© из сети
Многообразие традиций, связанных со смертью у разных народов, просто поражает. Самым характерным обрядом, связанным со смертью, является обряд погребения. При всем многообразии погребальных обрядов, в мире существует всего четыре способа погребения умерших. Тело предают одной из четырех стихий – земле, огню, воздуху или воде, соответственно это:
- предание земле.
- кремация (в европейских странах) или сожжение на костре (на Востоке).
- оставление тела на открытом воздухе.
- погружение в воду.
читать дальшеЕстественно, что для нас, как представителей европейских цивилизации, наиболее приемлемы способами являются предание земле и кремации, а остальные же могут показаться мягко говоря несколько странными. Попробуем разобраться. Например, в горной и каменистой местности Тибета часто просто невозможно вырыть могилу, так что было принято избавлялись от тела с помощью костра.
Но есть места, где возникают проблемы и с топливом для костра, недаром костер – это привилегия более обеспеченных людей. В этом случае останки съедаются стервятниками или хищными зверями. В Тибете и Монголии существует промежуточный этап, когда тело рубят на части, мясо отделяют от костей, кости измельчают, и все это в смеси с ячменем скармливают птицам, слетающимся на звук рога. Если стервятники быстро уничтожают тело, то это считается хорошим знаком.
К тому же на Востоке отказываются от предания земле согласно местными верованиям - тело надо обязательно уничтожить, поскольку дух умершего может вернуться в тело и тогда... Далее – все в соответствии со страшными историями про вурдалаков и упырей, которые не столь сильно отличаются в разных культурах.
Каждый из способов погребения сопровождается особым ритуалом. В своей всемирно известной книге о похоронных церемониях Хабенштейн пишет: "Нет ни одной группы, какой бы примитивной или цивилизованной она ни была, которая бросила бы тела усопших на произвол судьбы, не совершив над ними никакого обряда". Эта практика необычайно живуча и представляет собой один из самых устойчивых аспектов человеческой культуры. Нередко она открывает нам самые доступные "ископаемые" ушедших времен и прежних мест обитания.
Когда ученый Фрезер исследовал аборигены Нового Южного Уэльса, он обнаружил, что они хоронят умерших либо в прямом положении на боку, либо скорченными, либо поставленными вертикально, либо помещают их в пустое дерево, которое ставят на помост и покрывают бревнами, либо жарят и едят. Только на основе этих признаков он смог установить происхождение каждой семьи в чрезвычайно пестрой по населению области и выяснить, откуда они пришли.
В своем работе исследователь Перри установил происхождение различных народностей Индонезии и разобрался в той путанице, которая сегодня присутствует на тринадцати тысячах островов, используя в качестве главного признака способ захоронения. Он обнаружил четкую связь между погребальной позой и местоположением земли предков; например, если жители острова Саву хоронили умерших в сидячем положении и лицом на запад, то прародина этого народа обязательно находилась в том же направлении.
Несмотря на многочисленность различных способов захоронения, их всех объединяет одно: в любой погребальной практике присутствует предположение, что смерть не конец, а переход к другому состоянию. В своем исследовании малайской погребальной системы Роберт Херц показывает, что смерть воспринимается не как мгновенное окончательное событие, а как одна из фаз постепенного развития. Малайцы и другие народы считают смерть процессом, начинающимся с первых дней жизни, и эти взгляды находят отражение в действиях их общин. Момент, который мы называем смертью, для них не более чем промежуточное состояние, знак, что телом следует должным образом распорядиться, и малайцы устраивают временные похороны.
В некоторых областях Тибета умерших хоронят в эмбриональной позе, что прямо символизирует то, что смерть – по сути дела является следующим рождением. Кота из Южной Индии кремируют почти все тело, оставляя часть черепа. Настоящие похороны устраивают позже, убедившись, что душа окончательно решила переселиться. В промежутке между этими церемониями умерший считается присутствующим. В общине кота он сохраняет свою социальную роль до похорон. Если его жена беременеет после его клинической смерти, но до похорон, то умерший считается отцом ребенка, который наследует его имя, клан и имущество.
Далеко не во всех культурах смерть воспринимается, как величайшее горе. Индейцы Парагвая до прихода христианства устраивали Велорио – бал по случаю смерти. Тело покойного клали на стол среди цветов и танцевали всю ночь до рассвета. На острове Бали (Индонезия) практикуется погребальная церемония, весьма напоминающая карнавал. Устраивается процессия, во время которой несут деревянные статуи, изображающие животных. И все бы ничего, но есть одна особенность – внутри статуи полые - там как раз и находятся покойники. Умерших не погребают, а хранят, дожидаясь, дабы набралось нужное количество, достаточное для организации шествия. По окончания церемонии тела сжигают вместе с содержащими их статуями.
Где-то в середине палеолита человек почему-то решил рыть могилы, и с самого начала стал класть тела умерших в определенном положении. У многих погребенных руки были скрещены, естественно задолго до того, как эту практику приняло христианство. Скорее всего ритуальное скрещивание рук и ног везде имеет охранительный характер и прежде всего связано со стремлением нечто удержать или вернуть. На языке жестов желание сохранить себя перед лицом грозящей опасности всегда выражается позой, при которой руки охватывают туловище. Этот жест как бы разделяет, охраняет друг от друга два мира – мир живых и мир мертвых.
Природа большинства погребальных обрядов свидетельствует о том, что их участники считают умерших еще живыми и стремятся принять некоторые меры предосторожности, чтобы полностью исключить их появление. Индуистские церемонии кремации призваны главным образом побудить дух умершего отправиться в подобающее ему место. В Тибете лама, руководящий церемонией, перед выносом тела обращается к покойнику, напоминая, что он не должен появляться в этом месте и беспокоить родственников.
Чтобы умершие не покидали своих могил, египтяне предусмотрительно снабжали их всем необходимым. У индийского племени хопи родственник умершего остается один после похорон у лесной могилы и символически закрывает путь назад в деревню, рисуя на дороге углем поперечные линии. В другом племени в разгар похорон на месте кремации разбивают горшок, и все присутствующие бегут не оглядываясь назад, в деревню. Живые идут одним путем, мертвые - другим. Такой ритуал помогает, и этому племени никогда не докучают привидения.
Традиция, при которой после смерти мужа жена приносит себя в жертву известна большинству из нас по эпизоду, описанному Жуль Верном в книге «Вокруг света за 80 дней». Естественно, это не досужая выдумка автора - в своде законов на санскрите в главе, посвященной вдовам есть такая фраза «Вдове приличивствует сжигать себя на теле своего супруга». Подобная традиция существовала и у древних германцев. Германская легенда повествует о том, как Брунгильда ложится на погребальный костер с о своим мужем Сигурдом, но не по принуждению, а в знак своей любви.
Фракийцы практиковали полигамию, поэтому когда умирал муж, возникала проблема, какая из жен должна была принести себя в жертву. Обычно начинались нескончаемые споры по поводу, кто же был самой любимой супругой, а когда наконец достигалось согласие, избранницу торжественно поздравляли, и ближайшие родственники закалывали ее на могиле мужа. Иногда отмечались различия в погребальных ритуалах для мужчин и женщин: в кургане Пеккатель (Мекленбург) обнаружены останки преданного земле мужчины и кремированной женщины.
Ашанти из Западной Африки хоронят своих мертвецов на отведенных для этого участках, закапывая их в землю; они кладут их на левый бок, с руками, помещенными под головой. Аборигены тиви из Северной Австралии хоронят умерших, кладя их на землю и засыпая большим холмом, который утрамбовывают во время погребального танца. Бавенда из Южной Африки запирают умерших в их домах и покидают, однако в других местах для мертвых часто строят специальные дома.
На Филиппинах их складывают из специальных кирпичей. Ливанские марониты строят дома для мертвых из камня, а на Мадагаскаре употребляют шерсть и кости. Ангольские овимбунду относят мертвецов в пещеры, а горные племена в Индии просто кладут их на выступы скал. Санти-сиу зашивают трупы в шкуру оленя или буйвола и вешают на вершины деревьев.
В некоторых местах предпочитают съедать своих мертвецов, думая, что покоиться в желудке друга лучше, чем в холодной земле. В Новом Южном Уэльсе аборигены поджаривают умерших на медленном огне, пока мясо как следует не прокоптится. На острове Бали мертвых сжигают в специальных башнях, сопровождая процедуру сложной и шумной церемонией. В других частях света тело сжигают в огромных цилиндрах в доме усопшего или в специальных крематориях.
На берегах Ганга высятся каменные платформы, на которых индусы, омыв безжизненные тела в реке и умастив их маслом, разводят погребальные костры. Бывает, что вместо огня используют воду, как в Восточном Тибете, где тело вместе с грузом бросают в реку, или же в древней Скандинавии, где знатных мертвецов пускали в легкой лодке вниз по реке. Иногда останки делят на части, как, например, на Самосире в Тихом океане, где тело помещают в подземный склеп, а череп - в урну на поверхности.
***
-Лютеранский обряд погребения умершего-Много Лютеранских общин полагают, что смерть идет вразрез с тем, что естественно предназначено для нас Богом. Считается, что из-за восстания человечества против Бога, смерть была создана как наказание.
Похоронная панихида:
Обычно отпевание умершего по лютеранским канонам начинается как правило в церкви, но может также быть проведено в частном доме, похоронном бюро или крематории, по желанию.
В любом случае завершение отпевания умершего происходит на месте погребения, после которого закрывают гроб. Скорбящие могут так-же быть приглашены проститься с умершем к месту захоронения, и те кто ближе к могиле могут бросить горстки земли на гроб, пока гроб с телом усопшего опускают в могилу.
Во всем остальном Лютеранский обряд погребения похож на все Христианские обряды.
*
-Погребальный обряд у казахов-У казахов погребальные обряды, являются смесью мусульманских обычаев и доисламских верований. В основном, родственники и соседи умершего принимают участие в похоронной церемонии, они обмывают и заворачивают покойного в белый саван,ставят в отдельную юрту и не оставляют без присмотра ни на минуту .
Те, кто собираются на похороны моляться под руководством муллы. Женщины оплакивают умершего. Скорбящие несут умершего на кладбище, на специальных носилках, и только после молитвы, они опускают тело в могилу .
Среди казахов, как и у многих других восточных народов, женщины на кладбище не допускаются. После захоронения,одежда и личные вещи покойного раздают среди участников погребения.
Рядом с юртой покойного ставят копья с траурными флагами, которые означают возраст умершего. Красный-если умерший был молодой человек, черный -если пожилой и белый-если пожилые люди. Казахи не убирают копье на протяжении всего периода траура, то есть весь год. Поминания умершего проводятся на третий, седьмой и сороковой день.
Первый день отмечается особенно торжественно, с большим количеством людей. В этот день убивают любимого коня умершего, чья грива и хвост, бреется в день смерти хозяина. Они также забивают немало других домашних животных на праздник.
Как уже говорилось ранее первый поминальный обряд отмечается очень торжественно, собираются представители из разных племен и кланов, иногда несколько сотен человек. По этой причине, делается много дополнительных юрт и организовываются конные бега, победители получают богатые призы.
В настоящее время казахи пытаются сохранить все обычаи и обряды связаны с погребением близких.
Казахи делают куполообразные памятники на могилах, часто мавзолее из камня, сырцового кирпича и глины, а иногда и просто груда камней с полюсом, к которому они придают пучки конского волоса. Они также приносят жертвы на могилах, укладывают кости животных.
*
-Похороны у мормонов-Захоронить тело умершего согласно обряду погребения должны в течение одной недели после смерти. Панихида длится приблизительно 90 минут, во время панихиды тело умершего омывают и одевают для погребения в белые одежды. Во время всей процедуры подготовки тела к захоронению произносят благословение. Проходить обряд может в церкви, похоронном бюро или на могиле и как правило проводится епископом конгрегации покойного. Использование креста или распятия не разрешено, потому что современные Святые верят в физическое воскрешение Христа. Гроб с телом покойного может быть открыт или закрыт по выбору семьи умершего.
Уместно посетить или связаться с семьей, чтобы выразить соболезнования, перед обрядом погребения или после похорон. Гости, которые не являются мормонами, могут полностью участвовать в панихиде.
Скромное одеяние (костюм и галстук для мужчин; платье или костюм для женщин) обязательно на панихиде. Яркие наряды считаются не уважением к умершему и членам его семьи. Никакой головной убор не требуется.
Гости как правило принимают участие в похоронной процессии после панихиды.
После похорон могила освящается. Это завершающий обряд Мормонской Церкви.
*
-Похоронный обряд у цыган-Цыганские обычаи, связанные с похоронами – один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.
Традиции, связанные у цыган с похоронами
Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.
Тело покойного это – часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору еще живы и здоровы. Они считают, что к такому событию нужно готовиться загодя. Если смерть пришла скоропостижно, то родственники будут после погребения скапливать деньги на достойное надгробье (как правило, дорогое и красивое). Особым «шиком» считается памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.
Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.
Похороны и поминки
Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.
Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.
*
-Погребальные традиции у армян-Хотя Армянская Апостольская Церковь является православной и обычаи при погребении у этого народа сходны со славянскими, но все же имеются определенные различия.
После смерти человека не только занавешивают все зеркала, но и останавливают все часы в доме. Считается, что это не дает усопшему возможность оставить негатив в там, где он жил;
Гроб с усопшим располагают ногами на восток, а головой на запад. Рядом кладут личные вещи, которые будут впоследствии захоронены вместе с хозяином;
На второй день в дом к покойному приходят близкие, которые перед тем, как выразить соболезнование родственникам покойного, обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку покойника или край ткани;
Ночью покой усопшего стерегут мужчины, которые сидят возле гроба при зажженных свечах;
В день погребения гроб с телом выносят во двор и устанавливают на приготовленный стол. После этого близкие еще раз прощаются с усопшим
Перед выносом со двора гроб трижды поднимают и опускают, затем трижды крутят вокруг своей оси. Иногда еще и трижды стучат по дверям дома или воротам;
Гроб очень долго несут на руках. Катафальный транспорт используется только в больших городах. На землю кидают гвоздики до самого кладбища;
На кладбище проходит практически традиционный православный погребальный обряд. Отношение к кремации у представителей Армянской Апостольской Церкви резко отрицательное и погребение проходит гробом в землю.
Поминки устраиваются в день погребения и на следующий день. Перед началом поминок все присутствующие обязательно моют руки. Для этого приносят ведро или два воды и полотенца. Традиционное поминальное блюдо – хашлама. При произнесении поминальных слов все гости полные стаканы держат на весу.
Усопших поминают на седьмой и сороковой день, на новый Год, во время праздника Хачверац (Воздвижение Креста) и в день Пасхи.
Хоронят армяне своих усопших отдельно на Армянских кладбищах. Есть такое и в Москве.
Ковер в честь покойного
У этого народа есть один интересный обычай – помять о покойном увековечивают в вытканном ковре. В рисунке ковра могут содержаться инициалы, имя или даже портрет усопшего.
Этот старинный обычай жив до сих пор, так как армяне считают, что человек вернется в этот мир, а смерть – всего лишь временное состояние.
Как курьез можно отметить ковер, вытканный в честь вождя революции В.И. Ленина, в Татеве в 1927 году, когда Великого вождя уже не было в живых. В рисунке ковра читаются армянские буквы «В.И. Ленин» в окружении христианских символов и национального орнамента.
Вряд ли этому воинствующему атеисту понравились бы такое соседство.
*
-Как хоронят азербайджанцев-Согласно похоронным традициям Азербайджана человек, лежащий на смертном одре, должен располагаться лицом по направлению к мусульманской святыне «Гибле». Рядом с умирающим человеком всегда должна находиться женщина, оставлять его одного нельзя. В комнате запрещается громко разговаривать и бурно рыдать. Усопшему придают естественный вид, выпрямляют руки и ноги, закрывают глаза и рот, накрывают лицо покрывалом белого цвета. Если кончина произошла в ночное время, нужно поставить рядом с покойным горящую свечу.
Омовение и одежда умершего азербайджанца
Обычай велит обмыть тело сразу после наступления смерти, это означает «очищение». Мужчины рассаживаются вокруг разожженного во дворе костра, количество человек должно быть нечетным. В процессе сидения у костра все должны читать молитву, если в круге оказывается посторонний человек или кто-то проходит мимо.
Обнаженное тело покойного облачается в белый саван, состоящий из трех частей. Саван создается из ситца или бязи, он состоит из рубашки, отрезка для нижней части тела, отрезка для оборачивания усопшего полностью. Для прошивки савана применяется игла из дерева. Если умерла женщина, саван должен готовить ее муж и наоборот, также этим могут заняться дети или близкие родственники.
Похороны азербайджанцев
Похороны должны состояться строго в день смерти. Тело сразу из дома не выносится, гроб троекратно поднимается и возвращается на место. В процессе вынос гроба нельзя оглядываться назад, также запрещено озираться по сторонам, возвращаться с полпути. Смотреть следует лишь вперед, идти неспешно.
Гроб не опускается в могилу немедленно по прибытию на кладбище. Заблаговременно готовится специальное место, находящееся рядом с могилой. Туда следует поместить гроб и прочитать молитву или совершить подходящий по случаю намаз над изголовьем покинувшего этот мир человека. Если умер мужчина, читать молитву следует прямо у изголовья, если женщина – чтец располагается в некотором отдалении. Пренебрежение намазом или молитвой перед захоронением считается ошибочным.
Намаз совершается и перед погребением умершего ребенка, если он достиг возраста 6 лет, для совсем маленьких детей это не нужно. Намаз обязателен, если человек умер не естественной смертью, а наложил на себя руки. Перед началом намаза Мулла должен положить левую руку на левое плечо усопшего, правую руку на правое плечо, встряхнуть его и троекратно повторить: «слушай, знай и будь осведомлен», с упоминанием имени покойного. Слова говорятся в ухо усопшего, далее происходит чтение молитвы. Для женщин всегда подготавливается более глубокая могила, чем для мужчин.
Обычай не велит хоронить мусульман в гробу, тем не менее, в определенных ситуациях это разрешается (если тело уже разлагается, расчленено). Но в любом случае недопустимо использование одежды, мусульманин должен быть погребен в саване, лицом к солнечному восходу, без каких-либо посторонних предметов.
Как и при выносе из дома перед опусканием усопшего в могилу, следует трижды поднять гроб и поставить на место. Далее умерший человек погружается в могилу. Если умерла женщина, ее гроб должен находиться к восходу солнца лицом, немедленно опускаться в могилу. Если умер мужчина, опуская в третий раз гроб на землю, следует расположить его к восходу солнца головой, широкой стороной опускать в могилу.
Важно, чтобы высота земли превышала уровень могилы примерно на 10-12 см. могилу следует оросить водой, кинуть на нее 7 горстей земли и приступить к чтению молитвы. Затем наступает время для принятия соболезнований близкими родственниками усопшего. Для высказывания соболезнований существуют специальные выражения. Затем участники возвращаются домой. Ночью обязательно чтение Корана.
*
-Как хоронят чеченцев и ингушей-Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.
Подготовка похорон
Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.
Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.
Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.
Похоронный обряд чеченцев и ингушей
Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.
Поминальный обряд
Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.
На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.
*
-Как хоронят корейцев-Похороны в Корее проходят согласно конфуцианским традициям, установленный регламент тщательно соблюдается.
Подготовка похорон
Тело покойного накрывается одеялом с головой, размещается в «траурной» комнате клиники или в доме, отгороженное ширмой. Перед ширмой в обязательном порядке устанавливается столик с огромным фото усопшего, такой столик называется жертвенным. Это современная трактовка обычая, ранее применялась дощечка, на которой было написано имя заснувшего вечным сном человека.
Портрет покойного украшается парой черных траурных ленточек, их нужно прикреплять наискосок в верхних углах. На столик ставится пара свечей, курильница для благовоний и сосуд, содержащий жертвенную пищу.
Предполагается, что управлять похоронным обрядом будет старший сын или другой ближайший родственник усопшего. Однако в наши дни чаще им руководит другой распорядитель, обладающий опытом в этой печальной сфере. Как правило, это друг семьи или родственник, представитель ритуального агентства.
Обмывание умершего человека осуществляется на следующий день, затем тело снова кладется гроб и скрывается ширмой. Параллельно создается траурное знамя (мёнчжон), его будут нести перед похоронной процессией. Это красное длинное полотнище приблизительно 2 на 0.7 метра. На знамени обозначается клан и имя покойного желтыми или белыми иероглифами.
В течение трех суток тело усопшего остается в доме, его родственники и друзья приходят с соболезнованиями. Дочери покойного не могут участвовать в обряде, гостей встречают только его сыновья. Часто гости, пришедшие проститься с умершим человеком, берут с собой палочки благовоний, их принято возжигать перед фотографией на столе. В наши дни иногда приносятся и цветы, это уже влияние Запада. Гости совместно с сыновьями усопшего совершают перед ширмой поклон, затем проходят в другую комнату, где находится стол с закуской и выпивкой.
Проведение похорон
На похоронный обряд в Корее приходят с деньгами, простые знакомые отдают по 30-40 долларов, близкие люди приносят большие суммы. Для передачи денег служит конверт, дополненный запиской с адресом и именем дарителя, размером суммы. Просто знакомые могут передать конверт с другими людьми.
Современный траурный наряд – черный костюм, дополненный черным галстуком. Холщовый головной убор надевается членами семьи, принимающими соболезнования.
Перед отправкой на кладбище должна состояться церемония вечного прощания, поднесение вина и фруктов – жертвенной пищи. Затем похоронная процессия доставляет гроб до могилы. Сейчас перед гробом несется фотография усопшего, идет человек, несущий траурное знамя. Гроб размещается на катафалке, за ним следует старший родственник, далее родственники в зависимости от близости родства. Замыкают погребальную процессию гости. В наши дни женщины получили право участия в ней.
Часто место захоронения расположено далеко от города, для доставки друзей и родственников используется специальный автобус. За подготовку могилы и организацию поездки отвечает похоронное бюро. В основном могила подготавливается заранее, для нее выделяется место на склоне горы, на заблаговременно очищенном от кустарника и леса маленьком участке. Глубина ямы составляет примерно 1.5 метра, в нее опускается гроб и накрывается знаменем, затем могила засыпается землей.
Над могилой устанавливается небольшой овальный курган. В основном захоронение супружеских пар осуществляется в одной могиле, мужчина – слева, женщина – справа. Иногда создаются и дополнительные сооружения - жертвенные столы из камня.
В древности, засыпав могилу землей, нужно было принести обряд жертвоприношения. Однако христиане отказались от этого обычая в пользу молебна. Далее наступает период траура.
*
-Как хоронят узбеков-Бухарский похоронный обряд начинается с той самой секунды, когда констатируется смерть.
Подготовка к погребению
Кто-то из близких людей усопшего должен взять руководство над подготовкой к погребению в свои руки. Предстоит длинный список дел, нужно нанять обмывальщика трупов (мурдашуя), посетить кладбище и договориться с копателем могилы (гуркавом), оповестить близких родственников и друзей, получить свидетельство о смерти у докторов и известить служителей мечети, в которой в полуденный час будет читаться заупокойная молитва (жаноза).
Кроме того, нужно назначить мужского и женского распорядителя обряда, выбрать человека, который обеспечит расстановку у подъезда стульев и столов, возьмет на себя организацию самовара на улице. Для чаепития необходимы пиалы, чайники, различные чашки, тарелки и блюда.
Дом усопшего делится на две половины: женскую и мужскую. Если умерший человек проживал в районе, обладающем типичными пятиэтажками, его квартира становится местом для приема женщин. Место мужчин – уличный двор, который огораживается брезентом. Именно во дворе расставляются стулья и столы.
Прощание с телом
Женщины должны облачиться в траурный наряд белого цвета. Начиная с ранних утренних часов, родственницы заснувшего вечным сном человека встречают гостей громким плачем у входа, двери держатся открытыми. С прибывшими на похороны людьми принято обниматься, обязательны громкие причитания, длящиеся в среднем 3 минуты.
Посетители должны пройти в комнату, заблаговременно застланную стегаными одеялами и скатертью, их рассаживают по периметру. Место в “красном” углу предназначается специально приглашенной женщине-священнослужителю, которая занимается чтением сур из Корана. Владельцы дома всех угощают чаем, к которому подается кишмиш, миндаль, жидкая хала, пирожки с мясом и без начинки, белое варенье и в обязательном порядке лепешки. По истечению некоторого времени гостям подаются манты, плов или болгарские перцы. Все эти блюда приносятся родственниками, готовка в доме усопшего под запретом.
Далее наступает время для чтения очередной молитвы, после нее гости поднимаются, прощаются с хозяевами, произносят стандартные утешительные слова. Остаются только близкие родственники, которые должны поддержать семью покойного. Они покинут дом только после того, как зайдет солнце, утром придут опять, причем не с пустыми руками. Церемония вновь повторяется.
Представительницам женского пола, пришедшим попрощаться с усопшим, раздаются небольшие узелочки-платки размерами 30*30 см. В платки насыпают 3-4 куска сахара и горсть кишмиша. Молодые девочки следят за тем, чтобы всем гостям хватало пиал и чая, моют и вновь расставляют чашки. Также они должны заблаговременно убраться не только в квартире, но и на улице – месте сбора мужчин.
Обмывание тела покойного осуществляется в специальной комнате. Когда процедура заканчивается, обмывальщик получает не только деньги, но и калоши, махси, некоторые вещи усопшего, керамическое блюдо, чайник, пиалу, чашку под первое в форме сферы и стеганое одеяло.
Похожая картина наблюдается во дворе, с той лишь разницей, что участвуют в ней только представители мужского пола. Хозяева-мужчины должны надеть соответствующий сезону халат, подпоясаться платком, надеть тюбетейку на голову.
Во главе стола в течение трех дней восседает приглашенный священнослужитель, обязанностью которого является чтение сур каждому новому гостю. Посетители рассаживаются за столом и слушают суры из Корана в течение примерно 5 минут. Затем священнослужитель должен выразить надежду, что душа усопшего упокоится в раю, после чего люди творят омин. Далее гостей потчуют фруктами и чаем, за этим опять следует краткая молитва и омин. После этого место освобождается для только что пришедших посетителей, все повторяется вновь уже с их участием.
Похоронная церемония
К полудню подготовленное, завернутое в саван и уложенное в тобут тело усопшего поднимается мужчинами и несется до мечети, которая находится на территории кладбища. В похоронной процессии женщины не участвуют, остаются дома. Возглавляют шествие сыновья и внуки умершего человека, держащие в руках посохи, сделанные из веток тутового дерева, обязательны громкие причитания. За ними следует толпа, периодически люди, несущие похоронные носилки сменяются.
В мечети похоронные носилки ставятся на специальный постамент. Мулла приступает к чтению заупокойной молитвы. Когда молитва завершается, тело усопшего относится к заблаговременно подготовленному могильному сооружению. Оно имеет вид склепа, в котором предусмотрен только один вход-выход. Тело умершего человека, завернутое лишь только в саван, вносится в склеп и кладется так, чтобы голова была направлена в сторону Мекки.
Таким образом, человек покидает мир так, как и появился в нем – без единой вещи.
*
-Как хоронят в Финляндии-Финны известны всему миру как долгожители, однако смерть рано или поздно приходит и за жителями Финляндии. Если человек отходит в иной мир не в больнице, его родственники вызывают врача или уведомляют полицию. Определив причину кончины, врач выдает свидетельство о смерти, обязательное для устройства похорон. Разрешение на погребение выдается церковным приходом или службой учета населения, при этом гражданин должен входить в Евангелическо-лютеранский приход.
Согласно статистике, в 2011 году в Суоми смерть забрала 50590 человек, причем эта цифра приблизительно равно распределена между представителями обоих полов. Такая высокая смертность наблюдается уже вторично за последние годы. Однако присутствует и положительная динамика, в 2011 году значительно уменьшились показатели детской смертности.
Средняя продолжительность жизни женщин, проживающих в Финляндии – 83.5 лет, мужчин – 77.2. Более миллиона людей, достигших 65-летия, отмечено в этом государстве в июле 2012 года. Для сравнения в 1975 году эта цифра составляла полмиллиона, а в 1944 – всего четверть миллиона.
Помощь государства и затраты на похороны
Бесплатное место на кладбище и частичная компенсация похоронного обряда положена приверженцам финской церкви, исправно платившим церковный налог. На освященной земле кладбища могут быть погребены православные и лютеране. Однако на многих кладбищах допускается захоронение последователей других религий, а также лиц, являющихся атеистами. В Суоми существуют платные кладбища. Популярностью в Финляндии пользуется кремация, в урнах предают земле более половины покойных, в некоторых частях государства эта цифра еще выше.
В основном на похороны выделяется сумма из наследства умершего человека. Если после него не осталось имущества, оплату погребения могут взять на себя родственники. Кроме того, можно обратиться за материальной помощью, в этом случае можно рассчитывать на оплату самых важных деталей: гроба, места на кладбище, подготовку и транспортировку гроба с телом.
В среднем похороны в Финляндии обходятся в 1.5-3 тысячи евро, дополнительные расходы также возможны: надгробный памятник, поминки, церковный приход и прочие услуги. Важным документом является опись наследства усопшего, она составляется в течение трех месяцев, затем сдается в Налоговую службу. Затягивать с описью нельзя, так как наследство будет обложено налогом.
Смерть гражданина России в Финляндии
Если несчастье произошло с россиянином во время его пребывания в Финляндии, возможно захоронение умершего человека на местном кладбище после получения разрешения церковного прихода.
Возможна и транспортировка покойного в Россию, потребуются следующие документы: паспорт умершего человека, разрешение на транспортировку, разрешение на захоронение. Есть также такой вариант, как перевозка урны с прахом, в этом случае обязательно свидетельство из крематория.
Похоронные обряды Финляндии
Покойных не предают земле сразу, может уйти около двух недель на все процедуры. Для отпевания приглашается священник, читающий псалмы не только в часовне, церкви или на могиле, но и дома. В основном предпочитается традиционная церемония прощания, проходящая в церкви. Гости сидят на скамейках, псалмы читаются пастором со сцены. Прощание с умершим человеком по-фински – это закрытый гроб, множество белых цветов, музыка органа и горящие свечи.
Траурные процессии не практикуются в Суоми, гроб доставляется на кладбище катафалком. Участники церемонии встречаются там, опускают гроб в землю и расходятся. Закрытие могилы ложится на сотрудников кладбища, венки и цветы приносятся родственниками на следующий день. Гранитное надгробие устанавливается после оседания земли. Поминки очень многолюдны – человек 100-150.
*
Буддийские, иудейские и мусульманские обряды
Многообразие традиций, связанных со смертью у разных народов, просто поражает. Самым характерным обрядом, связанным со смертью, является обряд погребения. При всем многообразии погребальных обрядов, в мире существует всего четыре способа погребения умерших. Тело предают одной из четырех стихий – земле, огню, воздуху или воде, соответственно это:
- предание земле.
- кремация (в европейских странах) или сожжение на костре (на Востоке).
- оставление тела на открытом воздухе.
- погружение в воду.
читать дальшеЕстественно, что для нас, как представителей европейских цивилизации, наиболее приемлемы способами являются предание земле и кремации, а остальные же могут показаться мягко говоря несколько странными. Попробуем разобраться. Например, в горной и каменистой местности Тибета часто просто невозможно вырыть могилу, так что было принято избавлялись от тела с помощью костра.
Но есть места, где возникают проблемы и с топливом для костра, недаром костер – это привилегия более обеспеченных людей. В этом случае останки съедаются стервятниками или хищными зверями. В Тибете и Монголии существует промежуточный этап, когда тело рубят на части, мясо отделяют от костей, кости измельчают, и все это в смеси с ячменем скармливают птицам, слетающимся на звук рога. Если стервятники быстро уничтожают тело, то это считается хорошим знаком.
К тому же на Востоке отказываются от предания земле согласно местными верованиям - тело надо обязательно уничтожить, поскольку дух умершего может вернуться в тело и тогда... Далее – все в соответствии со страшными историями про вурдалаков и упырей, которые не столь сильно отличаются в разных культурах.
Каждый из способов погребения сопровождается особым ритуалом. В своей всемирно известной книге о похоронных церемониях Хабенштейн пишет: "Нет ни одной группы, какой бы примитивной или цивилизованной она ни была, которая бросила бы тела усопших на произвол судьбы, не совершив над ними никакого обряда". Эта практика необычайно живуча и представляет собой один из самых устойчивых аспектов человеческой культуры. Нередко она открывает нам самые доступные "ископаемые" ушедших времен и прежних мест обитания.
Когда ученый Фрезер исследовал аборигены Нового Южного Уэльса, он обнаружил, что они хоронят умерших либо в прямом положении на боку, либо скорченными, либо поставленными вертикально, либо помещают их в пустое дерево, которое ставят на помост и покрывают бревнами, либо жарят и едят. Только на основе этих признаков он смог установить происхождение каждой семьи в чрезвычайно пестрой по населению области и выяснить, откуда они пришли.
В своем работе исследователь Перри установил происхождение различных народностей Индонезии и разобрался в той путанице, которая сегодня присутствует на тринадцати тысячах островов, используя в качестве главного признака способ захоронения. Он обнаружил четкую связь между погребальной позой и местоположением земли предков; например, если жители острова Саву хоронили умерших в сидячем положении и лицом на запад, то прародина этого народа обязательно находилась в том же направлении.
Несмотря на многочисленность различных способов захоронения, их всех объединяет одно: в любой погребальной практике присутствует предположение, что смерть не конец, а переход к другому состоянию. В своем исследовании малайской погребальной системы Роберт Херц показывает, что смерть воспринимается не как мгновенное окончательное событие, а как одна из фаз постепенного развития. Малайцы и другие народы считают смерть процессом, начинающимся с первых дней жизни, и эти взгляды находят отражение в действиях их общин. Момент, который мы называем смертью, для них не более чем промежуточное состояние, знак, что телом следует должным образом распорядиться, и малайцы устраивают временные похороны.
В некоторых областях Тибета умерших хоронят в эмбриональной позе, что прямо символизирует то, что смерть – по сути дела является следующим рождением. Кота из Южной Индии кремируют почти все тело, оставляя часть черепа. Настоящие похороны устраивают позже, убедившись, что душа окончательно решила переселиться. В промежутке между этими церемониями умерший считается присутствующим. В общине кота он сохраняет свою социальную роль до похорон. Если его жена беременеет после его клинической смерти, но до похорон, то умерший считается отцом ребенка, который наследует его имя, клан и имущество.
Далеко не во всех культурах смерть воспринимается, как величайшее горе. Индейцы Парагвая до прихода христианства устраивали Велорио – бал по случаю смерти. Тело покойного клали на стол среди цветов и танцевали всю ночь до рассвета. На острове Бали (Индонезия) практикуется погребальная церемония, весьма напоминающая карнавал. Устраивается процессия, во время которой несут деревянные статуи, изображающие животных. И все бы ничего, но есть одна особенность – внутри статуи полые - там как раз и находятся покойники. Умерших не погребают, а хранят, дожидаясь, дабы набралось нужное количество, достаточное для организации шествия. По окончания церемонии тела сжигают вместе с содержащими их статуями.
Где-то в середине палеолита человек почему-то решил рыть могилы, и с самого начала стал класть тела умерших в определенном положении. У многих погребенных руки были скрещены, естественно задолго до того, как эту практику приняло христианство. Скорее всего ритуальное скрещивание рук и ног везде имеет охранительный характер и прежде всего связано со стремлением нечто удержать или вернуть. На языке жестов желание сохранить себя перед лицом грозящей опасности всегда выражается позой, при которой руки охватывают туловище. Этот жест как бы разделяет, охраняет друг от друга два мира – мир живых и мир мертвых.
Природа большинства погребальных обрядов свидетельствует о том, что их участники считают умерших еще живыми и стремятся принять некоторые меры предосторожности, чтобы полностью исключить их появление. Индуистские церемонии кремации призваны главным образом побудить дух умершего отправиться в подобающее ему место. В Тибете лама, руководящий церемонией, перед выносом тела обращается к покойнику, напоминая, что он не должен появляться в этом месте и беспокоить родственников.
Чтобы умершие не покидали своих могил, египтяне предусмотрительно снабжали их всем необходимым. У индийского племени хопи родственник умершего остается один после похорон у лесной могилы и символически закрывает путь назад в деревню, рисуя на дороге углем поперечные линии. В другом племени в разгар похорон на месте кремации разбивают горшок, и все присутствующие бегут не оглядываясь назад, в деревню. Живые идут одним путем, мертвые - другим. Такой ритуал помогает, и этому племени никогда не докучают привидения.
Традиция, при которой после смерти мужа жена приносит себя в жертву известна большинству из нас по эпизоду, описанному Жуль Верном в книге «Вокруг света за 80 дней». Естественно, это не досужая выдумка автора - в своде законов на санскрите в главе, посвященной вдовам есть такая фраза «Вдове приличивствует сжигать себя на теле своего супруга». Подобная традиция существовала и у древних германцев. Германская легенда повествует о том, как Брунгильда ложится на погребальный костер с о своим мужем Сигурдом, но не по принуждению, а в знак своей любви.
Фракийцы практиковали полигамию, поэтому когда умирал муж, возникала проблема, какая из жен должна была принести себя в жертву. Обычно начинались нескончаемые споры по поводу, кто же был самой любимой супругой, а когда наконец достигалось согласие, избранницу торжественно поздравляли, и ближайшие родственники закалывали ее на могиле мужа. Иногда отмечались различия в погребальных ритуалах для мужчин и женщин: в кургане Пеккатель (Мекленбург) обнаружены останки преданного земле мужчины и кремированной женщины.
Ашанти из Западной Африки хоронят своих мертвецов на отведенных для этого участках, закапывая их в землю; они кладут их на левый бок, с руками, помещенными под головой. Аборигены тиви из Северной Австралии хоронят умерших, кладя их на землю и засыпая большим холмом, который утрамбовывают во время погребального танца. Бавенда из Южной Африки запирают умерших в их домах и покидают, однако в других местах для мертвых часто строят специальные дома.
На Филиппинах их складывают из специальных кирпичей. Ливанские марониты строят дома для мертвых из камня, а на Мадагаскаре употребляют шерсть и кости. Ангольские овимбунду относят мертвецов в пещеры, а горные племена в Индии просто кладут их на выступы скал. Санти-сиу зашивают трупы в шкуру оленя или буйвола и вешают на вершины деревьев.
В некоторых местах предпочитают съедать своих мертвецов, думая, что покоиться в желудке друга лучше, чем в холодной земле. В Новом Южном Уэльсе аборигены поджаривают умерших на медленном огне, пока мясо как следует не прокоптится. На острове Бали мертвых сжигают в специальных башнях, сопровождая процедуру сложной и шумной церемонией. В других частях света тело сжигают в огромных цилиндрах в доме усопшего или в специальных крематориях.
На берегах Ганга высятся каменные платформы, на которых индусы, омыв безжизненные тела в реке и умастив их маслом, разводят погребальные костры. Бывает, что вместо огня используют воду, как в Восточном Тибете, где тело вместе с грузом бросают в реку, или же в древней Скандинавии, где знатных мертвецов пускали в легкой лодке вниз по реке. Иногда останки делят на части, как, например, на Самосире в Тихом океане, где тело помещают в подземный склеп, а череп - в урну на поверхности.
***
-Лютеранский обряд погребения умершего-Много Лютеранских общин полагают, что смерть идет вразрез с тем, что естественно предназначено для нас Богом. Считается, что из-за восстания человечества против Бога, смерть была создана как наказание.
Похоронная панихида:
Обычно отпевание умершего по лютеранским канонам начинается как правило в церкви, но может также быть проведено в частном доме, похоронном бюро или крематории, по желанию.
В любом случае завершение отпевания умершего происходит на месте погребения, после которого закрывают гроб. Скорбящие могут так-же быть приглашены проститься с умершем к месту захоронения, и те кто ближе к могиле могут бросить горстки земли на гроб, пока гроб с телом усопшего опускают в могилу.
Во всем остальном Лютеранский обряд погребения похож на все Христианские обряды.
*
-Погребальный обряд у казахов-У казахов погребальные обряды, являются смесью мусульманских обычаев и доисламских верований. В основном, родственники и соседи умершего принимают участие в похоронной церемонии, они обмывают и заворачивают покойного в белый саван,ставят в отдельную юрту и не оставляют без присмотра ни на минуту .
Те, кто собираются на похороны моляться под руководством муллы. Женщины оплакивают умершего. Скорбящие несут умершего на кладбище, на специальных носилках, и только после молитвы, они опускают тело в могилу .
Среди казахов, как и у многих других восточных народов, женщины на кладбище не допускаются. После захоронения,одежда и личные вещи покойного раздают среди участников погребения.
Рядом с юртой покойного ставят копья с траурными флагами, которые означают возраст умершего. Красный-если умерший был молодой человек, черный -если пожилой и белый-если пожилые люди. Казахи не убирают копье на протяжении всего периода траура, то есть весь год. Поминания умершего проводятся на третий, седьмой и сороковой день.
Первый день отмечается особенно торжественно, с большим количеством людей. В этот день убивают любимого коня умершего, чья грива и хвост, бреется в день смерти хозяина. Они также забивают немало других домашних животных на праздник.
Как уже говорилось ранее первый поминальный обряд отмечается очень торжественно, собираются представители из разных племен и кланов, иногда несколько сотен человек. По этой причине, делается много дополнительных юрт и организовываются конные бега, победители получают богатые призы.
В настоящее время казахи пытаются сохранить все обычаи и обряды связаны с погребением близких.
Казахи делают куполообразные памятники на могилах, часто мавзолее из камня, сырцового кирпича и глины, а иногда и просто груда камней с полюсом, к которому они придают пучки конского волоса. Они также приносят жертвы на могилах, укладывают кости животных.
*
-Похороны у мормонов-Захоронить тело умершего согласно обряду погребения должны в течение одной недели после смерти. Панихида длится приблизительно 90 минут, во время панихиды тело умершего омывают и одевают для погребения в белые одежды. Во время всей процедуры подготовки тела к захоронению произносят благословение. Проходить обряд может в церкви, похоронном бюро или на могиле и как правило проводится епископом конгрегации покойного. Использование креста или распятия не разрешено, потому что современные Святые верят в физическое воскрешение Христа. Гроб с телом покойного может быть открыт или закрыт по выбору семьи умершего.
Уместно посетить или связаться с семьей, чтобы выразить соболезнования, перед обрядом погребения или после похорон. Гости, которые не являются мормонами, могут полностью участвовать в панихиде.
Скромное одеяние (костюм и галстук для мужчин; платье или костюм для женщин) обязательно на панихиде. Яркие наряды считаются не уважением к умершему и членам его семьи. Никакой головной убор не требуется.
Гости как правило принимают участие в похоронной процессии после панихиды.
После похорон могила освящается. Это завершающий обряд Мормонской Церкви.
*
-Похоронный обряд у цыган-Цыганские обычаи, связанные с похоронами – один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.
Традиции, связанные у цыган с похоронами
Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.
Тело покойного это – часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору еще живы и здоровы. Они считают, что к такому событию нужно готовиться загодя. Если смерть пришла скоропостижно, то родственники будут после погребения скапливать деньги на достойное надгробье (как правило, дорогое и красивое). Особым «шиком» считается памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.
Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.
Похороны и поминки
Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.
Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.
*
-Погребальные традиции у армян-Хотя Армянская Апостольская Церковь является православной и обычаи при погребении у этого народа сходны со славянскими, но все же имеются определенные различия.
После смерти человека не только занавешивают все зеркала, но и останавливают все часы в доме. Считается, что это не дает усопшему возможность оставить негатив в там, где он жил;
Гроб с усопшим располагают ногами на восток, а головой на запад. Рядом кладут личные вещи, которые будут впоследствии захоронены вместе с хозяином;
На второй день в дом к покойному приходят близкие, которые перед тем, как выразить соболезнование родственникам покойного, обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку покойника или край ткани;
Ночью покой усопшего стерегут мужчины, которые сидят возле гроба при зажженных свечах;
В день погребения гроб с телом выносят во двор и устанавливают на приготовленный стол. После этого близкие еще раз прощаются с усопшим
Перед выносом со двора гроб трижды поднимают и опускают, затем трижды крутят вокруг своей оси. Иногда еще и трижды стучат по дверям дома или воротам;
Гроб очень долго несут на руках. Катафальный транспорт используется только в больших городах. На землю кидают гвоздики до самого кладбища;
На кладбище проходит практически традиционный православный погребальный обряд. Отношение к кремации у представителей Армянской Апостольской Церкви резко отрицательное и погребение проходит гробом в землю.
Поминки устраиваются в день погребения и на следующий день. Перед началом поминок все присутствующие обязательно моют руки. Для этого приносят ведро или два воды и полотенца. Традиционное поминальное блюдо – хашлама. При произнесении поминальных слов все гости полные стаканы держат на весу.
Усопших поминают на седьмой и сороковой день, на новый Год, во время праздника Хачверац (Воздвижение Креста) и в день Пасхи.
Хоронят армяне своих усопших отдельно на Армянских кладбищах. Есть такое и в Москве.
Ковер в честь покойного
У этого народа есть один интересный обычай – помять о покойном увековечивают в вытканном ковре. В рисунке ковра могут содержаться инициалы, имя или даже портрет усопшего.
Этот старинный обычай жив до сих пор, так как армяне считают, что человек вернется в этот мир, а смерть – всего лишь временное состояние.
Как курьез можно отметить ковер, вытканный в честь вождя революции В.И. Ленина, в Татеве в 1927 году, когда Великого вождя уже не было в живых. В рисунке ковра читаются армянские буквы «В.И. Ленин» в окружении христианских символов и национального орнамента.
Вряд ли этому воинствующему атеисту понравились бы такое соседство.
*
-Как хоронят азербайджанцев-Согласно похоронным традициям Азербайджана человек, лежащий на смертном одре, должен располагаться лицом по направлению к мусульманской святыне «Гибле». Рядом с умирающим человеком всегда должна находиться женщина, оставлять его одного нельзя. В комнате запрещается громко разговаривать и бурно рыдать. Усопшему придают естественный вид, выпрямляют руки и ноги, закрывают глаза и рот, накрывают лицо покрывалом белого цвета. Если кончина произошла в ночное время, нужно поставить рядом с покойным горящую свечу.
Омовение и одежда умершего азербайджанца
Обычай велит обмыть тело сразу после наступления смерти, это означает «очищение». Мужчины рассаживаются вокруг разожженного во дворе костра, количество человек должно быть нечетным. В процессе сидения у костра все должны читать молитву, если в круге оказывается посторонний человек или кто-то проходит мимо.
Обнаженное тело покойного облачается в белый саван, состоящий из трех частей. Саван создается из ситца или бязи, он состоит из рубашки, отрезка для нижней части тела, отрезка для оборачивания усопшего полностью. Для прошивки савана применяется игла из дерева. Если умерла женщина, саван должен готовить ее муж и наоборот, также этим могут заняться дети или близкие родственники.
Похороны азербайджанцев
Похороны должны состояться строго в день смерти. Тело сразу из дома не выносится, гроб троекратно поднимается и возвращается на место. В процессе вынос гроба нельзя оглядываться назад, также запрещено озираться по сторонам, возвращаться с полпути. Смотреть следует лишь вперед, идти неспешно.
Гроб не опускается в могилу немедленно по прибытию на кладбище. Заблаговременно готовится специальное место, находящееся рядом с могилой. Туда следует поместить гроб и прочитать молитву или совершить подходящий по случаю намаз над изголовьем покинувшего этот мир человека. Если умер мужчина, читать молитву следует прямо у изголовья, если женщина – чтец располагается в некотором отдалении. Пренебрежение намазом или молитвой перед захоронением считается ошибочным.
Намаз совершается и перед погребением умершего ребенка, если он достиг возраста 6 лет, для совсем маленьких детей это не нужно. Намаз обязателен, если человек умер не естественной смертью, а наложил на себя руки. Перед началом намаза Мулла должен положить левую руку на левое плечо усопшего, правую руку на правое плечо, встряхнуть его и троекратно повторить: «слушай, знай и будь осведомлен», с упоминанием имени покойного. Слова говорятся в ухо усопшего, далее происходит чтение молитвы. Для женщин всегда подготавливается более глубокая могила, чем для мужчин.
Обычай не велит хоронить мусульман в гробу, тем не менее, в определенных ситуациях это разрешается (если тело уже разлагается, расчленено). Но в любом случае недопустимо использование одежды, мусульманин должен быть погребен в саване, лицом к солнечному восходу, без каких-либо посторонних предметов.
Как и при выносе из дома перед опусканием усопшего в могилу, следует трижды поднять гроб и поставить на место. Далее умерший человек погружается в могилу. Если умерла женщина, ее гроб должен находиться к восходу солнца лицом, немедленно опускаться в могилу. Если умер мужчина, опуская в третий раз гроб на землю, следует расположить его к восходу солнца головой, широкой стороной опускать в могилу.
Важно, чтобы высота земли превышала уровень могилы примерно на 10-12 см. могилу следует оросить водой, кинуть на нее 7 горстей земли и приступить к чтению молитвы. Затем наступает время для принятия соболезнований близкими родственниками усопшего. Для высказывания соболезнований существуют специальные выражения. Затем участники возвращаются домой. Ночью обязательно чтение Корана.
*
-Как хоронят чеченцев и ингушей-Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.
Подготовка похорон
Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.
Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.
Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.
Похоронный обряд чеченцев и ингушей
Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.
Поминальный обряд
Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.
На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.
*
-Как хоронят корейцев-Похороны в Корее проходят согласно конфуцианским традициям, установленный регламент тщательно соблюдается.
Подготовка похорон
Тело покойного накрывается одеялом с головой, размещается в «траурной» комнате клиники или в доме, отгороженное ширмой. Перед ширмой в обязательном порядке устанавливается столик с огромным фото усопшего, такой столик называется жертвенным. Это современная трактовка обычая, ранее применялась дощечка, на которой было написано имя заснувшего вечным сном человека.
Портрет покойного украшается парой черных траурных ленточек, их нужно прикреплять наискосок в верхних углах. На столик ставится пара свечей, курильница для благовоний и сосуд, содержащий жертвенную пищу.
Предполагается, что управлять похоронным обрядом будет старший сын или другой ближайший родственник усопшего. Однако в наши дни чаще им руководит другой распорядитель, обладающий опытом в этой печальной сфере. Как правило, это друг семьи или родственник, представитель ритуального агентства.
Обмывание умершего человека осуществляется на следующий день, затем тело снова кладется гроб и скрывается ширмой. Параллельно создается траурное знамя (мёнчжон), его будут нести перед похоронной процессией. Это красное длинное полотнище приблизительно 2 на 0.7 метра. На знамени обозначается клан и имя покойного желтыми или белыми иероглифами.
В течение трех суток тело усопшего остается в доме, его родственники и друзья приходят с соболезнованиями. Дочери покойного не могут участвовать в обряде, гостей встречают только его сыновья. Часто гости, пришедшие проститься с умершим человеком, берут с собой палочки благовоний, их принято возжигать перед фотографией на столе. В наши дни иногда приносятся и цветы, это уже влияние Запада. Гости совместно с сыновьями усопшего совершают перед ширмой поклон, затем проходят в другую комнату, где находится стол с закуской и выпивкой.
Проведение похорон
На похоронный обряд в Корее приходят с деньгами, простые знакомые отдают по 30-40 долларов, близкие люди приносят большие суммы. Для передачи денег служит конверт, дополненный запиской с адресом и именем дарителя, размером суммы. Просто знакомые могут передать конверт с другими людьми.
Современный траурный наряд – черный костюм, дополненный черным галстуком. Холщовый головной убор надевается членами семьи, принимающими соболезнования.
Перед отправкой на кладбище должна состояться церемония вечного прощания, поднесение вина и фруктов – жертвенной пищи. Затем похоронная процессия доставляет гроб до могилы. Сейчас перед гробом несется фотография усопшего, идет человек, несущий траурное знамя. Гроб размещается на катафалке, за ним следует старший родственник, далее родственники в зависимости от близости родства. Замыкают погребальную процессию гости. В наши дни женщины получили право участия в ней.
Часто место захоронения расположено далеко от города, для доставки друзей и родственников используется специальный автобус. За подготовку могилы и организацию поездки отвечает похоронное бюро. В основном могила подготавливается заранее, для нее выделяется место на склоне горы, на заблаговременно очищенном от кустарника и леса маленьком участке. Глубина ямы составляет примерно 1.5 метра, в нее опускается гроб и накрывается знаменем, затем могила засыпается землей.
Над могилой устанавливается небольшой овальный курган. В основном захоронение супружеских пар осуществляется в одной могиле, мужчина – слева, женщина – справа. Иногда создаются и дополнительные сооружения - жертвенные столы из камня.
В древности, засыпав могилу землей, нужно было принести обряд жертвоприношения. Однако христиане отказались от этого обычая в пользу молебна. Далее наступает период траура.
*
-Как хоронят узбеков-Бухарский похоронный обряд начинается с той самой секунды, когда констатируется смерть.
Подготовка к погребению
Кто-то из близких людей усопшего должен взять руководство над подготовкой к погребению в свои руки. Предстоит длинный список дел, нужно нанять обмывальщика трупов (мурдашуя), посетить кладбище и договориться с копателем могилы (гуркавом), оповестить близких родственников и друзей, получить свидетельство о смерти у докторов и известить служителей мечети, в которой в полуденный час будет читаться заупокойная молитва (жаноза).
Кроме того, нужно назначить мужского и женского распорядителя обряда, выбрать человека, который обеспечит расстановку у подъезда стульев и столов, возьмет на себя организацию самовара на улице. Для чаепития необходимы пиалы, чайники, различные чашки, тарелки и блюда.
Дом усопшего делится на две половины: женскую и мужскую. Если умерший человек проживал в районе, обладающем типичными пятиэтажками, его квартира становится местом для приема женщин. Место мужчин – уличный двор, который огораживается брезентом. Именно во дворе расставляются стулья и столы.
Прощание с телом
Женщины должны облачиться в траурный наряд белого цвета. Начиная с ранних утренних часов, родственницы заснувшего вечным сном человека встречают гостей громким плачем у входа, двери держатся открытыми. С прибывшими на похороны людьми принято обниматься, обязательны громкие причитания, длящиеся в среднем 3 минуты.
Посетители должны пройти в комнату, заблаговременно застланную стегаными одеялами и скатертью, их рассаживают по периметру. Место в “красном” углу предназначается специально приглашенной женщине-священнослужителю, которая занимается чтением сур из Корана. Владельцы дома всех угощают чаем, к которому подается кишмиш, миндаль, жидкая хала, пирожки с мясом и без начинки, белое варенье и в обязательном порядке лепешки. По истечению некоторого времени гостям подаются манты, плов или болгарские перцы. Все эти блюда приносятся родственниками, готовка в доме усопшего под запретом.
Далее наступает время для чтения очередной молитвы, после нее гости поднимаются, прощаются с хозяевами, произносят стандартные утешительные слова. Остаются только близкие родственники, которые должны поддержать семью покойного. Они покинут дом только после того, как зайдет солнце, утром придут опять, причем не с пустыми руками. Церемония вновь повторяется.
Представительницам женского пола, пришедшим попрощаться с усопшим, раздаются небольшие узелочки-платки размерами 30*30 см. В платки насыпают 3-4 куска сахара и горсть кишмиша. Молодые девочки следят за тем, чтобы всем гостям хватало пиал и чая, моют и вновь расставляют чашки. Также они должны заблаговременно убраться не только в квартире, но и на улице – месте сбора мужчин.
Обмывание тела покойного осуществляется в специальной комнате. Когда процедура заканчивается, обмывальщик получает не только деньги, но и калоши, махси, некоторые вещи усопшего, керамическое блюдо, чайник, пиалу, чашку под первое в форме сферы и стеганое одеяло.
Похожая картина наблюдается во дворе, с той лишь разницей, что участвуют в ней только представители мужского пола. Хозяева-мужчины должны надеть соответствующий сезону халат, подпоясаться платком, надеть тюбетейку на голову.
Во главе стола в течение трех дней восседает приглашенный священнослужитель, обязанностью которого является чтение сур каждому новому гостю. Посетители рассаживаются за столом и слушают суры из Корана в течение примерно 5 минут. Затем священнослужитель должен выразить надежду, что душа усопшего упокоится в раю, после чего люди творят омин. Далее гостей потчуют фруктами и чаем, за этим опять следует краткая молитва и омин. После этого место освобождается для только что пришедших посетителей, все повторяется вновь уже с их участием.
Похоронная церемония
К полудню подготовленное, завернутое в саван и уложенное в тобут тело усопшего поднимается мужчинами и несется до мечети, которая находится на территории кладбища. В похоронной процессии женщины не участвуют, остаются дома. Возглавляют шествие сыновья и внуки умершего человека, держащие в руках посохи, сделанные из веток тутового дерева, обязательны громкие причитания. За ними следует толпа, периодически люди, несущие похоронные носилки сменяются.
В мечети похоронные носилки ставятся на специальный постамент. Мулла приступает к чтению заупокойной молитвы. Когда молитва завершается, тело усопшего относится к заблаговременно подготовленному могильному сооружению. Оно имеет вид склепа, в котором предусмотрен только один вход-выход. Тело умершего человека, завернутое лишь только в саван, вносится в склеп и кладется так, чтобы голова была направлена в сторону Мекки.
Таким образом, человек покидает мир так, как и появился в нем – без единой вещи.
*
-Как хоронят в Финляндии-Финны известны всему миру как долгожители, однако смерть рано или поздно приходит и за жителями Финляндии. Если человек отходит в иной мир не в больнице, его родственники вызывают врача или уведомляют полицию. Определив причину кончины, врач выдает свидетельство о смерти, обязательное для устройства похорон. Разрешение на погребение выдается церковным приходом или службой учета населения, при этом гражданин должен входить в Евангелическо-лютеранский приход.
Согласно статистике, в 2011 году в Суоми смерть забрала 50590 человек, причем эта цифра приблизительно равно распределена между представителями обоих полов. Такая высокая смертность наблюдается уже вторично за последние годы. Однако присутствует и положительная динамика, в 2011 году значительно уменьшились показатели детской смертности.
Средняя продолжительность жизни женщин, проживающих в Финляндии – 83.5 лет, мужчин – 77.2. Более миллиона людей, достигших 65-летия, отмечено в этом государстве в июле 2012 года. Для сравнения в 1975 году эта цифра составляла полмиллиона, а в 1944 – всего четверть миллиона.
Помощь государства и затраты на похороны
Бесплатное место на кладбище и частичная компенсация похоронного обряда положена приверженцам финской церкви, исправно платившим церковный налог. На освященной земле кладбища могут быть погребены православные и лютеране. Однако на многих кладбищах допускается захоронение последователей других религий, а также лиц, являющихся атеистами. В Суоми существуют платные кладбища. Популярностью в Финляндии пользуется кремация, в урнах предают земле более половины покойных, в некоторых частях государства эта цифра еще выше.
В основном на похороны выделяется сумма из наследства умершего человека. Если после него не осталось имущества, оплату погребения могут взять на себя родственники. Кроме того, можно обратиться за материальной помощью, в этом случае можно рассчитывать на оплату самых важных деталей: гроба, места на кладбище, подготовку и транспортировку гроба с телом.
В среднем похороны в Финляндии обходятся в 1.5-3 тысячи евро, дополнительные расходы также возможны: надгробный памятник, поминки, церковный приход и прочие услуги. Важным документом является опись наследства усопшего, она составляется в течение трех месяцев, затем сдается в Налоговую службу. Затягивать с описью нельзя, так как наследство будет обложено налогом.
Смерть гражданина России в Финляндии
Если несчастье произошло с россиянином во время его пребывания в Финляндии, возможно захоронение умершего человека на местном кладбище после получения разрешения церковного прихода.
Возможна и транспортировка покойного в Россию, потребуются следующие документы: паспорт умершего человека, разрешение на транспортировку, разрешение на захоронение. Есть также такой вариант, как перевозка урны с прахом, в этом случае обязательно свидетельство из крематория.
Похоронные обряды Финляндии
Покойных не предают земле сразу, может уйти около двух недель на все процедуры. Для отпевания приглашается священник, читающий псалмы не только в часовне, церкви или на могиле, но и дома. В основном предпочитается традиционная церемония прощания, проходящая в церкви. Гости сидят на скамейках, псалмы читаются пастором со сцены. Прощание с умершим человеком по-фински – это закрытый гроб, множество белых цветов, музыка органа и горящие свечи.
Траурные процессии не практикуются в Суоми, гроб доставляется на кладбище катафалком. Участники церемонии встречаются там, опускают гроб в землю и расходятся. Закрытие могилы ложится на сотрудников кладбища, венки и цветы приносятся родственниками на следующий день. Гранитное надгробие устанавливается после оседания земли. Поминки очень многолюдны – человек 100-150.
*
Буддийские, иудейские и мусульманские обряды
@темы: обряды и традиции, Тени смерти, кремация, атрибуты погребения и похорон