"Усталый, прощальный тон письма о закатах, которое Флобер послал Луизе Коле, не был позой. В том самом 1846 году умер сначала его отец, потом — сестра Каролина. «Что задом! — писал он. — Что за ад!» Всю ночь Гюстав бодрствовал у тела сестры: она лежала в белом подвенечном платье, он сидел и читал Монтеня.
Утром перед похоронами он склонился над ее гробом, чтобы запечатлеть прощальный поцелуй. Во второй раз за три месяца он слышал грохот тяжелых деревенских сапог на деревянной лестнице: пришли за телом. Скорбеть в тот день было затруднительно, слишком много было дел. Надо было отрезать локон волос Каролины, сделать гипсовые слепки с ее лица и рук: «Я смотрел, как огромные лапы мужланов трогают ее и покрывают лицо гипсом». Без огромных мужланов на похоронах никак.
Дорога на кладбище была памятна по прошлому разу. У могилы муж Каролины разрыдался. Гюстав смотрел, как опускают гроб. Вдруг гроб застрял: вырытая яма оказалась слишком узкой. Могильщики ухватили гроб и подвигали его; они тянули его туда и сюда, приподнимали, постукивали лопатой, подталкивали ломом — но он все равно не сдвигался. Наконец один из них наступил ногой на крышку, прямо над лицом Каролины, и запихнул гроб в могилу.
Это лицо послужило моделью для бюста, который Гюстав заказал; он стоял в кабинете на протяжении всей писательской карьеры Флобера, вплоть до его собственной смерти в том же самом доме в 1880 году. Мопассан помогал подготовить тело к похоронам. Племянница Флобера попросила по обычаю сделать слепок с руки писателя. Это оказалось неосуществимым: кулак слишком крепко сжался в последней судороге.
Процессия отправилась сначала к церкви в Кантеле, затем на Cimetière Monumental*, где почетный караул выпалил свой нелепый комментарий к последней строчке «Госпожи Бовари». После положенных речей гроб стали опускать. Он застрял. На этот раз ширину рассчитали правильно, но промахнулись с длиной. Сыновья мужланов старались как могли, но безуспешно: они не могли ни впихнуть его, ни вытащить. Прошло несколько неловких минут, и скорбящие начали расходиться, оставив Флобера торчать в земле под углом.
Нормандцы славятся своей прижимистостью, и, конечно, их гробокопатели не исключение; возможно, каждый лишний взмах лопатой им отвратителен, и это профессиональное отвращение сохранилось в обычаях с 1846 по 1880 год".
Джулиан Барнс "Попугай Флобера"«Городом ста колоколен» назвал город Руан Виктор Гюго. И именно об этом городе мы немного расскажем сейчас.
-Немного о городе-Руан был основан на месте старого римского поселения Ротомагус. В V-X вв. - маленькая деревня, в X-XIII вв. - уже столица герцогства Нормандия. Руан был сильно разрушен во время Великой Франзуской Революции, и в настоящее время на поддержание архитектурного наследия идет значительная часть городского бюджета. Родина писателей Мопассана, Флобера и Моруа. Расположен на обоих берегах Сены, в одной из ее излучин, в живописной холмистой местности. Северный берег является историческим центром, южный служит промышленной окраиной.
В 2002 г. Руану был присвоен почетный ранг «города истории и искусства» в рамках специальной национальной программы. Тогда же здесь начался проект «Позвольте рассказать вам о…».
А рассказы эти могут длиться, кажется, бесконечно, ибо изобилуют массой красочных, часто драматических подробностей. Таков и рассказ о самой знаменитой исторической личности, связанной с Руаном, о Жанне д'Арк (1412-1431 гг.), вернее, о последних днях жизни национальной героини Франции. В ходе Столетней войны в мае 1430 г. Жанна была взята в плен бургундцами и передана инквизиции, отстаивавшей интересы англичан. Содержали воительницу в единственной уцелевшей башне-донжоне Руанской крепости, а судили и пытали как еретичку. Ересь ее заключалась в ношении мужской одежды, неподчинении иерархам католической церкви и связях с дьяволом, разговаривавшим с ней «голосами». 30 мая 1431 г. Жанну, в длинной рубашке, пропитанной серой, вывели на площадь Старого рынка и сожгли заживо, а она выкрикивала только одно слово: «Иисус!» На этом месте разбит цветник и размещена мраморная доска с текстом вердикта Церкви от 1920 г., признающего Жанну святой. Рядом в 1979 г. был открыт модернистский собор Св. Жанны, внутри украшенный витражами XIII в. из разрушенной в 1944 г. церкви Сен-Венсан. Сложная крыша собора, с силуэтом, напоминающим языки костра, покрыта имитацией черепицы с рисунком рыбьей чешуи. Это аллюзия одновременно и на рынок, по-прежнему работающий здесь, и на рыбу — как символ, которому поклонялись первые христиане.
Другая волнующая воображение история Руана — это история о сердце Ричарда Львиное Сердце (1157-1199 гг.), которое захоронено в саркофаге с его скульптурным изображением в Руанском соборе. Ричард Львиное Сердце завещал похоронить себя в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а само свое львиное сердце в саркофаге в Руанском соборе
Исследовано забальзамированное сердце короля Ричарда Львиное сердцеАвтор: Евгений Парамонов
Известно, что образ короля Ричарда I Львиное Сердце был в значительной степени идеализирован, и многие истории о нём не соответствовали действительности. Так, хотя в творчестве Вальтера Скотта упоминается, что король возвращался из своих приключений инкогнито в Англию и общался с простолюдинами – это не более чем выдумка: как и его отец Генрих II, король Ричард I не говорил по-английски.
Между тем любовь подданных к этому легендарному правителю ничуть не преувеличена. Король-рыцарь, освободивший из десятилетнего плена свою мать, король-крестоносец, отправившийся вместе с Фридрихом Барбароссой и французским королём Филиппом в Третий крестовый поход, утончённый и бесстрашный, Ричард I был удостоен особого обращения и после смерти.
Правитель Англии скончался от гангрены, заражения крови, а возможно, и яда, которым мог быть смазан болт французского арбалета, вонзившийся ему в шею. В течение 12 дней король страдал от ужасной раны и умер 6 апреля 1199 года.
В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, учёные из Франции представляют исследование сердца Ричарда I, ставшее объектом особого ритуала. Этот орган хранился отдельно от тела, захороненного в аббатстве Фонтевро, и почитался как ценная христианская реликвия.
Свинцовый ковчег с останками размером 12,2 × 23 × 17 сантиметров был обнаружен ещё в позапрошлом веке – 31 июля 1838 года в Руанском соборе. Латинская надпись на крышке гласила "HIC IACET COR RICARDI REGIS ANGLORUM", что переводится как "Здесь хранится сердце Ричарда короля Английского".
Поскольку условия хранения, по-видимому, были не самыми благоприятными, содержание ковчега представляло собой порошок. Чтобы узнать подлинность реликвии, современным учёным потребовалось всего 80 граммов вещества из ковчега.
Исследование проводилось с использованием электронного микроскопа и метода газовой хроматографии. Использовать в данном случае ДНК анализ не представлялось возможным из-за присутствия свинца. Кроме того, нельзя было использовать радиоуглеродную датировку, так как в составе останков был обнаружен креозот. Несмотря на то, что в прахе не было найдено следов человеческих тканей, учёные зафиксировали реакцию на миоглобин – сигнальный белок, содержащиёся в сердечной мышце.
Среди загрязняющих компонентов учёными были найдены пыльца дуба, тополя и сосны, а также несколько бактерий и грибков, однако каких-либо признаков отравляющих веществ или иных намёков на причины смерти Ричарда Львиное Сердце не оказалось.
Однако, по словам одного из учёных, принимавших участие в работе, специалисты обнаружили нечто, что "не ожидали увидеть". Помимо льняной ткани, ртути и дёгтеподобного креозота средневековые бальзамировщики поместили в ковчег ладан, мирт, ромашку и мяту, что заставило сердце Ричарда издавать приятные запахи.
Учёные полагают, что поскольку сердце считалось хранилищем души, подобный ритуал означал высочайшее почитание и святость человека.
"Ладан – это вещество, которое исходит от Святого Духа, – говорит доктор Филипп Шарлье (Philippe Charlier) из университета при госпитале имени Райомона Пуанкаре (Hôpital Raymond-Poincaré. – Ладан входит в число даров, принесённых волхвами новорожденному Иисусу, а также использовавшийся Иосифом Аримафейским при погребении Христа".
В 1944 г. в ходе Нормандской операции город сильно пострадал от бомбежек, почти полностью был разрушен Руанский собор, подвергнувшийся мощному удару стихии также в 1999 г. Но он полностью восстановлен и выглядит точно таким же, каким изображал его один из основоположников импрессионизма — Клод Моне (1840-1926 гг.). Он написал 36 картин с изображением собора в разное время дня, при разном освещении, оставил 47 набросков к ним.
Полотна Моне хранятся в самых знаменитых музеях мира, а коллекция импрессионистов Музея изящных искусств в Руане считается второй по значимости после коллекции Музея д'Орсе в Париже. Так что Руан с полным правом считает себя городом импрессионизма. И постимпрессионизма — тоже: здесь жили и творили многие художники этой школы живописи. А также великие писатели: драматург Пьер Корнель (1606-1684 гг.), романисты Гюстав Флобер (1821-1880 гг.) и Ги де Мопассан (1850-1893 гг.). Флобер в романе «Госпожа Бовари» описал и Руанский собор, и сам Руан, и его окрестности, хотя признавался, что никогда не любил этот город, считал его «чересчур провинциальным». Это взгляд художника. На взгляд историков, фахверковый Руан — пример городской культуры Старой Европы и заповедник этого стиля, во Франции именуемого «коломбаж». По сравнению с немецким фахверком коломбаж имеет больше вертикальных линий и напоминает английский фахверковый стиль «халф-тимберед», что неудивительно: многое связывает Нормандию и Англию. Двух одинаковых домов в «коломбажной» части города не найти, все они выглядят как аутентичные средневековые здания, хотя тоже были большей частью разрушены во время Второй мировой войны, но бережно восстановлены и после реконструкции приобрели все современные коммуникации.Кладбище Сен-Маклу 14 веке, за двести лет до начала строительства церкви Св. Маклоу, это была городская окраина, и никаких домов здесь еще не стояло. Во время чумы практичные горожане решили сделать прототип современного колумбария и построили это каре из трехъярусных галерей вокруг. Старые захоронения раскапывали, и кости аккуратными рядами складывали на чердаках галерей, освобождая место для новых могил.
Во французских же городах в XIV — XV вв., с массовым появлением на кладбищах больших братских могил, возобладали другие идеи. Когда тесные пространства церковных дворов уже не могли вместить всех умерших, начинали освобождать место для новых захоронений, выкапывая кости из старых могил и складывая их в любом подходящем помещении.Эта практика продолжалась еще в конце XIX в. на бретонских кладбищах. Так могильщик в Сен-Маклу-де-Руан получил 27 октября 1927 г. 3 ливра «за то, что вскопал кладбище и сложил кости умерших на галерею».
Однако не все здания использовались по своему мрачному назначению. То дальнее крыло возле эстрады появилось позже остальных, и в нем открыли... школу. Когда школе стало тесно в одном крыле, галереям нарастили еще один этаж, первоначально они были ниже. Так и жили почти триста лет вместе: на первом этаже дети, на втором и третьем - покойники. Сейчас здания пустуют, ни детей, ни костей. Какие-то художественные галереи занимают небольшую часть одного крыла.
Первый и второй этажи деревянные, третий более поздний этаж каменный. Вокруг всего комплекса пущены деревянные фризы с иллюстрациями на кладбищенские темы в жанре Макабра (это готический жанр, возникший во время Чумы): лопаты, заступы, черепа и кости. На колоннах остатки фигур смерти, ангелов, людей разных профессий и могильщиков. Очень много было повреждено во время Реформации. Руан тогда ненадолго заняли протестанты, и им сама идея прославления смерти, по-видимому, казалась кощунственной. Поэтому значительная часть орнамента разрушена.
©Помещенное за стекло мумифицировавшееся тело кошки, застрявшей сотни лет назад между каменными блоками одного из склепов.
Сейчас в этом дворе располагается концертная площадка.
-
*
Монументальное кладбище Руана некоторые называют местным Пер-Лашезом. Было открыто в 1824 году и является излюбленным местом захоронения богатых людей города.
Атмосферный сет с туманом вы можете посмотреть в нашем альбоме -
!Здесь!