Пишет
Паучишко:
Кладбища острова Голодай, часть 1В Санкт-Петербурге на острове Голодай, ныне Остров Декабристов, когда-то хоронили тех, кто по разным причинам не мог упокоиться на Смоленском православном кладбище, раскинувшемся через речку Смоленку, на Васильевском острове.Так на Голодае появились Лютеранское и Армянское кладбища. А также - место, где до 1870 года погребали усопших, которых по православным канонам запрещалось хоронить «внутри церковной ограды» — прежде всего, самоубийц. А также казненных преступников. Где-то там были захоронены и казненные в 1826 году декабристы - Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский. Именно поэтому кладбище ныне называется так же, как и сам остров - Остров Декабристов.
Хотя, конечно, от прежних захоронений ничего не осталось - да и кто будет ставить что-либо на могиле самоубийцы или преступника? Прикопали да разошлись. В годы Второй Мировой место вновь стало востребованным - там хоронили жертв блокады. И ныне небольшое по размеру кладбище представляет собой множество дешевых, запущенных могил, а также некоторое количество всяческих памятных обелисков.
Неприкаянный какой-то некрополь...
читать дальше
И еще одно кладбище заодно покажу с того берега Смоленки - Армянское.
Было основано в 1791 году, когда в связи с прошением протопопа Стефана (Лорис-Меликова) императрица Екатерина II своим указом повелела выделить место на берегу реки Смоленки рядом с лютеранским кладбищем для отдельного армянского кладбища и разрешила построить каменную церковь.
Около 1797 года церковь была освящена и получила своё нынешнее именование - Святого Воскресения Христова. Постепенно вокруг неё выросло небольшое кладбище (около 400 захоронений к концу XIX века). В 1923 году храм был закрыт, позже часть надгробий была перенесена в Музей городской скульптуры. С 1939 года захоронения прекращены. Позже большая часть кладбища была снесена и на его территории было устроено футбольное поле. В 1988 году церковь была возвращена верующим, прошли первые богослужения, началось восстановление сохранившейся части кладбища.
Сейчас это очень маленький и аккуратный некрополь, к счастью, сохранивший некоторую часть старых захоронений (расположенных близко к церкви). Также там происходят и новые захоронения, много свежих надгробий - конечно, не таких интересных, как старинные, но и среди них попадаются великолепные образцы кладбищенской скульптуры.
Начну со впечатлившей меня символики, такое не особо увидишь на надгробиях в нашей стране
Такие прекрасные хачкары...
читать дальше
Церковь
Ну и всё остальное. Очень красивое кладбище
Кладбища острова Голодай, часть 2Заканчивая прогулку по острову, покажу прекрасное Смоленское лютеранское кладбище.
Несколько слов из историиЭто старейшее из неправославных кладбищ Санкт-Петербурга. В 1747 году Синод предписал Главной полицмейстерской канцелярии отыскать в городе места для кладбищ «чужестранных иноверных иноземцев». 30 января 1748 года полицмейстерская контора определила городскому архитектору П. А. Трезини отвести под кладбище место вблизи Васильевского острова. Выбор места для лютеранского кладбища обусловлен тем, что на соседнем Васильевском острове селились многие иностранцы (учёные, военные, ремесленники и др.)
Некрополь закрыли в 1939 году, хотя отдельные захоронения производились здесь вплоть до 1950-х годов. В 1930—1980-х годах исторически важные захоронения и надгробия были перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры (выдающийся математик Л. Эйлер, А. Бетанкур, знаменитый архитектор Тома де Томон и его жена Клэр), после чего кладбище пришло в запустение. Начиная с 1980-х годов многие надгробия были разрушены, в 1985 году значительный участок в северо-восточной части кладбища выделен под строительство пожарной части, а в конце 1990-х годов на участке кладбища около входа была построена АЗС. Гранитные плиты надгробий были использованы дорожниками для ремонта поребриков уличных панелей. Часть надгробий была перенесена на другие участки, часть затерялась.
Некоторые надгробия были восстановлены на частные средства, но увы - слишком немногие. А ведь некрополь представляет собой уникальный исторический памятник, ибо там и поныне покоятся, лишь некоторые из имен:
Вреден, Роман Романович (1887—1934) — основатель отечественной ортопедической хирургии.
Дерибас, Осип Михайлович (1749—1800) — один из основателей Одессы, герой штурма Измаила.
Диллон, Мария Львовна (1858—1932) — первая русская женщина-скульптор с профессиональным образованием.
Докучаев, Василий Васильевич (1846—1903) — выдающийся русский естествоиспытатель, геолог и ученый-почвовед.
Капица, Леонид Петрович (1864—1919) — отец лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы.
Нобель, Людвиг Эммануилович (1831—1888) — российский промышленник, старший брат Альфреда Нобеля.
Парланд, Альфред Александрович (1842—1919) — русский архитектор, автор петербургского Храма Спаса на Крови.
Якоби, Борис Семёнович (1801—1874) — изобретатель первого в мире практического электродвигателя, гальванопластики и телеграфных аппаратов.
И многие, многие другие...
Кладбище очень красиво, но находится в ужаснейшем состоянии. Обломки надгробий валяются тут и там, кресты упали, склепы провалились... Будет обидно, если его не восстановят. Когда я вижу такие места, мне хочется всё бросить и заняться сохранением подобных памятников истории. Только вот кормить меня тогда некому будет, да. В любом случае, на это кладбище я хочу еще обязательно вернуться, - не получилось погулять долго из-за постоянного дождя и насыщенной программы.
читать дальше
Альбом на ЯФ (72 кадра).Смоленское православное кладбищеСмоленское православное кладбище
Ну и сразу еще одно.
Располагается в западной части города на Васильевском острове возле реки Смоленки.
Немного историиСогласно преданию, в первые годы строительства Санкт-Петербурга на южном берегу Чёрной речки (Смоленки), на Васильевском Острове, погребли рабочих артели плотников и землекопов из Смоленской губернии. С того времени поле у этого берега, и вглубь Васильевского острова стали называть Смоленским.
Постоянное кладбище было учреждено духовной властью — Св. Синодом — в 1738 году и светской властью — по указу Сената — в 1756 году.
С 1922 года кладбище считалось «фактически закрытым для погребений из-за отсутствия мест». Однако c начала 1990-х годов на кладбище, теперь имеющем статус полузакрытого, стали совершаться захоронения, прежде всего выдающихся, или просто известных людей, как в гробах, по старому православному обычаю, так и в урнах, то проводятся дренажные и земляные работы по подготовке мест для новых захоронений на старых участках.
Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х — 1930-х годах, в период правления большевиков. Для сохранения особо ценных в художественном отношении памятников, они (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие, серьёзно охраняемые кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока.
Считается, что именно на Смоленском кладбище упокоена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя точное местонахождение могилы не установлено).
На кладбище похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская, над могилой которой по проекту архитектора А. А. Всеславина в 1902 году была возведена часовня. О св. КсенииДокументальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о Ксении относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым, и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа. Ксения раздала своё имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и стала называть себя его именем – Андрей Федорович. Став на путь юродства, Ксения отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. Не имея пристанища, и в стужу, и в зной, Ксения скиталась среди бедняков, а по ночам уходила за город, где проводила время в горячей молитве. Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, в помощь каменщикам Ксения тайно ночами носила неподъёмные заплечные носилки с кирпичами на самый верх, складывала их, шепча молитвы на промозглом ветру. Родные Ксении хотели устроить её у себя и дать всё необходимое для жизни, но блаженная отвечала им: «Ничего мне не надо». Казалось, она была рада своей нищете, и, приходя куда-нибудь, говорила: «Вся я тут».
К часовне течет неиссякаемая река паломников всех возрастов. Я наблюдала людей, которые не только заходили молиться в часовню, но и стояли около ее стен, получая, видимо, заряд каких-то сил (как около деревьев стоят). Или думая, что получая. Не знаю. У меня с собой не было платка, так что внутрь я не зашла.
Территория вокруг часовни - единственное ухоженное место на кладбище. В остальном это историческое интересное место заросло, неухожено, плачевно.
Вид на кладбище с противоположного берега - от "Острова Декабристов"
Как-то так, да
читать дальшеЦерковь красивая...
Мемориальная табличка
Гуляем...
65 кадров на ЯФ