой маски с пустыми прорезями-глазницами, очень напоминающая крышку канализационного люка.
По краю чугунной плиты изображена змея, которая кусает свой хвост, образовав тем самым замкнутый круг – знак вечности. И всю эту композицию венчает надпись «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года». Никакого упоминания о проклятии нет, но необычный вид надгробия не оставляет сомнений – дело здесь нечисто. Существует несколько легенд о зловещем проклятии этой могилы. По одной из них, похороненная девочка – «невинный плод грешной любви». Якобы в семье исправника образовался любовный треугольник, и отвергнутая женщина наложила проклятие на ребёнка разлучницы: «Пусть же змея подавится своим грехом!» Согласно другой легенде девочка забеременела от брата, за что и была проклята отцом. При родах она умерла, и плиту специально положили на тропинку, чтобы идущие в церковь православные могли топтать могилу ногами. Мол, когда сотрётся изображение проглатывающей себя змеи, тогда и проклятие спадёт.
Среди легенд о могиле Таисии Девеллий есть совершенно немыслимые, по сюжету и интриге напоминающие мексиканские сериалы. Наиболее живучим оказалось поверие, будто под чугунной змеёй покоятся двое, которые являются друг другу одновременно мужем и женой, братом и сестрой, отцом и дочерью. Скорее всего, основой для возникновения этой легенды послужил популярный сто лет назад бульварный роман «Тайна одной могилы», действие которого происходит в Перми. В нем подробно расписали подобные хитросплетения судьбы.
А однажды плита со змеёй исчезла с кладбища в неизвестном направлении. Этот факт породил в умах пермяков новые слухи и домыслы, вот только мистики никакой не оказалось. В то время судьба старинного некрополя висела на волоске: по задумке городских властей, он должен был совсем исчезнуть с карты города. И тогда сотрудники областного краеведческого музея решили изъять «чёртов колодец» с кладбища, чем, возможно, и спасли реликвию. Долгое время она валялась на музейных задворках, а затем была включена в экспозицию чугунного литья на диораме. Там она и находится сейчас. А для Егошихинского кладбища рабочие мотовозоремонтного завода изготовили дубликат оригинального памятника.
Но вернёмся к легендам о Таисии. В разное время о загадочной могиле писали Авенир Крашенинников, Юрий Липатников, Леонид Юзефович. В рассказе Аркадия Гайдара «Проклятая дочь» услышанная и описанная им легенда выглядит весьма правдоподобно. Вот только Аркадий Петрович несколько исказил факты, изменив дату смерти и имя на надгробии, а также не указав истинный возраст девочки. Очевидно, он сделал это намеренно, понимая, что услышанная легенда несостоятельна. Проще было несколько усовершенствовать сюжет, что Гайдар и сделал, «наградив» героиню незаконнорождённой дочерью.
Многие пермские историки и краеведы пытались раскрыть тайну старой могилы. Одни связывали исправника Девеллия с масонами, указывая на использовавшиеся в оформлении надгробия масонские символы, другие искали по архивным документам и метрическим книгам упоминания о представителях этой фамилии, пытаясь научным путем докопаться до истины. Например, в некоторых описаниях упоминалось, что мать девочки, тоже Таисия, умерла при родах. Так вот, было установлено, что на самом деле старшая Таисия умерла в 1835 г., на 55-м году жизни. Глава же семейства – пермский земской исправник Александр Иванович Девеллий – также дожил до 76 лет. Любопытно, что Девеллии – потомки художника Жана де Велье, приехавшего из Франции в Россию.
Наиболее достоверной мне представляется гипотеза, что не название могилы породило легенды, а именно легенды наградили необычное захоронение жутким названием – «могила проклятой дочери». Что малышка Таисия вовсе не была проклята. Что змея, заключённая в кольцо, – это очень популярный у многих народов символ вечности. Просто мрачный вид надгробия пробудил у местных жителей воображение, и могила стала обрастать легендами. Легенды же передавались из уст в уста, видоизменялись и жили уже самостоятельно. Как не вспомнить здесь и про столь любимые на Руси детские страшилки. Неуёмная детская фантазия что угодно могла придумать о «страшной» могиле на Егошихинском кладбище.
Взгляните еще раз на фотографию. И, может быть, эти пустые глазницы уже не покажутся вам столь зловещими.

ЖЖ, посвященное кладбищу

Гайдар А.П. Проклятая дочь
Есть за городом возле оврага, возле маленькой речки Ягошихи, старое кладбище. Там, посередине, возле белой пустой церкви, торчат памятники над могилами умерших купцов, почетных граждан, убитых и просто мирно скончавшихся полковников и прочих знатных и видных горожан. Но чем дальше забираешься вглубь к краям кладбища, тем гуще и беспорядочней выбивается дикий кустарник, тем меньше мраморных плит и железных решеток.
Покосившиеся кресты рассыпаются сухою мертвой пылью, растрескавшиеся кирпичи затянуты язвами серой плесени.
Долго бродил я по узеньким тропкам, всматриваясь в надмогильные надписи, стихи и изречения, но по большей части эти надписи были схожи между собой, как обезличенные временем, состарившиеся кресты, как могилы двух близнецов, похороненных рядом, ибо оставшиеся в живых по большей части преподавали все один и тот же совет умершим в том смысле, что: "Спите, мол, спокойно, а мы не забудем вас", что, в сущности говоря, просто ложь и следует ее понимать так: "Спите спокойно, а мы будем жить".
Однако веками освященный обычай заставлял штамповать на памятниках привычную формулу, давно утратившую всякий смысл, так же, как твердо устанавливал, что над могилой каждого скончавшегося христианина даже "тати нощной" (Тать нощная - вор, грабитель), даже "душегуба и вора" - только не святотатца, отверженного церковью, должен быть поставлен крест как символ окончательного расчета с земными судьями и здешними законами.
Возле церкви, наклонившись за тем, чтобы сорвать желтый цветок одуванчика, я остановился и отдернул протянутую руку - внизу лежала чугунная змея. И если бы здесь ползла настоящая кобра, то и это, вероятно, не так бы поразило меня, как то, что я увидел перед собою.
Втиснутая краями вровень с землей, лежала в траве заржавленная чугунная плита; и шершавая, грубо высеченная змея, мертвым кольцом охватывая плиту, кусала себя за хвост, а с плиты глядели вверх провалы круглых глаз, треугольного носа и оскаленные зубы страшной рожи.
Я содрогнулся. Я не мог понять: над кем это на христианском кладбище мог быть поставлен такой издевающийся, странный памятник?
С трудом разобрал полустертые буквы:
"1812 год. Анастасия, - проклятая дочь Пермского исправника"
Долго не мог я оторвать глаз от мрачной могилы, запечатанной чугуном отцовского проклятья, и не заметил, как подошел ко мне какой-то человек и спросил, присаживаясь рядом:
- Смотрите? Да, этот памятник всех поражает, он слишком тяжел и мрачен. От него веет диким средневековьем. Я не знаю, как было дело, но, говорят, что дочь исправника полюбила кого-то и у ней, у невенчанной, родился ребенок. Тогда отец проклял ее, и она умерла с горя.
Я спросил:
- Но почему же ее не похоронили где-нибудь с краю, а здесь на почетном месте, возле самого входа в церковь?
- Именно не на почетном. Затем, чтобы после смерти ее топтали ногами идущие молиться христиане.
Человек ушел скоро, я же долго еще сидел и думал:
"У ней, у невенчанной, родился ребенок. Ее заклеймили проклятьем при жизни, и после смерти ее должны были топтать до тех пор, пока не сотрется чугун 15-пудовой плиты.
Почему же плита заржавела? По-видимому, ни у кого не хватает смелости вытирать ноги о страшное лицо еще не стершейся плиты. Не потому ли, что, прежде чем успел стереться надмогильный чугун, многое стерлось и смелось навеки пролетевшими ураганами последнего десятилетия?"
"Звезда" (Пермь), 1926, 26 ноября

@темы: Haunted, загадки и мистика некрополей, погребальные сооружения, российские кладбища

14:14 

Могила А.С. Пушкина.

Пасявка

В самом центре Псковской области, в 120 километрах к юго-востоку от Пскова, на невысоких холмах, окруженных сосновым лесом, расположен поселок Пушкинские Горы, который связывает воедино обширный Пушкинский музей-заповедник. Когда-то это место называлось Святые Горы. Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, который издревле входил в ряд самых почитаемых монастырей на Руси. С ХIХ века эта обитель неразрывно связана с именем А.С.Пушкина. Живя в Михайловском, поэт часто бывал в монастыре, его привлекала и монастырская библиотека, и беседы с его настоятелем, и могилы предков, памятью которых он свято дорожил. Здесь же, "ближе к милому пределу", он и завещал похоронить свой прах.
6 (18) февраля 1837 года, после заупокойной панихиды в церкви Божей Матери Одигитрии Успенского собора, тело поэта было преданр земле у алтарной стены. Над могилой поставили простой деревянный крест.

Первая мысль о надгробном памятнике была высказана через две недели после гибели Пушкина. Сделал это писатель и журналист, историк и литературный критик Николай Александрович Полевой: «Неужели же не сделаем ничего для почтения памяти поэта? Наш долг — ознаменовать воспоминание о Пушкине памятником, достойным его славы и русской чести... Пусть каждый из нас, кто ценил гений Пушкина, будет участником в сооружении его гробового памятника! Наши художники вспыхнут вдохновением, когда мы потребуем от них труда, достойного памяти поэта. И в мраморе или в бронзе станет на могиле монумент, свидетель того, что современники умели его ценить. И сильно забьется сердце юноши при взгляде на этот мрамор, на эту бронзу».
Обращение вчерашнего литературного недруга поэта дела с памятником вперед не подвинуло. В конце 1839 г. председатель опеки над семьей и имуществом Пушкина граф Г.А.Строганов обратился к царю с просьбой даровать высочайшее дозволение на сооружение памятника на могиле А.С.Пушкина. Делал он это от «имени вдовы камер-юнкера Пушкина и от своего лично».
Вообще-то, для сооружения монумента на кладбище никакого «высочайшего дозволения» не требовалось. Можно лишь догадываться, почему опека посчитала нужной такую перестраховку. Имущественное положение семьи поэта оставляло желать лучшего и во многом зависело от императорского благоволения. Поэтому казалось правильным не раздражать «личного цензора» творчества Пушкина и согласовывать с ним каждый шаг, связанный с увековечением памяти Александра Сергеевича.
Лишь в 1840 г. памятник был заказан Натальей Николаевной «в Петербурге каменных дел мастеру А.Пермагонову». Материал — итальянский мрамор.
Опека заключила с Пермагоновым договор на изготовление надгробия. Работал сам Александр Пермагонов и его всегдашние помощники — брат Лев и трое Истоминых — Парфен, Афанасий и Александр.
В ноябре 1840 г. посмотреть монумент к мастеру приезжали Наталья Николаевна, графы М.Ю.Вильегорский и Г.А.Строганов. Памятник всем понравился, и было решено отправить его в Святые Горы.
10 декабря все детали были упакованы в несколько ящиков и погружены на семь подвод. Сопровождали обоз подрядчики — Сергей Гусев и Антон Семенов. Вместе с ними ехал и бывший «михайловский управляющий» Михаил Калашников. Он вез письмо Натальи Николаевны на имя псковского губернатора Федора Федоровича Бартоломея. Вдова просила его содействия при установке памятника, так как не была уверена, что зимой, в морозы, это не будет затруднительно.
В ответном письме губернатор любезно заверил, что почитает выполнение просьбы за честь. Он также советовал отложить установку памятника до весны и пообещал всяческое свое содействие. Псковскому губернскому архитектору Ябсу, ремонтировавшему в то время святогорские древности, было дано соответствующее поручение.
Памятник был установлен на могиле поэта в августе 1841 г., и тогда же, вероятно, был сооружен под памятником и склеп, в котором поместили рядом останки Пушкина и его матери. Такой в основном могила сохранилась до наших дней.



Могила Пушкина. Литография И.А.Клюквина с оригинала П.Ф.Соколова. 1830-е гг.

Памятник очень прост и строг: на трех гранитных четырехугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей — скрещенные факелы, над ними лавровый венок. На гранитном цоколе высечены слова:
«Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года».
В облике памятника угадывается стремление автора (возможно, что идея принадлежит Василию Андреевичу Жуковскому) избежать обыденности «праздных урн и мелких пирамид». Надгробие отличают сдержанность и простота.
Распространенные символы скорби — урна и два горящих факела, обращенные к земле, лишь аранжируют главную тему обелиска.
В центре обелиска — шестиконечная звезда или щит Давида — символ борьбы с силами тьмы. Нельзя исключить и трактовку звезды как Вифлеемской — знака Божественного дара, определенного поэту.

С течением времени памятник и склеп, оставшиеся без должного ухода, постепенно ветшали. Какие-то работы, видимо, предпринимались в связи со смертью и погребением здесь отца поэта — Сергея Львовича в 1848 г. (По завещанию он был похоронен рядом с сыном.) С тех пор и вплоть до 1880-х гг. за ними никто не присматривал.
Картина была неприглядной: кирпичный цоколь монумента развалился, решетка лежала на земле, дубы и липы на склоне могильного холма были вырваны ветром.
В канун столетнего юбилея Пушкина члены псковского Пушкинского комитета обнаружили, что обрыв на Святой Горе начал интенсивно осыпаться.
После праздника предполагалось произвести необходимый капитальный ремонт всего некрополя. В конце 1902 г. Назимов сделал доклад Пушкинскому комитету о работах по ремонту памятника (выдержки из этого документа опубликовала газета «Новое время» от 14 ноября 1902 г):
"В строительный сезон 1901 г., за недостатком необходимого материала, были исполнены лишь подготовительные работы, и к исполнению проекта приступлено 1 июня 1902 г.".
Несмотря на все предохранительные меры, часть свода с западной стороны памятника в расстоянии 1 1/2 аршина от него во время работы осела, образовав отверстие площадью около 12 квадратных вершков, сквозь которое был виден вполне сохранившийся дубовый гроб А.C.Пушкина.
В это время на месте работы находились журналист В.К.Фролов и барон, попечитель Михайловского Г.В.Розен. Они сделали несколько фотографических снимков, как с видневшегося в глубине могилы гроба, так и с общего вида на могилу. Гроб поэта значительно сохранился. Местами на нем уцелели отдельные куски довольно широкого парчового позумента. Кусочек парчового позумента был нами взят и, с разрешения комитета, отправлен в Пушкинский музей Лицея».
Упомянутый журналист Фролов в той же газете по-своему рассказал о памятном дне 12 августа 1902 г.:
«Читатель! Я не в силах передать вам словами тех чувств, под впечатлением которых нахожусь до сих пор ... Я стоял у открытой могилы Пушкина и видел его гроб! Это был не сон, не плод больной фантазии, а настоящая живая действительность, потрясшая меня до глубины души»...
Добросовестность сделанного Назимовым подтвердило время. Он, разумеется, не мог предотвратить эксцессов в годы гражданской войны.
Во время кратковременных боевых действий германских войск, которые предшествовали Брестскому миру (1918), обелиск с могилы Пушкина был сброшен немецкими войсками под откос (поставлен на свое место только в 1922 г.). В остальном же мемориал остался сохранным.
16 декабря 1935 г. было принято постановление правительства о подготовке к столетию со дня смерти А.С.Пушкина. Были приведены в порядок могилы А.С.Пушкина и Ганнибалов у стен Свягогорского монастыря, а за десять лет до этого, в 1925, Святые Горы переименовали в Пушкинские.
Отечественная война пришла в эти места уже в первые ее дни. В конце июня 1941 г. вражеская авиация совершила несколько налетов на станцию Тригорская, а 3 июля были сброшены первые бомбы на Пушкинские Горы. При бомбежке пострадал Святогорский монастырь: взрывной волной был сбит купол.
В 1944 г., отступая, немецкие саперы взорвали Успенский собор и все монастырские постройки. Они заложили мощные фугасы в специально вырытый 20-метровый тоннель, который шел поперек дороги в сторону могильного холма и через подошву его. Тысячи мин были установлены по склонам холма и четыре мины под фундаментом самого памятника. Пульт управления взрывом всего монастырского ансамбля был оборудован неподалеку от церкви. От ударной волны памятник на могиле поэта отклонился в сторону обрыва на несколько градусов и стал постепенно оседать.



Такой оставили гитлеровцы могилу поэта. Фото 1944 г.

12 июля 1944 г. Пушкинские Горы были освобождены, могила - разминирована. Могилу спасли от уничтожения воины-сапёры Рижской инженерной бригады под командованием Казакова. Разрушение Святых Гор стало одним из пунктов обвинения, предъявленного нацистским главарям на Нюрнбергском процессе.
В начале августа 1953 г. началась реставрация памятника. Рабочие начали снимать одну за другой детали памятника, скрепленные медными штырями, и относить их в сторону. Работы проводились вручную. Каждую деталь заворачивали одеялами, чтобы не повредить мрамор. Перед сборкой все элементы памятника вновь отшлифовали и поставили на свинцовые ленты.
Работа была закончена 30 августа.
Еще одни реставрационные работы были проведены в Святогорском монастыре сравнительно недавно (1996—1997 гг.).



И на сладкое - интересная статья на тему.
Коммунальная могила Пушкина.
читать дальше

@темы: российские кладбища, погребальные сооружения, загадки и мистика некрополей

21:32 

Загадка "Николы Лапотного"

Br. Samedi
01:43 

О__о

/Penumbra/
борется с системой. координат.
Говорят, на Смоленском кладбище в Питере где-то вблизи реки Смоленки есть надгробие с ... атата... символом группы Хим! Причём могила не современная, 19-го века. Кто-нибудь её видел?
pic

@темы: кладбища Санкт-Петербурга, загадки и мистика некрополей, помощь, погребальные сооружения

01:52 

bloody

Mix
жри бумажку
хз в тему или нет, да еще и фотка неудачно вышла, но вот как-то так

красного/бордового негде поблизости не было

@темы: загадки и мистика некрополей, Haunted, российские кладбища

главная