Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Ueber ewiger Ruhe

14:02 

Следы древних некрополей Москвы. Часть III

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Костница Зачатьевского монастыря

В самом центре Москвы притаилась небольшая современная костница.
Здесь покоятся останки с уничтоженного монастырского кладбища.
Стоит сказать, что еще одна костница находится в Даниловском монастыре. Но ее посещение под большим вопросом, а вот в зачатьевскую костницу можно попасть, если постараться.

Зачатьевский монастырь в Москве — православный женский монастырь Русской православной церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой.

Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального.
Надвратная церковь Спаса Нерукотворного - здание 1696 года постройки является самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского.

С 9:45



-Высокопетровский монастырь-
Усыпальница Нарышкиных

vk.com

В XVIII веке в трапезной части Боголюбского храма хоронили Нарышкиных. Всего там было 18 их захоронений.
В православных храмах существует такой порядок: женщины становятся слева, мужчины - справа. Нарышкиных так и хоронили. Сохранились планы, так что можно сказать, кто и где был похоронен.
Когда французы в 1812 г. зашли в Боголюбский храм, они решили, что в надгробиях Нарышкиных - родственников царя - можно найти драгоценности, и стали их разбивать, но ничего не нашли. Они же не предполагали, что бояре захоронены не в каменных саркофагах, как египетские цари, а под ними!
Но у похороненных в храме Нарышкиных были потомки, а места внутри не хватало. И тогда их стали хоронить между Боголюбским храмом и храмом митрополита Петра. Некоторые хотели быть похороненными под крышей, и для них построили каменную усыпальницу. Там будто бы были похоронены трое Нарышкиных.
Рядом с усыпальницей сохранился гранитный крест. Раньше на нем была скорбная фигура и беседка, но они не сохранились. Что это за крест?
Сын одного из похороненных между храмами Нарышкиных решил обозначить более фундаментально место захоронения своего отца. На кресте написано: «Похоронен камер-егерь Петр Кириллович Нарышкин». А на плоскости, обращенной на Восток: «Его сестра, Нататья Кирилловна Нарышкина».
И тогда те, кто не читает то, что написано мелко, считают, что здесь похоронена мать Петра I. А написано там следующее: «Его сестра», потом (мелко) «девица» (а мать Петра родила сына и двух дочерей!), дальше (крупно) «Наталья Кирилловна Нарышкина», а потом опять мелко «родилась 1717, умерла 1760». А мать Петра I умерла в 1694 г. и была похоронена в Кремле. ©
Апрель 2016 года ознаменовался для Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы началом археологических раскопок. Работы осуществляют специалисты ООО «Археологические изыскания в строительстве» и Института археологии РАН. По итогам работы ученых будет утвержден план благоустройства территории обители, предполагающий снятие значительного уровня грунта с его поверхности.
Археологические исследования уже позволили обнаружить участок неповрежденного кладбища с исключительно ценным комплексом надгробий. В центре раскопа были найдены две плиты начала XVI века с очень красиво нарезанным текстом – датой смерти 31 июля 1512 года (день памяти преподобного Евдокима).
Под одной плитой погребен инок Епифаний, под другой – инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (т.е. из города Волочка). Под углами его плиты имелись опоры, из которых сохранилась одна – капитель или база маленькой колонны. Надпись и орнамент типичны для первого-второго десятилетий XVI века. Тем самым получено указание на начало строительства храма Святителя Петра Алевизом Новым не позднее 1512 года (раньше считалась – не ранее 1514 года).
Не менее интересно то, что плита инока Феодосия была накрыта большим надгробным камнем середины XVI века, и на этом камне повторен тот же самый текст, но шрифтом эпохи Иоанна Грозного. Значит, родственники или братия монастыря заказали новую плиту, когда первая повредилась.
В монастыре и ранее встречались плиты начала XVI столетия, переоформленные в середине века (что ранее было трудно доказать). Совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом – первый случай в истории некрополей Москвы, он дает возможность взглянуть на историю захоронений в древней столице в новом ракурсе.
Исследователями сделаны и другие открытия. Работы обещают еще много важного и интересного для археологии столицы. Ученые ожидают решения Департамента имущества г. Москвы по обеспечению необходимых мер для восстановления одного из древнейших некрополей столицы. Данный участок в центре монастыря был изъят из границ земли обители после революции. С того времени и до сих пор поверх кладбища расположены игровые площадки детского сада.
Важность археологических исследований определяют открытые раскопками конца 1970-х – начала 1980-х гг. (Л.А. Беляевым и др.): многочисленные сохранные участки кладбища XV–XVII столетий и более поздние сохранившиеся надгробия, лежащие на своих местах; утраченные архитектурные части Петровского собора и других церквей, относящиеся к XVII–XVIII векам; остатки полностью исчезнувших построек XVII–XIX вв. ©
-
Вести.Ru: Леонид Беляев: под землей Высоко-Петровского монастыря сохранилось первоначальное древнее кладбище
На территории московского Высоко-Петровского монастыря находится древнее монастырское кладбище. Только старинные надгробия и сами погребения здесь не обнесены красивыми оградами. Они оказались глубоко под землей. Но ученые вовсю трудятся над восстановлением исторической памяти: начиная с весны в монастыре возобновились археологические раскопки.

Однако ведутся они, к сожалению, не по всему периметру: большая часть захоронений находится под игровыми площадками детского сада, устроенного здесь вскоре после революции 1917-го года. Поэтому возможности изучить, а, значит, и восстановить некрополь полностью, пока нет.

Об уникальном памятнике московской старины – древнем некрополе Высоко-Петровского монастыря рассказал один из его первооткрывателей, известный российский археолог Леонид Беляев.

- Леонид Андреевич, что известно ученым о некрополе Высоко-Петровского монастыря?

- Кладбище на территории Высоко-Петровского монастыря существовало с давних времен, когда еще и нынешнего каменного собора святителя Петра не было. Древний некрополь занимал пространство, на котором сейчас стоит храм, а также большим пятном (его края не до конца понятны) территория вокруг него. Прежде всего за апсидами, к востоку. На кладбище также оказались галерея вокруг собора и преимущественно площадка детского садика (это историческая территория монастыря). Раскопки показали, что на глубине более метра сохранились целые участки захоронений 16-17 веков, которые уже не перекапывались, так что их плиты лежат на своих местах, некоторые даже с остатками отмосток и дорожек.

- Здесь хоронили кого-то особенного?

- Здесь хоронили в основном москвичей, принадлежавших к среднему слою горожан: служилых людей, купеческо-ремесленный слой, и, конечно, братию самой обители. Имен насельников монастыря в древности до нас не дошли – самая ранняя надпись относится к концу 15 века и говорит о некоем иноке Сергии Абрамове, скончавшемся в "субботу Лазареву". В ходе раскопок этого года обнаружены еще две ранних эпитафии. Под одной погребен инок Феодосий, сын Исаков, под второй – инок Епифаний. Оба преставились в 1512-м году, видимо в один и тот же день, на память св. Евдокима. Надеемся, что дальнейшие работы по снятию позднего грунта позволят раскрыть все могильные плиты, и мы узнаем имена первых насельников монастыря.

С конца 17-го и в 18-м веке некрополь Высоко-Петровского монастыря стал одним из хорошо известных в Москве. Дело в том, что здесь были похоронены родичи императора Петра I с материнской стороны – он, как мы знаем, происходил из рода Нарышкиных. Однако некрополь Нарышкиных на территории обители был полностью засыпан после закрытия монастыря при советской власти. Хорошо сохранилась лишь погребальная церковь, Боголюбская со склепами и один-два памятника 19 века. Между тем, в храме погребены дед и бабка Петра I, Кирилл и Анна Нарышкины и многие другие знатные Нарышкины. В том числе и первый комендант Санкт-Петербурга, губернатор Москвы Кирилл Алексеевич Нарышкин.

- Вы хотите сказать, что в настоящее время в центре Москвы проводятся работы по восстановлению кладбища?

- Пока идут исследования, в том числе раскопки. Площадь исследований не мала, но в сравнении с общей территорией монастыря пока недостаточна для уверенного ответа на все вопросы. Принятая методика позволяет не копать могилы, поэтому сами погребения мы стараемся не трогать. Мы только выходим на уровень кладбища, на поверхность конца 15-16-17 веков (они не очень отличаются по уровню). На этот год мы уже почти закончили работу. В будущем году при вертикальной планировке (то есть при понижении грунта) предстоит более широкая, но не такая глубокая, срезка. В этом случае перед нами выступит за один сезон основная часть некрополя. Нам надо будет углубиться где-то на метр-полтора, выйти на уровень кладбища, его зафиксировать. Потом, вероятно, он будет местами открыт и сохранен, а местами засыпан на необходимый уровень, где пройдут дорожки нового кладбища и будут лежать скопившиеся в монастыре надгробные плиты, стоять пояснительные таблички, планы.

- Значительную часть некрополя занимает пространство, где сейчас находится одна из игровых площадок детского сада. И если территория монастыря будет понижена, не окажется ли этот участок на холме, окруженный могильными плитами?

- В этом случае детский сад, конечно, окажется выше, будто на холме, это правда. Технически такую проблему трудно будет решать. Ведь уже при раскопках этого года стало очевидно, что могилы москвичей и монахов уходят прямиком под песочницы и игровые площадки детского сада.

Да, конечно, было бы правильно, если бы вначале детскому саду предоставили другую игровую площадку, не как сейчас – поверх кладбища — а в каком-то другом месте, по соседству. Мне кажется, там можно найти место. Тогда участок территории можно было бы уровнять с остальной частью монастыря – разумеется, после раскопок – и восстановить некрополь полностью. Это было бы хорошо и для города, в смысле воссоздания его исторического облика, и для детского сада.

- Насколько важно восстановить кладбище в его первоначальном виде?

- Нет сомнения, что кладбище нужно обозначить. В эту землю легли наши предки, они здесь молились, жили, они создали этот монастырь, чтобы быть здесь погребенными, чтобы за них тут вечно молились Богу. Молились и поминали их имена. Поэтому, когда плита утрачивала надпись или трескалась, на ее место клали новую плиту, прямо на старую, но с тем же самым текстом. Важно, что именно здесь, в этом монастыре, мы смогли это доказать. Это очень важное научное открытие, гораздо более важное, чем, скажем, какая-то иная неординарная, уникальная находка. Эта любовь к плитам и надписям – не какое-то бахвальство предков, отнюдь не только родовая гордость, что, вот, здесь кто-то лежит. Это прямая и необходимая духовная работа. Это огромная общая памятная доска, каменный синодик – напоминание, кто сделал в монастырь вклад, за кого, поименно, нужно молиться и в какие дни. Поэтому так упорно предки писали свои имена (то есть имена своих святых) и в какой день (на какой праздник, в день какого святого) они ушли из жизни.

Кладбище – это основа основ нашей исторической памяти, ее корень. А о корне нужно заботиться, тогда и дерево будет расти. Когда мы будем показывать плиты и говорить: в 1512 году здесь похоронили человека, вот его плита, его звали так-то и так-то, и мы по сию пору о неи помним, тогда нам не будет страшен никто иноплеменный. Он не придет и не скажет: "это наша земля, это наша история, а не ваша – уходите отсюда".

- В чем уникальность данного некрополя? В чем его отличие от других древних кладбищ, которые есть в нашем городе?

- Речь идет о совершенно уникальном месте. Здесь под землей очень хорошо сохранилось первоначальное древнее кладбище. Очень немного монастырей, где могильные плиты уцелели на своих местах, не перетащены, не уничтожены тем или другим способом, не поврежденны поздним строительством, что очень часто бывает. Особенно хорошо здесь сохранились надгробия 16 века, в том числе, его начала. Предполагаю, что есть и более ранние. Это исключительно важно.

В России мало монастырей с непотревоженными некрополями, не говоря уж о приходских кладбищах. Они есть, конечно. Например, в Троице-Сергиевой Лавре. Там сохранились очень интересные надгробия 15-го века и последующих столетий. Но и в нашем монастыре, безусловно, были плиты 14-15 веков – у нас есть два-три обломка. Из уже известного раннего кладбища мы можем назвать погребения под галереей и внутри собора (некоторые я уже фиксировал в 1980-х годах). Ведь погребение внутри или у стены храма считалось особенно почетным.
Мы знаем места, где собрали больше плит, чем в Высоко-Петровском монастыре. Но почти нет некрополей, где мы увидели бы дорожки, благоустройство, меняющие друг друга на одном месте надгробия. И в этом смысле Высоко-Петровский некрополь — уникален. Других таких мы пока не знаем в России. Поэтому его надо беречь и очень внимательно, очень качественно исследовать. Он этого стоит.

@темы: московские кладбища, клипы/ролики/передачи, исчезнувшие кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

URL
Комментарии
2016-08-01 в 14:26 

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Фраза над черепами классная )

2016-08-01 в 14:32 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
По канонам костниц и оссуариев -)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная