Ueber ewiger Ruhe

18:10 

Книги о кладбищах и смерти

Br. Samedi

Этот пост давно нуждался в переработке, которая в свою очередь привела к наведению порядка в постах по соответствующему тэгу. Поэтому местами материал опять уплотнился.
Ссылка в названии книги ведет на файл с ней.
Некоторые книги у меня имеются, поэтому взял на себя смелость прокомментировать каждую, отмечая достоинства и недостатки.
1. Сергей Рязанцев "Танатология — наука о смерти"
Книга средняя. Многие факты известны (встречались в разных источниках) и почти не раскрыты.
Танатология (от др.-греч. θάνατος — смерть и λόγος — учение) — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова. У истоков танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни.
В начале нынешнего века танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а также трупные явления их сопровождающие. В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила своё название новая медицинская дисциплина — реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией. Областью научных интересов реаниматологии являются патофункциональные процессы, происходящие во время умирания, терминальные состояния и восстановление жизненных функций. В то время как область интересов танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти.
Различают общую и специальную танатологию.
Первая изучает общие закономерности умирания;
Вторая — особенности терминальных состояний при различных заболеваниях и разных причинах смерти.
В специальной танатологии применяется последовательный анализ комплекса данных (история заболевания, наследственно-конституционное предрасположение, клинические и морфологические проявления болезни), на основании которых составляется клинико-анатомический эпикриз («танатологическое мышление», «танатологическое заключение»). Значение эпикриза особенно велико в судебно-медицинской практике (судебно-медицинская танатология).
В связи с развитием реаниматологии возникла экспериментальная танатология , позволяющая изучать закономерности угасания жизненных функций и их восстановления в терминальном периоде. Клинико-экспериментальными исследованиями установлено, что основным конечным патогенетическим фактором при всех видах умирания является гипоксия (с которой связано накопление недоокисленных продуктов в клетках и тканях), и показано значение нарушений функций нервной системы, гормонального, ферментного и ионного равновесия в процессе умирания.
На протяжении всей человеческой истории, идея смерти являла собой сокровенную тайну, лежащую в основе многих религиозных и философских систем.
Однако, за исключением немногочисленных попыток, вплоть до середины XX в. место смерти в психологии оставалось практически terra incognita.
Причина, по которой психология медлила заняться изучением идеи смерти, состояла в том, что ей необходимо было обрести независимость от философии и этики. Научная респектабельность требовала занятий измеряемыми стимулами и повторяемыми и доступными внешнему наблюдению реакциями.
Результатом явилось ограничение исследований в области сознания и пренебрежение проблемами личности. Потрясения Второй мировой войны и последующие неотложные социальные проблемы заставили психологию выйти за пределы своего традиционного позитивизма. Эмпирические и клинические данные.
Важно понять, что психологическое влияние смерти распространяется не только на умирающих, старых, самоубийц или солдат, участвующих в войне. Уже маленькие дети проводят различие между "бытием" и "небытием". Ограждение детей от реалий смерти препятствует их эмоциональному росту.
На другом конце хронологического континуума находятся старые люди, которые хотят поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами, связанными со смертью и умиранием, но часто наталкиваются на всеобщее отвращение к разговорам о смерти.
Вследствие этого многие пожилые люди обращаются к регрессивным и неадекватным паттернам поведения в своих отношениях со смертью.
Несмотря на то что смысл смерти может изменяться с возрастом и жизненным опытом, эта тема остается одной из основополагающих на протяжении всей жизни. Смерть имеет для людей различное значение. Страх смерти тоже далек от того, чтобы считаться единой и монолитной переменной. Очевидны различные субкомпоненты страха смерти - страх попасть в ад, страх неизвестного, потеря идентичности и боль, причиняемая оставшимся в живых. Далее, у множества людей существуют значительные различия между сознательным и бессознательным страхом смерти.
Работникам помогающих профессий следует проявлять предельную осторожность в принятии на веру той степени страха, которая выражается людьми на сознательном уровне. Предчувствия и страхи в отношении умирания и смерти могут скрываться под различными масками и проявляться в таких симптомах, как бессонница и подавленное настроение, как и во всякого рода психосоматических и эмоциональных расстройствах.
Продление процесса умирания, явившееся результатом прогресса в области медицины, привело к обострению проблемы сохранения у пациентов чувства собственного достоинства и контроля над собой. Результаты клинических наблюдений и эмпирических исследований. свидетельствуют о том, что умирание является не только биологическим, но и психосоциальным процессом. Коммуникация с умирающими пациентами должна вызывать их на открытый и честный диалог с врачом и семьей и отвечать их потребности в заботе и внимании.
Влиятельная модель, рассматривающая пять "стадий умирания", была предложена Кюблер-Росс: отрицание и изоляция, ярость, попытка торговаться, депрессия и принятие. Эта модель оказалась полезной для достижения понимания того, что переживает умирающий. Обнаружилось, в частности, что эти стадии могут объединяться, идти в др. порядке или даже отсутствовать. К сожалению, распространена такая ситуация, когда профессионалы теряют мотивацию и интерес к уходу за умирающим и направляют свои усилия в другое русло, поскольку их усилия по его спасению не приводят к успеху.
2. Филипп Арьес. Человек перед лицом смерти
Написанная современным французским историком и психологом, она представляет собой фундаментальную монографию об отношении человека к смерти в период времени от раннего средневековья и до наших дней. Автор приводит обширные исторические сведения о формах и архитектурных особенностях надгробий, о возникновении и развитии искусства macabre, о том, как в течение этого отрезка времени менялось отношение церкви к смерти и погребальным обрядам. Однако основной акцент сделан не на исторический, а на психологический аспект. В центре внимания Арьеса находится весь спектр эмоций и чувств, которые человек испытывает по отношению к смерти: от чувства возвышенного умиротворения до панического страха и либидо. Вот почему столь значительное место в монографии занимают различные перверсии, связанные со смертью: некрофилия, танатофилия, асфиксофилия и пр. Именно через призму личностных восприятий индивида по отношению к смерти Арьес рассматривает искусство, религиозные культы и особенности массового сознания как некие результаты проекции самоощущения человека вовне. Книга содержит большое количество цитат: от богословов раннего Средневековья и рыцарских романов до маркиза де Сада и Льва Толстого. Некоторые вопросы, затронутые в монографии, представляют не только чисто познавательный интерес: например, неприятие современным цивилизованным обществом смерти, бегство и попытка дистанцироваться от неё порождает огромное число личностных трагедий, решить которые современному человеку не под силу.
Была в свое время настольной книгой. Однако, подход автора очень субъективен. И разбирается, в основном, тема смерти на территории Франции. Есть и другие претензии, но все же подобной литературы слишком мало, чтобы я сейчас тут придирался.
3. Неподкосов "Символ "мертвая голова"
4. Б. Акунин "Кладбищенские истории".
Слишком известная книга, чтобы я о ней говорил. Без сомнения, жемчужина литературы на тему некрополей мира. Найти в сети очень легко.
5. Рябинин "Жизнь московских кладбищ"
Вот с этой книгой в обнимку было пройдено не мало некрополей столицы. Более того, чтение этой книги дало очарование тем кладбищам, которые до нее я не воспринимал. Очень интересная история происхождения слова "кладбища". И чем кладбище отличается от некрополя.
Книга имеет несколько переизданий. Ю. Рябинин "Мистика московских кладбищ"
6. А. Моршин, В. Лобачев "Мертвым - покой, живым - забота".
Книга будет интересна тем, кто увлекается вопросом смерти в контексте православия. Описание всех церковных обрядов и поверий, связанных с темой похорон.
7. Кобак. Пирютко "Исторические кладбища Санкт-Петербурга".
Книга написана канцелярским языком. Иллюстрации встречаются лишь в первых главах и совершенно отсутствуют там,где должны быть, а именно в главах о конкретных кладбищах. Зато есть подробные списки захоронений известных людей (до 20 века).
Стоит дорого. И покупать советую лишь тем, кто собирает такие книги. А всем остальным, скачать советую.
8. Дельнов А. А. Новодевичий некрополь и монастырь
Книга А.Дельнова — не просто путеводитель по одному из самых известных мемориальных кладбищ Российской столицы. Это еще и любопытные размышления о русской культуре и архитектуре, русском народе и русской истории, рассказы о своих предках-москвичах и о себе - о том, как возникает "любовь к отеческим гробам". Большое место уделено истории самого монастыря, его знаменитым насельницам — русским царицам.
Есть, конечно, в книге и подробное описание самых известных захоронений: политиков и полководцев, артистов и писателей и просто интересных, порой незаслуженно забытых людей. Самое ценное то, что читатель может ознакомиться с биографией отошедших в вечность великих мира сего.
Без сомнения, даже тот, кто уже не раз бывал в Новодевичьем, найдет для себя в этой книге немало нового.

У автора приятный язык повествования. Непосредственно кладбищу выделены последние главы, в остальном - это экскурс в историю России и самого монастыря. Но почитать советую.
9. Матюшин С. "Священное Ваганьково"
Иллюстрированная книга об одном из известнейших некрополей Москвы - Ваганьковском кладбище. Это первый большой труд по изучению истории кладбища, его церковного некрополя и расположенных на его территории храмов. Приводятся также биографические сведения о наиболее известных деятелях церкви, погребенных на Ваганьковском кладбище.
10. Татьяна Жесткова "Московский некрополь, или Где похоронены самые известные люди в истории Москвы"
Очень подробно описывается, как найти могилу какого-либо знаменитого человека на московских погостах. И много биографии. Литература скорее для туриста или для тех, кого интересует лишь место упокоения какой-либо знаменитости.
11. Кристиаан Л. Харт Ниббриг "Эстетика смерти"
Книга Кристиаана Л. Харт Ниббрига (р. 1944), профессора Лозаннского университета (Швейцария), обращена к "последним вопросам бытия" и к непрекращающимся усилиям искусства изобразить конец жизни, воспроизвести и повторить "невероятный фокус умирания". Мировая литература, живопись, скульптура и музыка участвуют в "пляске смерти", пронизывающей текст своими ритмами и одновременно танцующей под дудку ироничного и стилистически изощренного исследователя.
Подборка тем в книге очень интересная, но язык повествования очень тяжел - нечто философское и требующее вдумчивого прочтения. Большой минус - заявленная тема главы плохо раскрывается и перескакивает на следующую.
12. А. Лаврин "Хроники Харона. Энциклопедия смерти"
Это здание - уникальный труд, в котором человеческая смерть рассматривается со всех сторон - от приключенческо-авантюрной до строго научной.
Среди центральных глав книги - "История смертных казней", "Что такое смерть", "Знаменитые уголовные убийцы", "Смерть на выбор", "Ритуальные убийства".

13. Мириманов "Четвертый всадник Апокалипсиса"
Появление первых погребений - поворотный период в становлении homo sapiens. Погребальные инсталляции палеолита принадлежат к ряду первичных форм художественной изобразительной деятельности. С этого момента смерть становится фундаментальным сюжетом мифологического, религиозного, философского сознания. Отношение к смерти определяет облик и характер культур древнего мира. На протяжении тысячелетий в разных формах искусство отражает представления о смерти как о жизни в ином мире. Образ смерти-распада и смерти-уничтожения входит в западноевропейское искусство. "Пляска смерти", стиль макабр - специфически западный феномен, порождающий массу вторичных явлений. В работе исследуются формы, в которых выражает себя тема смерти, делается попытка выявить морфологемы, определяющие стилистику этого сюжета.
Для искусствоведов и широкого круга читателей.

Чем-то похоже на Арьеса. Язык лучше, чем у Ниббрига. Очень похоже на пособие к учебнику (или на методичку для преподавателя, коими автор и является, что импонирует).
14. Энрико Де Паскале "Смерть и воскресение в произведениях изобразительного искусства"
Данный том энциклопедии посвящен теме смерти - одной из самых древних и распространенных в истории искусства. Иконография смерти и ее символической противоположности - воскресения и возрождения - показана через восемь отдельных тем: насильственная смерть как результат войны и убийства; образы и символы, распространенные в религиозной и в светской традициях; конфликт любви и смерти, Эроса и Танатоса; отношения между живыми и покойными, а также церемониалы, разработанные людьми для изъявления скорби; изображения смерти во всех ее видах и обличьях; культ мертвых и памятники, создаваемые живыми; путешествия в потусторонний мир и в загробное царство. В последней главе собрана иконография, воспевающая победу жизни над разрушительной властью смерти. Увлекательный текст подробно иллюстрируется великолепным изобразительным рядом, включая творения современных художников.
Что сказать? Оформление замечательное. Энциклопедическая разбивка помогает запомнить термины. Но информация достаточно куцая и не передает всей полноты рассматриваемого предмета.
15. Составитель Джекоб Ньюзнер "Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях"
Книга представляет собой популярный обзор представлений о загробной жизни в крупнейших мировых религиях - христианстве, иудаизме, исламе и индуизме.
Издание адресовано широкому кругу читателей.

15. Детские книги о смерти
16. Анатоль Ле Бра "Легенда о смерти"/Сборник исландского фольклора "Корабль призраков"
17. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения: Исследования, тексты, словарь
Жизнь и Смерть (Биос и Танатос) - первое вечное, действительное и мнимое противостояние Сущего в Природе; к этой изначальной оппозиции присоединяется и третий член "Жизнь после Смерти". Это троичное противопоставление проявляется в социально-идеоллгической сфере человеческой деятельности - прежде всего в способах обращения с умершими и в представлениях о потустороннем мире.
Проблемам некрологии и посвящена книга, в которой дается систематизация и классификация обширного тафологического материала от древности до наших дней.

18. Ионина "100 великих некрополей"
Человеческая жизнь коротка, и даже великие мудрецы не всегда могли понять, что же скрывается за вратами вечности: тайна Божественного замысла, райские кущи или адские муки? Простым смертным и вовсе не под силу было разгадать эту загадку. Однако во все времена одним из мерил духовности и нравственности народов служило их отношение к умершим. Некрополи — мемориальные сооружения прошлых эпох — занимают одно из важнейших мест среди памятников материальной культуры. Некоторые из них — это не только выдающиеся произведения архитектуры и искусства, но и важные для исследователей исторические источники.
Новая книга из серии «100 великих» содержит сведения о наиболее выдающихся некрополях всех времен и народов от египетских пирамид и зороастрийских «башен молчания» до Александро-Невской лавры, Сент-Женевьев-дю-Буа и мавзолея Мао Цзэдуна.

19. Патриция Лайсафт. Татьяна Михайлова "Банши: фольклор и мифология Ирландии"
20. Русское средневековое надгробие XIII-XVIII века
Книга является непосредственным продолжением исследования Л.А. Беляева "Русское средневековое надгробие" (М., 1966). Надгробия в ней рассматриваются под новым углом, в меньшей степени ориентируясь на археологический контекст, а также на морфологию и средневековую иконографию. Плиты теперь изучаются традиционно, как самодовлеющие объекты, прежде всего - с точки зрения их исторической информативности. Общий объем вводимого в научный оборот материала составляет около нескольких сотен новых памятников. Достоинством свода является его ориентация на древнерусскую традицию в целом, а не какое-то одно направление в ней, благодаря чему картина исследования материалов Московской Руси обогащается сведениями по Северу и Северо-Востоку. Особую ценность представляет пополненный продолжающийся каталог имен.
21. Фигуры Танатоса
В философском альманахе представлены материалы семинаров и конференций, проведенных Ассоциацией танатологов Санкт-Петербурга при содействии философского факультета С.-Петербургского университета и Института человека Российской академии наук в 1993-95 гг.
Сборник посвящен интерпретациям темы смерти в различных жанрах философского и художественного творчества. Большое место уделено в нем современным техникам работы с «текстом смерти». Особое место занимает раздел, посвященный осмыслению темы смерти в отечественном культурно-историческом пространстве.
Книга предназначена для широкого круга специалистов, интересующихся закономерностями становления и развития современной культуры.
22. Simon Marsden (+Потрясающая книга о вампирах)
23. Isolde Ohlbaum
24. Б. Карран "Предания о лесном духе природы. Мифология кельтов"
25. Ars Moriendi. Путь к смерти
26. Gerald Axelrod
27. Умереть не встать! или Карманная книга смерти
Как известно, мир уцелел, потому что смеялся. Смеяться можно (и нужно) над чем угодно. Даже над смертью.
Смешные похоронные ритуалы, забавные последние слова, веселые эпитафии, необычные факты и обычные вымыслы, прискорбные мифы и скорбная реальность - все это и многое другое собрано в небольшой книжке, читать которую смешно и одновременно грустно, легко и вместе с тем печально.
Но смех не обидный, а печаль - светла.

28. Т. Д. Панова "Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков"
В монографии рассматриваются изменения в ритуале захоронения, связанные с принятием христианства на Руси, формирование городских грунтовых кладбищ и храмов-усыпальниц. Автором разработана типология погребальных сооружений и намогильных памятников, уточнена их терминология, проанализированы эпитафии и христианская символика, а также погребальный инвентарь средневековых захоронений.
Исследование построено на материалах археологических раскопок, натурных наблюдений автора, разнообразных письменных источников - летописей, лицевых рукописей и т. п.

- Панова "Некрополи Московского Кремля"
Книга представляет собой очень редкое издание, в котором приводятся данные обо всех погребениях на территории Московского Кремля, начиная с XIV в.
Издание состоит из нескольких глав:
посвященных краткому археологическому очерку о Кремлевских некрополях,
результатам многолетних раскопок, найденным надмогильным плитам и прочим артефактам.
Значительная часть книги отведена описанию захоронений в храмах-усыпальницах Московского Кремля с использованием схем расположения погребений.
Заключительная часть книги посвящена указателю имен погребенных, их социальному статусу и времени смерти.
Книга ценна тем, что большая часть записей из указателя имен относится к утраченным могилам. Особенно большие потери были понесены в 20-30-е гг. прошлого века, при "разорении" Вознесенского собора Московского Кремля, в издании приводится место первоначального захоронения и место нынешнего расположения останков. Чаще всего это подвальная палата Архангельского собора.

- Шокарев: "Русский средневековый некрополь: обряды, представления, повседневность (на материалах Москвы XIV—XVII вв.)
29. Два Льва, два анатома – Лев Львович Колесников, профессор, академик РАМН, заведующий кафедрой анатомии человека Московского государственного медико-стоматологического университета, и Лев Ефимович Этинген, профессор кафедры анатомии человека Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, подготовили книгу, до сих пор не имевшую аналогов на русском языке. По крайней мере в таком концентрированном виде и для непрофессиональной публики.
Древний грек Эпиктет так определил – что такое Человек: душонка, обремененная трупом. Что происходит с человеком, когда он лишается первой из этих двух составляющих, душонки, – об этом книга двух Львов. А происходит вот что…
Первая глава книги «Анатомия – нужна ли она?» – это фактически гимн профессии анатома. Пафос здесь вполне уместен. Невероятное количество интереснейшей фактуры! Авторов, что называется, буквально распирает – чувствуется, что им хочется рассказать, упомянуть, отметить все, что известно об анатомах и предмете анатомических исследований. А известно им, судя по всему, неисчерпаемое количество фактов.
«Труп, т.е. мертвое тело, по латыни cadaver. От «ca» – падать, гибнуть, «da» – от dare – давать и «ver» – от vermis – червь. Вот и получается: падший, отданный червям». Отсюда понятно, насколько специфическое место в этой «трофической» цепочке занимает анатом. Авторы приводят поразительный исторический факт. В 1919 году заведующий кафедрой в Пекинском объединенном медицинском колледже Дэвидсон Блэк жаловался, что ему катастрофически не хватает для занятий со студентами трупов. Мало того, те трупы, которые поступают из местной тюрьмы, зачастую привозят уже обезглавленными. Начальник тюрьмы вошел в положение: «отправил в колледж приговоренных к смерти со следующей запиской анатомам: «Убейте их, как вам будет удобнее»…
Очень легко соскочить в иронию, в стеб, в стилистику черного юмора. Ничего подобного в книге нет. Абсолютно достойный разговор о человеке, лишенном души, то есть о трупе. Тут – этика в своем исходном, незамутненном виде, если можно так сказать. «…Лежащее в анатомическом театре человеческое тело отнюдь не является бесполезным материальным остатком прежде существовавшей одухотворенной личности, а представляется как персона, вынужденная представить свое тело кафедре для целей преподавания».
Кстати, отметим, что вскрывать трупы – это долгое время оставалось привилегией избранных: в Вене первое вскрытие было произведено в 1404 году; в Париже – в 1497-м; врачи в Кембридже добились для себя этого права в 1564 году. Обязательное же вскрытие трупов при обучении медицине было введено лишь в середине XVII века.
Похоронным обрядам посвящена глава «Смерть – явление всеобщее и окончательное». В ней помимо всего прочего мы узнаем, откуда, собственно, пошло само название – «анатомический театр». Оказывается, работавший в Болонье анатом Мондино да Люцци (1775–1827) начал производить вскрытия под музыку. Отсюда и название – анатомический театр. Приглашались только избранные VIP, в том числе – дамы. А уж вывески (или, если угодно, девизы) в этих «театрах», которые встречали живых посетителей, как будто специально готовились для высоких греческих трагедий: Anatomia clavis et clavus medicinal – «Анатомия есть ключ и руль медицины»; Hic locus est ubi mors Daudet succurrere vitae – «Это место, где смерть рада помочь жизни»; Motui vivos dociunt – «Мертвые учат живых»; Mors ultima linea rerum – «Смерть есть предел живого».
Третья глава дала название всей книге – «Мертвые учат живых». Посвящена она мумиям и мумификации. Тут – и про знаменитые филиппинские мумии; и про В.Л.Груббера, бальзамировавшего тело царя Николая I (Груббер опубликовал протокол бальзамирования в Германии, за что был немедленно посажен в Петропавловскую крепость, и только через некоторое время его удалось вытащить с нар – друзья убедили правительство, что в данном случае имели место «простота сердечная и отсутствие всякой задней мысли»).
В каком-то смысле мумии – это граница фазового перехода между жизнью и смертью. Вернее, модель такой границы. Не случайно с середины XVIII столетия в Европе начинают создаваться объединения, нацеленные на спасение мнимоумерших от преждевременного погребения (в 1767 году – в Амстердаме, в 1771-м – в Париже, в 1774-м – в Лондоне). Вот и авторы отмечают: «Анатомия и ее объект – все-таки не жизнь, а наиболее приближенное к реальности отображение того, что было реальным».
Отдельная глава – об анатомических музеях и коллекциях и о тератологии (науке о врожденных уродствах): «Обычное в повседневности».
И заключает это необычное исследование глава, не требующая специального комментария, – «Органы человека: загадки и проблемы». Заинтересованному читателю могу порекомендовать интереснейшие монографии одного из соавторов – Льва Этингена: «Как же вы устроены, господин Тело?» (М., 1997); «Нормальная морфология человека старческого возраста» (М., 2003); «Мифологическая анатомия» (2006).
А закончить хочу еще одной цитатой из книги двух Львов. «Анатомия – не идиллия. Как и всякая иная наука, она требует страстности, отдачи, просто большого труда и обыкновенных человеческих чувств. Она требует, во всяком случае, мы так считаем, психологических чувств, психологической совместимости (это не игра словами) с трупом».

30. Мэри Роуч "Кадавр. Как тело после смерти служит науке"/"Жизнь после смерти"
31. Коути "Суеверия викторианской Англии"
32. Логунова "Печальные ритуалы императорской России"
В государственной культуре символы и церемониалы всегда играют важную роль. За деталями этикета встают вопросы политики государства, его идеологии и престижа верховной власти… Сегодня наблюдается закономерный процесс возвращения интереса к вопросам этикета, подготовки и проведения различных церемоний в Российской империи, и связано это с необходимостью возвращения к традиционным для нашей страны ценностям, нашедшим отражение в менталитете русского народа. Только опираясь на глубокие знания, можно создавать новые традиции и ритуалы, вбирая опыт предков и привнося в них реалии своего времени, поэтому изучение отработанного строя проведения государственных мероприятий, к которым в первую очередь относятся императорские похороны, настоятельно продиктовано современностью. Траурный ритуал является отражением культурных, религиозных, политических, эстетических и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. До настоящего времени не было предпринято комплексного анализа похорон членов императорской семьи в России в XVIII-XIX вв. Впервые подробно и на протяжении продолжительного периода истории изучены и проанализированы все элементы государственного мероприятия такой значимости, как траурный ритуал в Российской империи. Уникальная книга Марины Логуновой позволяет заполнить существующий в исторической науке пробел и способствует отработке современных государственных мероприятий высокого уровня.
Серьезная книга и действительно уникальная в своем роде.
33. Й. Хейзинга, Осень средневековья
34. Акунин/Чхартишвили "Писатель и самоубийство"
«Писатель и самоубийство» — книга Григория Чхартишвили, впервые опубликованная в 1999 году, состоящая из двух томов: I часть — «Человек и самоубийство»; II часть — «Писатель и самоубийство».
Книга представляет собой исследование о самоубийстве как явлении, а также рассматривает его через писательские судьбы. Автор проанализировал судьбы более трёхсот литераторов, покончивших собой. Причины самоубийств рассматриваются с религиозных, социологических, философских, географических и профессиональных аспектов. Писательство как таковое признаётся автором опасной профессией. Обобщив философские и искусствоведческие и литературоведческие изыскания Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Даля, Ф. Кафки, М. Бланшо и других, Чхартишвили выделяет несколько феноменов творчества, которые так или иначе могут объяснить причины самоубийства.

35. Keith R.Lindsay "And in the End: A Guide to the World's Weirdest Funerals"
Начиная с каменного века, в связи с кончиной человека разрабатывались церемонии, похоронные обряды и службы. И в то время как одни из них носят официальный и торжественный характер, другие выглядят откровенно странно. Например, прах Джина Родденберри, создателя сериала «Star Track/Звездный путь», был рассеян в космосе, а в Викторианскую эпоху люди так боялись быть похороненными заживо, что были изобретены гробы с крышками на пружинах и дверцами, дающими возможность выбраться. Кейт Р.Линдси сравнивает погребальные практики со всего мира – начиная с гробов, разрушающихся в процессе биохимического разложения, и заканчивая пугающей похоронной музыкой, и дает остроумные и полезные советы в отношении того, как организовать отправку в последний путь. Но, в конце концов, уж лучше быть готовым к тому, что на поминках твоя бывшая произнесет надгробную речь, а подружка включит на магнитофоне “Candle in the Wind”, не так ли? Создавая книгу, полную уморительно смешных историй и незабываемых шуток, Кейт Р.Линдси вносит немного юмора в понимание похорон.
36. Зачарованный мир 1985 - 1996: Привидения/Сказания ужасов/Призраки ночи
37. Оболенский "Легенды московских кладбищ"
38. Волков "Из жизни английских привидений" / Ужасы французской Бретани
39. Зеленин "Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки"
40. Русская мемориальная скульптура
41. Моника Блэк "Смерть в Берлине"
42. Уайльд "Легенды, заговоры и суеверия Ирландии"
43. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд
44. Петрухин "Загробный мир. Мифы разных народов"
45. Жан Делюмо "Ужасы на Западе"
46. Trevor May "The Victorian undertaker" (eng)
47. Томский "Литературный некрополь"
48. "В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре"
49. Фрезер "Золотая ветвь. Исследование магии и религии"
50. «Егорьевские диковины. Сокровища, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея»
51. Кузнецов "Предания русского народа"
52. Владислав Петров "Древняя история смерти"
Как возникла смерть? Кто создал ее и зачем? Кто управляет ею и можно ли ее одолеть? И если можно - то как? И что вообще такое смерть - нелепая оплошность судьбы, которую можно исправить, или кара за прегрешения и вины человеческие, которые не искупить никак и никогда? Все эти вопросы мучили людей с того самого момента, когда они осознали себя людьми. Кого только они не винили в появлении смерти: божественных творцов, которые создали человека недостаточно прочным, злые силы, которые коварно мешали процессу творения, солнце и луну, капризно препятствующих бессмертию, всевозможных животных, желавших единолично владеть земными и водными угодьями...
Писатель и историк Владислав Петров просеял сотни мифов самых разных народов - от американских индейцев до австралийских аборигенов, от коренных народов Крайнего Севера до бушменов на юге Африки. В итоге получилась книга, посвященная, с одной стороны, представлениям о смерти, которые существовали на заре человеческой цивилизации, а с другой - самой человеческой природе, которая с тех пор, похоже, не очень изменилась.

53. Славянский и балканский фольклор: от погребальных обрядов до народной демонологии
54. Живая смерть: Рассказы о мертвецах и призраках
В книгу включены «Поразительные случаи явления умерших» Д. Булгаковского (1896), готическая новелла «Живая смерть» и сказки о мертвецах лубочного писателя Ив. Рубакина (1865). Все вошедшие в книгу произведения переиздаются впервые.
55. Павлинская "Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: этнографические очерки"
Предлагаемый сборник знакомит читателя с малоизвестным материалом по традиционным культурам Сибири, связанным с идеей «смерти» как перехода к иной форме существования, ставшей парадигмой для всех обрядов жизненного цикла. Представленные в нем статьи существенно дополняют наши знания о мировоззренческих системах традиционных обществ северного региона Евразии и являются основой для нового уровня обобщения материала, связанного с архаическими представлениями о диалектике жизни и смерти.
56. Сибирский сборник: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий: Том 1 и Том 2
57. От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки.
58. Саладин "Очерки истории московских кладбищ"

Мы долго ждали, что эта редкая книга появится на просторах Интернета, но в итоге решили сделать скан сами.
О книге: Скромно изданное, затерявшееся среди книг с цветными иллюстрациями, неброское чтиво для любителей прогулок по московским кладбищам. На обложке стилизованная оградка да одинокое деревце. Автор собирался опубликовать свой опус у Сабашниковых еще в 1916 г., но труд его оказался несвоевременным, а скоро и сам он скончался от истощения после желанной его разночинскому сердцу революции. Сомневаюсь, что его могила сохранилась, во всяком случае в послесловии академика РАО С.О.Шмидта и комментариях С.Шокарева на это нет указаний. Однако благодаря их работе сохранилась ценность книги, которая т.о. остается вероятно единственным памятником А.Т.Саладину.
Московский некрополь претерпел за последние 85 лет весьма существенные (и крайне неблагоприятные) изменения. Из 26 кладбищ описанных автором сохранилось 12, причем и они испытали на себе все превратности судьбы. Уничтожены были Лазаревское, Старое Лютеранское, кладбища Алексеевского, Скорбященского, Покровского, Симонова и Данилова монстырей, а также Еврейское, Братское, кладбище Новоспасского монастыря и так далее. Впрочем, очень немногие могилы, заслуги жителей которых в той или иной степени признавались Советским правительством были перенесены на Новодевичье или Донское кладбища, так с Еврейского кладбища были перезахоронены останки Исаака Левитана. Т.о. можно констатировать, что большая часть могил о которых рассказывает Саладин ныне не существует, несмотря на величие их владельцев.
Книга представляет описание кладбищ (в достаточно лирическом стиле) и наиболее интересных захоронений. Очень часто даются достаточно обширные биографии и эпитафии деятелям былых времен. Автор вообще использует много стихов. Описания кладбищ появившихся в годы Первой мировой особенно уникальны, скоро после 1917 г. они были уничтожены. После каждой главы следуют фотографии могил того или иного кладбища. Как было отмечено, актуальность книге придают комментарии С.Ю.Шокарева, который освидетельствовал фонд московского некрополя в нынешнем виде и указал состояние каждой могилы из указанных Саладиным в настоящее время..
"Кладбище - это особый мир, полный воспоминаний, полных острых или тихих примеренных сожалений о тех, которые жили и которых уже нет. Родные, друзья, ушедшие «по ту сторону добра и зла», какими-то невидимыми нитями призывают живых к своим могилам.
Великий химический процесс превращает тело человека в ничто, и ничего уже не остается в могиле, что составляло «я» человека. Но как-то невольно у могилы близких встает их образ, оживают воспоминания о них. Как будто они где-то рядом, и только какая-то легкая завеса скрывает их от мира живых..."
59. "Сент-Женевьев-де-Буа"
На знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа упокоились священники и царедворцы, бывшие министры и красавицы-балерины, великие князья и террористы, художники и белые генералы, прославленные герои войн и агенты ГПУ, фрейлины двора и портнихи, звезды кино и режиссеры театра, бывшие закадычные друзья и смертельные враги…
Одни из них встретили приход XX века в расцвете своей русской славы, другие тогда еще не родились на свет. Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин, Матильда Кшесинская, Шереметевы и Юсуповы, генерал Кутепов, отец Сергий Булгаков, Алексей Ремизов, Тэффи, Борис Зайцев, Серж Лифарь, Зинаида Серебрякова, Александр Галич, Андрей Тарковский, Владимир Максимов, Зинаида Шаховская, Рудольф Нуриев…
Судьба свела их вместе под березами этого островка ушедшей России во Франции, на погосте минувшего века. На страницах увлекательной книги Бориса Носика оживают многие имена великих и неизвестных с их горестями и радостями, хитросплетениями судеб…
60. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры
Том первый: в нем впервые представлены в полном объеме описания надгробных памятников, находящихся в Благовещенской и Лазаревской усыпальницах. Научные описания преследуют основную цель — показать художественное значение как простых надгробий в виде плиты или доски, так и сложных скульптурных и архитектурно-скульптурных. Надгробие не может быть в отрыве от лица, которому оно воздвигнуто, поэтому описания предваряют биографические сведения. Атрибуция памятников, их типологическое осмысление, представленные в книге, являются последним словом в сложном разделе искусствоведения, посвященном мемориальной пластике.
Второй том Научного каталога мемориального собрания музея посвящен Некрополю мастеров искусств. В книге впервые представлена история сложного мемориального комплекса с его выдающимися памятниками. В книге читатель найдет подробные сведения о лицах, похороненных в Некрополе и полные описания их надгробий.
Третий том научного каталога мемориального собрания музея посвящен Некрополю XVIII века. В его состав вошло подробное описание 330 памятников, типологических образцов мемориального искусства. Впервые в издании публикуются полные тексты эпитафий.
***
КНИГИ О СМЕРТИ (ТАНАТОЛОГИЯ):
Вагин, Игорь. Психология жизни и смерти. - СПб., 2001.
Гнездилов А.В., Губачев Ю.М. Терминальные состояния и паллиативная терапия: Учебно-методическое пособие. - СПб., 1997.
Гроф, Станислав. Хэлифакс, Джоан. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.
Карандашев, Виктор. Жить без страха смерти. - М., 1999.
Книги мертвых: Антология. - СПб., 2001.
Кублер-Росс, Элизабет. О смерти и умирании. - К., 2001.
Левин, Стивен. Кто умирает?: Исследование проблем осознанной жизни и осознанного умирания. - К., 1996.
Налчаджян, Альберт. Загадка смерти: Очерки психологической танатологии. - Ереван, 2000.
Некрополь: Кладбища Санкт-Петербурга (Справочник). - СПб., 1992.
Орофино, Джакомелла. Практики смерти и умирания: Тайные учения Тибета. - М., 2001.
Русский православный обряд погребения. - М., 1996.
Шенкао, Мухамед. Смерть как социокультурный феномен. - М., 2003.
КНИГИ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ:
Баркер, Эльза. Письма живого усопшего. - Мн, 2001. (Лучшая книга о жизни после смерти, которые я читала. Очень рекомендую).
Баркер, Эльза. Письма живого усопшего, или Послания с того света. - СПб. (Самиздат).
Бейли, Алиса А. Проблема смерти: Выдержки из произведений Алисы А. Бейли и Тибетского Учителя Джуала Кхула. - М., 1999. (Описание смерти в эзотерическом контексте. Рекомендую к прочтению).
Бернхэм, Софи. Книга об ангелах: Размышления об ангелах от прошлого до нынешних дней, и как они касаются нашей жизни. - М., 2001.
Гонзалес-Виплер, Мигьене. Что происходит после смерти: Научные и субъективные свидетельства жизни после смерти. - СПб., 1997.
Ди, Лора. Диксон, Олард. Тайны загробного мира. - М., 2003.
Запорожец В.М. Контуры мироздания. Тайна смерти: жизнь продолжается! - М., 1994.
Жизнь за гранью жизни. - СПб., 1997. (Собрание представлений о жизни после смерти. Рекомендую для начинающих).
Кравчук Ю.А. Хроники с того света. - СПб., 2000.
Клемен, Карл Христиан. Жизнь мертвых в религиях человечества. - М., 2002. (Эволюция представлений о жизни после смерти в религиях мира. Рекомендую для интересующихся).
Коротков, Константин. Свет после жизни: На пороге тонкого мира. - СПб., 2003.
Лагранд, Луис Е. Общение после смерти: Необычный опыт тех, кто оплакивает смерть своих любимых. - СПб, 1997. (Эту книгу с тем же успехом можно было бы отнести в раздел «Книги о переживании тяжелой утраты (смерти близких)». Паранормальный, а, на мой взгляд, вполне нормальный опыт контактов скорбящих с умершими. Книга написана очень интересно и живо. Очень рекомендую к прочтению).
Льюис, Джеймс Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. - Ростов-на-Дону, 1996. (Представления о жизни после смерти, изложенные в форме энциклопедии. Настольная книга танатолога. Очень рекомендую).
Майер, Рудольф. О судьбе умерших. - М., 2001.
Мамфорд, Джон (Свами Анандакапила Сарасвати). Смерть: начало или конец? - М., 2002.
Моуди, Реймонд. Все о встречах после смерти: Как встретиться с умершими близкими. - М., 1998. (Классическая книга о встречах после смерти популярного автора. Рекомендую для начинающих).
Моуди, Реймонд. Жизнь после жизни. - М., 1999. (Снова классика жанра. Рекомендую для начинающих).
Ньютон, Майкл. Путешествия души: Жизнь между жизнями. - СПб., 2002. (Очень популярная книга о жизни после смерти. Рекомендована многими читателями к прочтению).
Пайк, Джеймс А., Кеннеди Диана. Диалог с потусторонним миром. - М., 1998.
Сатпрем. Мать, или Новый вид (Мать: трилогия, том II). - СПб., 1997.
Сатпрем. Мать, или Мутация смерти (Мать: трилогия, том III). - СПб., 1997.
Сатпрем. Разум клеток. - СПб., 1995.
Сведенборг, Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - М., 1993. (Классическое произведение о жизни после смерти. Многие моменты о жизни «духов», записанные в XVIII веке, полностью совпадают с исследованиями современных авторов и медиумов. Мои рекомендации).
Тибетская книга мертвых. - М., 1998.
Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Великий переход. - СПб., 2002.
Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Жизнь напрокат. - СПб., 2002.
Фламмарион, Камиль. После смерти. - М., 1999.
Форд, Артур. Жизнь после смерти. (Самиздат. Одна из лучших книг на тему жизни после смерти, которые мне встречались. В свое время эта книга меня просто потрясла! Очень рекомендую).
Хайат, Дэвид. Жизнь и любовь после смерти. - Киев, 1997.
Шефер, Хильдегард. Диалог с Клавдием: Послания человечеству из потусторонних миров. - М., 1998.
Шри Ауробиндо. В поисках души нетленной: Фрагменты из работ. - СПб., 1997.
Шуванова, Людмила. Люди, вы нас слышите?!! - СПб., 2002.
Эндрюс, Тэд. Как общаться с ангелами и астральными духами. - М., 2000.
КНИГИ О ПЕРЕЖИВАНИИ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ (СМЕРТИ БЛИЗКИХ):
Василюк, Федор. Психология переживания. - М., 1984.
Дейтс, Боб. Жизнь после потери. - М., 1999. (В поздних изданиях книга называется «Наутро после потери». Лучшая книга о переживании тяжелой утраты (смерти близких) с описанием процесса горевания и специальных упражнений для работы над горем среди тех, которые мне встречались. Очень рекомендую всем горюющим).
Литвак Михаил, Мирович Михаил. Как преодолеть острое горе. - Ростов-на-Дону, 2000.
Моуди, Раймонд. Жизнь после утраты: Как справиться с несчастьем и обрести надежду. - М., 2003.
Норвуд, Робин. Как принимать удары судьбы (Почему Я? Почему Это? Почему Сейчас?). - М., 1995. (Эзотерический взгляд на процесс и смысл переживания сложных жизненных ситуаций, в том числе тяжелых утрат. Книга способна полностью изменить ваш взгляд на происходящие сложные события в вашей жизни. Очень рекомендую).
СУИЦИДОЛОГИЯ:
Дюркгейм, Эмиль. Самоубийство: социологический этюд. – М., 1994.
Лукас Кристофер, Сейден Генри. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства. - М., 2000.
Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблемы самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.
Шнейдман, Эдвин. Душа самоубийцы. - М., 2001.
*
кто в курсе нашумевшей книги Филиппа Арьеса - вот её критика:
* Гуревич А. Я. Смерть, как проблема исторической антропологии : о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. – М. : Наука, 1989. – С. 114–135.
* Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре (Психология смерти и умирания. Культурология смерти) - читать
Роганов С.В. Критерий "смерти мозга" и трансформация феномена смерти в современной культуре - читатьеще на форуме
The Encyclopedia of Death and Dying
запись создана: 12.12.2009 в 22:09

@темы: атрибуты погребения и похорон, Тени смерти, Библиотека Вампира с Хайгейта

Комментарии
2009-12-12 в 22:18 

Аредэль Ар-Фейниэль
"Надо"-только умереть
Спасибо большое!Очень полезный для меня пост.

2009-12-12 в 22:20 

не за что =) периодически буду поднимать, если будут находки.

2009-12-12 в 23:26 

~Crematoria~
A. Kirn Огромная благодарность! Действительно, очень полезный пост.

2009-12-15 в 02:49 

What if in paradise there are no houris waiting?..
А моя книжка про энгелей считается?)

2009-12-15 в 11:12 

да, считается)

2010-05-04 в 14:29 

Весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору (с)
А как же "Книга Кладбищ" Нил Геймана?
Прекрасная худ.лит-ра, кладбищенская атмосфера в ней показана прекрасно и правдиво. По мне, так чудная вещь)

2010-05-05 в 03:54 

What if in paradise there are no houris waiting?..
Это список исключительно публицистики :)

2010-05-05 в 08:07 

Весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору (с)
Innes ну, я бы не сказала, что Акунинская книга - публицистика...
А давайте создадим список худ. литературы!:)

2010-05-05 в 10:29 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Margarett_celt у Акунина все же есть описания могил и знаменитых покойников. но так,да. она на грани =)
можно создать

URL
2010-07-25 в 01:10 

"И увидел Бог, что это хорошо" (с)
Алекс,

а вот у Моршина с Лобачёвым "описание церковных обрядов". Это какого рода описания? "Теологические"? Можно чего-нибудь оттуда для примера?

В качестве дополнения к списку: Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1997.



Мне понравились некоторые перлы в главке о конфуцианстве. Для примера:
1) "Во время похорон Конфуция пришёл человек из Янь, чтобы посмотреть, что делается, и поселился у Цзы-ся ( один из учеников Кун Цзы - Ю.С. ). Цзы-ся говорит ему: "Если бы речь шла о погребении, которым руководит мудрец, то было бы на что посмотреть, но на что тут смотреть, если мы хороним мудреца?"
2) "Конфуций сказал: "Имея дело с умершими, если мы обращаемся с ними так, как будто бы они окончательно умерли, это будет с нашей строны проявлением недостатка любви, так поступать не следует; если же мы будем обращаться с ними так, как будто бы они совершенно живы, это будет проявлением недостатка мудрости и так тоже поступать не следует".

Вобщем, есть такая книга.

2010-07-25 в 20:55 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
спасибо) добавим.

у Моршина описывается то, как проходит последняя исповедь (забыл слово), что делают на третий, 9 и на 40 дней

URL
2010-08-02 в 18:36 

Джонс... Дейви Джонс...
о! Хроники Харона... Зачитывался историями смерте известных людей с подросткового возраста. Очень нравится эта книга.

2010-09-01 в 21:36 

"И увидел Бог, что это хорошо" (с)
"ПО ЗАВЕТАМ СТАРИНЫ. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы. Издание подготовил Ю.А.Новиков" - СПб.: Тропа Троянова, 2005.


В этой книге, тематика которой полностью отражена названием, есть две главы: "Погребально-поминальные обряды и обычаи" и "Загробный мир. Общение с умершими". Главы построены следующим образом: обобщающее слово автора и далее - расшифровки магнитных записей рассказов стариков.

2010-11-27 в 01:25 

зато я спас кота
А "Танатонавты" Вербера считаются? Оно, конечно, научная фантастика, но логически обоснованная и со статистическими выкладками и цитатами из разных мифологий.

2010-11-27 в 18:27 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
это скорее к категории книг под тэгом: творчество на тему/литература

URL
2011-01-02 в 14:28 

Никто не видел в сети книги про Гринвудское кладбище (на английском языке), читал отрывок очень понравилось, а вот полностью найти не могу(. Вообще в США печатается огромное количество книг о кладбищах - рай для танатофила.
Green-Wood Cemetery (Images of America: New York)
Alexandra Kathryn Mosca (Author)

URL
2011-01-02 в 17:13 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
в сети такие книги лежат только частями в Google books. а в остальном - только Амазон.
о, да. там потрясающе это направление развито. собираю по возможности, что попадается.
www.amazon.com/Green-Wood-Cemetery-Images-Ameri...
эту книгу, видимо, ищете.
видел эту серию на сайте Логобук, но именно этой книги вроде нет.

URL
2016-08-11 в 11:14 

juliMS
Черти внимательно осмотрели душу, затем вежливо вернули ее и побежали мыть руки.
Вау! как клево! огромное спасибо!:red:

2016-08-11 в 17:44 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
по мере поступления будем дополнять)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная