Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
20:18 

Похороны Германа

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Герман, Джерман — ритуальная кукла и название обряда вызывания дождя (реже исполняется в целях приостановления дождей). Обряд распространен преимущественно в северной Болгарии, в восточной Сербии и в Румынии. Представляет собой символические похороны куклы (реже — животного) по имени Герман или Гёрманчо, Георги, Герман-Гошо, Иван, Иванчо, Кабаиван (Странджа), (С)калоян (Добруджа), Кольо Лападчо (Ямбол). Вариантность наименований обусловлена разной временной приуроченностью обряда, совершавшегося начиная с первой недели Великого поста (р-н Тетевена) вплоть до дня св. Афанасия 5 (18) июля (сев. Добруджа): у бессарабских болгар обряд исполняется 1 мая — в день св. Еремии и кукла именуется Ерменчо, Иримия; если же вызывание дождя приурочено к 9 мая, дню Николы вешнего, используется имя этого святого — Никола, Кольо.
Герман нередко исполняется вслед за обрядом «пеперуда» (Додола). Участвуют преимущественно женщины, мужчинам доверяется лишь копать могилу и нести гроб к месту захоронения.
Материалом для фигурки служат глина, земля или ил, а также ткань, тряпки, листья, тесто и палец самоубийцы (Бургаско). Если обряд направлен на прекращение дождей, «Герман» изготавливается из метлы, украденной из дома впервые забеременевшей женщины или женщины, состоящей во втором браке. На лице куклы обозначаются глаза (из фасоли) и нос (из перца); руки сложены на груди, как у покойника, или воздеты к небу — в ожидании дождя. Герман может быть обнаженным или иметь какую-нибудь одежду (шапку — из скорлупы первого крашеного пасхального яйца и т. п.). Обязательный элемент куклы — несоразмерно большой фаллос: «Надо, чтобы показывал, откуда появятся тучи: они придут оттуда, куда смотрит его шапка, и будут двигаться туда, куда смотрит его член» (Михайловградско).
Тексты варьируются от коротких «Умер мамин Герман, умер мамин красавец, умер от засухи» (Сливенско), иногда в диалогической форме: «Кого оплакиваете? — Оплакиваем Германа, умер Герман от засухи, чтобы пошел дождь» (Болевац), — до более пространных плачей, где описывается его трудовая жизнь (пахаря, пастуха или виноградаря). В плачах Герман предстает мальчиком - сиротой или холостым парнем, в единичных случаях — женатым мужчиной. В случае проливных дождей текст оплакивания изменяется: «Умер Герман от ливней, чтобы наступила засуха».

Основной эпизод обряда — символические похороны. Фигурку кладут на черепицу или в специально сколоченный гроб, убирают цветами, зажигают свечи. Иногда «покойника» оставляют на ночь в доме, где его оплакивают женщины, но, как правило, его хоронят в день изготовления. Похоронная процессия состоит из носильщиков, «попа » в пародийном костюме с кастрюлей на голове вместо камилавки и с лошадиными путами вместо кадила, а также «кумы», «крестной», «матери» и «сестры» Германа, реже — его «вдовы». В некоторых местах над гробом читает священник; под колокольный звон процессия обходит поля и угодья, останавливается у всех источников воды. Прохожие снимают шапки и крестятся. Закапывают Германа преимущественно у водоема (на берегу реки, озера или у колодца), реже — на перекрестке или на кладбище возле могил нечистых покойников. В придунайских р-нах куклу бросают в реку. Если обряд призван остановить ливни, куклу закапывают на сухом месте (Враца). Гроб, прежде чем предать его земле, кадят ладаном, поливают водой и красным вином, чтобы и Герман «пустил воду». Чем сильнее плачут присутствующие на похоронах, тем больше надежд пробудить небесную влагу (поэтому женщины заставляют плакать маленьких детей). После погребения участницы обряда купаются или обливаются водой. Возвращаясь в село, женщины переходят от надрывного плача к смеху: «Досюда плач, отсюда веселье».
Похороны завершаются поминальной трапезой (принос или помана) у могилы Германа, на улице или в доме, где изготавливали куклу. Обед состоит из колива (или кучи) и ритуального хлеба, замешиваемого кормящей женщиной, который носит название за Германова душица (Добруджа), ту рта или блюдо (с.-зап.Болгария), квасник (Странджа). В скоромный день варят кур, закалывают ягненка, купленного в складчину (болгары Молдавии). Снова одна из участниц кадит кадилом, кропит водой и затем разламывает хлеб за помин души Германа. Ритуал завершается общим танцем. Прохожие должны принимать участие в поминальной трапезе, а в случае отказа их обливают водой.
Г.И. Кабаков, И.А. Седакова. Из 1-го тома " Славянские древности: Этнолингвистический словарь" под редакцией Н. И. Толстого.

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

10:35 

Часть 2: Символика деревьев и растений

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
12:11 

Британские Пляски смерти

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В церкви св. Марии (Спархэм, Норфолк) проживают очень жизнерадостные скелеты.
В свое время они пострадали от рук англиканских реформаторов, которые выкололи им глаза.
Надпись вокруг модной макабрической парочки гласит:
"Человек, рожденный женщиной, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается" (Иов.8,9; Пс.143,4)


@темы: Пляска смерти

16:57 

Монастырь Иоанна Богослова в Пощупово, Рязанская область

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Под алтарной частью Иоанно-Богословского храма находится храм-усыпальница. В ней хранятся останки трех архимандритов: Виталия, Тихона и Зосимы - последних настоятелей монастыря (выглядят как мумии). Здесь же находится могила архимандрита Авеля - наместника обители с первых лет её возрождения. Черепа же принадлежат обычным монахам.
На территории монастыря можно найти и древние саркофаги монастырского кладбища.




@темы: российские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

20:29 

Шествие Святой компании (Галисия, Испания)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Огромная тема для фольклора Галисии - Святая Компания или Шествие Мертвецов. Галисийцы верят, что в полночь по улицам селений ходят духи умерших. Они приближаются к домам, где умирает человек, чтобы забрать его душу с собой. Этому поверью посвящены праздники, во многих городах Галисии.

Именно этой легендой вдохновились создатели испанского кукольного мультфильма "Апостол" (2012).

***

Это случилось в Испании, в сельской местности. Около полуночи доктор Перейра возвращался домой после посещения роженицы. Внезапно он увидел перед собой похожих на привидения монахов в высоких колпаках. Их было восемь, они шли за бледным субъектом, который нес большой деревянный крест. Воздух вокруг наполнился терпким запахом горящих свечей. Группа остановилась возле дома торговца скобяными товарами. Четыре дня спустя у этого торговца случился сердечный приступ в деревенской таверне.
История походила на сотни рассказов очевидцев, видевших Святую компанию — процессию призраков, которые, как гласит легенда, с начала прошлого века облюбовали деревушки Галисии — области на северо-западе Испании, печально известной ведьмами и особым интересом к умершим. Хотя эта легенда широко распространена в северной Испании и Португалии, Святая компания носит особый, галисийский характер. Она тесно связана с «крузейрос» — древними крестами вдоль дорог, от которых, как говорят, начиналось торжественное шествие. Ближе к полуночи мрачная процессия бродит по безлюдным тропам и кладбищам, и это всегда воспринимается как предзнаменование смерти.

***
Санта-Компанья ("Святая Компания") или Старые Хозяева – образ из низовой мифологии Галисии и Астурии (Испания), процессия мёртвых, шествующая в полночь по своему приходу с зажжёнными погребальными свечами.
Это провозвестники смерти – в доме, возле которого они пройдут, вскоре будут похороны. Возглавляет шествие живой человек, несущий крест и святую воду в котелке. О приближении Санта-Компаньи предупреждает внезапный порыв холодного ветра с запахом горящих восковых свечей.
Предводитель Санта-Компаньи не может покинуть шествие, пока не встретит того, кому вручит крест и сосуд со святой водой. Чтобы избежать такой участи, надо при встрече со Святой Компанией очертить вокруг себя круг на земле или лечь вниз лицом. Как вариант – вбросить в процессию чёрную кошку и драпать, пока мертвецы сражаются со страшным зверем. Кроме того, избежать должности предводителя Санта-Компаньи помогают охранительные жесты – древний безотказный кукиш или "рожки" из мизинца и указательного пальца.

@темы: Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), кинематограф

11:18 

Подборка статей

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Дмитрий Карабельников, Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2013
Прочь, нечистая сила! Зачем наши предки ночевали на кладбище?

Представления о покойниках как властителях над дождем

Зрячесть и слепота в контексте славянских поверий о покойниках

Обычай "будить покойника"

Противоречивое отношение к смерти в славянской традиции: боязнь и почитание покойников
читать дальше

Антропоморфные изображения умерших в контексте ритуальных практик

Обряд "перепекания"

В восточнославянских версиях сказки "Мальчик и ведьма" встречается следующий эпизод. Ребенок (Ивашка, Жихар­ко, Филюшка и т. д.) попадает в дом к Бабе-Яге или ведьме, которая поручает своей дочери изжарить его: «Дочь истопила жарко печку, взяла связала Филюшку и положила на лопату, и только хочет пихпуть его в печку -он упрет да и упрет в чело ногами. "Ты не так, Филюшка!"-сказала дочь яги-бурой. "Да как же!-говорит Филюшка.-Я не умею".-"Вот как, пусти-ка, я тебя научу." - и легла на лопату, как надо, а Чуфиль Филюшка был малый не промах: как вдруг сунет ее в печь и закрыл заслоном крепко-накрепко".
Хотя происхождение этого и подобных сказочных эпизодов уже возводилось исследователями к архаическим ритуалам (инициация, похороны), никто, кажется, не обратил внимания на его близкое сходство с ритуалом «перепекания» ребенка, широко известным у восточных славян.
В наиболее общем случае ритуал заключается в том, что грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Обычно так поступали с младенцами, больными рахитом или атрофией, а согласно народной терминологии, собачьей старостью или сухотами. По наблюдениям Т. Я. Ткачева, "под понятие сухот подводится целый ряд болезней желудочно-кишечного тракта, которые ведут к истощению детского организма".
В России ритуал был известен преимущественно в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях (Владимирская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Казанская, Симбирская, Пензенская, Саратовская, Тульская, Орловская, Воронежская), а также в Сибири. На Украине ритуал известен на Подолье, в Волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской обл.
читать дальше
*
Русская печь в обрядах, связанных со смертью

Печь у славян ассоциировалась с культом предков, осмыслялась как место обитания "душ", и вместе с тем выполняла функции "очищения от смерти". На Украине , в Белоруссии и Польше принято, вынув хлеб из печи, положить туда одно, два или три полена для того, чтобы по ним на "том свете" перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой, чтобы по этому полену вылезти из пекла, чтобы смерть могла по ним убежать, когда будет возвращаться к себе в пекло после посещения дома, чтобы хлеб не выводился, "чтобы не зевала печь", т. е. не было голода. Треск и гудение в печи обозначали, что "души родных или просят о помощи, или, вместо ада, мучатся в домашней печи". По польскому поверью, когда умирает человек, его душа год и шесть недель пребывает на покаянии в хлебной печи, а по окончании этого срока идет на "тот свет"; поэтому нельзя жарко топить печь после того, как кто-нибудь умрет.
Когда умирал человек, открывали заслонку печи, как бы предлагая его душе выйти наружу. Иногда говорили, что во время агонии нужно открыть двери, а печь, наоборот, закрыть; если же душа вылетит в печь, то она попадет к черту, а не к Богу. Во время календарных поминок открывали заслонку, "бо деды кроз комин пийдут". Большим грехом считалось умереть на печи, поскольку "печь - это ладонь Божья". В Заонежье вещи, оставшиеся от покойника, сжигали на костре в огороде; в "чистом" огне печи их жечь запрещалось.
При выносе гроба оставшиеся дома дети смотрели в печку, засунув в нее голову, "чтобы не видеть покойника и скоро не умереть". После выноса гроба родные заглядывали в печь, в подполье со словами: "Ух, нету!"; жена три раза выкрикивала имя покойного в печную трубу, чтобы он не встал. Вернувшись с похорон, заглядывали в печь или дотрагивались до нее, "чтобы не бояться умершего", "чтобы не было страшно", "чтобы меньше тосковать о покойнике, быстрее его забыть", "чтобы смерть онемела как печь, и чтобы околели клопы, прусаки и тараканы", "чтобы не было больше в доме покойников"; очищались на печке со словами: "Смерть, бери тараканов, а не людей". Если человек сильно тосковал по умершему, то его заставляли смотреть в печную трубу, чтобы скорее забыть усопшего.
Считали, что можно увидеть "дедов", если во время поминок посмотреть с печи через хомут; таким зрением обладают женщины и дети, а также те, кому суждено вскоре умереть. По поверью из Новгородской губернии, на 40-й день после похорон во время панихиды ребенок, сидя на печном столбе, может увидеть душу умершего.
(По материалам А. Л. Топоркова)
+Перепекание детей+

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

12:48 

Пиратское кладбище на острове Сент-Мари, Мадагаскар

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Одно из самых живописных кладбищ в мире находится на крошечном острове Сент-Мари (Sainte-Marie) в нескольких километрах от восточного берега Мадагаскара. Здесь покоится прах пиратов, которые терроризировали моря в 17 и 18 веках.
У восточных берегов Мадагаскара, прямиком в Индийском океане, есть удивительный остров, под названием Нуси-Бураха, и славен он удивительными людьми, которые побывали на нем. В самой узкой часть пролива между Мадагаскаром и Нуси-Бураха, расстояние составляет всего шесть километров, и хороший пловец вполне способен преодолеть его просто вплавь. Однако не все так просто, ведь выбраться с той стороны на остров, получиться, едва ли. А в самом широком месте, пролив имеет ширину почти пятьдесят километров.
Раньше остров назывался на английский манер Сент-Мари, так как и сам Мадагаскар, принадлежал колониальной Британии, со времен получения независимости, острову вернули его настоящие, исконное имя, но это никак не может повлиять на саму историю острова, а она является чрезвычайно яркой и удивительной.
Примерно на протяжении 100 лет остров Сан-Мари служил “зимовкой” для пиратов в сезоны, когда погодные условия не благоприятствовали морскому разбою. На недавно обнаруженной старинной карте 1733 года он называется просто “Остров пиратов”. Множество его небольших бухточек предоставляли почти идеальные условия для того, чтобы прятать в них корабли. Кроме того, совсем рядом проходил морской торговый путь в Вест-Индию.
Пираты со всего мира жили на острове в ветхих деревянных хижинах, не забывая вывешивать всем на обозрение флаги с соответствующей символикой. Настоящий пиратский рай. К их услугам были сговорчивые женщины местного племени, а также тропические фрукты для восстановления пошатнувшегося из-за цинги здоровья.
Вокруг острова, а особенно возле южной его оконечности, до сей поры покоятся многочисленные обломки кораблей, как торговых, так и военных и пиратских. Говорят, что тут лежит и знаменитый «Огненный Дракон», который некогда приводил в форменный трепет всех, кто хоть раз побывал в Индийском океане.
Побывали на острове Нуси-Бураха многие знаменитые пираты, такие, например, как Уильям Кидд, или Эдвард Тич, гроза Карибского моря. Кроме того, говорят, что именно тут, на острове Сент-Мари, зарыл свой клад и сам Оливье Левассер. Однажды пират вышел в море на двух кораблях, и почти без боя захватил португальское судно «Вьерж дю Камп».
Говорят, что такого богатства за один раз не добывал еще ни один, из развеселой пиратской гвардии. На каждого члена команды приходилось по 45 алмазов, и по пять тысяч чистым золотом. Сокровища пираты спрятали, а сами все-таки, попались на крючок французского военного судна. Поговаривали, что он бросил в камин листок с каким-то рисунком, и сказал: «А теперь прочтите, если сможете!».
Пирата повесили, но клад так и не нашли. Толи его на острове Нуси-Бураха, просто нет, то ли, действительно плохо искали.

Примечательно, что именно на этом острове есть единственное на весь мир пиратское кладбище, спрятанное в тени пальм с видом на океан. До сегодняшнего дня сохранилось около 30 надгробных камней; но лишь на одной из них можно найти высеченный череп и скрещенные кости — международный символ пиратства. Добираться до кладбища на самую верхушку холма, по затапливаемой постоянно дамбе, вовсе нелегко, но это и правда, того стоит.
Согласно легенде, печально известный пират Уильям Кидд похоронен здесь в большом подземном склепе в сидячем положении — в наказание за свои подлые делишки. На самом деле, он похоронен в Англии, однако его легендарный корабль, галера-фрегат “Приключение”, найденная в 2000 году, стоит у причала острова, а награбленное Киддом, говорят, лежит на дне где-то в окрестных водах. Здесь же обнаружены останки как минимум шести кораблей, которые часто посещают туристы и профессионалы со всего мира в поисках сокровищ.
Пиратский рай исчез в конце 18 века, когда французы силой захватили остров. Он стал частью государства Мадагаскар в 1960 году. Сегодня это, конечно, один из главных туристических объектов страны. Кладбище открыто для посещения; по иронии судьбы, это тихое, прекрасное и уютное место стало последним пристанищем грубых, жестоких и неприкаянных людей.
В центре кладбища расположен склеп Уильяма Кидда. Хотя казнили его в Лондоне, на «второй родине» его любили, и в знак уважения был поставлен такой памятник.
Кстати, когда Кидд был схвачен, сокровищ его так и не нашли. Что вдохновило Стивенсона написать «Остров сокровищ», а Эдгара По «Золотой жук». Искатели кладов до сих пор пытаются разыскать спрятанные богатства именно на острове Санта-Мария.
(с)

@темы: кладбища экзотических островов

10:25 

Из сборника "Японская поэзия"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Обон
Дата: 13-15 августа
Японский фестиваль поминовения усопших.
Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных.
Нередко его называют Праздником Фонарей, потому что с наступлением темноты они вывешиваются родными — дабы души усопших могли найти дорогу домой.
В современном Обоне сплетаются исконные традиции и буддийские обычаи, складывающие его истоки.
Несмотря на то, что Обон не является государственным праздником, многие компании закрывают свои офисы на эти три дня, и работники возвращаются в свой родной дом, в результате чего на улицах появляются пробки, и железнодорожные линии перегружаются.
Обон — один из важнейших буддийских праздников.
В храмах в это время происходит чтение священных книг, родственники кладут свои подношения к алтарям. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец — бон одори — призванный успокоить души предков.
Многие одевают юката для исполнения этого танца.
Закрывается праздник торжественным торо нагаси — красочные бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в царство мертвых.
Традиционная дата празднования Обона — пятнадцатый день седьмого месяца, согласно лунному календарю, и после перехода Японии к григорианскому календарю, некоторые люди начали праздновать его по новой дате, некоторые по старой (в августе), которая ближе к традиционной.
В последнее время вместе со спадом соблюдения религий, стала преобладать августовская дата.
Кроме того, на это время приходится метеоритный дождь, который как нельзя лучше ассоциируется с душами умерших.
Сухой лист
Тихо падает,
Лаская надгробный камень. (Рансэцу)

читать дальше

@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

09:41 

Мумия в особняке

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Из воспоминаний художника К. А. Коровина:
А дети купца Крибова на охоте убили рысь. Отдали сделать из нее чучело и видят, когда сняли кожу, что мясо у рыси белое. Задумались — отчего ее не едят? Ерунда, предрассудки, надо съесть. И отдали приготовить в ресторан «Олимпычу».
Ну, и ели. И, конечно, выпили изрядно. Только она, когда ее ешь, как-то мылится во рту, и никакого вкуса…
А потом все скоропостижно захворали — лежали на постелях в доме Морозова. Приехал к ним доктор Голубков на паре вороных лошадей, покрытых роскошной голубой сеткой, как некий ассирийский бог. Кучер в голубом кафтане, серебряные пуговицы застегнуты на спине. Посмотрел доктор на больных.
— Спаси, — говорят больные. — Все нечаянно вышло. Помоги.
Тот видит — случай редкий, и решил вызвать профессора Захарьина. Но профессор Захарьин шутить не любит, мужчина серьезный, и притом — его высокопревосходительство…
Долго просили, насилу согласился. От самого подъезда дома до больных приказано положить мягкие ковры, остановить все часы, чтоб не били и чтоб маятники не болтались. А больным приказано было отвечать только то, что спросит. Ассистенты шли впереди, потом сам Захарьин — при звезде и с голубой лентой. Передняя у Морозова была в египетском стиле. На колоннах — капители цветные, лотосы, в глубине стоял саркофаг с мумией.
— Это что такое? — спросил Захарьин.
— Мумия-с, из Египта-с, — ответили ему.
Приказывает открыть. Открывают: прекрасная раскрашенная мумия. Лицо золотое, глаза — сапфиры.
Захарьин посмотрел каждому больному в глаза и приказал лежать, дать устриц и шампанского. И сказал хозяину:
— Зачем это у вас в доме покойник?
Хозяин испугался:
— Как покойник?
— А мумия-то.
И приказал ее убрать.
читать дальше


Сюжет рассказа отсылает нас к реальным событиям.
Фабрикант Михаил Абрамович Морозов с женой Маргаритой Кирилловной очень любили путешествовать. Египет они посетили вместе с архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, который увлекался Востоком, мистикой и спиритизмом и считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид. В этой поездке чета Морозовых приобрела себе саркофаг с мумией, а Мазырину был дан заказ на постройку египетского зала под нее в их особняке на Смоленском бульваре.
В книге мумию убрали, однако в жизни мумию доставили в 1895 году в Румянцевский музей. Сейчас она представлена в Египетском зале ГМИИ.

@темы: мумии, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

19:23 

П. Белянский "Я работаю на кладбище"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Павел Белянский в интернете известен под ником Паштет украинский. Несколько лет назад он завёл блог в Живом журнале, назвав его "Наблюдая жизнь из-за оградки". Оградка кладбищенская. У Павла фирма, изготавливающая надгробья. До этого он хотел быть военным, но подвело здоровье, получил образование химика, работал журналистом, пресс-секретарём одной из партий. Писать начал в школе, теперь этот навык позволяет ему удержаться в невесёлой профессии. "Я это воспринимаю как психологическую разгрузку, — говорит Белянский. — Когда описываю ситуации "из-за оградки", становится легче". (с)skladchik.biz

К сожалению, у нас нет возможности купить книгу даже в электронном варианте и поделиться ею с вами, поэтому предлагаем вашему вниманию подборку постов из ЖЖ автора, многие из которых вошли в бумажное издание.
-
Звонок на телефон:
- У вас можно зарезервировать место?
- Можно.
- С хорошим видом.
- А что вы собираетесь у нас рассматривать?
- Да, в общем, ничего, но все же. Хотелось бы какой-то эстетики.
- Подберем и с видом.
- На шесть человек.
- Это сложно. У нас стандарты одноместные и двухместные.
- Странно. Но мы подсядем ближе, если что.
- Это еще сложнее. У нас не сидят, а лежат.
- И как они так лежат по двое? – с вызовом в голосе.
- Печально, в основном.
В телефоне пауза.
- Это ресторан?
- Нет, это кладбище…
Бросили трубку, даже не извинились.
*
По адресу одного моего магазина гранитных памятников переехал Киевский суд Шевченковского района. С месяц назад переехал.
Естественно, улица у нас с судом одинаковая, номер дома у нас с судом один и тот же, а литеры у домов – разные. Я, понятное дело, на фасаде. Суд, разумеется, в глубине дворов. У меня на магазине огромная вывеска с названием улицы и номером дома. У суда, конечно же, ни таблички, ни указателя. На моем магазине вывеска три метра на метр с однозначной надписью «Памятники из гранита». На суде, стоит ли удивляться, пока никаких вывесок нет.
В итоге, в мой магазин гранитных памятников толпой пошли истцы, ответчики, адвокаты и прочие юристы.
Они аккуратно приоткрывают дверь, настороженно заглядывают внутрь магазина, испуганно обводят взглядом гранитные надгробия, косятся на кресты и стараются не смотреть на металлокерамические таблички, с которых на них осуждено взирают «покойники».
Демонстрируя замечательный уровень своего тугодумия и тупости, половина таких посетителей задает вопрос:
- А суд, это сюда?
Мои девочки в таком случае всегда отвечают:
- Непременно сюда. Только немного позже.
Другая половина искателей справедливого и гуманного суда радуют неплохим юмором и живостью ума. Они чаще всего, видя перед собой гранитный памятник, нервно хмыкают, замечают:
- Не, на такой суд мне еще рановато. Я к вам позже как-нибудь зайду. А подскажите, как найти не такой суровый суд?
Сначала думали повесить табличку, мол, у нас не судят, только наказывают.
Потом передумали.
Пусть ходят.
Лишняя популярность нам не повредит.

@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Библиотека Вампира с Хайгейта, украинские кладбища

10:26 

Cementerio de los Ingleses, Donostia (Страна Басков, Испания)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Старое английское военное кладбище на северном склоне горы Ургуль, что в Доностии. Дата основания неизвестна. Некоторые надгробия датированы 1837 годом.

@темы: испанские кладбища

09:44 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Еврейское Memento Mori, XVII


Символика еврейских надгробий
Круг изобразительной символики надгробий весьма богат и разнообразен, но в то же время четко определен. Одно из правил в еврейском искусстве - изображений человека лучше избегать. Это распространяется и на такой "мажорный" вид изобразительного искусства, как надгробия. На самом деле запрещено изображать человека и животное в скульптуре, дабы эта скульптура не стала, подобно своему прообразу, золотому тельцу, предметом культового поклонения.
Хитрые художники, стремясь не нарушать этот запрет, вместо всей фигуры изображали только руку. Этот известный в искусстве прием называется pars pro toto (часть вместо целого). Под фрагментом "кодируется" все изображение. Также человека заменяли изображением зверя или птицы. Каждый сюжет и изображение на стеле не случайно, в нем зашифрована определенная информация о захороненном человеке.

-Символы-

-Еврейская энциклопедия: Надгробие-

Михаил Носоновский. От Подолии до Ямайки: евреи-мореплаватели и надгробная символика


@темы: клипы/ролики/передачи, еврейские кладбища

10:11 

Песни об умерших детях

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Каждую ночь в моей Гранаде,
каждую ночь умирает ребёнок.
Каждую ночь вода садится
поговорить о погребённых.
Федерико Гарсиа Лорка


Смерть человека сама по себе производит негативное впечатление, смерть же ребёнка - шокирует любого. Кричащее противоречие есть в этом явлении. Только начавшаяся жизнь неожиданно прерывается. Причины, как правило, отходят на второй план, становятся фоном следствия. К этому нельзя привыкнуть.
Мы рассмотрим несколько музыкальных произведений так или иначе связанных со смертью детей. И это не просто констатация жуткого факта жизни (или смерти?), а философское его раскрытие, осмысление, нахождение каких-то смыслов.
читать дальше

@настроение: Источник: harmonia.tomsk.ru

@темы: Тени смерти, нотки вечности (музыкальные полотна)

09:48 

Божественные тела Праги

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Kostel svatého Tomáše

Адрес: Josefská 28/8, Praha 1
Церковь была возведена в 1285-1379 гг. на месте более старого храма. Ее строительство было связано с основанием нового монастыря ордена августинцев, которых пригласил в Прагу король Вацлав II в 1285 г. В 1379 г. храм был построен и освящен.
Церковь дважды горела: в июне 1420 г., во время Гуситских войн, и в 1541 г., во время пожара на Малой Стороне. В середине XVI в. началась ее реконструкция в ренессансном стиле. В 1593 г. храм был повторно освящен.
В 1725-1729 гг. церковь опять была реконструирована, на этот раз в барочном стиле. От старого храма сохранилась готическая башня (XIV в.) и ризница (сакристия). Своды ризницы опираются на боковой неф и столб с готическими росписями со сценами из жизни св. Гедвики.
(с) pragagid.ru
Здесь нас встретят сразу две реликвии: мученик Бонифаций и святой Юст в золотой маске.

читать дальше



Базилика св. Иржи в Пражском Граде. Кости св. Адальберта

@темы: чешские кладбища/Кладбища Праги, мумии, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

19:39 

Пассакалья о жизни

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Пассакалья о жизни (итал. Passacaglia della vita) — одно из самых известных вокальных произведений XVII века. Обычно приписывается итальянскому композитору Стефано Ланди.
Passacaglia della vita состоит из коротких строф, объединённых рефреном, в котором проводится тема быстротечности жизни и неминуемой смерти. Эта тема является развитием идеи Memento Mori, популярной в Древнем Риме. По свидетельству Тертуллиана там существовал обычай, по которому сопровождающий победоносного военачальника во время триумфального шествия ликтор шептал ему на ухо, что он смертный человек («Respice post te! Hominem te memento!»). Вторым прямым источником вдохновения и художественных образов автора текста песни является Ветхий Завет: «Человек — что дуновение ветра, дни его исчезают, как тень».
По другой версии тема песни является отголоском средневековых плясок смерти, «danse macabre», вызывающая в воображении слушателя образы скелетов, танцующих на улицах средневековых городов. Ещё одна версия связывает её с наследием творчества вагантов.
Форма песни определяется разными искусствоведами как чакона или пассакалья. Основой песни является basso ostinato, повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмическая фигура, на фоне которой обновляются верхние голоса. В простой строфической мелодии с легко запоминающимся танцевальным ритмом выступает текстовое содержимое. Рефреном песни является фраза: «Каждый должен умереть» («Вisogna morire»).

Напрасно думаешь, что годы твои бесконечны. Всем придется умирать.
Жизнь это сон. Она кажется так сладка, но радость недолга. Всем придется умирать. Ни к чему доктора, бесполезен хинин, вылечиться нельзя. Всем придется умирать.
Грош цена слезам, угрозам, браваде, что рождает наш кураж. Всем придется умирать. Никакая наука на найдет слов, чтобы утишить эту горечь. Всем придется умирать.
Нет такой уловки, чтобы развязать этот узел, и нет проку бежать. Всем придется умирать. Для всех одно, и хитрец не избежит удара. Всем придется умирать.
Умирать с пением, с игрой на цитре или мюзете. Умирать всем придется. Умирать в танце, на попойке, в пиру. Все - мертвечина, умирать всем придется.
Немилосердна смерть. Со всеми вероломна, опозорит каждого. Умирать всем придется. Кто сходит с ума или бредит - обманет одного себя. Умирать всем придется.
И детство, и юность, и зрелость - все кончат во прахе. Всем придется умирать. Здоров или болен, силен или немощен - никто не вечен. Всем придется умирать.
Смерть в твоей груди, когда ее меньше всего ждешь. Всем придется умирать. Не думаешь о ней, глядь - а свет померк в глазах, и ты уже мертв.
Скажи теперь: всем придется умирать.


@темы: нотки вечности (музыкальные полотна)

10:36 

Ruamkatanyu (Bangkok, Thailand)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Эти черепа с золотыми подушечками в глазницах находятся в благотворительном фонде Бангкока - Ruamkatanyu. Он помогает беднякам, у которых не хватает денег на похороны родственников. Черепа принадлежали первым десяти покойникам: их сохранили, позолотили и поставили на почётное место. Вот уже 60 лет они являются хранителями здания.
Фонд является частной организацией и функционирует за счет пожертвований. Его волонтеры называют себя "похитителями тел". Хотя в их обязанности входит не только перевозка (на своих собственных транспортных средствах) трупов с мест происшествий в морги, но и оказание первой помощи до приезда скорой помощи.

@темы: Оссуарии, кости, черепа, скелеты

21:32 

Календарь

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


-Дни и праздники мертвых-

Нашему календарю, конечно, не хватает родительских суббот, дедов и задушниц. Но со временем постараемся внести и их.

@темы: В гостях у La Belle Dame sans Merci, Day of the Dead

16:44 

Безумие кладбища Сен-Медар, Париж

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Церковь Сен-Медар, единственная средневековая церковь квартала Сен-Марсель, построена на месте существовавшей тут еще в IX веке часовни Сен-Медар. Часовня была названа по имени святого Медара, епископа Нуайонского времен короля Хлотаря I. Как следует из летописей, епископ был сильным и независимым человеком: примерно в 550 году он рукоположил в диаконисы королеву франков Радегунду, бежавшую от нелюбимого мужа – Хлотаря.
Со временем на месте часовни было выстроено первое парижское епископство, разрушенное викингами в VII веке. В булле папы Александра III (1163 год) упоминается вторая церковь Сен-Медар, выстроенная на этом же месте и входившая в аббатство св. Женевьевы. Здание на нынешней улице Муфтар – уже, таким образом, третья церковь, посвященная св. Медару.
Существующий храм начал строиться в XV веке – процесс этот, прерываемый религиозными войнами, продолжался до XVIII столетия. В 1561 году гугеноты сожгли церковь после столкновения с прихожанами-католиками. Этот пожар дал сигнал к длившемуся полвека вооруженному противостоянию католиков и протестантов, вершиной которого стала Варфоломеевская ночь.

Во второй половине XVII века церковь облюбовали янсенисты – адепты еретического учения, осужденного буллой папы Иннокентия X (1653 год). Янсенисты постепенно выродились в секту со своими суевериями. На кладбище церкви Сен-Медар похоронен видный сторонник учения, дьякон Франсуа Парис. На его могиле стали собираться так называемые конвульсионисты, испытывавшие экстаз и верившие, что тут исцеляются безнадёжно больные. Люди катались по земле вокруг гробницы святого, ели почву, в садомазохистском безумии наносили себе раны и даже распинали себя на кресте. Узнав об этом, король Людовик XV приказал кладбище запереть и прекратить все чудеса на этом месте. После этого на воротах появилась надпись «Король запрещает Богу творить здесь чудеса».
Церковь расположена на улице Муфтар – узенькой, искривлённой, сохранившейся со времен средневекового Парижа, не снесенного бароном Османом. Многие дома на улочке принадлежат XVII веку. На них ещё висят старинные торговые вывески, по которым парижане определяли адрес до Наполеона (именно император ввел нумерацию домов). Здесь жили Паскаль, Декарт, Дидро, Эмиль Золя, Проспер Мериме. (с)



Поль Реньяр "Умственные эпидемии: Безумие на кладбище Сен-Медар"-

@темы: Некрополи Парижа

21:03 

Ночной клуб "Катакомбы", Коламбус, Огайо, США

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В 1940 году в городе Коламбус (Огайо, США) открылся ночной клуб "Катакомбы", интерьер которого активно обыгрывал тему смерти — искусственные скелеты, черепа, гробы и пр. Согласно легенде, клуб располагался на глубине 300 футов. Лифт, на котором гости спускались в клуб, сильно раскачивался, чем пугал гостей. Однако, фактически лифт никуда не ехал, а только имитировал движение, а клуб находился над землёй.
Клуб был весьма популярен, в нём творился вcяческий трэш и угар — посетители никогда не знали, обсыпят ли их арахисом, обрызгают ли водой, или просто отрежут рукав от рубашки.
Однако, клуб просуществовал всего год, и остался в истории благодаря фотографиям журнала Life. (с)
Как мы видим, оформление частично отсылает нас к капуцинской крипте в Риме




@темы: В гостях у La Belle Dame sans Merci, Ohio

12:51 

Икона: Авва Сисой перед гробницей Александра Македонского

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Сисой Великий († 429) — христианский святой, монах-отшельник, последователь Антония Великого. Память в Православной церкви совершается 6 июля (по юлианскому календарю).
По происхождению Сисой был коптом, жил в Египетской пустыне в пещере, в которой до него проживал преподобный Антоний. Согласно житию, Сисой учил смирению и надежде на милосердие Бога.

Изображение сопровождает надпись: «…к чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертию, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!»

@темы: Изобразительное искусство

главная