The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


-Символы племен-


Хамелеон
На рисунке представлено существо, изображенное людьми народности афо, которое является родственным племени йоруба из Нигерии. Мы видим здесь хамелеона, который осторожно двигается по острию, не раня себя. Африканцы часто связывали хамелеонов с мудростью. В Южной Африке хамелеонов называли «иди к цели осторожно», а на языке племени зулу название хамелеона означало - мудрость. В одной из африканских легенд рассказывается, что бог-создатель, после того как им был создан человек, отправил на землю хамелеона, чтобы он рассказал людям о том, что после смерти они вернутся в жизнь лучшую, нежели на земле. Но так как хамелеон был слишком медлительным существом, бог послал, на всякий случай, еще и зайца. Заяц сразу помчался, не захотев дослушать все до конца, и повсюду начал распространять весть о том, что люди должны будут умереть навсегда. Хамелеон шел до людей слишком долго — к тому времени было уже поздно исправлять ошибку зайца. Мораль этой истории в том, что поспешность всегда может привести к несчастью.
Хамелеон олицетворяет собою способность приспосабливаться ко всем изменениям, происходящим в окружающей среде, так как это существо легко меняет свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. Некоторые из племен, населяющих современный Заир, верят в то, что их народ ведет происхождение от Мудрого хамелеона. Другие африканцы видят в хамелеоне всесильного бога; который может появляться в различных формах.

Летучая мышь
Среди народов Южной Африки бытует поверье о том, что души умерших людей в виде летучих мышей навещают своих ныне живущих родственников. Действительно, в Южной Африке летучие мыши любят обитать на кладбищах, что подтверждает в глазах африканцев их связь с миром умерших. Считается, что эти маленькие духи могут как причинять вред людям, так и помогать им — например, в поиске закопанных сокровищ, — если люди будут кормить, летучих мышей кровью.
Гигантские летучие мыши, которых можно встретить в Гане, считались помощниками колдунов и африканских гномов — ммоатиа. Эти большие и довольно страшные на вид животные — вегетарианцы, их рацион составляют только фрукты, однако африканцы считали, что эти летучие мыши похищают людей и переносят туда, где люди попадают под влияние злых духов. Этот подвид летучих мышей внешне схож со злобными гномами лапы этих летучих мышей вытянуты назад, они имеют красные волосы, и притом у них есть бороды.
Слон
Племя ашанти из Ганы видит в слонах древних вождей своего народа. Если люди из этого племени находят в лесу мертвого слона, они обязательно устраивают ему погребальную церемонию, подобную тем, что совершают в честь усопших вождей. Во многих поговорках ашанти упоминаются слоны: «Тот, кто идет по тропе слона, никогда не будет мокрым от росы». Это означает, что тот, кто пойдет вслед за величественными и сильными людьми, всегда избежит неприятностей.

Лягушка
В древних африканских мифах лягушкам часто воздавались почести, как божествам; обычно они были тесно связаны с воскрешением из мертвых. Многие африканские племена приписывали лягушкам особую мистическую силу, так как эти рептилии способны были в период засухи месяцами прятаться глубоко в земле, дожидаясь дождей. Найдены даже такие лягушки и жабы, которые могли, спрятавшись в камнях, оставаться живыми несколько лет. В связи с этим лягушкам также приписывалась способность вызывать дождь. Так как эти рептилии способны входить в подземный мир и выходить из него невредимыми, им приписывалась также связь с богом мертвых.

Гиена
Африканцы считали гиен помощницами колдунов и ведьм. В некоторых племенах считалось, что ведьмы ездят на гиенах, в других — что колдуны принимают вид гиен для того, чтобы пожирать своих жертв, затем они вновь превращаются в обычных с виду людей. В Судане есть предания о злых колдунах, которые посылали хищных гиен убивать своих врагов. В Восточной Африке считалось, что в сверкающих в темноте глазах этих хищников светятся души людей, которые были съедены гиенами. Вместе с тем считалось, что умершие предки могли использовать гиен для того, чтобы верхом на них отправляться из мира умерших в мир живущих, чтобы навестить своих здравствующих родственников. На рисунке представлена маска гиены союза Нтомо из Мали.
-Восточная Африка (надгробные фигуры и скульптуры)-


Если в племени конзо хоронят героя, то на его могилу кладут камень фаллической формы. Если умерший был героем и к тому же состоятельным человеком, принадлежащим к высокой ступени в системе поколений, то после его погребения изготавливаются деревянные фигуры, олицетворяющие его достижения и заслуги. Фигуры ставятся на могиле и защищаются соломенной крышей. На рисунке приведена одна из таких фигур. Герой изображен в боевой позе с поднятым пенисом. На его высокий ранг указывают характерная прическа, фаллический рог и многочисленные браслеты. Вокруг него расставляются фигуры, изображающие убитых им врагов и хищных зверей, жен. Y них, как правило, нет рук, а у врагов отсутствуют половые органы, так как в племени конзо принято отрезать их у убитых врагов в качестве трофеев. Помимо таких фигур на могилу кладутся камни, которые указывают на количество мертвых.
Такие или похожие надгробные фигуры распространены у бонго в Судане и у мийикендов в Кении. Соседствующие с конзо галла и борана воздвигали на могилах выдолбленные надгробные камни.
-

Самые известные и необычные культовые объекты Мадагаскара — это надгробные столбы племени махафа-ли. Кочевые племена часто сооружали для умерших членов правящих семей огромные гробницы из натуральных камней, похожие на корабли. На платформах таких могил ставилось до 30 надгробных скульптур, которые иногда достигали высоты более двух метров. Скульптуры обычно содержат ряд разных символов в форме круга и полумесяца, изображающие фазы луны. В Африке почитание луны встречается редко и расценивается как пережитки прошлого. Символика передается через орнаменты.
Надгробные скульптуры венчает изображение зверей, чаще всего это антилопы-зебу или птицы, возвращающиеся вечером домой (например утки, изображенные на рисунке). Это должно указывать на то, что умершие видят в могилах свой новый дом.
Надгробные столбы, которые называются ало-ало, должны осуществлять связь с предками. Слово «ало» означает «посредник». В племени махафали ценят посредника, который переводит предков в мир духов, так как контакт с предками помогает лучше понять различные жизненные взаимосвязи и влиять на них.

Из Википедии:
Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на неё пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вместе со ними. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба, — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д.), священные холмы, они почитают лемуров, в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т. д.

Вспомнить об обряде Фамадихана.

@темы: поверья и приметы, обряды и традиции, древние захоронения, африканские кладбища, Библиотека Вампира с Хайгейта