Оссуарий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — костница.Существовали или существуют у зороастрийцев, иудеев, римских католиков и православных. Традиция хранения черепов или костей предков в специальных помещениях или даже жилых домах встречается и у других народов, хотя термин «оссуарий» к ним обычно не применяется.
история и примерыНеолитические оссуарии
Традиция хранения костных останков восходит к неолитическим погребениям, где, видимо, связана с развитием заупокойного культа и необходимостью сохранения праха для обеспечения загробного существования покойного или ниспослания удачи его потомкам.Древнейшие оссуарии нового каменного века, датируемые периодом около 6500 — 6000 гг. до н. э., были обнаружены во Франции в пещерах Берри-о-Бак, где найденные также рыбьи кости и кости крупных животных, позволили предположить, что здесь располагалась стоянка древнего охотничьего племени.Подобные же захоронения обнаружены в греческой пещере Алепотрипа, они датируются временем около 5000-3000 лет до н. э., там были найдены расчленённые останки 20 взрослых и подростков. Возрастом около 4000 лет до н. э. датируется так называемый «Яригольский комплекс оссуариев» найденный в Восточной Африке, возле озера Туркана. Комплекс представляет собой ряд невысоких курганов, в каждом из которых был прорыт невысокий коридор, и устроено специальное помещение для хранения скелетированных останков, керамики и жертвенных приношений пищи. Для того, чтобы избежать обрушения, потолок земляной комнаты подпирали базальтовые колонны. Как видно, курганы служили много лет, так как более ранние погребения постепенно отодвигались в сторону и дополнялись новыми связками костей, сосудами и пищей, в результате чего скелетированные останки оказались перемешаны между собой.К ранней неолитической эре относится найденное в 2001 году погребение Каса-де-Моура (Португалия), в данный момент являющееся предметом исследования и датировки.Интересно, что оссуарии найдены среди так называемых «менгиров», особенно характерных для Англии и датируемых временем построения знаменитого Стоунхенджа (3000-2000 лет до н. э.) Хранилище скелетированных останков было найдено между так называемыми Обрушенным и Малым менгирами в Джерси (Великобритания)
Неолитическое поселение в Скара Брей
Африканские оссуарии
Египет
Известно, что хранение скелетированных останков не было собственно египетской традицией. Однако же, находка в 1914 году в Гизе захоронения Иду II, принадлежавшего, видимо, к культуре Бадари (около 4 150 года до н. э.) доказало, что до возникновения мумификации египтяне практиковали сохранение в саркофагах скелетированных останков, и верования в необходимость сохранения тела для посмертного существования души намного старше династического Египта. Иду II занимался, по-видимому, торговлей ценными породами дерева (по другой гипотезе — был придворным сановником). До недавнего времени не существовало твёрдых доказательств, что тело Иду не сохранилось само по себе под влиянием благоприятного климата. Однако, исследования Ульриха Везера в университете Тюбингена, проведенные в конце XX века доказали, что бальзамировщики отделили мягкие ткани от скелета, а затем засы́пали кости солями натрия, чтобы окончательно удалить из них жидкость. Затем кости Иду были подвергнуты «копчению» — то есть окуривались дымом или, что более вероятно, пропитывались древесными смолами, и лишь затем были уложены в приготовленный для них саркофаг.
Карфаген
Обычай хранения скелетированных останков был характерен также для финикийской колонии на североафриканском побережье — Карфагена. При раскопках развалин города, Делятр нашел среди прочих оссуарии, на одном из которых был изображен «раб Баалсиллек, возлежащий на подушках».К оссуарию часто прикреплялась «трубка для жертвенных возлияний», через которую опускались, кроме собственно приношений, таблички с надписями. Одна из них, проклинавшая некоего врага, была найдена в одном из саркофагов.
Оссуарии Центральной Америки
Среди доколумбовых цивилизаций Месоамерики, обычай сохранения скелетированных останков был зафиксирован лишь у тольтеков и майя, причем сделано это было в ходе недавних археологических исследований новой столицы майяского государства — Чичен-Ицы. Имя «Оссуария» или «могилы верховного жреца» получила четырёхугольная ступенчатая пирамида около 30 футов высотой, украшенная изображениями бога Кетцалькоатля («пернатого змея») которая находится на южной окраине Чичен-Ицы. Продолжаются споры, какой из цивилизаций принадлежат найденные захоронения, так как архитектура пирамиды, несмотря на её расположение в сердце майяского государства, ближе к пуукским либо тольтекским сооружениям. Внутри пирамиды между двумя колоннами археологам удалось обнаружить под полом облицованную камнем шахту, уходящую вертикально вниз до самого основания пирамиды, которая, как оказалось, была построена прямо над сводом карстовой пешеры, имеющей в глубину порядка 36 метров. Пещера эта представляет собой собственно оссуарий, на дне которого обнаружились человеческие кости и заупокойные приношения из раковин, нефрита, горного хрусталя и медных колокольчиков — свидетельства, что при жизни похороненные занимали высокое положение в майяском обществе.У современных майя также известен обычай ухода за костями предков, помещенными в деревянные ящики-оссуарии, в частности, в майяском поселке Помуч (штат Кампече, Мексика), этому посвящен специальный «праздник умерших» - Ханаль Пишан, во время которого оссуарии вынимаются и каждая кость тщательно полируется и очищается от пыли.
Австралийские оссуарии
Древняя религия австралийского материка в основе своей является тотемической, основанной на сакральной связи человека с духами охотничьей добычи, и защите от злобных духов леса, препятствующих добыче средств к пропитанию, и насылающих болезни. Отсюда двойственное отношение к умершему, который после кончины становился либо покровительствующим тотемным духом, либо злобным и мстительным демоном, которого следовало запугивать или умилостивлять, либо же по причине слабосилия и безобидности просто игнорировался. Соответствующая разница в погребальных обрядах особенно хорошо представлена в области Кимберли, где «тотемными покровителями» становятся умершие воины, после кончины их символически «съедают» (характерное вкушение тотема, как знак единения с ним), затем выставляли на платформах до полного отделения плоти от скелета, и наконец, кости укладывали в приготовленный оссуарий, ставившийся затем под скальный навес, посвященный тотему племени. В литературе наличествуют также глухие упоминания о том, что похожий обычай был известен и на острове Тасмания, географически ближайшем к австралийскому материку. Различие состояло в том, что на Тасмании в оссуариях сохранялся не скелет тотемного предка, но исключительно его череп.
Зороастрийские оссуарии
Зороастрийское вероучение запрещает хоронить трупы в земле, топить их или сжигать, поэтому в этой религии существует традиция сразу же уносить усопшего в специальный дом — кед, затем перемещая его на расположенное вдали от населённого пункта возвышение — дахму. Там труп оставался в течение года, пока мясо не истлевало, не расклёвывалось птицами или обгладывалось специально содержавшимися для этой цели собаками. Овеянные ветром, высушенные солнцем кости уже считались чистыми, более того — воплощающими частицы души усопшего, их следовало собрать и поместить в особое хранилище — наус (склеп, куда ставили оссуарии) — в русских переводах эти помещения часто называются «башнями молчания». Естественно, что не только полный набор костяка, но и целые черепа в оссуариях — большая редкость — обычно это лишь разрозненные костные останки. Специфику именно среднеазиатского приёма сохранения этих останков составляла укладка их в оссуарии, которые помещались либо в специальных постройках, либо в оградках, или же просто зарывались в землю.
Оссуарии Средней Азии
Использование оссуариев для погребения усопших было распространено до периода средневековья в Хорезме, Согде и Семиречье.[13] Данная традиция возникла под влиянием учения зороастризма, распространённого в данных местностях.Для данных регионов характерны керамические оссуарии, изготовленные в форме ящиков. Каждая стенка и дно оссуария изготавливались отдельно, а затем соединялись друг с другом. На ряде обнаруженных оссуариев присутствует рисунок в виде штамповки, наносившейся как на лицевую, так и на боковые стенки. Также характерны украшения в форме различных орнаментов. Археологами также были обнаружены оссуарии из сырой необожжённой глины, овальной формы, с неорнаментированными стенками.Многочисленные оссуарии-гробы были найдены при раскопках советскими археологами в Хорезме, где население в течение нескольких столетий использовало подобную форму захоронения — вплоть до принятия ислама.Для древнего Хорезма было характерно изготовление оссуариев в виде пустотелых керамических скульптурных изображений человека и животных.[16] Древнейшие их образцы, называемые статуарными сосудами, относятся к IV—III векам до н. э. Из данного вида оссуариев наиболее известны два: скульптура стоящей женщины, одетой в платье и кафтан, и статуэтка сидящего в кресле мужчины.
Католические оссуарии
Католические оссуарии, как правило, представляют собой открытое хранение костей в склепах или часовнях. Обычно эта мера, позволяющая экономить место на кладбищах. К наиболее известным относятся оссуарии при церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме, Капелла костей (Capela dos Ossos (англ.)) в португальском городе Эвора и Костехранилище в Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, в котором кости использованы в качестве материала для оформления часовни. Однако самый знаменитый оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.
Православные костницы
Хранение костей в специальных помещениях — давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:
Гробница Андреевского скита — довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы».
Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл — если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет — то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.
Впрочем, костницы существуют не только на Афоне, но и в египетских (например, монастыре Святой Екатерины на Синае) и палестинских (например, лавра Саввы Освященного) монастырях, а так же и во многих других православных монастырях, в том числе и российских.Использование оссуариев в православном монашестве связано с тем, что исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ. Для целей погребения устраивалось несколько могил (например в Синайском монастыре их семь[), которые использовались неоднократно. Извлечённые через некоторое время кости помещались в костиницы, при этом скелеты, как правило, разделялись (известны и полные скелеты в православных костницах, например преподобного Стефана в Синайском монастырь). Из уважения к синайским архиепископопам их кости хранятся в монастыре в отдельных нишах. Монастырские костницы имеют как правило аскетические интерьеры, но встречаются и украшенные фресковой живописью. Например, в костнице болгарского Бачковского монастыря стены украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства.На православном востоке в средние века костницы были не только монастырской традицией. Например, в Херсонесе после X века на месте многих разрушившихся крупных базилик были устроены десятки могил-костниц, в которых погребли кости покойников, ранее захороненных за городом. Такие многочисленные могилы-костницы, расположенные среди жилых кварталов, были характерной чертой города в период позднего средневековья.
Военные захоронения
Оссуарии используются для массового захоронения погибших в крупных сражениях, причем зачастую в случае, когда останки невозможно идентифицировать. Так, останки более, чем 130 тысяч французских и немецких солдат, погибших в сражении при Вердене, хранятся в оссуарии Дуамон (фр. Douaumont), открытом в 1932 году.В болгарском городе Плевен существует мавзолей-костница русских и румынских солдат, павших при осаде этого городе во время освобождения Болгарии от турецкого владычества.
Оссуарий
Оссуарий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — костница.Существовали или существуют у зороастрийцев, иудеев, римских католиков и православных. Традиция хранения черепов или костей предков в специальных помещениях или даже жилых домах встречается и у других народов, хотя термин «оссуарий» к ним обычно не применяется.
история и примеры
история и примеры