Ueber ewiger Ruhe

14:34 

Образ смерти на иконах

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Поучительная икона-притча "Смертный человек"

Снизу надпись:
"Смертный человек бойся того кто над тобою, Не надейся на то что пред тобою, Не уйдешь от того кто за тобою, Не минуешь того что под тобою."
Эту надпись мы можем найти на двух картинах в Егорьевском музее:
«О человече, бойся того, кто над тобою. Не надейся на то, что пред тобою. Не уйдёшь от того, что за тобою. Не минуешь того, что под тобою. Жизнь наша яко свеча весело светит и яко дым скоро исчезает».
В русской живописи, гравированном и рисованном лубке с XVIII века известен нравоучительный сюжет «Так на свете всё превратно». Он повествует о тщете человеческих надежд и усилий, о неизбежности кончины. Герой его – человек, облеченный властью и богатством. Этот сюжет был популярен на протяжении всего XIX столетия.
В музее представлены две вариации сюжета. Герой первой картины – купец, потративший много лет и сил на накопление богатства. Но на лице его – грусть, тревога и страх перед смертью. Образ Смерти напоминает о грядущем наказании за смертный грех – алчность.
На другом полотне изображен царь Птолемей II, правивший в Египте в третьем веке до нашей эры. На картине царь опирается рукой на череп, перед ним атрибуты бренности бытия, быстротечности человеческой жизни. За спиной царя – Смерть как символ неизбежности наказания за грехи. (с) egmuseum.ru


Смерть с иконы "Единородный Сыне"

Иконография иконы основана на текстах литургии св. Иоанна Златоуста, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) и комментариях отцов Церкви. Смысл изображений поясняют надписи, размещенные на полях иконы. В центре композиции в круглом, поддерживаемом двумя ангелами ореоле, представлено второе лицо Троицы - Бог Слово, «Единородный Сын» Иисус Христос с развернутым свитком в руке. Выше - Бог Отец (Саваоф) принимает возносимый диск. По сторонам от Него - аллегорические изображения Солнца и Луны и две постройки - увенчанная куполом белокаменная церковь (слева) и олицетворяющая город архитектурная палата (справа). Вход в них охраняют два ангела, облаченные в белые одежды: левый - в священнических, правый - в придворных.

В нижней части иконы, отделенной от верхней изображением «Христа во гробе», на фоне горок разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Неумолимую поступь Смерти заграждает меч Христа-воина, сидящего на кресте, орудии собственной смерти. Его изображение, представленное на фоне темной пещеры (преисподней), господствует над фигурой сатаны, поверженного и скованного архангелом Михаилом.


Икона "Плоды страданий Христовых"

В основе этого сюжета - западно-европейская иконография, когда каждая деталь изображения поясняет сложные богословские образы. Крест с распятым Христом украшен цветами (в знак победы жизни над смертью), причем, в верхних цветах - орудия страданий (копье, губка с уксусом, гвозди). Из правого цветка рука поражает мечом скелет Смерти на коне. Рука, протянувшаяся из левого цветка, награждает венцом пятиглавую церковь в знак торжества Нового Завета. Вверху руки в облаках отпирают двери рая.
Некоторые черты позволяют видеть в иконах "Плоды страданий Христовых" образ Страшного суда. Свое влияние в этом случае оказали иконографическая схема Страшного суда, миниатюры лицевых Апокалипсисов и Синодиков. Заимствования из этих источников изменяли существующие в иконе элементы в эсхатологическом духе.

Особую актуальность сюжет "Плоды страданий Христовых" имел в старообрядческой среде. Происхождение икон связано с районами явного или едва скрываемого раскола: Поволжье (Чебоксары, Кострома, Ярославль, Пошехонье), Русским Севером (Соловки, Онега, Каргополье) и Средней Россией (Муром, Мстера, Ростов). Сторонникам раскола были близки читавшиеся в этой композиции эсхатологические настроения. Внимательно изображались страстные орудия, разными символическими средствами подчеркивалась идея, что искупление даровано ценой страданий. Цветовой строй в этих иконах, с одной стороны, выражал трагизм мучений, с другой стороны - триумф страданий, преодолевающих смерть, грех.
-
читать дальше


Икона: Авва Сисой перед гробницей Александра Македонского


Другие вариации описанных образов и прочие интересные религиозные изображения можете посмотреть в нашем отдельном альбоме:
+Мир икон и религиозных образов+
запись создана: 26.11.2016 в 12:51

@темы: Изобразительное искусство

URL
Комментарии
2016-11-26 в 22:11 

Kata Rios
And now, finally, we have returned... And now, your Republic shall fall!
Спасибо!

2017-10-24 в 20:30 

Золотая середина*
О, Сокровище в сердцевине лотоса...
спасибо)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная