09.11.2011 в 11:46
Пишет gr_gorinich:Томск. Прогулки по... кладбищу Южное. Бродячие надгробия.
Под катом именно то, что в заголовке поста. Кто из ПЧ еще не знал: автор любит свой город и автор неравнодушен к кладбищенским историям. Поэтому иногда тут будут появляться посты краеведческие, и начнутся они с кладбищенских. Для меня старые кладбища - места памяти, которые не пугают, а, скорее, завораживают историями ушедших жизней, которые иногда угадываются в скупых надписях, историями людей и вещей, запахом не гнили, а самого времени. Кому не нравится, тот не читай!
а кому нравится: прошу! Осторожно, много больших фотографий
История у Томска почтенная, перевалила за четыре сотни лет, а где же городские кладбища? Я имею в виду не ныне действующее Воронино и не закрывшийся несколько лет назад Бактин, там нет могил старше 1970-х. Где старые некрополи, где могилы предков?
Правильный ответ: у нас под ногами. Кладбища смертны, как и те, кто на них покоится, память близких достаточно коротка, и 30-40 лет – предел для современного кладбища. Старые «места вечного упокоения» неизбежно попадают в городскую черту, сносятся и застраиваются. В общем, так было всегда. Дом офицеров (бывший Дом Благородного собрания) тоже стоит на краю татарского кладбища, а оно, в свою очередь, прикрывает могильники едва ли не эпохи неолита. И, в общем, всем известно, что спасти сейчас кладбище в центре города от закатывания в асфальт может либо наличие на нем довольно большого количества «покойников с заслугами», либо ситуация, когда кладбище входит в церковный комплекс, охраняемый (церковью ли, государством ли, не суть важно). В этом смысле советский период оказался для томских кладбищ 18-19 вв. роковым. Заслуги «купцов-капиталистов» и прочего буржуазного элемента для новой власти ничего не значили, а церковь была лишена возможности охранять свои территории.
Кладбище Алексеевского мужского монастыря в 1929 году преобразовано в парк. Кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря ликвидировано и застроено жилыми домами в 1930 году. А в 1939-м разом были закрыты сразу два больших старых некрополя: Преображенское и Вознесенское.
Преображенское кладбище возникло в середине 19 века, там лежат и богатые золотопромышленники, и профессора первого в Сибири университета и Технологического института, а также разного сословия и достатка православные, лютеране, а в южном углу кладбища – мусульмане. Кстати, смертны не только профессора, на Преображенском была и «студенческая аллея», и военное кладбище, был и уголок, где хоронили политических ссыльных. В советское время хоронить на Преображенском продолжали, его северную часть в 20-х годах даже переименовали в Коммунистическое кладбище, но название не прижилось, только кресты сменили памятники со звездой на верхушке. Преображенское кладбище - это и большие рвы с известью, братские могилы жертв тифозной эпидемии начала 20-х. Теперь на этом месте могила осталась только одна. «Владимир Борисович Фуксманъ. Родился въ Томске 1го Мая 1882 г. Умер в Ницце 11/24 февраля 1911 г.». Этот камень стоит рядом с памятной плитой, которая сообщает прохожим, что «Сей камень заложен в основание воссоздаваемой часовни в честь праведной Домны Томской в память о почивших членах профес.-преподавательской корпорации Томского Технологического института /Политехнического университета/ покоящихся здесь и в иных местах».
Томичи, вы знаете это место, это недалеко от перекрестка улиц Вершинина и Учебная. Общежития, спортивные площадки, супермаркет Смайл-ситу, здания завода «Контур» - это всё Преображенское кладбище.
В сети можно найти и такую информацию: «В 1939 году кладбище было закрыто, а в 1958 ликвидировано, некоторые из могил были перенесены на Южное кладбище. Могила Григория Потанина в 1956 году была перенесена в Университетскую рощу, в 1958 году над ней был установлен памятник»
Насчет могилы Потанина все верно, она в роще. Что касается перенесенных могил… об этом разговор впереди.
Вознесенское кладбище – еще более старое, открытое в конце 18 века, там тоже, как на Преображенском, было несколько частей: православная, католическая, еврейская, старообрядческая. Богатые Томские предприниматели предпочитали хоронить своих именно на Вознесенском, самые роскошные памятники и мавзолеи стояли именно там. Католическую часть кладбища называли «польским», потому что особенно много там было польских повстанцев, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года и их потомков. Но там же лежали окончившие путь земной в Томске французы, голландцы, бельгийцы… и почти полтысячи военнопленных австрийцев, во время Первой мировой содержавшиеся в Томском лагере. В 1939 году кладбище закрыли, в 1951 – снесли. Проезжающие улицей Пушкина мимо завода «Сибкабель», помашите Вознесенскому кладбищу, оно там. И под кадетским училищем, и под окрестными домами тоже – кладбище было большое.
С 1939 года одним из главных действующих кладбищ города становится Южное. Вот это кладбище и существует до сих пор. Что его спасает от застройки? Во-первых, это окраина, широкий клин земли вдоль железной дороги, поросший старыми березами, запущенный и в некоторых местах просто непролазный. Во-вторых, на Южном в годы Отечественной войны оказались сотни солдат, умерших в тылу от ран, это дало кладбищу статус мемориального, сносу не подлежащего. В 1960 г. там установили памятник солдату (несколько лет назад его заменили на новый), там проводятся памятные акции 9 мая и 22 июня. Центральная часть кладбища, опять же, в последние два-три года, приводится в цивилизованный вид. Вот как выглядит «парадный подъезд» Южного:
«Задворья» сильно отличаются от центральной части:
О Южном можно рассказать много разных историй, но сейчас речь пойдет о «бродячих надгробиях» и только о них.
Итак, якобы сюда перенесены некоторые могилы с Преображенского кладбища. Уж одно-то перенесенное находим без труда.
А.В.Шишков, революционер, член коммунистической партии с 1904 года, заведующий военным отделом Сибревкома, председатель Томской губернской ЧК имел в советское время все права считаться «заслуженным». Его бюстик, кстати, стоит перед зданием ФСБ на улице Кирова. А могила – вот, перенесена в парадную часть Южного кладбища:
Памятник товарищу Шишкову сделали, конечно, новый, именной.
Кроме этого покойника, пожалуй, трудно найти на Южном кого-то, умершего до 1939 года. Неудивительно, ведь многие могилы лишились опознавательных знаков и превратились в безымянные. Но там и сям по Южному стоят надгробия, очертания которых должны быть знакомы любому тафофилу, бродившему по кладбищам 19 века. Вот такие:
Там, где на памятниках сохранились таблички, читаем даты смерти: 1951, 1958, 1960, 1963… Неужели советские камнерезы повторяли мотивы своих православных предшественников? Да как же! Просто-напросто, закрыв старые кладбища (в 1951 г. и 1959 г.), горисполком втихую стал приторговывать «ненужными» камешками с могил. Долго ли стесать имя, выдрать крест из навершия, заскоблить сбоку кресты (или уж даже оставить, ерунда!)? И, пожалуйста, готов идеологически нейтральный, ничейный памятник, его за милую душу купят. С руками оторвут. Потому что в 1950-60 годы «памятник» - это деревянная пирамидка или крест, или, в лучшем случае, железный параллелепипед на маленьких ножках. А ведь хочется чего-то долговечного… основательного. И покупали…
Иногда дырку от креста стыдливо прикрывали звездой или пирамидкой.
Выковыривали образок или изображение покойного и вставляли свои фотографии. Фотография доцента Прейсмана заняла место поминальной надписи, но место ниже, где было изображение прежнего "адресата" осталось слишком хорошо заметно:
Иногда даже стесывали надпись не слишком тщательно, вот как в этом случае. На фасаде памятника все чин по чину (только фотография уже успела исчезнуть), а на тыльной стороне, внизу - остатки латиницы. Какой обитатель Католического кладбища поделился с юной Нонной Дуплиной своим обелиском?
Что ж... люди как люди. "Квартирный вопрос только испортил их". Унаследовав чужие особняки, почему было не унаследовать и чужие надгробия?
URL записиПод катом именно то, что в заголовке поста. Кто из ПЧ еще не знал: автор любит свой город и автор неравнодушен к кладбищенским историям. Поэтому иногда тут будут появляться посты краеведческие, и начнутся они с кладбищенских. Для меня старые кладбища - места памяти, которые не пугают, а, скорее, завораживают историями ушедших жизней, которые иногда угадываются в скупых надписях, историями людей и вещей, запахом не гнили, а самого времени. Кому не нравится, тот не читай!
а кому нравится: прошу! Осторожно, много больших фотографий
История у Томска почтенная, перевалила за четыре сотни лет, а где же городские кладбища? Я имею в виду не ныне действующее Воронино и не закрывшийся несколько лет назад Бактин, там нет могил старше 1970-х. Где старые некрополи, где могилы предков?
Правильный ответ: у нас под ногами. Кладбища смертны, как и те, кто на них покоится, память близких достаточно коротка, и 30-40 лет – предел для современного кладбища. Старые «места вечного упокоения» неизбежно попадают в городскую черту, сносятся и застраиваются. В общем, так было всегда. Дом офицеров (бывший Дом Благородного собрания) тоже стоит на краю татарского кладбища, а оно, в свою очередь, прикрывает могильники едва ли не эпохи неолита. И, в общем, всем известно, что спасти сейчас кладбище в центре города от закатывания в асфальт может либо наличие на нем довольно большого количества «покойников с заслугами», либо ситуация, когда кладбище входит в церковный комплекс, охраняемый (церковью ли, государством ли, не суть важно). В этом смысле советский период оказался для томских кладбищ 18-19 вв. роковым. Заслуги «купцов-капиталистов» и прочего буржуазного элемента для новой власти ничего не значили, а церковь была лишена возможности охранять свои территории.
Кладбище Алексеевского мужского монастыря в 1929 году преобразовано в парк. Кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря ликвидировано и застроено жилыми домами в 1930 году. А в 1939-м разом были закрыты сразу два больших старых некрополя: Преображенское и Вознесенское.
Преображенское кладбище возникло в середине 19 века, там лежат и богатые золотопромышленники, и профессора первого в Сибири университета и Технологического института, а также разного сословия и достатка православные, лютеране, а в южном углу кладбища – мусульмане. Кстати, смертны не только профессора, на Преображенском была и «студенческая аллея», и военное кладбище, был и уголок, где хоронили политических ссыльных. В советское время хоронить на Преображенском продолжали, его северную часть в 20-х годах даже переименовали в Коммунистическое кладбище, но название не прижилось, только кресты сменили памятники со звездой на верхушке. Преображенское кладбище - это и большие рвы с известью, братские могилы жертв тифозной эпидемии начала 20-х. Теперь на этом месте могила осталась только одна. «Владимир Борисович Фуксманъ. Родился въ Томске 1го Мая 1882 г. Умер в Ницце 11/24 февраля 1911 г.». Этот камень стоит рядом с памятной плитой, которая сообщает прохожим, что «Сей камень заложен в основание воссоздаваемой часовни в честь праведной Домны Томской в память о почивших членах профес.-преподавательской корпорации Томского Технологического института /Политехнического университета/ покоящихся здесь и в иных местах».
Томичи, вы знаете это место, это недалеко от перекрестка улиц Вершинина и Учебная. Общежития, спортивные площадки, супермаркет Смайл-ситу, здания завода «Контур» - это всё Преображенское кладбище.
В сети можно найти и такую информацию: «В 1939 году кладбище было закрыто, а в 1958 ликвидировано, некоторые из могил были перенесены на Южное кладбище. Могила Григория Потанина в 1956 году была перенесена в Университетскую рощу, в 1958 году над ней был установлен памятник»
Насчет могилы Потанина все верно, она в роще. Что касается перенесенных могил… об этом разговор впереди.
Вознесенское кладбище – еще более старое, открытое в конце 18 века, там тоже, как на Преображенском, было несколько частей: православная, католическая, еврейская, старообрядческая. Богатые Томские предприниматели предпочитали хоронить своих именно на Вознесенском, самые роскошные памятники и мавзолеи стояли именно там. Католическую часть кладбища называли «польским», потому что особенно много там было польских повстанцев, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года и их потомков. Но там же лежали окончившие путь земной в Томске французы, голландцы, бельгийцы… и почти полтысячи военнопленных австрийцев, во время Первой мировой содержавшиеся в Томском лагере. В 1939 году кладбище закрыли, в 1951 – снесли. Проезжающие улицей Пушкина мимо завода «Сибкабель», помашите Вознесенскому кладбищу, оно там. И под кадетским училищем, и под окрестными домами тоже – кладбище было большое.
С 1939 года одним из главных действующих кладбищ города становится Южное. Вот это кладбище и существует до сих пор. Что его спасает от застройки? Во-первых, это окраина, широкий клин земли вдоль железной дороги, поросший старыми березами, запущенный и в некоторых местах просто непролазный. Во-вторых, на Южном в годы Отечественной войны оказались сотни солдат, умерших в тылу от ран, это дало кладбищу статус мемориального, сносу не подлежащего. В 1960 г. там установили памятник солдату (несколько лет назад его заменили на новый), там проводятся памятные акции 9 мая и 22 июня. Центральная часть кладбища, опять же, в последние два-три года, приводится в цивилизованный вид. Вот как выглядит «парадный подъезд» Южного:
«Задворья» сильно отличаются от центральной части:
О Южном можно рассказать много разных историй, но сейчас речь пойдет о «бродячих надгробиях» и только о них.
Итак, якобы сюда перенесены некоторые могилы с Преображенского кладбища. Уж одно-то перенесенное находим без труда.
А.В.Шишков, революционер, член коммунистической партии с 1904 года, заведующий военным отделом Сибревкома, председатель Томской губернской ЧК имел в советское время все права считаться «заслуженным». Его бюстик, кстати, стоит перед зданием ФСБ на улице Кирова. А могила – вот, перенесена в парадную часть Южного кладбища:
Памятник товарищу Шишкову сделали, конечно, новый, именной.
Кроме этого покойника, пожалуй, трудно найти на Южном кого-то, умершего до 1939 года. Неудивительно, ведь многие могилы лишились опознавательных знаков и превратились в безымянные. Но там и сям по Южному стоят надгробия, очертания которых должны быть знакомы любому тафофилу, бродившему по кладбищам 19 века. Вот такие:
Там, где на памятниках сохранились таблички, читаем даты смерти: 1951, 1958, 1960, 1963… Неужели советские камнерезы повторяли мотивы своих православных предшественников? Да как же! Просто-напросто, закрыв старые кладбища (в 1951 г. и 1959 г.), горисполком втихую стал приторговывать «ненужными» камешками с могил. Долго ли стесать имя, выдрать крест из навершия, заскоблить сбоку кресты (или уж даже оставить, ерунда!)? И, пожалуйста, готов идеологически нейтральный, ничейный памятник, его за милую душу купят. С руками оторвут. Потому что в 1950-60 годы «памятник» - это деревянная пирамидка или крест, или, в лучшем случае, железный параллелепипед на маленьких ножках. А ведь хочется чего-то долговечного… основательного. И покупали…
Иногда дырку от креста стыдливо прикрывали звездой или пирамидкой.
Выковыривали образок или изображение покойного и вставляли свои фотографии. Фотография доцента Прейсмана заняла место поминальной надписи, но место ниже, где было изображение прежнего "адресата" осталось слишком хорошо заметно:
Иногда даже стесывали надпись не слишком тщательно, вот как в этом случае. На фасаде памятника все чин по чину (только фотография уже успела исчезнуть), а на тыльной стороне, внизу - остатки латиницы. Какой обитатель Католического кладбища поделился с юной Нонной Дуплиной своим обелиском?
Что ж... люди как люди. "Квартирный вопрос только испортил их". Унаследовав чужие особняки, почему было не унаследовать и чужие надгробия?