А. Простакова: «Смерть в искусстве: «Погребение Аталы»
Идеалы эпохи романтизма дали художникам, писателям и музыкантам мощный толчок для обращения к теме смерти. Главные романтические герои порой даже посвящали свою жизнь поиску смерти, считая ее единственным способом отрешения от вульгарного мира, где почитаются только материальные ценности.
Картина А.-Л. Жироде-Триозона «Погребение Аталы» — один из ярчайших примеров новой эстетики 18 – 19 вв. В основу сюжета картины легло произведение Ф.-Р. де Шатобриана «Атала, или любовь двух дикарей в пустыне» (1801). Художник воссоздал на своем полотне одну из самых трагических сцен романа. Тело мертвой Аталы, закутанное в белый саван готово к погребению. Шактас не может отпустить из своих объятий мертвое тело возлюбленной. На сырую рыхлую землю отброшена лопата – могила готова принять умершую в ее новый дом. Священник, отец Обри, стоя в только что вырытой могиле, забирает тело из рук Шактаса.
Лицо мертвой Аталы, совершившей самоубийство, дабы не нарушить религиозный обет своей матери, полно смирения и спокойной красоты. Ярко освещенная фигура главной героини отчетливо контрастирует с другими персонажами полотна. Несчастный Шактас, несправедливо потерявший свою любимую, есть воплощение глубокого страдания. Бремя печали согнуло его могучее тело и покрыло лицо тенью. Кажется, что его жизнь завершилась вместе с кончиной Аталы, он готов уйти вместе с ней – его ноги уже в могиле, уготованной его возлюбленной. Печать скорби лежит и на почти скрытом от нас лице священника. Тяжелый груз трагической кончины молодой девушки не позволяет ему поднять голову и взглянуть на покойную.
Атмосферу смерти, окутавшую картину, усугубляют сумерки в погребальной пещере, у входа в пещеру несорванный красный цветок – символ любви и страсти, кресты в сложенных руках Аталы и на отдаленном холме.
Смерть как завершение земных страстей главная сюжетная линия не только этого полотна и произведения Шатобриана, но и обширного ряда произведений разных жанров эпохи романтизма.

Франсуа Рене де Шатобриан "Атала или Любовь двух дикарей в пустыне":
-цитаты-