Убийство упыря в Киевщине во время чумы 1770 года

Известный автор книги "Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьев, обобщив в своем замечательном труде народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Относительно же деятельности упырей и их враждебных начинаний, отражающихся на людях, у того же исследователя данного вопроса, да и у многих других находим, между прочим, согласное утверждение, что упыри и упырицы бывают виновниками чумы и других эпидемических болезней, засухи, неурожаев и вообще всяких общественных бедствий.
Масса собранных до сих пор данных об упырях, если не вполне подходит под такое определение, то во всяком случае не идет с ним вразрез. Казалось поэтому, что для полного уяснения дела нужно только озаботиться о накоплении большого числа народных рассказов об упырях, виденных разными лицами в тех или других местностях. Тогда бы данное выше определение упыря можно было еще более расширить, оставляя неизменной его сущность.
Между тем, очевидно, в народных рассказах об упырях могут встречаться и такие, которые не согласны с приведенным выше определением. В этом убеждает нас найденный нами документ об упыре-попе. Поп в нашем случае вовсе не является каким-нибудь отверженцем церкви, а напротив, состоит приходским священником в своем селе. И вот при таких-то условиях крестьяне из его паствы признали в нем в 1770 г. упыря, накликающего на их село чуму, и в конце концов, убили его.
Документ, заключающий в себе изложение этого дела, находится в ряду документов о гайдамаках, судившихся в Кодне или Троянове пред военно-судной комиссией непосредственно после колиивщины в 1768 и в следующие затем годы. При отсутствии в то время в Украине иных судов, кроме экономических, т. е. частно-владельческих, все сколько-нибудь важные дела, хотя бы и не относившиеся к недавнему восстанию, попадали также к кодненской комиссии. Попало туда потому же и интересующее нас дело о попе.
Обвиняемый в убийстве попа предстал пред военно-судной комиссией 26-летний крестьянин села Войтовки, ключа уманского, Леско Ковбасюк. По показаниям его, дело происходило таким образом.
Во время поветрия в 1770 году, когда оно проникло и в Войтовку, между крестьянами последней возникли частые толки о том, что по селу что-то ходит, отворяет окна и "надыхуе" чрез них в хаты, отчего народу мрет больше, чем бы мерло без этого. Несколько человек из громады, ввиду таких толков, поставили себе целью выследить виновника народного бедствия. Вскоре на одном из их сборищ было заявлено некоторыми из присутствовавших, что они видели ходящего по селу упыря, что на упыря этого с остервенением нападали собаки, а скот при виде его стремительно убегал. Доследили при этом и во что был одет упырь: он был в белой рубахе и в синих суконных штанах, от колен подштукованных белым сукном. А в таком одеянии, как всем было известно, ходил обыкновенно приходской войтовский поп - о. Васыль. Тогда у всех явилось подозрение, что ходит по селу по ночам никто иной, как поп. Обратились с вопросом об этом к самому батюшке, но он категорично отрицал взводимое на него обвинение. Тогда спросили попадью, ходит ли батюшка ночью по селу - и она тотчас заявила, что ходит и что у него бывает по ночам его уже умершая сестра вместе с другими мертвецами, причем все они толкутся с шумом по комнате и клацают ртами, как будто что едят. В виду такого показания сделали очную ставку попадье с попом, ее мужем, требуя, чтобы она сказанное ею повторила в его присутствии. Она повторила, добавив: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходыш по селу в ночи". Поп, однако, стоял на своем, отрицая навет. И громада даже начала сомневаться в основательности своего подозрения. Но тут выступила на сцену попова кухарка. Она определенно заявила, что поп наверное ходит по селу по ночам, и что сама она это несколько раз видела. Участь попа показанием кухарки была решена.
Тринадцать человек громадян сперва пошли и выкопали на кладбище яму, а затем явились к попу и в то время, как пономарь выпустил попа из плебании (приходского дома), они тотчас же кинулись на него и стали бить дрючьями. Избив его до полусмерти, добыли носилки, положили его на них и отнесли к выкопанной яме. Там, пробив его осиновым колом от плеча к плечу "навылет", бросили в яму и, не слушая мольбы попа, заживо закидали его землей.
Поветрие после этого, по показаниям Ковбасюка, тотчас затихло. Из участников убийства на суд попал только Ковбасюк, потому что остальные поумирали от поветрия, хотя и ослабшего после убийства упыря. Свою вину Ковбасюк не считал значительной: он только три раза ударил попа дрючком.
Кодненская комиссия нашла возможным отпустить Ковбасюка без наказания. В данном случае она, конечно, руководилась не сознанием, что подсудимый совершил только нечто обязательное в силу его миросозерцания, а тем, что убит был "схизматицкий" поп и что преследовать за такое деяние, как убийство православного, да еще попа, было бы слишком наивно для католиков и поляков, еще так недавно много потерпевших от православного населения Украины.
(Заметка из журнала "Киевская старина" за 1890 г.)

"Дело упыря" в селе Подосы, произошедшее в 1831 год