The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Sidney Herbert Sime (1867 1941) - английский художник, известность котому принесли иллюстрации к работам Лорда Дансени.
"Просто такие люди умеют схватить нечто, находящееся словно за пределами нашей обыденной жизни, способное заставить нас на несколько мгновений застыть на месте, затаив дыхание. Это умел делать Доре. Сайм умеет..." (с) Лавкрафт "Модель Пикмана"
Лавкрафт упоминает художника и в рассказе "Зов Ктулху": On this now leaped and twisted a more indescribable horde of human abnormality than any but a Sime or an Angarola could paint.


George Frederic Watts (1817–1904)

+Альбом+

Джордж Фредерик Уоттс (англ. George Frederic Watts, 23 февраля 1817, Мэрилебон — 1 июля 1904, Комптон) — популярный английский художник-символист и скульптор Викторианской эпохи.
В 1887-м художник написал открытое письмо в «Таймс», в котором предлагал отметить 50-летие восшествия Виктории возведением в Гайд-парке мемориала в виде крытой галерея и мраморной стены с именами незаметных героев повседневности – людей, расставшихся с жизнью в попытке спасти других людей. С Гайд-парком не срослось. Зато срослось, через десять с лишним лет, с парком Почтальонов. В 1900 году Памятник героическому самопожертвованию был торжественно открыт (83-летний на тот момент Уоттс присутствовать не смог).

"The Doings of Death" от William Strang (1859-1921)
+Альбом+


Evelyn de Morgan (1855-1919)


+Альбом+

Эвелин де Морган - английская художница, последовательница прерафаэлитов.
Урождённая Эвелин Пикеринг (Evelyn Pickering). Происходила из состоятельной семьи среднего класса. С 15 лет брала уроки рисования. В 1873 году поступила в Школу изящных искусств Слэйда (Slade School of Fine Art), где стала самой молодой студенткой. После окончания она уехала во Флоренцию к своему дяде, художнику-прерафаэлиту Джону Спенсеру Стэнхоупу (John Roddam Spencer Stanhope). По возвращении в Англию Эвелин написала свою первую имевшую большой успех картину «Ариадна на Наксосе». Она писала главным образом произведения на литературные и мифологические сюжеты («Маленькая морская русалка», «Фосфор и Геспер»).

Richard Tennant Cooper (1885-1957)

Ричард Теннант Купер (1885-1957) - малоизвестный при жизни британский художник, чьи метафорические картины показывают негативные последствия болезни и медицинских лекарств на организм человека.

Percy Smith "Dance of Death" (1914-1918)

Свою "Пляску смерти" художник и график Перси Смит создавал в окопах и на полях Первой Мировой войны. За что был даже дважды арестован по подозрению в шпионаже.

Death's Doings by Richard Dagley, 1807


+Альбом+

На гравюрах Ричарда Дагли (1765-1841) мы можем увидеть "деяния" Смерти. Созданные в 1807 году, они были изданы спустя почти 20 лет (где-то пишут о 1827г., а где-то - о 1822г.). О жизни художника известно очень мало. И только из некролога мы узнаем от близкой подруги художника, что "Деяния" были вариацией на тему "Плясок смерти" от Гольбейна (1538).

William Blake (1757-1827)

+Альбом+

Уильям Блейк — английский поэт, художник и гравер. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи.
Последние годы Блейк прожил на Фаунтан Коурт недалеко от Стрэнда (дом где он жил был разрушен при постройке отеля «Савой». В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Считается, что, в конце концов, он отложил работу и повернулся к жене, которая всё это время сидела на кровати рядом с ним, не в состоянии сдержать своих слёз. Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет, ибо ты всегда была ангелом для меня». Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал петь гимны и стихи. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк отошёл в другой мир. Гилкрист говорил, что женщина, которая жила в этом же доме и присутствовала при смерти Блейка, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела».
В своём письме Сэмюэлю Палмеру Джордж Ричмонд так описывает смерть Блейка:
«Он почил с честью. Он отправился в страну, увидеть которую мечтал всю жизнь, говоря о том, что обретёт там самое большое счастье. Он надеялся на спасение через Иисуса Христа. Перед самой смертью его лицо стало ясным, глаза посветлели, и он стал петь о тех вещах, которые он видел в раю».
Кэтрин заплатила за похороны мужа деньгами, одолженными у Линнелла. Через 5 дней после смерти — в канун 45-й годовщины их с Кэтрин свадьбы, Блейк был предан земле на кладбище для диссентеров (Dissenter’s burial ground) в местечке Банхилл Филдс (Bunhill Fields), где были похоронены и его родители. На похоронах присутствовали Кэтрин, Эдвард Калверт, Джордж Ричмонд, Фредерик Тейтэм, и Джон Линнелл. После смерти мужа Кэтрин переехала в дом Тейтэма, где жила и работала в качестве экономки. В это время, как она утверждала, её часто посещал призрак мужа. Она продолжала распродавать его иллюстрации и картины, но не бралась за ведение его дел без того, чтобы сперва «обсудить это с мистером Блейком». В день собственной смерти, в октябре 1831 года, она была такой же спокойной, такой же радостной, как её муж, и звала его так, «словно он находился в соседней комнате, чтобы сказать, что она уже идёт к нему и очень скоро они будут вместе».
После её смерти рукописи Блейка перешли Фредерику Тейтему, который сжёг некоторые из тех, что посчитал еретическими или слишком политически радикальными. Тейтэм был ирвингианом, членом одного из многочисленных в XIX веке движений христианских фундаменталистов и поэтому без раздумий отвергал всё, что «попахивало богохульством». Элементы сексуального характера в некоторых картинах Блейка были также неприемлемы, что и стало причиной их уничтожения другим другом поэта, Джоном Линеллом.
С 1965 года точное местонахождение могилы Уильяма Блейка было утеряно и забыто, надгробная плита снесена, чтобы разбить на этом месте лужайку. Позже память поэта была увековечена стелой с надписью «Вблизи этого самого места покоятся останки поэта и художника Уильяма Блейка (1757—1827) и его супруги Кэтрин Софии (1762—1831)». Этот мемориальный камень был установлен приблизительно в 20 метрах от действительного места захоронения Блейка, которое на сегодняшний день ничем не напоминает могилу. Однако группе поклонников живописи Блейка всё же удалось вычислить то место, где на самом деле покоится тело художника, и в настоящее время они собираются поставить на этом месте памятник.
Блейк также был причислен к лику святых Ecclesia Gnostica Catholica (отделением организации Орден восточных тамплиеров). В 1949 году в Австралии была учреждена Награда имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство. А в 1957 году в Вестминстерском Аббатстве был сооружён мемориал памяти Блейка и его жены.

Поэма "Могила" Роберта Блэйра
Обитель смерти. Грозными рядами
Там призраки зловещие из мрака
Встают, оскалясь. Медленно, упорно
Идут, идут - так глухо Ночь шагает.
Здесь странные случаются событья:
Из недр пустых гробниц несутся стоны,
И мертвецы встают из гроба, бродят
Меж плит тяжелых. Слышен звон печальный
С давно забытой, мертвой колокольни.
(Так говорят колокола поутру,
Иль в сумерках, когда их голос тонет
Во мраке ночи, колдовском и страшном).
Дрожащий лунный свет, скользя меж веток,
Причудливо расчерчивает двор
Забытой старой церкви.

Роберт Блэйр родился в Эдинбурге в 1699 году. Он был старшим сыном преподобного Роберта Блэйра, одного из священников шотландского короля. В 1731 году будущий поэт, получив образование в университете Эдинбурга и в Нидерландах, переехал в Ательстанфорд (Восточный Лотиан). В 1738 году он женился на Изабелле, дочери профессора Уильяма Лоу. В этом браке родилось шестеро детей. Богатство семьи позволило Блэйру заниматься любимыми увлечениями: садоводством, а также изучением английской поэзии и поэтов.
За всю свою жизнь Блэйр опубликовал лишь три поэмы. Одна из них была посвящена его тестю, другая являлась переводом, а наибольшую славу и популярность принесла Блэйру третья поэма («Могила», 1743).
Поэма Роберта Блэйра «Могила» (англ. The Grave) состоит из 767 строчек, написанных белым стихом на тему смерти и кладбища. Текст поэмы весьма неоднороден: некоторые строки по-настоящему возвышенны и величественны, но иногда автор впадает в банальность. Религиозные мотивы произведения, несомненно, благоприятствовали его популярности. Особенно большим успехом поэма пользовалась в Шотландии, где она положила начало так называемой «школе кладбищенской поэзии».
Известности поэмы в наши дни в немалой степени способствовали иллюстрации, сделанные английским художником и поэтом Уильямом Блейком по заказу Роберта Кромека. Рисунки Блейка были выгравированы Луиджи Скьявонетти и опубликованы в 1808 году. (с) dic.academic.ru
+Анализ поэмы+

Жил беспокойный художник.
В мире лукавых обличий -
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.
Тайные думы поэта
В сердце его прихотливом
Стали потоками света,
Стали шумящим приливом.
Музы, в сонете-брильянте
Странную тайну Отметьте,
Спойте мне песню о Данте
И Габриеле Россетти.

Н. Гумилев "Беатриче" (1910)


«Beata Beatrix» (Блаженная Беатриса) — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1864—1870 годах.
Тяжело переживая смерть жены, Россетти оставил дом на Чэтэм-плейс, где жил вместе с Элизабет. Он поселился в Тюдор-хаусе (Челси). Здесь в течение нескольких лет, снова обратившисть к технике масляной живописи, он создавал памятник Элизабет — картину, в которой представил её в образе Беатриче из «Новой жизни» (La Vita Nuova) Данте. Беатриче изображена в момент смерти. Сам же Россетти ассоциирует себя с оплакивающим свою утрату Данте.
Этот образ кардинально отличался от чувственных женщин, характерных для творчества Россетти со времени создания «Bocca Baciata».
«Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом. неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо». (Из письма Россетти У. Моррису)
Солнечные часы обозначают проходящее время, две фигуры на заднем плане — ангел любви с пылающим сердцем в руке и сам Россетти. На ладонь героини птица (вестник смерти) кладёт цветок мака (Сиддал умерла от передозировки настойки опия).
Состояние, пограничное между жизнью и смертью, между земным и духовным станет позднее одной из важных тем, исследуемых художниками-символистами. Фигуры с неопределёнными контурами напоминают работы Джулии Маргарет Камерон — они восхищали Россетти. Сама же картина по композиции и настроению повторяет фотографию Камерон «Can, I follow», посвящённую стихотворению Альфреда Тэннисона.
"На самом деле, Россетти таким символическим образом стремился запечатлеть момент смерти Лиззи и указать на то, каким образом умерла его возлюбленная. Руки Лиззи-Беатриче открыты и готовятся принять из клюва красного голубя (красный цвет традиционно считался цветом любви) цветок мака. Мак служил источником опиума, без которого невозможно было изготовить ландаум, большая доза которого привела Лиззи к преждевременной смерти. Спор о том, было ли это трагической случайностью или же самоубийством, до сих пор остается открытым.
На заднем фоне картины мы видим аллегорические фигуры Любви и Смерти и солнечные часы, указывающие цифру девять.
Также есть вторая трактовка заднего плана, по которой две фигуры олицетворяют Данте и Беатриче на фоне моста Понте Веккьо и башни Дуомо, которые находятся во Флоренции.
Через несколько лет Россетти написал второй вариант “Beata Beatrx”, более детально прорисовав задний план и изменив лицо Лиззи-Беатриче, сделав его более отстраненным и безжизненным. Также с красной на белую изменил он окраску голубя и убрал нимб над его головой. Зато цветок мака стал красным".




@темы: Пляска смерти, Изобразительное искусство