© Таша Цы
Настроение сегодня «похоронное» поэтому написала пост о старом кладбище Гаваны Cementerio del Cristóbal Colón. Хотя, как утверждают многие путеводители, это скорее «музей под открытым небом», или «собрание архитектурных шедевров», чем то, что мы привыкли называть кладбищем – настолько оно светлое, красивое и интересное.
1. Это все-таки город. Кладбище построено в виде прямоугольника, обнесенного стеной и разбитого практически на кварталы: здесь четко проложены улицы, тротуары и даже площади, что легко позволяет ориентироваться.
2. Хочу сказать, что даты открытия кладбища, начала его функционирования и уж тем более точной даты, когда мысль построить такое огромное религиозное сооружение, пришла в голову Губернатору Кубы Маркуес-де ла Песуела, сильно разнятся. Но в рамках исторической погрешности не сильно. Лет с десяток. Кладбище спроектировано архитектором Калисто де Лойра, который выиграл конкурс Губернатора. Помимо денежной премии архитектор получил «забронированную» гробницу в первом пантеоне и по иронии судьбы ли, или еще каких мистик был похоронен на кладбище одним из первых (29.09.1872).
3. Некрополь назван в честь первооткрывателя Нового Света Христофора Колумба Necrópolis (дословно с греческого «Город мертвых») или Cementerio (по-испански «кладбище») de Cristóbal Colón. Называют его попросту «Колон». На центральной улице кладбища рядом с часовней находится небольшая площадь имени Христофора Колумба, сюда планировалось перенести останки знаменитого генуэзца, когда они хранились в Кафедеральном соборе Гаваны. Не случилось. (Путешествие останков Колумба это отдельная история: смесь детектива с приключенческим романом. Вроде как он окончательно нашел свой приют в Севильи (Испания)).
4. Кладбище находится в районе Ведадо (когда-то пригород Гаваны), имеет площадь 57 га или проще сказать рассчитано на 2 000 000 «жителей», что практически равно количеству населения современной столицы Кубы. Вход с улицы Сапата (Calle Zapata 12) через красивую трехпролетную арку «Врата Покоя» («la Puerta de la Paz») с мраморной скульптурной аллегорической группой Веры, Надежды и Милосердия. За этой аркой с правой стороны находится небольшой административный домик бюро информации, где можно купить билеты и план одного из самых красивых и интересных кладбищ Латинской Америки (там, кстати, с нами говорила по-русски одна милая бабушка-смотрительница).
5. Как и на всяком известном кладбище на Сементерио-дель-Колонн похоронено множество знаменитых людей (к моему огромному стыду мне совершенно неизвестных, разве что кроме Чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки (1888—1942)). Поскольку здесь хоронили самых знатных и богатых горожан, естественно, родственники устраивали «соревнования» на проявление «любви» и «значимости». Количество склепов различных конфигураций, скульптур и прочих архитектурных элементов стало зашкаливать. Колон превратился в самую настоящую архитектурно-скульптурную выставку. В итоге выиграли все – родственники от понимания, что их могилка-склеп ни чем не хуже, чем у «соседа», а кубинцы и «гости столицы» от наличия на кладбище работ выдающихся скульпторов Кубы 19-го и 20-го столетий, а также одной из самых богатых коллекций мраморных и гранитных скульптур в стране.
6. Естественно, есть здесь и свои легенды и достопримечательности. Особой популярностью пользуется могила Амелии Гойре-де ла Хоз на улице 1 (calle 1), которая умерла в 1901 году в возрасте 24 лет. Вроде как она долго-долго ждала замужества с любимым человеком, но в первый же год брака умерла при родах вместе с ребенком. По обычаю, ее похоронили с младенцем, а безутешный муж каждый день ходил на могилу, никогда не поворачиваясь к ней спиной. Легенда гласит, что через несколько лет могилу вскрыли (зачем?..) и обнаружили нетронутое тлением тело, а ребенка в объятиях матери. После этого «чуда» Амелия стала символом материнской любви, покровительницей беременных женщин и новорожденных. Прозвали ее Ла Милагроса («La Milagrosa») — «Чудотворица». Будущие матери приходят к ней, прося благословения, и уходят, не поворачиваясь спиной к гробнице. Где-то даже читала, что для того, что бы Амелия услышала просьбы о помощи, полагается разбудить ее дух, звякнув металлическим кольцом на могильной плите. Еще понравилась похожая на склеп средневекового рыцаря, могила графа дель Риверо (conde del Rivero) на улице 2 (calle 2). И несколько видов египетских пирамид (одна из них, кстати, открыта). Много здесь чего интересного.
7. «Подселяют» до сих пор. На многих «фамильных» могилах прошлых веков можно найти относительно «свежие» даты. А можно и себе местечко присмотреть, наверное. Мне очень «понравилась», если так можно сказать, идея светлого и просторного семейного склепа. Фотографировала через окно и на телефон, поэтому фото нечеткое и слегка мутное, но идея шикарна – стилизованный камин, что-то похожее на пуфик для ног и два кресла. Что еще нужно, чтобы подумать о вечном?... ну разве что еще пара сигар….
***
Пишет Marina Yudenich
Куба, mon amour
Оригинал
Wiki
Смотреть панораму
Еще посмотреть
Настроение сегодня «похоронное» поэтому написала пост о старом кладбище Гаваны Cementerio del Cristóbal Colón. Хотя, как утверждают многие путеводители, это скорее «музей под открытым небом», или «собрание архитектурных шедевров», чем то, что мы привыкли называть кладбищем – настолько оно светлое, красивое и интересное.
1. Это все-таки город. Кладбище построено в виде прямоугольника, обнесенного стеной и разбитого практически на кварталы: здесь четко проложены улицы, тротуары и даже площади, что легко позволяет ориентироваться.
2. Хочу сказать, что даты открытия кладбища, начала его функционирования и уж тем более точной даты, когда мысль построить такое огромное религиозное сооружение, пришла в голову Губернатору Кубы Маркуес-де ла Песуела, сильно разнятся. Но в рамках исторической погрешности не сильно. Лет с десяток. Кладбище спроектировано архитектором Калисто де Лойра, который выиграл конкурс Губернатора. Помимо денежной премии архитектор получил «забронированную» гробницу в первом пантеоне и по иронии судьбы ли, или еще каких мистик был похоронен на кладбище одним из первых (29.09.1872).
3. Некрополь назван в честь первооткрывателя Нового Света Христофора Колумба Necrópolis (дословно с греческого «Город мертвых») или Cementerio (по-испански «кладбище») de Cristóbal Colón. Называют его попросту «Колон». На центральной улице кладбища рядом с часовней находится небольшая площадь имени Христофора Колумба, сюда планировалось перенести останки знаменитого генуэзца, когда они хранились в Кафедеральном соборе Гаваны. Не случилось. (Путешествие останков Колумба это отдельная история: смесь детектива с приключенческим романом. Вроде как он окончательно нашел свой приют в Севильи (Испания)).
4. Кладбище находится в районе Ведадо (когда-то пригород Гаваны), имеет площадь 57 га или проще сказать рассчитано на 2 000 000 «жителей», что практически равно количеству населения современной столицы Кубы. Вход с улицы Сапата (Calle Zapata 12) через красивую трехпролетную арку «Врата Покоя» («la Puerta de la Paz») с мраморной скульптурной аллегорической группой Веры, Надежды и Милосердия. За этой аркой с правой стороны находится небольшой административный домик бюро информации, где можно купить билеты и план одного из самых красивых и интересных кладбищ Латинской Америки (там, кстати, с нами говорила по-русски одна милая бабушка-смотрительница).
5. Как и на всяком известном кладбище на Сементерио-дель-Колонн похоронено множество знаменитых людей (к моему огромному стыду мне совершенно неизвестных, разве что кроме Чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки (1888—1942)). Поскольку здесь хоронили самых знатных и богатых горожан, естественно, родственники устраивали «соревнования» на проявление «любви» и «значимости». Количество склепов различных конфигураций, скульптур и прочих архитектурных элементов стало зашкаливать. Колон превратился в самую настоящую архитектурно-скульптурную выставку. В итоге выиграли все – родственники от понимания, что их могилка-склеп ни чем не хуже, чем у «соседа», а кубинцы и «гости столицы» от наличия на кладбище работ выдающихся скульпторов Кубы 19-го и 20-го столетий, а также одной из самых богатых коллекций мраморных и гранитных скульптур в стране.
6. Естественно, есть здесь и свои легенды и достопримечательности. Особой популярностью пользуется могила Амелии Гойре-де ла Хоз на улице 1 (calle 1), которая умерла в 1901 году в возрасте 24 лет. Вроде как она долго-долго ждала замужества с любимым человеком, но в первый же год брака умерла при родах вместе с ребенком. По обычаю, ее похоронили с младенцем, а безутешный муж каждый день ходил на могилу, никогда не поворачиваясь к ней спиной. Легенда гласит, что через несколько лет могилу вскрыли (зачем?..) и обнаружили нетронутое тлением тело, а ребенка в объятиях матери. После этого «чуда» Амелия стала символом материнской любви, покровительницей беременных женщин и новорожденных. Прозвали ее Ла Милагроса («La Milagrosa») — «Чудотворица». Будущие матери приходят к ней, прося благословения, и уходят, не поворачиваясь спиной к гробнице. Где-то даже читала, что для того, что бы Амелия услышала просьбы о помощи, полагается разбудить ее дух, звякнув металлическим кольцом на могильной плите. Еще понравилась похожая на склеп средневекового рыцаря, могила графа дель Риверо (conde del Rivero) на улице 2 (calle 2). И несколько видов египетских пирамид (одна из них, кстати, открыта). Много здесь чего интересного.
7. «Подселяют» до сих пор. На многих «фамильных» могилах прошлых веков можно найти относительно «свежие» даты. А можно и себе местечко присмотреть, наверное. Мне очень «понравилась», если так можно сказать, идея светлого и просторного семейного склепа. Фотографировала через окно и на телефон, поэтому фото нечеткое и слегка мутное, но идея шикарна – стилизованный камин, что-то похожее на пуфик для ног и два кресла. Что еще нужно, чтобы подумать о вечном?... ну разве что еще пара сигар….
***
Пишет Marina Yudenich
Куба, mon amour
Оригинал
Wiki
Смотреть панораму
Еще посмотреть