Малоохтинское кладбище Господе Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас!
В надежде общаго воскресения молю Вас
любезная моя братия и сестры
и все мимо ходящии и ты любезный читателю
помолися о мне грешной Господу Богу.
Эпитафия на могиле М. С. Грузиновой
Адрес: ст. метро «Новочеркасская», пр. Шаумяна, 4.Малоохтинское раскольничье кладбище (именно так именовалась оно в документах дореволюционной России) было основано по указу императрицы Екатерины. Таким образом, это кладбище является одним из старейших некрополей Санкт-Петербурга. Правда, о существовании этого кладбища знает не так много петербуржцев. Во-первых, кладбище расположено в глубине жилого квартала на берегу реки Охты, а потому оно не очень заметно. А во-вторых, на этом кладбище хоронили людей, как правило, не очень богатых, да к тому же иноверцев.
В 18 веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев, отказавшихся подчиниться официальной православной церкви и посему подвергавшихся ее жестоким нападкам и гонениям. Среди петербургских старообрядцев преобладали главным образом поморцы, которые не только отвергали священников и ряд таинств официальной церкви, но и молитвы за царя и брак. В октябре 1763 года Екатерина II на заседании Сената и Синода выступила с речью в защиту раскольников, и вскоре нападки на старообрядцев практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым.
В жизни старообрядцев-беспоповцев кладбище всегда играло важную роль. Прежде всего это происходило потому, что до 1883 года старообрядцам запрещалось строить церкви, и поэтому именно кладбища обычно выполняли функцию конфессионального центра. При них (часто полуофициально) строились молельни, благотворительные учреждения, книгописные и иконописные мастерские. Кроме того, заупокойный обряд и кладбищенское благолепие вообще чтились старообрядцами особенно высоко. Большое место кладбище занимало и в мирской жизни верующих. Там можно было узнать последние новости и получить важную коммерческую информацию со всех концов России. Так, на старообрядческом кладбище предприниматель-старообрядец всегда мог найти себе рабочих или партнеров из среды единоверцев или получить кредит из кладбищенского капитала.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная молельня, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале 19 века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница. Часть Малоохтинского кладбища принадлежала так называемым федосеевцам. Эти старообрядцы-беспоповцы проповедовали непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Естественно, государственной власти не нравилось, что ее считают порождением антихриста, а потому федосеевцы особенно яростно преследовались властями. Именно соседство поморцев и федосеевцев стало поводом к закрытию Малоохтинского кладбища в 1850 году. Тогда две молельни (одна - поморцев, другая - федосеевцев) были запечатаны, а двумя годами позже был издан указ, запрещающий старообрядцам хоронить своих собратьев по вере на Малоохтинском кладбище. Богадельни были переданы Императорскому человеколюбивому обществу, и в одной из них в 1903-1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была устроена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. После многочисленных прошений, в 1865 году Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но благотворительные заведения им так никогда и не вернули.
В первые годы правления Александра III отношение государственной власти к старообрядцам смягчилось. В 1883 году был даже издан указ, разрешающий устраивать старообрядческие молельни в частных домах, но только без колоколов, глав и крестов.
В конце 19 века ходатаем поморцев с Малой Охты перед властями стал их единоверец купец Василий Александрович Кокорев. Основатель Волжско-Камского банка, владелец нефтяных приисков и железных дорог, он разбогател на винных откупах. Но Кокорев был не только выдающимся финансистом и необычайно богатым человеком, он был щедрым меценатом и коллекционером, заметным общественным деятелем и талантливым публицистом. Среди его друзей были Д. И. Менделеев, М. П. Погодин, С. И. Мамонтов. Благодаря своим связям и средствам он сделал очень многое для общины старообрядцев. После смерти в 1889 году он был похоронен на Малоохтинском кладбище. Рассказывали, что когда его хоронили, поморцы в старорусском одеянии вынесли тело своего благодетеля из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища. После революции кладбище долгое время оставалось действующим. И только в 1946 году его закрыли. То, что оно не было уничтожено или разграблено как многие известные городские некрополи, можно объяснить тем, что на кладбище практически не было могил представителей столь ненавистного советской власти дворянского общества.
В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать, но, к счастью, от этого проекта отказались. Сейчас правда, кладбище находится в ужасном состоянии: оно - полузаброшено и служит пристанищем для нищих и бездомных. Так что если Вы все-таки решите прогуляться по этому старинному кладбищу, будьте готовы к тому, что оно совсем не похоже на благоустроенные лаврские некрополи.
Как добратьсяДоехать до станции метро "Новочеркасская". Выйти на Новочеркасский проспект и идти по его четной стороне в направлении уменьшения нумерации домов. На углу Перевозного переулка и Новочеркасского проспекта расположен небольшой парк. Следует пересечь парк и выйти через него на Республиканскую улицу. Далее следует идти направо до пересечения ее с улицей Помяловского. На перекрестке нужно повернуть налево и идти по улице Помяловского до ворот, ведущих на кладбище.
Историческая справка 1740-1760 гг. - появление первых захоронений в районе Малоохтинского старообрядческого кладбища.
1786 г. - Малоохтинскому старообрядческому кладбищу придается официальный статус.
1792 г. - на деньги купца М. Я. Ундзорова на Малоохтинском кладбище построена каменная молельня.
Начало 19 века - при Малоохтинском кладбище построена богадельня и больница.
1850 г. - молельни на Малоохтинском кладбище опечатаны.
1852 г. - издается указ, запрещающий старообрядцам хоронить на Малоохтинском старообрядческом кладбище.
1865 г. - Малоохтинское старообрядческое кладбище возвращено поморцам.
с 1946 г. - Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым.
Легенды и мифыВездесущую ныне рекламу можно встретить буквально везде, даже в "местах вечного упокоения". Интересно, что первая реклама на кладбище появилась не в Америке или Европе, как можно было бы предположить, а в Петербурге. В 1898 году на ограде одной могилы на Малоохтинском кладбище удивленные посетители заметили надпись, следующего содержания: "На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно". Об этом с негодованием написала "Петербургская газета" от 20 января 1898 года.
Малоохтинское кладбище - последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц - издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение.
Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, порой происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
О Малоохтинском кладбище ходит много мифов и легенд. Существует интересная история о появлении первой кладбищенской рекламы. В 1898 году на ограде одной из могил появилась надпись: "На вечную память о Лукерье Сидоровой".
Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно». Подобную пиар-акцию со стороны безутешного супруга вошла в историю, ее с негодованием осудила «Петербургская газета» от 20 января 1898 года.
Помимо таких маленьких любопытных фактов о Малоохтинском кладбище имеется еще несколько интересных, но непроверенных легенд. Например, ранее существовало мнение, что на нем хоронили не только старообрядцев, но и различных «лихих людей», вроде алхимиков и самоубийц, которых православная церковь запрещала для захоронения на святой земле.
Рассказывали, что ночами там нередко слышатся страшные стоны, стук и скрежет и видны странные оптические явления в виде светящихся силуэтов и бело-голубых шаров.
Посмотреть могилыКоммуналка на погосте (смена.ру. 20 сентября 2006)Коммуналка на погосте
Полторы сотни петербуржцев живут на Малоохтинском кладбище
Каждый божий день эти люди проходят мимо могил и крестов. На их же фоне встречают рассвет и любуются закатом, там же - на могилах - играют их дети, а пенсионеры ходят на кладбище для того, чтобы собирать грибы. Много лет полторы сотни петербуржцев живут прямо на Малоохтинском кладбище. Речь при этом отнюдь не о бомжах или опустившихся пьяницах.
В монастырской богадельне
Найти Малоохтинское кладбище, обозначенное далеко не на всех планах Петербурга, не так-то просто. К тому же оно давно закрыто для похорон. Лишь в порядке исключения там разрешено захоранивать урны. Маленькое кладбище размером 150 на 150 метров расположилось прямо на берегу реки, недалеко от кинотеатра «Охта». Несколько последних лет на погосте стоит настоящая кладбищенская тишина. По настоянию милиционеров строители полностью разобрали маленький мостик, по которому можно было перебраться через Охту, чтобы попасть на кладбище и в промзону, которая его окружает. Именно туда предпочитали бежать правонарушители, скрывавшиеся от стражей порядка. Найти человека среди заброшенных зданий и могил, тем более в сумерках, практически невозможно. Вот и взмолились милиционеры о том, чтобы сломать мост и навсегда отрезать преступникам путь к бегству.
В этом тихом и с недавних пор отрезанном от окружающего мира краю и живут полторы сотни петербуржцев. На доме, в котором они обитают, висит табличка с надписью «Новочеркасский проспект, дом 8, корп. 3». До Новочеркасского проспекта при этом нужно
идти довольно долго. Приглашая в гости знакомых, жильцы сего дома говорят им, что живут на Малоохтинском кладбище.
Их квартиры расположились в четырехэтажном здании бывшей богадельни. Когда-то в этих стенах монахини Новодевичьего монастыря давали приют нищим и обездоленным. В соседнем здании располагался опять же монастырский приют для душевнобольных. В годы советской власти монастырская собственность была реквизирована. В здании приюта открылся психоневрологический диспансер, а богадельня стала жилым домом. То, что жилой дом расположен прямо на кладбище, автора столь гениальной идеи не смутило нисколько. На всех четырех этажах расположились коммунальные квартиры.
«Нас сослала Терешкова!»
Жилищные условия обитателей коммуналок на кладбище всегда оставляли желать лучшего. Поскольку в здание изначально проводилась лишь холодная вода, ни в одной квартире нет ванны - их установка не предусмотрена конструкцией здания. Зимой люди спускают горячую воду из батарей, летом умудряются обходиться без нее. Поскольку капитальный ремонт в бывшей богадельне не проводился никогда, комнаты в коммуналках использовались в качестве фонда для временного заселения. Как показывает жизнь, однако, нет ничего более постоянного, чем временное. Один из обитателей дома на кладбище - Сергей Смирнов живет на погосте уже четверть века. При том, что заселялся на два месяца. На Малоохтинское же кладбище Смирнова вместе с семьей - женой и двумя детьми - сослала... космонавт Валентина Терешкова.
- В этот замечательный дом мы попали в 1983 году, - рассказывает Сергей Владимирович. - Жилищные условия тогда обострились до ужаса. В маленькой квартирке в хрущевке нас жило 13 человек! Тогда кто-то из родственников и посоветовал мне написать письмо депутату Верховного Совета СССР Валентине Терешковой. Я и написал о том, в каких условиях живет моя семья. Ответ по почте мы так и не получили. Однако вскоре нам с женой и детьми предложили переселиться в комнату в коммунальной квартире именно в этом доме. Соседство с кладбищем тогда, если честно, показалось странным. Но ведь мы и представить себе не могли, что едем сюда навсегда! Нам-то сказали, что это временное жилье - до тех пор, пока не найдется нормальная квартира.
По словам Сергея Смирнова и его детей, в прямом смысле слова выросших на кладбище, теперь такое соседство их не смущает совершенно. До 1985 года в небольшом домике по соседству еще и морг располагался...
- Не мертвых бояться надо, а живых, - рассуждает Сергей Владимирович. - От покойников никакого вреда быть не может. Хотя многие люди, узнав, что мы живем на кладбище, от нас просто шарахались. В гости опять же боялись приходить, но за два десятилетия привыкли. Зато с соседями нам очень повезло - тихие они.
Бомжи стали смотрителями
На данный момент Малоохтинское кладбище считается одним из самых старых в Петербурге. Людей в этих местах хоронили еще при Петре Великом. До последнего времени старинный погост, однако, был заброшен. Лишь недавно на Малоохтинском кладбище появилась своя администрация. Из числа бомжей, живших прямо на могилах, были наняты смотрители, которые и стали приводить захоронения в порядок. Именно они нашли на кладбище самый старый памятник, датированный 1749 годом. Как следует из надписи, выбитой на большой плите, под ней лежит 35-летняя дама, умершая при родах.
Длительное время Малоохтинское кладбище считалось старообрядческим. Хоронили здесь по большей части купцов. До сих пор прекрасно сохранилось огромное семейное захоронение богатого рода Скрябиных. По материнской линии они приходятся родственниками советскому вождю Молотову. Быть может, это и спасло Малоохтинское кладбище в годы советской власти. Во время кампании по уничтожению кладбищ в городе на Неве его планировалось сровнять с землей, а надгробные плиты пустить на строительство. Последние захоронения на старинном погосте датированы страшными 1941 и 1942 годами. Жуткой блокадной зимой людей на берегах Охты хоронили где попало. Сейчас на места братских захоронений указывают лишь небольшие памятники белого цвета.
За грибами на кладбище
По словам кладбищенских работников, на Малой Охте расположен едва ли не самый спокойный погост Петербурга. Случаи вандализма, от которых регулярно страдают практически все кладбища северной столицы, в этих местах редкость. Последний раз вандалы наведывались сюда несколько лет назад. По всей видимости, сатанисты и те, кто любит крушить памятники, просто не могут добраться до малоизвестного погоста и творят свои мерзкие дела на более доступных кладбищах. Те же, кто каждый день видит кресты и могильные плиты из собственных окон, к захоронениям относятся с уважением.
- Раньше, когда в квартирах, выходящих окнами прямо на погост, жили пьяницы, на могилы выбрасывался мусор, - рассказывает один из работников кладбища, представившийся Александром. - Сейчас, однако, алкоголики переехали в другой район и никаких проблем с соседями у нас нет. На нашем кладбище тихо ведет себя даже молодежь. Мы никогда не выгоняем подростков: знаем, что безобразничать на могилах не будут, просто потому, что выросли именно здесь. Люди старшего поколения ходят сюда гулять, словно в сад. Многие собирают грибы, а за забором кладбища на берегу Охты есть прекрасное место для того, чтобы пожечь костер и пожарить шашлыки. Иногда, конечно, в наши места забредают компании из других районов, по большей части наркоманы, но бывает это нечасто и ведут они себя тихо.
Сын зовет с того света
В общей сложности сейчас в четырехэтажном доме на Малоохтинском кладбище живет полторы сотни человек. Большинство из них недовольны собственной жилплощадью, но радуются тому, что имеют хотя бы такую крышу над головой. Часты в кладбищенском доме и новоселья. Совсем недавно прописку на кладбище получили две дамы- дворничихи - Елена Яковлева и Светлана Максимова.
- Условия тут и в самом деле не самые лучшие, - сетует Елена Яковлева. - Зато стены у старого здания прочные - летом за ними прохладно, а зимой, наоборот, прекрасно сохраняется тепло. Поначалу кресты меня, конечно, смущали. Но теперь я к ним привыкла и отношусь как к обычному пейзажу.
А вот коллега Яковлевой к крестам не может привыкнуть.
- Прошлой осенью у меня погиб сын, которому едва исполнился 21 год, - рассказывает Светлана Максимова. - Так что сами понимаете. В первую неделю жизни на погосте меня еще и до смерти напугали местные пьяницы. К соседке сверху в гости пришел мужчина. Поскольку сам открыть кодовый замок он не смог, принялся диким голосом звать ее по имени. Несколько раз прокричал: «Света!» Тогда я еще не знала, что мы тезки, и решила, что именно так покойный сын зовет меня с кладбища на тот свет. Сейчас у меня все нормально.
Сергей АндреевГалерея vk -Большеохтинское кладбище-Где ты, маменька? Я здесь. -
А папенька? Подалее немного.
Успокойся Аннушка -
Мы в мире суетились,
Пора нам отдохнуть.
А где твой брат теперь?
Остался в хлопотах.
Эпитафия на одном из памятников
Большеохтинского кладбища.
Адрес: пр. Металлистов, 5
Станция метро: Новочеркасская
В 18 веке на территории Охты, которая в то время являлась окраиной города, селились плотники, работавшие на судостроительных верфях Петербурга. Они построили на берегу небольшой речки Чернавки, притока Охты, храм, который был освящен во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников. Затем возвели деревянную колокольню со звучным стопудовым колоколом, который являлся одним из лучших в городе. В 1727 году при церкви на другом берегу реки Чернавки было устроено кладбище. Но спустя несколько десятилетий деревянная церковь праведного Иосифа Древодела обветшала, и на ее месте на средства поселян построили храм во имя Святой Троицы.Население Охты стремительно росло. Естественной границей двух слобод - Большой и Малой - служила река Охта; правый берег реки назывался Большой Охтой, а левый - Малой. К концу 18 века старое кладбище на Большой Охте оказалось переполненным и было официально закрыто, хотя эпизодические погребения на нем происходили и в 19 веке. Вверх по течению реки Чернавки в 1773 году было открыто новое православное кладбище. После того как там возвели каменную церковь Георгия Победоносца, кладбищу присвоили название "Георгиевское", однако чаще его именовали Большеохтинским, по названию района, в котором оно было расположено. В 1812 году рядом с Георгиевской церковью был заложен новый храм, средства на строительство которого пожертвовал петербургский купец Г. Г. Никонов. Новая церковь была освящена во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Большеохтинское кладбище сразу же получило статус городского. Оно росло и увеличивалось одновременно с ростом и развитием Охты, которая постепенно превращалась в оживленную городскую окраину. В южной части кладбища был устроен большой участок для старообрядцев. Во второй половине 19 века там было возведено три храма.В 19 веке Большеохтинское кладбище, окруженное живописными лугами, стало традиционным местом гуляний, связанных с храмовыми праздниками и родительскими субботами. В эти дни на лугу перед кладбищем вырастали торговые палатки, появлялись фокусники, музыканты, цыгане, бродячие артисты с ручными медведями. Люди пели, плясали, водили хороводы. По сохранившимся воспоминаниям в праздничные дни рядом с Большеохтинском кладбищем собиралось до тысячи человек. В 1881 году на Большеохтинском кладбище началось строительство еще одного храма - церкви Казанской иконы Божией Матери. Она стала родовой усыпальницей богатейших купцов Елисеевых, владельцев крупнейшей торговой фирмы "Братья Елисеевы". Церковь была названа в честь иконы в Казанском соборе, к которой Елисеев ежедневно приходил перед началом рабочего дня. На строительство величественного пятикупольного храма в византийском стиле было израсходовано около миллиона рублей.После революции Большеохтинское кладбище, как и многие другие некрополи города, подверглось разорению и осквернению. Были снесены все расположенные на его территории храмы, за исключением церкви Святого Николая Чудотворца, сохранившейся до наших дней. В 1930-х годах было принято решение о перепланировке кладбища и выделении площадок для захоронения членов партии и коммунистов.В 1940-1970 годах захоронения на кладбище велись особенно интенсивно. К сожалению, в результате этого были уничтожены многие старинные могилы. Старейшим из сохранившихся памятников считается надгробная плита на Ладожской дорожке, которая гласит "На семъ месте погребено тело гофинтенданского ведомства мастеровой Михайло Алмазов. Жития было 70 лет. Преставился в 1788 году". С конца 20 века Большеохтинское кладбище считается полузакрытым.На сегодняшний день Большеохтинское кладбище - крупнейший некрополь на территории города. Его площадь более 70 гектаров. Главный вход находится со стороны проспекта Металлистов.На Большеохтинском кладбище похоронены: первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский, профессор А. П. Куницын, композитор П. И. Турчанинов, декабрист А. М. Булатов, фрейлина Е. И. Нелидова, цензор А. И. Красовский, архитектор В. П. Апышков, основатель театра марионеток Е. С. Деммени, танцовщик Р. И. Гербек, скульптор В. А. Синайский, хирург Г. И. Турнер. На Большеохтинском кладбищ когда-то покоились представители известнейших дворянских фамилий - Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Белосельских-Белозерских, Оболонских, Шаховских, но в советское время практически все эти захоронения были уничтожены.
Как добраться
От станции метро "Новочеркасская" к Большеохтинскому кладбищу ходит троллейбус № 18, а от станции метро "Чернышевская" идет троллейбус № 49.
Историческая справка
1727 г. - основание первого кладбища на Большой Охте (при церкви Сошествия Святого Духа).
1773 г. - по распоряжению генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина учреждено Георгиевское кладбище на Охте.
1775 г. - построена церковь Георгия Победоносца.
1808 г. - появление Единоверческого кладбища рядом с Большеохтинским кладбищем.
1812-1814 гг. - строительство церкви Святого Николая Чудотворца.
1881-1885 гг. - на Большеохтинском кладбище возведена каменная Казанская церковь (семейная усыпальница купцов Елисеевых) по проекту архитекторов К. К. Вергейма и Ф. А. Миллера.
1930-е гг. - снесены практически все церкви Большеохтинского кладбища.
Легенды и мифы
В первой половине 20 века на карте Ленинграда появилась Ариновская улица. Улица, проходившая рядом с Большеохтинским кладбищем, была названа именем няни поэта, Арины Родионовны, к столетней годовщине гибели А. С. Пушкина. Считалось, что похоронена она была на Большеохтинском кладбище, однако в дальнейшем было установлено, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище, хотя могила ее так и не была найдена. При перепланировке района Ариновская улица просто исчезла.
Могилы