Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
13:50 

Кузнецов "Предания русского народа" (отрывки)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Аннотация: Неспешные и мудрые, добрые и уютные легенды о Волге-матушке и брате ее - Днепре, о самородных ключах с живою водой и о святых горах Китежских, о том, как сотворил Бог Землю Русскую, о заре-зарянице и частых звездушках, о заветных кладах Стеньки Разина и потаенных пещерах под Жигулями… Вот уже почти два века как начали записывать эти предания подвижники русской культуры М. Н. Макаров и И. П. Сахаров; их дело достойно продолжили М. Ю. Забылин, П. И. Мельников-Печерский, С. В. Максимов, А. Н. Афанасьев… На основе классических фольклорных сборников и составлена книга, которую вы держите в руках; многие легенды взяты из редких изданий, старинных журналов. Поистине бессмертны эти жемчужины русской словесности, собранные бережной рукой, и никогда не увянет чудесный цветок папоротника в Берендеевом лесу.

Бояре-покойники
Во многих старинных сельских господских домах, по какому-нибудь случаю оставленных пустыми, почти обыкновенно видят старых господ, давно уже умерших; они шаркают, расхаживая по дому, нюхают табак, пьют чай или кофе под полузакрытым окном, иногда грозят пальцем на старосту или приказчика, и проч. Но осмельтесь и взойдите в дом: там все тихо, все пусто; выдьте из него, и опять зашаркают, и опять видится покойный барин, который будет уже и вам грозить. Эти преданья едва ли не общи по многим великороссийским губерниям.(М. Макаров)

читать дальше


@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, Библиотека Вампира с Хайгейта

14:45 

Яншойский Бог серболужицких коляд

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Яншойский Бог серболужицких коляд, как персонификация Богини-Матери, Жизни и Смерти (Мары)

Источник:
Над статьёй работали: Leonid Balakin, Сергей Реуттъ, Берана Пустельга + лужичане, чехи, поляки.


Среди разнообразия позднейших новогодних/рождественских духов дарителей (Дед Мороз и Снегурочка, Gwiazdka i Gwiazdor, Rumpodich, Санта-Клаус и тд) выделяется интересный колядный образ, живущий до сих пор в границах серболужичан Германии,- "Bože Dźěćatko" и "Janšojski Bog"-Божее Дитё, Яншойский бог. Исследований данного персонажа на русском языке нами не было обнаружено, пришлось буквально по крупицам искать информацию в интернете + спрашивать знакомых лужичан. Все книги где возможно обнаружить какие -либо сведения о нём находятся вне досягаемости русского исследователя, т.к. хранятся в основном в немецких библиотеках и не оцифрованы. Поэтому будем, в некотором смысле, первооткрывателями.

В сим кратком исследовании без особо глубокого погружения и разбора, попробуем привлечь интерес людей к вопросу возможного истока образа исследуемого персонажа, корни которого теряются во тьме тысячелетий, где нам видится персонификация Богини - Смерти - Жизни (ниже будет раскрыто подобное наименование Богини).

читать дальше

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

12:45 

Случаи с упырями

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Убийство упыря в Киевщине во время чумы 1770 года

Известный автор книги "Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьев, обобщив в своем замечательном труде народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Относительно же деятельности упырей и их враждебных начинаний, отражающихся на людях, у того же исследователя данного вопроса, да и у многих других находим, между прочим, согласное утверждение, что упыри и упырицы бывают виновниками чумы и других эпидемических болезней, засухи, неурожаев и вообще всяких общественных бедствий.
Масса собранных до сих пор данных об упырях, если не вполне подходит под такое определение, то во всяком случае не идет с ним вразрез. Казалось поэтому, что для полного уяснения дела нужно только озаботиться о накоплении большого числа народных рассказов об упырях, виденных разными лицами в тех или других местностях. Тогда бы данное выше определение упыря можно было еще более расширить, оставляя неизменной его сущность.
Между тем, очевидно, в народных рассказах об упырях могут встречаться и такие, которые не согласны с приведенным выше определением. В этом убеждает нас найденный нами документ об упыре-попе. Поп в нашем случае вовсе не является каким-нибудь отверженцем церкви, а напротив, состоит приходским священником в своем селе. И вот при таких-то условиях крестьяне из его паствы признали в нем в 1770 г. упыря, накликающего на их село чуму, и в конце концов, убили его.
Документ, заключающий в себе изложение этого дела, находится в ряду документов о гайдамаках, судившихся в Кодне или Троянове пред военно-судной комиссией непосредственно после колиивщины в 1768 и в следующие затем годы. При отсутствии в то время в Украине иных судов, кроме экономических, т. е. частно-владельческих, все сколько-нибудь важные дела, хотя бы и не относившиеся к недавнему восстанию, попадали также к кодненской комиссии. Попало туда потому же и интересующее нас дело о попе.
Обвиняемый в убийстве попа предстал пред военно-судной комиссией 26-летний крестьянин села Войтовки, ключа уманского, Леско Ковбасюк. По показаниям его, дело происходило таким образом.
Во время поветрия в 1770 году, когда оно проникло и в Войтовку, между крестьянами последней возникли частые толки о том, что по селу что-то ходит, отворяет окна и "надыхуе" чрез них в хаты, отчего народу мрет больше, чем бы мерло без этого. Несколько человек из громады, ввиду таких толков, поставили себе целью выследить виновника народного бедствия. Вскоре на одном из их сборищ было заявлено некоторыми из присутствовавших, что они видели ходящего по селу упыря, что на упыря этого с остервенением нападали собаки, а скот при виде его стремительно убегал. Доследили при этом и во что был одет упырь: он был в белой рубахе и в синих суконных штанах, от колен подштукованных белым сукном. А в таком одеянии, как всем было известно, ходил обыкновенно приходской войтовский поп - о. Васыль. Тогда у всех явилось подозрение, что ходит по селу по ночам никто иной, как поп. Обратились с вопросом об этом к самому батюшке, но он категорично отрицал взводимое на него обвинение. Тогда спросили попадью, ходит ли батюшка ночью по селу - и она тотчас заявила, что ходит и что у него бывает по ночам его уже умершая сестра вместе с другими мертвецами, причем все они толкутся с шумом по комнате и клацают ртами, как будто что едят. В виду такого показания сделали очную ставку попадье с попом, ее мужем, требуя, чтобы она сказанное ею повторила в его присутствии. Она повторила, добавив: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходыш по селу в ночи". Поп, однако, стоял на своем, отрицая навет. И громада даже начала сомневаться в основательности своего подозрения. Но тут выступила на сцену попова кухарка. Она определенно заявила, что поп наверное ходит по селу по ночам, и что сама она это несколько раз видела. Участь попа показанием кухарки была решена.
Тринадцать человек громадян сперва пошли и выкопали на кладбище яму, а затем явились к попу и в то время, как пономарь выпустил попа из плебании (приходского дома), они тотчас же кинулись на него и стали бить дрючьями. Избив его до полусмерти, добыли носилки, положили его на них и отнесли к выкопанной яме. Там, пробив его осиновым колом от плеча к плечу "навылет", бросили в яму и, не слушая мольбы попа, заживо закидали его землей.
Поветрие после этого, по показаниям Ковбасюка, тотчас затихло. Из участников убийства на суд попал только Ковбасюк, потому что остальные поумирали от поветрия, хотя и ослабшего после убийства упыря. Свою вину Ковбасюк не считал значительной: он только три раза ударил попа дрючком.
Кодненская комиссия нашла возможным отпустить Ковбасюка без наказания. В данном случае она, конечно, руководилась не сознанием, что подсудимый совершил только нечто обязательное в силу его миросозерцания, а тем, что убит был "схизматицкий" поп и что преследовать за такое деяние, как убийство православного, да еще попа, было бы слишком наивно для католиков и поляков, еще так недавно много потерпевших от православного населения Украины.
(Заметка из журнала "Киевская старина" за 1890 г.)

"Дело упыря" в селе Подосы, произошедшее в 1831 год

@темы: Vampires

11:58 

Вновь о Праге

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Аннотации

Почти все наши посты о легендах Праги полностью основаны на материалах потрясающего и лучшего сайта об этом городе - Прага. Тени минувшего. Тем приятнее, что автор не ограничился интернет-пространством и выпустил собранные легенды в печатном виде. Более того на корешке последних "Тайн" есть цифра I, а значит нас ждет именно двухтомник с подробными маршрутами для прогулок.
Эти книги просто сокровища для поклонников этого древнего города.
Единственный минус (если его таковым можно назвать): все-таки брать с собой двухтомник вряд ли кто-то решит. Поэтому для мистического настроения (и первого знакомства) лучше приобрести издание 2012 года. Оно компактнее и рассказывает о самых известных призраках всего города. А вот другие два (второе пока не вышло, но будем считать, что это дело времени) подходят больше для повторных поездок, когда очарование от основных достопримечательностей усвоилось, и уже есть потребность впитывать атмосферу и дух города через нюансы и маленькие штрихи, которые незаметны сразу. Статуи на фасадах, домовые знаки и прочие элементы истории на карте города.

Костел св. Якуба


Чехия: Погребальные традиции в старые времена

Фигурка пасхальной смерти и Смерть-невеста (Карнавальная маска. Начало XX в.)

Со смертью члена семьи был связан ряд представлений и обычаев. Считалось, что душа умершего способна вернуться на землю. Основой погребальных обычаев было препятствие возвращению умершего и исключение его из членов семьи и общества.
В некоторых областях старались забрать лишить хозяина его собственности, и для этого в гроб клали монету. Молодым людям в руку давали ветку мирты, а на голову надевали миртовый венок. Детей окружали освященными иконами.
читать дальше
*

Расписные двери конца XVII века из аптеки капуцинского монастыря пражского района Градчаны.
Эти двери разделяли внутреннее пространство аптеки, и в них мог войти только аптекарь. Двери украшены изображением скелета в шляпе с ношей лекарственных трав. Изображение этого скелета должно было вызывать у посетителей уважение к знаниям аптекаря, который способен лечить болезни при помощи целебных трав, но одновременно символизировать и бессилие человека перед смертью.

И бонусом один очень атмосферный рассказ-зарисовка...

Луна и Кот. Пражские дневники


Много прекрасного по тэгу кладбища Праги.

@настроение: Прекрасный сайт: prahafx.ru

@темы: чешские кладбища/Кладбища Праги, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, загадки и мистика некрополей, Библиотека Вампира с Хайгейта, Haunted, Vanitas

13:24 

Поверья и обряды Полесья

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Костомахи

Согласно поверьям Восточного Полесья, костомахи — это покойники, уже сгнившие до костей, которые встают из могил и пугают проезжающих мимо людей.
Умершие, ставшие уже скелетами (Костома́хи), иногда пугают людей, проезжающих ночью около кладбища; лошади, отступают с храпением, ломая оглобли и другие части телеги, калечат себя и людей, уносятся и начинают блуждать. Избежать этого можно, перевернув на шкворне переднюю ось телеги так, чтобы колеса поменялись местами, чтобы правое заняло место левого и наоборот; также можно поменять местами и оглобли. Каждый, кто уже сталкивался с такой проблемой, делает так заранее, если предполагается ехать мимо кладбища.
Чеслав Петкевич "Духовная культура Речицкого Полесья" (1938: s.184-185) (c)

-О нарубах-
- Во многих областях Украины и Белоруссии был распространен обычай «печатать могилу»: украинский священник под особые песнопения чертил железной лопатой знак креста над могилой и крестообразным движением бросал на гроб землю; белорусы перед опусканием гроба в яму или по насыпанному уже пригорку стучали с четырех углов крест-накрест лопатой. Погребение без такого «печатания» считалось неполным: именно оно не позволяло покойнику выйти из могилы.
- В гомельском Полесье на Радуницу следовало, например, посадить на могиле дерево, а вокруг нее воткнуть березовые прутья.
- Всем славянам известно поверье о том, что в определенные часы (главным образом в полночь) и праздники (чаще — в поминальные дни) на кладбище можно видеть души мертвых. Когда покойника несут на кладбище, его встречают души тех, кого он провожал в последний путь: они виснут на гробе, отчего гроб становится неимоверно тяжелым, как считают в Полесье.
- Изгоняя болезнь, в Полесье варят в воде песок с кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают на то место, откуда брали. Больного лихорадкой посылают ночевать на погост. Могильную землю как одно из сильных колдовских средств использовали в магических целях ведьмы: например, в Полесье кладбищенскую землю, песок бросают на пути новобрачных, чтобы испортить молодым жизнь или вызвать их смерть.
***
-Каменные кресты и полесские вампиры-
*
-еще-

Толстая "Полесский народный календарь"
В данной книге на основе материалов Полесского архива Института славяноведения РАН и собственных полевых записей автора исследуется традиционный народный календарь Полесья - календарная терминология (названия праздников, дат и периодов года, почитаемых и "опасных" дней), обрядовое содержание календаря, обычаи, запреты, предписания, относящиеся к праздникам, мифологические верования, связанные с ними. Полесский календарь рассматривается в широком этнокультурном контексте, в его типологических и ареальных связях с календарными традициями других славянских регионов.
запись создана: 02.08.2011 в 14:05

@темы: погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, белорусские кладбища, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Библиотека Вампира с Хайгейта, Vampires, украинские кладбища

12:18 

Польские художники

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Юзеф Мехоффер (1869-1946) — польский художник, график, витражист, один из крупнейших деятелей движения Молодая Польша.


Grzegorz Moryciński (1936-2015)

+Альбом (серия "Демоны")+

Картины хоррор-художников – это не только лужи крови и отвратительные рожи ужасных демонов – мутантов с секирами в руках и кишками жертв, намотанных через плечо. Есть очень сильные средства выражения, которые заставят нас содрагнуться и без всей этой пошлятины. И это настоящее мастерство художника жанра ужасов и темного искусства – заставить нас бояться не какого – то мифического животного, а самих себя. Ведь страшнее существа, чем человек нет на земле. Бояться надо живых, а не мертвых. Об этом серия страшных картин польского художника Гжегож Морицински(Grzegorz Moryciński) под названием “Демоны”(“The Demons”). Его рисунки – это не современное видение жанра ужасов, это отправление зрителей к родоночальникам хоррора, таким как Эдгар Аллан По. Уж они то знали, что такое по – настоящему страшно.
Серия «Демоны» включает в себя пятьдесят рисунков, сделанных в период между 2001 и 2006 годах известным художником Гжегожем Морицински(Grzegorz Moryciński).
Гжегож Морицински(Grzegorz Moryciński) родился 7 ноября 1936 года в Августов, на северо-востоке Польши. Выпускник Варшавской Академии изящных искусств. Он часто путешествовал по Франции, Италии, Англии, Швеции, США и Австралии в поисках вдохновения и новых впечатлений, изучал старое искусство, собранное в музеях, и в то же время внимательно следил за жизнью, которая происходила на улицах. Moryciński картин, в связанном с текущим метафорического искусства, высоко ценят не только из-за проблем которые оно поднимает, но и из за их художественной ценности и за мастерство исполения. Его работы демонстрировались на многочисленных выставках в Польше и за границей: Лондон, Дюссельдорф, Рим, Брюссель, и Мельбурн. Он был лауреатом многих премий и наград за достижения в искусстве. Его работы можно найти во многих музейных коллекциях: Национальные музеи в Варшаве, Кракове и Щецине, Музей современного искусства в Радоме, Архиепископский музей в Варшаве, а также во многих частных коллекциях в Польше и за рубежом: Австрии, Великобритании, Германии , Франции, Бельгии, Голландии, Швеции, Испании, США, Японии, Венесуэлы и Канады.
При очень скромных художественных средствах(несколько оттенков обычной пастели), в своей страшной серии “Демоны”, Гжегож Морцински поймал эффекты, которые при яркой выразительности вызывают у зрителя чувство страха и дрожи. Художник заставляет зрителя задуматься о том, что лежит в самых темных и самых укромных уголках человеческой души. И то, что мы, слишком социализировавшиеся, не имеем возможности иногда выпускать их из своей головы, является огромной проблемой.
©

Jacek Malczewski


Marian Wawrzeniecki (1863 - 1943)


Bolesław Biegas (1877–1954)


Zdzisław Beksiński (1929- 2005)


В. Прушковский. Привидение на кладбище. 1892

+Stefan Zechowski (1912 - 1984)+

@темы: Изобразительное искусство

17:47 

Данилевский "Святочные вечера"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Григорий Петрович Данилевский (1829-1890) - писатель и публицист. По окончании Петербургского университета служил в Министерстве народного просвещения. Дебютировал как поэт и прозаик в середине 1840-х гг.; выделялись очерки, посвященные описанию родной Данилевскому Украины. Был знаком с Гоголем, которому отчасти подражал. После 1857 г. жил в своем имении в Харьковской губернии, много занимался народным просвещением. В повестях и романах описывал нравственный распад поместного дворянства накануне реформ ("Село Скоропановка"), массовое бегство крепостных в предреформенное время в Приазовье ("Беглые в Новороссии"). В 1870-е гг. служил в Главном управлении по делам печати, был редактором газеты "Правительственный вестник". В это время сосредоточился на исторической тематике; получил доступ к секретным архивным документам. Романы "Мирович" (1875), "Княжна Тараканова" (1883) и "Сожженная Москва" (1886) принесли Данилевскому широкую известность, в том числе и за границей, они переиздаются до сих пор. В 1879 г. объединил несколько своих повестей ("безгрешных сказок о привидениях, явлениях духов и прочей бесовщине") в цикл "Святочные вечера".

От автора:
В зиму 1879 года, во время господствовавшей в Царицыне «ветлянской чумы», в Петербурге была сильная паника, по поводу так названной тогда, открытой врачами «Прокофьевской чумы». В обществе ни о чем другом столько не говорили, как о чуме. В одном кружке, собиравшемся у милого, образованного старожила Петербурга, возникла мысль избрать, для развлечения себя иную тему разговоров, — а именно обязательное сообщение каждым из членов кружка, по очереди, фантастических рассказов, в роде тех, которые написал когда-то знаменитый Боккачио, во время бывшей в XIV веке «Флорентийской чумы». Осуществлению этой мысли способствовало то обстоятельство, что в упомянутом гостеприимном кружке собирались любители безгрешных сказок о привидениях, явлениях духов и прочей бесовщине, в роде старинных рассказов: «Вечера на Хопре», — «Пан Твардовский», — «Вечер на кавказских водах в 1824 году», и др. Общество было, таким образом, с фантастической подкладкой. Автору было поручено составление протоколов предпринятых бесед, из чего и составлены нижеприводимые святочные рассказы.


"Месяц тому назад, в конце масляной недели, я стоял с этим самым конем на набережной, у второго дома за сенатом. Там подъезд банка, коли изволите знать… Вот я стою, нет седоков; забился я в санки под полость и задремал. Было два или три часа по полуночи. Это я хорошо заметил, — слышно было, как на крепости били часы. Чувствую, кто-то толкает меня за плечо; высунул из-под полости голову, вижу: парадный подъезд банка отперт, на крыльце стоит высокий, в богатой шубе, теплой шапке и с красной ленточкой на шее, барин, из себя румяный и седой, а у санок — швейцар с фонарем. — Свободен? — спросил меня швейцар. — Свободен, — ответил я. — Барин сел в сани и сказал — На Волково кладбище. — Привез я его к ограде кладбища; барин вынул бумажник, бросил мне без торгу на полость новую рублевую бумажку и прошел в калитку ограды. — Прикажете ждать? — спросил я. — Завтра о ту же пору и там же будь у сената. — Я уехал, а на следующую ночь опять стоял на набережной у подъезда банка. И опять, в два часа ночи, засветился подъезд, вышел барин, и швейцар, его подсадил в сани. — Куда? — спрашиваю. — Туда же, на Волково. — Привез я и опять получил рубль… И так-то я возил этого барина месяц. Присматривался, куда он уходит на кладбище, — ничего не разобрал… Как только подъедет, дежурный сторож снимет шапку, отворит ему калитку и пропустит; барин войдет за ограду, пройдет малость по дороге к церкви… и вдруг — нет его! точно провалится между могил, или в глазах так зарябит, будто станут запорошены..."
"Прогулка домового"


"Мертвец-Убийца"
***
"Призраки"
***
"Счастливый мертвец"

-Антология "Святочные истории-



Смирнов-Русецкий "Дозор ангелов", 1920-ые

@темы: Haunted, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

13:35 

К.Е. Корепова "Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Ряженье в "покойника" в Нижегородском Поволжье

Ряженье было непременным развлечением молодежи в святки. Особый интерес представляет документ XVII в. - челобитная нижегородских священников патриарху, в которой среди затей "затей бесовских", которые "творят" нижегородские жители в святки, описывается и ряженье: "И делают гсдрь лубяныя кобылки и туры и оукрашают полотны и шелковыми ширинками и повешивают колоколцы на ту кобылку, а на лица своя полагают личины косматыя и зверовидныя и одежду таковую ж, а созади себе оутверждают хвосты, яко видимыя беси, <...> и сим гсдрь образом не токмо по домох, но и по оулицах града и по селом и по деревням ходяще..."
Мир мертвых в ритуале ряженья представлен, прежде всего, масками "смерти" и "покойника". "Смерть" старались изобразить страшной, иногда делали непомерно большой ("садится парень на плечи другому, берет косу"). Главным отличительным признаком смерти был белый цвет. Иногда использовали настоящую "смёртную одёжу", приготовленную по обычаю пожилыми людьми для себя. "Нарядятся вон смертно. Вон старик Осип у нас был. Смертно платье нарядит, лапти обует и всё. И пойдем в Липовку. А чё говорили? - По матерному матерились. Я не пела частушек, у меня плеть была".
Иногда "смерть" ходила с косой или серпом, но обязательным атрибутом ее был жгут из скрученной соломы, кнут, или плеть, ремень, которыми она стегала всех встречных: "жгут совьют, хлестали девок-то", "смерть ходила с нагайкой". "Представьте себе, - писал корреспондент "Нижегородских губернских новостей" [НГВ, 1890, №2], - фантастическую картину: ночью <...> бегают закутанные белые фигуры и при этом вооруженные жгутами; замогильные тени при первой встрече <...> набрасываются и немилосердно хлещут своими жгутами встречного". Иногда "смерть" хлестала веником: "У нас сосед зуб из картошки вырежет, возьмет серп, веник и ходит по домам. Всех пугает, веником попарит березовым".
На беседках "смерть" или сопровождающие ее парни (они не были ряжеными) заставляли девушек кланяться. "Смерть" сохраняла молчание - знак принадлежности "иному" миру. В нижегородском ряженье представлен и другой признак представителей мира мертвых - слепота: в Ардатовском р-не (с. Личадеево) при "похоронах покойника" за гробом шли "старухи" с завязанными глазами.
Если маска "смерти" распространена преимущественно в северных заволжских районах, то "рядить покойника" было принято повсеместно. В отличие от "ходячей смерти", "покойник" обычно изображался лежащим в гробу. Рядился им, как и "смертью", мужчина, делали также чучело покойника. В маске "покойника" не важен был костюм, здесь главным атрибутом являлся гроб. В Заволжье, как и в случае ряженья "смертью", иногда использовали настоящий гроб - колоду, приготовленную кем-либо из стариков себе. Но чаще в качестве гроба использовалось корыто, или просто "покойника" клали на доски, возили его на санках. Разыгрывалась типичная для русской традиции сцена проводов/похорон "покойника, однотипная с северной игрой в "Умрана": "покойника" несли или везли по деревне, "старухи" вопили, обязательно в среде провожающих был "поп", который размахивал кадилом-ошметком, нецензурно ругался - "отпевал". "Покойника" приносили в избы, где проходили девичьи беседки, и кто-либо из главных организаторов "похорон", обычно один из парней, которые "таскали" гроб, заставлял девок целовать покойника - "прощаться" с ним. "К "покойнику" подводили - целуй, а у него шильце тоненькое. Которым даст поцеловать, а котора визгнет, отскочит"; "волокут девок в рыло целовать или даже в "шишку". Игра в "покойника", как и другие святочные игры, обязательно включала эротический элемент (укол, целование "шишки"). В конце игры "покойник" оживал: вскакивал, гонялся за девками. Если "таскание покойника" по деревне, особенно на юге области, было веселой шуткой и вызывало бурный смех, то сцена прощания всегда вызывала еще и страх. "Потом парни приносили "покойника". Нарядят какого мужика или парня, зубы ему из картошки сделают, глаза - из бумаги. Страшный! И девок подводят к нему целовать его, прощаться, значит. А страшно так, но пойдешь". В Чкаловском р-не над "покойником" приговаривали: "Покойник, покойник, умер во вторник, в среду година, четверг сорочина".
Ряженье "покойника" и "похороны" его в южной части области входило, помимо святок, в другие обрядовые комплексы - "похороны Костромы", "похороны Кузьмы-Демьяна", но покойника в них изображало чучело, и, соответственно, сцены оживления не было, а сцена прощания разыгрывалась сходно со святочной. "Похороны покойника" здесь включались также в свадебное ряженье, и в этом случае роль покойника могла играть женщина.

читать дальше


@темы: Библиотека Вампира с Хайгейта, поверья и приметы, обряды и традиции

12:54 

Образы на соборах, церквях и домах

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
-Букраний-

+Альбом+

Маска с изображением черепа жертвенного быка с VII века и до н.э. являлась элементом культовой символики во времена античности. Она использовалась для украшения культовых построек, гробниц и алтарей.
С III века до н.э. маски с изображениями жертвенного быка стали объединять растительными гирляндами. Такими ленточными рельефами декорировали фризы храмов и общественных зданий. Иногда к орнаменту добавлялось рельефное изображение кувшина с одной ручкой (ойнохоя), использовавшегося в ритуалах жертвоприношений для разлива вина и нектара. Отличительным признаком ойнохои от других сосудов является горлышко, имеющее три стока (одно в обычном месте и два по бокам), что создавало удобства виночерпию при разливании вина. Изображение такого кувшина, склоненное несколько вперед, помещали над гирляндами между букраниями, что как бы символизировало начало праздника.
Необычное объединение в орнаментальной композиции черепа животного с пышной растительной гирляндой и кувшином явилось отражением ритуала жертвоприношения, где смерть соседствовала с яркими красками праздничного зрелища.
Букраний, соединенный гирляндами, был излюбленным орнаментальным рельефом и в период итальянского Высокого Возрождения.

Скочилов "Маскароны Петербурга"

Sheela-na-gig


Mouth puller


Green man



запись создана: 29.06.2011 в 20:04

@темы: обряды и традиции, история скульптуры, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Библиотека Вампира с Хайгейта

15:09 

Скелеты из света

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
А новогоднее настроение нам будут создавать творения двух фотографов.


Финский фотограф Янне Парвяйнен (Janne Parviainen) работал над серией Light Painting 4 года. Что примечательно, в своей работе Янне использовал только фотоаппарат и светодиодные фонари.


Американский дизайнер Даррен Пирсон (Darren Pearson) создает фотографии и гифки, на которых запечатлены световые граффити о жизни скелетов. Световыми рисунками, создаваемыми источниками света перед фотокамерой, сейчас уже никого не удивишь, но то, что делает Даррен Пирсон, заслуживает отдельного внимания. Особый интерес представляют его скелеты, жизнь которых он запечатлел в серии фотографий. Cветографика, лайтпейнтинг, люминография, светограффити - все эти термины обозначают технику рисования светом при фотосъемке. Фонарик, зажигалка или другой источник света - это кисти и краски художников света, а воздух - холст. Ну и конечно необходим фотоаппарат с настройкой длинной выдержки. При помощи камеры с длинной выдержкой и разноцветных лампочек получают удивительные картины, нарисованные светом. Даррен Пирсон запечатлел жизнь скелетов.

@темы: творчество на тему

14:01 

Праздничный пост

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Поздравляем всех наших читателей с наступающим Новым годом. Спасибо, что вы продолжаете быть с нами и делиться своими открытиями!:new4:

Для создания таинственно-праздничного настроения хочется поделиться одним латышским мультфильмом, который в детстве даже немного пугал моментами.
Kaķīša Dzirnaviņas

Жил-был белый котик. У него была мельница, три дочери, помощники-гномы. Пришло время выдавать дочерей замуж. Для приданного нужны были деньги и он взял кредит под залог мельницы сроком на год. Кредит был взят через черного кота (который на самом деле мечтал отобрать мельницу себе) у самого дьявола.
В этом своеобразном мультфильме причудливо переплетаются сюжет "Короля Лира" Шекспира, народные песни, цитаты из стихов латышских поэтов и религиозные мотивы. По мотивам сказок Карлиса Скалбе.


@темы: кинематограф, администраторское

23:38 

Сказка на Рождество. Образ зайца

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Многие знают, что в католическое Рождество принято рассказывать истории о призраках и всяких мистических событиях. А мы этим вечером хотим поделиться одной из любимых сказок детства, которая достаточно мрачная для праздничного чтения.
К сожалению, не удалось вместить в пост весь текст, но рекомендуем ознакомиться с этой историей. :)

Александр Дюма-ст "Заяц моего деда"



+Читать+



-О символике зайца у славян-



В современном массовом сознании образ зайца присутствует прежде всего как олицетворение трусости и как персонаж народных сказок, в которых он фигурирует как беззащитное существо. Показательны в этом отношении выражения труслив как заяц, дрожать как заяц, заячье сердце, заячья душа, бегать (драпать) как заяц, пословицы «Пуганый заяц и куста боится», «Вор что заяц: и тени своей боится». Хорошо известен в Европе, в том числе и у славян, сказочный сюжет «Кто трусливее зайца?» Белорусская легенда объясняет боязливость зайца тем, что у него слишком маленькое сердце. Когда Бог лепил зайца из глины, он сделал ему слишком длинные уши, а на сердце глины не хватило. Тогда он оторвал часть глины от хвоста и сделал из него маленькое заячье сердце. В Боснии и Болгарии беременные женщины не ели зайчатины из опасения, что родившийся ребенок будет пугливым. В наше время именно такая символика зайца приобрела особую популярность в городской культуре. У слова заяц появилось значение «безбилетный пассажир», а пугливый, но удалой и даже нахальный, похваляющийся своим бесстрашием заяц стал комическим героем анекдотов, басен, комиксов и мультфильмов.

Былички об умерших, принимающих заячий облик, связаны с распространенными у славян представлениями о зооморфных ипостасях души, в том числе о душе как о зайце. У поляков Люблинского воеводства записан рассказ о явлении женщине ее покойного мужа в заячьем облике, а в ровенском Полесье — рассказ о чьей-то душе в виде неуловимого зайца, повстречавшегося на кладбище и там же исчезнувшего без следа. В севернорусских причитаниях по покойнику умершего просят показаться «серым заюшком». Те же представления лежат в основе примет о пробежавшем под окном или забежавшем во двор зайце (в Полесье), о встрече с зайцем (в Боснии) и о зайце, приснившемся во сне (на Волыни), как предвестьях смерти.

@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), поверья и приметы

15:49 

Погребение в море

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Из книги М.Ю. Горденева "Краткий исторический очерк создания морского могущества России"


Погребение в море имело место с первых же дней мореплавания и сопровождалось в старину церемониями умиротворения богов. Например, у римлян в рот опускаемого в море клались монеты для уплаты Харону при перевозе им погребенного через реку Стикс. Согласно старому обычаю при зашивании тела умершего парусник последний стежок делал, пропуская иглу через нос покойника. Изучение истории этого обычая не дало веских оснований утверждать, что-либо определенное. Думаем, этот обычай явился следствием давнего суеверия.
У англичан существует обычай оплачивать работу парусника по зашиванию трупа одной гинеей из средств казны за каждое тело. Командор Беккет в своем труде «Сustoms and Superstitions» говорит, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику за зашивание 23 убитых в Ютландском бою, а после погребенных в море.
читать дальше

@темы: обряды и традиции

18:12 

Церковь св. Урсулы, Кёльн

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Паучишко:
Сколько я исходила вдоль и поперек город Кёльн - а о наличии в оном такого впечатляющего места и не знала. Церковь лежала как-то в стороне от моих маршрутов... Наткнулась на фотографии в любимом сообществе The Highgate Vampire, и тут уж деваться было некуда. Впервые мы не жили в Кёльне, но я всё равно туда поехала - и чтобы опять зайти в мой любимый Кёльнский собор, и - таки посетить церковь св. Урсулы.

Сначала легенда.
читать дальше

Потом факты.
читать дальше



читать дальше

Ну а самое главное - Золотая палата, выложенная, согласно легенде, останками 11 тысяч девственниц. На самом деле - останками с древнего римского кладбища, но интереснее думать про девственниц. У входа сидит бабушка и берет за вход 2 евро. Я жестами поинтересовалась, можно ли фотографировать - да, можно, только без вспышки. Вот, поснимала... Впечатление, конечно, не передаваемое. Прежде всего, там очень красиво.



читать дальше


@темы: немецкие кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

13:05 

The Church of the Holy Rude, Stirling

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Церковь Холируд (Святого Креста) в Стерлинге – самое старое здание города после Стерлингского замка. Она была построена в 1129 году во время правления шотландского короля Давида I. Король Роберт II построил алтарь в честь Святого Распятия, и церковь стала называться «приходская церковь Святого Креста в городе Стерлинге». Грандиозный пожар в марте 1405 года, уничтоживший большую часть Стерлинга, не пощадил и церковь. Самые старые сохранившиеся части здание датируются 1414 годом – неф, южный придел с круглыми колоннами в шотландском стиле, готические арки, крыша с дубовыми балками и главная башня. Восточная часть церкви была построена в 1507-1546 г.г. В этом строительстве принимал участие лично король Яков IV. В 1547 году здесь был коронован сын Марии Стюарт Яков VI, будущий король объединенных Англии и Шотландии Яков I. Церемонию вел знаменитый пастор времен Реформации Джон Нокс. Таким образом, церковь Холируд – единственная в Шотландии действующая церковь, принимавшая под своими сводами церемонию коронации.
Во времена шотландской Реформации, когда большинство шотландских храмов и монастырей были разрушены, церковь Холируд пострадала, лишившись украшений, но уцелела. Это произошло только потому, что церковь всегда находилась под покровительством королевской семьи Стюартов. До нынешнего времени на башне храма можно обнаружить следы от пуль времен осады замка Стерлинг войсками Кромвеля. ©mirturizma.com

При церкви имеется историческое кладбище, с камнями, датировка которых начинается с 16-го века.

На старом кладбище есть уникальный камень с вырезанным изображением похищения тела Мэри Стивенсон (1767-1822) Джеймом МакНэбом, местным могильщиком, который похоронил ее за два дня до кражи - 16 ноября 1822 года и его другом Даниэлем Митчеллом. Тело было передано некому Джону Форресту для вскрытия. Двое мужчин были задержаны, но освобождены из-за юридических тонкостей. Тело Марии было перезахоронено, а на надгробном камне вырезано сие странное происшествие.

@темы: загадки и мистика некрополей, история скульптуры, погребальные сооружения, шотландские кладбища

17:44 

Коровья смерть

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Коровья смерть (Скотья смерть, Товаряча смерть, Чёрная Немочь) — у восточных славян персонификация смерти рогатого скота. Практически повсеместно был распространён обряд изгнания Коровьей смерти, который совершался во время падежа скота или в профилактических целях.
Поверье
Считалось, что появляется Коровья смерть чаще всего в день Агафьи Коровницы в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета (поздний символ, возникший по образцу популярного облика человечьей смерти) или старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями. По старинным поверьям, Коровья Смерть никогда сама по себе в село не приходила, а заносилась проезжим человеком. С Коровьей смертью борятся различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём), зажиганием «живого огня», т. е. добытого трением, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьём «обыденного» — вытканного за один день холста. Для совершения обряда опахивания собирались ночью скрытно все женщины в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубины или косы, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. При опахивании иногда поют, призывая Коровью смерть выйти из села, так как в селе ходит святой Власий — «скотий бог». Пропаханную борозду засевали песком. Это действо сопровождалось специальной обрядовой песней:
Вот диво, вот чудо!
Девки пашут, бабы песок рассевают!
Когда песок взойдёт,
Тогда и смерть к нам придёт!

Чтобы напугать Смерть, процессия поднимала неимоверный шум: гремели косами, сковородами, серпами, печными заслонками, поднимали крики и визг. Если навстречу попадалось какое-нибудь животное (кошка, собака), его тотчас убивали, считая, что это Смерть, укрывается в виде оборотня (курск., орлов.).
Оберегом от Коровьей смерти были сношенные старые лапти, пропитанные дёгтем, которые вешались в хлеву.

В Нижегородской губ. для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принималась за Коровью Смерть, ее взваливали на поленницу и сжигали живьем.
*
читать дальше

@темы: Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), обряды и традиции, поверья и приметы

11:02 

Kozma Street Cemetery, Budapest

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Еврейское кладбище в Будапеште было открыто в 1893 году.
С обеих сторон от входа, вдоль кладбищенской стены находятся старинные семейные мавзолеи, выполненные известными архитекторами и скульпторами в стиле арт-деко, неоклассицизм, необарокко. Некоторые из них объявлены памятниками архитектуры и находятся под охраной государства. Внутренние стены мавзолеев богато украшены мозаикой. © mila-hunguide

@темы: венгерские кладбища, еврейские кладбища

10:07 

"Неизвестный Алексеев" (отрывки дневников)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Записи: 1959-1971 гг.


В детстве и отрочестве я, разумеется, был бессмертен.
Пришла юность. Смерть вышла из-за угла и улыбнулась мне жуткой своей улыбкой. Я испугался и понял, что надо бежать. Я бежал долго и наконец перешел на шаг. «Кажется, она отстала!» – подумал я и увидел перед своим лицом ее оскал. Стало ясно, что бежать бесполезно.
Теперь мы идем с нею рядом. От нее несет холодом, как из погреба, поэтому у меня все время насморк.
Но в ее улыбке, как ни странно, есть что-то детское.

-Другие отрывки и цитаты-

Никита Елисеев. Новый Мир ( № 9 2007)
“Другие”. Повторюсь, это мир человека, который видит других, умерших, исчезнувших, потому что должен ведь быть кто-то, для кого все они не умерли и не исчезли. Геннадий Алексеев написал стихотворение “Купол Исаакия”, в котором любование эффектно освещенным на фоне сине-фиолетового неба куполом Исаакия сменяется страхом за этот купол:
И вдруг я понял,
что он боится неба,
от которого
можно ждать всего, чего угодно,
что он боится звезд,
которых слишком много.
И вдруг я понял,
что этот огромный позолоченный купол
ужасно одинок
и это
непоправимо.
Чего может бояться купол Исаакия в житейском смысле? Бомб, которые сыпались на город во время блокады. В метафизическом — богооставленности, пустоты бесконечного мира, в котором больше мертвых, исчезнувших, чем живых. В 1961 году Геннадий Алексеев написал поэму о блокаде “Жар-птица”. Про блокаду написаны две великие книги — повесть Шефнера “Сестра печали” и сентиментальная поэма Геннадия Алексеева “Жар-птица”.
Для этого-то и нужен верлибр Геннадию Алексееву. Верлибр — это ведь тень стихов. Белый стих на то и белый, чтобы быть призрачным, прозрачным, привиденческим, привидевшимся. Он словно из другого мира, где не действуют наш ритм, наши созвучия. Для мира Геннадия Алексеева такой стих подходит лучше всего. Не потому, что он, Геннадий Алексеев, такой мистик и такой духовидец, но потому, что город, в котором он родился, в котором жил, город, который он любил, набит под самые небеса и под самые недра исчезнувшими, погибшими не только во время блокады, но и во время всех чисток ХХ века. Этих исчезнувших так много в любой коммуналке, под любым асфальтом, что должен ведь был появиться кто-то, кто их бы увидел. Вот Геннадий Алексеев и появился, и увидел их, а вместе с ними — оживших сфинксов, незлых крылатых львов, кентавров, пляшущих лошадей, химер, охота на которых запрещена, но браконьеры, правда, всегда найдутся.



@темы: цитаты, российские кладбища, мумии, катакомбы, Библиотека Вампира с Хайгейта

14:14 

Флорентийский карнавал: Триумф Смерти

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Флорентиец Пьеро ди Козимо (1462-1521) - мастер античных сюжетов на мифологические темы и религиозных сюжетов. Именно ди Козимо стал инициатором "странного" карнавала под названием "Триумф смерти" (1511).

-Описание карнавального Триумфа Смерти-

@темы: Триумф Смерти, Пляска смерти, творчество на тему

19:28 

Адские места Таиланда

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Ват Ронг Кхун — буддиский храм, расположенный недалеко от города Чианграй в Таиланде. Также известен как Белый храм.
Ват Ронг Кхун единственный из всех храмов Таиланда полностью сияюще белого цвета с зеркальными отражениями мозаики из стекла, встроенной в белую штукатурку. Идея строительства белоснежного дворца принадлежит Халермхаи Коситпипат, одному из самых известных художников Таиланда, который в течение 20 лет копил сбережения от продажи своих картин, чтобы построить эту сказку. Белый цвет - знак чистоты Будды, а сверкающее на солнце стекло олицетворяет мудрость Будды, что "светит ярко по всей Земле и Вселенной". Строительство Ват Ронг Кхун началось в 1997 году.
Главное здание окружает пруд с белыми рыбками. Мост, ведущий к храму, олицетворяет цикл перерождений на пути к обители Будды. Круг с клыками перед мостом символизирует пасть демона Раху, представляя круги ада и страданий, где в страшных муках пребывают грешники.

И вокруг храма можно встретить элементы демонстрации традиционного буддийского ада.

-Ван Саен Сук: буддийский ад-

Вот некоторые адские места Тайланда:
Wat Phai Rong Wua в Супан Бури
Wang Saen Suk в Чон Бури
Wае Tham Ta Pan в Пхангнге
Wat Mae Kaet Noi недалеко от Чианг Мая
Wat Rong Khun в Чианг Рае
Wat Kaew Prasert недалеко от Чумпона
Wat Kai в Аюттхае

@темы: В гостях у La Belle Dame sans Merci, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), история скульптуры, обряды и традиции

главная