Останки предков, мешающие строительству, уже не выкидывают на свалки, а хоронят с отпеванием
О том, что в старых городах под землей скрыты древние кладбища, теоретически знают все. Но тем не менее, если становится известно, что где-то строители наткнулись на человеческие кости, многие испытывают шок. А в некоторых газетах в связи с этим появляются статьи, авторы которых пишут о том, как аморально тревожить покой мертвых. Между тем если придерживаться этих принципов, строительство во многих городах пришлось бы навсегда прекратить. К тому же и сами древние не очень-то уважительно относились к кладбищам своих предков. И сейчас, надо сказать, отношение к старым захоронениям у властей предержащих намного более почтительное, чем несколько столетий назад.
К городам, которые буквально напичканы древними кладбищами, относится и Москва. Уже во времена Ивана Грозного в городе насчитывалось около 400 храмов, при каждом из которых были погосты, а в XVII веке их количество увеличилось до 950. Немало было и монастырей со своими захоронениями.
Самый крупный из некрополей, вскрытых за последние годы, находился на Манежной площади - там обнаружили более 600 захоронений. На этом месте когда-то стоял Моисеевский монастырь, который разрушили во времена Екатерины II: она приказала построить там казармы для солдат, охранявших Кремль. При этом останки похороненных на территории монастыря людей так и оставили в земле. На них натыкались и раньше, например, при строительстве метро и реконструкции улицы Горького.
А когда несколько лет назад на Манежной площади стали строить подземный торговый комплекс, все захоронения вскрыли и перезахоронили с отпеванием на христианском кладбище в Ракитках. Кстати сказать, по словам гендиректора столичного Центра археологических исследований Александра Векслера, теперь все останки, на которые натыкаются в ходе строительства, перезахораниваются. В федеральном законе об охране и использовании памятников истории и культуры древние кладбища отнесены к памятникам археологии.
Векслер говорит, что раньше к древним захоронениям относились гораздо менее почтительно, чем сейчас. Во все времена, кроме нашего, здания либо возводили на костях, либо, если делали подвалы, останки просто выкидывали вместе со строительным мусором, - говорит Александр Векслер. - А надгробия очень часто пускали в ход в качестве строительного материала. Почти в каждом храме в стены были заложены надгробные камни. Я очень много раз сталкивался с таким способом их использования.
Но если захоронения не мешают строительству, их не трогают, поэтому и поныне во многих уголках Москвы, особенно в ее центральной части, в земле остаются останки людей, живших раньше. Например, здание Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке было возведено в XVIII веке на месте, где раньше стояла церковь. А находящийся неподалеку дом, где будет размещаться галерея Ильи Глазунова, был построен на месте некрополя. Захоронения находятся и во дворе этого дома. Рядом с галереей Шилова, кстати, тоже находится старое захоронение. Была церковь с погостом и на площади около Киевского вокзала.
На вопрос о количестве чумных и холерных кладбищ Александр Векслер отвечает уклончиво: "Этот вопрос до конца не изучен. Прежде чем производить раскопки, мы в некоторых случаях запрашиваем санэпиднадзор, можно ли там копать или нельзя. И несколько раз нам не давали четкого ответа на этот вопрос."
Древние погосты могут рассказать о многом. По захоронению можно узнать, каково было население, какой антропологический тип был, можно восстановить облик этих людей, - говорит Александр Векслер. - О многом могут рассказать и надгробия, надписи на которых также изучаются. Встречаются в некрополях и уникальные предметы прикладного искусства - кресты, образки. Но они попадаются не очень часто, потому что по христианскому обряду людей можно было хоронить только с тленными вещами: кресты были деревянные и иногда даже кожаные. Поэтому мы не сталкиваемся с грабительскими раскопками - они характерны для Юга России, где есть захоронения с ювелирными украшениями. Впрочем, грабятся славянские курганы и в средней полосе России. Это происходит и в Подмосковье, где их трудно охранять, поскольку они находятся в лесах и на берегах рек.
Результаты исследований древних московских кладбищ археологи не засекречивают. В Музее археологии на Манежной площади они представили часть материалов, полученных при раскопках находившегося здесь некрополя. А в Третьяковском проезде оставили на небольшой площадке несколько древних надгробных плит, создав таким образом небольшой музей под открытым небом.
Сейчас в Москве создается археологический выставочный комплекс, где, в частности, будут представлены материалы из некрополя, вскрытого во время реконструкции старого Гостиного Двора - он появится рядом с Гостиным Двором. А неподалеку от церкви, находящейся на Ильинке, где не так давно обнаружили очень интересные захоронения, в конце года должен появиться лапидарий, в котором будут выставлены древние надгробия.
---
Глава из книги (И.К.Кондратьев; Седая старина Москвы)
В старину в Москве было в обычае погребать покойников при церквах и при монастырях, при которых обыкновенно и находились кладбища. Для умерших же насильственною или какой-либо несчастною смертью существовали убогие дома.
Петр Великий первый обратил внимание на вред этого обычая и указом от 10 октября 1723 года при многих церквах Москвы запретил погребение умерших. Впрочем, и ранее, при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, были подобные же указы, но только относительно Кремля. Невзирая на эти указы, умерших беспрепятственно продолжали погребать при церквах. Императрица Елизавета Петровна, находясь в 1748 году в Москве, новым указом от 2 июля того же года не велела погребать мертвые тела при церквах на пути от Кремля до ее дворца на Лузе (Головинского). Имевшиеся могилы около тех церквей велено сравнять с землей. Для погребения умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, государыня велела отвести вне Москвы кладбище и выстроить на кошт ее там церковь.
Московская духовная консистория от 2 августа того же 1748 года предписала приходскому духовенству по главным улицам от Кремля до дворца на Яузе, как-то: от Спасских ворот через Ильинку, Покровку и Басманную, от Никольских ворот через Никольскую улицу, по Мясницкой за Красные ворота и далее при церквах близ дворца отнюдь не погребать умерших; прежние могилы заровнять, а надгробные камни с могил употреблять в церковное строение по потребности. До времени устроения особого кладбища для погребения тел умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, указаны другие ближайшие церкви: Никольская в Дербени, у Харитона, Спаса в Пушкарях, Панкратия, Троицы на Листах, Николы в Драчах, Адриана и Наталии, Филиппа митрополита, Спаса в Спасской, у Знамения в Переяславской слободе. По отбытии государыни из Москвы Консистория вопреки указу стала разрешать погребение умерших при тех церквах, где запрещено. Но преосвященный Платон указом от 1 ноября 1755 года строго подтвердил, чтоб при церквах, где запрещено погребать, отнюдь не было погребаемо умерших.
Для устройства, по назначению государыни, кладбища в Москве составлен был комитет из особых лиц, а именно: игумена Сретенского монастыря Лаврентия, Спасского в Чигасах священника Ивана Иванова, старосты Троицкой, что в Троицкой, церкви Авксентия Филиппова и архитектора князя Ухтомского. Они для устройства кладбища осматривали места и избрали было Трифоновскую в Напрудной церковь; о чем преосвященный Платон представил и Св. Синоду; но Св. Синод нашел место при Трифоновской церкви для кладбища неудобным. Тогда для кладбища было избрано новое место: близ Марьиной рощи, где в 1744 году устроен был амбар для сохранения (а потом для погребения в Семик) мертвых тел, умерших насильственной смертью, и где не в далеком расстоянии находилось старинное немецкое кладбище1.
В 1750 году 1 июня Московская губернская канцелярия уведомила Консисторию, что на показанном месте деревянная церковь выстроена, куплены к ней колокола и некоторая утварь. Синодальная контора в новоустроенную церковь прислала Евангелие, крест напрестольный и кадило. Определены к церкви причт, староста церковный и три сторожа из военных. 21 декабря того же 1750 года церковь на кладбище соборянами Успенского собора освящена во имя св. Лазаря Четверодневного. На содержание причта и церкви жалованье отпускалось из Статс-конторы.
Таким образом, было устроено первое общественное кладбище в Москве, к которому москвичи относились не только с недоверием, но даже с озлоблением.
17 декабря 1770 года в Москве появилась чума. Каким образом эта ужасная гостья закралась в Москву — об этом имеются весьма разноречивые показания современников; но те же современники сходятся в одном: все они говорят, что Москва имела много элементов, чтобы дать чуме усилиться до ужасающих размеров. Между ними указывают и на то, что в Москве погребают умерших при церквах, иногда весьма небрежно, и потому вонь разлагающихся трупов много способствовала к распространению чумы. Явилась потребность в новых загородных кладбищах, и они были учреждены, причем строго было запрещено погребать умерших при церквах. Почти все они учреждены в 1771 году. Некоторые из них преимущественно для умерших от чумы, а еще позже, в 1830 году,— от холеры.
Скажем о них вкратце.
Лазаревское. Это, как мы уже говорили выше, первое кладбище. Первоначальная деревянная церковь существовала до 1800 года. Настоящая церковь, с приделами Св. праведника Лазаря и Евангелиста Луки, во имя Сошествия Св. Духа построена в 1787 году на средства титулярной советницы Долговой. В 1889 году все кладбище обнесено каменной стеной, что придало кладбищу благообразный, подобающий такому месту вид. Благодаря усердию местного священника о. Владимира Остроухова и старосты Владимира Васильевича Чичерина, церковь в последнее время много возобновлена внутри и снаружи.
Миюсское. Тут также сперва была построена (в 1771 году) деревянная церковь во имя Софии мученицы и трех ее дщерей: Веры, Надежды и Любови. В 1823 году иждивением московского 1-й гильдии купца Ивана Петровича Кожевникова вместо деревянной построена каменная. При ней находятся два придела: Св. Митрофания Воронежского и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приделы эти устроены иждивением гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой в 1834 году. Миюсским кладбище называется потому, что находится близ местности, где шесть Миюсских проездов и Миюсская площадь; последние же получили свое название от прозвища одного из сообщников бунтовщика Стеньки Разина, некоего Миюски, который в 1673 году был здесь публично казнен на площади. Несколько выше Миюсского кладбища, среди поля, находится старое холерное кладбище.
Миюсское кладбище находится на улице Сущевский вал, 21, и именуется Миусским (как и местность — Миусы). Церковь Софии мученицы и трех ее дочерей, св. мучениц Веры, Надежды и Любови, была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. Колокольня храма уничтожена, по сторонам сделаны уродливые пристройки. В 1990 году церковь возвращена верующим.
Пятницкое. Здесь церковь во имя Св. Троицы с приделами: Преподобного Сергия Радонежского и Мученицы Параскевы Пятницы, по имени коей кладбище и названо. На Пятницком кладбище погребено немало известных лиц: знаменитый генерал-губернатор Москвы в 1812 году граф Ф. В. Ростопчин, профессор Грановский, литератор Афанасьев, артист Щепкин и многие другие. Рядом с кладбищем, на северо-восток, находится старое холерное кладбище. Вместо ограды Пятницкое кладбище обнесено валом.
Пятницкое кладбище расположено у Крестовской заставы, его адрес — Дроболитейный проезд, 3. После октября 1917 года богослужения в храме Святой Троицы не прекращались. В 1916 году на кладбище построена церковь Симеона Персидского. В 1930-х годах она была закрыта и использовалась под склад. В 1979 году этот храм приписан к церкви Троицы. В 1990 году на втором этаже открыта часовня. В 1930-х годах многие старинные памятники, стоявшие на кладбище, были сняты или проданы для установки на новых захоронениях.
Дорогомиловское. За Дорогомиловской заставой. Древняя церковь во имя св. Елисаветы построена в 1772 году. В 1839 году построена церковь каменная, трехпрестольная, усердием добровольных дателей. В настоящей холодной церкви престол Нерукотворенного Спаса; в приделах теплых: во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и во имя преподобной Елисаветы. На этом кладбище, в общей могиле, погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. Над этой могилой ежегодно совершается поминовение.
Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне трасса Кутузовского проспекта) и Москвой-рекой. Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище закрыто, церковь св. Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому кладбищу Еврейское кладбище также было уничтожено.
Ваганьковское. За Пресненской заставой. Названо Ваганьковским по близлежащей местности Новое Ваганьково, о которой мы говорили ранее. Ваганьковское кладбище — одно из обширнейших кладбищ Москвы. На нем погребено много знаменитых лиц из мира военного, купеческого, артистического, литературного. Церковь во имя Воскресения Христова построена в 1824 году. При ней приделы: Феодора Сикеота, Николая чудотворца, Иоанна Милостивого, Мученицы Акилины. Вблизи Ваганьковского кладбища находится обнесенное каменной стеной кладбище Армянское с церковью и еще старое кладбище самоубийц.
Ваганьковское кладбище до 1917 года было одним из крупнейших московских кладбищ. Его современный адрес — улица Сергея Макеева, 15. В 1930-х годах многие старые захоронения были уничтожены, а памятники с них проданы. Начиная с послевоенных лет на Ваганьковском кладбище погребают деятелей культуры и искусства и оно все больше приобретает характер исторического некрополя общенационального значения. Служба в кладбищенской церкви Воскресения Христова после октября 1917 года не прерывалась. В 1916 году в одном из флигелей, стоящих у входа на кладбище, была открыта церковь Андрея Первозванного. В 1918 году этот храм был закрыт, а в 1989 году возобновлен.
С Ваганьковским кладбищем соседствует Армянское кладбище, на котором с конца XVIII века хоронили представителей армянской колонии в Москве. Кладбищенская церковь Воскресения Христова воздвигнута в 1815 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева на месте старого обветшавшего храма. В этой церкви погребены представители старинного армянского рода Лазаревых. В 1930-х годах церковь была закрыта, возвращена верующим в 1954 году. Ныне этот храм является духовным центром московской армянской общины, при нем — представительство Армянской Апостольской церкви.
Семеновское. За Семеновской заставой. До 1855 года на этом кладбище не было храма и самое кладбище было приписано к церкви Введения в Семеновском. В 1855 году иждивением московского купца Михаила Николаевича Мушникова с помощью других вкладчиков построена настоящая каменная церковь во имя Воскресения Христова, с приделами Всех святых и Св. князя Владимира, и с того времени кладбище сделалось самостоятельным. Освящение церкви совершено 17 июля 1855 года митрополитом Филаретом.
Семеновское кладбище располагалось на Измайловском шоссе, 2. Кладбищенская церковь Воскресения Христова была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов, ее здание до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение. Само кладбище было закрыто для захоронений, а к 1966 году полностью уничтожено, на его месте разбит парк.
Калитниковское. Калитниковское кладбищеЗа Покровской заставой. По преданию, местность эта называется Калитниковом потому, что земля, на которой расположено кладбище, жалована была великим князем Иваном Даниловичем Калитой бывшему прежде Крутицкому монастырю. Это весьма вероятно, потому что находящаяся поблизости деревня Грайвороново также называется «в Калитниках». Кладбище основано в 1771 году, и тогда же на нем построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Настоящий каменный храм с приделами Св. благоверного князя Александра Невского и Св. Николая чудотворца построен усердием вкладчиков в 1834 году. В прежнее время среди кладбища находился большой пруд; теперь он запущен и зарос.
Калитниковское кладбище располагается в Большом Калитниковском проезде, 11. После октября 1917 года на этом кладбище производились массовые расстрелы «контрреволюционных элементов»; богослужения в церкви Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» не прекращались. Кладбище остается действующим, хотя захоронения на нем ограничены.
Даниловское. За Серпуховской заставой. Названо по Даниловскому монастырю. Кладбищенская церковь во имя Сошествия Св. Духа построена московским купцом Семеном Логиновичем Лепешкиным с участием других жертвователей вместо деревянной в 1829 году. При ней приделы: Семи херсонских мучеников и Успения св. Анны. На месте старой церкви деревянная часовня. Вблизи Даниловского кладбища находится старое холерное кладбище и кладбище татарское.
Даниловское кладбище находится в Духовском переулке, 10. Богослужения в кладбищенской церкви Сошествия Святого Духа после октября 1917 года не прекращались. Соседняя с нею церковь святителя Николая, сооруженная в 1901— 1902 годах, используется как часовня. Захоронения на Даниловском кладбище ограничены, соседствовавшее с ним Мусульманское кладбище включено в состав Даниловского, как мусульманский участок.
Рогожское единоверческое. Находится в расстоянии одной версты за Рогожской заставой, при пересечении железных дорог Нижегородской и Курской. На пространстве нескольких десятин земли, обнесенной оградой, здесь стоят на равном расстоянии друг от друга три громадных молитвенных дома, или три часовни последователей поповщинского согласия.
Вот краткие сведения о возникновении этого знаменитого в старообрядческом мире кладбища.
При императрице Екатерине II старообрядцы-поповцы по случаю моровой язвы в 1771 году исходатайствовали себе дозволение устроить на указанном месте карантин и кладбище для своих единоверцев. Здесь последовательно, одна за другой, явились три упомянутые большие каменные часовни и несколько каменных и деревянных зданий. Таким образом и основалась большая община, сделавшаяся средоточием всей поповщины. В 1854 году, когда некоторые из членов этой общины пожелали иметь общение с господствующей церковью на правилах единоверия, то одна из часовен2, самая древняя, по их прошению, с высочайшего соизволения, обращена в единоверческую приходскую церковь с наименованием «при Рогожском богаделенном доме» и освящена во имя св. Николая чудотворца с приделом Св. равноапостольного князя Владимира. С этого, времени Рогожское кладбище стало все более и более усиливаться и процветать. Лет 25 тому назад в Москве были кроме кладбища две единоверческие церкви3 и только три моленные, а теперь моленных насчитывается 13, где раскольничьи попы служат открыто, ничем не стесняясь и никого не опасаясь. Также увеличилось число попов и диаконов. В 1866 году4 в Москве было пять попов и один диакон, так что тогдашний раскольнический епископ Антоний Шутов весьма часто должен был обходиться в служении без диакона; а теперь в Москве насчитывается 17 попов и 8 диаконов. Все это исключительно крестьяне, выходцы из Гуслиц — известного гнезда раскола, и по большей части люди или безграмотные, или полуграмотные, умеющие пользоваться обстоятельствами и напускающие на себя лицемерное целомудрие. На самом же Рогожском кладбище, при его огромных и величественных часовнях, попов и диаконов имеется целый штат.
Рогожское единоверческое кладбище, современный адрес — Рогожский поселок, 29. Кладбище являлось духовным центром старообрядцев-поповцев (то есть приемлющих священство). Стоящий на кладбище единоверческий храм Николая чудотворца полностью перестроен в 1863—1866 годах. В 1930-х годах его заняли старообрядцы-беспоповцы (то есть отвергающие священство), трапезная храма принадлежала православному Николаевскому приходу. В 1993 году беспоповцы выехали в храм Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице, 38 (сооружен в 1909—1910 годах, архитектор В. П. Десятое), и Никольская церковь полностью перешла к православным.
На территории кладбища расположены также старообрядческий кафедральный собор Покрова Божией Матери, сооруженный в 1790—1792 годах (архитектор М.Ф. Казаков), церковь Рождества Христова, выстроенная также Казаковым в 1809 году (в 1930-х гг. этот храм был закрыт и изувечен). В колокольне, построенной в 1906—1912 годах архитектором Ф.И. Горностаевым, помещается церковь Воскресения Христова (создана в 1912—1913 гг.), сооруженная в память распечатания в 1905 году алтарей в Рогожских старообрядческих церквах.
В 1933 году этот храм был закрыт, возобновлен в 1947 году.
Преображенское кладбище, именуемое Николаевским единоверческим монастырем. Кладбище это имеет свою длинную, занимательную и поучительную историю. Сделаем ее беглый очерк. В начале прошлого столетия проникли в Москву раскольники, называвшие себя федосианами, по первому начальнику своему, дьячку Феодосию Васильеву. Они отвергали в своих молениях молитву за здравие государей и не признавали браков. В Москве они жили тихо; но представился случай, и они подняли голову. В 1771 году, как уже говорено не раз, в Москве появилась чума. Бедствие это вызвало у федосеевцев желание основать в Москве монастырь. Дело требовало большой изворотливости, хитрости и, разумеется, пожертвований. Чтобы удобнее достигнуть своего намерения, федосеевцы прибегнули к светскому правительству и просили, под видом усердия и любви к ближним, дозволить им устроить карантинный дом с кладбищем, на построение которого от казны ничего не требовали, обещаясь все сделать на свой счет. Все это было дозволено, и отведена была земля в селе Преображенском, при речке Хапиловке, которая и стала им служить Иорданом во время крещения и перекрещивания в свою секту. В самое короткое время был построен огромный дом со всеми службами, под видом вспомоществования бедным и осиротелым от мора, объявив, что «таким-де лучше жить у нас, нежели в казенных карантинных домах». Но в действительности это была не более, как одна лишь приманка. Народ, узнав об этом, набежал из Москвы, спасаясь от чумы, в великом множестве в новую обитель, так что даже все сараи, чуланы и шалаши едва могли вмещать в себя больных; многие валялись на кладбище, на холоду. Строения кладбищенские для новоприходящих росли, как говорится, не по дням, а по часам. Осиротелые разного звания москвичи, оставляя свои дома, прибегали в обитель толпами, принося с собой деньги и имущество, которые вместе с жизнью вручали лжеучителям. Для перекрещивания были поставлены всюду купели, кадки и чаны, и всех крестили без различия. Иных в воду погружали насильно, и только Богу одному известно, сколько таких новокрещенцев вынуто из воды Хапиловского пруда и чанов без дыхания. Таким образом, федосеевцы, под именем кладбища, основали в Москве свой монастырь, который по окончании моровой язвы устроился и расположился по своему вкусу. Всему этому делу главным руководителем был богатый подрядчик Илья Алексеев Ковылин, человек умный и решительный. Так как для нового монастыря недоставало устава, то он добыл его из других раскольничьих скитов. Недоставало старинных образов — он и тут нашелся. Ковылин жил на Неглинке, близ Кузнецкого моста, в приходе церкви Анастасии Узорешительницы5, в которую хоть и никогда молиться не хаживал, но знал, что церковь эта, при благолепии своем, от старинных строителей снабжена прекрасными дорогими большими древними местными иконами, подобными тем, какие находятся в московском Успенском соборе. Ковылин познакомился со священником упомянутой церкви Федором Ивановым, приласкал причетников и предложил им, что ежели они отдадут из церкви старые иконы, то он даст им денег, а иконы заменит точно такими же, но лишь нового письма. Священник, по бедности прихода6, польстился на предложение, взял деньги, отдал иконы и на их место поставил новые. Скоро это было открыто. Священник в своем поступке сознался и был лишен священства. Ковылин куда-то скрылся. Дело в Сенате было решено тем, что продавец законно наказан, покупщик не отыскан, а иконы, по доказательствам федосеевцев, во время какого-то небывалого пожара сгорели, но в действительности очутились в Преображенском опять на своем месте невредимыми. В народе же федосеевцами был пущен слух, что будто бы иконы эти из Успенского собора, которые стоят в нижнем ряду, и куплены будто бы тогда, когда в соборе была возобновляема стенная живопись и он находился в то время без икон. Многих это смутило; многие, из простого народа особенно, верят этой выдумке и по настоящее время.
С этого времени кладбище начало забирать силу все более и более, обстраивая и улучшая его с каждым годом, причем росло его и нравственное значение, но вместе с тем росли и раздоры заправил. Последнее происходило из-за тех миллионов рублей, которые хранились в сундуках кладбища и на которые каждый из заправил таращил свои завидущие глаза. Не упускало из виду кладбища и правительство: там неоднократно бывали обыски, и противозаконные поступки наказывались ссылкой заправил и прочими административными мерами. В пятидесятых годах федосеевцы присмирели, и в 1854 году на кладбище учрежден был единоверческий приход под именем Никольской единоверческой церкви, что при Преображенском богаделенном доме. Монастырь же здесь открыт, с высочайшего разрешения, 16 мая 1866 года. Поводом к открытию монастыря послужили присоедийившиеся в 1865 году из раскола в единоверие бывшие члены так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства: три епископа(Онуфрий, Пафнутий и Сергий), один иеромонах (Иоасаф), один архидиакон (Филарет), два иеродиакона (Мельхиседек и Феодосии) и другие, последовавшие вслед за ними из монашествующих лиц. Монастырь, с высочайшего соизволения, наименован Николаевским в память посвещения монастыря в Бозе почившим цесаревичем Николаем Александровичем. Если обратимся несколько назад, то увидим, что федосеевцы заявили себя в Москве с весьма непохвальной стороны. Из ворот Преображенского кладбища в 1812 году вышла процессия для торжественной встречи Наполеона. Враг России был принят хлебом-солью, золотыми блюдами, насыпанными золотом, и быками с вызолоченными рогами. Наполеон поставил им для охраны своих жандармов, вследствие чего святыня федосеевцев осталась цела и невредима. Говорят, что амбар, находящийся близ теплой церкви у каменной стены, построен из медоварни Петра Великого. Тут же находится женский старообрядческий (беспоповский) монастырь, именуемый Преображенской богадельней. В стенах богадельни замечательны ворота: они взяты из бывшего Измайловского дворца Алексея Михайловича. Монастырь-богадельня делится на шесть каменных зданий и при них шесть молелен. Богадельня устроена на 440 кроватей. Между монастырями общее кладбище с красивой часовней, принадлежащей беспоповцам. Высокие каменные стены обоих монастырей с башнями походят на крепость. Оба монастыря окружает знаменитый в истории раскола Хапиловский пруд, бывший Иорданом перекрещивающихся в «древнеправославную» веру на правилах федосеевцев. В храмах и часовнях обоих монастырей находится громадное собрание знаменитых древних икон Строгановской школы XVI и XVII столетий, ценимых на вес золота. Нерукотворенный Спас А. Рублева, по мнению беспоповцев, не имеет цены в мире. В библиотеках, изобилующих старопечатными книгами XVII столетия, хранятся и рукописи XVI столетия, несколько — в единственно сохранившихся экземплярах, перешедших сюда от прихожан в разное время. При Николаевском единоверческом монастыре живут известные начетчики, подвизающиеся в пользу господствующей церкви. Основатель Преображенского кладбища И. А. Ковылин родился в 1731 году, умер в 1809 году.
Преображенское кладбище расположено на улице Преображенский вал, 17а. Состоявший при кладбище Никольский единоверческий монастырь после октября 1917 года был закрыт, в 1930-х годах с целью расширения территории кладбища были уничтожены монастырские стены и башни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была поделена между православными, которые занимают трапезную, и старообрядцами, которым принадлежит собственно храм. Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня искажена перестройками и занята учреждениями. В ансамбль монастыря входят также бывший братский корпус, построенный в 1801 году, надвратный корпус, возведенный в 1801—1806 годах, колокольня, воздвигнутая в 1876—1879 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева. На территории кладбища — действующая старообрядческая соборная церковь Воздвижения Креста Господня, а также корпуса Преображенской старообрядческой общины, построенные в начале XIX века.
Немецкое кладбище. Находится на Введенских горах. Одно из красивейших и богатейших кладбищ в Москве. Основано в конце прошлого столетия.
Немецкое кладбище известно также как Введенское, или Введенские Горы, расположено на Наличной улице, 1. На территории некрополя — лютеранская часовня, сооруженная в 1911 году (после октября 1917 года она была закрыта, возобновлена в 1995 году), а также православная часовня, открытая в 1990 году. В 1960-х годах территория кладбища значительно расширена, сооружен колумбарий.
1 Остатки этого кладбища в виде нескольких надгробных камней видны в Марьиной роще и доселе. Между прочими тут был похоронен и пастор Глюк, наставник Екатерины.
2 Построенная в 1776 году.
3 Находятся близ Салтыковского через Яузу моста: Св. Троицы, построенная в 1819 году, и Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1825 году.
4 По словам «Братского слова» за январь 1892 года.
5 Церковь находилась на месте нынешней Театральной площади, носившей тогда название Житной площадки. Она была построена Анастасиею, женою Грозного, и разобрана в 1793 году.
6 Как видно из Окладной книги за 1772-й год, в приходе было всего три двора.
---
историческая памяткаМосковский некрополь существует столько, сколько сама Первопрестольная. В старину центром жизни любого небольшого общества была приходская церковь. Человек с рождения до смерти был с ней связан - здесь крестили новорождённых, венчались, отпевали покойников. Около храма хоронили родных и близких. Могилы знатных и богатых прихожан и, конечно, священников находились ближе к стенам храма. Посещая церковь, люди приходили на могилы, поминали усопших. Кладбища при таких церквах были небольшие, ухоженные. Более 200 церквей насчитывалось в древней Москве, столько же было и кладбищ. Даже в сердце столицы - в Кремле - около каждой церкви находилось своё кладбище. Кроме приходских кладбищ были привилегированные монастырские, где издавна хоронили членов семей московской знати. Места здесь стоили дорого, и простой московский обыватель не мог себе позволить такой роскоши.
МОНАСТЫРСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
Установить все места захоронений москвичей практически невозможно - частые пожары, вражеские набеги уничтожали церкви и кладбища. Они возникали вновь и вновь и снова исчезали с лица земли. Монастырям, окружённым мощными каменными стенами, чаще всего удавалось устоять, поэтому древнейшие захоронения можно найти именно здесь. На кладбище Спасо-Андроникова монастыря, основанного в 1357 г., было много известных могил. Вероятнее всего, именно здесь похоронили скончавшегося около 1430 г. великого русского иконописца Андрея Рублёва. Через 300 лет в монастыре появилась могила отца русского театра Фёдора Григорьевича Волкова. Здесь же расположена усыпальница многочисленного рода Лопухиных, из которого вышла царица Евдокия - первая жена Петра I. В 1919 г. из монастыря сделали тюрьму для политзаключённых, а потом отдали под посёлок для рабочих завода "Серп и Молот". В 1930 г. монастырское кладбище было полностью уничтожено.
Древний Новоспасский монастырь всегда пользовался покровительством царей из дома Романовых, издавна в храме монастыря находилась родовая усыпальница "пресветлых царских родителей". К концу XVII в. под церковью было захоронено 70 гробов с телами Романовых.
Донской монастырь, основанный в 1591 г., занимает особое место в Московском некрополе. На кладбище, которое считалось одним из самых аристократических, хоронили московских вельмож и видных государственных мужей. Такого множества известных имён прошлого, такого обилия великолепных надгробий не было ни на одном московском кладбище. Семейство князей Голицыных построило здесь храм Святого Михаила Архангела, превратив его в свою родовую усыпальницу.
Донское кладбище стало своеобразным музеем надгробной скульптуры конца XVIII - начала XX в. Многие надгробия выполнены известными русскими и иностранными скульпторами - И. П. Витали, В. И. Демут-Малиновским, Ж. А. Гудоном и др. Особое место занимает надгробие известнейшего московского богача, филантропа, чудака и самодура Прокофия Акинфиевича Демидова. И после смерти он остался верен себе - в его надгробии смешаны все известные стили: и классицизм, и барокко, и рококо. В советское время сюда свозили старинные надгробия с уничтоженных кладбищ, так что Донское кладбище стало некрополем могильных памятников. У монастырской стены поместили и фрагменты мраморных горельефов со взорванного храма Христа Спасителя.
НА БЕРЕГУ МОСКВЫ-РЕКИ
Новодевичий монастырь и некрополь возникли в 1524 г. Среди монахинь этой богатой обители было много женщин из знатнейших боярских и княжеских родов, сюда уходили на покой дочери и жёны государей московскихЗахоронения в монастыре производились и в самих храмах, и на его территории. Этот некрополь считался особо привилегированным. Плата за погребение и поминание была так же высока, как в Троице-Сергиевой лавре. За место упокоения в Новодевичьем монастыре необходимо было вносить большие и разнообразные вклады - деньги, произведения искусства, земли. Здесь были погребены приближённые царей - бояре Захарьины-Юрьевы; родственницы Ивана Грозного - вдовы его брата и сына; семья боярина Б. М. Хитрово - основателя города Симбирска и оружничего царя Алексея Михайловича; правительница при малолетних царях Петре и Иване Софья Алексеевна; Евдокия Лопухина. Здесь же находятся родовые могилы князей Шуйских, Трубецких, Кропоткиных и многих-многих других.Желающих быть похороненными на этом монастырском кладбище было так много, а монастырю это было так выгодно, что большая часть его территории вскоре оказалась занята под захоронения.В начале XX в. московские власти разрешили увеличить территорию кладбища за счёт близлежащих пустошей. Так возникло Новодевичье кладбище, которое сегодня стало одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы. Позже с уничтоженных кладбищ здесь перезахоронили останки некоторых выдающихся людей. Например, сюда перенесли прах писателя Н. В. 1Ъголя, а также художника И. И. Левитана - "Тургенева русской живописи".
В 1949 г. рядом со старым кладбищем возникло Новое, которое стало пантеоном военачальников, государственных и партийных мужей деятелей официальной науки и культуры Советского Союза. Теперь оно самый значительный и "чиновный" некрополь столицы. Быть на нём похороненным стало своеобразной оценкой заслуг человека; после Кремлёвской стены Новодевичье стало самым почётным местом захоронения. Невозможно перечислить всех министров и членов Центрального комитета партии, маршалов и генералов, лауреатов Сталинской и Ленинской премий, чьи имена можно сегодня прочесть на могильных плитах. Богатые надгробия для советской "знати" выполняли известные зодчие М. К. Аникушин, С. Т. Конёнков, В. И. Мухина. На могиле единственного умершего и похороненного не на Красной площади генерального секретаря ЦК КПСС - Н. С. Хрущёва -скульптура Эрнста Неизвестного. Кладбище стало своеобразным музеем художественных надгробий под открытым небом. Но посетить его может не каждый - вход в некрополь разрешён только родственникам погребённых да платным экскурсиям.
Кладбищам Донского и Новодевичьего монастырей повезло: в советское время здесь были открыты музеи. Многие другие монастырские кладбища уничтожены, на их месте разбиты парки, построены кинотеатры, жилые дома.
"ВОТ СВЯТИЛИЩЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ!"
К числу "первейших московских достопамятностей" историк Н. М. Карамзин отнёс "гробы древних московских святителей, митрополитов и патриархов" в Успенском соборе Московского Кремля и захоронения государей в Архангельском соборе - "вот святилище истории российской!".
При Иване Калите (1325-1340 гг.) Москва стала резиденцией не только князей московских, но и русских митрополитов. Из Владимира сюда переехала митрополичья резиденция. С этого времени усыпальницей митрополитов Московских и великих князей, а затем и царей стали кремлёвские соборы.
Самая древняя гробница в Архангельском соборе принадлежит собирателю земель русских Ивану Калите. Почти всех великих князей, а затем и царей до Петра I погребали здесь. После короткого перерыва в соборе был погребён внук Петра Великого император Пётр II - последний прямой потомок царя Михаила Фёдоровича Романова по мужской линии, умерший в 1730 г. в Москве. Всех последующих представителей царствующего дома хоронили уже в Петербурге. Всего в соборе 54 захоронения. Архангельский собор всегда считался самым почитаемым в Кремле. Князья и цари, вступая на престол или отправляясь в поход, приходили сюда поклониться праху своих предков...
Захоронения в Архангельском и Успенском соборах Кремля, в Донском и Новодевичьем монастырях - самые древние из сохранившихся до наших дней на территории российской столицы.
Новая страница в истории Московского некрополя связана с именем Петра I, который запретил хоронить в Москве при церквах и только знатных особ разрешил погребать в черте города, но ни в коем случае не в Кремле. Однако жизнь людей была настолько тесно связана с приходскими церквами, что этот указ обходили почти ежедневно. Когда "дщерь Петра" - весёлая императрица Елизавета, не любившая траурных процессий, - жила в Москве, она вновь попыталась запретить хоронить в городе. Но с её отъездом в Петербург указ как-то сам собой забылся.
Первое городское кладбище, основанное за чертой города, -Лазаревское. Оно возникло в 1750 г. в Марьиной роще. Епархиальное начальство Москвы запретило священникам столицы участвовать в погребениях, которые совершались бы на Лазаревском кладбище. Это привело к значительному сокращению приходских погостов. В 1771 г. в Москве свирепствовала чума, уносившая каждый день сотни жизней. Мест на Лазаревском кладбище не хватало, и тогда власти отвели места для погребения умерших от чумы и других болезней за городом. Так возникло шесть общегородских московских кладбищ - Ваганьковское, Дорогомиловское, Калитниковское, Пят-ницкое, Даниловское и Миусское. Указ окончательно постановил: "В Москве и других городах мёртвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри городов не погребать". Тогда же открылось и два старообрядческих кладбища - Преображенское и Рогожское; в Москве была очень крупная община староверов. Знатных же и богатых господ разрешалось хоронить в монастырях, причём только за земляными валами: так стали развиваться некрополи Новодевичьего, Донского и других монастырей, вошедшие позже в черту города.
Наряду с православными кладбищами возникли иноверческие. На Введенских горах - Введенское немецкое кладбище для погребения иноверцев-христиан. Оно разительно отличалось от православных кладбищ чистотой и благоустроенностью, а подавляющее большинство памятников простотой и скромностью. Здесь хоронили иностранных коммерсантов, чьи имена пестрели на вывесках Кузнецкого Моста, Мясницкой...
"КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД"
Каждое московское кладбище имело свои "полномочия". Калитниковское возникло на глухой и отдалённой когда-то окраине Москвы, на болоте. Окрестности населяли рабочие, мелкие торговцы да ремесленники. Поэтому на могильных плитах этого кладбища не было громких имён; оно походило скорее на захолустное, провинциальное. Эпитафии на кладбище напоминали частушки:
Спи, друг ты мой,
Тебе вечный покой,
Супруг ты мой прелестный,
Я расстаюсь с тобой,
День пришёл судьбы такой,
Слез и горести моей
Не забуду, друг мой милый,
До могилы до своей
Я воздвигла камень сей
К чести памяти твоей.
Особенности Даниловского кладбища объясняются тем, что оно близко примыкало к купеческому Замоскворечью. Здесь много могил купцов, в том числе известных и богатых. Например, двух братьев - Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, основавших знаменитую картинную галерею. Затем часть купечества вымерла, часть покинула замоскворецкие особняки, а могилы заросли бурьяном. Сейчас старое кладбище перепланировано и значительная его площадь заасфальтирована.По берегу Москвы-реки узкой полосой протянулось Дорогомиловское кладбище - одно из старейших в Москве. Рядом, за забором, находилось еврейское. После Второй мировой войны оба кладбища были уничтожены, а на этом месте Управление делами ЦК КПСС построило жилые многоэтажные дома, где получили квартиры руководители страны. В одном из таких домов "на костях" жил генеральный секретарь коммунистической партии Л. И. Брежнев.
Достопримечательностью Дорогомиловского кладбища, которое располагалось недалеко от Поклонной горы, была братская могила воинов, погибших в 1812 г. Надпись на высокой кирпичной пирамиде, обшитой железом и увенчанной золотой главой, сообщала: "Сей памятник воздвигнут над общею могилою трёхсот воинов-страдальцев и раненных в Бородинской битве и умерших на пути в Москву. 1812". Прах воинов при ликвидации кладбища был перезахоронен в братской могиле на Ваганьковском кладбище, но памятник не сохранился.
Самое большое и наиболее посещаемое как раньше, так и сейчас - Ваганьковское кладбище. Оно издавна было знаменито по всей Москве:
Тут на воскресные дни православный
народ наш московский Любит к усопшим родным, как к живым, приходить на свиданье. Семьи нарядных гостей сидят вкруг
каждой могилы, Ходят меж камней простых и,
прочтя знакомое имя, Вспомнят, вздохнут, поклонясь,
и промолвят: "Вечная память!".
Михаил Дмитриев.
"Ваганьковское кладбище"
Возникло Ваганьковское кладбище близ Нового Ваганькова, на месте бывшего царского псарного двора. Кладбище получило название по селу, возле которого находилось. Популярность Ваганьковского кладбища определяло прежде всего его "население". Здесь нашли упокоение не только жители ближайшей округи, но и артисты, литераторы, профессора, художники. Объяснение тому простое: недалеко - Университет на Моховой, а также Поварская и Никитская улицы, где селилась творческая элита Москвы.Не случайно именно на Ваганьковском кладбище похоронен Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929) - врач и фабрикант, знаменитый тем, что тратил все деньги на создание коллекции по истории русского театра. Там же и могила поэта Сергея Есенина.
Мы теперь уходим помаленьку
В ту страну, где тишь и благодать.
Трудно себе представить, что эти слова написал молодой человек, которому не исполнилось и 30 лет. За год до своей смерти Есенин похоронил на Ваганькове друга - поэта А. В. Ширяева-Абрамова. Тогда Есенин наказал родным и близким: где бы он ни умер, похоронить его здесь - на Ваганькове. Так и вышло: на следующий год состоялись похороны великого поэта. Памятник - беломраморная фигура Сергея Есенина - поставлен к 90-летию со дня его рождения. Вокруг - могилы друзей и родных. До сих пор круглый год здесь собираются почитатели таланта Есенина, читают его стихи...На кладбище похоронены также художники А. К. Саврасов, В. И. Суриков, В. А. Тропинин, композитор П. П. Була-хов ("Гори, гори моя звезда"), врач-педиатр Н. Ф. Филатов, всемирно известные учёный-биолог К. А. Тимирязев и палеонтолог В. О. Ковалевский. "Люди эти живут, хотя и погребены. Так и хочется, чтобы на их могилах стояла одна только дата - дата рождения, а чёрточка соединяла бы эту дату просто со временем, просто с миром", - писал В. А. Солоухин.В конце XX в. Ваганьково - привилегированное кладбище, второе после Новодевичьего. Первичные захоронения запрещены (как почти на всех московских кладбищах); только по разрешению властей здесь хоронят лиц, имеющих особые заслуги перед народом, тех, кто пользуется всеобщей любовью и признанием. Так уж повелось, что это, как правило, представители творческой интеллигенции. Здесь нашли вечный приют Владимир Высоцкий и Игорь Тальков, Олег Даль и Андрей Миронов. Среди похороненных - известные в прошлом спортсмены: братья Знаменские, неоднократная чемпионка мира по танцам на льду Людмила Пахомова, легендарный вратарь Лев Яшин.На Ваганьковском кладбище простые кресты и доски ранее погребённых чередуются с роскошными надгробиями нынешних знаменитостей, выполненными престижными скульпторами и архитекторами. В последнее время, когда многое стали решать деньги, на Ваганьковском появилось большое число могил, украшенных помпезными, но безвкусными мраморными надгробиями, которые принадлежат криминальным авторитетам и просто богачам. На центральной аллее часто играет трубач, и скорбные звуки "Белой акации" встречают приходящих на кладбище.Печальным погостом Москвы явилось Московское городское братское кладбище. Это воинский некрополь, в котором нашли последнее пристанище 17,5 тыс. русских воинов, забытых героев Первой мировой войны. Здесь были похоронены генералы, офицеры, солдаты, военные врачи, сестры и братья милосердия. Кладбище было заложено 15 февраля 1915 г. великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, здесь же возвели храм Преображения Господня - всероссийский памятник великой войне.В ноябре 1917 г. в братской могиле были погребены "русские мальчики" - юнкера, погибшие в Кремле в боях с большевиками. Позже на этом кладбище хоронили многочисленных жертв "красного террора". Все они были "врагами народа" , и память о них нужно было стереть. Церковь в 30-х гг. советские власти взорвали, кладбище сровняли с землёй. Вячеслав Иванов писал:
.На родное пепелище
Любить и плакать не приду:
Могил я милых не найду
На перепаханном кладбище.
Затем это место было застроено жилыми домами Песчаных улиц, а в конце 50-х гг. появился кинотеатр "Ленинград".Трагической страницей в истории Московского некрополя являются массовые захоронения расстрелянных в период культа личности. Их даже не хоронили, просто сбрасывали тела в ямы и засыпали землёй - на территории Ваганьковского кладбища, в Южном Бутове (по данным архива, там покоятся останки 25-26 тыс. человек) и во многих других местах. А когда открылся Донской крематорий, останки стали сжигать. В наше время установлены памятные знаки жертвам репрессий там, где эти злодеяния происходили.
Москва - быстро растущий город, в нём проживает уже почти 9 млн человек. Век же человека короткий. Растёт население, растёт число умерших, растут и кладбища. В черте города расположено более 50 кладбищ, но все они закрыты для новых захоронений. У коренных москвичей на старых кладбищах похоронены родственники; там находит упокоение и прах членов их семей. Даже те некрополи, которые возникли в Москве уже в советское время, например Востряковское и Долгопрудненское кладбища, уже закрыты. Сейчас для погребения москвичей открыты кладбища в Московской области, далеко за Московской кольцевой автомобильной дорогой.
---
Журнал «Деньги» № 38(594) от 25.09.2006
Любой древний город стоит в прямом смысле на костях. Расширяясь, мегаполис "наступает" на места захоронений, и многие из них уничтожаются, становятся площадками для строительства. Особенность Москвы в том, что здесь совсем недавно по историческим меркам прошли две волны сноса кладбищ: в 20-30-е годы, в период становления атеистической идеологии, и в 50-60-е, когда развернулось массовое строительство. Многие кварталы сталинской застройки и спальные районы оказались на территории бывших кладбищ.
статьяПолитбюро на костях
Кутузовский проспект — символ "сталинского" архитектурного стиля — был в 30-е годы одной из первых территорий массовой застройки. Хотя кранов и прочей техники практически не было, а кирпичи поднимали в деревянных ящиках, укрепленных на спине, так называемые "козоносы", стройка шла быстро, снося на своем пути частные владения, бараки, мастерские и... кладбища.
"На пути Кутузовского проспекта оказались два кладбища — православное Дорогомиловское и Еврейское,— рассказывает научный сотрудник музея архитектуры им. А. В. Щусева Анатолий Лазарев.— Они находились по соседству, разделенные деревянным забором. На территории первого был построен дом 26 по Кутузовскому проспекту, тот самый, в котором жили Брежнев, Андропов и другие руководители КПСС. Владения соседнего дома 30 расположены на месте Еврейского кладбища (дом 28 — это школа, она находится в глубине квартала). Насколько мне известно, захоронения были перемещены на другие кладбища, но не все, часть из них так и осталась в зоне застройки".
О том, что захоронения в месте обитания партийных вождей остались до наших дней, стало известно, когда началось новое строительство в районе набережной Тараса Шевченко. "Мы выезжали в этот район, когда поступил сигнал, что строители наткнулись на могильные плиты,— рассказал нам лидер московских диггеров Вадим Михайлов.— Мы видели эти плиты своими глазами, среди них были некоторые с надписями на иврите. Не знаю, куда они делись потом. Говорят, некоторые оказались на дачах у строителей".
Традиция двух веков
Справедливости ради надо отметить, что уничтожать кладбища в Москве начали не при большевиках, а почти за 200 лет до них. В 1748 году императрица Елизавета гостила в Москве, и ей очень не понравилось то, что по дороге из Кремля в Лефортовский дворец ей приходится проезжать мимо многочисленных погостов. В результате она повелела их уничтожить, причем не церемонясь с уже имеющимися захоронениями. Ее указ от 2 июля 1748 года предписывает "старые могилы все заровнять и склепы незасыпанные землею засыпать, а впредь тех приходов обывателям мертвых своих погребать в поле, и для этого отвесть удобные места за Мещанской слободою...". По указу Елизаветы было уничтожено не менее 17 кладбищ. А "удобное" место было найдено в Марьиной роще, где и появилось в том же году первое в Москве общественное кладбище — Лазаревское. Интересно, что другой российский самодержец — Павел I — в свое время приказал уничтожить старообрядческое Преображенское кладбище. Но исполнение откладывалось, поскольку московским чиновникам в качестве взятки был преподнесен большой пирог, начиненный червонцами. Вскоре Павел I был убит, а кладбище просуществовало до наших дней.
Учрежденное Елизаветой Лазаревское кладбище было снесено в 30-е годы прошлого века, на его месте теперь находится детский парк. "Тогда же было снесено кладбище Алексеевского монастыря (сейчас на этом месте владения домов 5 по Красносельскому переулку и 17 по Верхней Красносельской улице)",— рассказывает Анатолий Лазарев.
Одна из самых страшных находок, связанных с уничтожением захоронений в сталинские годы, была сделана уже в наши дни. Рассказывает Вадим Михайлов: "В 1991 году во время реконструкции дома 8 по Волхонке в подвале было обнаружено массовое захоронение. Точнее, это был какой-то склад человеческих останков. Строители раскопали подвал на глубину до трех метров. На нижнем уровне были древние могилы с плитами, а выше свалены останки, явно перемещенные сюда в более позднее время. Мы предположили, что в этот подвал перенесли захоронения из храма Христа Спасителя, после того как он был уничтожен. По нашим прикидкам, там было более 3 тыс. скелетов. Затем их куда-то вывезли в деревянных ящиках".
Жильем поросло
В конце 50-х, в период массового строительства, в Москве также было уничтожено большое количество кладбищ. "В это время перестали существовать Армянское кладбище в Грузинах, на его месте построен жилой дом (Большая Грузинская, дом 20),— говорит Анатолий Лазарев.— Уничтожены погост Скорбященского монастыря (владения дома 58 по Новослободской улице), два Семеновских кладбища — гражданское и военное (между улицами Измайловский вал, Семеновской и Щербаковской). Снесено Братское военное кладбище на Новопесчаной улице, открытое в годы первой мировой войны, сейчас на его месте кинотеатр 'Ленинград'". Последний факт, возможно, послужил основанием для слухов о том, что дон-строевский "Триумф-Палас" построен на месте бывшего захоронения, хотя на самом деле он находится в стороне в нескольких сотнях метров.
Если не все, то по крайней мере некоторые кладбища в хрущевскую эпоху уничтожались не таким варварским способом, как двумя десятилетиями ранее. Вот что рассказала нам Зинаида Никанорова, которая в конце 50-х работала помощником главного санитарного врача Ленинградского района: "Я принимала непосредственное участие в ликвидации Братского кладбища на Новопесчаной улице. Все проходило очень организованно. Если у похороненных были родственники, они извещались заранее, все гробы перед перевозкой устанавливались в цинковые ящики, перекладывались мхом. Затем обязательно производилась дезинфекция почвы, все это проверялось. Без моей визы как представителя СЭС не имели права закопать ни одну могилу".
Массовое строительство в периферийных районах Москвы, на месте бывших сел, также сопровождалось сносом погостов. Перечислить все, конечно, невозможно, но определить их местонахождение достаточно просто. Кладбища существовали при всех без исключения храмах. Соответственно, дома на месте уничтоженных церквей стоят в прямом смысле на костях.
В настоящее время ликвидация кладбищ в Москве запрещена законодательно — об этом нам официально заявили в ГУП "Ритуал". Правда, это относится только к действующим кладбищам. На старые захоронения, не имеющие "официального" статуса, охранная грамота не распространяется. Вадим Михайлов рассказывает: "Во время перекладки коммуникаций на Старопименовском переулке, в ста метрах от отеля 'Марриотт', были найдены древние захоронения — здесь когда-то были поселения вратников и погост. Насколько я знаю, они были просто уничтожены".
Вряд ли можно говорить, что проживание на месте старых кладбищ (снесенных более полувека тому назад) может нести в себе какую-либо опасность здоровью. "Теоретически могут представлять некоторую опасность моровые захоронения, если на их месте были построены дома без вывоза почвы,— говорит научный сотрудник биологического факультета МГУ Павел Иванов.— Но в течение нескольких десятков лет в земле могут прожить только споры сибирской язвы, да и то при самых благоприятных условиях. Вибрионы холеры или чумы нестойки, они не могут представлять опасности. Если же захоронению более ста лет, о каком-либо влиянии в медицинском плане вряд ли можно говорить".
Другое дело психологический фактор. Опрошенные нами риэлтеры (см. вынос) единогласно утверждают, что соседство с действующими кладбищами — негативный фактор при продаже жилой недвижимости. Местонахождение жилого дома "на костях" также может быть фактором, заставляющим снижать цену.
Кстати, в Москве есть один район, жители которого могут быть уверены, что захоронений под их домами нет. Это Марьинский парк — новый район, построенный на бывших полях аэрации. Сюда свозили отходы жизнедеятельности города более ста лет, соответственно, никаких поселений, приходов и погостов здесь быть просто не могло.А. Вознесенский
Риэлторская оценка
заметка специалистов"Близость кладбища снижает цену на 10% и более"
Эраст Жиряков, руководитель строительных проектов "МИАН-Девелопмента":
С точки зрения маркетинга наличие рядом с местом проживания кладбища может быть расценено только отрицательно. И здесь нет разницы, новое это кладбище или старое и известное. Единственным исключением я мог бы назвать погост рядом с Новодевичьим монастырем, который уже может рассматриваться не как место захоронения, а как историческая достопримечательность.
Алексей Гущин, специалист агентства недвижимости "Домострой":
При реализации квартир вид на кладбище всегда является "отягчающим обстоятельством" и автоматически переводит дом в категорию жилья с неудачным месторасположением. Однако если это известное, "историческое" кладбище в центре Москвы (например, Ваганьковское), то на цену реализуемых квартир это не повлияет. В центре Москвы видовые характеристики — будь то кладбище или глухая стена соседнего дома — практически не влияют на ликвидность жилья. И совсем другая ситуация складывается, если речь идет о доме на окраине Москвы. В этом случае можно ожидать снижения цены на 10-15%. Если кладбища в непосредственной близости от дома нет, то покупатели и не интересуются, было ли оно здесь когда-нибудь.
Алексей Шленов, директор департамента вторичной недвижимости компании "МИЭЛЬ-Недвижимость":
Такие квартиры имеют свои понижающие коэффициенты. Приходиться опускать цену более чем на 10 процентов, для того чтобы привлечь покупателя. Надо заметить, что и кладбища бывают разные. Скажем, соседство с Ваганьковским снизит цену процентов на пять. Однажды покупатель внес задаток за квартиру, которая находилась в 500 метрах от Богородского кладбища. После того как он узнал о таком "соседстве", немедленно потребовал расторжения договора. Причем кладбища не было видно из окон, его не было в пешеходной зоне от метро до дома, оно находилось вообще вне зоны расположения дома. Просто человек посмотрел на карту, и сам факт такой близости заставил его отказаться от приобретения.
Елена Розанова, руководитель департамента рекламы и связей с общественностью Blackwood:
При реализации квартир в домах, находящихся в непосредственной близости к кладбищам спальных районов (таких порядка 50), риэлтеры действительно сталкиваются с проблемой. В большей степени речь идет об эмоциональном восприятии покупателей, чем о реальных характеристиках квартиры. Особенно это касается квартир, расположенных на высоких этажах и имеющих вид на кладбище. Однако это характерно лишь для первой и второй линий домов, дома, расположенные далее, уже не испытывают проблем с реализацией.