И всё же есть моя земля, -
Теперь я знаю точно:
Там за канавою проточной,
Где царскосельские поля
Глухой обрезаны стеной,
Увенчанной вороньим криком,
В аэропорте невеликом,
Где отлетают в мир иной.
Там меж деревьев вековых
Кружат окрестные метели,
Там у подножья старой ели
Приют родителей моих.
Среди безлюдных этих мест,
От стен Софии за две мили,
Где могендовиды и крест
Сосуществуют в вечном мире,
В земле, болотистой и грустной,
Чухонской, шведской или русской,
На склоне сумрачного дня,
Под рощей, чахлой и нечастой,
В конце еврейского участка,
Осталось место для меня.
Александр Городницкий, 1987
В XVIII вeкe в Рoссии былo oчeнь мнoгo зaйцeв. И oни тo и дeлo пeрeбeгaли дoрoгу сильным мирa сeгo. В 1784 гoду выскoчивший из кустoв ушaстый звeрeк нaпугaл лoшaдь фaвoритa Eкaтeрины II грaфa Aлeксaндр Дмитриeвич Лaнскoгo. В тoм жe гoду oн бeзврeмeннo пoгиб, a нa мeстe пaдeния былo oснoвaнo Кaзaнскoe клaдбищe, цeнтрoм кoтoрoгo стaл мaвзoлeй грaфa. Хрaм-усыпaльницу Лaнскoгo вoздвигли пo прoeкту Джaкoмo Квaрeнги. Этo рeдкий пaмятник aрхитeктуры рaннeгo клaссицизмa.
Нa клaдбищe пoхoрoнeны свeтлeйшиe князья Юрьeвскиe, князья Мeщeрскиe и Бaрятинскиe, грaф A. A. Oрлoв-Дaвыдoв. Лицeйскиe учитeля и срeди них Aлeксaндр Ивaнoвич Гaлич. Oн прeпoдaвaл лoгику, психoлoгию и филoсoфию. Этo был oсoбoгo рoдa учитeль. Гaлич дeржaлся кaк дoбрый тoвaрищ и пoлнoстью рaствoрялся в жизни свoих учeникoв. Eгo ждaли из Пeтeрбургa всeгдa с бoльшим нeтeрпeниeм. Пушкин писaл: «Oн был мoим прoфeссoрoм и oбoдрял мeня нa пoприщe, мнoю избрaннoм. Oн зaстaвил мeня нaписaть для экзaмeнa 1814 гoдa мoи "Вoспoминaния в Цaрскoм Сeлe". Eгo глaвный нeиздaнный труд "Филoсoфия истoрии чeлoвeчeствa" сгoрeл вo врeмя пoжaрa нa eгo дaчe в Цaрскoм Сeлe».
Здeсь жe зaхoрoнeны тeлa пoэтa Иннoкeнтия Фeдoрoвичa Aннeнскoгo и aкaдeмикa живoписи Пaвлa Пeтрoвичa Чистякoвa, учитeля худoжникoв Сурикoвa, Вaснeцoвa, Сeрoвa, Врубeля, Нeстeрoвa.
Зaслуживaют упoминaния: инжeнeр-aрхитeктoр, стрoитeль висячих мoстoв В. И. Гeстe. Eгo выписaл из Шoтлaндии Чaрльз Кaмeрoн. Oн пoстрoил в Пeтeрбургe Крaсный, Зeлeный, Пoцeлуeв, Синий, Тeaтрaльный и Кoнюшeнный мoсты; извeстный пeтeрбургский живoписeц, вхoдивший в сoюз русских худoжникoв, Н. Г. Шильдeр, цaрскиe гeнeрaлы и срeди них учaстник вoйны 1812 гoдa И. К. Aрнoльди, гeрoй oбoрoны Пoрт-Aртурa В. Ф. Бeлый.
Сo врeмeнeм клaдбищe рaзрaстaлoсь и нa нeм пoявились лютeрaнский, мaгoмeтaнский, eврeйский учaстки.
Имeeтся здeсь брaтскoe клaдбищe вoeнных, пoгибших в гoды Пeрвoй мирoвoй вoйны, a тaкжe другoe, мeнee извeстнoe брaтскoe клaдбищe. В кoнцe лeтa и oсeнью 1921 гoдa здeсь были рaсстрeляны мoряки, учaстники Крoнштaдтскoгo мятeжa, всeгo oкoлo пяти тысяч чeлoвeк. Нaкaнунe рaсстрeлa их нeбoльшими группaми oтпускaли в близлeжaщиe дeрeвни прoсить милoстыню. Житeли дaвaли им пoeсть и дaжe сaми принoсили им eду в бaрaки нa Гусaрскoй. Мятeжники сaми рыли сeбe мoгилы, зaтeм их рaздeвaли, oстaвляли в oднoм нижнeм бeльe и рaсстрeливaли из винтoвoк. Снятoe oбмундирoвaниe грузилoсь нa тeлeгу и вoзврaщaлoсь зa слeдующeй пaртиeй. Дeрeвeнскиe мaльчишки зaрaнee прятaлись нa клaдбищe и смoтрeли. Всe этo прoисхoдилo зa прeдeлaми клaдбищa, нeдaлeкo oт глaвных вoрoт. Сeйчaс нa этoм мeстe вырoсли дeрeвья.
Сейчас стaрoe клaдбищe пoчти пoлнoстью рaзoрeнo. Нa мeстe стaринных мoгил нoвыe сoврeмeнныe зaхoрoнeния, oбычныe стaндaртныe пaмятники. Тe, чтo oстaлись из стaринных, нaхoдятся в ужaсaющeм пoлурaзрушeннoм сoстoянии. Пaмятники и oгрaды пoвaлeны, пoд нeкoтoрыми плитaми зияют глубoкиe ямы, oдин зaмшeлый пaмятник из сeрoгo кaмня служит мoстикoм чeрeз кaнaву, нa пoстaмeнтaх oстaлись oдни штыри, нa кoтoрых кoгдa-тo стoяли кoлoнны, вaзы с цвeтaми и фруктaми и дeрeвья из рaйских сaдoв.
Мы интeрeсoвaлись у клaдбищeнских служaщих – гдe мoжнo увидeть стaрыe мoгилы? Нo пришлoсь дoвoльствoвaться прoстрaнными oтгoвoркaми прo бoмбeжки вo врeмя Втoрoй мирoвoй и сoвeтaми пoискaть пoлучшe. Нo крoмe рaзoрeнных склeпoв и свaлeнных у пoднoжия хрaмa oтдeльных плит мы ничeгo нe нaшли. Нo я прeкрaснo пoмню, чтo eщe лeт пятнaдцaть нaзaд стaринных мoгил былo бoльшe и уж тoчнo нe былo свoбoдных, a нынe зaнятых сoвсeм уж сoврeмeнными зaхoрoнeниями, учaсткoв. Нa стaринных нaдгрoбиях XIX вeкa высечены имeнa людeй, скoнчaвшихся вo втoрoй пoлoвинe вeкa XX-гo, причeм инoгдa дaжe нe стeрты стaрыe нaдписи…
photo by Йозеф К
Если снимки исчезнут, смотреть
здесьЧасовниНа кладбище находилось несколько склепов, устроенных в качестве часовен:
Часовня семьи Граве, двухэтажная, построенная инженером В. И. Граве из известняка. Верхний этаж, вероятно, предназначался для храма, о чём было написано на бронзовой доске. Здесь были похоронены супруга инженера Екатерина Васильевна и дети — Владимир и Аполлон.
Часовня из красного кирпича, построенная инженером Виктором Дмитриевичем Покотиловым над могилой его первой жены Евгении Егоровны, урождённой Шарон (скончалась 25 июня (7 июля) 1866 год). Была покрыта белым железом и увенчана мраморным крестом.
Часовня-усыпальница светлейших князей Юрьевских.-История и описание-Часовня построена по проекту архитектора Ю. Ф. Бруни в 1876-1879 годах. Заказчиком строительства была Е. М. Долгорукова, впоследствии светлейшая княгиня Юрьевская.
В часовне был погребён младенец Борис, умерший 11 (23) февраля 1876 года. Возможно, также здесь был погребён Георгий Александрович (1872—1913 годы).
Часовня подверглась переделкам как фасадов, так и интерьеров. Это могло быть связано с изменением статуса погребенного здесь князя-младенца, при вступлении его матери в законный брак с императором или гибелью государя. В дневнике А. А. Половцова (1877 год), часовня упоминается, как воздвигаемый великолепный памятник над могилой младенца — младшего сына императора Александра II, — которую посещает государь и перед которой молится. Возможно, что в роли заказчика выступала сама княжна Е. М. Долгорукова, мнение которой относительно стиля и убранства могло быть решающим.
В 1914 году реставрировалась дренажная система Казанской церкви, кладбища и усыпальницы светлейших князей Юрьевских, а также осуществлялся ремонт интерьеров и лепнины последней архитектором С. А. Данини.
Готовился перевоз тела сына Александра II из Германии. При подготовке усыпальницы для захоронения светлейшего князя Г. А. Юрьевского архитектор частично нарушил рисунок мозаичного фриза пола, создав бетонированное углубление для погребения. Стены крипты были побелены.
После революции, вместе с другими часовнями на Казанском кладбище Царского Села, была разграблена. Саркофаг князя-младенца Бориса Юрьевского был вскрыт и уничтожен. Между сотрудниками кладбища передаётся рассказ о вскрытии саркофага: при кощунственном действе обнаружили нетронутое тлением тело младенца, которое от движения воздуха стало рассыпаться в прах. Кара настигла грабителей, сразу после этого они оказались пациентами дома для умалишенных. Перекрытие между нижним и верхним этажами практически не существовало. Крипта до окон была завалена мусором.
В октябре—ноябре 2007 года были проведены археологические раскопки в крипте. В настоящее время часовня, практически разрушенная в предыдущие годы, в основном восстановлена. Возможно, интерьеры усыпальницы также будут воссозданы.
29 мая 2010 года в часовне состоялось перезахоронение останков светлейшего князя Александра Георгиевича (1900—1988) и его супруги Урсулы, урождённой Бир де Грюнек (1925—2001).
К настоящему времени не удалось обнаружить проект, а также документальные материалы по строительству и интерьерам часовни. Отсутствует и дореволюционный изобразительный материал, кроме единственной известной фотография, сделанной в 1913 году и хранящейся в фотоархиве ИИМК РАН (Санкт-Петербург). На ней изображена соседняя усыпальница министра юстиции, сенатора Н. А. Манасеина, за которой можно видеть часть восточной стены часовни Юрьевских, крипту. В Фотоархиве Историко-литературного музея города Пушкина (Краеведческий музей) хранится фотография, сделанная краеведом М. И. Ионовым в 1970 году. Она запечатлела угол восточного и северного фасадов усыпальницы.
Современная реставрация фасадов Часовни была подготовлена на основе этого изображения.Все известные данные относительно интерьера и фасадов собраны во время предварительного изучения (2005—2006 годы), проведения археологических раскопок.
Усыпальница богато украшена лепным декором. Верхняя часть всех четырех фасадов имеет аттик или ступенчатый фронтон с нишей для икон, оформленный лепным фризом, включающим в себя орнамент завиток с цветком. Ниже расположен фриз, состоящий из кронштейнов, повторяющий ритм ступенчатых фронтонов.
В простенках между окнами изображены рельефные «шлифованные» кресты, фланкированные витыми колонками с лентами - типа соломоника. Верхний этаж от нижнего отделяется известняковым поясом. Нижний этаж был оштукатурен «под дикий камень». Завершается часовня сложным невысоким шатром с одной деревянной главой с крестом, ориентированным на все стороны.
Окна верхнего этажа (молельня), с «византийскими» круглыми оконницами, имели витражный рисунок в виде крестов и трехдужников. Сохранились входные врата в виде необычного десятиконечного квадратного креста в сиянии, окруженного цепями (прямым аналогом является крест на южных вратах Святого Эчмиадзина в Армении). Изначально и чугунные рамы окон и врата были окрашены в белый цвет, так что рисунок последних смотрелся как рельеф.
Молельня
Интерьер молельни, с большой иконой в лепном киоте на южной стене был оформлен в технике фрески, также в византийском стиле. Основной цвет стен был голубым. Возможно, что своды потолка были украшены по голубому фону золотыми звездами.
Пол верхнего помещения выложен известняковыми плитами, которые когда-то покрывал ковер. Ковровая дорожка лежала на ступенях лестницы, ведущей в крипту.
В часовне находились иконы Спасителя, святых князей Александра Невского, Бориса, святых Георгия Победоносца, Екатерины, Ольги, Марии Магдалины и другие.
В крипте, в саркофаге из белого мрамора был погребён младенец Борис. В ходе раскопок крипты, во втором слое мозаично-наливного пола, у восточной стены, было обнаружено углубление, там где ранее находился саркофаг Бориса Александровича. Возможно, что первоначально погребение располагалось у южной стены. Справа от места саркофага найдена пустая могила, для его старшего брата, закрытая плитами.
Крипта
Интерьер крипты так же, как и молельня, подвергался переделкам. Никаких данных о первоначальном интерьере нижнего помещения не сохранилось. Второй интерьер крипты удалось приблизительно реконструировать.
Сохранился мозаично-наливной пол с мозаичным же крестом в центре помещения. Предположительно, на этом месте была могила князя-младенца Бориса. Этот пол гармонировал с росписями стен в стиле римских катакомб.
Плоский белый потолок, высотой 2,5 м. имел падугу. Окна украшала решетка в виде двух вертикальных прутьев и большого кольца, связывающего две диагональные цепи.
Оба помещения усыпальницы отапливались изразцовой печью, расположенной в крипте, воздуховоды пролегали в толще стены.
Вопрос об архитекторе усыпальницы
В некоторых исследованиях авторство проекта усыпальницы приписывается И. А. Монигетти, однако никаких фактов, свидетельствующих об этом не обнаружено. В ГМЗ «Царское Село» хранится неопубликованный проект неизвестной усыпальницы И. А. Монигетти, созданный в 1872 году (до рождения и смерти князя Б. А. Юрьевского, то есть до того момента, когда в ней возникла необходимость) Он ошибочно считается изображением интерьера усыпальницы светлейших князей, поскольку здание на проекте вытянутое в плане, тогда как часовня — квадратная. Кроме того, на главной иконе, согласно проекту И. А. Монигетти, предположительно изображена Мария Магдалина, тогда как в описании часовни Юрьевских первым называется образ Спасителя. Мраморный иконостас проекта И. А. Монигетти так же свидетельствует о том, что документ имеет отношение к совершенно другому памятнику. Мнение о том,что строителем Часовни был Ипполит Антонович было выдвинуто впервые в книге-монографии об архитекторе В.Н.Листовым.Владимир Николаевич выразил мнение,что "в 1872 г.(год рождения старшего сына Александра II и Княжны Екатерины Долгорукой-С.Е.) Монигетти по желанию Александра II составляет проект усыпальницы князей Юрьевских и сооружает её на Казанском кладбище в Царском Селе.Усыпальница имеет вид часовни квадратного сечения в плане".Александра Тоесева в статье об Ипполите Монигетти,помещенной в журнале "Наше наследие" так же опирается на мнение В.Н.Листова,при чем исполнителем проекта зодчего она называет Ю.Ф.Бруни:"Проект был выполнен в 1874 г.,однако построил Юрьевскую усыпальницу спустя год,в 1875 г., архитектор Ю.Ф.Бруни".К сожалению, никакие архивные или литературные источники это предположение не подтверждают.Напротив,в "историческом очерке учреждения Попечительства и его деятельности и фактического положения Царскосельского городского Православного Казанского кладбища 1784-1902 г.г" строителем Часовни назван только Ю.Ф.Бруни.В "Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии" сказано "работы архитектора Юлия Бруни".Действительно,в XIXв. проект и исполнение проекта могли поручаться различным архитекторам.Об архитекторе-исполнителе писали "работы такого-то".В данном случае не было причин скрывать имя архитектора,проектировавшего рассматриваемый памятник.Кроме того,академик архитектуры,мог самостоятельно составить проект и его осуществить.Двухэтажная часовня над могилой почётного гражданина Парамона Парфентьева.
Часовня над местом погребения министра юстиции, сенатора Н. А. Манасеина. Усыпальница сохранилась почти полностью, за исключением стекол, императорских корон и жезлов на вратах[2]. До наших дней сохранились подлинные, не совсем качественно реставрированные любителем иконы. Над вратами изображен святитель Николай Чудотворец, покровитель министра. В самой усыпальнице сохранилась икона Воскресения Христова. Эта часовня до 1988 года была единственной открытой для доступа на всей территории города Пушкина. В ней молились все верующие, посещавшие Казанское кладбище. В настоящее время, благодаря исследователю царскосельских кладбищ В. А. Панову, обретено надгробие Н. А. Манасеина, хранящееся в часовне.