Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Ueber ewiger Ruhe

19:05 

Плакальщица

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Тема скульптурного воплощения плакальщицы очень обширна.
Например, в "Мемориальной скульптуре конца XIX - начала XX в." читаем:
В целом наблюдаемая общая для модерна тенденция к созданию монументальных решений была явлением интересным, но только в отдельных случаях она завершилась успехом. Особенно часто неудачу общего решения обусловливало увлечение мастеров элементами мистики. К таким работам в числе многих можно отнести памятник академику-физиологу И. Р. Тарханову в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде. Профессор Военно-медицинской академии Тарханов примыкал к сеченовской школе физиологов, был передовым общественным деятелем, организатором народных университетов. Памятник, сооруженный по проекту его жены Е. П. Тархановой-Антокольской (1868-1932) в 1911 г., ни в коей мере не отражал ни мировоззрения, ни общей направленности всей деятельности этого передового ученого. Тарханова-Антокольская, племянница знаменитого скульптора, занималась практикой под руководством И. Я. Гинцбурга, но в свою пластическую манеру внесла налет салонности и декадентской мистики, которые были совершенно чужды ее учителю.
Памятник Тарханову представляет собой портик из серого тесаного гранита с закругленной нишей. Из нее как бы выступает горельефная фигура ученого в обычном костюме, но со скрещенными на груди руками, в романтически перекинутом через плечо плаще, спускающемся до полу глубокими складками. Коленопреклоненная, плачущая, с заломленными руками фигура женщины изображена упавшей на саркофаг у ног его. В памятнике нет единой стилистической и смысловой цельности. Мистическая фигура покойного несовместима с будничной трактовкой его костюма, строгая форма пилонов раздроблена витиеватым орнаментом и надписями; эффектная плачущая фигура композиционно не увязана с пышным саркофагом и т. д.
Большое количество скульптурных надгробий стиля модерн было сооружено на иноверческих кладбищах в Петербурге и Москве, как правило, иностранными скульпторами. Эта "россика" XX в. прежде всего отличается от отечественных работ образной трактовкой, однако налицо и общее стремление к созданию монументальных сооружений в виде колоннад и портиков в сочетании со скульптурой.
Наиболее часто встречался во всевозможных вариантах один и тот же штамп композиции: скорбная фигура плакальщицы, помещенная у дверей гробницы. На Введенском кладбище таких решений достаточное количество. В надгробии Пло (ум. 1905) традиционный портик выполнен из серого гранита, между каннелиро-ванных колонн - чуть приоткрытая дверь; на ступеньках стоит бронзовая фигура женщины в длинной одежде со склоненной, слегка повернутой назад головой.
Надгробие семьи Фульд представляет незначительно измененный вариант этого же типового решения: портик здесь рустованный, из серого гранита, на ступеньках сидит мраморная женская фигура в длинной одежде под покрывалом, закрыв лицо руками. Эта композиция повторяется в надгробии Ф. А. Купферу (ум. 1912) на Ваганьковском кладбище в Москве, а также в ряде других надгробий, установленных на могилах иностранцев. Все эти памятники, безусловно, выполнены профессионально, но они не свободны от холодноватой салонности. Особого влияния на русскую мемориальную скульптуру они почти не имели, за исключением работ М. Диллон и Е. П. Тархановой-Антокольской.


1. Фульд
2. Купфер
3. Кладбище во Флоренции
4. Современная трактовка



Стоит отметить, что на Ваганьково подобную скульптуру можно встретить еще два раза, причем оба на той же аллеи, что и купферовскую. Они буквально идут друг за другом.
На Рогожском кладбище можно встретить уже современную вариацию: при входе на кладбище сразу свернуть направо и чуть-чуть пройти вдоль колумбария. Могила будет по левую руку.
Если вы встречали еще, то сообщайте.


Одни из самых знаменитых плакальщиц
Белые алебастровые статуи изображают девушек, закутанных в плащи. Каждая из этих фигур по-своему передает печаль: кто-то опустив голову, кто-то укутав лицо капюшоном, кто-то протягивая руку к глазам, чтобы вытереть слезы. Почти 40 таких «плакальщиц» было создано в 15 веке для украшения могилы Иоанна Бесстрашного, второго герцога Бургундии. «Они изображают реальных людей, которые шли в похоронной процессии герцога», – говорит Петер Барнет, куратор выставки в Нью-Йорке.
«За их спокойным тихим образом скрывается что-то очень сильное», – говорит Хизер МакДональд, куратор европейского искусства в Художественном Музее Далласа, который организует этот тур совместно с Музеем Изобразительного Искусства в Дижоне, Франция. Мероприятие проходит в рамках программы обмена Французских и Американских музеев.
16-дюймовые скульптуры, установленные в 1457 году на могиле убитого князя, будут путешествовать, пока Музей Дижона во Франции находится на реставрации. После своего тура по США они будут выставлены в Музее Клуни в Париже, где дождутся окончания ремонтных работ.
Бургундия была одним из самых мощных княжеств в Европе 14-15 веков. Директор программы обмена в США Рик Бреттель говорит, что люди специально ездят в Дижон, чтобы увидеть эти скульптуры. «Эти траурные фигуры восхищают абсолютно всех».
Всего на могиле Иоанна Бесстрашного стояла 41 статуя, но одна из них была утеряна во время Французской Революции.
сайт

@темы: европейские кладбища, история скульптуры, погребальные сооружения, российские кладбища

URL
Комментарии
2011-06-15 в 11:11 

В Ярославле на кладбище на Туговой горе есть аналогичная плакальщица (памятник конца 20 века). s57.radikal.ru/i157/1106/95/d7a3892230fc.jpg

2011-06-15 в 15:27 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
спасибо!
ей идет такая потертость

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная