Есть еще одно направление на карте Томского района, которое мне довелось не то чтобы досконально, но изучить на предмет сельских кладбищ. Это треугольник, который образован двумя дорогами. Одна идет от Томска до пос. Октябрьское. Вторая - старый тракт Томск-Иркутск, который сейчас чаще именуют Асиновской трассой.
По Иркутскому тракту существуют старые сибирские деревни и села, возникшие еще в XVII веке. А вот направление на Октябрьское изобилует селами, основанными переселенцами из России. В конце XIX века, когда в черноземных губерниях земля была в недостатке, обнищавший народ двинулся в Сибирь, сам себя подстегивая сказками о растущих на березах калачах. Столыпинские реформы стимулировали этот процесс. Села Малиновка (выходцы из Пензенской губ.), дер Москали (с Украины ), дер. Милоновка, Александровское и т.д. - деревни молодые. Относительно.
Итак, мною осмотрено (бегло увы, я скована световым днем) три кладбища в этом направлении. Милоновское, Николаевское и Халдеевское.
Места тут очень красивые.
читать дальше
Итак, Николаевка.
Дату основания деревни обнаружить не удалось, но самые старые покойники на местном кладбище - 1900 г.р. (Хотя, может, дальше на кладбище удалось бы найти и постарше). Одна из самых ранних могил - 1939 г. Выселки? Предположительно деревня могла появиться в 20-е 30 е гг., возможно - не совсем добровольно - места то ссыльные. Но сейчас ничего не говорит о недобром. Благополучная деревня - 76 жителей. Название Николаевка заставляет предположить, что связано оно с Николаем II. А может, и с именем Николая, который додумался отселиться/вынужден переселиться.
Ладно, кладбище.
Расположено оно на самом краю деревни, вход повернут от деревни. Обнесено местами покосившимся, но аккуратным невысоким заборчиком - типа палисадника.
Могилы в основном ухоженные, даже старые. Заметны относительно новые - последнего десятилетия могилы.
Интересная деталь - встречаются могилы с белыми холстами. Помнится, этот обычай бытует у белорусов, но знакомая этнограф говорит: "Это общеславянский обычай, вешают полотенца, на которых опускали гроб в могилу. Вешать в городах и селах перестали, так как сейчас чаще используют веревки". Тут, похоже, кто-то помнит о старом обычае. Одна из могил с рушниками - прошлогодняя. Вторая - 2008 г.
Разумеется, столики и лавочки, причем не такие, как на городских кладбищах, не больше вагонного, а основательные, для большой семьи.
Есть брошенные могилы, но мало.
<
Еще одна деталь - бусики на кресте шестидесятилетней женщины. Да и бусики странные - розочки. Деталь, увы, замечена позже, только на фотографии. И по фото сначала подумалось: молодая женщина. Ан нет, не молодая.
Да и вообще - покопаться бы в родословиях. Мелькают на фото одинаковые разрезы глаз, что-то общее в лицах, обилие фамилий на "ко" говорит о значительном украинском компоненте.
Обилие в моей выборке долгожителей не должно обманывать. Молодежь там тоже лежит. А молодые лица на фото вводят в заблуждение: ловила я местных обитателей на том, что фотографии тут довольно кокетливо помещают на памятники молодых людей, а лежат люди в возрасте.
В общем, познакомившись с местными обитателями кладбища, мы сверились по ГПС-нику, есть ли прямая дорога на Милоновку через старую Николаевку. Дорога нашлась на дальнем конце села, мимо брошеного домика на окраине, и мы поехали через ложбинку, в которой было какое-то болотце. И вот покатили мы по небольшой дороге, видимо - тракторной, и вышли на проселок, который вел к Милоновке.
Милоновка была недалеко. Это переселенческая деревня, основанная в 1909 году. Сейчас в ней три дома и пять жителей.
Прошлый год мы уже побывали на кладбище этой деревни, и я впечатлилась. Даже затрудняюсь сказать, чем именно. Может, сыграли роль небольшие размеры кладбища и четкая его планировка по родовым кустам. А может, Варвара Андреевна заворожила своим ведьмовским взглядом.
Кладбище расположено через дорогу от деревни. Маленькие ворота, какие-то кособокие,
а дальше: множество могильных холмиков разного времени, есть старые, есть новые, есть очень старые, но под современными памятниками.
В общем, лежит тут не только несколько романов и повестей, но и как минимум диплом/кандидатская диссертация или монография. Но я в архив покуда не ходила.
Самые старые покойники - 1870-х годов рождения, то есть, когда снялись из России, было им лет по 30-40. рядом иногда обнаруживаются дети и внуки.
Потомки своих не забывают, большое количество отреставрированных или новых надгробий говорит за это.
Кладбище по-своему уютно. о не без запущенности.
Навестила я это кладбище через год. Ехали искать новую проселочную дорогу на Халдеево.
И хотя в Милоновку нам было не нужно - а крюк был примерно километр - я все же запросилась посетить это место.
Собственно, ради вот кого:
Корольков Михаил Алексеевич, 1916 г.р. погиб в 1943 году. Я его еще прошлый год заметила, но на фото памятник вышел с неразборчивой надписью. И осталась я с загадкой, для решения которой у меня не хватало информации. Где загадка, спрашиваете?
На фото он в военной форме, спрашивается, как его могила оказалась тут? Он был ранен и вернулся умирать домой? Или родня, решив, что муж и отец невесть где похоронен, обозначила его имя на памятнике дочки Маргариты, родившейся в 11 марта (вот и считайте, когда Михаил Корольков ее зачал. В последние мирные дни, выходит). Родилась дочка в сорок втором, и, видимо, дорожили ей мама и бабушка, раз запечатлели ее на фото, хоть и война шла.
Мне тут посоветовали, как можно прояснить, кенотаф это или правда мужик умер дома, успев увидеть дочку. Посмотреть по Книге памяти. Лезу, смотрю. Вот он, Корольков Михаил Алексеевич, призванный Туганским РВК и пропавший без вести в мае 1943 года. Таким образом, под памятником лежит только Рита, а папа ее - невесть где. Дата - июнь 1943 - наверно, дата получения извещения о пропаже без вести.
Интересно, где и когда сфотографировали девочку? В Тугане? Пешком добирались, там недалеко, кстати.
Запечатлели, судя по всему, в мае-августе 1943 года. Для того, чтобы фотку на фронт отцу послать? Не знали, что беда с ним? Или наоборот, после известия о его смерти? Или просто случай подвернулся, вот и сфотографировали девочку?
Ан не удалось уберечь, умерла Рита в ноябре 1944. На фото отец и дочь вместе - но они никогда не видели друг друга.
В общем, такое расследование вышло.
И еще одна особенность кладбища, которая мне показалась интересной в первый раз, но я не фотала такие могилы. Сейчас до меня доперло. Могилы не потеряны, потомки знают, кто тут лежит, но не помнят дат жизни. Вот и обозначили могилы хотя бы так.
А вообще - почему то мне очень нравится именно это кладбище. Своей личностной окраской что ли. Или тем, как потомки о предках заботятся. Или. Вы посмотрите, что видно с этого кладбища. Правда, красиво?
От старинной сибирской притрактовой деревни Халдеево, вернее, от ее некрополя я ожидала крайне многого.
Деревня существует с 1667 года, существовала при тракте.
Само название завораживает. Дело в том, что Халдей - это не только представитель народа, пожегшего в огненной печи трех отроков - Ананию, Азарию и Мисаила. Сие событие положило начало пещному действу - такая популярная в те времена театрализация прямо в православном храме. Халдеев играли скоморохи, и слово халдей стало означать еще и скомороха, шута, причем - в нехорошем смысле, хотя скоморох - он на крещеной Руси всегда был бесовским отродьем. А еще халдей - это прислуга - всякие там официанты-бармены и т.д. Учитывая характер деревни - обслуживающие профессии там были развиты. В том числе местные жители показывали нам дома: тут был постоялый двор, а тут - бордель. Кстати, ученые не поддерживают эту версию, а переселенцы, косо поглядывавшие на коренных сибиряков поговаривали: "Бабы там халды, вот деревня так и называется - Халдеево". Но название существовало раньше, чем обилие халд могло повлиять на название.
Как в любом притрактовом селе - да еще довольно далеком от города - 50 км примерно, в Халдеево был холодильник. На тракте промышляли люди лихие, потому время от времени находили трупы - и добропорядочных ямщиков, и незадачливых разбойников. Их свозили до ближайшего яма (села со станцией) и клали в специальный сарай, с зимы забитый льдом. Возвышенно сей морг именовался СКУДЕЛЬНИЦЕЙ, а в просторечьи - холодильником. Иногда трупы забирали родня или знакомые, остальных на Троицу, когда задабривали всех умерших, в том числе - нечистых - хоронили.
Еще ходили слухи о некоем польском кладбище, которое заброшено.
В общем, мы с мужем потащились на кладбище, но польского не нашли, что до действующего - то оно расположено в обалденно красивом месте: на горе, за какой-то мелкой речушкой.
Но такого вот ощущения присутствия давно живших людей в этом месте у меня не было. Зато оценила я то, как умершим должно быть отрадно любоваться с горы на живых. Но прямой дороги до села нет, а речушка - дополнительная защита. Вода от призраков защищает.
Интересно, что на обратном пути домой мы вдруг на обочине трассы увидели массу венков, цветов и прочих похоронно-поминальных атрибутов. Эдак в 10 километрах от Томска. Кладбище явно было не сельское.
Завернули, увидели роскошный вход, предупреждения об охране по ночам территории кладбища собаками и т.д.
Будучи не томичами - обалдели и пошли посмотреть, что за диво. Оказалось - это новое Томское кладбище, Воронинское, сделанное на месте бывшего военного полигона. Так сказать - последнее слово в организации кладбищ.
Да, благоустроенно, но как-то тоскливо без деревьев.
В общем, по сравнению с Милоновкой или Халдеевым - неуютно и не по-домашнему.
Хотя, казалось бы, "бесчувственному телу равно повсюду истлевать"...
Кладбища Томского района
Есть еще одно направление на карте Томского района, которое мне довелось не то чтобы досконально, но изучить на предмет сельских кладбищ. Это треугольник, который образован двумя дорогами. Одна идет от Томска до пос. Октябрьское. Вторая - старый тракт Томск-Иркутск, который сейчас чаще именуют Асиновской трассой.
По Иркутскому тракту существуют старые сибирские деревни и села, возникшие еще в XVII веке. А вот направление на Октябрьское изобилует селами, основанными переселенцами из России. В конце XIX века, когда в черноземных губерниях земля была в недостатке, обнищавший народ двинулся в Сибирь, сам себя подстегивая сказками о растущих на березах калачах. Столыпинские реформы стимулировали этот процесс. Села Малиновка (выходцы из Пензенской губ.), дер Москали (с Украины ), дер. Милоновка, Александровское и т.д. - деревни молодые. Относительно.
Итак, мною осмотрено (бегло увы, я скована световым днем) три кладбища в этом направлении. Милоновское, Николаевское и Халдеевское.
Места тут очень красивые.
читать дальше
Хотя, казалось бы, "бесчувственному телу равно повсюду истлевать"...
По Иркутскому тракту существуют старые сибирские деревни и села, возникшие еще в XVII веке. А вот направление на Октябрьское изобилует селами, основанными переселенцами из России. В конце XIX века, когда в черноземных губерниях земля была в недостатке, обнищавший народ двинулся в Сибирь, сам себя подстегивая сказками о растущих на березах калачах. Столыпинские реформы стимулировали этот процесс. Села Малиновка (выходцы из Пензенской губ.), дер Москали (с Украины ), дер. Милоновка, Александровское и т.д. - деревни молодые. Относительно.
Итак, мною осмотрено (бегло увы, я скована световым днем) три кладбища в этом направлении. Милоновское, Николаевское и Халдеевское.
Места тут очень красивые.
читать дальше
Хотя, казалось бы, "бесчувственному телу равно повсюду истлевать"...