Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
16:11 

Оссуарии Швейцарии. Заметка о расписных черепах.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Часовня мертвых: Пляска смерти в Вольхузене



+Галерея+

В маленьком швейцарском поселении Вольхузен можно найти то, что когда-то было очень популярно в Неаполе, но было уничтожено в борьбе с некрофилией горожан (речь о катакомбах Сан-Гаудиозо).
Отправимся на местное кладбище. Здесь располагается обычная, на первый взгляд, капелла, которая выполняла функцию оссуария. Уникальность этого костехранилища в том, что черепа являются главными участниками пляски смерти.
Постройка датируется 17 веком. Автор фресок неизвестен. О часовне забыли почти на два столетия, что скорее пошло ей на пользу.


Vrin: Pfarrkirche Mariä Geburt und Johannes Baptist

+Альбом+


-Еще оссуарии-
запись создана: 07.12.2011 в 12:29

@темы: Vanitas, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, Пляска смерти, атрибуты погребения и похорон, обряды и традиции, поверья и приметы, швейцарские кладбища

09:13 

Старые кладбища Нюрнберга

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Johannisfriedhof

На новых кладбищах приближаешься к смерти, а на старых — к вечности...

Кладбище Johannisfriedhof во многом похоже на кладбище Rochusfiedhof. Уже с ХIII века оно служило местом погребения для умерших больных соседнего лепрозория. читать дальше



Rochusfriedhof

+Галерея+

Старое немецкое кладбище: здесь закапывали жителей города, умерших во время эпидемии чумы 1517 года. Дабы избежать распространения заразы, страшное место огородили высокой стеной. Хоронили здесь всех, и именитых горожан, и ремесленников, и представителей среднего сословия. Небольшая часовня украшает Рохус. Прижилось название кладбища и в словах местных жителей. Часто вместо слов «или ты умрешь» они говорят «или Рохус заберет тебя».

@темы: древние захоронения, немецкие кладбища

17:36 

Sin-eater

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Может, кто помнит, но был фильм с Хитом Леджером "Пожиратель грехов", но мало, кто знает, что такое существует в реальности.
Поедатель грехов (англ. sin-eater) — человек, который в ходе особого ритуала, проводимого перед похоронами, съедает лежащий на груди покойника кусок хлеба, тем самым забирая себе его грехи.
Этот обычай имел место в сельских и горных районах Великобритании (в особенности — в Уэльсе). Время возникновения обряда неизвестно, но упоминается он вплоть до XX века.
читать дальше

***
Пишет Марленикен:
Авт.: Bitter Magazine

Коути "Суеверия викторианской Англии":

Пишет Крампус:
Помимо известного фильма с Хитом Леджером, есть и другой фильм, который в деталях показывает обряд грехоедства, причем без лишних спецэффектов и мистики.
Называется он "Последний пожиратель грехов", посмотреть его целиком можно вот по этой ссылке
Здесь статья на Кинопоиске об этом фильме. Конец 19 века, Аппалачи, замкнутая ирландская община. Фильм снят по книге Франсин Риверс,
которая переведена на русский язык и доступна в сети Последний пожиратель греха
На мой взгляд и в книге и в фильме есть очень сильные эпизоды, хорошо показана "механика суеверия", но ближе к концу автор почти авантюрного романа "тайн прошлого" срывается на откровенное проповедничество, что, впрочем, книгу не портит. Образы замкнутой общины, сложные отношения между людьми, оторванными от своих корней, показаны очень хорошо.
Обычай этот известен не только в странах, унаследовавших кельтскую мифологию.
В Чехии и Саксонии во время ночного бдения у тела покойного оставляли на груди мертвеца сплетенный из проволоки и сухих цветов крест и специально выпеченную ковригу, обычно прямоугольной формы.
Покойника старались не оставлять без присмотра, но хлеб, впитывающий грехи должен был пролежать на груди трупа в полной тишине и одиночестве от рассветных сумерек до восхода солнца. Потом ковригу крошили в вино или раздавали по кускам детям и нищим. А крест из проволоки хоронили вместе с гробом, их осталось очень мало, один из таких крестов был среди экспонатов выставки в Национальном музее "Смерть - крестная"
Но во времена Тридцатилетней войны, когда в разорванной бандами мародеров, практически уничтоженной Богемии свирепствовал голод и болезни, возникла легенда о некоем человеке, который украл такой поминальный "грешный" хлеб с груди покойницы для того, чтобы накормить свою умирающую дочь. Ребенок, несмотря на старания отца, умер, а украденный грешный хлеб, который односельчане вора собирали буквально по крупицам в осажденном городе, обрел над вором страшную власть и сделал его несчастным и бессмертным. И только передача "хлеба" ничего не подозревающему незнакомцу при особых условиях могла спасти несчастного. Таким образом, передавая дальше краденое, он умножил страдания своих последователей.
запись создана: 02.08.2010 в 10:56

@темы: Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), атрибуты погребения и похорон, обряды и традиции, поверья и приметы

15:44 

Связь живых и мертвых: поклонение черепу в Боливии. Натитас

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Когда-то мы рассказывали о празднике натитас, который проходит в Боливии в месяц мертвых - ноябрь. Но оказывается связь живых и мертвых в этой стране не ограничивается одним днем. О древних традициях и обрядах с черепами мы и расскажем ниже.
Автор: Paul Koudounaris
Пересказ: The Highgate Vampire


-Большая статья-


Первая часть передачи показывает праздник во всей красе:


Первая серия: Рынок колдунов, Храм Дьявола

запись создана: 09.07.2015 в 14:37

@настроение: Если находите ошибки - пишите обязательно.

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, клипы/ролики/передачи, кладбища Южной и Центральной Америки, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, Жизнь тела после смерти, Day of the Dead

23:57 

Новости с библиотечной полки

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
В связи с большим количеством информации боимся заспамить вашу ленту здесь. Поэтому приходится сдерживать себя и придерживаться определенного плана. Хотя очень распирает, если честно.
А наша библиотека все обогащается и обогащается. А ключик к ней: тэг #thvbooks в новостной ленте vk. Ну, или отдельная тема в группе.
Сегодня же хочется поделиться двумя файлами.


Издание 1978 года.
В настоящей книге впервые собран и изучен такой интереснейший материал, как русское художественное надгробие за весь период его развития (XI – начало XX в.). Разговор о сложении основных типов индивидуального надгробия и различных приемах образного его истолкования в эпоху Древней Руси, XVIII – начала XX в. иллюстрируется множеством фотографий уникальных памятников старинных некрополей Москвы и Ленинграда – Донского монастыря, Александро-Невской лавры и др. В несколько новом освещении представлено творчество многих крупнейших русских скульпторов и архитекторов – И.П.Мартоса, А.Н.Воронихина, Ф.Ф.Щедрина, М.М.Антокольского, П.П.Трубецкого, А.Н.Андреева, А.Т.Матвеева.

Книга скорее в тему неумолимо надвигающегося Хэллоуина.


Большая статья о том, зачем нужно познакомиться с этой книгой.
Джеймс Кэмерон. «Артефакт, который вы держите в руках — беспрецедентный портал в удивительный мир. Не зря записные книжки Гильермо дель Торо сравнивают с рукописями да Винчи: они дают вам представление о творческой работе гениев. В мире нет режиссеров, похожих на Гильермо. Более того, называть его просто режиссером, значит ограничивать его способности. Он художник с неповторимым и точным видением».
Все увлечения Гильермо дель Торо хранит особняк под Лос-Анджелесом, который режиссер называет Bleak House — "Холодный дом".
В фойе вас встречает гигантская фигура Саммаэля, монстра из «Хеллбоя», а над ним возвышается гигантская голова монстра Франкенштейна. Примечательна картина, которую можно увидеть слева:

«Святой Георгий, убивающий змия» принадлежит кисти русского художника Виктора Сафонкина, живущего и работающего в Праге. Для Гильермо картина имеет особое значение. «Это одна из моих самых любимых сцен. Во-первых, она показывает невозможную задачу, а во-вторых мне ужасно нравится, как изображен змей». В оригинале дель Торо называет его драконом и затем рассказывает, что драконы — его самые любимые создания. «Мне нравится теория Дэвида И. Джонса, который так объяснял нашу тягу к драконам: это воображаемый сплав который мы, приматы, сотворили из хищников, которых боимся больше всего — рептилий, хищных птиц и огромных кошек».
В библиотеке ужасов у дель Торо стоит фигура Г. Ф. Лавкрафта в полный рост. Режиссер заказал ее у скульптора Скотта Томаса Кюблера и лично наблюдал за работой.

«Кабинет диковин» рассказывает о создании каждого фильма режиссера через его записи в блокнотах, эскизы, фотографии и раскадровки.

@темы: история скульптуры, Библиотека Вампира с Хайгейта

15:45 

Верования вепсов

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

-Л.П. Азовская "Древние верования вепсов" (отрывок статьи)-
***
Интересны похоронные обряды вепсов, в которых прослеживается два типа церемоний: один, очень напоминающий великорусский обряд, состоит в оплакивании покойного (заупокойные причёты); другой, напротив, заключается в «веселении» умершего: пока покойник лежал в избе, туда собиралась молодежь с гармоникой, гармонист играл веселые мелодии; когда же покойника везли на кладбище, молодежь плясала, двигаясь по дороге впереди лошади. Последний обряд исполнялся обычно в том случае, если покойный — молодой человек, или же сам об этом попросил перед смертью. Можно думать, что второй тип похоронных церемоний является до происхождению более архаичным. Впрочем, подчас наблюдается соединение обоих обрядов, т. е. в избе и по дороге на кладбище «веселят» покойного, а на кладбище оплакивают. ©
-
Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в т.ч. и так называемые "весёлые" похороны, когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах что и он, а также исполняют его любимые песни. Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение — пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина). Поминки справляются на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни и через 1 год.
До сорокового дня в начале ХХ в. на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест. Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.
Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.©ethnos.nw.ru
-
Одним из самых крупных праздников, когда поминали усопших родственников, был Маккавеев день; его праздновали 1 (14) августа. В XIX веке кладбище и церковь в этот праздничный день представляли собой как бы сплошной стол, накрытый большой скатертью и уставленный обильным угощением: перед окончанием службы в церкви каждая хозяйка расстилала на могилах родных чистую скатерть, раскладывала съестное и стояла в ожидании гостей. В ее обязанности входило потчевание подходивших рыбниками и киселем (поминальной пищей), а члены семьи ходили по кладбищу и зазывали знакомых на угощение — брали за рукав и вели к своему "столу ".

-А.Г. Айдакова Похоронно-поминальная обрядность в Оштинском погосте-

@темы: российские кладбища, поверья и приметы, обряды и традиции, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

19:50 

Символика деревьев и растений.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Цветы
пахнут похоронами
и любовью.
Но они
ни в чем не виноваты.
Иногда
ими осыпают негодяев,
иногда
их дарят круглым дурам,
иногда
их воруют на кладбище
и продают втридорога влюбленным.
Но цветы
ни в чем не виноваты.
Им не стыдно,
что Джордано Бруно
был сожжен на площади Цветов.
Г. Алексеев

-Базилик-

-Петрушка-

-Орешник-

-В сады!-

-Цветы мертвых-

Связь усопших с аграрным культом



Букеты от новозеландской флористки Georgie Malyon. Особое место в ее творчестве отдано мотиву Memento Mori.

+Альбом+

запись создана: 22.06.2011 в 17:22

@темы: творчество на тему, обряды и традиции, поверья и приметы, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

13:19 

Пирамида на Мазурах. Тайна склепа рода фон Фаренгейт

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir




Барон фон Фаренгейт был одним из богатейших людей Восточной Пруссии. Люди говорили, что, проехав через свои владения, он мог попасть из своего дворца прямо в Крулевец. Когда умерла его дочь, он решил купить ей бессмертие. И построил на Рысьих Болотах пирамиду. А возможно все было совсем иначе…
В Рапе заканчивается Польша. Неполные два километра – и граница России. В деревне старый двор, 140 жителей и своя тайна. Достаточно съехать с дороги в лес и человек погружается в иную реальность. Воздух, насыщенный влажностью из окрестных болот, стоит почти неподвижно, от тишины «глохнут» уши, а перед глазами вырастает каменная пирамида. Вероятно, в этом месте концентрируется мощная энергия, идущая изнутри земли, а ее изучение приводит к гибели насекомых и мелких животных. В течение десятилетий постройка обросла множеством легенд, рассказов и самых фантастических теорий. Трудно удивляться: уже один ее вид будоражит воображение.

Барон Фридрих фон Фаренгейт был известен как самый богатый человек в Восточной Пруссии. Люди говорили, что из своего дворца в Агерапп (давнее название населенного пункта Рапы) он мог добраться до Крулевца, ни на минуту не покинув своих владений. Сам барон бывал в Крулевце. Там в университете он присутствовал на лекциях великого философа Иммануила Канта. Но страсть к путешествиям занесла его значительно дальше. Фон Фаренгейт изъездил почти всю западную Европу, привозил скульптуры, эскизы, картины. Список их авторов поразителен: Тициан, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рубенс и многие, многие другие. В Париже барон столкнулся с культурой древнего Египта. И быстро потерял голову. Вскоре он собрал внушительную коллекцию древних экспонатов. «Именно эта страсть породила идею поставить в принадлежавшей Фаренгейтам Рапе пирамиду, по примеру тех, которые можно увидеть в египетской Гизе», - поясняет Мариуш Кимшал, управляющий лесничеством Czerwony Dwór, охраняющим необычную постройку.
Строительство пирамиды вероятнее всего связано с семейной трагедией. В 1811 году трехлетняя дочка Фаренгейта, Нинетт, умерла от скарлатины. Барон решил купить ей бессмертие. Не буквально, конечно. На территории своего имения он приказал возвести каменный склеп, который пропорциями соответствовал пирамиде Хеопса. Царящий внутри специфичный микроклимат должен был поспособствовать тому, что тело девочки подвергнется мумификации и на века сохранится в целостности.

Подготовка проекта здания была поручена не абы кому. Занялся ею известный на весь мир скульптор Бертель Торвальдсен. Сегодня художник этот известен, в том числе, как автор стоящих в Варшаве памятников Николаю Копернику и Юзефу Понятовскому, римского саркофага папы Пиуса VII, а также монумента, который представляет баварского электора Максимилиана I.
В течение примерно 40 лет в склепе было похоронено семь членов семьи фон Фаренгейт. В 1849 году там упокоился и сам барон. «Все лежащие в пирамиде тела подверглись мумификации», - подчеркивает Кимшал.
Потом постройка постепенно стала приходить в забытье. В это время фон Фаренгейты уже переехали из Ангерапп в ближайший город Кляйн Бейнунен (сегодня Бейнуны на территории Калининградской области). В конце XIX века они продали имущество и уехали. Во время первой и второй мировой войны склеп обыскивали русские, которые, скорее всего, искали в нем сокровища. К его разорению причастны также были местные жители.
Недавно пирамида обрела новую жизнь. Она была вписана в список наследия и подверглась ремонту. Внутрь вход замурован, и сегодня туда можно заглянуть лишь через окошко с решеткой. Была сделана также часть дороги, ведущей к пирамиде. Посетителей пока немного, но, как признают местные жители, их число ежегодно растет.

@темы: мумии, погребальные сооружения, польские кладбища

18:06 

Halloween 2015

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


В этом году наступление нашего любимого мистически-осеннего периода мы ждем с особым нетерпением. Одна часть админов ощущает его приближение еще с конца июля (спасибо московскому лету без иронии), другая часть все ближе склоняется к тому, что обещания надо выполнять и один пост все-таки должен увидеть свет. Если все пойдет по плану, то 31 октября мы расскажем третью (и скорее всего заключительную) часть о мистических местах Нового Орлеана (3 года как раз прошло).
Как никогда скопилось очень много атмосферного материала, ожидающего своего часа. Вернется праздничный тэг "кино-хэллоуин", обновятся некоторые старые посты, а на нашей странице VK мы делаем перезапуск цикла "Самые мистические кладбища США", которому в этом году исполнилось 5 лет. А то часто видим наш материал там и без какого-либо указания авторства. Но в отличие от темы оссуариев, где наша основная цель была собрать альбомы, здесь мы будем (по возможности) обновлять/дополнять и местный материал (ну, или просто чистить его от битых ссылок). Ведь за 5 лет появляются какие-то уточнения или новые факты известных легенд.
Пока не решили, есть ли смысл поднимать те посты, поэтому вы в комментах можете оставить свое мнение: стоит ли это делать или нет.


@темы: администраторское

16:13 

Б. Соколов. Сады в поэзии Серебряного века: "Мертвый сад"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


"Тишина безымянных могил" в русской поэзии Серебряного века тесно связана с садовыми образами. Грань смерти есть грань постижения высших истин — поэтому и смерть сада, и смерть в саду стали важными темами русского символизма. "Мертвый Сад" — название стихотворения Эллиса, посвященного любовной теме. В нем рассказывается о ночном зимнем саде, куда герой зовет любимую. Однако картина этого сада окрашена метафизической, загробной мрачностью.

Не потупляй в испуге взоры,
нас Мертвый Сад зовет, пока
из-за тяжелой, черной шторы
грозит нам мертвая рука.

В окне холодном и хрустальном.
в игре слепого фонаря
возник он призраком печальным,
погас, как мертвая заря.

И мы скользим стезею бледной,
вдали растет за рядом ряд
и тает позади бесследно
деревьев строй, как ряд аркад!

читать дальше


@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Тени смерти

19:22 

11 самых известных кладбищ Испании (и большой бонус)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Газета ABC составила список 11 кладбищ, известных своими архитектурными шедеврами, а также именами покоящихся здесь людей: тореадоров, актрис, писателей, скульпторов и т.д. На удивление в списке нет Cemetery of Montjuïc, Barcelona.
1. Побленоу, Барселона

Наш альбом и пост

Побленоу было первым кладбищем, возведенным за пределами крепостной стены каталонской столицы. Оно открылось в 1775 году. В результате нашествия войск Наполеона оно было разрушено, его восстановили в 1819 году. В число его достопримечательностей входят монумент "Поцелуй смерти", созданный в 1930 году Жоаном Бонбернатом, мавзолей, посвященный жертвам желтой лихорадки (1921 год), а также пантеоны в стиле модерн, созданные архитектором Энриком Саньером и неоготические творения скульптора Вальмитьяны.
2. Сан-Исидро, Мадрид

Галерея

Сан-Исидро, известное также как Старое кладбище, стало вторым столичным кладбищем и первым построенным за пределами центральной части города. Оно было построено в 1811 году и позже стало объектом культурного интереса. На его территории особо выделяется мавзолей семейства Гирао авторства Агустина Кероля, который считается одним из самых выдающихся произведений испанского модернизма, пантеон Алехандро Ласалье, созданный Хосе Марином, а также пантеон прославленных жителей города (архитектор Хоакин де ла Конча). По кладбищу проводятся организованные экскурсии.

-Много красоты!-

Испания богата красивыми некрополями. В нашем фотохранилище вы можете найти под 40 альбомов.

@темы: испанские кладбища

17:24 

Из истории кладбищ Санкт-Петербурга

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

«На небе мрак, на земле мрак, на водах мрак. Небо разорвано в клочья, и по небу облака словно рубища нищих несутся. Несчастные каналы, помойные ямы и склады разной пакости в грязных домах родного города, дышат; дышат и отравляют воздух миазмами и зловонием, а в этом зловонии зарождается мать-холера, грядущая на город с корчами и рвотой…». Помяловский «Брат и сестра», 1864

Пора теперь сказать еще об одном решении комитета, самом скорбном: «Отвести особые кладбища, огородить их и назначить к ним Смотрителей, сторожей и рабочих». Дело здесь было не только в том, что власти ожидали большого числа смертей и полагали, что обычные кладбища не справятся с таким наплывом. Предыдущие эпидемии послужили к выработке особых правил погребения жертв холеры – и говорилось в них, как о том, что гробы следует смачивать раствором селитры с серной кислотой и засыпать древесным углем, а только уже потом землей «с значительною насыпью сверху» – так и о том, что «могилы должны быть огорожены на 20 саженей вокруг и доступ к ним воспрещен».
А как воспретишь доступ к могилам на обычном городском кладбище? Вот и решено было устроить специальные холерные некрополи в отдаленных, глухих углах столицы:
– «близ Тентелевой Удельного ведомства деревни» (позже оно стало известно как Митрофаниевское);
– на Выборгской стороне на Куликовом поле;
– близ Смоленского кладбища;
– на Волковом поле, близ Волковского кладбища.
Создано было чуть позже и свое холерное кладбище на Охте.
читать дальше


«Новый Петербург»

Мало кто из петербуржцев не знает старого названия острова Декабристов – Голодай. Легенды, связанные с этим именем многообразны: здесь и история о том, как жившие в землянках первые строители Петербурга мерзли и голодали, и искаженная фамилия англичанина Томаса Голлидэя, имевшего здесь фабрику. Связывается название острова и со шведским «халауа», что значит «ива» (наверно, были здесь ивовые заросли). И еще одна легенда – на этот остров любили приезжать на пикники шкипера-иностранцы со своими подругами. Праздновали – отсюда и искаженное английское holyday – «праздник» – ставшее Голодаем.
Странное место для пикников – веселым его не назовешь. Местность заливается при каждом наводнении, болота, да еще обилие кладбищ. Три Смоленских – православное, лютеранское и армянское – да еще безымянное на берегу залива, где, по преданию, хоронили лиц, умерших от дурных болезней…
читать дальше


Подземные «Города мертвых»

Согласно общеевропейским фольклорным традициям, «Городами мертвых» принято называть городские кладбища со всеми присущими любому «живому» городу признаками. Здесь есть улицы, переулки, тупики, кварталы и задворки. Здесь строго соблюдаются городские законы и обычаи расселения – по социальному, национальному или конфессиональному принципу. Здесь легко отличить скучные и однообразные «рабочие» районы от привилегированных участков, олицетворяющих знатность и богатство погребенных. Петербург в этом смысле мало чем отличается от других городов. Однако надо иметь в виду, что в первые годы своего существования Петербург кладбищ не знал вообще. По свидетельству иностранцев, трупы умерших зарывали там, где человека заставала смерть. Голштейн-готторпский придворный Ф. В. Берхгольц, посетивший Петербург в то время и оставивший обстоятельные дневники, пишет что «крестьян, которые умирали на работах в петербургской крепости, тотчас же там и зарывали». С появлением приходских церквей хоронить стали в церковных оградах. Если верить городским преданиям, одно из первых общественных мест погребения умерших в начале XVIII века находилось напротив церкви Великомученицы Екатерины, что стояла на углу современных Екатерингофского и Рижского проспектов. Во всяком случае это место в Петербурге, где еще в XIX веке было обыкновением рядом с жилыми домами разводить огороды, долгое время так и называлось: «Огород на могилах».
Только в 1732 году при императрице Анне Иоанновне появился первый указ об отводе для кладбищ специальных мест вне границ города. Правда, городской фольклор связывает это событие с другой императрицей – Елизаветой Петровной, которая, как известно, так боялась всего, что связано со смертью, что тщательно изгоняла из повседневного обихода все, что так или иначе могло напомнить о потустороннем мире. Как повествует предание, однажды, проезжая мимо Вознесенской церкви, Елизавета вдруг почувствовала острый запах мертвечины. Могилы на приходских кладбищах рылись обычно неглубоко. В тот же день императрица подписала высочайший указ о закрытии всех приходских кладбищ и об устройстве на окраинах города «в пристойных местах» общегородских мест для захоронений.
читать дальше

@темы: Библиотека Вампира с Хайгейта, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), исчезнувшие кладбища, кладбища Санкт-Петербурга

19:05 

Кладбище Раади, Тарту, Эстония

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:

Огромное эстетическое удовлетворение



Кладбище на Раади, самое большое Тарту, основано в 1773 году. Согласно указу российской императрицы Екатерины II от 1772 года мертвых нельзя было больше хоронить при церквях и в черте города и предписывалось "отвести для них особые кладбища за городом". 1 мая 1773 года городской совет Дерпта во главе с мэром постановили выделить для погоста участок на противоположном берегу реки Эмайыги, неподалеку от усадьбы Раади. Была заложена церковь Св. Иоанна на немецкой части кладбища, а также православная часовня на русском погосте. Церемония открытия состоялась 5 ноября 1773 г. - похоронами ребенка.
читать дальше

@темы: прибалтика

15:32 

Усадьба Алтуфьево и около

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В Алтуфьеве сохранился интересный с исследовательской и познавательной сторон комплекс разновременных памятников архитектуры, главные элементы которого — церковь середины XVIII в. и господский дом середины XIX в. Добраться до Алтуфьева несложно. Чтобы не сбиться с пути, достаточно, идя от одноимённой станции метро, придерживаться траектории Алтуфьевского шоссе, по которому до 1991 г. проходила граница между Кировским и Тимирязевским районами. Автомобилистам может оказаться удобнее подъехать со стороны Московской кольцевой автодороги.
Своеобразная визитная карточка любой местности — её название, далеко не всегда поддающееся расшифровке. Зачастую оно не имеет устоявшейся формы и употребляется сразу в нескольких вариантах, которые встречаются даже в документах одного временного периода. Первоначальное название местности, где находится усадьба, — Олтуфьево. Это позволяет выдвинуть предположение о происхождении названия от фамилии одного из более ранних владельцев, документальные сведения о котором до нас не дошли: ведь был в Москве род дворян Олтуфьевых. Со временем этот топоним трансформировался в более привычную для слуха москвичей форму Алтуфьево.
Полная история усадьбы
В 1860-х гг. в ходе проведения крестьянской реформы имение было поделено на две части. Усадьба и территория, расположенная южнее её, в том числе ныне существующий Алтуфьевский (Верхний) пруд, остались у Н.А. Жеребцова. Нижний пруд, который до настоящего времени не сохранился, а также все северо-восточные алтуфьевские земли перешли к местным крестьянам, получившим статус «временнообязанных».
В 1868 г. после смерти Н.А. Жеребцова его вдова продала Алтуфьево «жене подполковника» Глафире Ивановне Алеевой. Однако имение принадлежало ей всего несколько лет. Уже в 1872 г. Алтуфьево приобрела у Г.И. Алеевой за 18 тыс. руб. Мария Яковлевна Лачинова (1817—1884), бывшая супругой менее высокопоставленного военного — всего-навсего штабс-капитана. Её надгробие — плита из серого мрамора с надписью — сохранилось у алтуфьевской церкви. Там же находится аналогичное надгробие Александра Емельяновича Лачинова, возможно, мужа владелицы, без дат жизни.

Церковь Воздвижения Креста Господня — интересный памятник позднего барокко, видимый ещё на подходе к усадьбе по Алтуфьевскому шоссе. Это здание — редкий для середины XVIII в. тип храма «иже под колоколы». Его основной объём — четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные — входами. Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филёнками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные.
Церковь сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760—1763 гг., т.к. существовавшая ранее в усадьбе «издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови, которая пришла в совершенную ветхость, вся расселась». Форма главы церкви Воздвижения более поздняя, она относится к концу XVII—началу XIX в., т.е. к эпохе, когда Алтуфьевым владели Куракины.

В советское время церковь всё время оставалась действующей (за исключением небольшого перерыва в 1941 г.). От некогда большого кладбища, окружавшего её, сохранилось несколько старых надгробий, среди которых уже упоминавшиеся нами плиты над могилами Лачиновых.

А между прудами, в заросшей роще притаилось стихийное кладбище домашних животных.



@темы: исчезнувшие кладбища, кладбище домашних животных, московские кладбища

15:42 

Церковь Святой Троицы в Щвиднице

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:

Церкви Мира – три деревянных евангелических костела в Щвиднице, Яворе и Глогуве (не сохранился).

Около 1500 года Щвидница была вторым по величине городом Силезии после Вроцлава. На тот момент герцогство щвидницкое принадлежало чешской короне. В 1525 оно перешло Габсбургам.
После Вормсского рейхстага идеи Мартина Лютера стали распространяться по всей Европе, не обойдя и Силезию, где они были очень популярны.


-больше красоты-

@темы: польские кладбища

11:57 

Последняя торфяная церковь в Исландии, старое кладбище.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Одна из последних торфяных церквей в Европе располагается в небольшой исландской деревеньке Хоф в 20 км к югу от знаменитого национального парка Скафтафетль на юго-востоке Исландии. Строение выполнено в технике, разработанной жителями Северной Европы еще в Железном веке. Главная цель: сберечь себя и скот от суровых холодов, используя максимум из того, что может дать природа. Эта церковь построена в конце 19 века и таких зданий осталось совсем немного.
Торфяные дома для исландцев были единственно возможным вариантом противостоять холодной погоде и промозглым морским ветрам (Исландия в переводе значит «ледяная страна»). В сравнении с домами из камня и дерева они обеспечивают в разы лучшую теплоизоляцию. Деревянный дом подошел бы в том случае, если у местных жителей были бы достаточные запасы дерева для топки печей, однако древесина на самом острове была в недостатке, а та, что завозилась из других стран, шла на строительство кораблей. Зато в Исландии никогда не наблюдалось дефицита торфа, его то и начали использовать для строительства зданий еще два тысячелетия назад.

Основа подобных зданий сложена из каменных плит, затем выстроена несущая деревянная конструкция. На нее, в форме елочки, уложены блоки с торфом. В теплое время года на стенах и крыше торфяного здания вырастает трава, которая дополнительно улучшает теплоизоляцию. В давние времена торфяное строительство было широко распространено в Исландии, торф использовался как бедными, так и богатыми, с помощью него возводили не только жилые дома, но также церкви, школы, конюшни и т.д. В начале 20 века использование технологии пошло на спад, а к нынешнему моменту в Исландии ею владеют лишь несколько мастеров, передающих свои знания из поколения в поколение.

Церковь Святого Климента в деревне Хоф была построена в 1884 году и стала последней, построенной в старом «торфяном» архитектурном стиле. Сейчас здание находится в ведении Национального музея и является туристическим объектом, однако в то же время продолжает исполнять свое изначальное предназначение и является действующей приходской церковью.
Кстати сказать: холмики, рядом с церковью - это останки старого кладбищам и в целом уже неизвестно кто в них лежит.


@темы: исландские кладбища

17:38 

Подборка

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Марленикен:

Образ смерти в картине мира русского человека XVII века

(by Robert T. Rose)


В ХV-ХVII вв. на окраинах русских городов особенно во время мора или после военных столкновений, устраивались так называемые «скудельнпцы» - общие могилы, в которых хоронили умерших или погибших.
В «Житии Даниила Переславского» описывается скудельница, в которой за городом хоронили всех не получивших последнего отпущения грехов у священника и не востребованных родственниками безвестных покойников (умерших нечаянно, погибших «от грозных стихий»‚ утонувших‚ замерзших‚ «заеденных» зверями, убитых разбойниками и брошенных «на распутиях»). Их складывали в открытую яму, а весной, между Пасхой и Троицыным днем‚ на скудельницы могли приходить жители города и окрестностей чьи родные пропали без вести‚ и попытаться отыскать их среди отошедших от мороза тел.
В русских землях особенности климата приводили к тому, что нередко даже покойников умерших естественной смертью, зимой подолгу не хоронили дожидаясь весеннего тепла, когда земля оттает и рытье могилы не будут особенно трудоемким процессом. Эту особенность русского быта отметил внимательный наблюдатель-иноземец — секретарь английского королевского посла сэра Томаса Рандольфа поэт Джордж Турбервилль, побывавший в Русском государстве в 1568-1569 гг. В своем послании-памфлете, адресованном Спенсеру, он писал:
О макабрическом веселье на Руси и не только.

Идея смерти в древней культуре


арт бай Agostino Arrivabene

Представления египтян о посмертном бытии разнообразны по содержанию и сложны, они не укладываются в непротиворечивую систему взглядов. Согласно этим представлениям, загробная жизнь связана с земной, во многом даже схожа с ней. Вместе с тем в потустороннем существовании появляются и новые качества. Прежде всего - его бесконечность. Обращаясь к богам и духам, умерший просил: «Пусть я поднимусь на мой престол подобно богу, одаренному вечной жизнью».
отрывки статьи

(с) Муравьёв В.В., «Идея смерти в древней культуре»


Образ смерти в ритуальной поминальной поэзии чепецких татар
Автор: Д. Г. Касимова

«Человек и его жизнь отождествляются с циклом развития дерева, растения. В байте «Дующий ветер» человеческая жизнь характеризуется такими оборотами, как «розовые цветы уносишь» (розовые цветы - это цветы весны; весна - человеческая молодость) и «жёлтые цветы сажаешь». Образ древа жизни существует во многих верованиях и религиях, в том числе и древнсиранской. Жёлтый цвет - ираноязычных народов издревле символизировал печаль. Подтверждение этому находим у среднеазиатских поэтов-мистиков. В одном из татарских байтов также встречается этот образ: «Эти деревья мне подобны - Тоже ли от тоски желтеют? Этих деревьев листья - Холодный ли ветер обувает?...»
Ещё один часто встречающийся в байтах образ смерти - Ветер. читать дальше

Виды погребальных обрядов народов Сибири


Сожжение

Сэргэ

Коучай

"Вечный памятник"

****

Авт.: Стручкова А. В.

"Скифо-хуннский компонент в погребальном обряде тюркоязычных народов Сибири"

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, Тени смерти, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), цитаты

13:52 

Венгерские художники

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Zichy Mihály

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург) — венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.
В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.

С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Из его произведений, помимо уже упомянутых, достойны внимания рисунки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек между разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минуты Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некоторые другие.
В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания.


-Другие художники-

Посты с художниками у нас часто обновляются, но мы не всегда их поднимаем. Например, много нового появилось в материале про чешских художников.

@темы: Изобразительное искусство

17:36 

Евдокиевское кладбище (Липецк)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:


На этом месте начали хоронить еще в начале 10 века - здесь располагался погост Христорождественского собора, центрального храма Липецка. В 1817—1818 годах здесь была построена церковь во имя святой преподобномученицы Евдокии, после чего кладбище стало называться Евдокиевским. Строительство велось на средства Ивана Федоровича Лобкова, увековечившего таким образом память своей жены Евдокии.
читать дальше

@темы: российские кладбища

17:28 

Этнические кладбища Москвы

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


По советской еще традиции сегодня на российских погостах хоронят всех умерших, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Однако в последнее время на больших кладбищах стали появляться обособленные "этнические" участки. Например, на Востряковском в Москве есть специальное место захоронения для евреев. На Митинском и Домодедовском – мусульманские участки. На православно-атеистическом Кузьминском своих близких отдельно хоронят цыгане, отдельно – армяне.
Как сообщается на сайтах различных бюро ритуальных услуг, похоронить умершего в соответствии с его национальными традициями сегодня совсем не сложно. Правда, обходятся такие похороны существенно дороже обычных. Ведь система заточена на "основного потребителя услуг", а это православные русские. Просто потому, что 9 из 10 москвичей – русские, а свыше 70% жителей столицы называют себя православными христианами и в соответствии с многовековой традицией хоронят усопших в гробу на третий день после смерти. И вот здесь случаются казусы.
О недавнем кладбищенском ЧП "НацАкценту" рассказывает работник Домодедовского кладбища: "Приезжает к нам полиция со словами, мол, у вас посреди дороги гроб валяется! Один из водителей чуть не въехал в него. Приезжаем на место: действительно – гроб... Пустой, слава Богу. Выяснилось, это мусульмане хоронили родственника, а у них ведь не принято в гробу, они же в саване хоронят. Вот они гроб, в котором из морга везли, выкинули".
По словам сотрудников Домодедовского кладбища, несколько лет назад на окраине погоста постепенно стал разрастаться исламский участок. Специально его никто не обустраивал, но так сложилось, что последователи пророка Мухаммеда начали хоронить "своих" отдельно.
читать дальше

@темы: атрибуты погребения и похорон, московские кладбища, обряды и традиции

главная