Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
15:27 

Вильгельм Александрович Котарбинский

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Мы столько заливаем картин в нашей группе, а сюда почти ничего и не доходит. Начнем восстанавливать равновесие.

Вильгельм Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский, польск. Wilhelm Kotarbiński, 30 ноября 1848 — 4 сентября 1921) — яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров; двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.
Родился в c. Неборов Варшавской губернии. Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание «Первого Римского рисовальщика». Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль за картину «Вулкан приковывает Прометея к скале». За исполнение другой программы («Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы») признан классным художником 1-й степени.
Долго жил в Риме. С 1880-х гг. жил и работал в Киеве. Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.
Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве, где создал ряд композиций, среди них «Преображение Господне» и написанные совместно с Павлом Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Распятие», «Суд Пилата». Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком».
В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).
Автор ряда крупных станковых полотен («Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и др.) Большая его картина «Римская оргия» находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Умер в Киеве. Похоронен на киевском Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища; могила — слева от аллеи. © Википедия



-Статья из журнала "Антиквар" #86-


После смерти


Несение урны


@темы: Изобразительное искусство

13:26 

Моника Блэк "Смерть в Берлине" (отрывок)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Взято с сайта gefter.ru
От редакции: С любезного разрешения издательства «НЛО» мы публикуем отрывок из недавно вышедшей книги американского историка Моники Блэк «Смерть в Берлине: от Веймарской республики до разделенной Германии» (М.: Новое литературное обозрение, 2015).

До сих пор мы рассматривали смерть в Восточном Берлине в основном в ее связи с погибшими в войну и их коммеморацией, а также в связи с социальными, политическими и психологическими эффектами продолжающегося отсутствия пропавших. Теперь я хотела бы обратить внимание на то, как в результате попытки построить социалистическое общество в Восточном Берлине возникло желание трансформировать определенные практики смерти или же стимулировать усвоение этих практик. После 1949 года для многих чиновников ГДР одной из важных задач, связанных с установлением социализма, стало возрождение «обобществленного» погребения, то есть превращение его в социальную помощь и передача его под ответственность муниципалитетов. Как мы знаем из предыдущих глав, в Германии на протяжении десятилетий этого добивались левые политики. Реформаторы периода Веймарской республики часто выражали желание защитить погребение от коммерциализации, от якобы недобросовестных владельцев похоронных бюро, продавцов гробов и изготовителей надгробий, для которых смерть — бизнес, подобный любому другому; они полагали, что подлинно социалистическое общество обязано обеспечивать его членам социальную защиту буквально от колыбели до могилы.

Кроме того, восточноберлинские реформаторы надеялись содействовать рационализации различных аспектов обращения с умершими. Они поддерживали кремацию как более эстетичную, гигиеничную и экономичную альтернативу традиционному погребению; они хотели сделать кладбища городской собственностью, забрать их у церквей, из санитарных соображений перенести их на окраины и эстетически усовершенствовать — чтобы они выражали полное социальное равенство. В своем обращении с умершими немцы давно соединяли моральные, социальные и эстетические соображения; однако реформаторы погребения в ГДР считали, что новые «политико-экономические отношения, возникшие с падением нацистского режима», требуют, чтобы государство взяло погребение под свой контроль и изменило существующие взгляды на него [1]. В этом смысле выведение погребения из сферы якобы капиталистических интересов и помещение его под государственную ответственность должны были создать дистанцию между Восточной Германией и ее фашистским прошлым.

читать дальше

@темы: немецкие кладбища, атрибуты погребения и похорон, Тени смерти, Библиотека Вампира с Хайгейта

20:11 

The Song of the Sea (2014)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Иногда появляется что-то настолько красивое, что хочется немного отступить от заданной тематики и обязательно порекомедовать для ознакомления. Мы любим предания и легенды, любим Ирландию и творчество Томма Мура, поэтому просто не могли обойти вниманием его новое детище - "Песнь моря". К тому же мультфильм замечательно вписывается в наш немного оффтопный тэг "кино-хэллоуин".
Сюжет повествует о последней «селки», которая может перевоплощаться из тюленя в человека, и ее путешествии к морю.
"Тайна Келлс" в свое время поражала фантазией и уровнем анимации. Удивительно, но "Песнь" получилась еще красивее. И здесь более четкий сюжет.
К слову, в моменте с автобусом присутствует милая пасхалка :)



Справочник:
Селки - в фольклоре Великобритании морские существа, родичи шотландских роанов. Они также плавают и обличье тюленей и сбрасывают шкуру, выходя на сушу. Они очень добры, но в отличие от ровной жестоко мстят за обиды. Насылают штормы, переворачивают рыбачьи лодки, рвут сети и выпускают на волю рыбу. Чтобы позвать такое существо, нужно во время прилива сесть на камень у воды и уронить в море семь слезинок.

Маха - в кельтской мифологии - свирепая и воинствующая богиня, сопровождавшая Морриган и Нуаду в битвах с фоморами, на ряду с другими такими же богинями. К тому же она считалась персонификацией самой битвы. Нередко по этой причине ей приносились кровавые жертвы. На ряду с другими такими же богинями. воительницами, Фи, Нимэйн и Бадб, вдохновляли воинов на новые подвиги. Брайан Бору выступил в 1014 году против норвежцев, приводит жестокую картину событий, происходящих, по верованиям гэлов, в мире духов, когда шум битвы начинал утихать и кровь воинов лилась рекой. «И тут появилась дикая, неистовая, кровожадная, злобная, мстительная, неумолимая, мрачная, воинственная, жестокая Бадб, с дикими воплями носившаяся у них над головами. За ней явились сатиры, и духи, и эльфы, и призраки долин, и всяческие колдуны и оборотни, и отвратительные демоны земли и воздуха, и дьявольские привидения; все они взывали к воинам, призывая их собрать все свое мужество и сразиться с ними. Когда же битва окончилась, они принялись бродить среди павших воинов; отрубая головы убитых, они называли их «урожаем Махи, отдавая после битвы этот "урожай" в дар». В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Нимэйн превратились в банши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве. Википедия

@темы: кино-хэллоуин

17:55 

Сканы журналов.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Завели новый альбом, где будем выкладывать журнальные/газетные вырезки и статьи из своей коллекции.



-Статьи из журнала "Gothland"-
запись создана: 07.03.2013 в 13:36

@темы: загадки и мистика некрополей, европейские кладбища, венгерские кладбища, Тени смерти, Некрополи Парижа, Лондонские кладбища

18:31 

Кудунарис. Maxim, апрель 2015

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Внезапно подборка скелетов из книги Heavenly Bodies оказалась в свежем выпуске журнала Maxim.
В будущем сделаем сканы.

@темы: Оссуарии, кости, черепа, скелеты, новостная лента

18:48 

Могила Люси

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


"Люси лежит в своем фамильном склепе, в роскошном доме смерти, вдали от шумного Лондона, на уединенном кладбище, где воздух свеж, где солнце светит на Хэмстэд Хилл и где на воле растут дикие цветы."
Б. Стокер "Дракула"


Где Стокер похоронил Люси Вестенр? На Хайгейте, - ответят многие. И надо признать, что мы сами публиковали эту версию (автор Филипп Темпл, The Times Literary Supplement, 4 ноября 1983г.). Но вот совсем недавно встретилась информация, что одним из претендентов на место того-самого-кладбища является церковное кладбище St. John-at-Hampstead. Эта версия встречается и в рассказах экскурсоводов по маршруту "Мистический Хэмпстед". Можно было бы принять такой вариант (уж больно люблю этот уютный погост), но любопытство уже проснулось и требовало подтверждений. Поиски оказались плодотворными. И можно смело сказать, что кладбище, описанное в романе "Дракула", определено окончательно.
Почему это не Хайгейт? Во-первых: в те времена этот некрополь уединенностью не отличался. Во-вторых: у кладбища не низкие стены, которые легко перелезть. В-третьих (должно быть первым пунктом): в оригинале написано churchyard, а не cemetery. Есть еще много доводов против, на которых мы не будем останавливаться (вроде времени в пути и описания дороги).
В романе указана деревушка Кингстэд, которой в реальности не существует, но Хэмпстэд соседствует с Кингсбери, а между ними притаилось местечко Хэндон, которое Стокер и зашифровал, используя разные части названий близлежащих мест.
Вот здесь и находится церковное кладбище при St. Mary church.


Ровно без четверти двенадцать мы перелезли через низкую ограду кладбища. Ночь была темна, луна лишь порою выглядывала из-за туч, тянувшихся по небу. Дневник доктора Сьюарда


-Мотивы и вдохновение-


@темы: Лондонские кладбища, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Vampires

14:54 

Хайке Овузу "Символы Африки" (отрывки)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


-Символы племен-

-Восточная Африка (надгробные фигуры и скульптуры)-


Если в племени конзо хоронят героя, то на его могилу кладут камень фаллической формы. Если умерший был героем и к тому же состоятельным человеком, принадлежащим к высокой ступени в системе поколений, то после его погребения изготавливаются деревянные фигуры, олицетворяющие его достижения и заслуги. Фигуры ставятся на могиле и защищаются соломенной крышей. На рисунке приведена одна из таких фигур. Герой изображен в боевой позе с поднятым пенисом. На его высокий ранг указывают характерная прическа, фаллический рог и многочисленные браслеты. Вокруг него расставляются фигуры, изображающие убитых им врагов и хищных зверей, жен. Y них, как правило, нет рук, а у врагов отсутствуют половые органы, так как в племени конзо принято отрезать их у убитых врагов в качестве трофеев. Помимо таких фигур на могилу кладутся камни, которые указывают на количество мертвых.
Такие или похожие надгробные фигуры распространены у бонго в Судане и у мийикендов в Кении. Соседствующие с конзо галла и борана воздвигали на могилах выдолбленные надгробные камни.
-

Самые известные и необычные культовые объекты Мадагаскара — это надгробные столбы племени махафа-ли. Кочевые племена часто сооружали для умерших членов правящих семей огромные гробницы из натуральных камней, похожие на корабли. На платформах таких могил ставилось до 30 надгробных скульптур, которые иногда достигали высоты более двух метров. Скульптуры обычно содержат ряд разных символов в форме круга и полумесяца, изображающие фазы луны. В Африке почитание луны встречается редко и расценивается как пережитки прошлого. Символика передается через орнаменты.
Надгробные скульптуры венчает изображение зверей, чаще всего это антилопы-зебу или птицы, возвращающиеся вечером домой (например утки, изображенные на рисунке). Это должно указывать на то, что умершие видят в могилах свой новый дом.
Надгробные столбы, которые называются ало-ало, должны осуществлять связь с предками. Слово «ало» означает «посредник». В племени махафали ценят посредника, который переводит предков в мир духов, так как контакт с предками помогает лучше понять различные жизненные взаимосвязи и влиять на них.

Из Википедии:
Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на неё пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вместе со ними. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба, — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д.), священные холмы, они почитают лемуров, в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т. д.

Вспомнить об обряде Фамадихана.

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, древние захоронения, африканские кладбища, Библиотека Вампира с Хайгейта

11:32 

Ульяновск, Покровский монастырь/Сквер И.Н. Ульянова

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Территория Покровского мужского монастыря с мемориальным кладбищем "Симбирский некрополь".

Первоначально мужской Покровский монастырь назывался Благовещенским по наименованию деревянной церкви со имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенной с монастырскими зданиями в 1698 г. средствами подъячего Симбирской Приказной палаты Петра Ивановича Муромцева, одного из богатейших симбирских помещиков того времени
В 1720-х годах на средства того же П. И. Муромцева взамен деревянной церкви был возведен каменный Благовещенский собор. К середине XVIII века территория монастыря, преобразованного к тому времени в архирейскую резиденцию образованной в 1832 году Симбирской епархии была застроена каменными и деревянными постройками и окружена каменной оградой общей длиной 266 сажен и высотой в сажень с небольшим.
В конце XVIII века на территории монастыря было открыто кладбище для монашествующих, на котором стали хоронить и наиболее именитых жителей Симбирска. Одними из первых были захоронения строителя собора П.И Муромцева (1728 г.) и его супуги Натальи Семеновны (1730 г). Это кладбище считалось привилегированным, цены за место к концу XIX века достигали 200 рублей, что являлось немалой статьей дохода монастыря.
На территории Покровского монастря были похоронены такие знатные люди как: полковник князь Сергей Алексеевич Трубецкой (4.10.1774 г.), симбирский губернатор князь Сергей Николаевич Хованский (26.03.1817 г.), граф Александр Васильевич Толстой (5.05.1815 г.), граф Василий Андреевич Толстой (8.02.1824 г.), граф Александр Васильевич Толстой (18.01.1839 г.), генерал-лейтенант Николай Дмитриевич Амбразанцев (24.10.1813 г.), генерал-лейтенант Гессен (16.01.1812 г.), генерал от инфантерии Александр Васильевич Обрезков (16.01.1812 г.), генерал-майор, сподвижник А.В. Суворова Петр Никифорович Ивашев (21.11.1838 г.), полковник Филипп Антонович Краевский (27.01.1833 г.), симбирские губернаторы Николай Михайлович Булдаков (11.01.1849 г.) и барон Андрей Петрович Умянцев (7.05.1821 г.), вице-президент Императорской Академии художеств Александр Федорович Лабзин (29.01.1825 г.), губернский предводитель дворянства, ученый-нумизмат и археолог, член Санкт-Петербургской, Парижской, Берлинской и Копенгагенской Академий князь М.П. Баратаев (30.07.1856 г.) и др.
Большинство погребений на кладбище были фамильные, многие из них принадлежали известным в России родам: Ахматовых, князей Баратаевых, Булдаковых, Воейковых, князей Дадиани, Дмитриевых, Долгово-Сабуровых, князей Долгоруких, Ивашевых, Киндяковых, Порошиных, Столыпиных, графов Толстых, князей Трубецких, Тургеневых, князей Ухтомских, князей Хованских, Языковых.
На этом кладбище был похоронен известный в городе блаженный юродивый Андрей Ильич (Огородников), ныне канонизированный Православной церковью.

В 1932 году Покровский монастырь был закрыт, а в 1937 году принято решение и о ликвидации Покровского кладбища, на территории кладбища был разбит парк, надгорбные памятники разбиты, могилы сровнены с землей. Была сохранена только одна могила - директора народных училищ Симбирской губернии, действительного статского советника Ильи Николаевича Ульянова.
В последние годы группа энтузиастов во главе со священником Алексием Скалой установили на территории парка несколько извлеченных из земли уцелевших надгробий - все что осталось от аристократической истории Симбирска. В 2008 г. территория мини-кладбища была обнесена оградой, сделано несколько новых надгробий наболее известных людей, а на часовне Св. Андрея Блаженного установлены памятные доски. ©



-Подробнее о кладбище-

@темы: российские кладбища, исчезнувшие кладбища

15:01 

Pisa

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:
Museo Nazionale di San Matteo



Прекрасная коллекция картин и скульптур с раннего Средневековья до примерно 1500 года. Я сняла несколько надгробий (музей находится в бывшем здании монастыря). Лукообразные предметы - этрусские погребальные урны. Очень итальянцы в средние века любили их использовать для украшения интерьеров.
читать дальше

Cimitero della misericordia di Pisa


читать дальше

@темы: погребальные сооружения, итальянские кладбища, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

12:54 

Мумии народа ло-па

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Когда-то мы перепостили справку о медовом трупе с пометкой, что это явление до сих пор не получило подтверждения. То есть где-то в старой книге есть упоминание, но все это похоже на красочные описания фантастических зверей от Марко Поло.
Вот и к этому посту мы хотели бы сделать такую же пометку. Информация была взята из книги, в которой нашлось место откровенной чепухе.
Поиски ссылок на серьезные источники пока ничего не дали.
Можем сказать только одно: да, такая народность есть. И, да, местность та очень любопытна. Например, женщины в тех краях могут иметь несколько мужей.
И, да, в одной статье была строчка, что в Мустанге очень специфические традиции.

У народности ло-па, проживающей на территории современного Непала, существовало несколько интересных ритуалов, дошедших даже до нашего времени. Один из них – это удивительный, нигде более не известный обычай хоронить мужчин, не оставивших после себя ни дочерей, ни сыновей, вымоченными в очень крепком настое соли и некоторых трав и высушенными на ветру и заключенными в деревянные ритуальные рамы. Эти рамы после тщательной подготовки и совершения различных обрядов замуровывались в стену в самой большой почетной комнате дома мертвеца.
Если после такого ритуала в доме вдруг рождался мальчик, необыкновенную мумию ночью извлекали из стены-саркофага и очень тихо переносили на городской Холм печали, приглашая демонов распоряжаться телом мумии в обмен на здоровье и долголетие новорожденного малыша. Роль демонов, разумеется, играли орлы-стервятники, в большом количестве обитавшие на территории ло-па. Если мумия принадлежала очень знатному члену племени, ее не отдавали на растерзание орлам, а использовали в ритуале излечения больных. Оставляя такие мумии замурованными в стенах, колдуны проводили в этой комнате свои целительные обряды, искренне полагая, что духи умерших мужчин помогают им в их нелегкой работе.
Матюхина Ю. А. "Мировые культы и ритуалы"

@темы: обряды и традиции, мумии

10:04 

Кладбище домашних животных, Москва (Химки/Куркино)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Дабы сделать пару актуальных снимков для профессора Кудунариса, вашего админа понесло на поиски кладбища домашних животных на далеких окраинах Москвы (Куркино/Химки).
Соседствует оно с двумя другими (уже людскими) погостами: Машкинским и Химкинским, куда зайти не удалось, ибо являются они яркими образчиками (поздне)советских кладбищ-гигантов. А туда ноги идут только по печальной необходимости. И даже сделать пару кадров для "коллекции" не кажется весомым аргументом для захода (к слову, из современных московских запомнилось Востряковское, поэтому придется летом вернуться туда и сделать фотоотчет, о котором в первое посещение почему-то не подумалось).
©Статья 2011 года:
Первое официальное кладбище домашних животных открылось в Москве два года назад. С тех пор похороны живности здесь проходят два-три раза в неделю.
Всего же в столице отдают богу душу порядка 200 тысяч домашних любимцев в год. Молитва, крохотный гробик, любимые игрушки, траурный марш - так хоронят москвичи своих четвероногих друзей.
В Америке каждое второе воскресенье сентября отмечается День памяти домашних животных. В России всплакнуть об умерших любимцах некогда. Зато хотя бы есть где. Попрощаться с почившими питомцами можно тремя способами: официально (в Куркине), нелегально (на "диких" кладбищах) и даже виртуально (в зверином "раю" в интернете).
На погосте в Куркине из земли торчат черные плиты с фотографиями кошечек и собачек и скорбными надписями: "Любимому Шушику", "Мамин толстый рыжий Тусик", "Прости, Бегемотик"...
К любым капризам клиентов работники погоста относятся с пониманием. "Мы не хотим, чтобы наше кладбище воспринималось как место скорби, - сказал директор погоста Андрей Журавлев. - Поэтому и выбрали такое живописное место и позволили клиентам оформлять могилки, как им захочется".
Свои услуги предлагал батюшка из соседней церкви - молитву за упокой может прочесть или еще что, добавил директор погоста. Правда, пока его услугами еще никто не воспользовался, но церковные праздники посетители погоста свято чтут - приезжают навестить умерших на все "людские" даты - 9 дней, 40 дней и на Пасху.
читать дальше


@темы: атрибуты погребения и похорон, кладбище домашних животных, московские кладбища

14:06 

Костница Старицкого Свято-Успенского монастыря (Россия)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В одном из помещений нижнего яруса Введенской церкви Старицкого Свято-Успенского монастыря, согласно существующей православной традиции, создана костница — место упокоения останков усопших.
По православной традиции, существующей не только на Афоне, но и в египетских (например, в монастыре святой Екатерины на Синае) и палестинских (например, в лавре Саввы Освященного), а также и во многих других православных монастырях (в том числе и российских), останки усопших покоились в костницах.
Монастырское кладбище на момент начала реставрации было разрушено и осквернено. Кости похороненных и покоившихся здесь веками людей в течение многих лет валялись под открытым небом, перемешанные со строительным мусором и обломками надгробных памятников.
В период реставрационных работ строители бережно и тщательно разбирали слой за слоем оскверненное кладбище. В ходе этой работы были обнаружены останки нескольких десятков человек, похороненных в XVIII-XIX веках. По свидетельству историков-краеведов, на монастырском погосте были похоронены и монахи Успенского монастыря, и жители города Старицы, представители разных сословий.
Отныне каждый, кто посещает Старицкий монастырь, может поклониться останкам погребенных в обители. Здесь установлена икона Господа Вседержителя, по обе стороны от которой вдоль стен на деревянных полках покоятся кости наших предков.
В полумраке подклета икону освещает лампада. Перед кованой решеткой – канон с Распятием. На нем горят поминальные свечи…



запись создана: 04.03.2015 в 20:18

@темы: российские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

15:36 

Статьи о смерти

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Как у них: Жители Германии, Бразилии, Финляндии, Грузии и Израиля о похоронах



ГЕРМАНИЯ
Ксения Максимова, журналист

Похороны в Германии — мероприятие затратное. В среднем они обходятся в 7 тысяч евро. Многое зависит от места захоронения, услуг и атрибутов. По статистике, 60 % усопших хоронят в гробах, а 40 % — кремируют.
Вариант похорон в гробу на кладбище — самый дорогой. Купить место нельзя, его можно только арендовать, заплатив за это пошлину. Обычно такой договор заключается на двадцать лет. По истечении этого срока аренду места можно при желании продлить.
Средняя цена за место на немецком кладбище — 2 400 евро. К этой сумме нужно прибавить ещё 600−800 евро в год на уход за могилой. Чем крупнее населённый пункт, тем дороже. Цены на кладбищах, устроенных при церкви, обычно ниже тех, что указаны в прайс-листах муниципальных кладбищ.
Пожилой отец моего знакомого из Дюссельдорфа уже давно открыл в банке похоронный счёт, на который положил 20 тысяч евро. Он человек верующий, ему важно, чтобы в последний путь его проводили согласно всем церковным канонам. Но всех вопросов деньги не решают. У других знакомых сын покончил жизнь самоубийством, и родителям пришлось изрядно побегать, прежде чем найти усопшему последний приют. Кладбища отказывались принимать самоубийцу, и его в итоге по договорённости похоронили на кладбище еврейской общины. Другого же молодого человека, бросившегося в конце лета под поезд, родителям без пререканий разрешили похоронить в центре самого именитого берлинского кладбища. Правда, пришлось заплатить почти 8 тысяч евро, а заодно забронировать рядом с сыном места и для себя.
Самый скромный вариант — это анонимная кремация, он обойдётся в 2 тысячи. После с прахом можно поступить как угодно. Например, похоронить в земле на кладбище, в специальном лесу, поместить в колумбарий или развеять над морем.
Расходы на похороны становятся в буквальном смысле слова тем самым последним долгом, который предстоит отдать родственникам покойного. По закону эти расходы ложатся на плечи наследников или кровных родственников. Иногда случается, что, например, взрослой женщине сваливается на голову счёт за похороны своего отца, которого она видела три раза в жизни и то в далёком детстве. Родственники могут стать и помехой в процессе проводов в последний путь. Например, 63-летняя жительница Мюнхена уже полгода вынуждена хранить урну с прахом супруга дома. Выяснилось, что у мужчины где-то есть дочь от первого брака, с которой он никаких отношений не поддерживал. Вдова не может разыскать дочь покойного, а без её согласия урну хоронить не разрешают.
Как и везде, похоронный бизнес в Германии чрезвычайно прибыльный и циничный. Интернет-форумы переполнены жалобами родственников, на которых наживаются ушлые агенты. Проблемы те же, что и в России: конкурирующие фирмы наперебой предлагают свои услуги, не успел человек испустить последний вздох, и втюхивают убитым горем близким дорогущие гробы и никому не нужные аксессуары.
Неподъёмные цены на похороны породили в Германии и новую услугу. С недавнего времени здесь появились фирмы, предлагающие организацию похорон в разы дешевле. Такие посредники увозят скончавшегося в своеобразный перевалочный морг, ждут, когда наберётся целая фура тел (это может длиться несколько месяцев), и потом отвозят груз в соседнюю Чехию. Там кремация и последующее захоронение несравненно дешевле.
Другая проблема — со сроками. Похоронить покойного по христианским обычаям, на третий день (и уж тем более по мусульманским — до захода солнца), — просто невозможно. Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель. Если очень повезёт, получится уложиться в две-три недели. Дело в бюрократии: быстрее собрать все нужные документы и записаться на похороны не выйдет. Умирают все, поэтому — в очередь!
читать дальше


***
«Мы потеряли навык духовного переживания трагических событий» (статья)
***
Могильщик
Землекоп с большого московского кладбища анонимно рассказал The Village о прыгающих на гробы, пьянстве и ненависти к кинорежиссёрам
читать дальше
***
Санитар морга
Санитар морга, работающий по ночам, анонимно рассказал The Village о том, что происходит после смерти, как работают похоронные агенты и чем опасны гниющие трупы
читать дальше
***
О чем говорят исследователю кладбища и похороны

Кто такие плакальщицы, как складывается фольклор вокруг надписей на надгробиях и рынок ритуальных услуг в современной России как индикатор социального неравенства
В Институте этнологии и антропологии РАН 13—14 февраля состоялась международная конференция «Танатолические практики и нарративы в современной культуре: советский и постсоветский период». Антропологи, социологии, фольклористы, историки рассказывали об отношении россиян к проблеме смерти, к тем функциям, которые она выполняет в современном обществе, а также о связанных с кладбищами традициях.
«Русская планета» публикует избранные доклады участников конференции.
читать дальше

@темы: Тени смерти, атрибуты погребения и похорон

16:33 

Могилы рыцарей, Мальта

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

"Вы, идущие по мертвым, помните, что однажды пройдут и по вас"
Надпись перед входом в Собор Святого Иоанна, Валлетта.


Сегодня мы приглашаем вас полюбоваться надгробными плитами рыцарей мальтийского ордена.
Фотографии были собраны с трех локаций: большая часть располагается в Кафедральном соборе св. Иоанна в Валлетте и по парочке из Мдины и Виктории (Рабата).

Собор святого Иоанна

В настоящее время собор хранит в себе могилы 356 рыцарей. Гробницы прославленных членов ордена находятся под плитами из цветного мрамора. Подобно потолку, пол собора имеет как историческую, так и художественную ценность. В этом месте его сплошь покрывают мозаичные картины с изображением похоронных процессий, морских битв, кипарисов над могилами, тюрем, где при жизни томились покойные, черепов, резвящихся амуров и ангелов, держащих в руках лавровые венки. Над каждым надгробием помещен рыцарский герб с восьмиконечным крестом и девиз, выписанный красивыми золотыми буквами.
Запертая огромным замком чугунная решетка преграждает путь в склеп, где покоятся 26 из 28 глав Мальтийского ордена. Двое из них – Дидье де Сен-Жайль и Фердинанд фон Гомпеш – скончались за пределами Мальты. Однако последний из-за предательства не нашел бы покой рядом с достойными предшественниками, даже если бы умер на родине. В то же время честь быть похороненным в соборе заслужил простой рыцарь Оливер Старки, единственный находящийся здесь нетитулованный покойник. Право расположиться после смерти среди великих магистров ему предоставил совет ордена, оценивший храбрость секретаря ла Валлетта во время Великой осады.
Могилы гроссмейстеров по средневековой традиции находятся в крипте, занимающей подвальное помещение с низким сводчатым потолком. Одно из многих установленных в ней скульптурных надгробий воспроизводит облик легендарного де ла Валлетта. Погребальный монумент основателя столицы Мальты выполнен из черного мрамора. Неизвестно, что именно хотел выразить скульптор, изобразив лежащего рыцаря с приподнятой рукой, но памятник вызывает мрачные ощущения. При взгляде на него, невольно представляется картина процессии людей, заносящих тело в склеп при тусклом свете факелов.
©
Есть и другая информация, что только под полом покоятся 380 рыцарей. На заднем дворе похоронены еще 256. Согласно официальному сайту собора, в нем покоится 405 человек.




@темы: европейские кладбища, погребальные сооружения

13:44 

Il Cimitero dei Matti (San Finocchi)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:
Психиатрическая больница города Вольтерры была основана в 1887 году и расположилась в зданиях, ранее принадлежавших монастырю Сан Джироламо. Комплекс был настолько огромным, что здесь содержалось до 6000 человек одновременно - это была одна из самых больших подобных структур в Италии.
При такой плотности постоянно проживающих здесь пациентов больница предоставляла 20 раковин и 2 туалета на 200 человек. Это был настоящий ад на земле, куда можно было попасть из-за проявившихся симптомов клинической депрессии, шизофрении, из-за оскорбления общественной морали или по политическим мотивам. Человек мог попасть сюда в 10 лет и провести взаперти всю оставшуюся жизнь, даже если он был признан излеченным, - только потому, что родственники не забирали его или ему просто некуда было идти. Для лечения использовали общеизвестные методы - электрошок, инсулиновую кому и разнообразные лекарства. Здесь проводили испытания различных новых препаратов, полностью игнорируя необратимые побочные эффекты и вред, причиненный пациентам.
Выдержка из правил внутреннего распорядка.
"Медсестры не должны общаться с семьями больных, передавать новости об их состоянии, принимать письма, сообщения, поздравления, кроме того, они не могут сообщать пациентам новостей извне, передавать им вещи, письма, газеты... "
10% умерли от электрошока;
40% умерли от инфекционных заболеваний;
50% умерли от злобы, недостатка любви и внимания.
Лечебницу закрыли в 1978 году согласно закону Базальи. С тех пор больничные корпуса стоят абсолютно заброшенными, равно как и подведомственное кладбище для пациентов, тела которых некому было забрать после их кончины. Кстати, на этом же кладбище согласно своему завещанию был похоронен Луиджи Скабиа, директор клиники с 1900 по 1934 годы.
Лирическое отступление. Фотографий корпусов здесь не будет. Залаза не произошло. Мы поехали туда неподготовленными. Меня интересовало только кладбище (я тогда не совсем понимала, какое оно имеет отношение к больнице, и тут моя дурная привычка читать историю места постфактум сыграла со мной злую шутку), мой компаньон теоретически знал, что там была больница, но сам не понимал ее масштаба и сам был удивлен, поняв, что корпусов много. Он искал больницу, но не был уверен, что это она. Мы подъехали к павильону Chiarugi, остановились, он сказал, что по его информации дурдом в другом месте, на горе, но сомнений не было, потому что решетки на окнах изнутри могут быть только в одном типе учреждений. Потом оказалось, что в павильоне Chiarugi содержали несовершеннолетних пациентов.
И когда я рассмотрела это заведение, на меня накатило. Я не суеверный человек, я была в местах и похуже, но такое чувство беспричинного страха и опасности я испытывала только однажды в детстве.
И я просто отказалась выходить из машины.
Мой товарищ, когда мы это обсуждали, сказал, что примерно такое же чувство, но менее сильное, у него началось еще когда мы спускались по виа Скабиа. Затем мы съездили на кладбище, которое оказалось тихим и абсолютно печальным местом, и вернулись обратно. Ощущение ослабло, но держалось до самого вечера.
По итогам разбора полета было решено почитать карту внимательнее, взять с собой подкрепление из еще пары индивидов и осуществить залаз в следующий раз.

Фотографии павильона Chiarugi, у которого со мной произошел этот досадный случай. Еще фотографии. Автор Карло Тардани.
Далее все мое.

Кладбище Сан Финокки, более известное как "кладбище сумасшедших", последнее свидетельство земного пути тех, кто страдал душой. И тех, кто просто страдал. Типовые памятники развалились, и лишь на немногих сохранились имена.


Американские некрополи психиатрических больниц:
The Danvers Lunatic Asylum
*
Columbus Mental Hospital Cemeteries
*
Athens Mental Hospital Cemetery

@темы: итальянские кладбища

15:04 

Представление о смерти в шаманизме

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Марленикен:



В 1912 году в Сибири финский ученый Т. Лехтисало записал легенду о шамане, который «после своей игры на бубне поднялся в небо к Нуму. Нум сказал ему, что он его не звал, и приказал пойти к Нгаа, то есть, к Смерти — стать зятем Смерти. Семь дней шаман скитался под землей, пока, наконец, не добрел до дома смерти. Но Нгаа не захотела выдать за него замуж ни одной из семи своих дочерей, а предложила шаману остаться у нее и стать её слугой - в противном случае обещала сожрать шамана. Семь дней они боролись друг с другом, наконец, Смерть совершенно изнемогла и сказала: «Отпусти меня. Прошу тебя, не убивай меня! Я отдам за тебя младшую дочь. Но ты останься у меня и будь моим помощником. И тогда, если в верхнем земном мире добрый шаман будет выполнять свою работу добросовестно, я буду отпускать души больных».
В этом отрывке легенды - и в то же время мифе-референции к моей работе — образ шамана с удивительной естественностью связывается со смертью и со скитанием под землей в потустороннем мире.
читать дальше

@темы: Тени смерти, обряды и традиции

12:14 

Over the Garden Wall (2014)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Совсем не в сезон хочется с вами поделиться новым мультипликационным мини-сериалом - По ту сторону изгороди/За садовой оградой. До Хэллоуина, в который его обязательно нужно смотреть, еще жутко долго - не дотерпим).

В центре событий два брата Грег — младший из братьев и Вирт — старший из братьев. Им предстоит путешествие через таинственный и страшный лес, только пройдя его они смогут попасть домой.

Немного сюра в духе Adventure time, который, конечно, на любителя, но в данном случае мы еще имеем потрясающую анимацию и завораживающую готическую атмосферу с достаточным количеством жутковатых сцен.
Серий всего 10 по 11 минут, что создает атмосферу скорее полнометражного мультфильма.
Однозначно, рекомендуем!

*
В сети нашлись мысли по поводу некоторых моментов, которые будут интересны для просмотревших сериал:
-спойлеры-

@темы: кинематограф, кино-хэллоуин

14:05 

Мумии Ория (Италия)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Вот такая новость от июня 2010 года прошла мимо нас:
Маленький средневековый город Ория на юге Италии славился своим кафедральным собором XIII века. Верующих привлекала не столько красота величественного сооружения, сколько рассказы о хранящихся в его подвалах нескольких сотнях мумий. Все они когда-то были монахами из весьма экзотического католического ордена «Братство смерти». Он появился в начале XV века как сообщество монахов - истребителей неверных. Виртуозно владевшие всеми видами оружия монахи стояли на страже города и возглавляли набеги на мусульманские земли. Вся их жизнь посвящалась одному - погибнуть в бою и встать в строй рядом с братьями по мечу и кадилу в подвале кафедрального собора. Умерших своей смертью хоронили по традиционному порядку.
До начала нынешнего туристического сезона посмотреть на лики смерти в Ории разрешалось только главам иностранных делегаций, высоким чинам церкви и героям Италии. Триста нынешних членов «Братства смерти» очень гордились своими предшественниками и не предполагали, что вскоре Папа попросит сорвать с мумий покров таинственности.
- Монахи, даже мертвые, будут приносить и ордену, и городу большую пользу, - утешает себя глава «Братства смерти» отец Лука. - Теперь посмотреть на них может любой турист. Для этого нужно лишь купить билет. www.eg.ru


Что же удалось нам разузнать об этом месте?
Считается, что крипта была построена в 1484 году для поминальных молитв о павших воинах, которые не вернулись в родные земли после сражений с турками у Отранто.
Городок сильно страдал и от пиратов, поэтому местные жители мобилизовались и стали давать отпор грабителям. И чтобы следующие поколения не забыли трудные времена и подвиги предков, горожане решили сохранить свои тела в качестве напоминания своим потомкам.
В нишах покоятся не только монахи, но и обычные люди. К слову, процесс мумификации был дорогостоящим процессом, и позволить его себе могли только богатые семьи.
Мозг высасывался через нос. На место удаленного кишечника помещались ароматные травы и мел. Само тело погружалось в мел на два года. По истечению этого срока семья покойного могла облачить мумию в одежды и разметить ее в нише.
И хотя Наполеон запретил хоронить в церквях в 1804 году, последняя мумия Ория датируется 1858 годом.
Так как склеп находится ниже уровня моря, то недавно он был затоплен. Половина мумий разложилась. От них остались лишь черепа, которые теперь "украшают" полку над сохранившимися останками.


@темы: мумии, итальянские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

13:26 

Темная сторона Рима

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Наиболее известные Катакомбы Рима, среди которых Катакомбы св.Себастьяна, св.Каллиста и др., - это древние христианские кладбища, расположенные под землей Аппиевой дороги. С распространением христианства в Риме, они заметно стали разрастаться за счет выкапывания подземных ходов на километры и километры, создавая запутанную паутину, в которой легко заблудиться.
Для посещения открыты катакомбы св. Себастьяна, св. Каллисты и катакомбы Домициллы. Всего же в окрестностях Рима насчитывается более 40 катакомб, длина подземных коридоров которых около 500 км. По преданию, в Катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра и Павла, казнённых в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые». Катакомбы св.Каллиста были самым древним кладбищем христианской общины Рима. В них были похоронены все Папы Римские, правящие в IIIвеке. Протяжённость этих катакомб составляет около 20км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт.

©


A Procession in the Catacomb of Callistus
Malleson, Hope & Tuker, M.A.R.: “Rome” (1905)

список и текст взяты здесь


В Риме есть довольно много странных мест – это и жуткие комнаты, отделанные костями, и районы массовых захоронений вдоль Аппиевой дороги. Ниже представлены некоторые из самых тёмных закоулков Рима.

Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление). В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы.


Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):
Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане!», чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, — сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, — её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

Виды гробниц в катакомбах
Ниши. Самый распространенный вид захоронений - в нишах, выдолбленных в стенах галерей рядами. Тела помещались в маленькие ниши без гробов, завернутыми в полотно. После погребения гробницы закрывались плитами, кирпичами или тонкими плитами из мрамора. Обычно перед гробницей помещалась лампада. Среди этих захоронений очень много анонимных, неподписанных.
Гробницы с арками, склепы. Это более красивые гробницы, распространенные в III и IV веках. Дословно, склеп - это гробница с аркой над ней. Такие захоронения могут содержать как одного человека, так и целое семейство.
Саркофаги. Саркофаг - это гроб, сделанный из мрамора или камня. Этот тип захоронений был относительно редким в катакомбах из-за своей высокой цены. Христианские саркофаги вырезались с одной стороны (иногда со всех четырех сторон) и на них изображались сцены, обычно взятые из Библии.
Кубикулы. В катакомбах можно встретить много маленьких комнат, называемых кубикулами. Они имеют форму квадрата или многоугольника с украшенными крестами колоннами.
Крипты. Крипты - это маленькие подземные часовни, украшенные фресками, мозаиками и архитектурными элементами. В криптах располагались гробницы одного или более мучеников или святых.

* Катакомбы Присциллы

* Катакомбы святого Каллиста

* Катакомбы святого Себастьяна

* Катакомбы святой Агнессы

* Катакомбы святой Домитиллы

Иудейские катакомбы
Известные археологам иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты в 1859 году). Вход в катакомбы под Вилла-Торлония был замурован в начале XX века, лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: обнаруженные захоронения датируются 50 годом до н. э. (возраст захоронений устанавливался с помощью радиоуглеродного анализа).
По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры, цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета.

+Другие места+

-Кот и гробница-

---
Городские легенды: Василиск из римских катакомб

-Оссуарии Рима-

-Santa Maria della Concezione dei Cappuccini-

-Rome, Confraternity of Orazione Morte-

-Crypt Of The Confraternita Dei Sacconi Rossi-

-Кладбище Древнего Рима-



Санта-Мария-делла-Витториа — небольшая церковь в восточной части Рима, известная подчёркнуто театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко


San Pietro in Vincoli

запись создана: 19.06.2011 в 17:49

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, катакомбы, итальянские кладбища, исчезнувшие кладбища, древние захоронения, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, В гостях у La Belle Dame sans Merci, Haunted

11:42 

Славная рука и воровские свечи

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Рука славы — предмет из средневековых европейских легенд, якобы обладающий магическими свойствами. Представляет собой засушенную кисть руки человека, который был повешен. Иногда называется «зловещей рукой» или «рукой, сделавшей дело».
Согласно европейским легендам, свечи, сделанные из жира преступника, зажжённые и помещённые в Руку славы, выполняющую роль подсвечника, ранее принадлежавшую тому же человеку, сделают неподвижными всех, кто увидит свет этих свечей; потушены такие свечи якобы могут быть только с помощью молока. В других легендах в качестве фитилей используются волосы покойника, а свечи в Руке славы якобы будут освещать путь только тому, кто держит Руку с ними. Руке славы также приписывалась способность отпирать любую дверь. В ряде трудов времён Средневековья и Нового времени описывались способы создания и использования Руки славы[2].
Этимолог Уолтер Скит связывает происхождение названия «Рука славы» с французским main de gloire, что является искажением слова «мандрагора».
В английском музее Уитби среди экспонатов есть «реальная» средневековая Рука славы. ©Википедия



Пишет Марленикен:
Подсвечник из руки висельника.

«Особая ветвь гомеопатической магии специализируется на покойниках: согласно гомеопатическому принципу, вы можете с помощью костей мертвеца или вообще всего, тронутого дыханием смерти, сделать людей слепыми, глухими и немыми, как покойник.
(…)
Подобные же свойства в Европе приписывались "славной руке", представлявшей собой не что иное, как высушенную и забальзамированную руку повешенного.
Если в "славную руку", как в подсвечник, вставляли зажженную свечу, сделанную из жира преступника, также окончившего жизнь на виселице, то она будто бы повергала в оцепенение всех, кто ее видел: подобно мертвецам, они и пальцем не могли пошевельнуть.
читать дальше

Дополнение от Innes
Про мандрагору не очень понятно. Якобы в неком старом травнике было написано про мандрагору, что она ночью светится, как лампа. Оттуда и пошла замена одного слова другим.
Не просто засушенная! А замаринованная в моче! Не обязательно просто повешенный, еще подойдет подвешенный в клетке. Не знаю, как это по-русски называется, по-английски - gibbeting.
Замариновать надо в соли, моче мужчины, женщины, собаки и кобылы. Прокоптить травами и сеном в течение месяца, повесить на дуб на три ночи, потом положить на перекресток, потом повесить на дверь церкви на одну ночь, под наблюдением изготавливающего. И если он он ничего не испугается и просидит всю ночь с этой рукой на пороге церкви, тогда она будет работать для него.

***
Магия на службе у воров
Воры-взломщики во многих странах использовали особенный вид магии. Так, у южных славян взломщик иногда начинал ограбление с того, что подбрасывал над домом кость покойника, говоря с едким сарказмом: "Пусть эти люди проснутся не раньше, чем эта кость". После этого в доме якобы не бодрствовала ни одна душа.
На острове Яма взломщик берет с могилы землю и рассыпает ее вокруг дома, который он намеревается ограбить, будто бы погружая его обитателей в глубокий сон. С той же целью индус насыпает у двери дома золу с погребального костра, перуанские индейцы - пыль от истолченных костей покойника, а взломщик-русин вынимает из берцовой кости мозг, заливает туда сало и поджигает его. После того как сало загорится, он трижды обходит вокруг дома с такой своеобразной свечой, что якобы заставляет обитателей дома заснуть мертвым сном. Или тот же русин делает флейту из ножной кости мертвеца и играет на ней, отчего будто бы всех слушателей одолевает дремота. С той же злонамеренной целью мексиканские индейцы использовали левое предплечье женщины, которая умерла при рождении первого ребенка. Прежде чем войти в дом, намеченный для ограбления, индеец стучал костью о землю. Это должно было вызвать у жителей дома потерю дара речи и способности двигаться; видя и слыша, они становились совершенно бессильными, как мертвые.
Подобные же свойства в Европе приписывались "славной руке", представлявшей собой не что иное, как высушенную или забальзамированную руку повешенного. Если в "славную руку", как в подсвечник, вставляли зажженную свечу, сделанную из жира преступника, также окончившего жизнь на виселице, то она будто бы повергала в оцепенение всех, кто ее видел; подобно мертвецам, они и пальцем не могли пошевельнуть. Иногда свечой, точнее, связкой свечей становилась сама рука покойника, так как поджигали все ее иссохшие пальцы. Если один из пальцев не загорался, значит, кто-то из домашних бодрствовал. Такого рода нечестивые огни могли быть погашены только молоком.
Нередко предписывалось изготовлять воровскую свечку из пальца новорожденного или, еще лучше, мертворожденного ребенка. В других случаях считалось необходимым, чтобы вор имел при себе по одной такой свече на каждого жителя дома, потому что, будь у него одной свечой меньше, кто-нибудь в доме обязательно проснется и схватит его. В XVII столетии случалось, что грабители нападали на беременных женщин, чтобы извлечь на такие свечи плод из их утробы. У древних греков грабитель или взломщик думал, что самая злая сторожевая собака замолчит и обратится в бегство, если он принесет с собой головню из погребального костра.

@темы: Жизнь тела после смерти, поверья и приметы

главная