Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
17:04 

Московское наследие №39: Московский некрополь

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Журнал "Московское наследие" - официальное издание Департамента культурного наследия города Москвы. Основная миссия – воплотить качественно новый формат популяризации культурного наследия среди жителей города путем налаживания содержательного и неформального диалога Департамента с читателями, а так же формирование у жителей и гостей столицы самой широкой возрастной категории неравнодушного отношения к памятникам истории и культуры Москвы.
Основной темой каждого номера журнала избирается одна из актуальных инициатив Мосгорнаследия.
Новый номер посвящен теме московских кладбищ. Журнал распространяется бесплатно. Всегда можно взять на Пречистенке, 3 (вход слева от палат) или на стойках в общественных местах (список по ссылке).
Доступен и в электронном виде.
От себя добавим, что журнал всегда выглядит просто шикарно: глянцевый, с качественными фотографиями и солидный по объему.


@темы: новостная лента, московские кладбища

15:57 

Символы Саламанки (Испания)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Хосе де Эспронседа (исп. José de Espronceda) — испанский поэт эпохи романтизма. Считается крупнейшим представителем байронического направления в Испании.
Две поэмы, созданные Эспронседой, «Саламанкский студент» (El estudiante de Salamanca, 1837) и «Мир-дьявол» (El diablo mundo, 1841), связаны с «вечными образами» мировой литературы — Дон Жуаном и Фаустом.
В «Саламанкском студенте» Эспронседа, используя испанские легенды о «севильском обольстителе» и традицию байронической поэмы, создаёт образ вольнодумца и имморалиста Феликса де Монтемара, бросающего вызов как человеческим, так и божественным законам. Пугающе таинственный, по-средневековому мрачный герой поэмы дон Феликс де Монтемар не способен укротить свои низменные страсти. Критики XIX века называли его бунтарем, отщепенцем, требующим свободы и полноты самореализации. В начале поэмы все небесные силы ополчились против дерзкого человека, желающего превзойти своих собратьев в цинизме и своеволии. Белая тень – призрак счастья – в финале превращается в скелет и рассыпается, предваряя взрыв отчаяния бывшего студента, так и не осознавшего вину перед «несправедливым родом людским».



Примечателен сам университет Саламанки.
Университет Саламанки, один из старейших в Европе, учреждён в 1254 году (хотя его истоки восходят к 1218 году). До конца XVI века Саламанка слыла в Европе не менее значимым центром образования, чем Болонья, Париж или Оксфорд. Один из местных профессоров, Франсиско де Виториа, заложил в XVI веке основы международного права. К 1584 году в университете обучалось почти 7000 студентов. Затем последовал период упадка, и к 1875 году число обучающихся упало до 391.

Нас интересует фасад начала XVI века. Среди медальонов королей, сплетения растительного орнамента и фигур фантастических существ мы можем найти насколько черепов, а на одном из них сидит лягушка. По старому студенческому преданию, если хочешь сдать экзамен - надо найти её (правая колонна портала). Чтобы ее найти, нужен зоркий глаз, что для врача немаловажно. По другой легенде студентам даже необходимо было ее найти, чтобы получить диплом.

Ученый Бенджамин Гарсия Эрнандес сделал попытку объяснить символику черепов на фасаде здания. Череп - это принц Хуан, который умер в 1497 году, не дожив до своего двадцатилетия. А лягушка - доктор Парра, чьи усилия так и не спасли королевскую особу. С тех пор лягушку зовут - Паррита - маленький Парра.
Есть и другая версия, что эта композиция должна была настроить студентов на учебу, а не на всякие мирские забавы (жаба - символ похоти).
Стоит сказать, что лягушка на черепе даже успела стать символом города. В туристических магазинах легко можно найти футболку с надписью: "Где же лягушка?". :) И люди до сих пор стоят и вглядываются в узоры. Ведь нахождение лягушки сулит удачу в учебе и любви.

На внимательность путешественника и просто прохожего проверяет еще и Новый кафедральный собор Саламанки (строительство начали в 16 веке, а полностью достроили к 18 в.).
В одном фрагменте декора Нового Собора можно увидеть вырезанную из камня фигуру астронавта, что немало удивляет зрителей. Дело в том, что при реставрации собора в 1992 году это изображение сделал мастер Мигель Ромеро. Такие включения элементов современности при каждой реставрации соответствуют местным традициям. В 2010 году вандалы отбили у астронавта правую руку, ещё раньше было повреждено лицо. Поэтому изображение выглядит так, будто пережило века.
В поисках космонавта многие забывают найти еще один новодел - дракона/демона с мороженым.

@настроение: фото Саламанки: vlarin.livejournal.com/

@темы: клипы/ролики/передачи, история скульптуры, испанские кладбища, Изобразительное искусство, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), В гостях у La Belle Dame sans Merci, Vanitas

14:27 

Cemitério dos Prazeres, Lisbon

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Полное название этого лиссабонского кладбища — Cemitério dos Prazeres (Семитериу душ Празереш), причем слово «празереш» переводится на русский как «удовольствие». Столь удивительное название кладбищу «удовольствий» досталось от фермы, которая располагалась в этой западной части Лиссабона до 1833 года.
Кладбище Празереш такое старое, что давно уже стало настоящим музеем под открытым небом. Это место захоронения обслуживало аристократическую часть города, где проживали самые богатые лиссабонцы, которые могли себе позволить не экономить на строительстве мавзолея или склепа.
Причем власти Лиссабона не ставили никаких ограничений, касающихся размеров и архитектуры кладбищенских строений. В результате кладбище Празереш превратилось в настоящий город, с улочками и многочисленными «домами»-склепами.
Особенно интересно, что в двери многих мавзолеев и склепов есть открытые окошки, так что любой желающий может заглянуть внутрь, чтобы разглядеть убранство и вещи, оставленные родными на гробе близкого человека. Мрачную, мистическую атмосферу кладбища Празереш лучше всего можно оценить на закате, когда игра теней на высоких склепах и всевозможных скульптурах может по-настоящему испугать.
Интересно, что примерно раз в год мэрия Лиссабона проводит ревизию захоронений и выставляет склепы, за которыми никто не ухаживал в течение 15 лет, на продажу. Цена такой «недвижимости» может достигать нескольких десятков тысяч евро — кладбище Празереш по-прежнему остается весьма престижным. Вход на кладбище свободный, здесь работает вполне современное кафе. ©

@темы: португальские кладбища

14:10 

Два еврейских кладбища

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

The Beth Haim of Ouderkerk aan de Amstel

Бет Хаим оф Аудеркерк ан-де-Амстел – это старейшее еврейское кладбище в Нидерландах. Эта территория была приобретена для использования в качестве погребения еврейской общиной Амстердама в 1614 году у деревни Аудеркерк ан-де-Амстел.
Помимо своей богатой истории и солидного возраста кладбище интересно тем, что все надгробия имеют надписи на трех языках - португальском, голландском и иврите. На многих памятниках высечены сюжеты из жизни захороненных здесь людей.
На территории Бет-Хаим похоронены такие известные люди, как раввин Менаше Бен Израиль, друг знаменитого художника Рембрандта ван Рейн, доктор Элиягу Монталто, личный врач Марии Медичи, марокканский дипломат Самуэль Паллач, раввин Дэвид Пардо, родители философа Баруха Спинозы и т.д.
© rutraveller.ru Большой сэт на flickr.com


Перенесемся через океан...

Кюрасао, Нидерландские Антилы, Карибское море

@темы: Haunted, нидерландские кладбища, древние захоронения, еврейские кладбища, загадки и мистика некрополей, кладбища экзотических островов, поверья и приметы, погребальные сооружения

16:10 

Крипта монастыря Лорета, Прага

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


В 2011 году в крипте для благодетелей, находящейся в пражском монастыре капуцинов под костелом Лореты, были обнаружены ценные фрески, созданные в XVII столетии. В них преобладают мотивы смерти и воскрешения - аллегории времени, символы бренности и скоротечности человеческого бытия - Ars Moriendi. Автор настенных росписей – скорее всего, капуцинский монах, работал по заказу покровительницы Лоретанского костела того времени, графини Коловрат.

Подробнее о фресках в интервью радио Прага рассказал представитель ордена капуцинов Томаш Працны:
- Эта гробница относительно небольшая. Ее размер 6 на 8 метров. Образцом для отдельных фресок послужили графические листы фламандских и голландских мастеров. Когда мы год назад вошли в склеп с целью его измерить, чтобы выяснить, каково его техническое состояние, настенные рисунки нас поразили. Первое, что мы увидели, было «Воскрешение Лазаря». Позже мы выяснили, что в качестве образца для этой картины был использован графический лист Рембрандта. Есть среди фресок и сцены, навевающие мысли о недолговечности человеческой жизни, например, ребенок, пускающий мыльные пузыри и тому подобное.

The Struggle of Men and Animals against Death and Time, circle of David Vinckboons
Boëtius Adamsz. Bolswert after David Vinckboons, 1610, British Museum
Hendrick Goltzius, Homo Bulla, 1594, Rijksmuseum

Художественный уровень фресок весьма высок. Выполнены они в технике, известной как «chiaroscuro» (светотень), лишь в оттенках черного и серого цветов. А что касается «Воскрешения Лазаря», самого известного офорта Рембрандта, вдохновлявшего ряд художников на протяжении многих столетий до Ван Гога, лоретанская фреска, помимо прочего, исключительна тем, что является очень ранней реакцией на произведение Рембрандта, и возникла еще при его жизни.
- Удалось ли выяснить, когда пражские лоретанские фрески были созданы и кто является их автором?
- Автор неизвестен. Фрески были скорее всего созданы примерно в 1660 году, в тот период, когда гробница была построена под часовней Рождения Господня, которая некогда стояла на месте сегодняшнего костела.
- Вход для посетителей в гробницу, учитывая ее небольшой размер, вряд ли будет открыт?
- К сожалению, доступ в крипту действительно не может быть открыт. Там лишь один вход. Более того – отдельные фрески, видимо, могли бы очень пострадать от этого. В течение столетий, когда гробница не открывалась, в крипте образовался особый микроклимат, который нарушался бы с каждым открытием склепа.

Экспонаты выставки при монастыре:

Мы точно не можем сказать о работе выставки и является ли она постоянной. Как найдем точную информацию - напишем.
Она проходила с 4 мая по 30 Ноябрь 2012. Выставка проходила под названием Ars moriendi-Loretánské krypty, то есть искусство хорошей смерти. Был обнаружен склеп с хорошо сохранившимися фресками. Так как сам склеп на обозрение всеобщее не выставляется (в течение столетий, когда гробница не открывалась, в крипте образовался особый микроклимат, который нарушался бы с каждым открытием склепа) , то была создана копия склепа и можно заходить и фотографировать(естественно я купил разрешение на фотографирование в монастыре), но снимать видео нельзя.
Также в экспозиции можно было увидеть, например, расписную крышку гроба барона Тринка, который похоронен в монастыре в Брно, часть экспозиции посвящена брату капуцинского монастыря Валериану Магнии. Есть там также портреты и гербы представителей дворянского рода Лобковиц, которые захоронены в гробнице в Лорете, то есть, под Святой Хижиной, а также экспонаты из Лоретанского клада, например, кресты, содержащие реликвии и погребальные ткани, которые были закрыты в хранилище.
©

@настроение: Все снимки найдены в Интернете: flickr, Livejournal и другие сайты

@темы: Триумф Смерти, погребальные сооружения, древние захоронения, Изобразительное искусство, Vanitas, чешские кладбища/Кладбища Праги

15:03 

Old german cemetery, Sighisoara

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Старинное Немецкое Кладбище Сигишоары. Здесь еще сохранились могилы, датированные 13-14 веками..
Кроме того оно просто очень живописно. Кладбище расположено на склонах холма за церковью, густо поросло прохладным лесом, в котором даже днем, кажется, прячутся еще клочки тумана...
©

Однажды Сигишоару захватили турки, и их предводитель, турецкий султан, въехал победоносно в город на слоне. Но ополченцы, ненавидевшие захватчиков, выследили место стоянки турецкого султана, забрались на часовую башню, так как с неё было очень удобно целиться, и пустили в ненавистного турка несколько десятков стрел. А когда слон стал громко трубить над телом хозяина, прикончили и его. Затем вывезли тело султана, и его верного слона на кладбище, что было совсем нелегко, учитывая возможности техники средневековья, и закопали.
Местные жители говорят, что где-то на кладбище, до сих пор, находятся их могилы.
из Интернета


@темы: древние захоронения, загадки и мистика некрополей, румынские кладбища

14:29 

Необычные статуи (не кладбища)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Скульптура "Корабль дураков", Нюрнберг

Скульптура «Корабль дураков» была создана в 1984-1987 г.г. известным немецким скульптором Юргеном Вербером Jürgen Weber, автором фонтана «Супружеская карусель», который был создан в 1984 году и установлен на Людвигплац около выхода из метро Лоренцкирхе.
Эта неоднозначная скульптура была создана по мотивам книги немецкого писателя-гуманиста, доктора права Себастьяна Бранта (1458-1521) «Корабль дураков». По сюжету книги, написанной в 1494 году, команда глупцов грузится на корабль, намереваясь уплыть в Страну глупости, называемую Наррагония, или дурацкий рай.
Бронзовая скульптура высотой 3,60 м навеяна метафорами книги средневекового автора и серией гравюр, созданных по мотивам этой книги великим немецким живописцем и графиком Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer, 1471-1528), и изображает лодку с выразительными скульптурными формами Адама и Евы, изгнанными из рая, а вместе с ними ещё несколько аллегоричных персонажей.
Скульптура была отлита в двух экземплярах. Один экземпляр был установлен в немецком городе Хамельн; второй был показан на художественной выставке, проходившей в Нюрнберге в 1987 году. Эту скульптуру приобрел меценат Курт Клютентретер (1910-2000).
Необычная скульптура была подвергнута критике и вызвала множество споров и смешанных отзывов.
В 1990 году в мастерской автора скульптуры «Корабль дураков» Юргена Вербера была сделана чаша для бассейна, с тем, чтобы из скульптуры создать фонтан. Создание бассейна и обеспечение водоснабжения проспонсировал также Курт Клютентретер. Но Городской совет по культуре отклонил это предложение. (с) turizm.ru

Фонтан "Супружеская карусель", Нюрнберг


Скульптура "Обезьяна, созерцающая череп" была создана немецким скульптором Хьюго Рейнгольдом (Hugo Rheinhold, 1853-1900). Её бронзовая копия долгие годы стояла на письменном столе в кабинете В.И. Ленина в Кремле.
В наше время увеличенная копия этой скульптуры украсила парк г.Санья на о. Хайнань.
Скульптура, видимо, изображает один из вариантов будущего нашей цивилизации. Восседая на толстых томах о происхождении видов, вызывающих сегодня скептическое отношение, и держа в руке (ноге) циркуль, «учёный муж» пытается понять, что же это за «доисторический» вид, чей череп он изучает...


-Другие скульптуры-


Buddha Park, Nong Khai, Northeast Thailand
+Больше парка+

Sala Keoku — это название Будда парка в городке Нонг Кхай, который находится в нескольких километрах от лаосской границы. Его создателем был мистик и один из религиозных лидеров того времени Бунлыа Сулитат. Он работал над ним с 1978 года до того момента, когда был вынужден прекратить свою деятельность из-за возникших проблем со здоровьем, в виде психического заболевания. С тех пор прошло уже 30 лет но этот парк и скульптуры Сулилата все также будоражат воображение посетителей. (с)nashthai.ru


запись создана: 22.01.2015 в 09:31

@настроение: Пост будет обновляться по мере нахождения интересных объектов

@темы: В гостях у La Belle Dame sans Merci, история скульптуры

14:59 

Kerepesi temető

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:


Самое известное кладбище Венгрии было основано за городской чертой в 1847 году, первых похороны состоялись через два года после его открытия в 1849 году. После выхода закона, запрещающего захоронения при городских церквях, кладбище стало прогнозируемо расширяться. Сейчас Керепеши - это один из самых больших национальных пантеонов в Европе и самый большой парк скульптуры под открытым небом. Здесь нашли свое последнее пристанище выдающиеся венгерские политики, писатели, скульпторы, композиторы, ученые, актеры. До 1940-х сюда переносили могилы знаменитых людей с других кладбищ (например, поэт Аттила Йожеф был перезахоронен здесь в четвертый и последний раз).
Около ста фотографий

Это так называемые Аркады, построенные в 1908–1911, - стиль заимствован у итальянских кладбищ. Впрочем, у итальянцев взяли не только это.

Около 30 фотографий



@темы: венгерские кладбища

14:52 

Цомпантли - стена черепов

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Реконструкция

Цомпантли или стена черепов — тип деревянной стойки или частокола, существование которого подтверждено в документальных источниках ряда мезоамериканских цивилизаций. Использовался для публичного выставления на показ человеческих черепов, как правило — военнопленных или жертв жертвоприношений.
Название идёт из классического языка ацтеков науатль, однако оно также широко применяется для аналогичных структур, представленных у других цивилизаций. Его точное происхождение не определено, но общая трактовка — «стойка черепов» или «стена черепов». Её можно проследить сравнив слова науатля «цонтекоматль» (аст. tzontecomatl) («череп» от цонтли или цом — «волосы», «скальп», а также текоматль «тыква» или «вместилище»), в сочетании с памитль («символ»). Этот вывод призван объяснить описания в нескольких кодексах, которые ассоциируются с этими символами; однако Фрэнсис Карттунен предположил, что пантли означает просто «ряд» или «стена».
***
читать дальше

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, кладбища Южной и Центральной Америки, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

16:45 

Фрезер "Золотая ветвь. Исследование магии и религии" (отрывки)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Джеймс Джордж Фрэзер (Фрезер, Фрейзер) (Sir James George Frazer; 1 января 1854, Глазго, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж) — британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии, внёсший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества. Автор 12-томного труда «Золотая ветвь» («The Golden Bough»), систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов.

-Умерщвление духа дерева. Изгнание Смерти-

-Изгнание владычицы мертвых у эскимосов-


@темы: обряды и традиции, Тени смерти, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Библиотека Вампира с Хайгейта

14:53 

Калуга: Пятницкое кладбище

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Пятницкое кладбище — кладбище в центральной части города Калуга, находится по адресу: город Калуга, улица Труда 1а. На территории кладбища находится «Мемориал Героям Великой Отечественной войны».
Парк-некрополь «Пятницкое кладбище» в городе Калуга было открыто сравнительно недавно — в 1780 году. Ранее на этом месте было большое количество приходских кладбищ, можно сказать при каждом из 46 храмов Калуги. Новое кладбище располагалось на земляном валу, который проходил по сегодняшним улицам Баррикад и Труда, располагающимся в северной части города. Кладбище огорожено кирпичной оградой, его общая площадь составляет 23 Га. В далеком 1785 году на территории кладбища возвышался храм имени Петра и Павла. Придел этой церкви был освящен во имя Параскевы-Пятницы, отсюда и появилось название кладбища. Шли годы. Кладбище насчитывает несколько веков, за это время на его территории было похоронено очень большое количество жителей города. Рядом располагается (и примыкает) еще одно кладбище -«Воинское кладбище». На нем захоронено более четырех тысяч человек, которые погибли в битвах на полях Великой Отечественной войны. Кладбище сохранило старинные памятники, произведенные из мрамора, гранита, песчаника. Эти памятники имеют большую как архитектурную, так и историческую ценность.


Известные люди, похороненные на кладбище

-Заметка-

-Легенда о Лидочке-

К сожалению, нам не удалось разыскать этот памятник. Без особых ориентиров и в летнее время это сделать практически невозможно, поэтому мы не знаем, в каком он сейчас виде. Если нас читают жители Калуги, то просим подсказать, в каком она углу кладбища.
В мае-июне на кладбище царит буйство ароматов: дикая роза, жасмин и другие цветы.

Калужане верят в привидения и боятся старую ведьму



От себя добавим одно интересное надгробие: Встаньте напротив дверей церкви, потом сверните направо и чуть пройдите вдоль стены. По левую руку будет небольшое прямоугольной надгробие. В солнечную погоду оно играет синими всполохами - памятник сделан из камня лабрадорит, который славится своей иризацией.
Крайний маленький памятник

@темы: российские кладбища, история скульптуры, загадки и мистика некрополей, Haunted

17:56 

Париж: Крипта мучеников сентября (Tombes et Sepultures)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Мученики сентября (фр. Martyrs de Septembre, также фр. Martyrs des Carmes — мученики монастыря кармелитов) — группа католических блаженных мучеников, пострадавших 2—3 сентября 1792 года в ходе массовых расправ, учинённых в ходе Французской революции 1789—1794 гг. К этой группе относится 191 человек, в том числе 3 епископа, 127 секулярных (не монашествующих) священника (в том числе 86 — Парижского архидиоцеза), 56 монашествующих и 5 мирян. Основная часть из них содержалась и была убита в тюрьме, в которую был превращен монастырь кармелитов на территории современного VI округа Парижа, другие — в тюрьме при аббатстве Сен-Жермен, семинарии Сен-Фирмен и тюрьме Ля-Форс.
Причина, по которой эти лица были подвергнуты преследованиям, состояла в неприятии ими гражданского устройства духовенства, переподчинявшего его светским властям, и отказ присягнуть на верность революционной конституции.

Крипта располагается под церковью St. Joseph des Carmes. Здесь можно найти останки не только священнослужителей, но и обычных граждан.


@темы: клипы/ролики/передачи, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, Некрополи Парижа

14:36 

Забытые тайны мордовских погостов

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir



Знания русского народа об этносах: эрзе, мокше и полностью исчезнувших мордве-терюханах, - издревле проживавших на территории Нижегородского края, достаточно ограничены. В частности, интересен самый древний из ритуалов – мордовский погребальный обряд. И хотя в настоящее время точная семантика и смысл его по больше мере утрачены навсегда, о нем наш сегодняшний рассказ.

На кладбище не гуляй –мертвец за пятку схватит
У всех финно-угорских народов отношение к кладбищу, погребальным и поминальным обрядам было всегда значимым. Смерть представлялась переходом в иной мир. Именно поэтому кладбища у поволжских финнов – мордвы, так же как и у марийцев, пользовались особым почитанием. На их территории, в частности, нельзя было косить сено, собирать ягоды и грибы, рубить деревья на дрова. К тому же те из живых, кто не оказывал своевременного почтения умершим предкам и не просил у них должного совета, могли накликать на себя беду: считалось, что усопшие родственники могли не только помогать живым, но и наказывать их, насылать различные напасти.
Во время решения общественных или семейных споров, стихийных бедствий, болезни члена родового коллектива, а также при начинании какого-либо семейного или родового дела, включая общественные моления и свадьбы, живые родственники обращались к умершим предкам, советовались с ними, просили их о помощи. По архаичным верованиям мордвы, умершие, живущие в тоначинь веле (в потусторонней деревне), могли не только общаться со своими живыми сородичами, но и влиять на природные явления, способствовать хорошему урожаю, а также общаться с добрыми и злыми силами – мифологическими существами – с целью побуждения последних влиять на судьбы людей. В частности, в селе Суроватиха Дальнеконстантиновского района в конце XIX – начале ХХ века обращения живых к умершим предкам было обязательным среди терюшевской мордвы.
Вы не поверите, но иногда мордва просила совета уснув на могиле. Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин или мокшанин шел ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль). Придя на место, он ложился ничком на могилу отца или деда и старался заснуть, дабы увидеть сон. Таким образом, он надеялся получить от предков совет насчeт поведения в той или иной тяжелой или необычной ситуации, а также узнать их мнение относительно успеха планируемого дела. Старики всегда старались поступать согласно этим рекомендациям.
«Похороните меня стоя»

@темы: Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), атрибуты погребения и похорон, обряды и традиции, поверья и приметы, погребальные сооружения

13:05 

Финские художники

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Паучишко:
-Аксели Галлен-Каллела-

Аксели Вальдемар Галле́н-Ка́ллела (фин. Akseli Gallen-Kallela; 26 апреля 1865, Пори, Великое княжество Финляндское — 7 марта 1931, Стокгольм, Швеция) — финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале.
Многие произведения Аксели Галлена-Каллелы навсегда вошли в золотой фонд современного финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и явился. Диапазон его творческих интересов и влечений был практически безграничен: Галлен-Каллела работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров.
Вдохновение же художник искал в самых незаурядных местах, что стало причиной множества сплетен. На художника можно было наткнуться, например, в свежевырытой могиле. Он там лежал, углубившись в свои мысли и покуривая сигару.

«The Lovers»
1906-1917


-Hugo Simberg-


Oscar Parviainen
(1880-1938)




+Альбом+





Жизнь и смерть от финского художника-аутсайдера Вильо Густафсона (1927-1994)

Работы Густафсона были скорее исследованием его собственного разума, подсознания, своеобразной терапией души, и не предназначались для широкой публики. Искусство для него являлось способом облегчить свое состояние, воплотить на холсте страдания жизни и смерти, этот хрупкий баланс, двойственность, противопоставляя черные, мрачные оттенками смерти ярким, контрастным цветам жизни.
Обратите внимание на первую картину: в холодном северном лесу скелет пытается согреться у костра, который, однако, разведен не на бревнах, а на черепах, которые все же отдают свет и тепло. Густафсон считал, что "смерть делает важное дело - трансформирует смерть в жизнь. Эту тёмную сторону жизни можно считать её же целью".
запись создана: 06.08.2011 в 14:41

@темы: Изобразительное искусство

19:07 

Следы древних некрополей Москвы. Часть II

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Древние надгробия и закладные плиты
Уже рассказали о древних некрополях столицы и монастырских кладбищах. Поэтому сегодня мы поговорим о маленьких объектах: одинокие могилы или сохранившиеся памятники. Пост будем стараться обновлять по мере поступления информации.
Храм преподобного Сергия в Крапивниках, 1591

В XVI—XVIII веках князья Ухтомские погребались в церкви Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. На северной внешней стене придела Преподобного Серафима находятся четыре поминальные каменные плиты с погребальными надписями рода Ухтомских.
В издании «Московский Некрополь» (1907–1908), составленном В.И. Саитовым и Б.Л. Модзалевским, указывается, что в XVI–XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сих пор под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Ухтомских Сергиевского храма чудом сохранился.
До сего дня на северной стене придела преподобного Серафима можно видеть четыре каменных плиты, на самой левой из которых можно разобрать часть надписи: «… княгиня Ухтомская». Возможно, это и есть плита, упомянутая в «Московском Некрополе»: «Ухтомская княгиня… Федоровна преставилась 29 декабря 1688 года, жена стольника князя Ивана Юрьевича Ухтомского».
Надпись на другой плите сохранилась полностью: «Лета от сотворения мира 7219, от Рождества Христова 1711, октября в 1-й день, на память Покрова Пресвятыя Богородицы, преставися раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, капитана лейб-гвардии Семеновскаго полку князя Феодора жена Ивановича Дашкова».
Далее расположена плита, похожая по материалу и стилю надписи на предыдущую. На ней утрачены дата преставления и имя усопшей 83-летней вдовы Михаила Челищева. Рядом с ней - плита с надписью: «…преставия раб Божий стольник Михаил Борисович Челищев и погребен бысть против сей таблицы».
Это также чудом уцелевшие надгробные плиты от старого церковного кладбища. Надгробные плиты и памятники находятся с северной стороны церкви. По моим предположениям, вот это желтая невысокое сооружение, на втором плане, и является входом-доступом в усыпальницу Ухтомских, расположенную в южной части храма, под юго-западным углом трапезной.
В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает «Строельная книга» 1657 года. В ней же написано: «Церковь Сергия Чудотворца деревянная, что у Трубы, а мерою под церковью земли и кладбища в длину 23 сажени, а в другую сторону 17 саженей без трети, поперек 18 сажен без получетверти (примерно 50 х 40 м), и то кладбище тесно, порозжей земли нет… И по Государеву указу к церкви Сергия Чудотворца, что у Трубы, для утеснения старого кладбища взята вновь под кладбище порозжая церковная земля, что перед поповым и дьяконовым двором. Да под новое ж кладбище взято из попова из Игнатьева да из дьяконова Борисова дворов из длинников по пяти сажен из двора на поперечнике через все их дворы. И всего того новоочистного кладбища и с порозжей землей вдоль подле старого кладбища осьмнадцать сажен без получетверти, поперек от старого кладбища семь сажен с третью. И по Государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина, а новоочистное кладбище… огорожено изредка надолбами». ©

-Богоявленский монастырь-

-Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке-

-Древность-

@темы: погребальные сооружения, московские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения

14:47 

Пол Кудунарис в Москве. Исторический момент для сообщества

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Усилиями определенной части основателей нашего сообщества удалось соблазнить профессора и фотографа Пола Кудунариса на поездку в Москву. Визит был кратковременным, поэтому не удалось показать кладбище домашних животных в Куркино и другие вещи, с которыми хотелось бы его познакомить.
Но главная цель приезда была все-таки достигнута: гость сделал снимки желанных Белки и Стрелки (спасибо пресс-службе Музея Космонавтики за понимание и ожидание). Довеском были памятники Лайке (на Динамо) и Мальчику (на Менделеевской).
На память о России вручили альбом о кошках в Эрмитаже. Как обожателю этих животных и с намеком на возвращение уже в Санкт-Петербург (эх, когда-нибудь).
Профессор за работой:

И, конечно, главный сюрприз для наших читателей, о котором ваши модераторы и админы страстно мечтали уже давно: видео-приветствие от этого крутого чувака :).
Просим прощения за освещение (ничего нельзя было сделать) и за некоторую криворукость оператора.


@темы: клипы/ролики/передачи, администраторское

17:43 

Польша

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:
Шалеюв Дольны

Историческая справка.
Нижняя Силезия (польск. Dolny Śląsk) — часть исторической области Силезия, расположенная на юго-западе Польши. Исторически одно из сильнейших польских государств находилось последовательно под Чехией, Австрией, Пруссией и Германией. По результатам Второй мировой войны в 1945 году территории к востоку от Нейсе были переданы Польше. Немецкое население было выселено с территории Нижней Силезии, началось заселение поляками, прибывающими преимущественно из Западной Белоруссии и с Западной Украины, включённых в состав СССР в 1939 году.


Это дольный Шалеюв, есть еще и горный, но мы там не были, ибо нет там ничего интересного.

Церковь, кладбище и дворец

Витошув Дольны

Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии в Витошуве Дольном была основана еще в 1268 году, а затем многократно перестраивалась. Современный вид приняла в 1846 году.

читать дальше

@темы: польские кладбища

18:05 

Le cimetière de Louyat, Limoges, 1806

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Город Лимож является мировым центром по производству французского фарфора.
О существовании особой почвы в Лиможе было известно с 1765 года. Вначале эта потрясающе белая глина, найденная в поместье доктора Дарнет в Сэйнт-Ируа-Ля Перше (Saint-Yrieix-la-Perches) использовалась женой доктора в качестве чудесного очищающего средства. Признание этой глины каолином в 1767 году положило начало производству фарфора в Лиможе. Этот природный материал был назван многими историками «белым золотом» Лиможа. В 1769 году Мануфактура Севр представила ко двору короля Людовика XV первые изделия из твёрдого фарфора. И уже в 1772 году Королевская Лиможская Мануфактура открыла свои двери.
Лиможский фарфор всегда относился к наиболее востребованным высококачественным и дорогим товарам. Если твёрдый фарфор, производимый в Германии, всегда ценился и ценится прежде всего за сильную художественную школу, то Лимож всегда славился именно технологиями, его отличают необыкновенная белизна основы и яркость росписи.


Лиможский фарфор можно найти и на местном кладбище.


@темы: Изобразительное искусство, французские кладбища

18:05 

Музей Егорьевска и тема смерти в провинциальном искусстве

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Мы отправились в Егорьевск, чтобы полюбоваться на "готический Хогвартс" и старую ограду бывшего острога.
До отправки автобуса на Коломну оставалось много времени. Было решено потратить его на местный музей, который хвалят в различных отчетах о путешествиях в Егорьевск.
Егорьевский музей имеет два отдела в разных зданиях: художественный и краеведческий. Мы были только в первом.

Музей в Егорьевске был создан в 1911 г. по инициативе и на средства местного текстильного фабриканта и мецената Михаила Никифоровича Бардыгина. Первоначально музей размещался в здании фабричной библиотеки, после революции 1917 г. не имел собственного здания.
С 1946 г. Егорьевский краеведческий музей находился в доме купца Кулакова (ныне отдел истории ЕИХМ). В 1989 г. для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк в центре города (памятник архитектуры XIX в.). Десять лет длилась реставрация и приспособление здания под музей, подготовка коллекций к экспонированию. 25 сентября 1999 г. художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея (с 1992 г.) открыл свои двери для посетителей. © egmuseum.ru

Как вы представляете музей в городке Подмосковья? Пару залов в советском интерьере. Художественный музей Егорьевска совершенно не такой. Современный на двух этажах и с большим количеством интерактивных примочек (есть почти в каждом зале). Для детей - сплошное удовольствие, но, признаться честно, ваши админы тоже получили большое удовольствие от знакомства с ними. Поющая старообрядческая книга, викторина с угадыванием предназначения старинных предметов, управление подсветкой коллекции стекла, получения предсказания от юродивого Корейши и многое другое.
Но если бы все заканчивалось только этим, то пост обосновался бы в личном дневнике автора.
В музее можно найти достаточно экспонатов в духе нашего сообщества. На этом месте мы предоставляем слово самому музею.

Материал взят из книги «Егорьевские диковины. Сокровища, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея».


Скачать весь альбом можно на сайте музея и так. Там еще много интересных вещей (например иконы, где дьявол только и делает, что пьет воду).


Тема смерти в русском провинциальном искусстве конца XVIII – первой половины XIX вв.


Тема смерти является одной из ключевых в мировой культуре. Основная задача искусства, связанного с обрядами погребения, – увековечивание образов ушедших людей в материальных объектах: скульптуре, портрете или поэтической эпитафии. Таким образом, искусство выполняет роль посредника между физическим и метафизическим. Суеверное избегание темы смерти в обиходе придает ей, как всему непознанному, особую привлекательность. Для большинства людей смерть по-прежнему загадочна, пугающа и притягательна одновременно, потому что философский аспект этой темы до сих пор не раскрыт в полной мере.
Темы смерти, потустороннего мира, рая и ада, страшного суда получили максимальное развитие в средневековой культуре, когда в Западной Европе возник даже особый жанр изобразительного искусства, называемый «пляска смерти» или danse macabre. Жанр этот появился из массовых театрализованных мистерий. Пляски смерти разыгрывались в дни поминовения усопших, представляя собой процессии, где играющая на музыкальных инструментах смерть вела за собой хоровод людей разных сословий.
читать дальше


Пословица "Змея хоть умирает, а зелье все хватает"
читать дальше

"Аника-воин и Смерть"

-О чем-

"Как мыши кота хоронили"

-О чем-

@темы: история скульптуры, Тени смерти, Изобразительное искусство, В гостях у La Belle Dame sans Merci, Библиотека Вампира с Хайгейта

15:15 

Тимирязевский парк, Москва

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Тимирязевский парк (Парк МСХА им. К. А. Тимирязева) — лесопарк на севере Москвы. Расположен в Тимирязевском районе Северного административного округа. Площадь парка — 232 га.
История парка насчитывает несколько столетий. В XVI веке здесь находилось село Семчино, позднее переименованное в Петровско-Разумовское. В XVII веке село принадлежало К. П. Нарышкину, деду Петра I. Известно, что Пётр тоже бывал в парке и лично посадил несколько дубов.
В 1865 году на этих землях была основана Петровская земледельческая и лесная академия. Организацией Лесной опытной дачи занялся известный лесовод А. Р. Варгас-де-Бедемар. Под его руководством лесной массив был поделён просеками на 14 кварталов. С тех пор в парке в научных целях ежегодно высаживалось множество различных деревьев.


На территории парк встречаются различные захоронения. Самое известное - Тимирязевское кладбище. Располагается оно почти у самого входа в парк со стороны Пасечной улицы.

Это одно из самых маленьких кладбищ в Москве. Занимаемая им площадь составляет всего 0,5 гектара.
Тимирязевское кладбище основано в 1941 году в парке находящемся на территории Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Кладбище задумывалось как небольшой некрополь для захоронения профессоров академии. Считается, что основано оно в годы войны, когда в Академии располагался госпиталь, но есть захоронения отмеченные ранее 1941 г. - либо их перенесли откуда-то, либо дата основания кладбища указана неверно.
На Тимирязевском кладбище расположен мемориал памяти погибшим сотрудникам академии, преподавателям и студентам, ставшим жертвами борьбы с фашизмом. Мемориал включает в себя фигурный барельеф и стелу, на которой перечислены имена погибших.
На небольшой территории Тимирязевского кладбища похоронено всего около трех десятков человек, в основном профессоров академии.

-Имена-
Комментарий от местного жителя: "Лет двадцать назад позади этого, тогда еще необустроенного кладбища, стояла табличка, что здесь похоронены воины и медперсонал, умершие в госпитале, расположенном в ТСХА. Сейчас этого ничего нет, но за кладбищем несколько могильных холмиков без всякого обозначения. "

Если заходить в парк со стороны ул. Вучетича, то можно набрести на Тропу юного лесовода. К сожалению, в наш последний визит побывать лесоводами не получилось из-за отсутствия информационных указателей на объекты (наверное, не дошли или плохо смотрели), а вот могилы встретились почти в самом начале тропы.

Участок с могилой В. Р. Вильямса.

Васи́лий Ро́бертович Ви́льямс (27 сентября (9 октября) 1863, Москва — 11 ноября 1939, Москва) — русский и советский почвовед-агроном, академик Академии наук СССР (1931), АН БССР (1929), ВАСХНИЛ (1935). Один из основоположников агрономического почвоведения.
11 ноября 1939 г. Василий Робертович Вильямс умер. Похоронен в дендрологическом саду парка Тимирязевской сельскохозяйственной академии, на территории которой он прожил свыше пятидесяти лет.

Могила Г. М. Турского

Георгий Митрофанович Турский (1870—1926) — русский лесовод, профессор.

Вместе с кладбищем академиков часто упоминают о стихийном кладбище домашних животных. Захоронения тянутся на участке вдоль стены от станции Гражданская мимо входа с Новой Ипатовки и до Большого пруда. К еще большему сожалению, в буйстве майской зелени обнаружить холмики не удалось, но фотографии от весны 2015г. подтверждают его наличие.

Снимки осень 2014г.

Наше хранилище

@темы: московские кладбища, кладбище домашних животных

главная