Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Ueber ewiger Ruhe

11:38 

Филиппины

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда

-Висячие кладбище Сагады-
+галерея+

Если вы когда-нибудь посетите утесы вокруг тихого городка Сагады на Филиппинах, то увидите странную картину — множество гробов, висящих на скале. От неожиданности у вас даже могут поползти мурашки по спине, ведь это райское местечко вовсе не предполагает столь мрачных дополнений к пейзажу...
Впрочем, местные жители совсем по иному относятся к этой, с нашей точки зрения, душераздирающей картине… Некоторые даже с гордостью могут сказать, показывая на вершину какого-нибудь утёса: "Там покоится моя бабушка… Мы подвесили ее в прошлом году!"
Филиппинцы утверждают, что данный способ захоронения способствует тому, что покойные находятся ближе к небесам…
Таким образом, им даруется вечное благословение…
Более прозаическая причина подвешивания гробов заключается в том, что на острове часто случаются наводнения, и такие подвесные кладбища прекрасно защищены от воды…
Кроме того, они не доступны животным…
Утёсы с многочисленными пещерами в окрестностях Сагады служили аборигенам местом для погребений еще с дохристианских времен…
Покойников укладывали "калачиком" в гробы, вырезанные из огромных стволов сосны, помещали в пещеры или подвешивали...
В центре каждой «связки» гробов, как правило, находится самый древний из них, которому может быть до двухсот лет. По краям располагаются более свежие захоронения…
И хотя сейчас эта традиция уже уходит в прошлое, и в основном местные жители хоронят своих покойников на обычном христианском кладбище, нет-нет да и появятся новые «висячие гробы», из которых сочится зелёная жидкость.
Кстати, если эта жидкость на кого-то попадает, считается, что это приносит удачу, и несколько дней человек не моется…

Источник
За многие сотни и тысячи лет в народных суевериях закрепился обычай помещать покойников в какое-нибудь место, находящееся далеко от живых людей. Или, по крайней мере, делать всё возможное, чтобы никогда с ними не пересекаться — как минимум хоронить в земле. А то и устраивать смертельные фейерверки. Подобной логике следуют почти все народы, но некоторые прибегают к ней с особенной изобретательностью.
На Филиппинах жители горной провинции Сагада уже на протяжении двух с лишним тысяч лет хоронят своих умерших в так называемых “висячих гробах”. С помощью верёвок деревянные гробы закрепляют высоко над землёй на известняковых скалах. Среди коренного населения считается, что чем выше тело умершего захоронено, тем ближе его душа к небесам. Сегодня это место известно под названием “висячие гробы Сагады”.
Давайте посмотрим на них подробнее …
Подобный способ захоронения хоть и необычен, но если посмотреть на него с практической точки зрения то становится понятно, что гроб на скале защищён не только осквернения различными животными, но и от природных катаклизмов (например, наводнения).
При жизни каждый человек желает, чтобы после смерти его тело оставалось нетронутым. Именно этим видимо и руководствовались жители горной провинции, придумав столь необычный способ захоронения. Кроме того, местные горы сами по себе считаются священным местом среди местного населения, так что вполне себе подходящее место для кладбища.
В некоторых местах подвешенных гробов настолько много, что издалека скалы напоминают многоэтажные дома, где гробы выступают в роли балконов. Выглядят эти конструкции не только жутковато, но и достаточно хлюпко. Кажется, что если ветер подует чуть сильнее, то висячее кладбище непременно рухнет вниз. Однако такое впечатление весьма обманчиво, так как некоторые гробы висят на скалах долгие-долгие годы. Некоторые гробы подвешены уже не одну сотню лет!
Практически все скалы Сагады увешаны десятками, а то и сотнями гробов. По традиции каждый житель провинции должен заранее приготовить для себя гроб. Когда же человек умирает, его тело обрабатывают специальным составом, которое препятствует разложению. В таком состоянии тело покойного остаётся на протяжении пяти дней. В это время родственники и знакомые усопшего устраивают поминальное пиршество, по окончании которого тела наконец-то помещают в вырезанные из дерева гробы и подвешивают высоко в горах.
Впервые увидев деревянные гробы, подвешенные на высоте в несколько десятков метров на практически отвесной скале, у вас наверняка возникнет вопрос, как филиппинцы размещают гробы на такой высоте?! Местные жители предпочитают держать процесс погребения в секрете, так что ответ на этот вопрос вы не получите.
Для того чтобы посмотреть на необычное кладбище придётся проделать немалый путь. Дорога до Сагады занимает около 8 часов, ну а если вы решили посетить висячие гробы Сагады в период дождей, то готовьтесь провести в дороге все 16! На самом деле расстояние до горной провинции всего 275 километров, однако состояние дороги не способствует быстрой езде. Путь до Сагады весьма выматывающий, так что данный маршрут не очень популярен у туристов.
На данный момент данный вид погребения больше не практикуется, однако количество гробов подвешенных на отвесных скалах год от года только увеличивается, что наводит на определённые мысли.
Иногда рядом с гробом также вешают стул, на котором сидел покойный незадолго до смерти
История Китая хранит множество неразгаданных тайн. Странные и загадочные традиции и обряды навсегда исчезнувших народностей привлекают к себе внимание и толкают на поиски ответов. Одна из таких загадок — висячие гробы. Учеными по сей день до конца не разгадана тайна висячих гробов и народа, практиковавшего столь странный способ «погребения».
Далеко в горах, среди скал, на клиньях «парят» висячие гробы, единственное, что продолжает напоминать о загадочном исчезнувшем народе. Люди Бо жили на юго-западе современного Китая, занимая часть нынешней провинции Юнь-Нань. Та малость, которую сохранила история позволяет судить о том, что народ Бо довольно далеко шагнул в развитии. И развивался бы дальше, если бы не кровопролитные войны с династией Мин. Четыре сотни лет назад народ Бо был практически стерт с лица земли. Не осталось почти никаких памятников культуры, за исключением странных воздушных захоронений.
Бо всегда оставались этническим меньшинством в Китае. Однако, несмотря на это, они смогли создать самобытную яркую культуру ещё около трёх тысячелетий назад. И одна из самых удивительных особенностей бо — это их погребальные обычаи.
Необходимо оговориться, что в Китае особенно трепетно относятся к погребальным традициям и вообще ко всему, что связано с покойниками. Большинство китайцев до сих пор, по старинной традиции хоронят своих умерших на склонах холмов, обращенных к человеческому жилью. Считается, что это приносит удачу потомкам.
Гробы делались довольно грубо из твёрдых пород дерева и покраске не подвергались. Однако многие из них дошли до наших дней.
Самые «свежие» были установлены на скалах вдоль реки Янцзы 400 лет назад. Возраст наиболее старых, которые всё ещё можно обнаружить, — порядка тысячи лет. А самый древний гроб бо датируется 2,5 тысячами лет!
Некоторые гробы бо хранили не только на деревянных подставках, приделанных к стене, но и в небольших пещерах. Филиппинцы придумали складировать гробы и в больших пещерах — таких, как на этих снимках. Обратите внимание, гробы сделаны из цельных древесных стволов
Народность сейчас считается практически вымершей, однако ещё некоторое количество бо в Китае есть. Их историей интересуются даже некоторые генетики!
И всё же откуда и как у бо появилась традиция устраивать наскальные погосты, сейчас уже трудно установить. Современные исследователи сходятся на том, что традиция имела два мотива. Люди исчезнувшего народа верили в то, что душа умершего попадает на небо. Водружение гроба как можно выше помогало душе подняться. Скала, как ступень, помогала быстрее достичь небес. С практической точки зрения это было удобно тем, что враги не могли осквернить покойников. Весьма разумно, учитывая то, что до многих «кладбищ» никто не добрался и по сей день…
Не менее интересно и то, как они водружали гробы на скалы… Гроб весил примерно 200 килограммов. Народ Бо поднимал и закреплял гробы на отвесных стенках высотой примерно в 100-200 метров (бывало и меньше, в зависимости от размеров скалы). Как люди, в распоряжении которых не было никакого специального снаряжения, поднимались туда, куда и сейчас не все альпинисты могут добраться?
Ходят легенды о том, что народ Бо умел летать, и воздушная стихия была им подвластна. Потому и хоронили своих мертвецов они так высоко и странно. Некоторые захоронения встречаются в ущельях, где бегут горные реки. Выдвигались гипотезы, что народ Бо дожидался весенних паводков, и поднявшаяся вода помогала им. Некоторые полагают, что люди вбивали клинья в скалу и поднимались по импровизированной лестнице. Вероятность этого предположения подтверждают отверстия, найденные в основаниях некоторых скал, на которых покоятся гробы. В архивах найдено описание еще одного правдоподобного способа поднятия гроба на скалу с помощью канатов.
Висячие захоронения характерны не только для Китая и Филиппин. Есть висячие кладбища и в некоторых других азиатских странах, например, в Индонезии .
Наскальные гробы бо — это уже памятники культуры. Поэтому китайские власти постоянно заботятся о том, чтобы гробы оставались в целости. Для этого они проводили реставрационные работы уже три раза — в 1974-м, 1985-м и в 2002-м годах. Кстати, за время тех работ выяснилось несколько интересных фактов. В частности, узнали, что за последние десять лет два десятка гробов по тем или иным причинам свалилось в воду. Зато нашлось 16 ранее неизвестных. Всего их там сейчас порядка 290.

Кабаян - один из муниципалитетов провинции Бенгет на Филиппинах.
Уже многие века в пещерах Кабаяна лежат мумии вождей и знатных членов общества народа Ибалой.
В погребальной пещере Опдас Кейв хранятся останки (кости и черепа) погребенных. Хотя внешне эта пещера больше похожа на многоярусную нишу, на ступенях которой аккуратно сложены черепа.
Наибольший интерес может вызвать пещера Тимбак Кейвз, в которой находятся мумифицированные тела вождей народа Ибалой. Посещать их без сопровождение одного из Ибалой запрещено, т.к. по местному поверью мумии могут обрушить весь свой гнев на незваного гостя.
Гробы с мумиями очень маленькие. Дело в том, что народ Ибалой хоронил своих умерших с прижатыми к груди коленями.
Процесс мумификации тоже довольно интересный. Еще будучи живым, но зная, что смерть уже близко, человек придерживался определенной диеты для очищения организма. Уже с последними вздохами ему давали выпить крепкий соляной раствор. После смерти телу придавали позу зародыша, привязывали его к специальному стулу, под которым разводили костер. Таким образом лишняя жидкость из тела выходила, а тело в течение определенного времени высушивалось. Жидкость из тела, кстати, считалась у народа священной и собиралась в сосуды. Далее тело снимали со стула и натирали различными травяными настоями, снимали верхний слой кожи и выкладывали сушиться на солнце. Весь процесс мумификации иногда доходил до 6 месяцев. После тело помещали в гроб и относили в одну их пещер.
Ученые до сих пор не могут разгадать секрет изготовления мумий Кабаяна. Так же они спорят об их возрасте. Некоторые считают, что мумии были изготовлены в период с 1200 по 1500г, другие утверждают, что возраст некоторых мумий — 2000г до н.э. Однако точно известно только одно: когда испанцы прибыли на Филиппины в 16 веке, секрет мумифицирования уже был потерян. ©
Народ Ибалой до сих пор считает, что вожди, чьи мумифицированные тела лежат в пещерах уже несколько сотен лет, до сих пор охраняют своих людей.
-Opdas Burial Cave-

+галерея+

Опдас Кейв, погребальная пещера ибалой, где до сих пор хранятся многочисленные останки погребенных в виде костей и черепов, оказалась даже не пещерой, а небольшой нишей, располагающейся практически во дворе одного из домов. Старшая девочка сбегала за ключами от решетки, и спустя пару минут мы, в некотором обалдении, оказались в небольшой комнате, заваленной черепами. Детвора толпилась у входа; черепа ее интересовали явно меньше, чем два любопытных гостя. Развлечение в пещере – минут на 10: открыв рот, оглядеться вокруг и сделать пару фото. Да и как-то это неправильно что ли… Вспомнились катакомбы венского Сан Стэфена, где также накрывает чувство некой "неправильности".
- В музей, теперь в музей! – юные жителя Кабаяна предпочитали не мучиться философскими вопросами. И дальше: - Мы сделаем shortcut! – после чего мы свернули в огороды. Пусть это не укоротило, но было явно значительно занимательнее, чем просто топать по пыльной дороге. Хотя – как посмотреть: на обратном пути Леха обнаружил на проезжей части самый настоящий американский Хаммер. Это вам не пижонские Х2 и Х3… Вообще, shortcut – любимое понятие в Кордильерах. В подавляющем большинстве случаев шоткатом оказывалась головокружительной крутости тропа, срезающая метров 50 основной дороги, но убивающая за эти несколько минут вусмерть. Сомнительное удовольствие…
Серьезный дядька в одном из огородов грозно шикнул на визжащую детвору: "Опять без дела шляетесь?" Увидев нас, однако, хмурое лицо немного разгладилось. …У ограды музея уже топтались четыре девушки-филиппинки, явные туристки. На калитке красовался большой амбарный замок.
- Ой, а музей закрыт, - протянула одна из наших сопровождающих.
Мы не успели даже призадуматься, как увидели спешащего к нам дяденьку, встреченного ранее. Он и оказался смотрителем музея. Отпер калитку, сообщил, что фотографировать внутри единственной комнаты музея запрещено, и обилетил всех посетителей. Пока он занимался выпиской квитанций об оплате, я с увлечением прочла копию из древнего National Geographic о мумиях Кабаяна. Удивительно, как до сих пор Тимбак Кейвз удалось уберечься от "опопсовывания"?
Странно было бы ожидать обнаружить в "национальном музее" размером 3 на 3 метра какое-то откровение. Типичное заблуждение выращенного в западной цивилизации персонажа. Мозг в оковах продолжает считать, что все, что меньше Лувра, уже не рулит. Рулит, и еще как! В небольшой полутемной комнате, с грамотно оформленными витринами, в рассохшемся деревянном гробике, устланном простой льняной расшитой простыней, лежала МУМИЯ. Не скелет, совсем нет. МУМИЯ. Лица почти не сохранилось; почти что голый череп с обнаженными в странной улыбке зубами, какие-то внутренние органы, видимые сквозь истлевшие ткани, подтянутые к груди колени. Мумия продолжала улыбаться, странное, даже зловещее ощущение… "Смеющаяся мумия", бесстрастно сообщала табличка. "Женщина, умерла родами. В голове обнаружена кость инков." Я провела какое-то время, изучая отчеты об исследовании других мумий, которые продолжали оставаться в пещерах, куда мы собирались отправиться завтра.
©

-Timbac Caves-

+галерея+

Тропа превратилась из вертикальной в горизонтальную, повилась среди сосен и забежала за высокий камень. На небольшом уступе мирно лежали два крошечных деревянных гробика, больше похожих на корытца.

- Мы хоронили своих умерших с прижатыми к груди коленями, поэтому и гробы такие маленькие, - пояснил Альберт.
Мы не сразу заметили небольшую нишу в скале, закрытую простой решеткой с обычным навесным замком.
- Закрыли вот, чтобы не расхищали… А то много прекрасных мумий было выкрадено, - вздохнул наш гид. Он наклонился вниз, повозился с ключом и открыл решетку. Потом встал на колени, обращенный вглубь пещеры, и, сложив руки, тихо прочитал какую-то молитву. После чего поднялся и без всякого пафоса и благоговения, просто как будто выполняя ежедневную рутинную работу, отодвинул крышку ближайшего гробика…



Навещать мумии Кабаяна позволено исключительно в сопровождении одного из ибалой, иначе мумии, по поверью, могут обрушить свой гнев на потревожившего их гостя. Вспомним историю с египетскими аналогами. Ибалой мумифицировали своих умерших способом, отличным от тех, которые использовали прочие культуры, практиковавшие мумификацию. Мумифицировали, разумеется, не всех, а лишь вождей или знатных членов общества. Человек начинал готовиться к мумификации еще заживо: когда становилось понятно, что смерть близка, придерживался определенной диеты, способствовавшей очищению организма, а с последними вздохами выпивал крепкий соляной раствор. После смерти телу усопшего придавалась специальная поза (по сути – поза зародыша с подтянутыми к груди коленями); оно усаживалось на стул, привязывалось, а под стулом разводился медленный огонь. Таким образом тело высушивалось в течение непродолжительного времени. Вытекающая из тела в процессе "подвяливания" жидкость собиралась в специальные сосуды и считалась священной. Затем тело обрабатывали различными травяными настоями, снимали верхний слой кожи и выкладывали сушиться на солнце. Подсушка занимала иногда до 6 месяцев. Периодически в тело вдувался табачный дым, чтобы выкуривать появившихся насекомых и сохранить внутренние органы. После завершения мумификации тело помещалось в гроб, а гроб – в одну из священных пещер, таящихся в горах над долиной. Оттуда предки взирали на своих потомков, охраняя покой племени. Мы посмотрели 2 небольших пещеры, в каждой из которых было порядка 15-20 мумий. Считается, что самые старые мумии разменяли уже восьмое столетие! Некоторые сохранились потрясающе хорошо; на иссохших руках и ногах отчетливо синели татуировки, иногда можно было увидеть и внутренние органы. Вообще впечатление очень странное, двоякое. Как будто подглядываешь в замочную скважину за чужой жизнью; становишься свидетелем того, что предназначено отнюдь не для твоих глаз…
Вторая пещера оказалась больше первой, но такой же тесной. Вот таким способом, как Леха на фото, мы и проникали в нее.

Альберт открыл крышку грубо сколоченного деревянного ящика.
- Нам пришлось заменить гробы. Старые совсем истлели. – И потом, заглянув внутрь: - Снова покрылись плесенью, надо бы просушить. Мы это проделываем раз в полгода примерно. Выкладываем их на солнышко…

Альберт немного отодвинулся, чтобы мы тоже могли заглянуть внутрь. Его слабый фонарик тускло освещал то, что находилось внутри. Семья. Отец, мать и сын. Это их Нешнл Джеографик поместила в заглавие своей статьи. Заломленные, как будто в немом отчаянии, руки, покрытые белым налетом…
©


Помимо множества традиционных способов погребения, на Филиппинах есть еще одно примечательное кладбище. Однако оно никак не связано ни с какими местными верованиями. Это вполне традиционное христианское захоронение — только затонувшее.
В 1875 году, из-за извержения местного вулкана, целый город на острове Камигуин оказался под водой. Еще некоторое время после катастрофы могилы обнажались во время отлива, однако в середине XX века, после нескольких лет новой вулканической активности, кладбище окончательно ушло под воду.
Сегодня дайверы узнают это уникальное для них место по большому кресту, установленному на участке затвердевшей лавы у побережья. И, имея базовые навыки погружения с аквалангом, увидеть заросшие кораллами надгробия можно абсолютно бесплатно. В феврале же к этому месту устремляется процессия из лодок: местные жители подносят предкам цветы и свечи. За этим лучше наблюдать с берега.

©
.flickr


10 000 филиппинских семей живут на этом массивном кладбище в Маниле. Недавно провел 5 дней среди жителей этого необычного места, выслушивая истории выживания и фотографирую их.
Некоторые семьи оказались здесь по чистой случайности, не найдя достаточно средств, чтобы приобрести жилье в большое городе (на кладбище арендная плата за лачугу не берется). Другие унаследовали свои мавзолеи от прабабушек и прадедушек, а использовать стали по той же самой причине, что упоминалась чуть выше.
Средства для существования извлекаются из всего того, что окружает людей. Подростки несут гробы за 50 филиппинских песо — приблизительно 50 американских центов. Дети собирают металлолом, пластмассу, и другой мусор, чтобы продать. Их отцы нанимаются, чтобы восстанавливать могилы и следить за их сохранностью, в то время как их матери поддерживают дом/семейный мавзолей.

Неопознанные кости, найденные вокруг Кладбища Севера Манилы. Когда семья не в силах оплачивать аренду за могилу, то администрации приходится выкапывать кости и освобождать места для новых захоронений.

Эммарье Бернардино - 57-летняя портниха. Из-за финансовых затруднений, ее семья продала их дом и купила мавзолей. Имельда Доминго имеет маленький продовольственный магазин на кладбище. Она - тоже опекун мавзолея.

Это - Jenelyn Guiwanon, 19, с ее 1-летней дочерью. Она работает на свою свекровь в ее мини-магазинчике на погосте.
Каролина С. Амеглайо - 67-летний смотритель (опекун). Она живет в мавзолее, где похоронен ее муж.

Типичный маленький мавзолей-дом на Кладбище Севера Манилы. Оставшись дома одна, мать с детьми смотрит телевизор.

Свободный мавзолей может быть своеобразной комнатой отдыха. Жители, например, приходят сюда попеть в караоке за 5песо.

Филиппинская традиция говорит, что дети должны нести гробы. Говорят, что это охраняет ребенка от мстительных духов и темных сил.

Рики Бернардино - 39-летняя маникюрша/косметолог, которая живет и работает на кладбище.
Rolan Flores, 18, живет с его женой и дочерью. Рабочий на кладбище.

Мария Вико - 56-летний смотритель(опекун). Она пришла на кладбище в возрасте 17 лет.
Florielyn Flores, 18-летняя мать и жена Rolan позирует с ребенком на пороге своего дома.

Шерил Энн М. Muros - школьный учитель. Классные занятия проводятся в мавзолее ветеранов.
Кэтрин де Окампо - 17-летняя домохозяйка. Пришла на кладбище в прошлом году.

Игра в карты или лото на могилах - любимое времяпрепровождение.



запись создана: 08.12.2009 в 11:26

@темы: обряды и традиции, мумии, азиатские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

Комментарии
2009-12-08 в 12:11 

таких фот не было. так что пусть будет. особенно последняя очень понравилась.
модератор попробует убрать)

URL
2009-12-08 в 13:05 

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
Гость gut))

2009-12-08 в 15:25 

Дурман [DELETED user]
Не дай Бог такому гробу упасть.
А так, весьма интересно. Ведь это что -то совершенно отличное от того что мы привыкли видеть.

2009-12-09 в 01:05 

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
Дурман они крепко его вяжут) Ведь, как описано выше - на одной связке висят целые династии)))))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная