Ueber ewiger Ruhe

19:24 

Kostnice. Путешествие по чешским криптам и оссуариям...

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Мы уже рассказывали о крипте капуцинов Брно. Теперь пришло время познакомить вас с местным оссуарием.
St. James Church (Kostnice Sv. Jakuba), Brno

Готовясь ко Дню города в начале 2000 годов, было принято решение провести реконструкцию старой части Брно. Но перед этим надлежало провести археологические раскопки. Исследование площади святого Якуба привело к неожиданному открытию: подземная средневековая крипта была забита около 50 000 скелетами. Когда-то они были сложены в аккуратные ряды, но подземные воды и грязь затопили склеп и перемешали тысячи костей.
Останки датируются приблизительно 1600 и 1700 годами. Как полагают ученые, кости были выкопаны со старого кладбища, чтобы освободить место для новых захоронений – вполне обычная причина возникновения костниц и оссуариев, надо заметить.
По окраске костей и черепов ученые смогли определить, от каких болезней умерли многие из этих людей. Хотя все кости имеют желтый оттенок – они никогда не подвергались воздействию солнечного света – интенсивность этого цвета говорит о смерти от холеры, а красный оттенок – о смерти от чумы.
То, что вы видите на фотографиях – работа археологов. Власти приняли решение привести место в порядок: разложить кости, по возможности справиться с антисанитарией и укрепить помещение во избежание новых затоплений.
Крипта должна была открыться для посетителей в 2010-2011 годах. Но насколько мне известно, в конце того года работы еще велись.
приблизительно так там работают
сам костел
Об этом костеле существует несколько старинных легенд. Одна из них повествует о злодее, который после богослужения спрятался внутри костела и ночью стал красть все, что мог унести. Когда же очередь дошла до деревянной статуи Девы Марии, она схватила его за протянутую руку. Да так крепко, что злодей на мог высвободиться и сидел целую ночь, тресясь от страха, пока утром его не нашел удивленный приходский священник. Однако же статуя держала его так крепко, что он не мог и двинуться, не то, чтобы освободиться. Ничего не оставалось, как отрубить ему руку, что и было сделано. Собравшийся поглядеть на чудо народ решил повесить её у входа, чтобы она напоминала всем о восьмой Божьей заповеди «Не укради». Злодей потом раскаялся, а рука его висит в костеле до сих пор.

Кладбище вокруг костёла св. Якуба на нынешней Якубской площади существовало уже в первой половине 13-ого века. Как и остальные городские кладбища, оно было ограничено городскими крепостными стенами, не позволявшими городу расширяться. Вскоре кладбище перестало удовлетворять нужды растущего города, поэтому была введёна так называемая сменная система захоронения: через 10 - 12 лет после погребения, могила вновь вскрывалась, останки извлекались, а могилу вновь использовали для захоронения. Останки переносили в специальные подземные объекты – оссарии или костехранилища.
Непосредственно под полом костёла св. Якуба уже вероятно в 17-ом веке специально для этой цели был сооружен склеп из трёх камер. Сначала заполнение склепа шло медленно, но в середине 18-ого века уже существовало два аккуратных штабеля из человеческих останков, перенесенных сюда из могил кладбища у стен костёла. Быстрое заполнение костехранилища происходило в связи с частыми эпидемиями чумы и холеры, когда практически всё население города вымирало. Постоянная нехватка места для хранения останков привела в 1741 году к расширению костехранилища. Наиболее приемлемым местом в строительном отношении для расширения костехранилища стало пространство под кладбищем, постепенно переходящее в склеп под костёлом. Однако новое костехранилище оказалось заполненным уже в течение шести лет, что заставило старейшин города принять решение о его расширении в направлении Часовни усопших, стоявшей недалеко от костёла. Коридор, который должен был соединить оба эти пространства, был построен лишь до половины. Затем строительные работы были прекращены, а первоначальный замысел так и остался навсегда неосуществлённым.
После заполнения склепа и костехранилища под кладбищем, вход в него, ведущий из главного нефа костёла, был закрыт каменной плитой с текстом на латыни. В связи с реформами императора Иосифа II в 1784 году церковное кладбище по санитарным соображениям было закрыто. Останки из могил были перенесены в склеп, кладбищенскую стену разрушили, а пространство вокруг костёла замостили уже ненужными надгробными плитами. Со временем костехранилище, его размеры и расположение были забыты.
2001 год преподнёс археологам неожиданный сюрприз. Во время реконструкции Якубской площади проводились систематические археологические исследования подземелий. Уже первые зонды на глубине четырёх метров подтвердили существование обширного погребального комплекса. Отдельные помещения часто до самого свода были заполнены невероятным количеством человеческих костей. Предполагаемое количество погребенных, которым принадлежат останки, составляет более 50 тысяч. Проведенный антропологический анализ установил, что, в основном, здесь были захоронены жертвы средневековых эпидемий чумы и холеры, а также погибшие во время военных действий в период Тридцатилетней войны (1618-1648) и осады города шведами.
Плесень и вездесущая сырость (и без вмешательства извне) постепенно привели бы к распаду костей, оседанию и разрушению сводов помещений, находившихся всего в двух метрах ниже уровня мостовой оживленной улицы у костёла св. Якуба. Поэтому единственным решением для сохранения уникальной находки стал проект реконструкции и открытия костехранилища. В ходе реконструкции предполагается поднять все останки, обработать их и снова, со всеми полагающимися усопшим почестями, возвратить на место последнего успокоения. Совместно с остальными археологическими находками экспозиция станет документальным отображением истории погребения на одном из крупнейших городских кладбищ в Брно. ©

Вамберецкие мумии в подземельях Броумовского монастыря

В просторных подземельях монастыря в Броумове покоятся 34 мумии, первоначально находившихся в гробнице приходского костела святого Прокопа в Вамберке. В середине 80-х годов в непосредственной близости костела проходили земляные работы, в время которых была нарушена система канализации и сточные воды проникли в подземные помещения. В результате изменения климатических условий (главным образом повышению влажности) некоторые мумии начали портиться. Другие были в значительной стадии разложения и должны были быть похоронены в земле. Из первоначальных примерно 50 мумий удалось сохранить 34, которые были временно размещены в депозитарии филиала районного музея Орлицких гор в Вамберке. В брумловский монастырь их привезли в 2000 году. Среди мумий взрослых людей есть и две детские. Экспозицию Вамберских мумий можно посетить за дополнительную плату после осмотра монастыря. ©
Панорама.

-Костницы-

Когда говорят «костница», то все сразу представляют церковь около Кутна-горы. Однако, костниц в Чехии достаточно и без нее. Просто она более раскручена в интернет-пространстве.
И сейчас мы не будем в который раз трогать оссуарий Седлеца (информации и фотографий по нему у нас достаточно), а вспомним о его незаслуженно забытых чешских собратьях.
Melnik, ossuary (Kostnice)


внимательно посмотрите на черепа на последнем снимке.
Мельницкая костница вместе с Седлецкой у Кутной Горы относится к самым большим в Чешской Республике. Находится она в крипте под пресбитерием - центральной частью хора пробстского костела святых Петра и Павла. Этапы создания пресбитерия и надписи на стенах свидетельствуют о том, что костел служил своему предназначению до 30-х годов XIX столетия. С незапамятных времен вокруг костела существовало кладбище, которое не успевало, особенно во времена чумных эпидемий, поглотить их бесчисленные жертвы, и поэтому могильщики выгребали кости мертвецов и аккуратно складывали их в костнице. Костница или оссуарий были в большинстве приходских костелов, где существовали кладбища. Мельницкая костница служила своему грустному предназначению до 1775 года, когда кладбище у костела были ликвидировано. Губернский указ гласил, чтобы 16 августа 1787 года кости из всех костехранилищ должны были быть погребены в земле. Однако в Мельнике указ исполнили иначе: в костнице замуровали окна и двери. Кладбище затем перенесли к костелу святой Людмилы на окраине города.
В костнице были размещены останки примерно 10 000 – 15 000 человек разного возраста, пола и национальности. Груды костей впоследствии находили также и на других местах в окрестностях Мельника, это были останки жертв боевых сражений Тридцатилетней войны и других военных конфликтов.
Возможностью посетить сейчас это место мы обязаны антропологу Йиндржиху Матейки (В 1918-1934 гг. – профессор Пражского университета, при естественном факультете которого организовал кафедру антропологии и Музей человека им. А. Хрдлички. Описал скелетные остатки людей позднего палеолита, открытые на территории Чехословакии. Основал журнал «Антропология» (1923), в котором публиковал статьи, направленные против расистских теорий).
Склеп был замурован и забыт на 230 лет. В 1891 - 1892 после ремонта храма вход был вновь открыт, в 1913 - 1916 костями занимался антрополог профессор Карлова университета Йиндржих Матейка.
Будучи не только образованным, но и глубоко религиозным человеком, он решил и в это царство костей внести частицу своей веры: сердце, крест (украшенный пальмовой ветвью - символ Христа) из черепов - его рук дело. Каждая кладка в этом оссуарии имеет свое сакральное значение.

Krtiny, charnel (Kostnice)


В Крштинах всего 800 жителей. А в маленьком оссуарии при церкви Пресвятой Девы Марии - 1000. Любопытно то, что на 12 черепах нарисованы лавровые венки - такое можно встретить и в австрийском Гальштате. История не сохранила, кому принадлежат эти останки. Бытует версия, что это черепа богатой австрийской семьи, каким-то образом оказавшейся в Моравии. Умирая на чужбине, они хотели, чтобы их кости были украшены по традициям своей родины.

Mouřenec, ossuary (Kostnice)/Kostel svatého Mořice (Mouřenec u Annína)

Large charnel at the Church of St. Maurice.


Letarovice, charnel (Kostnice)



Zdislavice, ossuary chapel (Kostnice)


Оссуарий, созданный в 1810-1812 гг., хранит не только кости с местного церковного погоста, но и останки жертв эпидемии чумы из близлежащих деревень.
+Альбом+

Mikulov, ossuary (Kostnice)

Редкий случай, когда костница является частным склепом для одного рода.

В Колине при храме св. Бартоломея|Kolín, st. Bartholomew church

©
Костехранилище в Колине впервые откроется для туристов после ремонта
В то время как костехранилище в Седлеце посещают тысячи туристов за год, склеп у костёла св. Варфоломея в Колине до недавнего времени был закрыт на самую масштабную реконструкцию за последние десятилетия. Но скоро это изменится и отреставрированное костехранилище примет первых туристов.
Руководство города с открытием склепа рассчитывает повысить привлекательность и посещаемость Колина.
«Хотя наше костехранилище меньше седлецкого, оно оформлено возможно более интересной иконографией. Здесь заметнее влияние стиля барокко», — говорит Владимир Ришлинк, директор Регионального музея в Колине.
Склеп в Колине, например, имеет двойной потолок. Нижний свод с отверстиями украшен черепами, которые «смотрят» наверх на изображение архангела Михаила, зовущего на Страшный суд. Все скелетные инсталляции, по мнению Ришлинка, посыл к латинскому mementо mori – помни о смерти, что должно было понуждать людей задуваться о смысле земной жизни.
На гипсе у входа в склеп можно заметить имена солдат, участвовавших в битве при Колине 18 июня 1757 во время Семилетней войны. «Солдаты тогда расположились возле костёла и видимо оставили эти надписи», — говорит Ришлинк.
Другую историю о скелете у входа, который по легенде принадлежит студенту, погибшему на баррикадах в Праге в 1848 он опровергает, так как скелетные останки явно от нескольких людей.
Костехранилище было возведено в 1733 по проекту неизвестного архитектора на фундаменте готической угловой башни. Кости привезли со старого кладбища св. Варфоломея. Все скелетные украшения в своё время были упакованы в ящики и направлены на восстановление сотрудниками Национального музея.
Костехранилище вместе с костёлом св. Варфоломея находились в очень плохом состоянии пока в декабре прошлого года не началась их масштабная реконструкция. Также в проект реконструкции были включены готическая колокольня и приходская школа 1345 года, предусмотрены работы по озеленению. На эти цели город получил субсидию от Министерства регионального развития, покрывающую 90% стоимости работ (все они оцениваются в 85 млн крон, из которых 13,5 млн – реставрация костехранилища). ©

Говорят, что костницы есть еще в Кбелницах (Kbelnice) и Малине (Malín).



Klatovy, Katakomby Klatovy, Church of the Virgin's Immaculate Conception and St. Ignatius

Сайт и Галерея
Королевский город Клатови (Klatovy), расположенный на реке Брадлавке, у Чешского леса, был основан в 60-х годах XIII века королем Пржемыслом Оттокаром II и к XVI веку был одним из самых богатых и крупных городов Чехии, чему во многом способствовало его расположение на торговом пути из Чехии в Баварию. После гуситских войн, в которых город принял сторону повстанцев, он продолжал развиваться и в XVI веке украсился рядом архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней, таких как Черная и Белая башни, ратуша и новые дома города.
Основным достопримечательностями города Клатови являются две башни – Черная башня (Černá věž), высотой 81 метр, сооруженная в 1547 – 1557 годах и Белая башня (Bílá věž), которую построили в 1581 году, как часть костела Рождества Девы Марии (kostel Narození Panny Marie). Эта башня использовалась, как колокольня, в 1758 году она сгорела, но впоследствии была отстроена. Высота ее составляет 60 метров. Сама церковь построена в готическом стиле и примечательна прекрасными фресками.
Клатови (Klatovy)
В 1656 году была построена иезуитская церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Св. Игнатия (kostel Neposkvrněného početí Panny Marie a svatého Ignáce), в катакомбах которой находятся мумифицированные тела иезуитов и местных дворян. Во время туристического сезона в сюда открыт доступ. Первые склепы здесь появились ещё до окончания строительства, в 1670-х годах. Император Иосиф II своим указом запретил захоронения в катакомбах. В подземелье действует хитроумная система вентиляции, поэтому останки мумифицировались при постоянной температуре. Покоятся здесь около 200 человек, сохранилось 30 мумий, они находятся в стеклянных раках.

Kostnice, Nížkov

+Альбом+

Костница датируется 1708-1709 годами. Здесь покоятся кости около 7000 солдат из Баварии, Пруссии и Франции. Согласно легенде, так витиевато кости сложил слепой юноша.



Velka Losenice
+Альбом+


Putim

@темы: чешские кладбища/Кладбища Праги, мумии, катакомбы, загадки и мистика некрополей, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

URL
Комментарии
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная