Ueber ewiger Ruhe

16:54 

Кладбищенская символика. Кладбищенская скульптура

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
История формирования кладбищ и кладбищенской скульптуры


Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны
Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии - науки о погребениях. Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) - подвид некрофилии. Но тафологи этому не верят.
С тех пор как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения) его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
"Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны" - говорит современный архитектор Михаил Шемякин.
Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
Погребение в средние века.
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более - подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле - в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики).
Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится.
Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покояться ничьи блаженные кости.
Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
"Лежащие" и "молящиеся".
Знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах. Памятник мог вовсе отсутствовать или его могла заменять плита с эпитафией на античный манер. И все же был широко распространен достаточно специфический вид погребальной скульптуры - так называемые "лежащие". Они олицетворяют вечный сон и покой - самое древнее и неизменное представление о смерти. Эти статуи изображали мертвецов во время похорон. Французский исследователь Филипп Арьес связывает возникновение таких изваяний с обычаем выставления тела и пишет о взаимовлиянии таких статуй и позы умершего при выставлении (этот обычай неоднократно отмирал и возвращался вновь, в т.ч. даже по специальному декрету времен Великой французской революции).
В эпоху Возрождения появился и другой вид погребальной скульптуры - так называемые "молящиеся". Погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле - жест религиозного экстаза.
Эти статуи - впервые - имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
"Сельские погосты".
Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом.
Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ - rural cemetery (фр. или англ. "сельское кладбище"). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским "memento mori" (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были "давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом".
Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Ласкез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища.
В Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. "кладбище-газон") - обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
В XX веке кладбище, чаще всего находящееся уже за пределами города, стало местом общения со своими умершими. Это не столько место прощания, сколько место встречи. Портретные изображения в камне сменили эмалевые фотографии, а памятники упростились до практически однотипных досок и крестов.

Из Интернета

Объектные символы
Арка (либо радуга) – победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти (“смертию смерть поправ…”), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.
Арфа – символ набожности и надежды. Относится к св. Сесилии, покровительнице музыкантов.
Всевидящее око - “Господь вездесущ”. “Всевидящее око”, заключенное в треугольник символизирует Троицу (надо отметить, что это символ масонов).
Голова херувима – олицетворение души.
Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.
Перевернутый горящий факел - "жизнь погасла".
Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного, часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов – роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).
Драпировки – символ скорби и траура.
Женская фигура (плакальщица) – канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.
Закат – угасание жизни, смерть.
Звезда – символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения.
Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо…
Кельтский узел – воскресение и Вечная Жизнь.
Ключи – символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая.
Книга – молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на “профессиональную” принадлежность священника.
Корона – бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.
Корона, венчающая крест – символ верховной власти Господа.
Коса - смерть как “урожай Господний”, персонификация Смерти – Мрачный Косарь (Grim Reaper)
Крылатое колесо – олицетворение Святого Духа.
Крылатый шар – изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.
Крылатый череп – очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.
Кувшин – традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.
Лабиринт – жизненный путь.
Менора – иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.
Обелиск – египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.
Песочные часы – символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность… Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени…
Пламя – Вечность.
Разорванное кольцо – потеря одного из членов семьи.
Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) – жизнь, оборвавшаяся слишком рано / потеря главы семьи / тлен и упадок.
Ракушка – традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую, древность. Ракушка – символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения…
Рассвет, поднимающееся солнце – обновленная, возрожденная Жизнь.
Саркофаг, гроб – смертность, тленность всего сущего.
Свеча – Жизнь. Потухшая свеча – угасшая жизнь…
Свиток – символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают непознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока (“Пути Господни неисповедимы”). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.
Сердце – традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа (“И меч пронзит твою душу…”), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.
Скрещенные мечи – смерть в бою.
Скульптура Спящего – сон – это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.
Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) – символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.
Стрела либо фигура со стрелой – смертность.
Символ Тао (Инь/Янь) – как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях…
Трубы – символ победы и спасения в Судный день.
Урна – широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.
Херувимы (дети-ангелы) – обычно обозначают детские могилы.
Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – “Memento mori”
Ангел – кладбищенская “классика”, символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы – “посланники Господа” охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы – это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил – с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.
* Часто в руках ангелов и херувимов можно видеть цветы. Растительные мотивы в “кладбищенском” искусстве также имеют свой особый смысл - речь об этом пойдет ниже. Любопытно, что традиционная форма изображения ангелов на наших “местных” исторических кладбищах – это именно обобщенный, абстрактный, я бы сказала, в некотором смысле “обезличенный”, вариант - безымянный ангел, склонившийся над урной с прахом; ангел с распростертыми крыльями, опустившийся на крышку саркофага, либо ангел, обнимающий крест. Безусловно, несмотря на традиционные формы среди подобных памятников встречаются подлинные произведения искусства, но, на мой взгляд, их сложно сравнивать с ангелами, например, итальянских кладбищ, - изумительными по выразительности и уровню исполнения скульптурами. Итальянские ангелы индивидуализированы, а поэтому намного более характерны, здесь можно увидеть ангелов-посланников, ангелов-хранителей, ангелов-наблюдателей, ангелов, записывающих жизнь каждого живущего на земле, а также ангелов, которых никогда не встретишь на наших кладбищах: ангелов Смерти, ангелов Возмездия, ангелов войны, ангелов Апокалипсиса, Люцифера и его двух невест – Нааму и Лилит. Одним из распространенных проявлений тафофилии можно назвать бесконечные фотогалереи кладбищ – от “домашних” личных альбомов до настоящих серьезных произведений искусства, “демонические” ангелы итальянских кладбищ запечатлены в книге Gerald Axelrod “ ... As though the angels would live on earth”, чьи фотографии сами по себе являются шедеврами…
Изображение рук вполне можно выделить в отдельный раздел
Протянутые руки – мольба о милосердии.
Благословляющая рука – благословение остающимся.
Рука, указывающая вверх, символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.
Рука, указывающая вниз, символизирует внезапную смерть.
Руки, держащие цепь с разорванным звеном – символ потери одного из членов семьи.
Рука Бога, выдергивающая звено из цепи, означает, что Он забирает к себе душу умершего.
Руки, держащие раскрытую библию, естественно, символизируют христианскую веру.
Сжатые руки – последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука – это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.
Две руки, соприкасающиеся большими пальцами – интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.
Животные
Бабочка – душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница – куколка – бабочка олицетворяют жизнь – смерть – воскресение.
Белка, держащая в лапках орешек – религиозность, духовный поиск
Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.
Дельфин – воскресение.
Дракон – дракон, побежденный Св. Георгием – символ победы над грехом.
Змея – змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.
Кит – материнство.
Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.
Лошадь – смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие “конные” святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и св. Виктор.
Лягушка – мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение .
Олень – вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.
Орел – символ св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.
Павлин / Феникс – символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.
Петух – пробуждение, воскресение.
Птицы в полете – символ “крылатой души”, Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.
Рыба – указывает на веру
Собака – своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви
Сова – традиционный символ мудрости.
Ягненок – один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии…
Растения
Венок/гирлянда – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.
Абстрактное дерево – Древо Жизни.
Абстрактный цветок – хрупкость жизни.
Акант – божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.
Ананасы и инжир – процветание, Вечная Жизнь (надо сказать, на надгробиях выглядят они диссонирующе жизнерадостно).
Анютины глазки – символ смирения и памяти.
Боярышник – надежда, радость, символ весны.
Дуб – символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре-христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности, военную), победу.
Жимолость – преданная любовь и нежность, щедрость.
Кизил – символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.
Кипарис – романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.
Кисть винограда с листьями – христианская вера (виноград – один из символов Христа).
Крокус – юность.
Лавр - символ мирского признания заслуг и героизма.
Лилия – цветок непорочных девственниц, символ воскресения и чистоты. Часто мотив используется на могилах женщин. Использование лилий при погребении символизирует восстановление непорочности души в смерти (Исключительно красивы Латинские кресты, украшенные рельефным орнаментом из лилий…).
Лилия калла – брак.
Лютик – добрый нрав.
Мак - вечный сон, утешение.
Мандрагора – растение, родственное белладонне, чьи корни имеют причудливую форму, часто человеческой фигурки. Существует давнее поверье, что мандрагора берет жизненную силу у умерших и обладает магическими свойствами.
Маргаритка – невинность ребенка, символ младенца-Иисуса, юность и чистота помыслов.
Мирт – подобно лавру символизирует признание за достижения, кроме того, олицетворяет Вечную Жизнь.
Мох – достоинство.
Надломленная ветка – прерванная жизнь, смертность.
Нарцисс – смерть юного, красота, искусство, грация.
Незабудка – память.
Остролист - когда-то люди верили, что остролист защищает могилу от удара молнии .
Пальма – римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе. В более широком смысле – духовная победа и вечный мир…
Папоротник – искренность, скорбь.
Пассифлора – венчик – терновый венец Христа, пять тычинок – пять ран Христа, десять лепестков – десять заповедей (на мой взгляд, забавно и подкупающе наивно :)
Плакучая ива – скорбь и траур.
Плющ – символизирует бессмертие, неувядающую любовь, верность, дружбу и память (иногда на надгробиях встречается такая форма, как венок из плюща).
Роза – цветок Девы Марии, “Розы без шипов”. Алая роза символизирует мученичество, белая роза – чистоту:
Розовый бутон – ребенок до 12 лет.
Неполный расцвет – подросток.
Полный расцвет – смерть в возрасте от 20 до 30 лет.
Надломленный розовый бутон – жизнь, оборвавшаяся слишком рано.
Переплетенные розовые бутоны – крепкая связь между двумя людьми, в том числе матерью и ребенком, умершими в одно время…
Розовый венок – вознагражденная добродетель и красота (исключительно распространенный мотив, в особенности на католических кладбищах).
Розмарин – как сказала Офелия: “Розмарин – для памяти…” Раньше розмарин клали в гроб и дарили скорбящему.
Сломанный цветок - прерванная жизнь.
Сосна – плодородие, верность, возрождение.
Срезанный сноп колосьев - когда-то в деревнях существовал такой обычай – посылать родственникам сноп колосьев, как знак смерти крестьянина, то есть в какой-то степени этот символ является “профессиональным”. Кроме того, он широко использовался для надгробий Викторианской эпохи: срезанный сноп колосьев с серпом как знак прерванной жизни (divine harvest).
Пшеничные колосья – возрождение, плодородие, в Христианской традиции – хлеб и вино.
Трилистник – символ Ирландии.
Увядшие листья – печаль и меланхолия.
Чертополох (терновник) - земная скорбь, терновый венец Христа, символ Шотландии.
Шелковица – “Я не переживу тебя…”

Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях
ad patres – “К отцам”
anno aetatis suae (A.A.S.) – На таком-то году его/ее жизни
anno Domini (A.D.) – От рождества Христова
annos vixit (a.v.) – Он/она жил (так долго)
beatae memoriae (B.M.) – Благословенной памяти
Dei gratia – Милостью Божьей
Dei gratias – Благодарение Господу
Deo, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господу, Лучшему, Величайшему (девиз Бенедиктинского Ордена), другой вариант:
Domino, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господь, Лучший, Величайший
Gloria in Excelsis Deo – Слава величайшему Господу
hic iacet / hic jacet (H.I.) – Здесь покоится
hic iacet sepultus (H.I.S.) / hic sepultus (H.S.) – Здесь похоронен
Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (I.N.R.I.) – Иисус Христос, царь иудеев (надпись на верхней табличке Ортодоксального (Православного) креста (по легенде так надсмеялись над распятым Иисусом римские воины)
in hoc salus (I.H.S.) – В этом есть спасение - одна из трех интерпретаций аббревиатуры I.H.S. на католических надгробиях. Иногда буквы рисуются одна поверх другой, образуя символ, подобный этому: |$|
in hoc signo spes mea (I.H.S.) – другой ее вариант: В этом знаке моя надежда (подразумевается крест Господень)
in hoc signos vinces (I.H.S.) – третья интерпретация: С этим знаком ты победишь.
laus Deo – Хвала Господу
memento mori – Помни о смерти
obiit (ob.) – Он/она умер
requiescat in pace (R.I.P.) – Да покоится он/она с миром
requiescant in pace (R.I.P.) – Да покоятся они с миром
requiescit in pace (R.I.P.) – Он/она покоится с миром
Verbi Dei Minister (V.D.M.) – Раб Божий

Танатология - наука о похоронах, кладбище и всему, что их сопутствует.

Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько болезненно это проявление, думаю, важен только для людей, придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью.


Тафофилия – это, прежде всего, источник удовлетворения индивидуальных эстетических и эмоциональных запросов, человек приходит на кладбище насладиться своеобразной вневременной атмосферой прозрачной тоски и покоя, кладбище – это то место, где соприкасаются Жизнь и Смерть, кто-то говорит о том, что остро ощущает себя на тонкой грани между ними, кто-то говорит о приобщении к Вечности. Именно кладбище является местом огромной эмоциональной концентрации, именно здесь наиболее полно и в наиболее романтическом свете раскрываются такие чувства, как любовь, нежность, тоска, боль прощания и надежда. Даже если в реальной жизни всего этого и не было, синтезированный многовековой историей и традицией кладбищенский символизм создаст нужный эффект. Кроме того, кладбища являются своеобразными музеями под открытым небом, многие надгробия имеют огромную художественную ценность и представляют собой произведения искусства в смом полном смысле этого слова.
Как и в любом другом направлении искусства, здесь существуют свои признанные мастера, и опытные (и/или заинтересованные) тафофилы могут моментально определить автора той или иной скульптуры или надгробного памятника, указать на эпоху, к которой он принадлежит. Наверное, у каждого тафофила есть свои излюбленные мотивы и формы. Кто-то воспринимает памятники, принадлежащие только к определенной эпохе либо культуре. Вариаций восприятия ровно столько, сколько существует на свете тафофилов – каждый приходит на кладбище со своим индивидуальным эмоциональным настроем, каждый ищет и находит что-то свое.



Эта статья посвящена кладбищенскому символизму или иконографии и носит исключительно справочный характер: она призвана помочь заинтересованным тафофилам научиться “читать” надгробия. Для кого-то достаточно общего впечатления от посещения кладбища, но кому-то интересны детали, которые часто могут во много раз усилить эмоциональный эффект памятника. Существует огромное количество исторически сложившихся кладбищенских символов различного характера – этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь – религиозных, христианских. Значительная часть этих символов пришла к нам еще из дохристианских времен, а затем была, более или менее удачно интерпретирована первыми христианами. В любом случае, эти символы носят глубокий и чистый смысл, и не все ли равно, кому они принадлежат, если они призваны помочь людям выразить свои искренние и лучшие чувства? Очень интересно проследить на примере эволюции некоторых подобных символов переплетение времен и религий, ход истории.
Именно из-за исторической преемственности, а также из-за местных культурных особенностей возможны разночтения в толковании различных символов, вплоть до диаметрально противоположных, а также очень интересные нюансы в значениях. Кроме того, разночтения возможны и из-за личностного восприятия автора надгробия и заказчика. Поэтому добавлю сразу, что безоговорочно приведенным ниже символическим значениям, я бы не доверял, это всего лишь общий план и общепринятые толкования. Тем не менее, надеюсь, эта информация окажется полезной или хотя бы интересной.

Геометрический символизм– дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма – крест в круге (Кельтский крест). Два круга – один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.

Равносторонний треугольник / Трилистник / Триметра (“готическая розетка”, треугольник из трех дуг) – христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа “Всевидящего Ока” (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида – символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат – символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма – пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму “ведьминым следом”, в Средние века ее также звали “крестом гоблинов” и печатью Соломона (интересный разброс , кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств. В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея. О значении и использовании перевернутой пентаграммы, думаю, говорить нет смысла, - оно всем известно…


Звезда Давида – общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале ХХ века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).


Свастика – один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы – мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии…


Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.

Латинский крест (“Божий знак”) – один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).


Голгофский (трехступенчатый) крест – латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие).



*В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского/Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий – чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Крест св. Петра


и крест евангилистов


Кельтский (ирландский) крест – это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике, начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.


Восточный крест – относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху – дощечка с надписью “Иисус Христос – царь иудеев”, снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.


Готический крест (“Fleuree”)– все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест – трилистник (“Botonee”) – три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается и на православных кладбищах).


Греческий крест – все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его символизировали четыре стихии – землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест – по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому.

Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях:

Андреевский крест – крест в форме “Х”. По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.


Египетский / Коптский крест – Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.



Тевтонский / Мальтийский крест – выглядит как равносторонний Готический крест.



Материал основан на Википедии и интерактивной Энциклопедии крестов.

***
Попался мне очень интересный скан викторианского прайс-листа с надгробиями.


Victorian Grave Decoration


Искусство траура
Сайт Друзей Oak Grove cemetery
Churchyard Chest Tombs
*
В викторианскую эпоху были и свои кладбищенские приметы и обряды.

- Задернуть шторы и остановить часы.
- Покрыть зеркала крепом или вуалью, чтобы дух покойного не застрял в нем.
- Лавровый венок, тис, самшит связывались крепом или черными лентами и вывешивались на дверь, чтобы сообщить прохожим о том, что дом посетила смерть.
- За телом следили каждую минуту до похорон, чтобы защитить человека от возможного погребения заживо.
- Похороны осуществлялись на 4 день, чтобы смогли успеть приехать дальние родственники.
- Использование цветов и свечей маскировало неприятные запахи.
- В 19 веке в Европе и Америке (в России тоже, кстати) мертвых выносили ногами вперед, чтобы дух не смотрел в дом и не манил членов семьи за собой.
- Семейные фотографии иногда поворачивали лицом вниз, чтобы в них не вселился дух.
- На носовые платки пришивали черную окантовку.
- Белый цвет был популярен для похорон ребенка.
Конечно, правил еще больше, но пока только эти удалось найти.

Викторианские суеверия:
- Если покойный прожил хорошую жизнь - цветы будут цвести на его могиле. Если он был злым, то произрастать будут только сорняки.
- Если в одной и той же семье происходит ряд смертей, то надо повязать черную ленту всем, кто остался в живых и заходит в дом, даже собак и кур. Это позволит защититься от дальнейшего распространения смерти.
- Никогда не носите ничего нового на похороны, особенно обувь.
- Всегда прикрывайте рот, когда зеваете, иначе ваша душа покинет вас или в вас войдет дьявол.
- Если встретитесь по дороге с похоронной процессией - развернитесь и идите другой дорогой. Если встреча неизбежна, то держитесь за пуговицу или застежку на вашей одежде, пока проходит кортеж.
- Крупные капли дождя предупреждают, что здесь только что была смерть.
- Остановите часы в комнате, где кто-то умер, иначе у вас будет неудача.
- После того, как тело вынесли из дома, обязательно закройте дверь, чтобы смерть не вернулась.
- Если во время похорон идет дождь - умерший попадет на небо.
- Если услышите во время похорон гром - душа достигла небес.
- Если ты слышишь три удара, но рядом никого нет, значит умер кто-то близкий вам. Это называют Три удара смерти.
- Если ты оставляешь себе то, что принадлежала покойному, то он к тебе вернется.
- Если светлячок попадет в ваш дом, то кто-то скоро умрет.
- Если почувствуете запах роз, когда вокруг их нит, то кто-то тоже умрет.
- Если ты не задерживаешь дыхание, идя на кладбище, то ты не будешь похоронен.
(не знаю, как это трактовать)
- Если ты увидишь себя во сне, то скоро придет смерть.
- Если ты увидишь сову в дневное время, то знай, что смерть близко.
- Если в открытую могилу польется дождь, то кто-то в семье умрет.
- Если птица стучит или бьется в окно, то жди смерти в семье.
Если воробей сел на пианино, то кто-то скоро умрет.
- Если картина падает со стены, то умрет тот, кого вы знаете.
- Если рассыпал соль, то брось щепотку через плечо, чтобы спугнуть смерть.
- Никогда не говори плохо о мертвых. Придет и будет мучить.
- Две смерти в доме - жди третью.
- Крик совы - смерть.
- Подснежник в саду растет - смерть.
- Красные и белые цветы в вазе (особенно в больницах) - скоро смерть придет.
- Уронил или открыл в доме зонтик - убийство случится.
- Ромбовидная складка в чистом белье - смерть близко.
- Собака воет по ночам - кто-то в семье болен и скоро умрет.
- Человек, который пересаживал кедр, умрет тогда, когда нижние корни дерева достигнут длины гроба.
- Человека, который видит тринадцать белых лошадей сразу, скоро будет нести катафалк.
- Если часы сами по себе остановились - кто-то умер.
Еще некоторые приметы.
Еще про викторианский траур.
***

Плита

Наиболее древний и самый распространенный в средневековой Руси тип, известен с XIII века в виде прямых плоских камней. По форме можно разделить на несколько типов: прямоугольные, трапециевидные, ладьевидные, брусчатые. Лицевая сторона плиты часто оформлялась узорами. Художественное оформление дополнялось погребальной надписью в стиле вязь. Более поздние плиты уже не имели богатого художественного оформления, а погребальная надпись переместилась с лицевой стороны на торец изголовья.


"Крест на Голгофе", "Крест на основании"

Появление каменных крестов можно отнести к периоду ранее XIII века, но наибольшее развитие подобное надгробие получило в XIV-XV вв. С середины XIX века появляются различные стилизованные кресты: "крест на Голгофе", "крест на основании", в виде ствола дерева, проросший крест и др. Это в первую очередь связано с появлением престижа на надгробные памятники. По материалу изготовления можно разделить на несколько типов: полностью каменные, комбинация камня и чугуна, а также полностью чугунные. Надгробие типа "крест на Голгофе" состоял из двух частей: собственно сам крест и большой камень – гора Голгофа. Символизирует искупительную жертву распятого на Голгофе Христа. Надгробие типа "крест на основании" отличается от Голгофы тем, что каменное основание не несет явного символизма и имеет законченные геометрические формы. Наиболее редкий тип креста: Гора Голгофа с крестом в виде ствола дерева с обрубленными ветками. Ставилось такое надгробие на могиле последнего представителя рода, символизируя конец династии. Подобный надгробный памятник ошибочно называют масонским.

Саркофаг

Самый распространенный тип надгробий. Впервые появился в петровское время в местностях богатых белым камнем, просуществовал до начала XX в. Стиль "саркофага" зависел от моды и изменялся от барокко до эклектики. В резном декоре подобных надгробий часто отражена растительная тематика совместно с изображением Голгофы или Адамовой головы. Со второй половины XIX века начинают появляться надгробия из привезенных материалов – мрамора и гранита. Надгробие типа "саркофаг" распространено в основном на могилах мещан, крестьян и купцов.

Жертвенник, Колонна, Аналой

"Жертвенник" – типичный образец надгробного памятника эпохи классицизма. Появился в начале XIX века, но к середине века уже не использовался. Этот тип надгробных памятников имел сословную принадлежность и обычно устанавливался на могилах дворян. Надгробие представляет собой каменную тумбу, с фронтоном, увенчанную факелом или вазой с крестом. В это же время, наравне с "жертвенником", появляются и другие необычные надгробия (колонны, колонны перебитые кубом (муфтированные), перевернутые конусы), которые также преимущественно устанавливались на дворянские могилы. В середине XIX века появились надгробия типа "аналой" в виде каменных тумб со скошенной верхней поверхностью. Стилизовались под богослужебный столик-аналой, часто с ниспадающими складками пелены.

По центру снимка представлен памятник типа перевернутый конус, слева на снимке - крест в виде ствола дерева с обрубленными ветками (см. выше пункт "крест на Голгофе", "крест на основании")


Колонна перебитая кубом и жертвенник


Часовня, Стела

Оба типа появились в середине XIX века. Тип "Часовня" – вертикальный памятник, который формой и декором стилизован под часовенный столб. Ребра граней такого надгробия, как правило, оформлялись в виде колонн, а суженная верхушка оканчивалась крестом. Основным материалом для изготовления этого типа надгробного памятника служил известняк, несколько позже стали использоваться твердые породы камня - мрамор и гранит. Встречаются и чугунные варианты. Тип "стела" используется до сих пор. Представляет собой вытянутое вертикальное надгробие с гранями трапециевидной формы, где верхняя часть несколько уже основания. Как правило, этот тип надгробных памятников, в отличие от часовни, практически лишен декора.

@темы: смерть и викторианцы, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, история скульптуры, древние захоронения, атрибуты погребения и похорон

URL
Комментарии
2011-08-20 в 18:59 

Innes
What if in paradise there are no houris waiting?..
requiescat in pace (R.I.P.) – Да покоится он/она с миром requiescant in pace (R.I.P.) – Да покоятся они с миром requiescit in pace (R.I.P.) – Он/она покоится с миром

ну и rest in peace что ли)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная