Адрес: Московский пр., 100
Станция метро: Московские ворота
Новодевичье кладбище было одним из самых привилегированных кладбищ Санкт-Петербурга в 19-начале 20 веках. Название кладбища происходит от Новодевичьего монастыря, который по указу императрицы Елизаветы Петровны сначала был устроен у Смоляного двора, а потом был переведен к Московской заставе. В 1764 году в петербургский Воскресенский монастырь (так изначально называлась обитель) приехали 14 монахинь из московского Новодевичьего монастыря. Игуменьей новой женской обители была назначена игуменья Ельпидифора (Кропотова) из Москвы. Некоторое время спустя Воскресенский монастырь был переименован в Новодевичий. Вскоре после основания обители в небольшой сосновой роще к востоку от монастырских строений появилось кладбище. Одним из первых на новом кладбище был похоронен автор ансамбля монастыря, архитектор Н. Е. Ефимов.Кладбище было разделено на несколько разрядов: два церковных и три общих. Место на Новодевичьем кладбище стоило от 50 до 500 рублей. Дешевых и бесплатных разрядов не было. На Новодевичьем кладбище хоронили только людей высших сословий, среди которых было множество видных государственных деятелей - министров, военачальников, писателей, поэтов, ученых, художников и артистов. Новодевичье кладбище было одним из самых богатых и благоустроенных кладбищ города, уступая, пожалуй, только некрополям Александро-Невской лавры.Поскольку похороненные на Новодевичьем кладбище имели высокий социальный статус, то после революции большинство могил было заброшенно - родственники тех, кто был похоронен здесь, были вынуждены покинуть родину, другие были арестованы либо расстреляны. В 1920-1930-е годы могилы многих выдающихся государственных и общественных деятелей были поруганы и разрушены. Художественные литые ограды, гранитные и мраморные надгробия, кресты, скульптуры были вывезены или уничтожены; Ильинская, Скорбященская и первая Казанская церкви - разобраны. В 30-х годах, когда стали заниматься благоустройством лаврских некрополей, из которых хотели сделать музей, с Новодевичьего кладбища были перенесены могилы тех, кто составлял гордость и славу России 19 столетия. Так, например, в некрополи Александро-Невской лавры были перевезены останки художника А. А. Иванова, композитора Римского-Корсакова и сестры Пушкина, О. С. Павлищевой.Интересно, что погребения сестер обители, в отличие от многих других могил, чудесным образом сохранились. Самое красивое и почитаемое из них - могила блаженной Дарьюшки, инокини Исидоры, жившей в 19 веке.Главный вход на кладбище - со стороны Казанской церкви, которой не так давно талантливые реставраторы вернули ее былое великолепие. Справа от входа возвышается памятник Н. А. Некрасову со скульптурным бюстом поэта. Чуть южнее - семейное место Тютчевых. Рядом невозможно не заметить памятник замечательному клиницисту С. П. Боткину, окруженный красивой оградой.Могила выдающегося русского художника М. А. Врубеля расположена на восточной окраине кладбища. В центральной части привлекает внимание массивный гранитный склеп в виде классического портика с урной. Здесь был похоронен актер Александринского театра К. А. Варламов, имевший ошеломительный успех у публики в конце 19-начале 20 веков.Последние захоронения на Новодевичьем кладбище относятся к 1934 году. С тех пор кладбище считается закрытым. Несмотря на то, что сегодня кладбище находится в полуразрушенном состоянии, оно представляет несомненный художественный и исторический интерес. На Новодевичьем кладбище можно увидеть прекрасные надгробия в стиле модерн и в неорусском стиле. Сохранились фамильные склепы и ансамбли общих родовых участков для погребений.На Новодевичьем кладбище похоронены: поэты Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. Н. Майков, К. К. Случевский; композиторы Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Лядов и Э. Ф. Направник; артист К. А. Варламов; художники П. В. Басин, М. В. Врубель, А. Я. Головин, А. А. Иванов; архитекторы Н. Е Ефимов и И. Д. Черник; врачи С. П. Боткин и Э. Э. Эйхвальд; адмиралы Г. И. Невельской и Н. О. фон Эссен; генералы Г. О. Леер и М. И. Богданович; шахматист М. И. Чигорин.
Как добраться
Доехать до станции метро "Московские ворота", выйти из метро и повернуть налево. Прогулка по Московскому проспекту неспешным шагом занимает около 15 минут.
Историческая справка
1845 г. - основание Новодевичьего кладбища при Воскресенском Новодевичьем монастыре.
1849 г. - первые захоронения на Новодевичьем кладбище.
1929 г. - разобраны кладбищенские церкви.
1920-1930 гг. - уничтожены многие надгробия и исторические захоронения.
1989 г. - проведена реставрация ряда памятников.
Легенды и мифы
Сегодня Новодевичье кладбище переживает не лучшие свои времена, и поэтому многие петербуржцы даже не подозревают о его существования. Велика вероятность того, что, если Вы просто спросите прохожих на улице, где располагается Новодевичье кладбище, Вас отправят в Москву. В просторечии петербургское Новодевичье кладбище часто называют "Склепы" или "Врубель", по имени гениального художника, который был здесь похоронен.
Прогуляться
И еще раз

Про папу лунного кратера


***
Легенда о Христе:
Недалеко от входа на кладбище стоит бронзовая статуя Христа. Это могила генеральши Анны Вершининой (урожденной Карповой) - супруги генерала Алексея Вершинина.
Эта статуя стала легендой кладбища.
В последние годы жизни Анну Вершинину преследовало мрачное предчувствие, что их семейная могила будет заброшена, и о Вершининых забудут навсегда.
Однажды Анне Вершининой во сне явился Христос и говорил с ней. Генеральша запомнила его слова: «Купите заранее место на кладбище и поставьте Мое бронзовое изображение. Тогда каждый прохожий помолится и вспомнит о вас. Кто первый умрет, тот и будет похоронен на этом месте». Но Христос также предрек - «Вы не оба упокоитесь здесь, а только тот - кто из вас первым умрет...»
Генеральша рассказала о своем сне мужу. Вершинин поверил словам Анны, выкупил место на Новодевичьем кладбище близ монастыря и заказал скульптору Петру Кюфферле бронзовую статую Христа.
Анна Вершинина умерла в 1914 году в возрасте 56 лет. Некрологи петербургских газет сообщили: «Муж, дочь, сын и брат с семьей с прискорбием сообщают о постигшей их тяжелой утрате…»
Началась Первая мировая война. Алексей Вершинин отправился на фронт. Революционные события застали его за границей, в Россию генерал так и не вернулся. Сбылось пророчество «вы не оба упокоитесь здесь». Дети Вершининых (дочь Зинаида и сын Алексей) тоже покинули революционную Россию.
Как предчувствовала Анна Вершинина, могила осталась без присмотра родственников.
Но сбылось пророчество - к могиле генеральши стали приходить люди. К ногам бронзовой статуи клали записки с просьбами, загадывали желания, мысленно просили о помощи. Неизвестно, когда появились слухи о чудотворной силе статуи.
Скульптура уцелела и в революционные годы и под бомбежками Ленинграда.
Есть легенда о том, как мародер пытался украсть статую. Он отпилил скульптуре ноги, но унести не смог. История кладбищенского вора закончилась печально, он попал под трамвай и сам остался без ног. Сразу вспоминается роман Булгакова.
И в наши дни бронзовая статуя на Новодевичьем кладбище Петербурга привлекает паломников.

Красивый фотосет

Пишет  Bellena:

Новодевичье кладбище
За самой городской чертой
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой...

А.А. Блок, Возмездие


Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. С тех пор там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.
В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь, для которого было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Здания для него строились на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место, но еще до того, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.
Огромное количество фотографий


@темы: погребальные сооружения, российские кладбища, загадки и мистика некрополей, кладбища Санкт-Петербурга, история скульптуры