Пишет
Das_Chrom:
Боевые башни Даргавса и Город мертвыхВставило меня это место, хочу в Осетию.
Только Саакашвили боюсь, вдруг он в Северную двинет)Древнее селение Даргавс располагается в глубине Даргавского ущелья (горная котловина ледникого происхождения, длинной 16 км), на правом берегу реки Гизельдон. Названия имеет несколько объяснений - осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Эта местность была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н.э.
Даргавс встречает приезжих высокой аркой с надписью:
«Уазаг, агас цу» - «Гость, здравствуй».
читать дальше
В верхней части селения на обрывистом берегу Уаллагдона стоит одна из лучших и наиболее известных в Осетии башен - боевая башня - «масыг» Мамсуровых (Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья).
Высота башни Мамсуровых - 15 м. Раньше она имела четыре этажа, сообщавшихся между собою при помощи люков в междуэтажных перекрытиях и лестниц.
Вход башню располагается на высоте 2 метров. В случае опасности, жители поднимались в башню по деревянной лестнице.
Строительство боевой башни обходилось очень дорого. Есть сведения о том, что один большой отесанный камень для угловой кладки равнялся стоимости овцы и воздвигать башни могли только сильные и многочисленные, крепкие экономически фамилии. Пользуясь феодальной заповедью «сила родит право», такие могущественные фамилии стремились утвердить за собой приоритет в сооружении боевых башен и ввели даже ряд ограничений. Так, слабые и зависимые фамилии имели право строить башни только до половины высоты, иначе их разрушали. Существовало также правило, что постройка башни должна быть закончена в течение года. В противном случае она оставалась недостроенной.
В 1830 году во время восстания в Осетии, в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, а также разрушено несколько башен.
Башенная архитектура Осетии многими чертами и строительными приемами связана с архитектурой склеповых сооружений, они одновременны и возводились одними мастерами в духе сугубо местных строительных традиций. В Даргавсе находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «Городом мертвых».
По южному склону горы Раминырах спускаются вниз к реке светло-желтые постройки, где нашли вечный покой целые поколения горцев.
Архитектурный ансамбль «города мертвых» состоит из 97 сооружений, относящихся к трем основным типам: надземные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием, надземные склепы с двускатным перекрытием и полуподземные склепы, впущенные одной стороной в склон.
Самыми монументальными и величественными были склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием. В плане они квадратные. Камера деревянными настилами разделена на три этажа. Каждый этаж имеет свой четырехугольный лаз, доступный с земли.
Некоторые этажи настолько наполнены погребениями, что проникнуть внутрь склепа невозможно: нет свободного места.
Своды этих склепов высокие и весьма колоритные - по всем четырем граням они густо украшены рядами выступающих сланцевых полочек, а в верхней точке свода обычно ставился пирамидально отесанный камень - навершие. Полочки имели не только декоративное, но и практическое назначение - перекрывая ступени свода, они препятствовали проникновению воды в кладку свода и его разрушению.
Горный климат изобилует осадками, и это обстоятельство было учтено строителями.
Сооружение больших трехъярусных склепов стоило дорого, и оно было под силу наиболее богатым фамилиям горцев. Поэтому таких склепов в Даргавсе всего 14, а наиболее простых полуподземных склепов 61; следует полагать, что в этих цифрах отражена довольно достоверная картина социального расслоения осетинского общества Тагаурии.
Некоторые погребенные в склепах, были заключены в выдолбленные из ствола дерева колоды. Аналогичные колоды практиковались в позднем средневековье и у других народов Кавказа - кабардинцев, балкарцев, чеченцев. Но случаи погребений в ладье - факт не зафиксированный у соседних народов. Ладьи, вернее ладьевидные колоды, встречались в Даргавсе неоднократно, а около одной ладьи было даже положено весло.
Конечно, плавать на ладье в Даргавсе негде. Объяснение этой загадке нужно искать в каком-нибудь не изученном и не раскрытом древнем культе. Здесь поневоле вспоминается погребение знатного руса в ладье, ярко описанное арабским путешественником X века Ибн-Фадланом, а также мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон.
В погребальном инвентаре «Города мертвых» много привозных вещей: восточные ткани, русская стеклянная посуда и бутылки, табакерки, грузинская и дагестанская керамика, дагестанская инкрустация металлом по дереву. Отсюда видно, что горная Осетия отнюдь не была изолирована от внешнего мира, хотя хороших дорог до XIX века не было.
Склепы Осетии долгое время не изучались. До революции это было исключено - всякий, кто рискнул бы проникнуть в склеп, мог поплатиться за это жизнью. Но и позднее, до 1967 г. археологических работ по изучению этих ценнейших памятников почти не велось. Известную роль сыграла и «дурная репутация» склепов. Народ окружил склепы мрачными слухами и поверьями.
Сегодня в Осетии еще можно услышать традиционные рассказы о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить здоровых людей, больные целыми семьями, с детьми на руках, уходили в заранее построенные склепы и там умирали. А оставшиеся в живых, боялись даже подходить к склепам.
Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. В результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII - первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч. Осетины находились тогда на грани вымирания. Не удивительно, что эта трагедия так глубоко запечатлелась в народной памяти.
Вадим Пухаев "Царство Барастыра"
Осетины верили в существование таинственной страны мертвых, владыкой ее был Барастыр (буквально, «наделённый сильной властью»), а привратником — Аминон (в осетинском нартском эпосе существо женского рода). По распоряжению Барастыра Аминон открывает ворота в страну мёртвых, а Барастыр отправляет людей в рай (Дзанат) или в ад (Зындон), в соответствии с их земными деяниями.
В Нартском Эпосе Барастыр отпускает на побывку домой Безымянного сына Урызмага на коне отца - Аслане, подковы которого приделаны задом наперёд, чтобы другие мертвецы не пошли за ним; но он должен вернуться в страну мёртвых до заката солнца, т.к. ворота затворяются и до утренней зари никто не может быть впущен. Поэтому осетины хоронят мертвых до заката солнца, дабы покойнику не пришлось бродить у запертых ворот загробного царства вплоть до зари.
Умершему мужчине посвящали коня («бахфалдисын» - посвящение коня). Обряд уходит своими корнями в скифскую эпоху. Скифы, как сарматы и аланы, хоронили с покойником его лошадь или ее части, осетины же поступали более рационально: коню символически надрезали ухо или отрезали кончик, который клали в могилу. Церемония посвящения происходила весьма торжественно. Коня наряжали, на него навешивали доспехи покойника. Затем старик-посвятитель, обведя коня вокруг носилок три раза, произносил длинную и красивую напутственную речь.
Махарбек Туганов "Посвящение коня покойнику"
В древности горцы Осетии считали, что посвященный конь несет несчастье дому и семье, которым он принадлежал. Поэтому через год после смерти хозяина его продавали первому попавшемуся покупателю. Иногда осетин, в порыве гнева на своего скакуна, мог бросить: "Чтобы покойнику тебя посвятили..." В этом случае смысл его слов означал: "Чтоб ты сгинул, чтоб ты пропал!"
Среди северокавказских «городов мертвых», Даргавс является самым большим и богатым. В 30-х годах XIX века осетины начали переселяться с гор на предгорную равнину и только тогда были прекращены погребения в склепах.
В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года. В результате схода ведущая в село дорога была разрушена и Даргавс остался без связи с внешним миром.
iriston.com
wikipedia.org
и с миру по нитке
Рассказывает Сергей Мухамедов: «Единственная дорога. Горный серпантин и малонаселенный район. К счастью, не вечер. Многие века древнее проклятие успешно справлялось с охраной этого места. Даже сейчас внезапно севшие батарейки, отказы фотокамер и расстройства желудка не удивляют посетителей. Тревожить души мертвых в наши планы не входило. Мы только заглянуть одним глазком и уйти. Моя спутница роняет кэнон. Камера работает, но делает лишь абсолютно черные кадры. Как будто мы в склепе. А мы там и есть. Это «Город мертвых».
Северная Осетия, селение Даргавс. Википедия загадочно немногословна. Достоверной информации о самом крупном некрополе Кавказа нет ни у кого.
На склоне горы в красивейшем месте стоят 96 склепов. Не просто стоят, а продолжают хранить то, для чего создавались. Они заполнены умершими.
Заходи, коль не боишься, все открыто. Только помни — отсюда никто никогда не возвращался живым. По крайней мере, по преданиям. Местные жители сюда и не ходят.
И если в первом, самом близком к дороге склепе вы увидите только истлевшие черепа и кости, то дальше вас встретят мумии.
До советского времени Городом мертвых никто не интересовался. Первые исследования начались в шестидесятых годах. В одном из склепов археологи насчитали 95 черепов.
Легенды рассказывают, что все тела здесь были как живые. И я даже в это верю — музейные одежды из Города мертвых удивительно хорошо сохранились.
Строения создавали особую вентиляцию и микроклимат, благоприятно повлиявшие на естественную мумификацию. Правда, раньше склепы закрывались деревянным щитом с задвижкой, поэтому сейчас умершие выглядят уже не лучшим образом. Так, как мы привыкли их видеть в фильмах ужасов.
Каждый склеп принадлежал одной фамилии и очень дорого стоил. Необыкновенной прочности раствор из птичьих яиц, сметаны, молока и извести позволил им сохраниться до нашего времени. Один обтесанный угловой камень обходился в овцу. От многочисленных жилых строений в округе не сталось и следа — они были дешевы. Теперь только башни и склепы…
Подземные и полуподземные. С двускатными, четырехскатными и плоскими крышами. Здесь в одном месте представлена вся эволюция склепостроения. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил. Они пробивали в стенах пазы и вставляли деревянные балки, на которые укладывали доски для новых умерших.
Во время чумы сюда уходили больные. В склепах они ждали смерти, а родственники приносили им еду и воду.
Но самое удивительное в Городе мертвых — лодки. Во многих склепах останки лежат в деревянных ладьях.
Никто из соседних народов не использовал такой способ погребения. Возможно, это какой-то древний культ, сохранившийся у осетин чуть ли не до последнего времени. Или же есть какая-то связь античных мифов о реке Стикс с Городом мертвых.
Местный житель рассказал легенду. Много-много лет назад джигиты этого села пленили в походе девушку, равной по красоте которой не было.
Каждый хотел жениться на ней, и каждый готов был убить того, кто встанет на его пути.
И отправились мужчины к старейшинам, чтобы те собрали совет и приняли мудрое решение, кому достанется девушка.
Но даже у старцев при виде красавицы заблестели глаза. Взыграла в жилах молодая кровь, несмотря на их преклонный возраст.
Начали они показывать свою удаль, день и ночь кружатся вокруг неземной красоты, совсем с ума посходили. Три дня думали, что с ней делать, так ни к чему и не пришли.
Отпустить — джигиты за ней уйдут. Кому-то отдать — перережутся. И чтобы не убить из-за нее друг друга, решили, что умереть должна она.
И как только жизненные силы покинули прекрасную девушку, неведомое проклятие обрушилось на жителей.
Мясо стало отваливаться у людей от костей. Они пытались спастись в соседних аулах, но кара настигала их.
Мертвых начали закапывать в землю, но земля их не принимала и выбрасывала кости на поверхность. Тогда кости стали обкладывать камнями. Так появился Город мертвых.
©Источник