Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: погребальные сооружения (список заголовков)
16:54 

Кладбищенская символика. Кладбищенская скульптура

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
История формирования кладбищ и кладбищенской скульптуры


Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны
Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии - науки о погребениях. Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) - подвид некрофилии. Но тафологи этому не верят.
С тех пор как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения) его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
"Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны" - говорит современный архитектор Михаил Шемякин.
Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
Погребение в средние века.
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более - подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле - в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики).
Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится.
Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покояться ничьи блаженные кости.
Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
"Лежащие" и "молящиеся".
Знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах. Памятник мог вовсе отсутствовать или его могла заменять плита с эпитафией на античный манер. И все же был широко распространен достаточно специфический вид погребальной скульптуры - так называемые "лежащие". Они олицетворяют вечный сон и покой - самое древнее и неизменное представление о смерти. Эти статуи изображали мертвецов во время похорон. Французский исследователь Филипп Арьес связывает возникновение таких изваяний с обычаем выставления тела и пишет о взаимовлиянии таких статуй и позы умершего при выставлении (этот обычай неоднократно отмирал и возвращался вновь, в т.ч. даже по специальному декрету времен Великой французской революции).
В эпоху Возрождения появился и другой вид погребальной скульптуры - так называемые "молящиеся". Погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле - жест религиозного экстаза.
Эти статуи - впервые - имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
"Сельские погосты".
Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом.
Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ - rural cemetery (фр. или англ. "сельское кладбище"). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским "memento mori" (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были "давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом".
Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Ласкез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища.
В Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. "кладбище-газон") - обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
В XX веке кладбище, чаще всего находящееся уже за пределами города, стало местом общения со своими умершими. Это не столько место прощания, сколько место встречи. Портретные изображения в камне сменили эмалевые фотографии, а памятники упростились до практически однотипных досок и крестов.

Из Интернета

Объектные символы
Изображение рук
Животные
Растения

Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях

Танатология - наука о похоронах, кладбище и всему, что их сопутствует.

Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько болезненно это проявление, думаю, важен только для людей, придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью.

Тафофилия

Символика надгробий


Материал основан на Википедии и интерактивной Энциклопедии крестов.

***
Попался мне очень интересный скан викторианского прайс-листа с надгробиями.


Victorian Grave Decoration


Искусство траура
Сайт Друзей Oak Grove cemetery
Churchyard Chest Tombs
*
-Немного викторианских правил и суеверий-
Еще некоторые приметы.
Еще про викторианский траур.
***

-Распространенные типы старинных надгробных памятников-

@темы: смерть и викторианцы, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, история скульптуры, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

14:19 

НЕКРОНИМЫ И НЕКРОТОПОНИМЫ - ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОНОМАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

09:58 

Самое посещаемое кладбище Москвы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Никогда вы не воскреснете, не встанете
Из гнилых своих гробов!
Никогда на божий лик не глянете,
Ибо нет восстанья для рабов -
Темных слуг корысти, злобы, ярости,
Мести, страха, похоти и лжи,
Тучных тел и скучной, грязной старости:
Закопали - и лежи!
27 июня 1916
И. Бунин


История некрополя
Немного неоднозначная статья, но интересна к рассмотрению.
статья о некрополях

С кремлевским некрополем связано немало легенд и слухов. У него много противников и сторонников. Однако мало кто знает, как устроен главный погост страны и даже кто там похоронен. Корреспондент газеты "Московский комсомолец" подежурил у захоронений и узнала неожиданные подробности.
Всего в Кремлевской стене 115 урн с прахом, а у ее подножия 12 могил. Между могилами и стеной - два 75-метровых братских захоронения, где погребены останки 289 революционеров, "павших в боях за власть Советов". Двенадцать высокопоставленных покойных захоронены в шеренгу головой к Кремлю, ногами - к Красной площади. Гробы для них были сделаны по специальной технологии из ценных пород дерева и, по словам сотрудников комендатуры, могут лежать в земле веками.
Урны с прахом спрятаны в нишах и прикрыты мемориальными табличками. При ближайшем рассмотрении в стене видны углубления - в праздники у захоронений вывешивали флаги республик СССР. После реставрации табличек дырки решили не заделывать - они стали историей.
Вообще к истории здесь относятся очень трепетно. Например, специалисты считают недопустимым исправлять слово "социалистическАго" на табличке с именем наркома финансов РСФСР Мирона Владимирова.
Кремлевский некрополь считается памятником истории и находится под особой государственной охраной и охраной ЮНЕСКО. У стены организовано постоянное дежурство солдат и офицеров, причем не только из-за ценности места, но и как дань уважения к усопшим. При этом доступ к захоронениям не запрещен. По словам сотрудников комендатуры, посетители Мавзолея могут пройтись вдоль стены, однако задерживаться у табличек, как и в Мавзолее, не рекомендуется. К стене не пустят с напитками и едой.
Родственники покойных могут прийти в любой день, но должны предупредить об этом заранее. Посещение разрешается только в светлое время суток и кроме дней проведения праздничных мероприятий. В отличие от обычных посетителей, родственники могут постоять у могил. Впрочем, приходят они нечасто, признаются офицеры охраны. В основном, на праздники, в дни рождения или смерти. Так, 10 ноября почтить память Леонида Брежнева пришел его внук.
По словам провожатых, многие дальние родственники именитых усопших приезжают только для того, чтобы сфотографироваться у могилы на память. Для этого нужно разрешение, обычно заявка рассматривается не дольше двух дней. Учет посетителей некрополя не ведется.
"Рассказы про эксгумацию - небылицы"
Бытует мнение, что многие останки перенесли и погребли на обычных кладбищах. Однако в комендатуре это категорически опровергли. За исключением тела Иосифа Сталина, которое переместили в кремлевский некрополь из Мавзолея в 1961 году, остальные тела и урны с прахом остались неприкосновенными. Не ликвидировались даже захоронения людей, публично осужденных партией после смерти.
Кроме того, по закону, для перезахоронения требуется разрешение родственников усопших. Это главный аргумент против ликвидации некрополя. Ведь, например, в братской могиле находятся останки неопознанных революционеров.
Между тем, немногие противники захоронений знают, что в царские времена вдоль Кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами находились 15 небольших погостов по числу располагавшихся там церквей.
Как ухаживают за некрополем
Полтора года назад работники ГУП "Благоустройство Кремля" поменяли грунт, посадили туи и заменили большую часть старых голубых елей. Все кустарники и ёлки садовники регулярно подрезают и придают им правильную форму. Есть и специальная автоматическая поливочная система.
На дорожках у стены не бывает луж - они оборудованы особыми сливами. Мемориальные таблички и памятники каждое утро протирают уборщицы. Специалисты всегда следят, чтобы у захоронений лежали свежие цветы. Помимо принесенных посетителями, возле каждой могилы и урны лежит по 4 красных искусственных гвоздики.
При осмотре некрополя репортер обратила внимание на совпадения - например, на памятнике Константину Черненко бюст черный, а не серый, коричневый или красный, как у остальных. А у захоронения маршала Малиновского лежат не красные, а розовые гвоздики. Подтекста ни в том, ни в другом случае нет, пояснили в охране. Для бюста Черненко не нашлось мрамора нужного цвета, а испортившиеся цветы заменили теми, что были в запасе.
Справка
Первые захоронения - братские могилы - появились на Красной площади в ноябре 1917 года. На открытии некрополя выступил с речью Ленин, а хор исполнил кантату на стихи Сергея Есенина "Спите, любимые братья, в свете нетленных гробниц". Построенный в 1924 году Мавзолей стал центром кремлевского погоста.
В 12-ти отдельных могилах похоронены Константин Черненко, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Андрей Жданов, Михаил Фрунзе, Яков Свердлов, Леонид Брежнев, Феликс Дзержинский, Юрий Андропов, Михаил Калинин, Иосиф Сталин, Михаил Суслов.
По словам сотрудников ФСО, посетители Мавзолея, проходя около урн с прахом, неизменно замедляют шаг у табличек с именами Горького, Жукова, Королева, Гречко, Гагарина и Чкалова. И именно к ним чаще кладут цветы. Что касается могил, то живыми цветами всегда усыпана могила Сталина.
По слухам, представители науки и культуры готовят обращение к президенту, в котором просят вернуть традицию хоронить самых выдающихся личностей в Кремлевской стене или у ее подножия. Потенциал у некрополя большой - по приблизительным подсчетам, с каждой стороны можно захоронить еще по 50 урн, а у подножия - еще 12 могил.

@темы: погребальные сооружения, московские кладбища

14:24 

Подборка статей из Интернета

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
-Кладбищенские истории-
***
-Интересные факты о смерти, похоронах и могилах-
***
Что люди пишут на могилах?
автор Александр Казакевич

«Будь счастлив, пока ты живой…»
Однажды один молодой, но очень несчастный человек решил покончить с собой. А именно – застрелиться. Поскольку юноша этот был не только несчастным, но и еще и чрезвычайно стеснительным, то, чтобы никому не докучать и не вызывать к себе излишнего внимания, в качестве места для совершения акта самоубийства он выбрал городское кладбище. Время и дату также подобрал что надо – полночь, в полнолуние. И вот, тихо ступая по залитому луной кладбищу, наш юноша стал искать скамейку, сидя на которой можно было бы спокойно свести со злодейкой судьбой счеты. Скамейки, как назло – или на счастье, нигде не было. Пройдя несколько десятков могил, юноша вдруг едва не вскрикнул от неожиданности: перед ним, освещенная полной луной, стояла девушка, вся в черных одеждах и… с крыльями за спиной. И только внимательно присмотревшись, он успокоено вздохнул: это был обычный памятник. Такой, какие часто ставят на могилах детей и молодых девушек. Внимание юноши невольно привлек текст, высеченный у подножия ангела. Имя девушки… дата рождения и смерти… и – надпись на латинском:
«Heus tu, viator lasse, qui me praetereis. Veni hoc et queiesce pusilu. Cum diu ambulareis, tamen hoc veniundum est tibi. Bene vive, propera…»
Юноша знал латинский и, прочитав текст, застыл еще в большем удивлении. «Эй, прохожий, ты, видно, устал идти. Отдохни здесь немного. Путь твой еще долог, хоть и закончится здесь. Ступай и будь счастлив, пока ты живой…» – гласил текст неизвестно кем написанной эпитафии.
Эти необычные слова произвели на юношу магическое действие: пятясь от черного ангела, натыкаясь на ограды и кусты, юноша вынул из кармана револьвер и швырнул его в сторону. Затем повернулся и бросился бежать прочь.
Так неизвестная эпитафия спасла жизнь Стефану Цвейгу, впоследствии – знаменитому австрийскому писателю…
читать дальше.
***
Байки про завещания

Пишет Das_Chrom:
Похороны клоуна

Бывает же такое...
Норман Томпсон всю свою жизнь работал клоуном и умер в 79 лет. В последний путь товарища по работе провожали его коллеги.



читать дальше

***
Смерть и смех: над чем шутят на кладбищах
Общепринято, что похороны — это всегда горе и слезы. Но для некоторых народов проводы человека в мир иной — повод для праздника. Веселые гробы и эпитафии — заигрывание со смертью, считают этнографы.
«Смерть всегда за гранью понимания, ее старались не касаться, чтобы не будить лихо. Но людям всегда хотелось нарушить правила, — считает этнограф Наталья Громова. — И украинцы — не исключение. Просто мы делаем это не на кладбищенских плитах, как в некоторых странах, а в фольклоре: в вертепах, когда изображают неуклюжую смерть с косой и над ней все потешаются, всевозможные сказки про казаков, которые обманули смерть. А сколько у нас анекдотов о загробном мире и кладбищах! В Карпатах раньше была даже традиция: если старик доживал до очень глубокой старости, устраивали репетиции поминок при еще живом главном участнике».
-читать дальше-

@темы: Тени смерти, погребальные сооружения, Жизнь тела после смерти

08:50 

Кладбища Санкт-Петербурга

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Первое городское кладбище в Петербурге было основано в 1710 году при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне. Сампсониевское кладбище было православным, к югу от него в то же время было устроено немецкое кладбище для иноверцев. На Сампсониевском кладбище были похоронены «князь-папа» Всешутейшего собора Бутурлин, Посошков – автор «Книги о скудости и богатстве», архитектор Кокоринов. На землях немецкого кладбища были погребены знаменитые архитекторы-иностранцы, строители новой российской столицы – Трезини, Леблон, Микетти, отец и сын Растрелли, а также первые академики Блументрост, Гольдбах и Байер. Оба кладбища были закрыты в 1772 году.
В настоящее время за исторические кладбища в Петербурге «отвечает» Музей городской скульптуры, который был создан в 1930-х годах на базе принадлежащего Александро-Невской лавре Лазаревского кладбища, соседнего с ним Тихвинского кладбища, а также Благовещенской и Лазаревской церквей. Наиболее ценные надгробия со многих старых городских кладбищ были свезены в этот своеобразный музей.Благовещенская усыпальница была построена в 1717-1724 годах по проекту архитекторов Трезини и Швертфегера. Это был первый каменный храм а Петербурге, именно вокруг него и сформировался постепенно ансамбль знаменитой Александро-Невской лавры. Благовещенский храм изначально проектировался как усыпальница членов царской фамилии и выдающихся сановников. В восточной части усыпальницы под мраморными надгробными плитами покоятся родственники Петра Великого: царица Прасковья Федоровна, царевич Петр Петрович и другие. Однако самым знаменитым памятником в Благовещенской усыпальнице, перед которым меркнут богатые надгробия многочисленных графов и князей, является скромная надгробная плита из белого мрамора у северной стены… В 1800 году под ней был похоронен А.В.Суворов.Лазаревское кладбище, оно же – «Некрополь XVIII века», это настоящий музей под открытым небом. Здесь можно увидеть более тысячи надгробных памятников 18-20 веков, среди которых есть памятники современникам Петра Великого, представителям известнейших дворянских фамилий и выдающимся деятелям отечественной истории, науки, культуры – Ломоносову, Фонвизину, Державину, Витте, архитекторам Воронихину, Кваренги, Росси и многим другим выдающимся личностям.Территорию бывшего Тихвинского кладбища занимает некрополь «Мастеров искусств». Здесь можно увидеть памятники наиболее выдающимся деятелям отечественной культуры 19-20 веков – литераторам Крылову и Достоевскому, композиторам Глинке и Чайковскому, художникам Куинджи и Шишкину, скульпторам Клодту и Пименову, артистам Каратыгину и Комиссаржевской, мореплавателю Лисянскому, критику Стасову, а также многим другим.Не менее известным в Петербурге также является Волковское православное кладбище. Его северную часть занимает музейный некрополь под названием «Литераторских мостках», включающий в себя около пятисот надгробных памятников. Первым известным литератором, похороненным здесь, стал Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены такие известные писатели, поэты, ученые, композиторы, артисты, архитекторы, художники и скульпторы как Салтыков-Щедрин, Тургенев, Блок, Надсон, Бехтерев, Павлов, Менделеев, Гаврилин, Майкапар, Меркурьев, Толубеев, Троцкий, Шервуд, Петров-Водкин и многие другие.Не менее известными, чем некрополи Александро-Невской лавры, являются некрополь Троице-Сергиевой пустыни, Императорская усыпальница в Петропавловском соборе и Комендантское кладбище при нем.

-Материалы комиссии по устройству кладбищ 1877г.-
*
Похоронное дело в Северной столице

Н. Н. Врангель. Старые усадьбы (Глава: Забытые могилы

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, кладбища Санкт-Петербурга, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

15:11 

Этнические кладбища в Узбекистане. Христианские захоронения.


история

-----------
Важнейшим этноконфессиональным компонентом быта народов являются кладбища.
В обряде захоронения сохранились наиболее консервативные элементы духовной культуры, архаические черты истории культов. Кладбища различаются, прежде всего, по конфессиональным признакам (мусульманские, христианские, иудейские и др.) с социально-культовым и возрастным вариантами (кладбища «Науканда» у мавзолея Саманидов в Бухаре, суфа Шейбани-хана в Самарканде, фамильная усыпальница Чор-Бакр в Бухаре — для знатных или компактные детские захоронения на ряде мусульманских мазаров), идеологическим (Коммунистическое кладбище в Ташкенте).
В связи с отдельными историческими событиями (захоронения военнопленных первой и второй мировых войн, участки с могилами воинов-интернационалистов), погребения специфического назначения (эпидемического характера, тюремно-репрессивные, с конфессиональными отклонениями) и др.
читать дальше
©

@темы: древние захоронения, азиатские кладбища, погребальные сооружения, обряды и традиции

12:58 

Каменные кресты


исторический очерк


+4

Ссылки:
1.
2.
***
Кладбище села Норадус

Старинное село Норадус на берегу озера Севан в Армении производит неизгладимое впечатление своим древним кладбищем. На любом кладбище пересекаются мир живых и мир мертвых, но именно в Норадусе само время останавливается. Кажется, что время можно потрогать. Некоторым из этих камней без малого 15 веков. Полторы тысячи лет! И рядом современные надгробные памятники. Ведь люди продолжают умирать. Это самое большое и самое старинное кладбище на территории современной Армении. Хачкары сохранились в первозданном виде. Вот где время перестает иметь значение! Вспоминаются слова из фильма: «Время не имеет значения! Только жизнь имеет значение!»
Здесь около 900 хачкаров (хачкар - это крест-камень) разных эпох и разных стилей. Большинство хачкаров на кладбище датировано XIII - XVII веками, а самый древний хачкар, как пишут, восходит к VII веку.
По-сути, кладбище села Норадус является одним из самых больших музеев хачкаров под открытым небом. Но музеем не с законсервированными экспонатами под стеклом, а музеем, наполненным современной жизнью. Среди этого грандиозного культурно-исторического памятника бродят старики, дети и, конечно, туристы. Впечатление эпическое. Словно гомеровские герои перемешались с шекспировскими, и вся эта разношерстная толпа бродит среди гигантских декораций.
Как ни странно, жизнь на кладбище бьет ключом. Старики почти бегом бегают, пытаясь выпросить копеечку, вернее, драмчик, у петляющего между могил и памятников туриста. В перерывах между «работой», старички (в основном бабушки) отдыхают, греясь на каменных памятниках, занимаются нехитрыми бытовыми делами и болтают по мобильным телефонам. Некоторые вяжут, рисуют, плетут, - и все эти изделия тут же продаются. Село Норадус явно не очень богатое, и это хорошее подспорье в семейном бюджете. За всем этим действием интересно наблюдать, ведь даже на кладбище все люди разные: и те, кто внизу, и те, кто наверху…

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон, азиатские кладбища

19:46 

Склепы без спроса

Heartofstone
I've got a war in my mind.
статья с ©
Культура строительства склепов пришла к нам несколько столетий назад с Запада. Однако сейчас стремления к сооружению фамильных гробниц не наблюдается. Хотя никто строить склепы не запрещает.
статья
По материалам Интернета
Арина Женкова

@темы: европейские кладбища, погребальные сооружения, украинские кладбища

09:20 

Миздахан некрополь

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Необычайные тайны древнего некрополя Миздакхан: «Мировые часы» отсчитывают время до наступления конца света
рассказ о кладбище

@темы: погребальные сооружения, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, арабские кладбища, азиатские кладбища, Haunted

21:41 

Чатыр-Даг

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Четыре года назад, бродя по крымским горам, мы поднимались на одну из красивейших вершин Крыма - гору Чатыр-Даг, Шатёр-гору. С ее высшей точки Эклизи-Бурун открывается вид, который, пожалуй, не забыть на всю оставшуюся жизнь. Но вот что интересно... Не доходя до вершины - надгробие. Старое, истертое своевольным ветром. Ни одной буквы разобрать не удалось...



Неподалеку была еще каменная плита, явно более позднего времени, с вырезанным на ней крестом, с более четкими, хоть и вновь неразбираемыми, буквами. К сожалению, ее фотография у меня не сохранилась...
Расспросы местных жителей, поиски в интернете ничего не дали.
Но, наверно, в этом все-таки что-то есть - быть похороненным на высоте полутора километров над уровнем моря...

@темы: погребальные сооружения, российские кладбища

13:47 

Сен-Дени

~Утро Полины~
начала нет и нет конца, и снова с чистого листа раскрасим жизнь во все цвета
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).
В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.
Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137—1144 гг. была построена монастырская церковь — первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».
Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия — более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.
Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597).
В Сен-Дени хранился королевский штандарт — орифламма. Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребенных выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной.
В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.
9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII). ©



читать дальше
Даааа, всего 25 королей, 10 королев, 84 - принцы и принцессы...


Статья на тему

@темы: французские кладбища, погребальные сооружения, Некрополи Парижа

01:39 

Про мрамор.

"И увидел Бог, что это хорошо" (с)
Цитата из статьи "Не пускайте зло через порог". Вроде наша тема. :)

"...Еще один камень-защитник - мрамор. Он обладает свойством впитывать в себя мертвую энергию. Не случайно могильные надгробия издревле делали из мрамора, дабы не позволять мертвецу выйти из могилы и тревожить живых".

Источник

@темы: поверья и приметы, погребальные сооружения

09:08 

загадка одной статуи


Очень интересно, был ли кто-то из присутсвующих на Киновиевском кладбище в Петербурге и видел ли это странное надгробие? Фотографию обещаю выложить позже, а пока привожу собственную заметку 2001 года: "...Мы очень долго блуждали в поисках участка №3, на котором находилось скульптурное надгробие, за которым мы, собственно говоря, и прибыли на это кладбище. Единственным запоминающимся памятником, ради которого стоит преодолеть все преграды, является скульптурный памятник на могиле Кати Иванцовой. Прекрасный образец современного мемориального искусства затрагивал какие-то спрятанные в глубине души струны.
Итак, монумент представляет собой вытесанного в глыбе мрамора полуобнаженного юношу, обнимающего девушку. Лицо его выражает скорбь, смешанную с какой-то злобой, даже яростью. Напротив, женщина, торс которой, отшлифованный до ослепительно белого, создает резкий контраст с угрюмым юношей. Закрытые глаза, безмятежное, спокойное выражение лица, голова, опоясанная чем-то вроде нимба, сотканного из паутины - кажется, девушка вот-вот впадет в глубокий, нескончаемый сон. Как вечное противопоставление жизни и смерти, тревоге и безмятежности, ярости и спокойствию.
Однако более всего поразила нас странная эпитафия. "Друг мой, не все проходит, и без плоти ты даешь мне силы изваять этот реквием. Пусть на пепле нашем цветы взойдут", "Екатерина Иванцова, 29.11.1940-19.02.1966. Живые и мертвые неразделимы. Памятник светлой жизни и мученической смерти Кати Иванцовой. Посвящается павшим в борьбе с темными силами".
Причем первое, что бросалось в глаза – это была последняя строка: "темными силами", обведенная неизвестным нам маляром черной краской... будто бы главное, что заключалось в послании, были эти слова. Можно было бы, конечно, списать "темные силы" на счет немцев - вдруг девушка погибла, защищая Ленинград в Блокаду - но дата смерти – 1966 год! Никаких трагических событий, произошедших в данный год, мы не помним... ни арестов, ни репрессий, ни войн..."





""Эта девушка покончила собой (выбросилась из окна). Молодой человек, её жених, считал, что это произошло под влиянием соседки-старушки, которая ее ненавидела. Сам сделал этот памятник (кстати, не великого художественного достоинства). А слова "темные силы" не так давно выкрасили в черный цвет, как, впрочем, и перевернутый крест рядом нарисовали. "Сатанисты"? Или кто-то другой... Так что памятник, конечно, уникальный... ""

@темы: погребальные сооружения, кладбища Санкт-Петербурга, история скульптуры, загадки и мистика некрополей

12:10 

Одна история

Деревянные надгробия работы Михаила Липова (Лидзбарк-Варминьский, Польша)
Маленький польский городок Лидзбарк-Варминьский (бывший Хайльсберг). С Первой мировой войны возвращался домой русский солдат, которого звали Михаил Липов. Но до дому он так и не дошел - увидел в Хайльсберге красивую девушку и - пропал. Влюбился, женился на ней и остался в городке. Михаил быстро нашел свое призвание - он делал деревянные - нетипичные для Вармии - надгробия в виде крестов, каждый из которых был почти произведением искусства. Несколько таких надгробий до сих пор сохранились на городском кладбище.

автор Syn


@темы: польские кладбища, погребальные сооружения, Одна история любви

14:06 

История захоронений Лондона

Br. Samedi
Кладбища Лондона
Вторая по счету перепись населения Великобритании, проведенная в 1811 году, установила, что Лондон стал первым городом на планете, чье население перевалило за миллион жителей. На протяжении 1820-х годов число жителей столицы увеличилось еще на 20%. Рост населения означал и увеличение количества умерших, что порождало неизбежные проблемы в городе, где большинство традиционных мест захоронения уже давно исчерпало свои возможности. Так, например, подсчитали, что на кладбище Св. Анны в Сохо (площадью всего в пол-акра) похоронено свыше ста тысяч человек.
Результатом подобной ситуации стало разложение — как физическое в буквальном смысле, так и личностное и финансовое. Молодой Диккенс описывал кощунственное поведение алчных кладбищенских служителей, которые без зазрения совести крушили старые гробы, дабы поверх них произвести новые захоронения. Церковный архитектор Фрэнсис Гудвин разрабатывал грандиозные (но, как выяснилось, тщетные) планы постройки Великого Национального кладбища, украшенного храмами в псевдогреческом стиле. Еще один проект предусматривал возведение гигантской пирамиды на Примроуз-Хилл, где в отдельных ячейках были бы погребены пять миллионов человек — этакий фараонов улей.
-
Пирамида в Лондоне


Наверное, в каждом большом городе есть история о гигантской постройке, которую, к счастью, так и не смогли возвести. Например, восьмая сталинская высотка в Москве.
Вернемся в викторианский Лондон, когда встал вопрос о новых местах для погребения.
В Королевской академии стали демонстрироваться многочисленные проекты на лучшее решение этой проблемы.
Один проект предлагал башню мертвых, которая располагалась бы на месте нынешнего стадиона Уэмбли. Другая же задумка оказалась еще более монументальной и грандиозной.
Мало известный архитектор Томас Уилсон, про которого ходили слухи о пристрастии к оккультным и спиритическим делам, предложил Пирамиду Смерти. Она должна была расположиться в северо-западной части города - Primrose Hill.
Не могу точно назвать дату представления проекта, потому что источники друг другу противоречат. Здесь есть как и 1929 год, так и 1840, 1824, 1820. Исключаем сразу 1929 год, потому что Уилсон скончался в 1840, следовательно вторая дата тоже отпадает. Кроме того, стоит помнить, что идея архитектора была отвергнута, и власти выбрали простой способ захоронения, давая жизнь Магической семерки кладбищ, самое раннее из которых - Кензал Грин - датируется 1832 годом. Поэтому для Пирамиды остается период с 1820-1824 года.
Итак, в отличие от пирамид фараонов и меньших по размеру собратьев, которые можно обнаружить в английской глубинке, огромная пирамида Уилсона должна была вместить в себя 5 миллионов человек.
Эту постройку было бы видно практически из любой точки Лондона. Она бы была выше собора святого Павла.
Внутри на ее девяносто четырех этажах должны были разместиться каменные арки, а снаружи вся эта конструкция была бы покрыта гранитом. Паровые лифты доставляли бы посетителей на этажи и на обсерваторию, которая бы располагалась наверху (другой вариант предлагал водрузить обелиск).
Цена семейного склепа была за пределами допустимого, поэтому места для бедных не были предусмотрены. Зато прибыль бы исчислялась миллионами фунтов.
по материалу "London as it might have been"

-
Проблема с захоронением в Лондоне неожиданно усугубилась из-за страшной эпидемии холеры, разразившейся в 1831-1832 годах. Первая же вспышка заболевания принесла дополнительные 10 тыс. трупов — сверх обычной смертности в столице. Это бедствие по времени совпало с приходом к власти правительства вигов, которое стремилось привнести в жизнь страны очищающий дух коммерции и соревнования. В сложившейся атмосфере конкуренции реформаторы сделали все, чтобы лишить церковь монополии на решение вопросов, связанных с погребением, и превратить последнее в коммерческое предприятие. Как только был поднят вопрос о строительстве ряда новых кладбищ (из соображений общественной гигиены их предполагалось вынести за границу города), парламент поспешил ратифицировать предложение. Результатом стало возникновение «великолепной семерки» — системы кладбищ в пригородных районах столицы, вернее, в районах, которые тогда считались пригородами Лондона.
Попросите любого горожанина назвать самое знаменитое лондонское кладбище, и он (или она) наверняка назовет Хайгейт — то самое, где находится могила Карла Маркса. Этот массивный монумент, возведенный в самый разгар «холодной войны», в 1956 году, и до сих пор привлекает непрерывный поток пилигримов-атеистов. Однако по праву самым важным местом захоронения знаменитостей должно считаться кладбище Кенсал-Грин: свыше восьмисот его «обитателей» удостоены заслуженного упоминания в «Словаре национальных биографий» — вдвое больше, чем на Хайгейте. Здесь же покоится прах самого автора «Словаря», отца Вирджинии Вулф — сэра Лесли Стивена. Кенсал-Грин стало первым из семерки коммерческих кладбищ (открыто в 1833 году). Оно по праву гордится применением передовых на тот момент технологий: так, для обслуживания катакомб использовался гидравлический лифт. И как на любом коммерческом предприятии, во главу угла ставились пожелания клиента. Родственники усопших вольны были выбирать способ захоронения — катакомбы, мавзолей, склеп или традиционную земляную могилу в обрамлении зеленых насаждений (здесь тоже существовал выбор из 800 различных сортов деревьев). Через десять лет после открытия кладбища произошло событие, которое подняло его авторитет на новую высоту. Шестой сын Георга III, ученый анахорет герцог Сассекс избрал Кенсал-Грин в качестве места своего упокоения, предпочтя его традиционному Виндзору. Говорят, он принял такое решение из-за тягостного впечатления от посещения виндзорской могилы своего брата, короля Вильгельма IV. Так или иначе, а высочайшее одобрение сыграло свою роль, и в последующие годы кладбище Кенсал-Грин стало последним приютом для многих высокопоставленных представителей викторианской знати. Здесь похоронены отец и сын Брюнели, писатели Теккерей и Троллоп, создатель «примитивного компьютера» Чарльз Бэббидж и первый издатель журнала «Ланцет» Томас Уокли. Рядом с ними лежат У. Г. Смит, основатель целой империи книжно-газетной торговли, которая носит его имя, и изобретатель тенниса майор Уингфилд. Компанию им составляют личности, которые в свое время украшали жизнь столицы и делали ее более приятной. Это непревзойденный шеф-повар Алексис Сойер; известный канатоходец Блондин, прославившийся тем, что приготовил и съел омлет, балансируя над пропастью Ниагарского водопада; а также эквилибрист-наездник Эндрю Дюкро, потративший 3 тыс. фунтов (а это стоимость строительства небольшой церкви) на возведение собственной гробницы в духе греко-египетского мавзолея. Как гласит надпись над входом, «она создана гением, дабы принять его бренные останки».
К Кенсал-Грин вплотную примыкает католическое кладбище Св. Марии, открытое в 1858 году. Здесь похоронены два кардинала — Ньюман и Мэннинг — и многие члены швейцарско-итальянской династии Гатти, владевшей в Лондоне сетью европейских кафе и морожениц. Неподалеку погребена героиня Крымской войны медсестра Мэри Сикоул, которая недавно была удостоена звания «Величайшего чернокожего представителя Британии». Но большую часть кладбища занимают могилы 12,5 тыс. ирландцев, в 1840-х годах бежавших в Лондон от «Великого голода». Эти бедняги честно трудились на железнодорожных путях и расположенных поблизости кирпичных и газовых заводах, в то время как их жены и дочери батрачили на буржуа из Бейсу-отера и Бромптона. Величественный монумент посвящен памяти бельгийских солдат, участников Крымской войны. Скорее всего, они получили тяжелые ранения в сражениях и были отправлены в лондонские госпитали — испустить дух на больничной койке и упокоиться на тихом кладбище Св. Марии. Кенсал-Грин продолжает сохранять свою привлекательность и в наши дни. Прах знаменитого драматурга Теренса Раттигана доставили сюда с Карибских островов и похоронили в семейном склепе. Солист группы «Куин» Фредди Меркюри был кремирован на Кенсал-Грин — затем его прах развеяли над Мумбаем (Бомбей).
Открытое в 1837 году кладбище в Западном Норвуде не может похвастаться таким количеством знаменитостей, как Кенсал-Грин, зато оно по праву гордится 65 памятниками, относящихся к категориям II и II. На этом кладбище упокоилась знаменитая миссис Битон — автор настольной книги любой викторианской домохозяйки, популярного труда под названием «Книга о ведении домашнего хозяйства». Вместе с ней лежат барон Пауль Юлиус Рейтер, основатель международного агентства новостей, и сахарный магнат Генри Тейт, построивший на свои средства галерею, которая носит его имя.
В 1840 году в Сток-Ньюингтоне открылось кладбище Эбни-парк. Его владельцы в расчете на клиентуру из числа диссидентских сект отказались от освящения кладбища. Это, по крайней мере, понятно. А вот что должны символизировать массивные ворота в египетском стиле, объяснить трудно. Иероглифическая надпись на воротах гласит: «Врата, ведущие в обитель смертной части человека». Кладбище расположилось на территории, которую ранее занимали два поместья XVII века, и в первоначальном виде скорее напоминало живописный дендрарий с двумя тысячами разновидностей растений. В полной мере воспользовавшись этим преимуществом (за сравнительно короткий срок здесь выросло свыше 300 тыс. могил), хозяева Эбни-парк начали потихоньку вырубать деревья, чтобы расположить новые захоронения. Памятник Айзеку Уоттсу — известному богослову и автору религиозных гимнов, служит напоминаем о его проживании в давно разрушенном Эбни-хаусе. Оправдывая статус оплота инакомыслия, кладбище стало последним приютом для основателя Армии спасения Уильяма Бута (1829-1912). В свое время его похороны привели к кратковременному ступору в английской столице: полмиллиона лондонцев выстроились вдоль улиц, провожая в последний путь этого великого человека. Пожалуй, менее уместны здесь могилы Джорджа Лейборна, автора знаменитой песни «Шампань Чарли» (помните припев: «Шампань Чарли мое имя; Пить «Шампань» моя игра»), и Альберта Шевалье, ветерана грубоватой ист-эндской комедии. Здесь же похоронен и первый командир пожарного расчета Джеймс Брэйдвуд, в 1861 года погибший при тушении страшного пожара на Тули-стрит.
Что касается открытого в 1840 году Нанхэдского кладбища, то даже энтузиасты из благотворительной организации «Друзья Нанхэдского кладбища» вынуждены признать: в популярности оно уступает остальным членам «великолепной семерки». Зато поклонники Нанхэда могут по праву гордиться экологией кладбища, недаром на нем водятся целых шестнадцать разновидностей бабочек. Наверное, самым выдающимся из «обитателей» кладбища является сэр Полидор де Кейзер (1832-1898) — официант бельгийского происхождения, который умудрился выбиться в лорд-мэры Лондона. Силами «Друзей» опубликован сборник биографий еще четырехсот горожан, похороненных на Нан-хэдском кладбище. Жалкий, захудалый клерк, обезумевший от горя по поводу кончины возлюбленной, озвучивает страстный монолог в поэме Шарлотты Мью «На Нанхэд-ском кладбище».
Еще одно кладбище, расположенное в Тауэр-Хамлетс, открылось в 1841 году, и очень скоро превзошло по плотности «заселения» своего собрата в Нанхэде: здесь на площади в один акр сосредоточено свыше семи тысяч могил. Причем в первое десятилетие здесь хоронили в основном малоимущих лондонцев — четыре пятых всех погребений было произведено за государственный счет. Что ж, неплохая реклама для коммерческого кладбища, вынужденного конкурировать с соседями. А тщательно продуманные и с размахом осуществляемые церемонии — только представьте: разноцветные катафалки, лошади с развевающимися плюмажами, чем не карнавал смерти? — превратились в любимое зрелище для многочисленных ростовщиков, трактирщиков, бывших боксеров и преступников, составлявших элиту Ист-Энда. В результате к 1889 году кладбище в Тауэр-Хамлетс оказалось буквально переполнено — по самым скромным подсчетам, число похороненных достигало 247 тысяч. Стоит ли удивляться, что среди такой толпы сыскалось несколько дюжин прославленных имен. Среди них Уильям Джамрах, поставщик экзотических животных для зоопарков, цирков, а также для личных зверинцев кайзера и турецкого султана (именно его стараниями золотые рыбки стали любимыми питомцами лондонских кокни). Еще одна местная достопримечательность — бывший боксер Чарли Браун, переквалифицировавшийся в успешного содержателя паба. В своем заведении он собрал впечатляющую коллекцию всяческих диковинок — побрякушек и чучел чужеземных животных, которых ему привозили моряки дальнего плавания. Благодаря экзотической коллекции паб «У Чарли Брауна» (вообще-то официально называвшийся «Рэйлвей Арме», но об этом мало кто помнил) снискал известность в общегородском масштабе. Надгробие Уилла Крукса (1852-1921) отремонтировали за общественный счет — таким образом горожане отметили заслуги Крукса, следившего за соблюдением прав рабочих, перед Ист-Эндом. Недостаток образования у него компенсировался избытком самоуверенности и страсти. Он регулярно устраивал собрания в доках, на которых разъяснял местным рабочим их права. Эти импровизированные занятия получили название Колледжа Крукса. На его могиле выбита горделивая эпитафия:
БОНДАРЬ ПО ПРОФЕССИИ,
ОН СТАЛ ХРАНИТЕЛЕМ БЕДНЫХ,
РАЙОННЫМ СОВЕТНИКОМ,
МЭРОМ ПОПЛАРА;
ЧЛЕНОМ СОВЕТА ЛОНДОНСКОГО ГРАФСТВА,
ЧЛЕНОМ ПАРЛАМЕНТА
И ТАЙНОГО СОВЕТА.
Он жил и умер как слуга народа

На кладбище имеется несколько коллективных захоронений — в одних покоится прах «братьев» из Чартерхауса (дома престарелых), в других погребены останки несчастных жертв катастрофы «Принцессы Алисы» (трагедия произошла в 1878 году и стоила жизни шестистам пассажирам, которые утонули в грязных водах Темзы после того, как их прогулочный пароход буквально разрезало пополам другое, более тяжелое судно).


-Очерк "Байки о британских склепах"-



So we rode down to the river
Where Victorian ghosts pray
For their curses to be broken
We go underneath the arches
Where the witches are and they say
There are ghost towns in the ocean
The ocean
Singing lalalalalalalalaiy
And the night over London lay
God is in the houses
And God is in my head
And all the cemeteries in London

@темы: смерть и викторианцы, погребальные сооружения, обряды и традиции, нотки вечности (музыкальные полотна), английские кладбища, Лондонские кладбища

18:59 

Парижские катакомбы

Br. Samedi




Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным — от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.
Википедия

Французскую столицу часто называют Городом Света. Фасады домов из светлого камня, широкие проспекты, желтоватые воды Сены, а теперь и прекрасная ночная иллюминация — действительно создают впечатление, что город всегда наполнен светом. Однако существует не меньше оснований называть Париж и Городом Темноты, поскольку в парижской тьме скрываются сокровища веков, которые могут посоперничать с теми, которые щедро освещаются солнцем. Под нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов этого великого города скрывается другой мир, о существовании которого догадываются немногие. Сотни километров таинственных галерей, известных как парижские катакомбы, — это древние каменоломни, откуда средневековые жители города брали материалы для его строительства.
статья



Пишет Marius1198
Все, что можно уже написано. Здесь будут исключительно фото сделанные мной и моим другом..



Неподкосов "Символ "Мертвая голова":
В Париже находится легендарное кладбище Невинных Младенцев (Cimetiere des Innocents), территория которого был освящена пригоршнями пыли, доставленной из Святой земли. С этого момента все близлежащие церковные приходы, больницы и морги начали доставлять сюда покойников для погребений в освященной земле. По причине большого количества захоронений, в том числе во время эпидемий, большинство останков были просто погребены в крупных массовых захоронениях, открытых карьерах{262}. Земли не хватало, и было устроено восемьдесят открытых арок для хранения эксгумированных останков по всему периметру основания кладбища. Под аркадами были помещены стихотворные надписи в стиле memento mori. На возведение этих склепов пожертвовал деньги среди прочих и маршал де Бусико.
Это кладбище также получило известность благодаря уникальному изображению пляски смерти — созданным в 1424 году фрескам, покрывавшим стены галереи (произведение искусства погибло в XVTI в. вместе с обрушившейся галереей). В XVI в. на кладбище была установлена большая статуя смерти, в дополнение к сотням тысяч костей. Для убедительности посетителей, что смерть действительно неизбежна, вдоль аркады костных останков была написана большая картина «Танец смерти» (Danse macabre). Всесилие смерти было представлено и творением знаменитого скульптора-маньериста Жермена Пилона, в том числе знаменитой резьбой, посвященной разлагающимся трупам. Считается шедевром погребального искусства алебастровый рисунок с девизом: «Ни один смертный не может убежать от меня: всем суждено стать пищей для червей», хранящийся в склепе часовни Пресвятой Девы. Парижане собирались на этом кладбище не только для участия в погребальных обрядах, но и чтобы послушать уличных проповедников.
Местные жители жаловались на антисанитарию и миазмы, исходящие от тлеющих человеческих останков. В 1785 году была сформирована комиссия, чтобы приступить к удалению с кладбища останков примерно 2 млн. человек. Из гигиенических соображений и для сохранения персональной памяти о каждом покойном эдиктом Сен-Югу 1804 года Наполеон предписал погребение мертвых в отдельных могилах на огороженных территориях за городом.
Решение проблемы переноса останков с кладбища Невинных Младенцев предложил генерал-лейтенант милиции Александр Ленуа, а именно сохранить кости в огромной сети бывших каменных карьеров протяженностью 170 миль (280 км) в туннелях под Парижем. Генерал-инспектору карьеров Карлу-Акселю Гуиллаумоту было поручено организовать места для захоронений в подземных ходах. Он выбрал карьеры в Монсури. Официальное название реликвария было «Ossuaire General de Paris», но городские жители захотели подобрать менее официальное прозвище. В итоге было выбрано «aucombes». 7 апреля 1786 года секции туннеля были освящены, начался перенос останков. После завершения городские власти решили продолжить этот процесс заполнением помещений с других местных кладбищ в течение 1870—1880-х годов. В результате был сформирован крупнейший в мире склеп, содержащий останки примерно 6 миллионов человек, в числе которых, предположительно, такие знаменитые французы, как Монтескье, Паскаль и Рабле.
Первоначально парижские катакомбы фактически представляли собой свалку костных останков. Однако Наполеон, желая превзойти римские катакомбы, приказал в 1810 году реорганизовать их с целью создания впечатляющего памятника. Новый генерал-инспектор карьеров Луи-Этьсн Херикарт де Тьюри разработал основные декоративные схемы с причудливым чередованием различных костей и черепов. По его задумке, ребра и позвонки были несовместимы с общим дизайном и должны быть скрыты от глаз путем размещения их в виде единой объемной массы. После оформления помещений в проходах были установлены скульптурные памятники.
В катакомбах имеется палата для молитвы, Столп Памяти (Pilicr du Memento), а также знаменитая ротонда большеберцовых костей — толстый цилиндр, доминирующий в заключительном разделе современной пешеходной экскурсии по городу мертвых.
Особого внимания заслуживают многочисленные надписи в стиле memento mori. Вход в катакомбы отмечен фразой: «Стой! Вот империя смерти!» Некоторые надписи были из классических источников, таких как Гораций и Сенека, а также из религиозных, например, из сто первого Псалма («Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли») или Книги Бытия («Человек, помни, что ты прах, и в прах ты вернешься»). Популярность парижских катакомб стремительно росла, и со временем здесь даже стали проводиться концерты. В частности, хорошая акустика была обнаружена в ротонде большеберцовых костей, и здесь исполнялись похоронные марши Шопена и Санкт-Саснский «Танец смерти».

@темы: французские кладбища, погребальные сооружения, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, обряды и традиции, катакомбы, исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

00:31 

...

Пишет Plump:
то ли дети, то ли нежити...
имен у них нет.
крестов над могилой - тоже.
дата рождения (смерти?) у всех одинаковая. в последний путь их провожал родильный дом.
вместо гроба - полиэтиленовый мешок - один на всех.
цветов на могилу никто приносить не обязан - родителям они не нужны, для врачей они кусок мяса.
Тогда, в перестройку, Алтайский край был одним из немногих регионов в СССР, который получил право быть своеобразным «полигоном» по откатке технологий искусственных родов. Как их называли — искусственные роды по социальным показаниям. Такое показание могла получить, например, студентка, которой предстояло стать мамой-одиночкой.
Кстати, кое кто из тех, кто присутствовал на первых операциях искусственных родов, рассказал такую легенду. Первое время, когда отрабатывали концентрацию солевых растворов, иногда девочки (и только девочки!) при искусственных родах рождались живыми. Правда, до смерти обожженные от соли. Шансов выжить у них не было. Слушать крик умирающего ребенка или, как чаще говорят медики - эмбриона, было не в радость. Поэтому их заворачивали в кулёк из простыни и клали на батарею отопления... Так смерть наступала быстрее. Кстати, рассказывают, что вроде как по тогдашним меркам если плод был более 1 кг, значит его считали ребёнком. И, чтобы его списать нужно было оформлять около 30 бумаг. Если менее 1 кг, то такой плод именовался эмбрионом... и на его списывание нужна была только один документ...
©


на случай, если пропадет фото

Другой опровергает: По блогосферочке бродит фотография из Барнаула - вызывая у впечатлительных граждан шок и собирая тысячи комментариев. Чего только не вспомнили наши высокоморальные граждане - и как зародыши отпихиваются от четвертующего скребка, и как "дьявол хохочет, а Божья Мать плачет" во время аборта, и как "земля стонет под блядями". С упоением смакуя Страшные Подробности люди не дают себе труда задуматься - при чем здесь аборты? Потому, что написано "родильный дом"? Так на других фотографиях написано "детская больница", "взрослая больница". Или потому, что один баран проблеял, а стадо подхватило "бееее, беееее"?
На самом деле аборты здесь не при чем. Биоматериал - это удаленные во время операций органы, в роддоме - плацента, "детское место", пуповина, и т.п. Как вы понимаете, этого хозяйства в любой больнице набирается предостаточно. В идеале, "биоматериал" должны сжигать - но не при всех больницах есть специальные установки. По правилам, регулирующим захоронение отходов "При отсутствии установки по обезвреживанию эпидемиологически безопасные патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.) захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах".Так что под камнями - не ошметки "тысяч абортированных детей", а банальные ткани. Я, конечно, понимаю - если назвать плиту из бетона "памятником", то звучит пронзительнее и душеПИЩАТельнее, чем просто "отметкой где закопаны ткани" (чтобы случайно не начали раскапывать или рассчитали, через сколько можно повторять). Предполагаю, что деревянные таблички не стали ставить - чтобы не смыло и не сдуло. Железные - чтобы не сдали в металлолом. Пополняю список "подстреленных уток" )

@темы: российские кладбища, погребальные сооружения

16:33 

El Cementerio de Poblenou, Barselona


flickr.com
Кладбище Poblenou - самое старое сохранившееся кладбище Барселоны. Первое захоронение датируется 1775г. Открыл его епископ Барселоны Хосеп Климентья Авинент на земле возле необитаемого пляжа Мар Белла. Кладбище было разрушено Наполеоном, но восстановлено в 1819г. Неклассические формы надгробий создают ощущение порядка и спокойствия и отражают эстетические вкусы богатых торговцев и промышленников того времени. На кладбище похоронены 2 мэра Барселоны, а так же множество известных музыкантов, писателей и актеров.
Как добраться:
ст. метро Llacuna (желтая ветка, выход к St. de la Ciutat de Granada). Далее по этой самой Гранаде минуты три в сторону моря - и вы на месте. Открыто для посещений пн-вс 8-18, на входе можно взять путеводитель (и все равно заблудиться))
1.
2.
Хоронить в могиле как в России, в Испании довольно дорогое удовольствие, по-этому своих умерших родственников многие хоронят в специальных каменных ячейка (очень похожи на банковские ячейки). Эти ячейки берутся в аренду сроком на 15, 30 или 50 лет. Стоимость такой ячейки зависит от того, на каком этаже ячейка (1-ом, 2-ом, а может и на 5-ом), на сколько человек рассчитана, в какой области кладбища находится и на сколько лет арендуется. Цена аренды колеблется от 427 евро до 6.800. Можно получить значительную скидку если брать групповое захоронение и сроком на 50 лет. Гробы поднимаются до ниши на специальном приспособлении. После захоронения, родственникам усопшего отдаются ключи от этой ячейки.
Кладбище Побленоу (El Cementerio de Poblenou)- это самое первое кладбище, построенное за пределами, крепостных стен, окружавших в то время город.
Но в 1813 году кладбище было разрушено войсками Наполеона Бонапарта и заново рекоструировано только в 1819 году.
Кладбище условно делится на две зоны — зона для более бедных граждан с бетонными нишами и зона для состоятельных людей того времени со склепами и мавзолеями.
В 1849г. кладбище потерпело очередную модификацию и расширение. Внешний облик большинства надгробий и склепов отражал архитектурные особенности Барселоны того времени. С тех пор сохранилось очень много прекрасных памятников готического и неоготического стилей.
В этих старинных склепах с разноцветными витражами живут коты.
©
The Kiss of Death by Jaume Barba (1930)
Кладбище Poblenou, Барселона








В фантастическом городе Барселона безумно симпатичен не только знаменитый собор Гауди. Если вдруг легкая или нелегкая занесен вас в столицу испанской Каталонии, возьмите бутылку или полкорабля и посетите кладбище Побленоу. Для того, чтобы поглазеть на этот удивительный памятник:
Скульптура «Поцелуй Смерти» («El Petó de la Mort» по-каталански, «El beso de la muerte» по-испански) создана и установлена в 1930 году. Крылатый скелет лобзает уста привлекательному молодому мужчине, на лице которого навеки застыл то ли экстаз, то ли смирение.
Никто из увидевших «Поцелуй Смерти», не уходит с погоста Побленоу равнодушным, но у каждого зрителя складывается свое, индивидуальное впечатление.
Что забавно, так то что скульптор данного памятника толком не известен. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Говорят, что именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти (мы не разделяем эту точку зрения, ибо режиссер скорее вдохновлялся росписью церкви в Стокгольме).
Обычно в надгробиях такого рода смерть изображают в виде крылатого ангела, но в данном случае скульптор предпочел изваять скелета. Страшно? Пожалуй. Но, в то же время, весьма эротично, романтика и ужас в одном «флаконе», хочется потрогать, приобщиться и (одновременно) хочется спрятаться, убежать, избежать неминуемого.
Могила, украшенная крылатым скелетом и нежным юношей в камне, «принадлежит» текстильному мануфактурщику Жозепу Ллаудету Солеру. На надгробии — эпитафия: «Его юное сердце погасло. Кровь в его венах остыла. Его силы иссякли, а Вера вознесла его в объятия Смерти. Аминь».

wiki

Пишет Девять лилий:

Раз уж я живу в таком замечательном историческом районе, в который туристы почти не суются (много вы понимаете, товарищи :P), то расскажу-ка я о нем немного. Сегодня, пожалуй, пойдет речь о главной достопримемачтельности Побленоу - о его старом кладбище. В Барселоне исторических кладбищ всего два - одно на Монжуике, где одна моя любимая подруга однажды чуть не осталась ночевать с кошками да мраморными ангелами, а второе в пяти минутах ходьбы пешком от меня, огороженное высокой стеной и в принципе небольшое.



Читать дальше

@темы: погребальные сооружения, история скульптуры, испанские кладбища

21:11 

Смерть и загробный мир в представлениях мезоамериканских индейцев

19:37 

Cimitero monumentale di Staglieno, Genova

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Почётное место на пьедестале самых красивых кладбищ в мире итальянские кладбища едва ли кому-то уступят, и кладбище Стаглиено в Генуе не зря вошло в список лучших от National Geographic Traveler наряду с Хайгейтом.
Cimitero di Staglieno, Генуя, Италия
Заложенное в 1851-м, действительно большим кладбищем оно стало во время Первой мировой – у погибших воинов здесь собственные аллеи. Однако по большей части Стальено заселено ангелами. Лучшего из ангелов скульптор Джулио Монтеверди изваял похожим на задумчивую девушку для склепа семейства Онето. В некатолической части покоится жена Оскара Уайльда, мать его двоих сыновей, Констанция Ллойд. Здесь же похоронен русский герой Сопротивления – бежавший из концлагеря и примкнувший к партизанам Федор Полетаев, известный в Италии как Федор Поэтан. Поклонники фильма Антона Корбайна «Контроль» узнают плакальщиков из склепа Аппиани, виденных ранее на обложке альбома Joy Division.

Для начала фотографии из сэта by Herbert West



Фотографии другого сэта смотрите сами, нельзя дать ссылку на фото напрямую.

Также фотографии можно найти по этим ссылкам, не ленимся и смотрим:
1.
2. Большой красоты и немалой коварности (опять нужно похитрить, чтобы сохранить фото) сэт

3.
4. Фото с northstargallery.com
5. NEW! Много и красиво
6. Рассказ о прогулке по некрополю
7. Еще один интересный рассказ
Прославленное на весь мир генуэзское кладбище Кампо-Санто или Стальено было открыто в открыто в 1851 году Ресаско, а особое его развитие пришлось на времена Первой Мировой Войны.
Кладбище Стальено знаменито благодаря своей богатой галереей скульптур из каррарского мрамора.
Монументальное Кладбище Стальено совмещает в себе структуру неоклассической архитектуры кладбища в традициях Средиземноморья с естественностью кладбищ Северной Европы.
Считающееся одним из наиболее интересных кладбищ в Италии, Стальено славится своим амфитеатром на склонах холма и непрерывной чередой монументальных зданий и маленьких деревьев.
Многие знаменитости (Ницше, де Мопассан, Елизавета Австрийская) посещали Staglieno. Над кладбищем, расположенным на зеленом склоне холма, возвышается Часовня Заступничества (Пантеон). На кладбище есть могилы и русских эмигрантов. На нем находится могила Федора Полетаева, награжденного (посмертно) Золотой медалью Италии "За воинскую доблесть" за подвиг в бою с немцами в местечке Канталупо Лигуре. На кладбище Генуи много мрамора и зелени — миртов, лавров, олеандров. Старинное кладбище привлекает множество туристов, посещающих Геную. Доступ на кладбище открыт ежедневно с 07:30 до 17:00. Вход – бесплатный. Стальено не уступает по красоте знаменитому кладбищу Пер-Лашез в Париже и Реколета в Буэнос-Айресе. Кладбище Стальено - тихий и печальный мирок полный памятников, решеток, оград и ангелов, простирающих крылья…
В июне прошлого года семеро служителей кладбища Стальено, в том числе три коммунальных инспектора, были арестованы карабинерами за систематическое разграбление и осквернение могил. В ходе расследования, проведенного карабинерами, было установлено, что эта преступная группа в течение многих лет с особым цинизмом занималась разорением захоронений и похищением из них зубных и ортопедических протезов, а также золотых колец и других драгоценностей, оставленных родственниками покойных. Осквернители могил не гнушались ничем, в частности, они опустошали алюминиевые гробы, спрессовывали их прямо на кладбище, а затем продавали ценный металлический лом.
Из протезов преступники извлекали драгоценные металлы и сплавы, прежде всего, титан и золото, которые также шли на продажу. Карабинеры установили, что зубные протезы, не содержавшие золота, тоже поступали на черный рынок, о существовании которого даже не подозревали правоохранительные органы. Кражи из могил осуществлялись в широком масштабе, а похищенные ценности сортировались и зачастую продавались оптовыми партиями. Кроме того, злоумышленники активно разоряли старинные захоронения, из которых похищались мраморные скульптуры и фризы, а также другие изделия из ценных материалов. Параллельно члены преступной группы, орудовавшей на кладбище Стальено, активно приторговывали местами для захоронений, фактически разоряя и оскверняя существующие могилы. Преступникам предъявлены обвинения в осквернении захоронений, кражах, хищении ценностей, а также повреждении памятников, имеющих художественное и историческое значение.

***
Eternal Drama - Танец со Смертью

Valente Celle Tomb, 1893, The Staglieno Cemetery, Genoa - Italy
Sculptor: Giulio Monteverde (Bistagno, Alessandria, 1837 - Roma 1917)
Памятник представляет бесполезную попытку жизни избежать неотвратимого объятия смерти.
Скульптор подчёркивает в этой скульптуре контраст между чувственностью красивой молодой женщины, которая персонифицирует Жизнь (пойманную в момент, когда она, утомлённая тщетной борьбой, собирается сдаться ужасному призраку) и твёрдой невозмутимостью смерти.




___
Прощу прощения за язык рассказа, но в Интернете современной версии нет, но чтению это не очень мешает.

-А. В. Амфитеатров "Статуя сна"-
©

Пишет Bellena:
Cimitero monumentale di Staglieno - pt 1
Если вы читали о Генуе, то, я полагаю, знаете и о Стальено — этом кладбище-музее, где каждые новые похороны
— предлог для сооружения статуй и саркофагов, в большинстве довольно пошлых, так что мрамора жалко, но иногда замечательной красоты.

А. Амфитеатров

Официальный сайт
Своим основанием кладбище города Генуи обязано эдикту наполеоновского наместника Сен-Клу от 1804 года, предписывающего больше не хоронить мертвых в церквях и в пределах городских стен. Изначальный проект разработал в 1835 году главный архитектор города Карло Барабино (1768–1835), но в том же году он скончался от холеры, и работу подхватил его ученик и преемник Джованни Баттиста Резаско (1798–1871).
Для нового погоста был выбран юго-восточный склон холма Стальено. Местечко под названием Вилла Ваккарецца показалось властям города наиболее подходящим по двум причинам - оно было мало населено и находилось недалеко от центра города. Работы начались в 1844. Официальное открытие состоялось 2 января 1851 года, в тот день похоронили четырех человек.
Со временем кладбище расширялось, и сейчас, помимо католической части, можно также посетить английскую, лютеранскую и иудейскую секции.
Центром архитектурной композиции является статуя Веры, выполненная Санто Варни. Прямо за ней, венчая грандиозную лестницу, стоит Пантеон, копия Римского Пантеона, величественное здание с дорическим портиком. Пантеон охраняют мраморные статую пророков Иеремии и Иова.
Дворяне, представители буржуазии и политические деятели, хоронившие здесь своих близких, воздвигали на своих семейных склепах величественные и натуралистичные статуи, желая увековечить память о себе и своих свершениях. Благодаря их тщеславию кладбище стало одним из самых знаменитых в мире, лучшим примером похоронного искусства, способом, которым генуэзская буржуазия девятнадцатого века демонстрировала свое богатство.

Ангел Монтеверде (склеп семейства Онето, 1882), символ кладбища.
Часть 1 - Стальено, Пантеон, скульптуры в аркадах над лестницей, около 40 фотографий

@темы: погребальные сооружения, итальянские кладбища, история скульптуры, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

главная