Ueber ewiger Ruhe

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: The Highgate Vampire (список заголовков)
10:27 

Подборка красивых обложек старых книг

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
14:05 

Церковь Кривого шпиля/Church of St Mary and All Saints (Честерфилд)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Честерфилд – город старинный, средневековый. Церковь Пресвятой Девы Марии и Всех Святых (Church of St. Mary and All Saints) начали возводить еще в конце XIII века, но закончилось строительство только в 1360-х годах. В числе причин, из-за которых сооружение церкви так затянулось, была страшная эпидемия чумы, которая унесла тысячи жизней и значительно сократила количество квалифицированной рабочей силы. Некоторые источники утверждают, что именно нехватка опытных строителей привела к тому, что для возведения шпиля церковной колокольни была использована некачественная древесина и/или недостаточно хорошо закреплены балки несущей конструкции. Возможно, дерево мокло под дождями, как известно, нередкими на туманном Альбионе, отсырело, а кровельщики не придали этому факту значения. На каркас закрепили почти пятьдесят тонн свинцового гонта, дерево высохло, балки «повело», и в течение нескольких столетий фрагменты кровли сантиметр за сантиметром смещались от первоначального положения – вот шпиль со временем и «скрутило в бараний рог». Сегодня спиралевидный шпиль отклоняется от вертикальной оси здания на три с лишним метра, а Церковь Пресвятой Девы Марии и Всех Святых имеет второе, неофициальное название Crooked Spire Church, то есть Церковь Кривого шпиля.

Однако в средневековых представлениях метаморфоза, которая произошла со шпилем, имела куда менее прозаическое объяснение, чем строительные неполадки. Согласно одной легенде, местный кузнец, поддавшись уговорам нечистой силы, согласился подковать самого дьявола, но так нервничал, что случайно забил ему в ногу гвоздь. Враг рода человеческого взвился от боли да и зацепился за шпиль – вот тот и закрутился. Другая версия гласит, что однажды в полночь Люцифер примостился на вершине шпиля отдохнуть от своих дьявольских забот, но в это время началась месса. Запах ладана был таким сильным, что дьявол неожиданно чихнул и, не удержавшись, стал падать. Чтобы не свалиться, он уцепился когтями и хвостом за шпиль и скрутил его в спираль.
Существует также предание, в котором сатана не фигурирует – мол, однажды в церкви выходила замуж невеста столь прекрасная, что шпиль повернулся вокруг своей оси, дабы ее увидеть. В более фривольном варианте утверждается, что дело было вовсе не в красоте девушки: в брак вступала девственница, явление столь редкое по тем временам, что бедному шпилю просто «снесло крышу». (с) archi.1001chudo.ru

@темы: загадки и мистика некрополей, английские кладбища

13:44 

Ужасы французской Бретани

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Бретань… Кельтская Арморика, сохранившая память о древних ужасах и обогатившаяся новыми христианскими впечатлениями. В ее лесах жили волки-оборотни и дикарь Мерлин, у дорог водили хороводы карлики, по пустошам бродил вестник смерти Анку, мертвая голова упорно преследовала людей, ночные прачки душили их свежевыстиранным бельем, а призраки ночи пугали своими унылыми криками. В храмах и домах хранились зловещие книги, болота и колодцы вели прямиком в ад, и даже, уплыв в море, легко было нарваться на корабль мертвецов или повстречать жителя утонувшего города. Каково происхождение ужасов Бретани и в чем их своеобразие? На эти вопросы отвечает книга.

-Самайн и Анку-

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, Триумф Смерти, Библиотека Вампира с Хайгейта, Day of the Dead

13:34 

Мумии Толедо (Испания)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Сухой климат и каменистая почва испанского города Толедо привели к повсеместной естественной мумификации. Практическая каждая церковь и каждый монастырь (и даже частные дома) имели свои собственные мумии. К сожалению, многие из них были осквернены и утеряны во время Гражданской войны.

Самые знаменитые мумии Толедо проживают в склепе церкви Сан-Андрес (Iglesia de San Andres). Сейчас уже сложно сказать, что послужило причиной такой концентрации останков на один склеп. Возможно церковь принимала малоимущих покойников со всей округи, что привело к бунту могильщиков, а потом про склеп и вовсе забыли. Как тела разместили тогда, так и остались они стоять вдоль стен на несколько веков.

В подборке мумии из разных церквей и монастырей Толедо

В начале 2000-ых посетить склеп мог каждый желающий. С той поры ходит байка про одного болельщика ФК Барселона, который на выезде своей команды в Толедо решил скрасить время до матча прогулкой по достопримечательностям. Оказавшись в склепе, он умудрился одеть на одну из мумий клубную футболку и сделать снимок на память. Более того, он отправил фото лидерам каталонской команды с подписью "Первый болельщик Барселоны". Так как в склеп сейчас попасть почти невозможно, то трудно проверить сей факт, но ходят разговоры, что мумия до сих пор отдыхает в футболке Барсы.

@темы: мумии, испанские кладбища

12:14 

Влюбленные из Теруэля: Когда любовь сильнее Смерти

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Эта удивительная история произошла в бурные годы Реконкисты начала ХIII века в Испании. В один из февральских дней 1217 года в городе Теруэле, в королевстве Арагон, звучали свадебные колокола. Они возвещали о том, что выдают замуж красавицу Исабель, дочь знатного теруэльского вельможи дона Педро де Сегура, за одного из правителей города Альбаррасин дона Родриго де Асагра…
Этот свадебный перезвон слышит у городских ворот Андакилья въезжающий в Теруэль рыцарь. Он молод и красив, богатые доспехи его переливаются на солнце, а герб говорит о знатности. Он изнурен дальней дорогой, но заслышав колокола, пришпоривает коня и спешит к городскому собору. Все узнают его: это Диего — второй сын благородного дона Мартина де Марсилья. Друзья сообщают, что его возлюбленная выходит замуж. Спешившись, юноша вбегает в собор, но поздно — Исабель уже дала свое согласие на брак с Родриго перед Богом и людьми. А должна была стать женой Диего. Что произошло?
читать дальше

@темы: Одна история любви, испанские кладбища, история скульптуры, мумии, нотки вечности (музыкальные полотна)

14:52 

Немецкие пляски смерти

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
-Пляска смерти, Эппинген-

+Альбом+

Бывшая часовня святой Екатерины (XV век) за свою историю успела побывать школой и детским садом. Сейчас в ней проводятся банкеты и концерты. А в 1991 году на ее фасаде поселилась Пляска смерти.

-Нацистская пляска смерти Ингольштадта-

В похоронном доме Западного кладбища, что в немецком Ингольштадте, можно найти любопытную Пляску смерти. Ее автор - Оскар Мартин-Аморбах - немецкий художник и член НСДАП. Четыре его картины в свое время приобрел Адольф Гитлер.
Свои идеологические предпочтения творец отразил и в кладбищенской фреске 1935 года. Среди привычных врачей, детей и ученых мы можем увидеть штурмовиков (СА) и офицеров СС.
Файлы для владеющих немецким языком:
- Первый - есть снимки (плохого качества) некоторых деталей Пляски. К сожалению, качественных фотографий в Сети почти нет.
- Второй содержит информацию по самому кладбище.

-Пляшем дальше?-
запись создана: 26.12.2015 в 16:58

@темы: немецкие кладбища, история скульптуры, Пляска смерти, Изобразительное искусство

15:16 

Cimitero monumentale della Certosa di Ferrara

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет Bellena:


Монументальное картезианское кладбище является одним из главных исторических и художественных памятников эпохи Возрождения города Феррара.

Изначально здесь находился монастырь ордена картезианцев, основанный герцогом Борсо д'Эсте за крепостными стенами. Строительство длилось с 1452 по 1462 год. Герцог Борсо умер в 1471 году, и его могила находится на монастырском кладбище.
О мемориальном комплексе Феррары
Бонус - пара фотографий еврейского кладбища, обладающего гостеприимно запертыми воротами и оградой, утыканной бутылочными стеклами. С краткой историей еврейского сообщества Феррары можно познакомиться тут.
Еврейское кладбище Феррары

@темы: итальянские кладбища

13:11 

Обычай «Totenhochzeit» у немцев Сибири

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

-Описания снимков-

Полевые исследования, проведенные в Сибири, свидетельствуют об очень широком распространении обычая «Totenhochzeit» («Свадьба мертвых») среди немецкого населения вплоть до настоящего времени. Материалы по похоронным обрядам и обычаям собирались в этнографических экспедициях, начиная с 1989 г. в южных районах Западной Сибири. Общая схема «Totenhochzeit» такова: в случае смерти девушки ее рассматривают как невесту, одевают в светлое платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой – Rosenkranz. Умерших неженатых юношей одевали в свадебный костюм – на лацкане пиджака с левой стороны крепилось украшение из цветов и лент – Strauss. Объясняется этот обычай тем, что брак обязателен для любого человека. Поэтому если он не успел создать семью при жизни, нужно чтобы он прошел через этот этап перед похоронами. Отличительной особенностью этого обычая у немцев является полное отсутствие возрастных границ у мертвых невест и женихов. Если у большинства народов обряд посмертного бракосочетания устраивается для девушек и юношей того возраста, в котором принято вступать в брак или, по крайней мере, достигших половой зрелости, то у немцев нет никаких возрастных ограничений. Немцы в Сибири устраивают «Totenhochzeit» для всех, не состоявших в браке – от грудных младенцев и до старых дев и холостых мужчин любого возраста.
В материалах экспедиций, помимо устных сведений об обязательном погребении молодых людей в свадебной одежде, имеются фотографии, на которых запечатлены такие похороны. Возможно, что длительное сохранение обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, связано, в числе других причин, с той ролью, которая отводилась венку в свадебном обряде. Обязательным элементом немецкой свадьбы является ритуал снятия венка с невесты. У немцев Сибири этот обычай повсеместно распространен до настоящего времени. Раньше после снятия венка на молодую было принято надевать чепец, позже вместо чепца стали использовать платок, но сам ритуал фактически не изменился. В полночь новобрачных усаживают в центре комнаты. Гости становятся вокруг и поют песню (как правило, это песня о прекрасной молодости «Schon ist die Jugend»). Сохранение венка в свадебном обряде имело своим следствием сохранение его значения и в похоронном обряде, Но, конечно, основной причиной длительного сохранения обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, является консервация архаики в условиях изоляционного развития.
© Т.Б. Смирнова, 2008. +Вся статья+
Источник: Сайт Кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета.


@темы: обряды и традиции, атрибуты погребения и похорон, post mortem/посмертная фотография

18:26 

Сказочное и волшебное

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Ханс Тегнер (дат. Hans Tegner, 30 ноября 1853, Копенгаген — 2 апреля 1932, Фредериксберг) — датский художник-иллюстратор.
В 1890 г. появился новый труд Тегнера, усиливший его европейскую известность: в этом году Эрнст Бойесен приступил к изданию сказок Андерсена с новыми иллюстрациями Тегнер, одновременно на пяти языках, в том числе и на русском.


Г. Х. Андерсен "Дикие лебеди" (отрывок)

Найти нужную ей крапиву, знала она, можно на кладбище, но она сама должна была рвать ее. Как же быть?
"Ах, что значит боль в пальцах по сравнению с мукой моего сердца? — думала Эльза. — Я должна решиться!"
Сердце ее сжималось от страха, точно она шла на дурное дело, когда пробиралась лунной ночью в сад, а оттуда по длинным аллеям и пустынным улицам на кладбище. На широких могильных плитах сидели безобразные ведьмы и таращились на нее злыми глазами, но она набрала крапивы и вернулась обратно во дворец.


Г. Х. Андерсен "Красные башмачки"

-цитата-

Юнас Ли "Волшебная рыба" (норвежская сказка)

...В теплом и затхлом подземелье было нечем дышать, и вдруг Нуну обдало холодным ветерком; на берегу лежал, свившись в тяжёлые кольца, покрытый зеленой слизью могильный змей, который роет землю под кладбищами, чтобы залезть в могилу, и там гложет гробы, пока от них не остаётся одна труха, — его-то холодная кожа и распространяла вокруг прохладу...

Г. Х. Андерсен "Дорожный товарищ"

...И он свел Йоханнеса в сад принцессы. Брр... какой ужас! На каждом дереве висело по три, по четыре принца, которые когда-то сватались за принцессу, но не сумели отгадать того, что она задумала. Стоило подуть ветерку, и кости громко стучали одна о другую, пугая птиц, которые не смели даже заглянуть в этот сад. Колышками для цветов там служили человечьи кости, в цветочных горшках торчали черепа с оскаленными зубами — вот так сад был у принцессы!
— Вот видишь! — сказал старик король. — И с тобой будет то же, что и с ними! Не пробуй лучше! Ты ужасно огорчаешь меня, я так близко принимаю это к сердцу!
Йоханнес поцеловал руку доброму королю и сказал, что все-таки попробует, очень уж полюбилась красавица принцесса...


"Василиса Прекрасная" (русская народная сказка)

Ч. Диккенс "Рождественская песнь в прозе" (отрывок)

"Кот Джона Рида" (английская народная сказка)

"Как старый Яаагуп обманул смерть" (Эстонская сказка)


запись создана: 28.04.2011 в 10:47

@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

16:05 

Howff cemetery, Dundee

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Наверное, Данди очень задумчивый город. Ведь недаром же в центре его расположилось одно из самых старых и мрачных кладбищ во всей Великобритании. Называется оно Хауфф, и вот уже триста лет обитатели Данди хоронят здесь своих мертвецов. Многие поколения местных жителей нашли последний приют на этом тихом, огороженном стеной клочке города. Их прах медленно дотлевает под целой армией серых могильных камней. Подобные места видятся мне идеальным убежищем в минуты невзгод и печали. Здесь вы можете без помех предаваться тоске и, как следствие, в полной мере насладиться свалившимся на вас несчастьем. По ту сторону кладбищенской стены — совсем рядом! — живет привычной жизнью современный Данди. Люди бегают, суетятся, занимаются повседневными делами и, похоже, не задумываются об этом мрачном соседстве. Странное дело, подумалось мне, Данди — самый яркий пример того, как город может порвать со своим прошлым, уничтожить все памятники древней старины. Такое впечатление, что он ни в грош не ставит историю, И в то же время я не знаю другого города, который бы жил в такой близости от обители мертвых, места, где лежат тысячи мужчин и женщин, создававших эту историю…
(с) Генри Мортон "Шотландские замки. От Эдинбурга до Инвернесса"


@темы: шотландские кладбища

13:08 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
"Любимое место мое на Земле - дерновая скамейка у могилы родителей".
Старинные немецкие открытки начала XX века иллюстрируют популярную народную песню "Die Rasenbank am Elterngrab".



-Наша винтажная шкатулка-


Download Die Rasenbank am Elterngrab for free from pleer.com

@темы: нотки вечности (музыкальные полотна), творчество на тему

16:34 

Могилы под окнами и дома на костях. Старые кладбища Нью-Йорка

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

© Источник
И наши дополнения.


Нью-Йорк впереди планеты всей по многим аспектам, в том числе и не по самым веселым. Например, самое большое кладбище в Америке и одно из самых больших в мире находится в городском районе Квинс. Называется оно Calvary Cemetery. На нем имеется около 3 миллионов захоронений.
Отдельных статей заслуживают красивейшие кладбища Greenwood в Бруклине и самое известное Trinity Church Cemetery на Манхеттене. Но помимо этих известных мест захоронения, которых можно без видимых проблем найти на карте, в городе находится еще множество скрытых от глаз погостов, представляющих интерес для исследователей истории. Это и бывшие городские кладбища, которые с годами затерялись между домами, и множество небольших частных захоронений, большинство из которых уже давно заняты городской застройкой, но следы некоторых можно найти до сих пор.
Не многие из туристов, гуляющих по прекрасным Нью-Йоркским паркам: Madison Square Park, Washington Square Park, Bryant Park догадываются, что, еще совсем недавно по историческим меркам, на месте этих парках были расположены городские кладбища. Так, под дорожками и фонтаном Washington Square покоятся около двадцати тысяч умерших от желтой лихорадки горожан в период с 1797 по 1825 годы. Место, где позже будет разбит Bryant Park использовалось как кладбище для бедняков с 1823 года. И лишь спустя 17 лет тысячи тел перенесут от туда в Wards Island. В течении 18 века большим кладбищем для бедняков был также сегодняшний Madison Square Park.
читать дальше

@темы: New York, американские некрополи

13:50 

Кузнецов "Предания русского народа" (отрывки)

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Аннотация: Неспешные и мудрые, добрые и уютные легенды о Волге-матушке и брате ее - Днепре, о самородных ключах с живою водой и о святых горах Китежских, о том, как сотворил Бог Землю Русскую, о заре-зарянице и частых звездушках, о заветных кладах Стеньки Разина и потаенных пещерах под Жигулями… Вот уже почти два века как начали записывать эти предания подвижники русской культуры М. Н. Макаров и И. П. Сахаров; их дело достойно продолжили М. Ю. Забылин, П. И. Мельников-Печерский, С. В. Максимов, А. Н. Афанасьев… На основе классических фольклорных сборников и составлена книга, которую вы держите в руках; многие легенды взяты из редких изданий, старинных журналов. Поистине бессмертны эти жемчужины русской словесности, собранные бережной рукой, и никогда не увянет чудесный цветок папоротника в Берендеевом лесу.

Бояре-покойники
Во многих старинных сельских господских домах, по какому-нибудь случаю оставленных пустыми, почти обыкновенно видят старых господ, давно уже умерших; они шаркают, расхаживая по дому, нюхают табак, пьют чай или кофе под полузакрытым окном, иногда грозят пальцем на старосту или приказчика, и проч. Но осмельтесь и взойдите в дом: там все тихо, все пусто; выдьте из него, и опять зашаркают, и опять видится покойный барин, который будет уже и вам грозить. Эти преданья едва ли не общи по многим великороссийским губерниям.(М. Макаров)

читать дальше


@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, Библиотека Вампира с Хайгейта

14:45 

Яншойский Бог серболужицких коляд

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Яншойский Бог серболужицких коляд, как персонификация Богини-Матери, Жизни и Смерти (Мары)

Источник:
Над статьёй работали: Leonid Balakin, Сергей Реуттъ, Берана Пустельга + лужичане, чехи, поляки.


Среди разнообразия позднейших новогодних/рождественских духов дарителей (Дед Мороз и Снегурочка, Gwiazdka i Gwiazdor, Rumpodich, Санта-Клаус и тд) выделяется интересный колядный образ, живущий до сих пор в границах серболужичан Германии,- "Bože Dźěćatko" и "Janšojski Bog"-Божее Дитё, Яншойский бог. Исследований данного персонажа на русском языке нами не было обнаружено, пришлось буквально по крупицам искать информацию в интернете + спрашивать знакомых лужичан. Все книги где возможно обнаружить какие -либо сведения о нём находятся вне досягаемости русского исследователя, т.к. хранятся в основном в немецких библиотеках и не оцифрованы. Поэтому будем, в некотором смысле, первооткрывателями.

В сим кратком исследовании без особо глубокого погружения и разбора, попробуем привлечь интерес людей к вопросу возможного истока образа исследуемого персонажа, корни которого теряются во тьме тысячелетий, где нам видится персонификация Богини - Смерти - Жизни (ниже будет раскрыто подобное наименование Богини).

читать дальше

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

12:45 

Случаи с упырями

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Убийство упыря в Киевщине во время чумы 1770 года

Известный автор книги "Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьев, обобщив в своем замечательном труде народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Относительно же деятельности упырей и их враждебных начинаний, отражающихся на людях, у того же исследователя данного вопроса, да и у многих других находим, между прочим, согласное утверждение, что упыри и упырицы бывают виновниками чумы и других эпидемических болезней, засухи, неурожаев и вообще всяких общественных бедствий.
Масса собранных до сих пор данных об упырях, если не вполне подходит под такое определение, то во всяком случае не идет с ним вразрез. Казалось поэтому, что для полного уяснения дела нужно только озаботиться о накоплении большого числа народных рассказов об упырях, виденных разными лицами в тех или других местностях. Тогда бы данное выше определение упыря можно было еще более расширить, оставляя неизменной его сущность.
Между тем, очевидно, в народных рассказах об упырях могут встречаться и такие, которые не согласны с приведенным выше определением. В этом убеждает нас найденный нами документ об упыре-попе. Поп в нашем случае вовсе не является каким-нибудь отверженцем церкви, а напротив, состоит приходским священником в своем селе. И вот при таких-то условиях крестьяне из его паствы признали в нем в 1770 г. упыря, накликающего на их село чуму, и в конце концов, убили его.
Документ, заключающий в себе изложение этого дела, находится в ряду документов о гайдамаках, судившихся в Кодне или Троянове пред военно-судной комиссией непосредственно после колиивщины в 1768 и в следующие затем годы. При отсутствии в то время в Украине иных судов, кроме экономических, т. е. частно-владельческих, все сколько-нибудь важные дела, хотя бы и не относившиеся к недавнему восстанию, попадали также к кодненской комиссии. Попало туда потому же и интересующее нас дело о попе.
Обвиняемый в убийстве попа предстал пред военно-судной комиссией 26-летний крестьянин села Войтовки, ключа уманского, Леско Ковбасюк. По показаниям его, дело происходило таким образом.
Во время поветрия в 1770 году, когда оно проникло и в Войтовку, между крестьянами последней возникли частые толки о том, что по селу что-то ходит, отворяет окна и "надыхуе" чрез них в хаты, отчего народу мрет больше, чем бы мерло без этого. Несколько человек из громады, ввиду таких толков, поставили себе целью выследить виновника народного бедствия. Вскоре на одном из их сборищ было заявлено некоторыми из присутствовавших, что они видели ходящего по селу упыря, что на упыря этого с остервенением нападали собаки, а скот при виде его стремительно убегал. Доследили при этом и во что был одет упырь: он был в белой рубахе и в синих суконных штанах, от колен подштукованных белым сукном. А в таком одеянии, как всем было известно, ходил обыкновенно приходской войтовский поп - о. Васыль. Тогда у всех явилось подозрение, что ходит по селу по ночам никто иной, как поп. Обратились с вопросом об этом к самому батюшке, но он категорично отрицал взводимое на него обвинение. Тогда спросили попадью, ходит ли батюшка ночью по селу - и она тотчас заявила, что ходит и что у него бывает по ночам его уже умершая сестра вместе с другими мертвецами, причем все они толкутся с шумом по комнате и клацают ртами, как будто что едят. В виду такого показания сделали очную ставку попадье с попом, ее мужем, требуя, чтобы она сказанное ею повторила в его присутствии. Она повторила, добавив: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходыш по селу в ночи". Поп, однако, стоял на своем, отрицая навет. И громада даже начала сомневаться в основательности своего подозрения. Но тут выступила на сцену попова кухарка. Она определенно заявила, что поп наверное ходит по селу по ночам, и что сама она это несколько раз видела. Участь попа показанием кухарки была решена.
Тринадцать человек громадян сперва пошли и выкопали на кладбище яму, а затем явились к попу и в то время, как пономарь выпустил попа из плебании (приходского дома), они тотчас же кинулись на него и стали бить дрючьями. Избив его до полусмерти, добыли носилки, положили его на них и отнесли к выкопанной яме. Там, пробив его осиновым колом от плеча к плечу "навылет", бросили в яму и, не слушая мольбы попа, заживо закидали его землей.
Поветрие после этого, по показаниям Ковбасюка, тотчас затихло. Из участников убийства на суд попал только Ковбасюк, потому что остальные поумирали от поветрия, хотя и ослабшего после убийства упыря. Свою вину Ковбасюк не считал значительной: он только три раза ударил попа дрючком.
Кодненская комиссия нашла возможным отпустить Ковбасюка без наказания. В данном случае она, конечно, руководилась не сознанием, что подсудимый совершил только нечто обязательное в силу его миросозерцания, а тем, что убит был "схизматицкий" поп и что преследовать за такое деяние, как убийство православного, да еще попа, было бы слишком наивно для католиков и поляков, еще так недавно много потерпевших от православного населения Украины.
(Заметка из журнала "Киевская старина" за 1890 г.)

"Дело упыря" в селе Подосы, произошедшее в 1831 год

@темы: Vampires

11:58 

Вновь о Праге

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Аннотации

Почти все наши посты о легендах Праги полностью основаны на материалах потрясающего и лучшего сайта об этом городе - Прага. Тени минувшего. Тем приятнее, что автор не ограничился интернет-пространством и выпустил собранные легенды в печатном виде. Более того на корешке последних "Тайн" есть цифра I, а значит нас ждет именно двухтомник с подробными маршрутами для прогулок.
Эти книги просто сокровища для поклонников этого древнего города.
Единственный минус (если его таковым можно назвать): все-таки брать с собой двухтомник вряд ли кто-то решит. Поэтому для мистического настроения (и первого знакомства) лучше приобрести издание 2012 года. Оно компактнее и рассказывает о самых известных призраках всего города. А вот другие два (второе пока не вышло, но будем считать, что это дело времени) подходят больше для повторных поездок, когда очарование от основных достопримечательностей усвоилось, и уже есть потребность впитывать атмосферу и дух города через нюансы и маленькие штрихи, которые незаметны сразу. Статуи на фасадах, домовые знаки и прочие элементы истории на карте города.

Костел св. Якуба


Чехия: Погребальные традиции в старые времена

Фигурка пасхальной смерти и Смерть-невеста (Карнавальная маска. Начало XX в.)

Со смертью члена семьи был связан ряд представлений и обычаев. Считалось, что душа умершего способна вернуться на землю. Основой погребальных обычаев было препятствие возвращению умершего и исключение его из членов семьи и общества.
В некоторых областях старались забрать лишить хозяина его собственности, и для этого в гроб клали монету. Молодым людям в руку давали ветку мирты, а на голову надевали миртовый венок. Детей окружали освященными иконами.
читать дальше
*

Расписные двери конца XVII века из аптеки капуцинского монастыря пражского района Градчаны.
Эти двери разделяли внутреннее пространство аптеки, и в них мог войти только аптекарь. Двери украшены изображением скелета в шляпе с ношей лекарственных трав. Изображение этого скелета должно было вызывать у посетителей уважение к знаниям аптекаря, который способен лечить болезни при помощи целебных трав, но одновременно символизировать и бессилие человека перед смертью.

И бонусом один очень атмосферный рассказ-зарисовка...

Луна и Кот. Пражские дневники


Много прекрасного по тэгу кладбища Праги.

@настроение: Прекрасный сайт: prahafx.ru

@темы: чешские кладбища/Кладбища Праги, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, загадки и мистика некрополей, Библиотека Вампира с Хайгейта, Haunted, Vanitas

13:24 

Поверья и обряды Полесья

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Костомахи

Согласно поверьям Восточного Полесья, костомахи — это покойники, уже сгнившие до костей, которые встают из могил и пугают проезжающих мимо людей.
Умершие, ставшие уже скелетами (Костома́хи), иногда пугают людей, проезжающих ночью около кладбища; лошади, отступают с храпением, ломая оглобли и другие части телеги, калечат себя и людей, уносятся и начинают блуждать. Избежать этого можно, перевернув на шкворне переднюю ось телеги так, чтобы колеса поменялись местами, чтобы правое заняло место левого и наоборот; также можно поменять местами и оглобли. Каждый, кто уже сталкивался с такой проблемой, делает так заранее, если предполагается ехать мимо кладбища.
Чеслав Петкевич "Духовная культура Речицкого Полесья" (1938: s.184-185) (c)

-О нарубах-
- Во многих областях Украины и Белоруссии был распространен обычай «печатать могилу»: украинский священник под особые песнопения чертил железной лопатой знак креста над могилой и крестообразным движением бросал на гроб землю; белорусы перед опусканием гроба в яму или по насыпанному уже пригорку стучали с четырех углов крест-накрест лопатой. Погребение без такого «печатания» считалось неполным: именно оно не позволяло покойнику выйти из могилы.
- В гомельском Полесье на Радуницу следовало, например, посадить на могиле дерево, а вокруг нее воткнуть березовые прутья.
- Всем славянам известно поверье о том, что в определенные часы (главным образом в полночь) и праздники (чаще — в поминальные дни) на кладбище можно видеть души мертвых. Когда покойника несут на кладбище, его встречают души тех, кого он провожал в последний путь: они виснут на гробе, отчего гроб становится неимоверно тяжелым, как считают в Полесье.
- Изгоняя болезнь, в Полесье варят в воде песок с кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают на то место, откуда брали. Больного лихорадкой посылают ночевать на погост. Могильную землю как одно из сильных колдовских средств использовали в магических целях ведьмы: например, в Полесье кладбищенскую землю, песок бросают на пути новобрачных, чтобы испортить молодым жизнь или вызвать их смерть.
***
-Каменные кресты и полесские вампиры-
*
-еще-

Толстая "Полесский народный календарь"
В данной книге на основе материалов Полесского архива Института славяноведения РАН и собственных полевых записей автора исследуется традиционный народный календарь Полесья - календарная терминология (названия праздников, дат и периодов года, почитаемых и "опасных" дней), обрядовое содержание календаря, обычаи, запреты, предписания, относящиеся к праздникам, мифологические верования, связанные с ними. Полесский календарь рассматривается в широком этнокультурном контексте, в его типологических и ареальных связях с календарными традициями других славянских регионов.
запись создана: 02.08.2011 в 14:05

@темы: погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, белорусские кладбища, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Библиотека Вампира с Хайгейта, Vampires, украинские кладбища

12:18 

Польские художники

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Юзеф Мехоффер (1869-1946) — польский художник, график, витражист, один из крупнейших деятелей движения Молодая Польша.


Grzegorz Moryciński (1936-2015)

+Альбом (серия "Демоны")+

Картины хоррор-художников – это не только лужи крови и отвратительные рожи ужасных демонов – мутантов с секирами в руках и кишками жертв, намотанных через плечо. Есть очень сильные средства выражения, которые заставят нас содрагнуться и без всей этой пошлятины. И это настоящее мастерство художника жанра ужасов и темного искусства – заставить нас бояться не какого – то мифического животного, а самих себя. Ведь страшнее существа, чем человек нет на земле. Бояться надо живых, а не мертвых. Об этом серия страшных картин польского художника Гжегож Морицински(Grzegorz Moryciński) под названием “Демоны”(“The Demons”). Его рисунки – это не современное видение жанра ужасов, это отправление зрителей к родоночальникам хоррора, таким как Эдгар Аллан По. Уж они то знали, что такое по – настоящему страшно.
Серия «Демоны» включает в себя пятьдесят рисунков, сделанных в период между 2001 и 2006 годах известным художником Гжегожем Морицински(Grzegorz Moryciński).
Гжегож Морицински(Grzegorz Moryciński) родился 7 ноября 1936 года в Августов, на северо-востоке Польши. Выпускник Варшавской Академии изящных искусств. Он часто путешествовал по Франции, Италии, Англии, Швеции, США и Австралии в поисках вдохновения и новых впечатлений, изучал старое искусство, собранное в музеях, и в то же время внимательно следил за жизнью, которая происходила на улицах. Moryciński картин, в связанном с текущим метафорического искусства, высоко ценят не только из-за проблем которые оно поднимает, но и из за их художественной ценности и за мастерство исполения. Его работы демонстрировались на многочисленных выставках в Польше и за границей: Лондон, Дюссельдорф, Рим, Брюссель, и Мельбурн. Он был лауреатом многих премий и наград за достижения в искусстве. Его работы можно найти во многих музейных коллекциях: Национальные музеи в Варшаве, Кракове и Щецине, Музей современного искусства в Радоме, Архиепископский музей в Варшаве, а также во многих частных коллекциях в Польше и за рубежом: Австрии, Великобритании, Германии , Франции, Бельгии, Голландии, Швеции, Испании, США, Японии, Венесуэлы и Канады.
При очень скромных художественных средствах(несколько оттенков обычной пастели), в своей страшной серии “Демоны”, Гжегож Морцински поймал эффекты, которые при яркой выразительности вызывают у зрителя чувство страха и дрожи. Художник заставляет зрителя задуматься о том, что лежит в самых темных и самых укромных уголках человеческой души. И то, что мы, слишком социализировавшиеся, не имеем возможности иногда выпускать их из своей головы, является огромной проблемой.
©

Jacek Malczewski


Marian Wawrzeniecki (1863 - 1943)


Bolesław Biegas (1877–1954)


Zdzisław Beksiński (1929- 2005)


В. Прушковский. Привидение на кладбище. 1892

+Stefan Zechowski (1912 - 1984)+

@темы: Изобразительное искусство

17:47 

Данилевский "Святочные вечера"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Григорий Петрович Данилевский (1829-1890) - писатель и публицист. По окончании Петербургского университета служил в Министерстве народного просвещения. Дебютировал как поэт и прозаик в середине 1840-х гг.; выделялись очерки, посвященные описанию родной Данилевскому Украины. Был знаком с Гоголем, которому отчасти подражал. После 1857 г. жил в своем имении в Харьковской губернии, много занимался народным просвещением. В повестях и романах описывал нравственный распад поместного дворянства накануне реформ ("Село Скоропановка"), массовое бегство крепостных в предреформенное время в Приазовье ("Беглые в Новороссии"). В 1870-е гг. служил в Главном управлении по делам печати, был редактором газеты "Правительственный вестник". В это время сосредоточился на исторической тематике; получил доступ к секретным архивным документам. Романы "Мирович" (1875), "Княжна Тараканова" (1883) и "Сожженная Москва" (1886) принесли Данилевскому широкую известность, в том числе и за границей, они переиздаются до сих пор. В 1879 г. объединил несколько своих повестей ("безгрешных сказок о привидениях, явлениях духов и прочей бесовщине") в цикл "Святочные вечера".

От автора:
В зиму 1879 года, во время господствовавшей в Царицыне «ветлянской чумы», в Петербурге была сильная паника, по поводу так названной тогда, открытой врачами «Прокофьевской чумы». В обществе ни о чем другом столько не говорили, как о чуме. В одном кружке, собиравшемся у милого, образованного старожила Петербурга, возникла мысль избрать, для развлечения себя иную тему разговоров, — а именно обязательное сообщение каждым из членов кружка, по очереди, фантастических рассказов, в роде тех, которые написал когда-то знаменитый Боккачио, во время бывшей в XIV веке «Флорентийской чумы». Осуществлению этой мысли способствовало то обстоятельство, что в упомянутом гостеприимном кружке собирались любители безгрешных сказок о привидениях, явлениях духов и прочей бесовщине, в роде старинных рассказов: «Вечера на Хопре», — «Пан Твардовский», — «Вечер на кавказских водах в 1824 году», и др. Общество было, таким образом, с фантастической подкладкой. Автору было поручено составление протоколов предпринятых бесед, из чего и составлены нижеприводимые святочные рассказы.


"Месяц тому назад, в конце масляной недели, я стоял с этим самым конем на набережной, у второго дома за сенатом. Там подъезд банка, коли изволите знать… Вот я стою, нет седоков; забился я в санки под полость и задремал. Было два или три часа по полуночи. Это я хорошо заметил, — слышно было, как на крепости били часы. Чувствую, кто-то толкает меня за плечо; высунул из-под полости голову, вижу: парадный подъезд банка отперт, на крыльце стоит высокий, в богатой шубе, теплой шапке и с красной ленточкой на шее, барин, из себя румяный и седой, а у санок — швейцар с фонарем. — Свободен? — спросил меня швейцар. — Свободен, — ответил я. — Барин сел в сани и сказал — На Волково кладбище. — Привез я его к ограде кладбища; барин вынул бумажник, бросил мне без торгу на полость новую рублевую бумажку и прошел в калитку ограды. — Прикажете ждать? — спросил я. — Завтра о ту же пору и там же будь у сената. — Я уехал, а на следующую ночь опять стоял на набережной у подъезда банка. И опять, в два часа ночи, засветился подъезд, вышел барин, и швейцар, его подсадил в сани. — Куда? — спрашиваю. — Туда же, на Волково. — Привез я и опять получил рубль… И так-то я возил этого барина месяц. Присматривался, куда он уходит на кладбище, — ничего не разобрал… Как только подъедет, дежурный сторож снимет шапку, отворит ему калитку и пропустит; барин войдет за ограду, пройдет малость по дороге к церкви… и вдруг — нет его! точно провалится между могил, или в глазах так зарябит, будто станут запорошены..."
"Прогулка домового"


"Мертвец-Убийца"
***
"Призраки"
***
"Счастливый мертвец"

-Антология "Святочные истории-



Смирнов-Русецкий "Дозор ангелов", 1920-ые

@темы: Haunted, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

13:35 

К.Е. Корепова "Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья"

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Ряженье в "покойника" в Нижегородском Поволжье

Ряженье было непременным развлечением молодежи в святки. Особый интерес представляет документ XVII в. - челобитная нижегородских священников патриарху, в которой среди затей "затей бесовских", которые "творят" нижегородские жители в святки, описывается и ряженье: "И делают гсдрь лубяныя кобылки и туры и оукрашают полотны и шелковыми ширинками и повешивают колоколцы на ту кобылку, а на лица своя полагают личины косматыя и зверовидныя и одежду таковую ж, а созади себе оутверждают хвосты, яко видимыя беси, <...> и сим гсдрь образом не токмо по домох, но и по оулицах града и по селом и по деревням ходяще..."
Мир мертвых в ритуале ряженья представлен, прежде всего, масками "смерти" и "покойника". "Смерть" старались изобразить страшной, иногда делали непомерно большой ("садится парень на плечи другому, берет косу"). Главным отличительным признаком смерти был белый цвет. Иногда использовали настоящую "смёртную одёжу", приготовленную по обычаю пожилыми людьми для себя. "Нарядятся вон смертно. Вон старик Осип у нас был. Смертно платье нарядит, лапти обует и всё. И пойдем в Липовку. А чё говорили? - По матерному матерились. Я не пела частушек, у меня плеть была".
Иногда "смерть" ходила с косой или серпом, но обязательным атрибутом ее был жгут из скрученной соломы, кнут, или плеть, ремень, которыми она стегала всех встречных: "жгут совьют, хлестали девок-то", "смерть ходила с нагайкой". "Представьте себе, - писал корреспондент "Нижегородских губернских новостей" [НГВ, 1890, №2], - фантастическую картину: ночью <...> бегают закутанные белые фигуры и при этом вооруженные жгутами; замогильные тени при первой встрече <...> набрасываются и немилосердно хлещут своими жгутами встречного". Иногда "смерть" хлестала веником: "У нас сосед зуб из картошки вырежет, возьмет серп, веник и ходит по домам. Всех пугает, веником попарит березовым".
На беседках "смерть" или сопровождающие ее парни (они не были ряжеными) заставляли девушек кланяться. "Смерть" сохраняла молчание - знак принадлежности "иному" миру. В нижегородском ряженье представлен и другой признак представителей мира мертвых - слепота: в Ардатовском р-не (с. Личадеево) при "похоронах покойника" за гробом шли "старухи" с завязанными глазами.
Если маска "смерти" распространена преимущественно в северных заволжских районах, то "рядить покойника" было принято повсеместно. В отличие от "ходячей смерти", "покойник" обычно изображался лежащим в гробу. Рядился им, как и "смертью", мужчина, делали также чучело покойника. В маске "покойника" не важен был костюм, здесь главным атрибутом являлся гроб. В Заволжье, как и в случае ряженья "смертью", иногда использовали настоящий гроб - колоду, приготовленную кем-либо из стариков себе. Но чаще в качестве гроба использовалось корыто, или просто "покойника" клали на доски, возили его на санках. Разыгрывалась типичная для русской традиции сцена проводов/похорон "покойника, однотипная с северной игрой в "Умрана": "покойника" несли или везли по деревне, "старухи" вопили, обязательно в среде провожающих был "поп", который размахивал кадилом-ошметком, нецензурно ругался - "отпевал". "Покойника" приносили в избы, где проходили девичьи беседки, и кто-либо из главных организаторов "похорон", обычно один из парней, которые "таскали" гроб, заставлял девок целовать покойника - "прощаться" с ним. "К "покойнику" подводили - целуй, а у него шильце тоненькое. Которым даст поцеловать, а котора визгнет, отскочит"; "волокут девок в рыло целовать или даже в "шишку". Игра в "покойника", как и другие святочные игры, обязательно включала эротический элемент (укол, целование "шишки"). В конце игры "покойник" оживал: вскакивал, гонялся за девками. Если "таскание покойника" по деревне, особенно на юге области, было веселой шуткой и вызывало бурный смех, то сцена прощания всегда вызывала еще и страх. "Потом парни приносили "покойника". Нарядят какого мужика или парня, зубы ему из картошки сделают, глаза - из бумаги. Страшный! И девок подводят к нему целовать его, прощаться, значит. А страшно так, но пойдешь". В Чкаловском р-не над "покойником" приговаривали: "Покойник, покойник, умер во вторник, в среду година, четверг сорочина".
Ряженье "покойника" и "похороны" его в южной части области входило, помимо святок, в другие обрядовые комплексы - "похороны Костромы", "похороны Кузьмы-Демьяна", но покойника в них изображало чучело, и, соответственно, сцены оживления не было, а сцена прощания разыгрывалась сходно со святочной. "Похороны покойника" здесь включались также в свадебное ряженье, и в этом случае роль покойника могла играть женщина.

читать дальше


@темы: Библиотека Вампира с Хайгейта, поверья и приметы, обряды и традиции

главная