автор mudilevski
В 1984 году я попал в больницу с диагнозом: параапендикулярный аппендицит, гнойный абсцесс, спаечно-кишечная болезнь. Однако выжил, несмотря на изношенность организма. Выздоровление заняло много времени. С течением времени, когда я стал уже вставать и прогуливаться в парке вокруг больничного корпуса, я вдруг с удивлением для себя обнаружил, что это вовсе не парк, а одно огромное немецкое кладбище.
Я занялся расспросами среди медперсонала и пациентов. Мне рассказали, что якобы при немцах в этом здании располагался дом для престарелых – хоспис. И соответственно здесь же их и хоронили. С тех пор, территория кладбища пришла в ужасающее состояние. Никем не ухоженное, оно непрерывно подвергалось набегам копателей или становилось убежищем для «бомжей». Вопреки теперь распространённым представлениям, «бомжи» существовали и в СССР. Сам этот термин – советский. Где же не быть лицам без определённого места жительства, как не у бывшего хосписа.
К тому времени, когда я стал осматривать кладбище (март 1984 года), гробокопательство достигло промышленных масштабов. Выходя утром на прогулку, я видел отпечатавшиеся в глине свежие следы от автомобильных шин, свежеразрытую могилу, доски гроба и разбросанные кости. Судя по количеству ям, грабить, было что. Кладбище было очень древним, настолько, что из экономии места в некоторых местах, оно по обычной немецкой привычке располагалось в три слоя. Разглядывая плиты, я хорошо запомнил, что самый древний склеп, огромная (наверное, мраморная крышка), подрытая только с одной стороны, датировалась 1813 годом. Учитывая общую прусскую скудость ресурсов, такое надгробие могли возвести только выдающемуся человеку, наверное, из магистратуры Кёнигсберга, или из военной касты. Основная масса плит датировалась серединой и концом девятнадцатого века. Это были парные могилы, как правила для мужа и жены, либо для братьев и сестёр. Дата рождения обозначалась звёздочкой, дата смерти крестиком. Основной материал надгробий – полированный гранит, серый или красный.
читать дальшеЗады, никак неогороженного кладбища, упирались в когда-то просторное поле, теперь урезанное ноздреватой бетонной стеной режимного учреждения с вышками и колючей проволокой. То ли тюрьма, толи военная часть.
Ещё деталь. В двух десятках метров от режимной стены, вдоль по окантовке кладбища тянулась неглубокая, сантиметров тридцать глубиной, до метра шириной, траншея, в которой почти аккуратным рядком на десятки метров, как бусины на нитке, лежали полуистлевшие трупы. Я не говорю скелеты. Потому что на многих оставались остатки кожи, сильно выросшие на подбородках остатки бород; на груди одного из них, под слоем задубевшей как доска кожи я рассмотрел провяленные мышцы бело-жёлтого цвета. Что это за скелеты, я ума приложить не мог. Лежали они без одежды, без гробов, лишь на одном из них я увидел остатки ткани сильно напоминающую зимнюю маскировочную сеть советской армии. Трупы лежали полузатопленные дождевой водой. Я не поленился, собрал несколько черепов, выложил их в ряд, и стал внимательно рассматривать. По странному совпадению рядом оказались два черепа совершенно различной, если так можно выразиться, конфигурации. Один – узкий прямой, рыже-пегий, наверное, принадлежал красивому человеку. Другой – низкий, с почти отсутствующим лбом, расползшийся, как тесто, зеленовато бурый, тинистый, принадлежал человеку с явными признаками дегенерации. Внутри черепов култыхалась белая глина и ползали черви. Это напомнило мне нечто из Шекспира в исполнении Смоктуновского…
В следующий раз я попал в эти места уже через три или четыре года. Я поразился тому, как мало осталось здесь камней. Видимо, когда кончились могилы, началась торговля надгробиями. Тоже, скорее всего, незаконная. Но ведь и суть всей советской жизни изначально – это и есть беззаконие. Только теперь это было внеположество законам и морали, и нравственности, и человеческих обычаев не самой власти, а людей, которые при этой власти выросли и воспитались. Если первые переселенцы решались, лишь подхоранивать своих близких, на удобное для этого место, из нищеты перелицовывая старые камни, даже не стёсывая их, а просто привинчивая металлические листы поверх старых надписей, то новые хозяева увозили мраморных мадонн уже без всякого волнения в душе. Так кладбище и погибало. Погибала сама память о людях славного прошлого.
Однако крах советской системы, позволил спасти хотя бы крохи. Не так давно я шёл мимо и решил завернуть, взглянуть на всё это глазами человека, который был через двадцать пять лет. И с удивлением обнаружил прекрасную лютеранскую кирху, которая теперь венчает вход в это скорбное место, теперь аккуратно огороженное, с выложенными тропинками и прогуливающимися по этим дорожкам задумчивыми стариками немцами. Не только стариками, но и молодыми людьми. Мимо меня прошла пара людей лет тридцати пяти, мужчина и женщина, оба в джинсовых костюмах. Оба оживлённо говорили по-немецки. Женщина как-то с любопытством и улыбкой задержалась на мне взглядом…
Давно уже нет ям, нет могильных плит, есть символически выставленные разновеликие кресты, как семейства ёжиков разбрелись по парку тут и там. Но русское варварство успело проникнуть и сюда. Так же разрисовывают неприличными надписями, всё так же пьют, гуляют и бросают мусор, всё так же не проявляют признаков хотя бы сочувствия. Тем более, что я вдруг узнал, что на этом месте погибло огромное количество советских солдат. Несколько гранитных столбов с вырезанными на них списками красноармейцев стоят теперь напротив высоченного лютеранского креста. И сделано всё это, как я понимаю, на немецкие деньги. Я даже осмелился предположить, что те трупы из траншеи у военной части и были эти самые – красноармейцы, наспех захороненные, едва окончились бои…
У сторожки, в углу мемориала, я вдруг обнаружил маленький музей из обломков сохранившихся надгробий. С какой же радостью я узнал некоторые из них, которые помнил ещё с 1984 года. Служащий кладбища, молодой пацан с быстрыми и наглыми глазами, которые только и ищут, как сшибить деньгу, насмешливо окинул меня взглядом, наверное, приняв за немецкого туриста. Но ничего не сказал.
С удивлением осмотревшись, я обнаружил, что кладбище потихоньку ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ. Родственники, когда-то похороненных здесь пруссаков, приезжают из Германии, по каким-то привязкам (наверное, старые карты) находят сектора, ставят временные крестики и таблички, чтобы затем, установить полноценный памятник. И это, пожалуй, главное и радостное, что я здесь увидел. Значит, есть люди на земле, которые вопреки жестокой реальности способны быть, не просто сентиментальны, способны реально помнить своё прошлое, которые хранят память своих предков, предков детьми которых, они, может быть, и не являются.
Ушёл я с кладбища с двояким чувством. Одновременно и радость и печаль. Печаль за то, что принадлежу великому народу, который всё своё величие спустил в грязную канаву, и при этом гордится этим беспутством, как особенной национальной чертой.©В Кёнигсберге в период с 1931 по 1945 годы существовало пятьдесят одно кладбище, - говорит специалист по истории края Николай Чебуркин.
статья- Древние жители Пруссии хоронили своих умерших в грунтовом могильнике, предавая земле после кремации сожженные останки.
Первые регулярные захоронения появляются на здешней земле в XIII веке после завоевания Пруссии Тевтонским рыцарским орденом и крещения пруссов.
Первым местом в городе, где появилось кладбище, считается двор Штайндаммской кирхи (современный район остановки на Ленинском проспекте около “Инвестбанка”). Эта кирха была заложена еще во времена похода богемского короля Оттокара II в Самбию (одну из двенадцати земель, входящих в состав древней Пруссии).
В середине века всех кенигсбержцев хоронили в кирхах и на площадях возле них. Однако после очередной эпидемии чумы, выкосившей чуть ли не треть населения города, кладбища, принадлежащие приходам религиозных общин - из соображений безопасности - стали располагать отдельно от кирх.
Первое “автономное” принадлежало Немецкой реформаторской общине, было учреждено в 1629 году курфюрстом Георгом Вильгельмом и находилось на Нойе Зорге, позже переименованной в Кенигштрассе (нынче - ул. Фрунзе). В 70-е годы ХХ века на его месте был воздвигнут Дом быта - “совмещенный” сегодня с казино “Ванда” и юридическим факультетом КГУ.
..После строительства в середине ХIХ века в Кенигсберге Вторых вальных укреплений вновь создаваемые кладбища были вынесены за пределы внутреннего оборонительного кольца.
В это время появляются кладбища на Альте Пиллауэр Ландштрассе (ул. Дм. Донского) и перед Королевскими воротами (ул. Гагарина).
С 1913 по 1918 годы были ликвидированы Старое Трагхаймское и Старое Штайндаммское - а на их месте разбиты зеленые ландшафтные зоны. Тогда же, в 1913 году, появилось большое городское кладбище на Кранцер Аллее (ул. А. Невского), а в центре его был построен крематорий. Расходы на сооружение составили 260.000 марок. Художник Отто Эвель украсил купол крематория превосходными фресками с изображением танцующих покойников.
В апреле 1920 года в пригороде Ротенштайн, где находились склады боеприпасов, прогремел взрыв. Было много жертв и разрушений. В том числе - уничтожен купол с фресками. Когда крематорий восстановили, оконные стекла украсили картины Эвеля, а рядом был установлен памятник павшим от взрыва (работы скульптора Кауэра и архитектора Ларса).
...Бурный рост города в тридцатые годы ХХ века, увеличение числа жителей и расширение городских территорий заставили создавать новые кладбища все дальше от центра - так их и получилось 51. При населении города - 372.000 человек (Сегодня в Кениге реально проживает около полумиллиона человек. А кладбищ, извините, три, - прим. авт.) Среди достопримечательностей можно назвать Еврейское кладбище, появившееся в 1703 году возле мельницы в конце Врангельштрассе (ул. Черняховского, за бывшей пожарной частью, а ныне - управлением ГИБДД) - там в 1831 году был похоронен известный художник Иоганн Лове. До этого евреев вывозили хоронить в Польшу.
Это кладбище сохранилось и в ХХ веке. Сейчас часть домов в районе областной ГИБДД располагается аккурат на могилах.
...Еще следует отметить Нойроссгартенское кладбище, освященное в 1817 году и получившее позже в народе название “кладбища ученых, или Надгробный памятник музыкальному критику и композитору Лоизу КёлеруПрофессорского”. Там были захоронены Франц Нейманн (основатель физико-математического семинара в Альбертине, человек, привнесший математику в физику - до него последняя считалась наукой философской, формул в ней не было) и Гиппель, Бессель и Каспари... Памятники им были сразу же после войны поставлены на учет - но в 60-х годах их смахнули, не посмотрев на гриф “охраняется государством”... На их месте были построены гаражи и производственная база завода “Союзгазавтоматика”. Уже несколько лет эта территория не используется и превращена в свалку мусора.
Кроме того, в Кенигсберге существовало кладбище для животных. С маленькими могилами и надписями на табличках. Располагалось оно западнее железной дороги Холландербаум-Нордбанхоф и доходило до Эрлиххаузенштрассе (ныне - территория, примыкающая с севера к милицейскому стрельбищу). Его назвали Собачьим, крестов там не ставили, но прийти и почтить память своего хвостатого любимца было можно.
(Те, кто хоть раз хоронил в НАШЕМ городе четвероногого друга, это поймут и оценят... Свою кошку Соньку - очаровательное существо с эльфийскими ушками и мягкой серой шерсткой - мы закопали с внешней стороны ограды Старого кладбища, под кустом. Эти кусты давно разрослись и перепутались ветвями, и где именно зарыта умершая кошка, мы уже не знаем. Кота Мурзика, верно прослужившего нашей семье весь отмеренный ему век, отец положил в мешок и увез на окраину города, где насыпал над ним скромный холмик - естественно, не сохранившийся. А один мой знакомый закопал своего погибшего пса в коробке из-под магнитофона у себя на даче. И все это тихо, тайно... чтоб никто не увидел и не оскорбил скорбное действо усмешкой или гневным окриком. Как-то вот не принято в НАШЕМ городе плакать по хвостатым друзьям - хотя очень часто они бывают ближе и преданнее друзей двуногих, - прим. авт.)
...Первые советские переселенцы были потрясены видом немецких захоронений.
“<...> Вот где красота была, - вспоминает Е.П. Кожевникова, - цветы, кустарники, в четырех местах по углам стояли колоночки с водой”.
Ирина Васильевна Поборцева добавляет:
“Ну просто чудо из чудес! Памятник весь был сделан из серого гранита. Идет священник. Действительно, идет, как живой. Ряса развевается по ветру. На груди висит большой крест. Видно каждое деление цепочки, каждую складку на одежде, каждый волосок на голове. А самое главное чудо - это его пояс: простая веревка, но так выразительно сделано, что все узелочки, переплетения видны; вот если бы не дотронулась рукой, никогда бы не поверила, что это сделано из камня... На поясе связка ключей. Причем ни один ключик не был похож на другой” (“Восточная Пруссия глазами советских переселенцев”).
Однако расположение кладбищ в центре города - теперь уже Калининграда - казалось его новым жителям неестественным. Опять же, местные власти взяли курс на тотальную ликвидацию прошлого. Вот еще одно свидетельство:
“Нам говорили, что на местах этих кладбищ будут парки. Мы, молодежь, по выходным дням, на воскресниках там работали: подходили к могилам по нескольку человек, и если захоронение было небольшое, то просто брали надгробия и плиты и клали на грузовик; если же могила была большая, то сворачивали надгробия и плиты с помощью ломов. Куда потом это девалось - нас не интересовало. В нас еще оставалась ненависть к немцам, да и воспитание было такое: “Раз надо, значит надо”. Ведь немцы наших убивали”.
И еще:
“Наше отношение к немецким кладбищам было дикое <...> Для нас немецкое - было вражеским. А раз враги - надо им мстить. Даже мертвые - это фашисты. Когда я впервые в 1961 году посетила поселок Чистые Пруды, я увидела русское кладбище, заботливо ухоженное немцами. Мне это казалось диким. Как это, немцы русским делали могилы? Не могла этого понять...” (“Восточная Пруссия глазами советских переселенцев”)
...В результате этого всего в пятидесятые годы городские кладбища Кенигсберга были превращены или в сады (сейчас заброшенные), или в парки Калининграда. Или просто застроены.
К примеру, напротив магазина “Океан”, где сейчас одна из лабораторий КГТУ, простиралось кладбище. Его территория - вдоль всей зеленой зоны нынешнего сквера. Архитекторы задумали - и уже почти построен “проект века”: деловой центр “Клевер-Хаус”. Весьма удачное место. Особенно если учесть, что с июля этого года СЭС запрещает согласовывать застройку - как и любое другое хозяйственное использование - бывших кладбищенских земель.
(Между тем, Парк культуры и отдыха им. Калинина, ныне Центральный, вырос на костях девяти разных кладбищенских участков, парк им. Гагарина - на месте Хабербергского кладбища.)
Есть и еще одно обстоятельство: первых переселенцев, умерших в период с сорок пятого по сорок восьмой годы, зачастую хоронили рядом с немцами. К примеру, католическое кладбище на ул. Камской до 60-х годов было советским - как и католическое на нынешней Лесопарковой. Так что “под нож” (точнее, под трактор) были пущены и могилы своих.
...Уцелело, в сущности, только 2-е кладбище Королевы Луизы - теперь это наше Старое, на проспекте Мира. Оно сильно разрослось с довоенных времен; при немцах могилами был занят маленький сектор справа и слева от часовни, а вокруг находился опытный участок по выращиванию сельхозпродукции Кенигсбергского университета. Теперь за оградой - дачи, гаражи...
...Естественно, такие вещи даром не проходят. Можно быть завзятым материалистом, но трудно отрицать, что в местах, где десятилетиями скапливалась массовая энергетика горя, едва ли кто-то будет чувствовать себя комфортно и счастливо.
Атмосфера “давит”. Не зря во всем мире стараются превращать места глобальных сражений или трагедий в мемориальные комплексы.
Можно верить или не верить, но - на месте Трагхаймской кирхи, окруженной кладбищем, в наши дни была построена многоэтажка.
По полузакрытой медицинской статистике, процент онкологических больных среди жителей этого дома гораздо выше, чем в домах соседних. Равно как и процент нервных срывов и расстройств.
А на ул. Дзержинского, где прежде находилось кладбище на Шонфлиссер Аллее (от него сохранилась часовня на территории современной автобазы) построили особняк. Там очень странно ведут себя животные. Большие и вроде бы злые собаки вдруг становятся шелковыми - и вместо того, чтобы пытаться разорвать прохожего в клочья, забиваются подальше и жалобно скулят...
А в некоторых элитных домах (сами понимаете, парковые зоны давно превратились в самые лакомые места для индивидуальных богатых застройщиков... то бишь особняки, как грибы, растут “на костях”) принципиально не живут кошки. Убегают при первом удобном случае. А те, кто сбежать не может или не решается, тихо чахнут - и очень скоро издают последнее “мяу”... Бедные хвостатые заложники ситуации... Как, впрочем, и мы все - живущие в городе, который до нас и создавали, и разрушали, и перекраивали заново, оставляя НАМ в наследство и проблемы, и упущения, и свершения... невероятный коктейль, гремучую смесь, колдовское зелье, именуемое калининградской ментальностью.
...Что же делать? Вообще-то - покаяться. За разрытые могилы, раскуроченные склепы, разбитые памятники. За то, что мы так до сих пор и не поняли, что уважение к Жизни есть продолжение уважения к Смерти. Своей, чужой - не суть важно. Иначе прошлое обязательно отомстит. И чаще всего - за чужие провинности.
Д. ТаманцеваСправка по кладбищам Калининграда.(по немецким источникам ГАКО)1.
Кладбище кирхи Юдиттен: а) у Свято-Никольского собора
б) ул.Тенистая аллея (новое кладбище)
статьяКирха Юдиттен, является, пожалуй, самым загадочным строением в Калининграде, ибо нет единого исторического мнения ни о происхождении слова «Юдиттен», ни о времени постройки кирхи. Что касается названия, то наиболее правдоподобной является версия существования племени юд, населявших много столетий назад места современной Калининградской области. Немногим менее правдоподобной кажется истории о неком Юдо (или Юдетусе), которому в этих местах были дарованы земли ландмейстером Тевтонского Ордена. Еще одна гипотеза гласит, что кирха названа в честь святой Ютты (Юдитты) Ботишер, проживавшей и умершей в одном из прибалтийских монастырей.
Датой возведения Юдиттен-кирхи считается 1288 год, хотя в некоторых исторических документах иногда фигурируют и более поздние года. Но в любом случае это самое старое здание Кенигсберга. Строилась церковь пруссами, что уже само по себе подразумевает педантичность и строгость в подходе к строительству и архитектуре. Основной неф Юдиттен-кирхи был сооружен из крупных необработанных осколков горных пород. Западная стена нефа построена из больших кирпичей, выложенных готической кладкой. Пять стен хоров возведены из валунов и кирпичей. К рубежу XIV-XV веков Юдиттен-кирха стала излюбленным местом паломничества тевтонских и ливонских рыцарей. В это время была отстроена колокольня и написаны фрески на триумфальной арке и хорах. Стены были украшены гербами тевтонских гроссмейстеров. Внутри кирхи располагался шедевр пластического искусства XV века – скульптурное изображение «Мадонна на полумесяце». Народная молва приписывала скульптуре всевозможные целительные чудеса, что в свою очередь привлекало в эти места множество паломников.
Во второй половине XVI на башне кирхи установили флюгер. В 1672 году для церкви был изготовлен новый алтарь из коричневого дерева с живописными элементами и позолотой. В 1686 году с одной из сторон ломаной арки была пристроена деревянная кафедра с резьбой. В начале XIX века был произведен капитальный ремонт Юдиттен-кирхи. Многие помещения полностью перестроили, а между башней и нефом возвели поперечный притвор. В 1840 году стены церкви наполнили звуки органа.
При Юдиттен-кирхе существует свое кладбище, на котором в разное время были похоронены фельдмаршал фон Раедер (комендант Кенигсберга), фельдмаршал Левельд и местный скульптор Станислав Кауэр.
Во время II Мировой войны кирха почти не получила повреждений, даже несмотря на ожесточенный штурм Кенигсберга советскими войсками в 1945 году. Однако после войны церковь начала постепенно разрушаться переселенцами из Советского Союза. И к началу 1980-х годов, когда вступило в силу решение о передаче здания кирхи для восстановления Православной церкви, Юдиттен-кирха превратилась в развалины.
Руководство Православной церкви решило открыть в здании православный храм, который и был освящен в 1985 году. Но работы по восстановлению здания продолжались еще 5 лет. В 1988 году (году тысячелетия крещения Руси) в бывшей кирхе состоялась первая православная служба. Таким образом, Юдиттен-кирха превратилась в Свято-Никольский собор, который является основным действующим храмом Свято-Никольского женского монастыря.
Автор: Андрей Лисянский
2.
Кладбище кирхи королевы Луизы:
а) в ПКиО им.Калинина у кирхи королевы Луизы
б) пр.Мира – ул.Бассейная
Первый храм, построенный Хайтманном - это церковь памяти королевы Луизы. Она была освящена 9 сентября 1901 года в присутствии императорской четы. Здание было выдержано в новороманском стиле. Алтарь скрывался под балдахином, справа от него находилась вырезанная из дерева кафедра, слева - императорская ложа. Орган был изготовлен кенигсбергским мастером Терлецки. На башенке звонили три колокола.
Во время штурма Кенигсберга церковь не пострадала. Но в 1958 году начал обрушиваться ее потолок, просела кровля. В 1970 году был разработан архитектурный проект ее переоборудования: из кирхи решили сделать областной кукольный театр.
Внешний облик здания сохранился, но внутри пространство храма было кардинально “перелопачено”. Сланцевый шифер на крыше заменили медными листами, с западного портала удалили рельефное изображение Иисуса Христа... Бывшая кирха сменила окраску: раньше грани были белыми, а стены - оштукатурены красным (эту расцветку выбрала королева Луиза, которая чрезвычайно любила в бело-красной амазонке гарцевать на коне перед войсками во время парадов). Строители выкрасили грани в сине-серый цвет, а стены, наоборот, побелили.
Внутри во время реконструкции появился новый этаж, где и располагается зрительный зал.
...Рядом с храмом находились две постройки - помещение для конфирмации и домик, где жил священник. Они обветшали и в пятьдесят восьмом году были снесены. Кладбище, прилегающее к кирхе, было уничтожено десятью годами раньше. (А потом на костях кенигсбергских покойников был разбит парк культуры и отдыха. С танцплощадкой и аттракционами. Что ж, “пляски на могилах” - самая давняя калининградская традиция, - прим. авт.)
С кирхой королевы Луизы связан трагический, инфернальный сюжет: два мужика подрядились спилить два креста. На этой кирхе - и на церкви Христа (ныне Дворец культуры вагонзавода). Им хорошо заплатили. Но в течение года один из них попал под трамвай и остался без обеих ног, а другого насмерть сбила машина. Может, это просто случайность, но... люди считают иначе.
Легенда:
Рыжая коса
Это одна из самых ужасных историй, которую рассказывать надо только на ночь. Офицерское кладбище или кладбище за кирхой королевы Луизы (ныне Парк им.Калинина). Во время войны на этом кладбище хоронили военных. В Калининграде существует определённая категория людей, так называемые гробокопатели, которые зарабатывают тем, что «вздувают» - оскверняют могилы. В 60-е годы ХХ столетия они вскрыли женскую могилу и, что поразительно, нашли скелет молодой девушки с огромной толстой рыжей косой. Они достали эту косу, вымыли, вычистили, и когда в Калининграде проходили гастроли одного из Российских театров, продали её одной из актрис этого театр. Волосы были в изумительной сохранности. Позже у этой актрисы обнаружили рак мозга. Рыжая ли коса тому виной, неизвестно, но когда она снимала парик из этой косы, у неё начинались страшные головные боли, когда коса была на ней, она чувствовала себя хорошо… И когда она умирала, коса лежала рядом с ней на простыне. Эта история зловещая. И рыжая коса ещё раз свидетельствует о том, что не надо брать ничего из могилы. То, что принадлежит мёртвым, должно принадлежать им всегда. 3. Кладбище на территории ПКиО им.Калинина:
Викиа) II-е Тракхаймское кладбище
б) III-е Нойросгартенское кладбище
в) III-е Альтштадтское кладбище
читать дальше4. По ул.Дмитрия Донского:
а) Штайндаммское кладбище
б) II-е Альтштадтское кладбище
в) кладбище Кафедрального собора
г) I-е Трагхаймское кладбище
д) I-е Нойросгартенское кладбище
5.В районе памятника Бесселю (профессорское кладбище)
6. В районе ул.Краснооктябрьской
7. По ул.А.Невского в районе психдиспансера (крематорий)
8. У кирхи Кведнау – Северная гора
9.III-е Закхаймское кладбище – в районе Московского проспекта
10. По ул.Гагарина:
а) Немецкое реформистское кладбище
б) II-е Альтросгартенское кладбище
в) Новое католическое кладбище
г) II-е Лёбенихтское кладбище
д) I-е Альтросгартенское кладбище
е) II-е Закхаймское кладбище
ё) I-е Лёбенихтское кладбище
ж) Старое католическое кладбище
з) Французское реформистское кладбище
к) I-е Закхаймское кладбище
л) Гарнизонное кладбище
11. Литовский вал:
а) I-е кладбище
б) Немецкое реформистское кладбище
12. Московский проспект:
а) кладбище Лёбенихтского госпиталя
б) I-е Гарнизонное кладбище
13. Кладбище у Штайндаммской кирхи
14. Кладбище у Кафедрального собора
15. Хабербергское кладбище у кирхи Хаберберг
16. у Бранденбургских ворот:
а) Старое Альтштадтское кладбище
б) старое Кнайпхофское кладбище
В связи с частыми эпидемиями захоронения в центре Кёнигсберга были запрещены и церковные общины получили территории для захоронений на окраинах.
В Хаберберге существовало кладбище у Хабербергской кирхи, а также два кладбища других общин у Бранденбургских ворот (Старое Альтштадтское кладбище и Старое Кнайпхофское кладбище, на котором захоронены ректоры Кёнигсбергского университета), в районе нынешней улицы Суворова (бывшей Берлинской) находилось Старое Хабербергское кладбище.
Затем кладбища стали выноситься на ещё более дальние окраины растущего города. Так, Новое Хабербергское евангелическое кладбище расположилось на нынешней улице Киевской (бывшей Бранденбургской, теперь там расположен Балтийский парк), Новое Хабербергское католическое кладбище — на нынешней улице Камской (бывшей Годриенерштрассе).
После Второй мировой войны все эти кладбища, кроме кладбища на улице Камской, где до 1960-х годов продолжались захоронения, были уничтожены.
16. по ул.Суворова – Старое Хабербергское кладбище
17. Новое Хабербергское евангелическое кладбище – ПКиО им.Гагарина
18. Новое Хабербергское католическое кладбище – ул.Камская
19. Кладбище у кирхи Католической на Московском проспекте
20. Кладбище по ул.Судостроительной
21. Евангелическое кладбище у кирхи Понарт
22. Кладбище в районе ул.Дзержинского
23. Кладбище по ул.Печатной
24. Кладбище у кирхи Зелигенфельд.Всего: около 44 кладбищ.
Дорогие читатели, если среди вас есть жители Калининграда, то напишите, пожалуйста, что знаете о местных кладбищах, а может у вас даже найдется пара снимков
Отец ее мужа был строителем и работал над строительством парка Калинина (около кирхи королевы Луизы).
Он сидел в экскаваторе, зачерпнул ковшом землю и зацепил гроб. У него сломалась крышка и из гроба выпала девушка.
Молодая немка (?), очень красивая, рыжеволосая, в дорогом платье. Ее тело было очень хорошо сохранено, видны были отчетливо черты лица.
Но на солнце и кислороде она буквально развалилась спустя пять-семь секунд. Остались кости, волосы да платье.
А вообще, парк действительно странный. Когда я была маленькой, я не любила туда ходить, там не было весело.
Узнала, что он построен на кладбище от бабушки, когда мы гуляли недалеко от него, решили зайди с другой стороны,
а нам открылась картина: весенний день, редкий лесок, солнце, зелень и надгробия. Сплошные кресты, такие старые,
обшарпанные. Буквально через метров 50 от парка еще сохранившиеся надгробия. Жуть.
полная завораживающих сказок, а-ля "машина времени, вампиры, приведения, сокровища". Там рассказывалось, как при вскрытии одного
из гробов, захороненных в Кенигсберге, увидели странную картину: на том месте, где должен был находиться череп, был кусочек кирпича,
а в грудную клетку вбит осиный кол. Что-то вроде захоронения вампира. Смешно, конечно, но интересно то, что похоронен(о) он(о) был(о) именно
в этом парке.
Город интересный. Если у главного входа в парк свернуть направо, не заходя туда, можно углубиться в тихий район. Брусчатые дороги, каштаны, немецкие особняки.
Красота)
надо поискать передачу. по возможности вставим к нам.
Думаю, это был не вампир, а невменяемый.
А вот холм возле Детской больницы славен тем, что по преданию именно здесь казнили ведьм. И последняя казнь вроде бы состоялась в 17 веке.
А вот холм возле Детской больницы славен тем, что по преданию именно здесь казнили ведьм. м-да, уж. хорошее месторасположение для лечения детей.
Я как раз планирую поездку в Калининград и искала информацию о старых калининградских кладбищах. Не знала, что у большинства из них такая печальная судьба...
Очень печально, что все старые кладбища не сохранились.