-Символы племен-

-Восточная Африка (надгробные фигуры и скульптуры)-


Если в племени конзо хоронят героя, то на его могилу кладут камень фаллической формы. Если умерший был героем и к тому же состоятельным человеком, принадлежащим к высокой ступени в системе поколений, то после его погребения изготавливаются деревянные фигуры, олицетворяющие его достижения и заслуги. Фигуры ставятся на могиле и защищаются соломенной крышей. На рисунке приведена одна из таких фигур. Герой изображен в боевой позе с поднятым пенисом. На его высокий ранг указывают характерная прическа, фаллический рог и многочисленные браслеты. Вокруг него расставляются фигуры, изображающие убитых им врагов и хищных зверей, жен. Y них, как правило, нет рук, а у врагов отсутствуют половые органы, так как в племени конзо принято отрезать их у убитых врагов в качестве трофеев. Помимо таких фигур на могилу кладутся камни, которые указывают на количество мертвых.
Такие или похожие надгробные фигуры распространены у бонго в Судане и у мийикендов в Кении. Соседствующие с конзо галла и борана воздвигали на могилах выдолбленные надгробные камни.
-

Самые известные и необычные культовые объекты Мадагаскара — это надгробные столбы племени махафа-ли. Кочевые племена часто сооружали для умерших членов правящих семей огромные гробницы из натуральных камней, похожие на корабли. На платформах таких могил ставилось до 30 надгробных скульптур, которые иногда достигали высоты более двух метров. Скульптуры обычно содержат ряд разных символов в форме круга и полумесяца, изображающие фазы луны. В Африке почитание луны встречается редко и расценивается как пережитки прошлого. Символика передается через орнаменты.
Надгробные скульптуры венчает изображение зверей, чаще всего это антилопы-зебу или птицы, возвращающиеся вечером домой (например утки, изображенные на рисунке). Это должно указывать на то, что умершие видят в могилах свой новый дом.
Надгробные столбы, которые называются ало-ало, должны осуществлять связь с предками. Слово «ало» означает «посредник». В племени махафали ценят посредника, который переводит предков в мир духов, так как контакт с предками помогает лучше понять различные жизненные взаимосвязи и влиять на них.

Из Википедии:
Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на неё пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вместе со ними. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба, — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д.), священные холмы, они почитают лемуров, в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т. д.

Вспомнить об обряде Фамадихана.