Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: атрибуты погребения и похорон (список заголовков)
16:54 

Кладбищенская символика. Кладбищенская скульптура

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
История формирования кладбищ и кладбищенской скульптуры


Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны
Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии - науки о погребениях. Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) - подвид некрофилии. Но тафологи этому не верят.
С тех пор как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения) его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
"Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны" - говорит современный архитектор Михаил Шемякин.
Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
Погребение в средние века.
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более - подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле - в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики).
Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится.
Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покояться ничьи блаженные кости.
Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
"Лежащие" и "молящиеся".
Знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах. Памятник мог вовсе отсутствовать или его могла заменять плита с эпитафией на античный манер. И все же был широко распространен достаточно специфический вид погребальной скульптуры - так называемые "лежащие". Они олицетворяют вечный сон и покой - самое древнее и неизменное представление о смерти. Эти статуи изображали мертвецов во время похорон. Французский исследователь Филипп Арьес связывает возникновение таких изваяний с обычаем выставления тела и пишет о взаимовлиянии таких статуй и позы умершего при выставлении (этот обычай неоднократно отмирал и возвращался вновь, в т.ч. даже по специальному декрету времен Великой французской революции).
В эпоху Возрождения появился и другой вид погребальной скульптуры - так называемые "молящиеся". Погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле - жест религиозного экстаза.
Эти статуи - впервые - имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
"Сельские погосты".
Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом.
Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ - rural cemetery (фр. или англ. "сельское кладбище"). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским "memento mori" (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были "давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом".
Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Ласкез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища.
В Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. "кладбище-газон") - обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
В XX веке кладбище, чаще всего находящееся уже за пределами города, стало местом общения со своими умершими. Это не столько место прощания, сколько место встречи. Портретные изображения в камне сменили эмалевые фотографии, а памятники упростились до практически однотипных досок и крестов.

Из Интернета

Объектные символы
Изображение рук
Животные
Растения

Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях

Танатология - наука о похоронах, кладбище и всему, что их сопутствует.

Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько болезненно это проявление, думаю, важен только для людей, придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью.

Тафофилия

Символика надгробий


Материал основан на Википедии и интерактивной Энциклопедии крестов.

***
Попался мне очень интересный скан викторианского прайс-листа с надгробиями.


Victorian Grave Decoration


Искусство траура
Сайт Друзей Oak Grove cemetery
Churchyard Chest Tombs
*
-Немного викторианских правил и суеверий-
Еще некоторые приметы.
Еще про викторианский траур.
***

-Распространенные типы старинных надгробных памятников-

@темы: смерть и викторианцы, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, история скульптуры, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

18:26 

Этимология слова "кладбище"

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Нужно заметить, что слово «кладбище» не вполне соответствует греческому слову «некрополь». А может, и вовсе не соответствует, хотя употребляют их теперь, как синонимы. Некрополь означает город <мертвых. Кладбище, как нетрудно догадаться, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, то есть, по формулировке Даля, полагать лежмя. Клад – слово очень древнее, очевидно, старославянского происхождения, означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Согласно христианскому вероучению все верные чада церкви получают в награду за свою верность жизнь вечную. Верный христианин не исчезнет бесследно, но лишь упокоевается на время. Поэтому он должен как ценный клад быть положен лежмя в специально отведенном месте ожидать воскресения. Если же человек умер дурной смертью (так назывался суицид), не покаявшись, то его с верными не хоронили, а закапывали где-нибудь в сторонке или просто выбрасывали в поле. Вот почему значение слова кладбище изначально не могло соответствовать греческому понятию город мертвых. У русского Бога мертвых нет. Вот почему русское кладбище не почиталось местом скорбного удела.

По мотивам очерков Ю. Рябинина

@темы: обряды и традиции, атрибуты погребения и похорон

14:19 

НЕКРОНИМЫ И НЕКРОТОПОНИМЫ - ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОНОМАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

10:25 

Саркофаг. Домовина. Гроб

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
11:51 

Как православному христианину вести себя на кладбище

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
08:50 

Кладбища Санкт-Петербурга

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Первое городское кладбище в Петербурге было основано в 1710 году при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне. Сампсониевское кладбище было православным, к югу от него в то же время было устроено немецкое кладбище для иноверцев. На Сампсониевском кладбище были похоронены «князь-папа» Всешутейшего собора Бутурлин, Посошков – автор «Книги о скудости и богатстве», архитектор Кокоринов. На землях немецкого кладбища были погребены знаменитые архитекторы-иностранцы, строители новой российской столицы – Трезини, Леблон, Микетти, отец и сын Растрелли, а также первые академики Блументрост, Гольдбах и Байер. Оба кладбища были закрыты в 1772 году.
В настоящее время за исторические кладбища в Петербурге «отвечает» Музей городской скульптуры, который был создан в 1930-х годах на базе принадлежащего Александро-Невской лавре Лазаревского кладбища, соседнего с ним Тихвинского кладбища, а также Благовещенской и Лазаревской церквей. Наиболее ценные надгробия со многих старых городских кладбищ были свезены в этот своеобразный музей.Благовещенская усыпальница была построена в 1717-1724 годах по проекту архитекторов Трезини и Швертфегера. Это был первый каменный храм а Петербурге, именно вокруг него и сформировался постепенно ансамбль знаменитой Александро-Невской лавры. Благовещенский храм изначально проектировался как усыпальница членов царской фамилии и выдающихся сановников. В восточной части усыпальницы под мраморными надгробными плитами покоятся родственники Петра Великого: царица Прасковья Федоровна, царевич Петр Петрович и другие. Однако самым знаменитым памятником в Благовещенской усыпальнице, перед которым меркнут богатые надгробия многочисленных графов и князей, является скромная надгробная плита из белого мрамора у северной стены… В 1800 году под ней был похоронен А.В.Суворов.Лазаревское кладбище, оно же – «Некрополь XVIII века», это настоящий музей под открытым небом. Здесь можно увидеть более тысячи надгробных памятников 18-20 веков, среди которых есть памятники современникам Петра Великого, представителям известнейших дворянских фамилий и выдающимся деятелям отечественной истории, науки, культуры – Ломоносову, Фонвизину, Державину, Витте, архитекторам Воронихину, Кваренги, Росси и многим другим выдающимся личностям.Территорию бывшего Тихвинского кладбища занимает некрополь «Мастеров искусств». Здесь можно увидеть памятники наиболее выдающимся деятелям отечественной культуры 19-20 веков – литераторам Крылову и Достоевскому, композиторам Глинке и Чайковскому, художникам Куинджи и Шишкину, скульпторам Клодту и Пименову, артистам Каратыгину и Комиссаржевской, мореплавателю Лисянскому, критику Стасову, а также многим другим.Не менее известным в Петербурге также является Волковское православное кладбище. Его северную часть занимает музейный некрополь под названием «Литераторских мостках», включающий в себя около пятисот надгробных памятников. Первым известным литератором, похороненным здесь, стал Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены такие известные писатели, поэты, ученые, композиторы, артисты, архитекторы, художники и скульпторы как Салтыков-Щедрин, Тургенев, Блок, Надсон, Бехтерев, Павлов, Менделеев, Гаврилин, Майкапар, Меркурьев, Толубеев, Троцкий, Шервуд, Петров-Водкин и многие другие.Не менее известными, чем некрополи Александро-Невской лавры, являются некрополь Троице-Сергиевой пустыни, Императорская усыпальница в Петропавловском соборе и Комендантское кладбище при нем.

-Материалы комиссии по устройству кладбищ 1877г.-
*
Похоронное дело в Северной столице

Н. Н. Врангель. Старые усадьбы (Глава: Забытые могилы

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, кладбища Санкт-Петербурга, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

09:25 

обо всем

В соответствии с классификацией французского этнографа Ж. Монтадона, все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:
1. оставление или выбрасывание;
2. водяное погребение;
3. воздушное погребение;
4. зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;
5. кремация;
6. мумификация;
7. рассечение;
8. каннибализм.

статья

@темы: атрибуты погребения и похорон, древние захоронения, кремация, обряды и традиции

15:58 

Современная эпитафия.

1. Помним, любим, скорбим.
2 Ты ушел из жизни слишком рано, /Нашу боль не выразят слова. /Спи, родной, ты наша боль и рана, /Память о тебе всегда жива.
3 Не высказать горя, не выплакать слез. /Ты радость навеки из дома унес.
4 Из жизни ты ушел мгновенно, /А боль осталась навсегда.
5 Мы приходим сюда, /Чтоб цветы положить, /Очень трудно, родная, /Без тебя нам прожить.
6 Скорбь и печаль твоей утраты /Пребудут с нами навсегда. /Что может быть страшней и горше /Потери мужа и отца.
7 Ты зачем ушел, родной, /Спать в земле сырой? /Ты зачем меня оставил /Маяться одной?
8 Скорбь души не выплакать слезами, /Сырой могиле горя не понять.
9 Стою, наклонясь, над твоею могилой, /Горючей слезой поливая цветы. /Не хочется верить, родной наш, любимый, /Что в этой могиле находишься ты.
10 Словами не высказать, Слезами не выплакать Наше горе. Ты всегда в наших сердцах.
11 Как жаль, что твоя жизнь /Была такой короткой, /Но вечной будет память о тебе.
12 Ты ушел из жизни, а из сердца - нет.
13 Светлый, чистый образ твой всегда с нами.
14 К твоей безвременной могиле /Наша тропа не зарастет. /Родной твой образ, образ милый, /Всегда сюда нас приведет.
15 Тому, кто дорог был при жизни, /От тех, кто любит и скорбит.
16 Нет больше горя, чем горечь от утраты.
17 Как трудно подобрать слова, /Чтоб ими нашу боль измерить. /Не можем в смерть твою поверить, /Ты с нами будешь навсегда.
18 Живой тебя представить так легко, /Что в смерть твою поверить невозможно.
19 Вы, листочки, не шумите, /Нашу маму не будите.
20 Ты нас покинула, родная. /Настал разлуки скорбный час. /Но все по-прежнему живая, /Ты в нашем сердце среди нас.
21 Уйдя из жизни все еще живешь ты /В наших помыслах, мечтаньях. /Судьбой дарованного не переживешь. /Мы помним о тебе и в радостях и в муках.
22 Любовь к тебе, родной сынок, /Умрет лишь вместе с нами. /И нашу боль, и нашу скорбь /Не выразить словами.
23 Не выразить словами всей скорби и печали. /В сердцах и памяти всегда ты с нами.
24 Подкралась злая смерть ко мне, /Ушел от вас я навсегда. /Ох, как хотелось бы мне жить, /Но такова моя судьба.
25 Склонившись, стоим над твоею могилой, /Горячей слезой поливая цветы. /Не хочется верить сын (отец) наш любимый, /Что в этой могиле находишься ты.
26 Спи доченька, любимая, спокойно. /Ты свой короткий путь прошла /Честно и радостно.
27 Спи спокойно, дорогой сын.
28 Спасибо за вместе прожитые годы...
29 Никто не смог тебя спасти, /Ушел из жизни очень рано, /Но светлый образ твой родной /Мы будем помнить постоянно.
30 В сердцах людей оставив след, /Память о тебе вечно жива.
31 Светлая память о тебе /Навсегда останется в наших сердцах.
32 Вечная память о тебе /Навсегда останется в наших сердцах.
33 Тебя уж нет, а мы не верим, /В душе у нас ты навсегда. /И боль свою от той потери /Не залечить нам никогда.
34 Ты жизнь любил, /И многое хотел успеть, /Но слишком рано оборвалась нить, /Не дав тебе мечты осуществить.
35 Горе не жданное, горе не меряно, /Самое дорогое в жизни потеряно. /Жаль, что жизнь нельзя повторить, /Чтоб тебе ее подарить.
36 Нашу боль не измерить /И в слезах не излить. /Мы тебя, как живого /Будем вечно любить.
37 Я тебя взрастила, но не сберегла. /А теперь могила сбережет тебя.
38 Тепло души твоей осталось вместе с нами.
39 Когда уходит близкий человек, /В душе остается пустота, /Которую ничем не залечить.
40 Все было в нем- /Душа, талант и красота. /Искрилось все для нас, /Как светлая мечта.
41 Светлый образ твой в памяти нашей.
42 Ты рано ушел от нас, наш любимый. /Унес наше счастье и радость.
43 Из жизни ты ушла непостижимо рано, /Родителей печаль гнетет. /В сердцах их кровоточит рана. /Сынишка твой растет, не зная слова "мама".
44 Как много нашего ушло с тобой, /Как много твоего осталось с нами.
45 Память о тебе останется навсегда /В наших сердцах.
46 Тому, кто дорог был при жизни, /От тех, кто любит и скорбит.
47 Ушел ты рано, не простившись, /И не сказавши слова нам, /Как жить нам дальше, убедившись, /Что больше не вернешься ты.
48 Вы меня не зовите, /К вам не приду. /Вы ко мне не спешите, /Я вас подожду.
49 Тихо, деревья, /Листвой не шумите. /Мамочка спит, /Вы ее не будите.
50 Прости, что нам под небом звездным /К твоей плите носить цветы. /Прости, что нам остался воздух, /Каким не надышался ты.
51 Одной звездой стало меньше на земле. /Одной звездой стало больше на небе.
52 И сердцу больно, и горю нет конца.
53 Вечно будет о тебе слеза матери, /Грусть отца, одиночество брата, /Скорбь бабушки и дедушки.
54 Великой скорби не измерить, /Слезами горю не помочь. /Тебя нет с нами, но навеки /В сердцах ты наших не умрешь.
55 Вечная память о тебе в сердцах родных.
56 Любим тебя, гордимся тобой, /И в памяти нашей всегда ты живой.
57 Как капли росы на розах, /На щеках моих слезы. /Спи спокойно, милый сын, /Все тебя мы любим, помним и скорбим.
58 Опустела без тебя земля.

©

@темы: атрибуты погребения и похорон

12:58 

Каменные кресты


исторический очерк


+4

Ссылки:
1.
2.
***
Кладбище села Норадус

Старинное село Норадус на берегу озера Севан в Армении производит неизгладимое впечатление своим древним кладбищем. На любом кладбище пересекаются мир живых и мир мертвых, но именно в Норадусе само время останавливается. Кажется, что время можно потрогать. Некоторым из этих камней без малого 15 веков. Полторы тысячи лет! И рядом современные надгробные памятники. Ведь люди продолжают умирать. Это самое большое и самое старинное кладбище на территории современной Армении. Хачкары сохранились в первозданном виде. Вот где время перестает иметь значение! Вспоминаются слова из фильма: «Время не имеет значения! Только жизнь имеет значение!»
Здесь около 900 хачкаров (хачкар - это крест-камень) разных эпох и разных стилей. Большинство хачкаров на кладбище датировано XIII - XVII веками, а самый древний хачкар, как пишут, восходит к VII веку.
По-сути, кладбище села Норадус является одним из самых больших музеев хачкаров под открытым небом. Но музеем не с законсервированными экспонатами под стеклом, а музеем, наполненным современной жизнью. Среди этого грандиозного культурно-исторического памятника бродят старики, дети и, конечно, туристы. Впечатление эпическое. Словно гомеровские герои перемешались с шекспировскими, и вся эта разношерстная толпа бродит среди гигантских декораций.
Как ни странно, жизнь на кладбище бьет ключом. Старики почти бегом бегают, пытаясь выпросить копеечку, вернее, драмчик, у петляющего между могил и памятников туриста. В перерывах между «работой», старички (в основном бабушки) отдыхают, греясь на каменных памятниках, занимаются нехитрыми бытовыми делами и болтают по мобильным телефонам. Некоторые вяжут, рисуют, плетут, - и все эти изделия тут же продаются. Село Норадус явно не очень богатое, и это хорошее подспорье в семейном бюджете. За всем этим действием интересно наблюдать, ведь даже на кладбище все люди разные: и те, кто внизу, и те, кто наверху…

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон, азиатские кладбища

17:03 

Традиции похорон

14:19 

В США входит в моду наземное захоронение

Похоронный бизнес в Америке переживает второе рождение. Согласитесь, звучит парадоксально, но полностью соответствует тому, что уже в этом году предлагают своим клиентам похоронные конторы в США. Как пишет газета "Уолл-стрит джорнал", в моду входит наземное захоронение. Владельцы кладбищ, задыхающиеся от нехватки земли, но одновременно не желающие мириться с потерей доходов, неизбежной при кремации, возродили идею мавзолеев. Подобный способ захоронения известен со времен египетских фараонов. Но предприимчивые американцы превзошли древних, подойдя к проблеме с поистине индустриальным размахом.
Лесной мемориальный парк в Калифорнии приступил к строительству трехэтажного общественного комплекса. Этот мавзолей, выполненный в стиле эпохи Возрождения, рассчитан на 2700 покойников. Склепы, согласно проекту, размещаются вдоль стен. В архитектуре и внутреннем дизайне присутствует строгость, но не мрачность. Будет построен зал на 800 человек для проведения похоронных служб. В нем можно послушать также лекции или посмотреть фильмы. День в мавзолее пройдет легко, утверждают владельцы парка. В кафе посетителям подадут сэндвичи, чай и кофе. Предаться размышлениям о жизни и смерти можно будет в саду статуй. Там же планируется разместить постоянную экспозицию произведений искусства, принадлежащую парку. Зона склепов будет сделана с использованием новейших технологий. Нажимая кнопки, родственники смогут просмотреть фотографии или видеозаписи усопших и даже услышать их голоса. Вся эта информация будет записана на специальные компьютерные чипы, а техника вмонтирована в стены склепа.
В Нью-Йорке кладбище "Гринвуд" заканчивает возведение пятиэтажного мавзолея, в котором разместились 2500 склепов. Сметная стоимость проекта 16 миллионов долларов. Здание напоминает офис богатой фирмы на Манхэттене. У мавзолея будет стеклянная крыша, пропускающая солнечный свет. Внутри разместятся два водопада-каскада с четырьмя уровнями каждый.
Лидером по строительству мавзолеев на американском рынке является компания "Трибьют". Ее специалисты провели социологическое исследование, которое показало, что уже несколько поколений американцев стремятся отказаться от кремирования, но при этом испытывают подсознательную неприязнь к захоронению в земле. 30 процентов умерших за последние пару лет были похоронены наземным способом. В штате Висконсин, например, количество занятых склепов в мавзолеях увеличилось за три года втрое.
Кстати, еще один парадокс. Подобный способ захоронения обходится клиентам дешевле, чем традиционное погребение. Экономия достигается за счет того, что нет нужды копать могилу. Отпадает надобность и в надгробии или памятнике. Есть еще несколько нюансов. Все это приводит к тому, что самое простое захоронение в мавзолее обходится родственникам усопшего в тысячу долларов. Есть, конечно, склепы под спецзаказ. В этом случае сумма вырастает порой до 300 тысяч долларов.
Такие склепы пользуются большим спросом. Та же компания "Трибьют" предлагает специальный дизайн для футбольных болельщиков. Ниши, в которых помещаются гробы, украшаются фотографиями стадионов, сделанными с высоты птичьего полета. В них кладут футбольные мячи (от настоящих кожаных до мраморных и золотых), а также "доспехи" футболистов.
Места в мавзолеях покупают заранее, как и земельные участки на традиционных кладбищах. Чтобы привлечь клиентов, предлагаются хорошие скидки. Продают даже склепы в еще не завершенных мавзолеях. Бывали случаи, когда строительство еще не было закончено, а клиент умирал. Но обходилось без скандалов. Родственники выбирали любой готовый мавзолей и помещали останки туда. На временное хранение.
Американская мода, судя по всему, до нас еще не дошла. В Могилеве (Белоруссия) состоялся профессиональный форум фирм, занимающихся оказанием ритуальных услуг на просторах СНГ. Они продемонстрировали образцы своей продукции. Россияне привезли оборудование, позволяющее воспроизвести на граните любое изображение в мельчайших деталях. На такую работу уходит всего около часа. А хозяева сделали ставку на эксклюзивные гробы из дуба стоимостью 600 долларов и выше. По желанию клиента, фирма "Последний путь" готова оснастить такой гроб кислородными подушками, подсветкой и мобильным телефоном. Так, на всякий случай.

Андрей Учайкин

@темы: атрибуты погребения и похорон, американские некрополи

17:42 

Дискуссия

Недавно в Австралии был проведен анализ песен, которые родственники и умершие заказывают на похороны. На материке большое количество голосов получила песня "Stairway to Heaven" LED ZEPPELIN. Среди артистов популярна песня "Show must go on" QUEEN.
Человек хочет быть хозяином своей жизни,даже когда она закончена.
Предлагаю, подумать и назвать ту, песню/мелодию, которую бы вы хотели слышать на своих похоронах. Опустим тот момент,что в православной культуре поминки проводятся обычно в полной тишине.

@темы: нотки вечности (музыкальные полотна), дискуссии, атрибуты погребения и похорон

11:56 

Keith R.Lindsay "And in the End: A Guide to the World's Weirdest Funerals"

spka3567
Начиная с каменного века, в связи с кончиной человека разрабатывались церемонии, похоронные обряды и службы. И в то время как одни из них носят официальный и торжественный характер, другие выглядят откровенно странно. Например, прах Джина Родденберри, создателя сериала «Star Track/Звездный путь», был рассеян в космосе, а в Викторианскую эпоху люди так боялись быть похороненными заживо, что были изобретены гробы с крышками на пружинах и дверцами, дающими возможность выбраться. Кейт Р.Линдси сравнивает погребальные практики со всего мира – начиная с гробов, разрушающихся в процессе биохимического разложения, и заканчивая пугающей похоронной музыкой, и дает остроумные и полезные советы в отношении того, как организовать отправку в последний путь. Но, в конце концов, уж лучше быть готовым к тому, что на поминках твоя бывшая произнесет надгробную речь, а подружка включит на магнитофоне “Candle in the Wind”, не так ли? Создавая книгу, полную уморительно смешных историй и незабываемых шуток, Кейт Р.Линдси вносит немного юмора в понимание похорон.



PS. Заранее приношу свои извинения за корявый перевод аннотации, но сочла наприличным выкладывать текст на английском. Для адептов - оригинал.

@темы: атрибуты погребения и похорон, Библиотека Вампира с Хайгейта

15:06 

Танцы на похоронах

Если вам когда-нибудь доведется побывать в Новом Орлеане, возможно вам повезет увидеть джазовые похороны — удивительную смесь африканских религиозных церемоний, негритянской культуры и франко-испанской маршевой музыки. Похоронная процессия в сопровождении оркестра направляется от церкви или похоронного дома на кладбище. И если по пути туда в музыке, которую играет оркестр, еще есть хоть какие-то траурные нотки, то на обратном пути это уже радостные ритмы, возвещающие о том что хороший человек перешел в гораздо лучший мир. Все желающие могут присоединиться и поплясать.
На видео с ютуба фрагмент похорон музыканта Кервина Джеймса. Гроб раскачивают и подбрасывают, чтобы покойный "станцевал" еще раз.

@темы: атрибуты погребения и похорон, Louisiana, обряды и традиции

12:00 

Эпитафии

Это надписи на надгробных памятниках и плитах Древнего Рима, причем они реально подлинные, и им страшно представить сколько лет! Оказалось, что тогда многие делали эти плиты еще при жизни.
"Юкунд, носильщик, раб Тавра. Пока жил, был мужем и умел постоять за себя и за других. Пока жил, жил честно."
"Италии, гардеробщице Кокцеи Филлиды, прожила 20 лет. Акаст, сотоварищ по рабству, соорудил надгробие в соответствии со своей бедностью."
"При жизни соорудил себе надгробие Гай Гаргилий Гемон, который был куплен у Агриппы императором божественным Августом и отпущен на волю, педагог, вольноотпущенник, благочестивый и добродетельный. Я прожил без тяжбы, без спора, без долгов так долго, как мог, друзьям я был верен, имуществом беден, душою богат. Да пребудет в добром здравии тот, кто прочел эту надпись."
"Тит Цессоний, сын Квинта, из Сергиевой трибы, ветеран Пятого Галльского легиона.
Жил покуда, пил я вволю. Пейте, кто остался жив."
"Сладостная твоя Антипатра, я здесь и нет меня здесь."
"Квинт Тампий Гермерот соорудил памятник дражайшей супруге, с которой прожил без единой жалобы 18 лет, по желанию которой поклялся, что после нее не будет иметь другой жены."
"Аврелий Никета Аврелии Элианете, дочери, достойно заслужившей, соорудил надгробие. Землекоп, смотри, не копай! Бог имеет большое око, смотри, и у тебя ведь есть дети!"
"Луций Цецилий Флор, прожил 16 лет и 7 месяцев. Кто здесь справит малую или большую нужду, пусть на того разгневаются боги всевышние и подземные."
«Гай Юлий Мигдоний, родом парфянин, рожден свободным, захвачен в плен во взрослом возрасте и привезен на римскую территорию. Когда он благодаря счастливой судьбе сделался римским гражданином, то соорудил себе гробницу, имея 50 лет от роду. Я старался пройти весь путь жизни от зрелости до старости; теперь прими меня, камень, охотно; с тобой я буду свободен от забот»
«Я запрещаю касаться моих останков! Публий Вероний Каллист, человек наилучший, здесь погребен»
«Богам Манам Мелиора, счетчика. Прожил 13 лет. У него были такая память и такие знания, что он превзошел достижения всех, начиная с древнейших времен и вплоть до дня своей кончины. Описать же подробно все то, что он знал, можно скорее в целом томе, чем в надписи. Секст Ауфустий Агрей, наставник несчастнейший, соорудил надгробие шириною в два фута и длиною в шесть футов своему домородному рабу, который скончался в 897 году от основания Рима (= 144г. н.э.)»
«Гиппократу, рабу Плавта, управляющему рабами на вилле, поставили надгробие сельские рабы, которыми он управлял умеренно»
«Посвящено богам Манам. Тиберию Статорию Гемину, колону (земледельцу) Пакцианского имения, святейшему человеку невиннейшей души, Нумизия, императорская рабыня, своему достойно заслужившему супругу, с которым прожила 14 лет без всякого повода на что-либо пожаловаться, вместе с Каприолом, внебрачным сыном, поставила памятник»
«Прожил 52 года. Богам Манам Тиберия Клавдия Секунда, императорского вольноотпущенника. Здесь у него все с собой.
Бани, вино и любовь разрушают вконец наше тело,
Но и жизнь создают бани, вино и любовь.
Меропа, императорская рабыня, сделала гробницу своему дорогому сожителю, себе, своим близким и потомкам».
«Тимофее, своей домородной рабыне, соорудил надгробие Марк Ульпий Никанор. Солнце, тебе для отмщения вверяю того, кто наложил на нее руку»
«Богам Манам Марка Канулейя Зосима, который прожил 28 лет, соорудил надгробие патрон своему достойно заслужившему вольноотпущеннику. Он за свою жизнь никому не сказал дурного слова, не сделал ничего против воли патрона, всегда у него находилось большое количество золота и серебра, из которого он никогда ничего себе не присвоил. Он превзошел всех в искусстве чеканки»
«Богам Манам Секста Перпенны Фирма. Я жил, как хотел; как умер, не знаю»
«Гай Туллий Геспер соорудил себе склеп, куда будет помещен его прах. Если его кто-нибудь повредит или вытащит, я желаю ему, чтобы он, страдая телом, жил долго, а когда умрет, пусть не примут его подземные боги».
«Огульний, пекарь, друг, специалист по тончайшей пшеничной муке».
«В ширину 22 фута, в длину 26 футов. Марк Камурий Соран, сын Публия, из Ромилиевой трибы. Этот памятник не перейдет к наследнику. Не быть мне здоровым, если я напишу на этом памятнике еще чье-либо имя!»
«Сейя Марцеллина, дочь Тита, себе и Вибеннию Марцеллину, сыну, при своей жизни поставила надгробие.
Что хотела, то и могла; что могла, то и хотела»
«Марку Антонию Нигру, ветерану-гладиатору, выступавшему во фракийском вооружении, который прожил 38 лет, выступал в гладиаторских боях 18 лет. Флавия Диогенида своему мужу, достойно заслужившему, на свои средства поставила памятник»

@темы: цитаты, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

21:11 

Смерть и загробный мир в представлениях мезоамериканских индейцев

01:04 

О смерти и погребении с точки зрения славян

Fleo
Путь к новому всегда лежит через смерть отжившего. Путь к жизни извечно лежит через смерть, путь к свету - через тьму. Не всякому дано постичь сие... Многие ценят свою собственную жизнь выше жизни своего рода. С одной стороны оно и понятно - каждый человек есть продолжатель своего рода, род людьми и держится. Но с другой, когда опасность и война грозит всему твоему роду, жизнь отдельного его представителя теряет всякий смысл.
Иным мир кажется совсем простым - когда день означает "безусловное добро", а ночь отожествляется с "абсолютным злом". Но без ночи не наступил бы и день, без зимы не наступило бы лето. Так смерть - естественный цикл коловращения, закон природы, который человеку не нарушить, ибо жизнь и смерть - две стороны одной, Вселенской, "медали".
По русскому обычаю в случае мучительной смерти человека над смертным одром просверливали дыры в потолке или стерне, поднимали балку матицы или "ломали" конек избы, то есть снимали его с крыши. Позднее стали снимать одну из досок потолка. Делалось это с тем, что бы "пропустить душу" умирающего, ибо дела земные не давали ей покинуть тело. До сих пор в деревнях так "освобождают" знахарей и колдунов - они за свою жизнь они приняли на себя много хворей и забот других людей, которым оказывали помощь либо наоборот насылали порчу.
Для того что бы "пропустить душу" так же как и про родах, в доме отворяли все двери и окна, снимали задвижку с печной трубы, расстегивали одежду и развязывали узлы поясов. Вымытого и одетого по обычаю усопшего клали на скамью ногами к входной двери.
После смерти покойного начинали оплакивать. В родноверии (язычестве) воплощением этого плача, печали и скорби были Карна (Кручина) и Желя (Журба) - две вечно печальные сестры, спутницы богини судеб - Макоши. Имя личное Карна происходит от слова "карите" - оплакивать. Желя связанна со словами "жалость", "сожаление".
Сестры эти - вековечные плакальщицы, божества похоронного обряда, при этом Карна - олицетворение печали, Желя - беспредельного страдания. Карна издает громкие траурные стенания-вой, Желя же - тихое рыдание (не случайно в древности один из типов могильников-кладбищ называли жальниками). В "Слове о полку Игореве" говорится: "За ними кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земле".
Во времена родноверия (язычества) у славян бытовал обряд трупосожжения на костре (кремация). Покойного иногда в салазках, иногда в лодке либо в ладье клали на краду (погребальный костер, дрова которого были выложены срубом).
Почему умершего клали в ладью? Согласно верованиям путь умершего пролегал через некую водную преграду (так же символ очищения), в фольклоре известную как река Смородина. Река эта разделяет мир живых и мертвых, мир Яви и Нави, без преодоления ее невозможно попасть на "ту сторону" и дух человека вынужден будет вечно блуждать среди людей. Иное понимание этой реки - небесный Млечный Путь, фольклорное Беловодье, дорога в Ирий. Не случайно даже князя Владимира Крестителя, не смея нарушить древний обычай, повезли хоронить летом на санях-салазках. В Древней Руси, средь бескрайних и непроходимых лесов, реки играли роль путей сообщения - летом по ним плавали в ладьях, а зимой ездили по льду на санях.
После прогорания крады остатки костра и прах усопшего собирали в горшок или в урну. Чаще всего его переносили на новое место, где над прахом насыпали курган. В земле вятичей бытовал обычай ставить горшок в специальном срубе - домовине - "на путях", то есть на перекрестах дорог. От образа этих домовин, поставленных на столбах, и пошла избушка богини смерти - бабы Яги, которая, как известно, стоит в на опушке (либо поляне в лесу) на "курьих ногах".
Обряд похорон продолжался стравой: пиром-поминками. Особым обрядом поминовения павших за род в бою воев была тризна. Обряд этот включал в себя состязания в честь умершего, боевые игры, ратания и поминальные пиршества на которых часть народа оплакивала смерть человека, а другая часть веселилась продолжению жизни рода. До сих пор в честь умершего воина салютует из стрелкового оружия, провожая его в последний путь. Тризна провозглашала торжество жизненных начал над смертью. В "Повести временных лет" упоминается, что в IX веке тризна входила в похоронный обряд вятичей в виде конных состязаний. До сих пор на поминках существует традиция обильного угощения - один из сохранившихся языческих обрядов.
И по сей день на поминках едят кутью - поминальную кашу, и блины - символ коловращения жизни и смерти, а на кладбищах-жальниках оставляют венки как символ требы.
Длился обряд тризны три дня и совершался обычно на кургане покойного либо в близи него. По завершении на кургане оставлялась треба теперь уже ушедшему предку. Курган досыпался вторично, скрывая таким образом в себе остатки поминальной трапезы. Иногда на его вершине ставился чур в память о покойном.
После похорон надо первым делом коснутся очага или печи. Этим человек очищается от прикосновения смерти.
Почему же славяне сжигали своих усопших по обряду кремации? Извечно Огонь Сварожич был у славян посредником меж людьми и богами. Он являет силу богов небесных на земле. Он оберегает и очищает от всякой нечисти. Не случайно все требы небесным богам совершались на огне. Доверить тело усопшего огню - значит обеспечить его прямую дорогу в мир предков.
В источниках есть рассказ о том как русич в разговоре с заморскими купцами насмехался над обрядом ингумации (трупоположения): "ваши, мол, предки лежат в земле, где их поедают черви, а мы своих предков отправляем прямо к богам". Правду в народе говорят: для кого земля не станет Матерью, для того она будет могилой.

отсюда

@темы: обряды и традиции, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), поверья и приметы

15:53 

Полезные ссылки

сообщества на сайте LiveJournal
Русскоязычное ЖЖ-сообщество о кладбищах и смерти
Действующее англоязычное ЖЖ-сообщество о кладбищах
Скелет (череп) в искусстве

Российские сайты

Requiem.ru ~ портал о смерти.

ГУП «Ритуал» города Москвы ~ старейшее и крупнейшее предприятие похоронной отрасли в России, осуществляющее деятельность по оказанию ритуальных, производственных, а также иных видов сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.

Александро-Невская Лавра

Некрополь ~ захоронения известных людей.

Некрополь России

Общество некрополистов

Похоронный портал

---

Энциклопедия смерти и умирания

-Символика надгробий-

Cemetery Index ~ Роскошные фотогалереи с европейских кладбищ, в том числе с Новодевичьего кладбища в Москве. Особый интерес представляет статья "О чувственности в мемориальном искусстве". Огромный и очень информативный раздел "Links".

Cemeteries.wordpress ~ кладбища и символы/

Find a grave ~ поисковик по захоронениям известных и не очень людей.

Кладбища по всему свету

Музей посмертной маски

Символы

Галереи красивых черно-белых фотографий

Morbid anatomy

Прекрасная смерть ~ красивые фотографии, но странная и трудная навигация.

Винтажные изображения кладбищ

Небольшие галереи

Австрийский готический сайт ~ есть красивые галереи.

Красивые галереи

Блог о красивых европейских кладбищах
Франция

Кратко о всех кладбищах Парижа

Сайт кладбища Пер-Лашез (Париж, Франция)

Блог о кладбищах Парижа

Германия

Сайты-путеводители по Берлинским кладбищам:
1.

2.

3.

4.
*
Suedwestkirchhof

Foerderverein invalidenfriedhof

Блог о немецких кладбищах

Buttstädt

Dresden

Greifswald

Halle/Saale

Hamburg:
1.
2.

Heidelberg

Homberg

Köln
1.
2.

Mannheim

Osnabrück

Reutlingen

Галереи


Американские кладбища

Кладбища Нового Орлеана

Кладбища Иллинойса

Надгробные камни США

Ангелы смерти

Albany Rural Cemetery

Галереи

Замечательный сайт о кладбищах и их легендах

Вновь о кладбищах

Mount auburn

Grove street cemetery

Захоронения ветеранов

Кладбища Техаса

галереи

и еще

еще снимков

Кладбища Великобритании

Великолепная семерка Лондона:

Kensal green cemetery
The Friends of Kensal green

Friends of West Norwood Cemetery

Highgate cemetery

Abney Park Cemetery

Nunhead Cemetery

Brompton Cemetery

Tower Hamlets Cemetery
*
Фотографии лондонских кладбищ

Могильники и погосты Лондона

Список викторианских некрополей

Федерация викторианских кладбищ

----

Аббатства, руины, замки Британии

Фотографии английских замков с птичьего полета

Латвийский интернет-проект, где собрано множество ссылок на английские ресурсы про замки

Сайт о всех замках, аббатствах (руинах) и крепостях Британии

Древняя Шотландия

Замки Уэльса

@темы: скандинавские кладбища, российские кладбища, московские кладбища, кладбища Санкт-Петербурга, европейские кладбища, атрибуты погребения и похорон, Тени смерти, Day of the Dead

10:27 

Похоронные традиции

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Дольмен - (от брет. tol — стол и men — камень) древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке в Рокнии, Западной, Северной и Южной Европе. В России, на Кавказе имеется большое количество хорошо сохранившихся дольменов.В 1660 году священнослужитель Йохан Пикардт из маленького городка Куворден, в Дренте, пришел к заключению, что они были построены великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, 21 июля 1734 года Ландшафтное управление Дренте ввело закон об охране дольменов.Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков — в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.Учёные утверждают, что дольмены были построены из эрратических валунов, перенесённых в течение первобытного ледникового периода из Скандинавии. Утверждается, что строителями были земледельцы, принадлежавшие к так называемой культуре «воронковидных кубков», получившей свое название от найденных характерных воронковидных кубков. Российские дольмены выполнены технологически безупречно по отношению к дольменам в других странах, что свидетельствует об уровне развития строителей.Согласно одной из гипотез, тяжёлые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх, делалась насыпь из песка и глины.
Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но, как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе, нежели строительство (и возможное использование по назначению). Попытки астрономической привязки большинства дольменов пока неудачны.
©
Жальник — название древних кладбищ, расположенных на высоких горах, поросших густым лесом, населением Новгородской области (вплоть до XIX века) . На церковно-славянском языке слово жальник передается греческим μνημεϊον (sepulcrum, гробница). Как следует из Стоглава, ранее жальником назывались поминки по усопшим в троицкую субботу, причём при этом проходили и народные гулянья.
Валдай, Бологое

©
Кенотаф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Устанавливается в случае, если покойный погиб (пропал без вести, утонул и т. д.) в труднодоступном месте, а тело утрачено или его поиск может привести к новым жертвам, и не может быть погребено на родине. Также кенотаф устанавливается, если тело кремировано, а прах развеян.
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).
Почитание умерших является важной и неотъемлемой частью всех культур.
В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном, тайном месте.
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные погребальные и поминальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
Крада — погребальный костёр у славян.Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь.Руна Крада — руна огня, символизирующая дар богов и силу как проявление божественного в Срединном Мире. Это руна воплощения стремлений; руна речи (глагол — это воплощение намерения). Сакральное содержание руны Крада: очищение, высвобождение намерения, воплощение и реализация.
Крипта (от греч. kryptē — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение.В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница), в дохристианские времена означавший место ритуальных сожжений умерших, позднее — христианских захоронений.Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления Константина. Начиная с VII века, в криптах, имеющих полукруглую форму, повторяющую форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых был освящён храм. В X—XI веках форма крипты претерпела изменения: она приобрела удлинённую форму, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во вторую подземную церковь.
Наусы — погребальные склепы зороастрийцев, обычно сооружаемые из глины, кирпича или камня. Слово восходит к трудам арабских средневековых историков и географов, которые называли наусами любые немусульманские погребальные сооружения, особенно в Средней и Передней Азии.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
По другой версии, «скудельница» происходит либо от слова «скудость», либо, что вероятнее всего, от слова «скидель», то есть «глиняная посуда»: в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях. В Синодальном переводе Библии в соответствующем стихе говорится: «купили... землю горшечника, для погребения странников».
В первый раз упомянуто о скудельнице в Новгородском Летописце 1230 года, что архиепископ Спиридон поставил в Новгороде скудельницу у Св. Апостол в яме на Прусской улице. Под 6738 (1230) годом в Воскресенской летописи имеется запись: «Того же лета бысть мор силен во Смоленци, сотвориша 4 скудельницы и положиша: в дву 16 тысящ, а в 3-ей 7000, а в 4-й 9000; се же бысть по два лета».
В Софийском временнике под 1474 годом в первый раз упоминается о селе скудельничем в Москве. Убогие домы были по всей России, первые — в Новгороде, Киеве, Владимире, Москве.
Ежегодно в Семик (четверг перед Троицей), когда церковь поминает всех прежде почивших христиан — на скудельницы из ближайшего монастыря отправлялся крестный ход. Народ приходил туда с гробами, одеждами и саванами для мертвых и погребал лежавшие там тела «заложных» покойников. После этого собравшимся нищим раздавалась милостыня и принесённые съестные припасы (блины, пироги, калачи и др.). При этом присутствовал иногда и государь и бояре. Царь Алексей Михайлович, особенно уважая этот обряд, устраивал и посещал убогие дома.
Со скудельницами связана история жизни преподобного Даниила Переяславского. После ухода из Пафнутьево-Боровского монастыря он ухаживал за скудельницами, находившимися на окраине Переславля-Залесского, а впоследствии, после того, как похоронил в них неизвестного странника, который лишь произносил одно слово «дядюшка», загорелся желанием построить над ними церковь. Сам Даниил Переяславский говорил, что именно благодаря этому безвестному страннику он и создал церковь, а впоследствии — и Свято-Троицкий Данилов монастырь.

@темы: российские кладбища, погребальные сооружения, обряды и традиции, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

10:31 

Похоронный обряд: современное состояние традиции

~Элен~ [DELETED user]
Для анализа состояния похоронной традиции и жанра причета были выбраны Старорусский район как место наиболее древнего поселения славян на территории Новгородской области и Окуловский, заселенный новгородцами несколько позднее. Следует отметить, что, несмотря на тяжелый урон, нанесенный Старорусскому району в годы Великой Отечественной войны, фольклорная традиция сохранилась здесь относительно неплохо. Еще помнились бытовые и календарные обряды, исполнялись связанные с ними жанры. Однако, что касается похоронного обряда, то в позднейшей традиции сохранилось и восстанавливается далеко не все. Остальное может быть лишь реконструировано, исходя из имеющихся исторических и этнографических данных по другим регионам. Как известно, похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).
Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. читать дальше

@темы: российские кладбища, поверья и приметы, обряды и традиции, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

главная