The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir





Костёл Святых Петра и Павла - римско-католический приходской костёл Вильнюсского деканата; памятник архитектуры XVII века (в советский период памятник архитектуры всесоюзного значения); относится к самым выдающимся памятникам барокко Литвы и поэтому нередко называется «жемчужиной барокко». Располагается в самом начале улицы Антакальнё (Antakalnio g. 1/1) в Вильнюсе. Службы на литовском и на польском языках.
По традиции считается, что в этом месте находилось языческое святилище богини Милды (Мильды). Предполагается, что на месте нынешнего храма уже во времена Ягайло был построен деревянный костёл, сгоревший в 1594 году. В 1609—1616 годах было выстроено новое, также деревянное, здание. Оно было разрушено во время войны с Москвой 1655—1661 годов.
Основатель нынешнего костёла — влиятельный магнат, великий гетман литовский Михал Казимир Пац, заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление при бунте в войске, и в ознаменование освобождения Вильны от захватчиков. Строительство было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 году. C 1671 года строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани.
Пац в 1682 году умер, не дождавшись завершения начатого с размахом украшения храма. Перед смертью он завещал похоронить себя под порогом костёла под плитой с надписью „Hic iacet peccator“ («Здесь лежит грешник»). Спустя сто лет в конце XVII века удар молнии расколол надгробную плиту. Она была вмурована в стену справа от входа, гроб гетмана был закрыт плитой без надписи. В костёле в 1808 году монахами был сооружён памятник Пацу с эпитафией на латинском языке.

Заглянем в еще одно местечко, полное легенд и тайн, – костел Святых Петра и Павла, построенный в XVII веке. Пожертвовав монетку на нужды храма, здесь можно получить интересную брошюру, в том числе и на русском языке.
Из нее мы узнаем, что главная особенность костела – большое количество стукковых барельефов и скульптур, которые во времена строительства храма изготавливались с использованием яиц. Причем яйца собирались со всех концов Литвы – ими платили пошлины. В те сезоны, когда куры неслись менее интенсивно, строительство замедлялось.
Считается, что храм построен на месте сгоревшего в XVI веке деревянного костела, который, в свою очередь, был сооружен на месте древнего языческого святилища богини Милды. Как бы то ни было, но великий гетман литовский Михаил Пац основал костел Святых Петра и Павла именно на этом месте в благодарность Богу за спасение от взбунтовавшихся солдат. Это исторический факт.
В народе же ходят легенды о жестокости Паца, скорого на расправу, но тем не менее очень набожного. Впрочем, тот же народ объяснял набожность гетмана не столько желанием жить по заветам Божьим, сколько тем фактом, что Пацу было что замаливать. Его жестокость и стала причиной того легендарного солдатского бунта. Пришлось Пацу с верными людьми укрываться в развалинах старого костела и молиться о том, чтобы его не нашли. Разъяренные солдаты прошли мимо, не заметив гетмана, и в благодарность Богу он пообещал возвести прекрасный храм.
Основатель костела Святых Петра и Павла не дожил до завершения работ по украшению храма. Но, желая искупить свои грехи, завещал похоронить себя у входа, под самым порогом, чтобы все входящие в храм топтали его прах ногами. Однако его же собственные солдаты шутили, что таким образом гетман хотел и после смерти заглядывать дамам под юбки.
На надгробной плите было написано: «Здесь лежит грешник». Через сто лет после смерти жестокого гетмана в плиту ударила молния, и она раскололась, поэтому сейчас и вмурована в стену справа от входа как одна из достопримечательностей костела.
Впрочем, на этом легенды костела не заканчиваются. Внутри храма можно увидеть символический путь от начала до конца жизни. Он начинается слева от входа и, проходя по периметру, заканчивается аллегорией смерти в виде скелета с косой. Это своеобразное напоминание о том, что перед смертью все равны: и короли, и священники, и ученые.

Вообще в костеле, кроме икон, фресок и скульптур, много интересных вещей. Например, большая люстра в виде золотого короля, амвон в форме лодки с акустическим усилителем, две литавры, отнятые Пацом у турок.
Особый интерес представляет скульптура Иисуса Назаритянина с париком из натуральных волос. Она была прислана из Испании в 1700 году, но в костел Святых Петра и Павла попала лишь в 1864 году, когда был закрыт монастырь триниторов, где статуя хранилась до этого. С этой скульптурой также связана одна довольно противоречивая легенда.
Говорят, когда скульптуру перевезли в костел, волосы на голове Иисуса не только обладали чудотворной силой, но и росли. Одна из прихожанок, услышав о целебных свойствах волос, решила вылечить ими свою больную собачку. Старушка осталась на ночь в храме и срезала локон с головы статуи. Утром же, никем не замеченная, она покинула храм и отправилась домой. К сожалению, собачка умерла сразу же после того, как ее потерли украденным локоном. С тех пор волосы на голове статуи перестали расти.
Легенда, согласитесь, не из приятных. Не совсем понятно, почему чудодейственная сила превратилась в губительную... Но, как говорят, пути Господни неисповедимы.
Покидая костел Святых Петра и Павла, обратите внимание на надпись над входом на латинском языке, которая гласит: «REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE» – «Королева мира, укрепи нас в мире». Эта фраза обыгрывает родовое имя Паца, так что предусмотрительный гетман еще раз напомнил прихожанам о себе.



Чудеса Святого Казимира
А еще в Вильнюсе говорят, будто за Литву перед Богом отвечает Святой Казимир – литовский княжич и польский королевич, первый «национальный» святой и покровитель страны. О его благопристойной жизни среди современников ходили легенды. Княжич был необыкновенно набожен, ему даже приписывали нежелание жениться и слова о том, что Бог – его единственная любовь. Прожил Казимир жизнь относительно недолгую и умер в возрасте двадцати пяти лет, говорят, от туберкулеза.
К тому времени Литва уже приняла католичество, но не имела ни одного «своего» святого. А образ набожного княжича казался идеальным претендентом на эту высокую роль. Вот и ратовали за канонизацию Казимира не только простые литовцы, но и правители страны. Но церковные владыки долго были непреклонны. Более ста лет пришлось уговаривать их канонизировать юношу. И только после того, как свершилось три чуда, связанных с ним, Римская католическая церковь дала свое разрешение причислить Казимира к лику святых.
Говорят, когда требования литовских князей о канонизации Казимира стали усиливаться, был вскрыт гроб с останками усопшего. Когда гроб открыли, взорам присутствующих предстало тело, нетронутое тленом. Казимир выглядел так, как будто был похоронен только что, а не почти сто лет назад. Это было первое чудо.
Однако вскоре потревоженное тело стало разлагаться, поэтому для останков будущего святого был сделан новый серебряный гроб. Гроб с мощами поместили на алтарь в одной из часовен Кафедрального собора, и каждый верующий мог свободно прийти и помолиться перед ним. Рассказывают, будто была среди прихожан девушка – красоты необыкновенной, но пораженная недугом – сумасшествием. Девушка постоянно молилась, и служители собора даже позволяли ей ночевать перед алтарем. Так проходили дни, недели, месяцы. И вот однажды в порыве блаженной молитвы она задела рукой алтарь – и о чудо! Душевный недуг был исцелен. Это было второе чудо.
Третье чудо явилось известному художнику, который, почитая Казимира как святого, решил изобразить его на одной из своих картин, которую позднее назовут иконой «Трехрукий Казимир». Нарисовав Казимира, художник остался недоволен изображением одной из его рук. Он закрасил ее и нарисовал руку в другом положении. Но каково же было его удивление, когда рука вновь проявилась из-под слоя красок! Тогда художник снова ее закрасил, но рука вновь проявилась. Пришлось оставить на картине три руки.
После таких чудес церковь не могла проигнорировать требований католиков Литвы. Переговоры с Ватиканом о канонизации князя Казимира длились в общей сложности сто двадцать лет, пока не завершились положительным решением в 1604 году.
Мощи Святого Казимира и по сей день покоятся в Соборе Святых Станислава и Владислава, который находится прямо под горой Гедимина на Кафедральной площади. Кстати, на площади перед собором есть особенная плита – на ней надпись «Stebukla», что по-литовски означает «чудо». Говорят, что если встать на эту плиту и загадать желание, оно обязательно сбудется.
©
***
Барбара Радвилайте – это дворянка Великого Литовского Княжества, жена Литовского великого князя Сигизмунда Августа, а с 1550 года королева Польши.
Барбара родилась 6 декабря 1520 года и росла в Вильнюсе, в усадьбе на берегу Нериса, получила хорошее образование, знала латынь и итальянский язык, играла в шахматы. Высокая, стройная, любила охоту, красиво танцевала, отлично знала польский язык. Была очень набожная, но толерантно смотрела и на расширяющиеся реформы.
В XV–XVI веках Радвилы стали одним самым важным родом литовских дворян, играли большую роль в жизни государства и этим вызывали зависть и недружелюбие конкурирующих родов. Это отразилось и на судьбе Барбары Радвилайте, когда родители заключили договор с семьей Гаштольдов, согласно которому она вышла замуж за Станислава Гаштольда. Однако муж очень быстро умер.
Роман Сигизмунда Августа и Барбары Радвилайте начался во время посещения князем Радвилу усадьбы. После смерти жены Эльзбеты, Сигизмунд Август влюбился в молодую вдову и между ними завязались близкие отношения.
Сигизмунд сделал даже потайной ход в замок во дворце Радвилу, однако, брат Барбары Миколай (Рыжий) и двоюродный брат Миколай (Черный) потребовали, чтобы Сигизмунд либо прекратил свои отношения с Барбарой, либо женился на ней. Во время одного из визитов Сигизмунда к сестре, братья пригласили священника и тайно обвенчали короля и Барбару Радвилайте. Так как против этой свадьбы были и поляки и литовские паны, свидетелями бракосочетания стали только братья Барбары и их родственники.
Через два месяца Сигизмунд Август уехал в Польшу, в надежде получить согласие на свадьбу от своего отца и польских вельмож. В целях осторожности он рассказал только о возможном, а не о произошедшем бракосочетании. Вести об отношениях сына и Барбары достигли его матери Боны Сфорц еще до прибытия Сигизмунда в Польшу. Сигизмунд Август хотел рассказать родителям о своей свадьбе, но предварительно рассказал об этом только узкому кругу доверенных лиц.
Когда до старого короля дошли слухи о намерении сына заключить брак с Барбарой, он высказался, что это неуместно и этого вообще не должно быть. Сигизмунд Август пробыл в Польше 6 месяцев и уехал обратно, поняв, что родители никогда не дадут согласие на этот брак. Его отец так и умер, не узнав о свадьбе сына.
В это время Барбара Радвилайте была отправлена Сигизмундом Августом в усадьбу Дубингяй, где он поручил заботиться о ней Меркинес старейшине, который немного понимал в медицине и уходе за больными. Тяжелая дорога в Дубингяй, разлука с мужем и неясное будущее очень сильно подорвали здоровье Барбары. У нее случились преждевременные роды. Несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы сохранить брак в тайне, во враждебном Радвилам обществе поползли различные слухи. До Барбары дошел слух из Польши о неверности мужа.
После смерти отца в 1548 году, Сигизмунд Август принял в наследство польский трон, объявил о своей женитьбе и потребовал, чтобы Барбару короновали в королеву Польши. Против этого была мать Сигизмунда Бона Сфорц и польские вельможи, которые боялись роста влияния Радвилу, а Сейм и Сенат требовали, чтобы Сигизмунд развелся с женой.
Но он на это не согласился. Барбара была торжественно препровождена в Вильнюс и признана великой княжной. Их бракосочетание приняли только иностранные правители.
Через два года снизошли и поляки. Барбара Радвилайте была коронована в Крокуве, однако скоро тяжело заболела неизвестной в те годы болезнью и больше не вернулась в Литву. Через год, 8 мая 1551 года она умерла. Даже к умирающей Барбаре, Сигизмунд старался не подпустить свою мать Бону, чтобы она ее не отравила. Сопровождая тело Барбары в Вильнюс, Сигизмунд Август всю дорогу скакал верхом или шел пешком за гробом жены, этим показывая ей свое почтение и любовь. Стены в своем доме, после смерти жены он приказал выбить черным. Он отказался хоронить свою возлюбленную рядом с другими польскими королевами и повез ее тело на родину. Барбару похоронили в кафедральном соборе Вильнюса. Её останки были найдены в 1931г. в размытых наводнением подземельях. И были перенесены в мавзолей в часовню св. Казимираса. Здесь ее тело покоится и сегодня.
Позже Сигизмунд женился ещё раз, но Барбару так никогда и не смог забыть.

***
Романтическая история любви и яркая фигура Барбары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по просьбе короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани). Высказывалось предположение, что чудотворный образ Матери Божией Остробрамской на самом деле является портретом Барбары Радзивилл.


Подземелья Вильнюса


История, загадочная, связанная с еще одним мистическим местом, где производили захоронения богатых и знатных людей города... Однажды состоялись похороны одного очень состоятельного вельможи. Он был в богатом облачении и уходил в мир иной в драгоценностях, одетых на него... И, конечно, кто-то из желающих поживиться, решил присвоить эти драгоценности. Они уговорили мальчика 14 лет, который был сторожем в склепе, снять эти драгоценности и передать им. Мальчик отказывался, но долгие уговоры все же сделали свое дело и он согласился... Поздно ночью он спустился в склеп и... То что увидели пришедшие на следующий день люди, повергло их в ужас... мальчик лежал на пороге склепа совершенно седой и потерявший рассудок, а вокруг него буквально разбросаны тела умерших... История умалчивает о том, что же там произошло на самом деле, но и потом на этом месте стали происходить неприятные истории, которые продолжались и в современное время... И, говорят, потому на крыше храма сделаны черные ангелы, которые срываются с крыши и облетают территорию над этим местом... ©

Есть и другая легенда об ангелах костела:
"Как-то ангелам надоело сидеть на крыше, и они попросили Бога освободить их от этой обязанности. Господь дал задание: найти самого счастливого и самого несчастного горожан. Самым счастливым, по мнению ангелов, был правитель. А самого несчастного пришлось искать достаточно долго. Сбились с ног, пока не нашли спящего на улице нищего. Обрадовались, представили его Господу. Разбуженный нищий разозлился, обозвал ангелов невеждами и заявил, что он самый счастливый человек, потому что у него нет ничего и он живет так, как захочет. Огорченные ангелы остались сидеть на крыше костела"
Спасибо Sforza Changryeon за помощь в создании поста

@темы: прибалтика, погребальные сооружения, загадки и мистика некрополей, Haunted