Мы часто упоминали тот факт, что раньше северная часть кладбища была неосвещенной. И именно там хоронили тех, кто умер дурной смертью.
Почему именно север? Ответ мы найдем в "Саду Демонов" А. Е. Махова:
Несмотря на свое всеприсутствие, Дьявол, согласно средневековым верованиям, проявлял и определенные устойчивые предпочтения в выборе места обитания. Если с Богом ассоциировали юг и восток (области тепла и восхода солнца), то с Дьяволом - север и запад (холод и закат). Так, в раннехристианских ритуалах крещения (в частности, описываемых в <Мистериях> св. Амвросия Миланского) посвящаемый сначала поворачивался лицом на запад - туда, где находился престол <того, кто властвует над смертью>, т.е. лицом к Дьяволу, - и отрекался от него и его роскоши жестами презрения и издевки, даже плюя ему в лицо; затем он поворачивался лицом на восток и заявлял о своей вере в От а, Сына и Святого Духа (КЕЛЛИ, 11; 99-100). Ассоциация Дьявола с севером прослеживается уже в тексте Библии: <на краю севера> собирается утвердить свой престол <сын зари> Люцифер (ИС. 14:13), в книге Иеремии утверждается, что <от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли> (ИЕР. 1:14). Этот мотив присутствует и в средневековой литературе: так, согласно староанглийской поэме на темы книги Бытия (т.н. Genesis А), восставший Люцифер воздвиг свой трон на севере неба. В народном представлении, любимое место Дьявола на земле - Лапландия, где он гоняет северных оленей. И сам Ад некоторыми теологами (например, БОНАВЕНТУРОЙ, КОММЕНТАРИЙ НА ЕККЛЕСИАСТ, 11:3), помещался на севере. <Поскольку все церкви строились лицом на восток, север всегда оказывался по левую руку входящего, и поскольку Дьявол затаился снаружи у северной стены церкви, люди старались не хоронить там своих покойников. Левое (лат. sinister) во многих культурах ассоциируется с опасным и зловещим. На средневековой сцене север был направлением на ад> (РАССЕЛЛ, ЛЮЦИФЕР, 70-71).
Север кладбища
Grabschonheiten
| воскресенье, 12 мая 2013