Ueber ewiger Ruhe

Записи с темой: древние захоронения (список заголовков)
21:23 

Вступление

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Lizett Hollz. Тафофилия: эстетика и история европейских некрополей

читать дальше

@темы: история скульптуры, европейские кладбища, древние захоронения, обряды и традиции

16:54 

Кладбищенская символика. Кладбищенская скульптура

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
История формирования кладбищ и кладбищенской скульптуры


Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны
Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии - науки о погребениях. Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) - подвид некрофилии. Но тафологи этому не верят.
С тех пор как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения) его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
"Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны" - говорит современный архитектор Михаил Шемякин.
Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
Погребение в средние века.
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более - подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле - в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики).
Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится.
Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покояться ничьи блаженные кости.
Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
"Лежащие" и "молящиеся".
Знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах. Памятник мог вовсе отсутствовать или его могла заменять плита с эпитафией на античный манер. И все же был широко распространен достаточно специфический вид погребальной скульптуры - так называемые "лежащие". Они олицетворяют вечный сон и покой - самое древнее и неизменное представление о смерти. Эти статуи изображали мертвецов во время похорон. Французский исследователь Филипп Арьес связывает возникновение таких изваяний с обычаем выставления тела и пишет о взаимовлиянии таких статуй и позы умершего при выставлении (этот обычай неоднократно отмирал и возвращался вновь, в т.ч. даже по специальному декрету времен Великой французской революции).
В эпоху Возрождения появился и другой вид погребальной скульптуры - так называемые "молящиеся". Погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле - жест религиозного экстаза.
Эти статуи - впервые - имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
"Сельские погосты".
Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом.
Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ - rural cemetery (фр. или англ. "сельское кладбище"). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским "memento mori" (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были "давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом".
Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Ласкез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища.
В Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. "кладбище-газон") - обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
В XX веке кладбище, чаще всего находящееся уже за пределами города, стало местом общения со своими умершими. Это не столько место прощания, сколько место встречи. Портретные изображения в камне сменили эмалевые фотографии, а памятники упростились до практически однотипных досок и крестов.

Из Интернета

Объектные символы
Изображение рук
Животные
Растения

Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях

Танатология - наука о похоронах, кладбище и всему, что их сопутствует.

Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько болезненно это проявление, думаю, важен только для людей, придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью.

Тафофилия

Символика надгробий


Материал основан на Википедии и интерактивной Энциклопедии крестов.

***
Попался мне очень интересный скан викторианского прайс-листа с надгробиями.


Victorian Grave Decoration


Искусство траура
Сайт Друзей Oak Grove cemetery
Churchyard Chest Tombs
*
-Немного викторианских правил и суеверий-
Еще некоторые приметы.
Еще про викторианский траур.
***

-Распространенные типы старинных надгробных памятников-

@темы: смерть и викторианцы, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, история скульптуры, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

19:10 

Московские кладбища. История.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Древние кладбища Москвы

---
Глава из книги (И.К.Кондратьев; Седая старина Москвы)
---
историческая памятка
---
Журнал «Деньги» № 38(594) от 25.09.2006

Любой древний город стоит в прямом смысле на костях. Расширяясь, мегаполис "наступает" на места захоронений, и многие из них уничтожаются, становятся площадками для строительства. Особенность Москвы в том, что здесь совсем недавно по историческим меркам прошли две волны сноса кладбищ: в 20-30-е годы, в период становления атеистической идеологии, и в 50-60-е, когда развернулось массовое строительство. Многие кварталы сталинской застройки и спальные районы оказались на территории бывших кладбищ.
статья
Риэлторская оценка
заметка специалистов

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

15:05 

Последние камни Семеновского кладбища. Ю. Рябинин

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Неподалеку от станции метро "Семеновская" есть небольшой сквер, над которым недавно поднялся золотой куполок, сразу очень украсивший, ожививший невзрачную Семеновскую заставу. После многих лет запустения, доведенная почти до состояния руин, здесь теперь восстанавливается Воскресенская церковь. Впрочем, в этом ничего особенного нет: церкви сейчас восстанавливаются повсюду. Но вот сквер, в котором стоит церковь, действительно необычный. Среди деревьев, в траве, здесь лежат гранитные и мраморные камни - иногда целые прямоугольные плиты с едва различимыми надписями на них, но чаще бесформенные обломки. На них играют дети. К ним же подбегают "по нужде" собаки, которых сюда приводят жители всего района. Но при этом жителям района, как никому в Москве, известно, что сквер с разбросанными по нему каменными плитами - это остатки Семеновского кладбища, когда-то одного из самых больших в городе.Семеновское кладбище было единственным "нечумным" в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. Еще задолго до 1771 года на этом месте существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви в Семеновском. Еще в начале ХХ века здесь находилось несколько плит XVII столетия. На самой старой из них стояла дата "от сотворения мира", соответствующая 1641 году Р.Х., и была замечательная надпись: "Евфимия жена гостя Андрея Никифоровича". Сейчас даже и не понять, какого такого гостя женой была эта Евфимия. А она, попросту говоря, была купчихой. В старину гостями называли купцов, приехавших со своими товарами откуда-нибудь издалека. Как в опере "Садко" - "варяжский гость", "индийский гость". И еще любопытно заметить, что в XVII веке у "гостей" не было фамилий. Фамилии стали широко распространяться среди "неблагородных" сословий вообще только в послепетровские времена, и еще в XIX веке в России не все имели фамилии. Но особенно интересно, что женщина в ту пору мало того что не имела фамилии, но еще и не удостаивалась называться по отчеству. Одно имя, и будет с нее. Тогда женщина настолько во всем была "за мужем", что даже в надписи на ее могиле больше сказано о муже, нежели о ней самой. С каких пор здесь стали хоронить, можно только предполагать. Скорее всего, кладбище было ровесником Семеновского села. А значит, довольно древнее. Может быть, самыми ранними из известных покоенных здесь были родители ближайшего соратника Петра I - А.Д. Меншикова.
Последние камни Семеновского кладбища


Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников. но и там все просто и бедно. Оторванные от близких людей, от родных полей и деревень, одиноко умирали в Военном госпитале и лазаретах больные солдаты. Печальная весть доходила наконец до деревни, там оплакивали потерю, а на окраине Москвы прибавлялась новая могила, которую в большинстве никогда не посетит близкий человек. Где уж тут ехать в далекую столицу бедному крестьянину. И растет с каждым годом рать наскоро сколоченных солдатской же рукой четырехконечных крестов со скатными кровельками. В особенности увеличился этот рост во время войны, со второй половины 1914 года. Могилы роются одна за другою в последовательном порядке, почему даты на крестах получаются хронологически правильными. Эта наглядная картограмма нарисована уже почти до конца кладбищенской черты, и скоро придется искать нового места. Здесь нет цветов, не видно посетителей, да мало кто и подозревает о существовании этого кладбища, устроенного в поле, примкнувшего одною стороною к стене Семеновского кладбища, а с другой едва отделенного от пустырей и свалок проволочной изгородью. Не сразу найдешь и вход на кладбище, со стороны линии Моск.-Казанской жел. дор., там, где мимо его ворот проезжают только одни обозы на свалки.

-Семеновское кладбище-

У самой Семеновской заставы, рядом с ее оригинальными караулками начала XIX века, существует прекрасный парк - Семеновское кладбище. Это именно парк, с красивыми густыми аллеями, шпалерами подстриженного кустарника, из-за которого крестов почти не видно. Первая половина кладбища, где в густоте шпалер скрываются даже большие памятники, не похожа ни на одно из московских кладбищ. Могилы здесь не теснятся друг к другу, а свободно располагаются на обширных площадях, как клумбы на газонах. В конце кладбища шпалеры кустарника исчезают, и простые деревянные кресты утопают там в высокой душистой траве. Старые березы и сосны дают густую тень, разливающую приятную прохладу по всему кладбищу. Всюду царит тишина, нарушаемая только слабым шелестом листьев. Редко, редко по дорожке пройдет задумавшийся посетитель "мертвого сада". Памятники Семеновского кладбища более чем просты, почти бедны, надписи на них не будят никаких воспоминаний. Все были люди незаметные, люди неизвестные. Они жили, умирали, замкнув маленький круг личной жизни, не оставив о себе на память ничего, кроме недорогих камней и деревянных крестов.
И скромный памятник в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.
Любовь на камне сем их память сохранила
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.
(Жуковский.)

Впрочем, есть камень не только с одним именем и библейской моралью, а и с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи:[i] "Знание уменьшает страданье людей. Дух без знанья и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и - будете здоровы".
Аполлон Григорьевич БЕЛОПОЛЬСКИЙ родился 1820 декабря 14 умер 1883 сентября 29. На Семеновском кладбище погребен поэт А. И. Полежаев (1805-1838), но указать его могилу здесь не могу! Эта жизнь началась случайно и окончилась безвременно по прихоти капризной судьбы. Полежаев был внебрачным сыном богатого саранского помещика Струйского, и умер простым солдатом (по некоторым сведениям ему присвоили офицерский чин. - Прим. Нестеров А. Н.), в солдатской больнице. Пылкий душою, одаренный большим талантом, Полежаев попал в такую атмосферу, в которой не мог жить и должен был сгореть. Он чувствовал это и сам.
Давно душой моей мятежной
Какой-то демон овладел,
И я зловещий мой удел,
Неотразимый, неизбежный,
В дали туманной усмотрел.

Зная человеческую душу, он, как заболевший врач, ставил
диагноз самому себе.
Убитый роком своенравным,
Я вяну жертвою страстей.
Я зрел: надежды луч прощальный
Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный
С тех пор горит в моих очах...
Любовь к прекрасному, природа,
Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода,
Все, все погибло для меня.
Без чувства жизни, без желаний,
Как отвратительная тень,
Влачу я цепь моих страданий
И умираю ночь и день.

Полежаев умер в Военном госпитале, и, когда один из друзей его явился просить тело для погребения, никто не знал, где оно; солдатская больница торгует трупами, она их продаёт в университет, в Медицинскую академию, выпаривает скелеты и проч. Наконец, он нашел в подвале труп бедного Полежаева, он валялся под другими, крысы объели ему одну ногу. Так умер затравленный николаевским режимом студент Полежаев, но как поэт - он живет, он продолжает бичевать людей -
Люди, люди развращенные,
То рабы, то палачи,
Бросьте, злобой изощренные,
Ваши копья и мечи.

Как уместны бы были на его могиле стихи А. Н. Плещеева:
Спи, бедняк! Без сожаленья
Ты расстался с этим миром,
Что бросал в тебя каменья,
Оттого, что на служенье
Лжи его - его кумирам
Ты себя не обрекал.



@темы: московские кладбища, клипы/ролики/передачи, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:34 

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие, и прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершими «дурною смертью». Мало того, что их не хоронили на обычных погостах вместе с праведно умершими, а закапывали где-нибудь в поле, на выгоне, «на буйвище», как тогда говорили, так еще и погребать этих людей дозволялось церковью только дважды в году— в четверг седьмой недели после Пасхи, в так называемый Семик, и на Покров — 1 октября по ст. ст. Если кто-то отдавал Богу душу задолго до дозволенного дня похорон, его тело оставляли дожидаться погребения в специальном помещении с ледником, называвшемся «убогим домом». Но вообще, нужно сказать, таких опальных покойников было немного. Перспектива позорного погребения удерживала людей от многих злодейств.
В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной роще, было устроено специальное кладбище для неимущих, бродяг и всех умерших «дурною смертью» — Лазаревское. Там же появился и новый «убогий дом». Москвичи очень боялись Лазаревского кладбища. Окруженное густым Марьинским лесом, оно почиталось московским людом проклятым, таинственным местом.
Лазаревское кладбище

Из воспоминаний:
"В начале 60-х Детский парк в Марьиной роще был главной достопримечательностью.
Тогда 18-й и 42-й троллейбусы до метро «Рижская» не ехали – конечная остановка была у гостиницы «Северная»: высадив пассажиров, водители тоже выходили следом, чтобы пробить путевые карточки в железной тумбе с педалью и запаянным внутри хронометром, и ты, проходя мимо, каждый раз поддавался искусу заглянуть в стеклянное окошко, чтобы сверить с теми часами свои наручные. У «Северной» же, на фоне соседних одно- двухэтажных домов смотревшейся как небоскрёб, кончался и Сущевский вал, упираясь в «парковую зону».
Художественное оформление входа в «Детский парк Дзержинского района», соответствовало времени и окрестному дизайну: деревянно-штукатурная громоздкая «подкова», на пятачке возле которой летом торговали газировкой и круглый год – мороженым и кондитерскими изделиями типа «язычок в сахарном песке» за 7 копеек.
Пройдя под арку, ты тут же попадал в Страну Пионерию – справа и слева трубили, барабанили и отдавали честь гипсовые мальчишки-девчонки, у которых периодически отваливались руки, горны, головы и барабаны, обнажая гнутую ржавую арматуру. Сразу за ними размещались спортивные тренажеры: деревянные колеса для бега на месте, щиты для перелезания через и бревно для хождения вдоль, а так же брусья и качели, которые не фиксировались наверху и позволяли запросто угробить свой вестибулярный аппарат, крутя «солнышко».
Миновав спортплощадку, ты оказывался на асфальтированной поляне (половина её, отрезанная Третьим транспортным кольцом, и теперь осталась), где летом мелкая ребятня носилась на великах, а зимой её заливали под каток. Вообще катков зимой было три: этот – главный, чуть дальше – за фанерной эстрадой – хоккейный (на летнем футбольное поле), а справа от входа в парк, где теперь лошадиный манеж, – каток для фигуристов, с двухэтажной раздевалкой и вполне цивильный, помнящий звездную пару Белоусова & Протопопов. Вокруг всего этого великолепия толпились двухсотлетние деревья, растущие сплошняком, поскольку изначально были посажены на могилах.
Собственно весь этот парк – огромное Лазаревское кладбище, от Трифоновской улицы до Рижского вокзала, с великолепной церковью XVIII века, нынче не только действующей, но и огородившей вокруг себя всю середину детского парка. До самого Олимпийского года в дальних уголках еще утопали в зарослях древние могильные плиты. И едва здесь начинались земляные работы – в кучах выбранного грунта неизбежно таились гробовые доски, кости и черепа. В доступности школьникам костяных голов однажды имела радость удостовериться наша учительница биологии: опрометчиво пообещала «пятерку» тому, кто принесет красивый череп в комплекте с нижней челюстью и зубами, и на следующий же день в ее классе ожила картина Верещагина «Апофеоз войны». Однако, очнувшись от обморока, слово своё сдержала – три десятка «пятерочек» раздала честно..."
© Мерихлюнд

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

17:37 

Плохая им досталась доля...

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Дорогомиловское кладбище


Не было в Москве, пожалуй, другого кладбища, расположенного столь же живописно, как Дорогомиловское. Оно находилось на высоком рельефном берегу Москвы-реки между Дорогомиловской заставой и Окружной железной дорогой. И с реки или со стороны Пресни кладбище смотрелось так же, как теперь смотрится Нескучный сад из Хамовников: полоса густого леса длиной с версту и шириной в 100–150 саженей. Дорогомиловское кладбище возникло в «чумном» 1771 году. Но до 1812 года оно оставалось ничем не примечательным погостом, на котором хоронили самый простой московский люд, в основном крестьян из западных губерний— помещичьих дворовых или отпущенных в столицу на оброк. А во время Отечественной войны здесь было похоронено много погибших или умерших от ран солдат и офицеров. И не только русских, но и французов. Чаще всего в источниках упоминается братская могила, в которой якобы были похоронены триста русских воинов — участников Бородинского сражения. Но скорее всего, их там было похоронено гораздо больше. И не только в одной этой могиле. Период с 26 августа (день Бородина) по 11 октября (освобождение Москвы от неприятеля) — это одно из темных пятен нашей истории. Кутузов и Ростопчин действительно осуществили тогда невиданную по масштабам эвакуацию. Но при этом в первую очередь они спасали то, что могло быть реально полезным для борьбы с супостатом, — чудотворные иконы, мощи святых, священные сосуды, другую церковную утварь. Но уже для того, чтобы вывезти менее полезное имущество, как-то: полторы сотни пушек и 75 тысяч ружей, — у эвакуаторов не хватило ни времени, ни энергии, ни транспортных средств. Все это досталось неприятелю. И, судя по всему, во всем городе нашлась только одна Наташа Ростова, пожертвовавшая частным ради общего. Потому что в Москве, по разным данным, на милость врага было оставлено от 10 до 23 тысяч раненых участников Бородинского дела. Для них не нашлось подвод. И в результате почти никто из них не выжил: кто-то погиб при чудовищном пожаре, кто-то умер из-за отсутствия ухода, а кого-то и казнили оккупанты. Вряд ли на Дорогомиловском кладбище было похоронено всего триста воинов. Если только в какой-то одной могиле, над которой в 1849 году на средства известного промышленника мануфактур-советника Прохорова был установлен памятник— кирпичная стела, облицованная железом и увенчанная золотой с крестом главкой, напоминающая монумент на Бородинском поле. На ней была надпись: «Сей памятник воздвигнут над общею могилою трехсот воинов-страдальцев и раненных в Бородинской битве и умерших на пути в Москву 1812». Остальные воинские могилы, не отмеченные долговечными памятниками, по всей видимости, исчезли еще в первой половине XIX века. Почему и сложилось представление, будто на Дорогомиловском кладбище было похоронено только триста участников Бородинской битвы. В советское время стелу разобрали, скорее всего потому, что, выполненная в традициях архитектуры православных надгробий, она не соответствовала новым представлениям о памятниках над воинскими захоронениями. Кстати, тогда же взорвали и ее прообраз — монумент на Бородинском поле — с могилой Багратиона заодно. И на месте этой стелы установили гранитный обелиск с надписью: «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мосгорисполкомом в 1940 г.» Какое-то время обелиск стоял на своем законном месте, хотя само кладбище было уже закрыто и постепенно ликвидировалось. А в начале 1950-х годов его перенесли в Фили — к «Кутузовской избе». Есть несколько версий о судьбе останков трехсот воинов из братской могилы. В большинстве источников говорится, что они теперь там, где стоит обелиск, — то есть у «Кутузовской избы». Существует также мнение, что их перезахоронили на Ваганьковском кладбище.[i] Но например, дорогомиловский краевед и старожил этого района Федор Федорович Егоров, на глазах которого Дорогомиловское кладбище ликвидировалось и застраивалось, утверждает, что погребенных там солдат-бородинцев вовсе не перезахоронили — они так и остались лежать на своем прежнем месте. И это очень правдоподобно. Во-первых, после ста сорока лет их упокоения в сырой земле едва ли возможно было перезахоронение. А во-вторых, это же был чисто символический акт перенесения останков. И для этого можно было откопать всего несколько косточек или даже просто перенести из старой могилы на новое место горсть земли. В 1839 году на кладбище на месте старого храма была сооружена новая церковь Преподобной Елизаветы с двумя приделами — Владимирской иконы Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа, очень похожая на Святодуховскую церковь на Даниловском кладбище. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х. Да и последние годы своего существования находилась уже в совершенном запустении. Церковь стояла там, где теперь двор дома № 26 по Кутузовскому. Того самого дома, в котором жили генеральные секретари Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов. До революции Дорогомиловское кладбище среди состоятельных москвичей не почиталось особенно престижным. Это уже в позднюю советскую эпоху Дорогомилово сделалось районом, как говорят, элитным, связанным с центром новым мостом и проспектом. А совсем недавно еще и двумя пешеходными мостами. А раньше до кладбища и добраться-то было не просто. К нему вела единственная дорога — через Бородинский мост, по Большой Дорогомиловской улице. У земского шлагбаума на заставе, приблизительно там, где теперь стоит монумент «Москва — город-герой», мостовая заканчивалась, и дальше до ворот кладбища дроги ехали еще с версту по обычному пыльному проселку. Даже купеческих захоронений здесь было немного. Во всяком случае, купцы высшей гильдии не считали кладбище в Дорогомилове достойным для них местом упокоения. Например, фабриканты Прохоровы, державшие за рекой напротив кладбища крупнейшую в Москве мануфактуру, хотя и установили на свой счет стелу над братской могилой погибших при Бородине, хотя и делали пожертвования в Елизаветинскую церковь, родовой склеп предпочли устроить все-таки в более достойном их положению и состоянию месте — в Новодевичьем монастыре. Но тем более удивительно, что в Дорогомилове в XIX и в начале ХХ века часто хоронили ученых, профессоров. Одним из первых ученых там был похоронен ординарный профессор «политической экономии и дипломации» московского университета Н.А. Бекетов (1790–1828). Затем Дорогомиловское становится прямо-таки «профессорским» или «университетским» кладбищем: там были могилы известного юриста, специалиста по гражданскому, международному и уголовному праву Л.А. Цветаева (1777–1835); ректора московского университета с 1832 по 1837 год востоковеда А.В. Болдырева (1780–1842; в 1950 он был перезахоронен в Донском монастыре); профессора медицины В.М. Котельницкого (1770–1844); профессора математики Н.Е. Зернова (1804–1862; перезахоронен на Ваганьковском); терапевта, кардиолога Г.И. Сокольского (1807–1886); профессора анатомии Д.Н. Зернова (1843–1917), опровергнувшего в свое время теорию итальянского психиатра Чезаре Ломброзе о врожденной склонности к преступлениям у некоторых людей; первой женщины — профессора этнографии в России В.Н. Харузиной (1866–1931). Были там могилы и нескольких деятелей культуры: композитора И.А. Саца (1875–1912; перезахоронен на Новодевичьем), писателя И.С. Серова (1877–1903), москвоведов П.В. Шереметьевского (ум. 1903) и В.К. Трутовского (1862–1932). И многие эти люди так и остались лежать на дорогомиловском берегу. Лишь некоторых из них перезахоронили. Впрочем, теперь там, скорее сего, не осталось и тех, кого не позаботились перезахоронить в 40–50-е годы. Потому что из всех ликвидированных в Москве кладбищ Дорогомиловское оказалось самым застроенным впоследствии. Значительная часть его территории теперь под домами. И естественно, при строительстве этих ампирных гигантов все остававшиеся там кости были выбраны вместе с грунтом экскаватором и вывезены в неизвестном направлении. Пропала тогда и могила, безусловно, имеющая важное значение для российской истории: в Дорогомилове был похоронен один из крупнейших государственных деятелей XIX века, министр народного просвещения, тайный советник и, как говорится, особа, приближенная к императору, — Николай Павлович Боголепов (1847–1901). Это был виднейший представитель консервативного крыла русской политики и общественной мысли, единомышленник и последователь Д.А. Толстого и К.П. Победоносцева, реакционер, как раньше о таких говорили. Взлет его был стремительным. Окончив курс на юридическом факультете московского университета, он вскоре был приглашен преподавать на кафедру римского права. И дослужился там до профессора. А в 1883 году — в тридцать шесть лет! — Боголепов становится ректором университета. В этой должности он был до 1887 года. И вторично — в 1891–1893 годах. А в 1898-м он был назначен министром народного просвещения. Боголепов хотел сделать из университетов, которые, по его мнению, стали очагами вольнодумства, закрытые учебные заведения, находящиеся под жестким контролем власти, причем на своевольных студентов воздействовать мерами полицейского характера. Удивительно, но эти боголеповские порядки прижились в нашей системе высшего образования и в общем-то сохраняются до сих пор. Например, именно при Боголепове было отменено и так больше никогда и не восстановилось положение, при котором арестовать студента за что-либо можно было только с согласия ректора. Для большего контроля над учащимися министр народного просвещения придумал создать студенческие общежития. До этого иногородние студенты обычно нанимали квартиры и в свободное от занятий время были людьми вполне вольными. Теперь же они и во внеурочное время находились под пристальным присмотром педелей. Но нужно сказать, самим-то студентам общежитие в конце концов пришлось очень даже по вкусу. Из инструмента подавления оно превратилось затем в прибежище студенческой вольности. Наконец, как высшую репрессивную меру против неблагонадежных студентов Боголепов ввел солдатчину. И впервые в истории российского высшего образования в 1900 году за участие в беспорядках 183 студента были отданы в солдаты. Этого Боголепову радикальное студенчество простить уже не могло. И 14 февраля 1901 года исключенный из юрьевского университета по политическим мотивам студент медицинского факультета П.В. Карпович на приеме в здании министерства в Петербурге выстрелом из пистолета смертельно ранил Боголепова. Удивительно даже не то, что на министра просвещения было совершено покушение (в тот период террор в России сделался почти обычным явлением, и жертвами покушений становились вообще очень многие — от полицмейстеров до губернаторов и великих князей), но странно, что какой-то студент мог запросто, и к тому же с пистолетом, попасть на прием к министру. Очень трудно теперь понять: как это министр-реакционер, душитель свобод одновременно был доступен для всякого студента?Тогда мода на «столыпинские галстуки» еще не наступила, и Карповича приговорили к двадцати годам каторги. Но в 1907 году при отправке из Акатуйской тюрьмы на поселение ему удалось бежать. Какое-то время он еще жил нелегально в России, примкнул к эсерам и даже сделался ближайшим соратником Азефа, но вскоре эмигрировал в Англию. После февраля 1917 года Карпович возвращался в Россию, погиб в Северном море: корабль, на котором он плыл, был потоплен германской подводной лодкой. Удивительное совпадение — ни у Боголепова, ни у Карповича нет могилы. Вот как судьба в конце концов уравняла министра и его убийцу. В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.

@темы: московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

20:28 

Москва, Черкизовское кладбище

What if in paradise there are no houris waiting?..



* Если Вы хотите фотографию в полный размер, то в адресе нужно удалить "large/". Пример - photofile.ru/photo/innesa/3280883/76802905.jpg


Советуем прочесть книгу "Жизнь московских кладбищ" этого автора. В ней вы найдете много интересных фактов о жизни великих русских людей.

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

21:16 

Донское кладбище. Старая и Новая части

12:28 

Старообрядцы. У Рогожской заставы (Дмитрий Урушев)


"Старообрядцы у Рогожской заставы"
Дмитрий Урушев


читать дальше

Тишина за рогожской заставою



Ссылки:
1.

2.

3.


запись создана: 02.05.2008 в 19:11

@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

09:41 

Дом и школа на бывшем кладбище

Один видит в луже только лужу, другой, глядя в лужу, видит в ней звезды.
Есть в одном районе Москвы дом и школа .Они ничем не отличается от домов и школ , построенных в конце 80-ых. Дом - подковообразный , рыжий , 17 этажный,а школа - 2 блочная, 4-х этажная ...Если бы не одно НО.

+2
Совсем близко стоит Храм Благовещения Пресвятой Богородицы , построенный в 1736 г.

Храм был не простой ,там отпевали людей которые умирали в пути,нищих,психических больных,убийц ,которым было отказано в похоронах на обычном кладбище или в отпевании. Всех этих людей хоронили на кладбище во круг церкви. Ограды у кладбища не было...

Вот что сейчас стоит у храма...

запись создана: 04.05.2008 в 02:50

@темы: древние захоронения, московские кладбища

14:32 

Пятницкое кладбище.

Паучишко
Пятницкое кладбище — одно из старейших московских кладбищ. Оно было основано после чумного бунта, по указу Екатерины II от 24 марта 1771 года. В XIX и начале XX веков Пятницкое кладбище было преимущественно купеческим. Обычные для того времени надгробные памятники в виде часовен из черного мрамора можно увидеть как в центральной части кладбища, недалеко от храмов, так и в отдалённых его частях. Купеческие надгробия удивляют своей типичностью и аскетичностью, здесь нет места плачущим ангелам, богатым вазонам и статуям. Надписи на памятниках дают лишь скупую статистическую информацию о погребённом, иногда дополненную библейскими цитатами.



читать дальше

Одно из самых интересных захоронений - "Здесь погребена голова инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховскаго, казнённого китайцами-боксёрами в Маньчжурии в городе Ляо-Янъ в июле 1900 года. Останки привезены в Россию в 1901г".



читать дальше



-История и люди-

«Посреди своих детей покоюсь от людей"


@темы: обряды и традиции, московские кладбища, древние захоронения

11:41 

Даниловский монастырь, Москва

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

история
+++
история и люди


Символический некрополь: старинные надгробия и памятные доски на монастырской стене

+Большая статья+

Старые снимки

@темы: московские кладбища, древние захоронения

08:50 

Кладбища Санкт-Петербурга

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Первое городское кладбище в Петербурге было основано в 1710 году при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне. Сампсониевское кладбище было православным, к югу от него в то же время было устроено немецкое кладбище для иноверцев. На Сампсониевском кладбище были похоронены «князь-папа» Всешутейшего собора Бутурлин, Посошков – автор «Книги о скудости и богатстве», архитектор Кокоринов. На землях немецкого кладбища были погребены знаменитые архитекторы-иностранцы, строители новой российской столицы – Трезини, Леблон, Микетти, отец и сын Растрелли, а также первые академики Блументрост, Гольдбах и Байер. Оба кладбища были закрыты в 1772 году.
В настоящее время за исторические кладбища в Петербурге «отвечает» Музей городской скульптуры, который был создан в 1930-х годах на базе принадлежащего Александро-Невской лавре Лазаревского кладбища, соседнего с ним Тихвинского кладбища, а также Благовещенской и Лазаревской церквей. Наиболее ценные надгробия со многих старых городских кладбищ были свезены в этот своеобразный музей.Благовещенская усыпальница была построена в 1717-1724 годах по проекту архитекторов Трезини и Швертфегера. Это был первый каменный храм а Петербурге, именно вокруг него и сформировался постепенно ансамбль знаменитой Александро-Невской лавры. Благовещенский храм изначально проектировался как усыпальница членов царской фамилии и выдающихся сановников. В восточной части усыпальницы под мраморными надгробными плитами покоятся родственники Петра Великого: царица Прасковья Федоровна, царевич Петр Петрович и другие. Однако самым знаменитым памятником в Благовещенской усыпальнице, перед которым меркнут богатые надгробия многочисленных графов и князей, является скромная надгробная плита из белого мрамора у северной стены… В 1800 году под ней был похоронен А.В.Суворов.Лазаревское кладбище, оно же – «Некрополь XVIII века», это настоящий музей под открытым небом. Здесь можно увидеть более тысячи надгробных памятников 18-20 веков, среди которых есть памятники современникам Петра Великого, представителям известнейших дворянских фамилий и выдающимся деятелям отечественной истории, науки, культуры – Ломоносову, Фонвизину, Державину, Витте, архитекторам Воронихину, Кваренги, Росси и многим другим выдающимся личностям.Территорию бывшего Тихвинского кладбища занимает некрополь «Мастеров искусств». Здесь можно увидеть памятники наиболее выдающимся деятелям отечественной культуры 19-20 веков – литераторам Крылову и Достоевскому, композиторам Глинке и Чайковскому, художникам Куинджи и Шишкину, скульпторам Клодту и Пименову, артистам Каратыгину и Комиссаржевской, мореплавателю Лисянскому, критику Стасову, а также многим другим.Не менее известным в Петербурге также является Волковское православное кладбище. Его северную часть занимает музейный некрополь под названием «Литераторских мостках», включающий в себя около пятисот надгробных памятников. Первым известным литератором, похороненным здесь, стал Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены такие известные писатели, поэты, ученые, композиторы, артисты, архитекторы, художники и скульпторы как Салтыков-Щедрин, Тургенев, Блок, Надсон, Бехтерев, Павлов, Менделеев, Гаврилин, Майкапар, Меркурьев, Толубеев, Троцкий, Шервуд, Петров-Водкин и многие другие.Не менее известными, чем некрополи Александро-Невской лавры, являются некрополь Троице-Сергиевой пустыни, Императорская усыпальница в Петропавловском соборе и Комендантское кладбище при нем.

-Материалы комиссии по устройству кладбищ 1877г.-
*
Похоронное дело в Северной столице

Н. Н. Врангель. Старые усадьбы (Глава: Забытые могилы

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, кладбища Санкт-Петербурга, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

09:02 

Кладбища Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург



Александро-Невская Лавра (Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища)

Адрес: ст. метро «Площадь Александра Невского», Невский пр, 179.

-Общая информация-

-Лазаревская усыпальница-

-Некрополь мастеров искусств-

-Некрополь восемнадцатого века-

-Благовещенская усыпальница-

-Никольское кладбище-


Галереи вы можете увидеть в альбомах на нашей странице VK

Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "пьяным могильщиком".
Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью.
Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок.
Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца.
И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...

Ссылки:
Сайт Лавры

-Немного ознакомительных снимков-



Прогулка №1
Прогулка №2

Никольское кладбище - бесплатное.
На два других цена - 250р. Можно подождать и попасть на экскурсию.




@темы: клипы/ролики/передачи, кладбища Санкт-Петербурга, загадки и мистика некрополей, древние захоронения, Haunted

09:25 

обо всем

В соответствии с классификацией французского этнографа Ж. Монтадона, все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:
1. оставление или выбрасывание;
2. водяное погребение;
3. воздушное погребение;
4. зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;
5. кремация;
6. мумификация;
7. рассечение;
8. каннибализм.

статья

@темы: атрибуты погребения и похорон, древние захоронения, кремация, обряды и традиции

16:29 

История кладбищ Минска

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Город мертвых в городе живых


история
Вероника Черкасова

***

Наверняка вам любопытно, что происходит за стенами вашего дома, когда в его окнах потухают последние огни? Сколько людей выходит вечером на службу, когда другие уже возвращаются домой? Кто несет вахту и где?.. О ночной жизни так мало известно. А между тем она тоже бьет ключом - даже под луной. Чтобы приоткрыть завесу таинственности, мы и решили сменить привычный график своей работы и отправиться в ночной дозор.
На Восточное кладбище Минска, в народе известное как Московское, мы отправились в ночь после Радуницы, когда последние, задержавшиеся допоздна, посетители выходили из темных аллей. Людей в этот день здесь было так много, что центральные ворота закрылись только к десяти вечера, на час позже положенного срока.
Когда утром следующего дня "брама" отворится вновь, на некоторых могилах исчезнут оставленные сладости, опустеют рюмки, даже цветы - искусственные и живые - таинственным образом испарятся. В древности этот феномен объяснялся просто - души умерших приняли яства, оставленные живыми. Но современность дает иное толкование - отнюдь не мистическое. После закрытия кладбище продолжает жить своей жизнью. И мы попробовали рассмотреть ее поближе, оставшись на самом именитом погосте столицы до утра.

+читать отчет+

@темы: древние захоронения, белорусские кладбища, исчезнувшие кладбища, кремация

10:43 

Некрополи (кладбища) Херсонеса

15:11 

Этнические кладбища в Узбекистане. Христианские захоронения.


история

-----------
Важнейшим этноконфессиональным компонентом быта народов являются кладбища.
В обряде захоронения сохранились наиболее консервативные элементы духовной культуры, архаические черты истории культов. Кладбища различаются, прежде всего, по конфессиональным признакам (мусульманские, христианские, иудейские и др.) с социально-культовым и возрастным вариантами (кладбища «Науканда» у мавзолея Саманидов в Бухаре, суфа Шейбани-хана в Самарканде, фамильная усыпальница Чор-Бакр в Бухаре — для знатных или компактные детские захоронения на ряде мусульманских мазаров), идеологическим (Коммунистическое кладбище в Ташкенте).
В связи с отдельными историческими событиями (захоронения военнопленных первой и второй мировых войн, участки с могилами воинов-интернационалистов), погребения специфического назначения (эпидемического характера, тюремно-репрессивные, с конфессиональными отклонениями) и др.
читать дальше
©

@темы: древние захоронения, азиатские кладбища, погребальные сооружения, обряды и традиции

12:58 

Каменные кресты


исторический очерк


+4

Ссылки:
1.
2.
***
Кладбище села Норадус

Старинное село Норадус на берегу озера Севан в Армении производит неизгладимое впечатление своим древним кладбищем. На любом кладбище пересекаются мир живых и мир мертвых, но именно в Норадусе само время останавливается. Кажется, что время можно потрогать. Некоторым из этих камней без малого 15 веков. Полторы тысячи лет! И рядом современные надгробные памятники. Ведь люди продолжают умирать. Это самое большое и самое старинное кладбище на территории современной Армении. Хачкары сохранились в первозданном виде. Вот где время перестает иметь значение! Вспоминаются слова из фильма: «Время не имеет значения! Только жизнь имеет значение!»
Здесь около 900 хачкаров (хачкар - это крест-камень) разных эпох и разных стилей. Большинство хачкаров на кладбище датировано XIII - XVII веками, а самый древний хачкар, как пишут, восходит к VII веку.
По-сути, кладбище села Норадус является одним из самых больших музеев хачкаров под открытым небом. Но музеем не с законсервированными экспонатами под стеклом, а музеем, наполненным современной жизнью. Среди этого грандиозного культурно-исторического памятника бродят старики, дети и, конечно, туристы. Впечатление эпическое. Словно гомеровские герои перемешались с шекспировскими, и вся эта разношерстная толпа бродит среди гигантских декораций.
Как ни странно, жизнь на кладбище бьет ключом. Старики почти бегом бегают, пытаясь выпросить копеечку, вернее, драмчик, у петляющего между могил и памятников туриста. В перерывах между «работой», старички (в основном бабушки) отдыхают, греясь на каменных памятниках, занимаются нехитрыми бытовыми делами и болтают по мобильным телефонам. Некоторые вяжут, рисуют, плетут, - и все эти изделия тут же продаются. Село Норадус явно не очень богатое, и это хорошее подспорье в семейном бюджете. За всем этим действием интересно наблюдать, ведь даже на кладбище все люди разные: и те, кто внизу, и те, кто наверху…

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон, азиатские кладбища

15:16 

Деревня вампиров?

В 1991 году был издан путеводитель магические места Чехословакии». Но городок Челаковицы в нем не значился. Призраки, привидения, вампиры бывали в иных местах, только не там. Хотя Челаковицы и упоминаются в старинных хрониках. И вот...
история

по мотивам Вокруг света

@темы: загадки и мистика некрополей, древние захоронения, Vampires, чешские кладбища/Кладбища Праги, Haunted

главная