The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Надгробия и гробницы в форме черепашьего панциря, являются традиционным азиатским типом гробниц, которые довольно часто встречаются в прибрежных районах Китая, например, в провинции Фуцзянь, и в Японии на острове Рюкю.
В китайской версии могила выглядит как панцирь черепахи. Вертикальное надгробие с именем умершего расположено на месте головы черепахи, на месте же задних лап расположено само захоронение. Могилу огибает подковообразный хребет, который в соответствии с принципами фэн-шуй, необходим для защиты могилы от «вредных» ветров с трех сторон.
В японской традиции гробница имеет ту же общую форму и расположение, но в гораздо большем масштабе. Тело «черепахи» служит в качестве семейного захоронения.
Могила, которая имитирует форму черепахи, по Китайским и Японским поверьям способствует долголетию потомков покойного. Легенда гласит, что места захоронения черепах способны благоприятно влиять на упокоение человеческой души. Согласно легенде, в эпоху Xiang fu, один человек из провинции Гуандун, искал подходящее (с точки зрения фэн-шуй) место, для погребения одного из своих родителей. Он узнал что за десять дней до этого, в горах были захоронены несколько десятков черепах во главе с большой мертвой черепахой. Этот человек нашел могилу гигантской черепахи, перезахоронили рептилию в другом месте, и использовал освободившееся место, чтобы похоронить одного из своих родителей. В последствии, он имел трех сыновей, которые за свою долгую жизнь добились успеха и занимали высокие социальные позиции.
Образ черепахи распространен в похоронных традициях Китая, в частности, на поминальные обеды часто изготавливают сладости и торты в форме черепашьего панциря.
***
Первоначально фэн-шуй служил не живым, а мертвым, потому что в Китае считается до сих пор, что благосостояние живущих определяется положением могил предков. В русских деревнях все было проще: хоронили всех на общем сельском кладбище, только для некрещеных младенцев, отлученных от церкви, иноверцев и самоубийц путь туда был закрыт. А так особенно места не выбирали. Русские покойники лежали рядами под крестами вблизи сельской церкви, лишь очень богатые люди могли себе позволить создание семейного склепа. Как правило, склепы строились для власть имущих.
В Китае иначе. Там выбор хорошего места для могилы — дело чести всей семьи. Будет покойник лежать в месте с хорошим фэн-шуй — будет его потомкам жить легко, будут у них и деньги, и слава, и хорошая работа, и здоровые дети. А чтобы найти идеальное место для могилы, приглашали специалиста фэн-шуй, который использовал свой опыт, вычислял по магическому квадрату или создавал триграммы по Книге перемен и пользовался космическим компасом.
Для могил китайцы выбирали самые лучшие земли, ведь душам умерших должны открываться прекрасные, величественные пейзажи, покой их не должен быть нарушен. Хорошим для захоронения местом считалось такое, где рядом находилась вода, причем не стоячая, могилу ориентировали в необходимом направлении, чтобы правильно выбранное направление дало потомкам возможность улучшить авторитет и благосостояние семьи; обязательно искали землю, где дракон, тигр, черепаха и феникс образуют кресло, и поиски могли занять много времени. Только когда такое место было найдено, проводились похороны. Китайская история свидетельствует, что иногда похороны откладывались на месяцы!
Неудачное место для могилы предков, по фзн-шуй, может привести даже к физическим дефектам потомков. Если из поколения в поколение рождались дети с генетическими нарушениями, китайцы прежде всего искали причину в неправильном расположении могил предков. Даже сейчас, когда известно, что причина уродств имеет наследственный характер, что все дело в искажении хромосом, китайцы считают, что виноват плохой фэн-шуй могил. Причем так утверждают не только безграмотные крестьяне, а и вполне цивилизованные американцы китайского происхождения. Китайцы до сих пор кладут в могилы ценные вещи, лишь изменился характер ценностей: если в древние времена это были монеты, золотые украшения, зеркала, то теперь сжигают то, что любил покойный: от дворцов и личных самолетов до предметов личной гигиены, — правда, спешу заметить, предают огню не настоящие самолеты и дворцы, а символические — их специально делают из бамбука и бумаги.
Внимательно выбирают и форму участка для могилы: лучше всего, если участок квадратный или имеет форму кошелька, тогда на нем формируется хорошая ци. Если участок имеет узкую переднюю часть, то это может отразиться на потомках и помешать им достичь благосостояния и славы. Участок должен быть сухим, гораздо суше той земли, на которой строят дом, чтобы не так интенсивно происходил процесс разложения тела. Дождевая вода должна стекать с участка, чтобы не попадать в могилу. В противном случае фэн-шуй изменится, а это отразится на жизни всей семьи. У изголо­вья обязательно располагают надгробный камень, он символизирует спинку кровати. И не забывают ухаживать за могилой, это очень важно для поддержания хорошего фэн-шуй. Надгробный камень должен оставаться всегда чистым и не изменять цвета. Очень плохо, если он покрывается чернотой, если обрастает мхом или на нем выступают белые пятна. Заботливые китайцы стараются разными способами очистить камень, потому что от этого тоже зависит жизнь семьи: выступившие на нем белые пятна дают знак, что через несколько лет в семье может случиться большая беда.
Так было раньше, так осталось и сейчас. А теперь задумайтесь. Мы, воспитанные в другой культуре, тоже ведь заботимся о могилах своих предков. Только мы считаем, что этой заботой даем покой своей душе, оказываем почтение своим бабушкам и дедушкам. Исподволь мы стараемся сделать могилу своих предков красивой: ставим памятники, сажаем цветы, выращиваем у могилы деревца...То есть, сами того не зная, мы пытаемся создать хороший фэн-шуй, который влияет и на наше будущее. ©

---
От Альм
Фен-шуй - это китайское искусство сочетания домов живых людей и могил мертвых таким образом, чтобы поддерживались взаимодействие и гармония локальных течений космического дыхания Инь и Ян.
При помощи фен-шуя можно нейтрализовать неблагоприятный характер любой конкретной местности, применяя талисманы и амулеты.
В Китае существует общая вера в то, что везде существуют обязательные топографические особенности (естественные или искусственные), проявляющие или изменяющие вселенское духовное начало, что ветер и вода, т.е. климатические изменения, находятся под влиянием этического поведения людей, а также под влиянием небесных тел.
Применяемый в связи с этим термин - Фэн-шуй - устанавливает систему правил, по которой определяется оптимальное расположение городов, домов и могил.
Фен-шуй также предопределяет судьбу семей и общин. Для таких целей используется и астрологический компас.
Формы холмов и направления ручьев, являющиеся результатом характерных влияний ветра и воды, наиболее важны, но кроме них, дополнительными факторами являются высота и архитектура домов и направления дорог и мостов...
Искусственное изменение природных форм может иметь хорошие или плохие последствия - в зависимости от того, каковы будут построенные по-новому формы. Например, извилистые дороги более предпочтительны из-за их благотворного влияния, чем прямые дороги.
Так как прямые, например, железные дороги и туннели, благоприятствуют циркуляции вредоносного начала. Смерть в определенной степени зависит от космических потоков и может ими использоваться для влияния на жизнь.
Поэтому для каждой семьи жизненно важными являются выбор и поддержание в порядке наиболее благоприятной окружающей обстановки для могил, родовых храмов и дома.
Китайцы утверждают, что система Фэн-шуй впервые была применена по отношению к захоронениям Кио и Ро - ученым, умершим в 324 г. н.э., а по отношению к архитектуре и строительству - Wang Chi, мудрецом времен династии Sung.
Согласно теории фэн-шуй, широкая река должна находиться спереди кладбища, высокий утес - позади и замыкающие справа и слева холмы образуют для могилы наилучшее местоположение.
Дома и могилы должны быть обращены лицом на юг в связи с тем, что ежегодное оживление растительной жизни, связанное с наступлением лета, приходит с этой стороны; смертоносное же влияние зимы - с севера".
Символические фигуры и т.п. на крышах построек, изображения духов на дверях домов и каменные статуи перед могилами предназначены главным образом для создания благоприятной ауры, в которой космические потоки могут создавать благоприятные условия Фэн-шуй для благополучия местности.
Для славянских народов такой выбор благоприятных зон совсем не характерен. И не только для славян, но и для древних египтян и других народов.
Это различие заключается в том, что китайцы боялись потерять здоровье и жизнь. Они считали, что, соприкасаясь с энергией мертвых или смерти, могут “заразиться” разрушающей энергией. Такими же качествами они наделяли северные ветра и зиму.
Славяне и древние египтяне думали несколько иначе. Они больше боялись погубить душу, чем физическое здоровье или жизнь. Поэтому боялись проникновения в свои души, дом, двор и могилы мертвых родственников демонической сущности, которая всегда летела с юго-востока или юга.
Зная это, они проводили улицы в своих селениях по сторонам света, и строили свои дома с входом на север, окнами, обращенными только на север и восток, а южную сторону дома делали глухой, т. е. без окон и дверей. Кстати, вход в Великие Пирамиды в Египте тоже расположен с северной стороны.
Такая постройка защищала людей от проникновения в их жилище вредоносного света Луны - Луна светит только с южной стороны, особенно в полнолуние.
Также такая постройка защищала людей от проникновения в дом нечистой силы, которая не могла войти в дом с севера.
Покойников хоронили головами на юг, а ногами на север, что не позволяло нечистой силе проникнуть в череп покойника. Так как кости черепа человека сохраняют положительную информацию - молитву к Богу. Именно эта молитва не позволяет нечистой силе проникнуть в покойника.
©

Кажется, что гонконгские могилы расположены на лучших участках земли. Сотни могил на гонконгских горах "наслаждаются" величественными горными пейзажами, панорамой Южно-Китайского моря и островов, которые вздымаются над мерцающей водой, подобно спинам китов, играющих в заливе.
Па протяжении тысячелетий китайцы, от императора до простого крестьянина, тратят много сил и денег на выбор места захоронения. Они убеждены, что если умершие не будут должным образом захоронены, то от этого пострадают последующие поколения. Считается, что потомки прародителя, покоящегося в исключительно хорошей могиле, будут вознаграждены богатством, здоровьем, множеством сыновей и, возможно, даже высокой должностью.
Могилы, настаивает Чень То Сан, человек фэн-шуй из Гонконга, являются в его искусстве объектами первостепенной важности. К примеру, одной из причин смерти Джона и Роберта Кеннеди он называет "неудачное месторасположение могилы их дедушки - несомненно, эта могила имеет плохой фэн-шуй". Используя подобную методологию, он предсказал в 1979 году, что Тедди Кеннеди никогда не будет избран на пост президента.
Одаренный умением постигать суть вещей, Линь Юнь проследил связь между проблемами, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, и весьма неудачным расположением могилы основателя государства - Джорджа Вашингтона. Расположенная слишком низко - у подножия горы Верной - могила к тому же затемняется большим деревом, посаженным в нескольких футах от нее. Таким образом, недостаток солнечных лучей и ограниченный приток ци к могиле первого президента препятствуют развитию страны.
Фэн-шуй могил восходит к древнекитайскому культу предков. Уход за могилами предков стимулируется грядущими жизненными благами для их потомков. Один миссионер в XIX в. осуждал такую практику как антиконфуцианскую и эгоистичную*. Располагая могилы, люди фэн-шуй используют множество тех же методов, что применяются для выбора жилья. Должны быть проанализированы параметры предполагаемого места захоронения: находится ли оно достаточно близко к воде; можно ли расположить могилу в нужном направлении; есть ли зеленый дракон на левом фланге, защищает ли белый тигр правый фланг, находится ли сзади черная черепаха, а спереди - красный феникс. Похороны откладывались на месяцы, пока не было найдено наилучшее место.
Взлет политической карьеры Сунь Ят Сена, например, связан, по мнению специалиста фэн-шуй, с хорошим расположением могилы его матери в Заливе Чистой Воды на Новых Территориях. Расположение этой могилы соответствует классическим требованиям фэн-шуй. Она находится на южной стороне черепахи-горы, смотрящей на голубую воду Южно-Китайского моря. Слева от нее возвышается гора зеленого дракона, справа располагается более низкий холм белого тигра. Кроме "обнимающих" могилу гор, большое значение также имеют водная панорама и очертания береговой линии, символизирующие богатство. Некоторые люди покупают землю напротив родовых могил, чтобы помешать какому-либо строительству, которое могло бы стать помехой их преуспеванию и богатству.
Формы гор, среди которых расположена могила, могут влиять на потомков умершего. Уродливые горы могут принести несчастье. Одна американка китайского происхождения приписывает свой физический дефект расселине в холме, находящейся прямо перед родовыми могилами. "С тех пор как мы стали там хоронить, - объясняет она, - в каждом поколении рождается ребенок с заячьей губой".
Иногда на выбор места захоронения влияют аргументы науки. Область на севере от Лояна долгое время была известна как земля для захоронений, главным образом, потому, что низкий уровень грунтовых вод способствовал продолжительному сохранению тел умерших, что обеспечивало, как считали потомки, семейную удачу и достаток.
Распространены рассказы и легенды о чудодейственной власти могил фэн-шуй. Во времена династии Мин говорили, что некто стал императором благодаря тому, что подвесил, гроб своего отца в горной пещере - в пасти дракона - так что отец буквально стал "языком дракона".
Утверждают, что от правильно выбранного места захоронения правителя зависит судьба не только его потомков, но и всего государства. Когда на страну обрушивается беда, источник ее может быть не в экономике или политике, а в плохом расположении могилы правителя. Некоторые китайцы говорят, что политические проблемы Тайваня, особенно признание Соединенными Штатами КНР в 1978 г., связаны с неправильным расположением могилы генералиссимуса: на живом драконе вместо дракона для мертвых.
Люди не прочь использовать мертвых, чтобы навредить живым. Около пятидесяти лет назад на Тайване об одной богатой семье говорили, что она своим возвышением обязана хорошему расположению могилы отца, которое было предложено знатоком фэн-шуй из Китая. В семье было пятеро сыновей, они жили богато и счастливо. Когда же на Тайвань приехал сын знатока фэн-шуй, они оказали ему весьма холодный прием. Чтобы наказать их за неблагодарность, он купил землю перед могилой и посадил там полукругом бамбук. Оба конца посадки он соединил дорогой, перпендикулярно которой проложил еще одну дорогу, нацеленную на могилу, создав подобие лука и стрелы. К всеобщему удивлению, могильный камень раскололся пополам. Па протяжении последующих трех лет семья разорилась и многие из ее членов умерли. Тогда, чтобы найти причину несчастий, был нанят другой специалист фэн-шуй из Китая. Он исследовал проблему и исправил положение, заменив могильный камень и установив по обе стороны могилы двух каменных кроликов с поднятыми лапками, готовых поймать стрелу (кролики традиционно считаются быстрыми зверьками). Через год все пришло в норму.
Обустройство могил является самым древним из дошедших до нас примеров фэн-шуй в Китае. Подобно египтянам, китайцы, хороня умерших царственных особ, серьезно заботились о создании таких условий, в которых умершие могли бы вечно наслаждаться максимально возможным покоем и комфортом. Могила Цинь Ши Хуан Ди, первого императора Китая, представляет собой вручную насыпанный могильный холм огромных размеров, расположенный вдоль оси север-юг и охраняемый армией глиняных воинов высотой в человеческий рост. Кстати, в фамильном склепе была восстановлена обстановка дворца. Явившийся результатом труда семисот тысяч строителей, интерьер могилы отражал гармонию Вселенной: с небесными созвездиями, нарисованными на потолке, и топографией земли с механически бегущими по полу реками и океанами из ртути. (В период первых династий безопасность и комфорт умершего правителя обеспечивались захоронением приближенных, колесниц, лошадей и обезглавленных врагов.) Если могила не подвергалась ограблению, то внутри археологи обнаруживают фрески, изображающие пышные религиозные процессии, монеты, бронзу и зеркала. Сегодня китайцы продолжают древнюю традицию отправления ценных вещей в мир духов, предавая огню дворцы, прислугу, реактивные авиалайнеры, автомобили, одежду, туалетные принадлежности, ночные горшки, кастрюли, деньги, солнцезащитные очки (все это, конечно же, сделано из бамбуковых палочек и бумаги). Другие любимые вещи умершего, например, сигареты, кладутся в гроб.
Нетленность как разновидность бессмертия - предмета вечного поиска древних китайцев - была достигнута при захоронении некоторых представителей императорских династий. Для могилы одной принцессы династии Хань геомант, должно быть, сумел найти достаточно сухое место, благодаря чему сохранялось не только ее тело, но и шелковая мантия, которую на нее надели в день похорон почти две тысячи лет назад.
Могила одного из членов семьи Тан на Новых Территориях настолько удачно расположена, что остается нетронутой на протяжении трехсот лет. Современные здания сооружаются вокруг нее на худших участках, а эта могила в форме подковы продолжает занимать несколько акров лучших владений Цзуньвань на линии фэн-шуй, ведущей к морю. (Форма могилы сама по себе считается удачной, если она подобна горному образованию, напоминающему кресло.) Правильное, с точки зрения фэн-шуй, расположение могил награждает потомков финансовым благополучием. Когда правительство или частные подрядчики хотят построить здание или дорогу, они чаще всего должны заплатить высокий гонорар за эксгумацию и перенесение останков. Иногда даже приходится существенно изменять государственный проект.
Вся сельская местность Новых Территорий словно заминирована похоронными урнами. В Юэньлуне, где местные власти приняли решение залить асфальтом дорогу "исключительно для пользы жителей", было найдено множество похоронных урн с сухими и чистыми костями. Потомки настаивали, чтобы этот участок дороги не был потревожен и остался невымощенным. И сегодня на этом месте среди асфальта остается десятифутовый участок грунтовой дороги.
Специалисты фэн-шуй борются за правильное расположение могил даже на католических и других христианских кладбищах. В каждом случае они должны решить, как лучше использовать ци. Согласно Линь Юню, важна форма участка земли: он должен притягивать ци. Квадратный участок является наилучшим. Хорошо также, если внутренняя часть участка узкая, а вход широкий.
Узкий вход создает проблемы. Узкая часть при входе и широкая часть с противоположной стороны очень сильно влияют на жизнь, карьеру и финансовые возможности сыновей и внуков. Их дорога становится все более и более узкой. Место, где расположена могила, не должно быть замкнутым пространством, чтобы не вызывать клаустрофобию.
Надгробный камень, по аналогии со спинкой кровати, должен находиться у изголовья. Уход за могилой, говорит Линь Юнь, очень важен. Иногда могильный камень может изменить цвет. Если он чернеет, то в семью придет беда. "Если белое проступает на камне, в семье в течение двух или трех лет случится белое событие",- говорит Линь Юнь. (Белый цвет в Китае означает глубокий траур.) Чтобы избежать несчастья, следует, по совету Линь Юня, либо соскоблить белое или черное - рациональное решение, либо, что еще лучше, "использовать чжу-ши - трансцендентный путь - и затереть белые полоски с помощью препарата юня (красное порошкообразное лекарство) или вина юня.
Дом инь (обитель мертвых) должен находиться в более сухом месте, чем дом ян (обитель живых), чтобы тело и гроб не так быстро разлагались. Выбирая место для могилы, следует убедиться, как говорит Линь Юнь, что на участке хорошо налажен сток дождевой воды и что сток с соседних могил не попадает на участок.
©

@темы: погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, китайские кладбища, атрибуты погребения и похорон, азиатские кладбища, Тени смерти, японские кладбища