01.12.1761-16.04.1850
©
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач. Мать Мари не любила угрюмого мужа, отдав своё сердце молодому красавцу-скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из ежедневных ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочь, а Куртиуса. Палач и бровью не повёл. А утром преспокойно выставил обеих за дверь. Мать вместе с девочкой переехала к своему любовнику.
На официальном сайте музея у этой истории куда более благообразное начало: "Её отец был солдатом и участвовал в Семилетней войне. Он погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев её. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, а потом вышла за него замуж".
Филипп Куртиус отнюдь не бедствовал, как большинство его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. Малышку Мари невозможно было вытащить из мастерской отца. И вскоре он начал обучать её всем премудростям своего ремесла. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - один он уже не справлялся с потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, лепившему самого короля. В мастерской побывали Бенджамин Франклин и Вольтер. Как раз фигура Вольтера стала первой, которую самостоятельно изготовила 17-летняя Мари. Куртиус понял, что у его дочери настоящий талант, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами целыми днями, а по вечерам позволяла себе "отдохнуть": лепила портреты гостей Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.
О юной художнице узнали при дворе... В один прекрасный день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено явиться в Версаль: отныне её обязанность - обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, будущее - ещё более блестящим.
читать дальше

Ее могилу можно найти в St Marys Roman Catholic Church, Лондон.