Источник: интернет
Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь по могилам и жалобно плачет..
+читать дальше+«Случилось одному ремесленнику поздним вечером ворочаться домой из чужой деревни, с веселой приятельской пирушки. Навстречу ему старинный приятель — лет с десяток тому, как помер. «Здоров!» — «Здравствуй»,— говорит гуляка и позабыл, что знакомый его давным-давно приказал долго жить. «Зайдем ко мне; хватим еще по чарке, но другой».— «Пойдем; на радостях, что свиделись, можно выпить!» Пришли в избу, пьют-гуляют. «Ну прощай! Пора домой идти!»— «Постой, куда теперь идти? Переночуй со мной».— «Нет, брат, и не проси — нельзя; завтра дело есть, так надо пораньше быть дома».— «Ну, прощай! Да что тебе, пешком идти? Лучше садись на мою лошадь, живо довезет».— «Спасибо, давай!» Сел верхом и понесся — что твой вихрь летит! Вдруг петух запел!.. Страшно: кругом могилы, а под ездоком надгробный камень!»
«В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по беседам ходили друг друга за родного брата почитали. Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться, тому звать своего товарища на свадьбу; жив ли он будет, помрет ли — все равно. Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем сродством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища; вспомнил жених своего приятеля, вспомнил старый уговор и велел остановить лошадей. «Я,— говорит,— пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на свадьбу погулять; он был мне верный друг!» Пошел на могилу и стал звать: «Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне». Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил: «Спасибо тебе, брат, что исполнил свое обещание! На радостях взойди ко мне; выпьем с тобой по стакану сладкого вина». — «Зашел он, да поезд стоит, народ дожидается». Покойник отвечает: «Эх, брат, стакан ведь недолго выпить». Жених спустился в могилу; покойник налил ему чашу вина, он выпил — и прошло целое сто лет. «Пей, милый, еще чашу!» Выпил другую — прошло двести лет. «Ну. дружище, выпей и третью да ступай с богом, играй свою свадьбу!» Выпил третью чашу — прошло триста лет. Покойник простился со своим товарищем; гроб закрылся, могила заровнялась. Жених смотрит. — где было кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, ни лошадей, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню — и деревня уж не та: дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику — и священник не тот; рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашел, что триста лет тому назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста его вышла потом замуж за другого».
Он отмечен любопытными поверьями и преданиями. Откуда, почему возникла такая молва, никто точно не знает. Однако фольклористом И. П. Сахаровым была записана в XIX веке под Рязанью легенда, сохранившаяся со времен татаро-монгольского ига и проливающая некоторый свет на возникающие вопросы.
Была в давние времена через четверо суток после Спас-Преображения (то есть именно в день святого Евпла!) кровавая битва при слиянии рек Вожи и Быстрицы, на так называемых "перекольских могилках". Бились не на живот, а на смерть, сражались русские православные князья со злыми басурманами.
Длилась битва, лилась кровь потоком с обеих сторон. И вот начали ломить-одолевать басурманские рати силу русскую. Но откуда ни возьмись ("ни оттудова, ни отсюдова", — записывал этнограф) выехал на белом коне богатырь облика нездешнего, вида незнаемого, а с ним — удалая сотня. Начал бить-колотить богатырь рати татарские "направо и налево, и добил их чуть не всех". И добил бы, да тут подоспел, повествуется в предании, окаянный Батый, богатыря наземь свалил, а коня и сотню богатырскую загнал в болото. С той поры в Евплов день слышен бывает на болоте свист, доносится оттуда песня, а кто свистит и поет — неведомо.
Ближе к ночи происходит диво - дивное: выбегает на могилки белая лошадь, все могилки обегает, копытом землю роет, горькими слезами плачет. "Зачем она бегает, по ком плачет, никто не знает".
Угасает вечер, темень опускается на грудь земную; появляются над могилками блуждающие огоньки, с могилки на могилку перебегают. Да так ярко светят — все вокруг видно, как днем.
Находились смельчаки, которые пытались подкараулить коня белого; и такие были, что хотели хоть один огонек поймать; рождались на свет и охотники слова песни разобрать. Да не тут-то было! Коня белого и ветер не догонит, не то что человек; за огоньком пойдешь — в трясину заведет, в самую топь болотную; а от свиста да от песни только оглохнешь, если станешь вслушиваться, допытываться, как да что... Да и незачем допытываться, ясно и так: то ищет белый конь своего убитого Батыем хозяина, а его сотня удалая свищет и поет, авось откликнется удалой богатырь...