Благословен мертвец, которого намочил дождь. (Халл).
Все шнурки на саване следует надрезать перед тем, как мертвеца положат в гроб, иначе он не найдет .покоя. (Гэльское).
Если мертвец остается теплым дольше, чем обычно, - значит, вскоре умрет еще кто-то из членов его семьи. (Нортамбер-ленд, частично Дорсетшир).
Если тело останется непохороненным в воскресенье, до конца недели в семье должен умереть кто-нибудь еще. (Суссекс, сельские районы).
Если труп провезут через чьи-то владения, эта территория становится проезжей. (Широко распространенное суеверие; в юридическом смысле - полный нонсенс. Однако, как мы имели случай убедиться несколько месяцев назад, оно живо и до сих пор).
Если труп пронесут через поле, это поле уже никогда не будет таким плодородным, как раньше. (Распространенное сельское суеверие).
Когда над тем местом, где в реке или в море лежит утопленник, стреляют из ружья, у него лопается желчный пузырь, ион всплывает. (Распространенное поверье).
Никогда не везите мертвеца в церковь по новой дороге. (Корнуолл).
читать дальшеИллюстрацией к первому из вышеупомянутых суеверий может послужить заметка из пятого выпуска "Notes and Queries". Вот ее содержание: "Т. из П. лежала на смертном одре. После того, как она испустила последний вздох, гробовщик снял с нее мерку. Когда же спустя два дня он пришел, чтобы уложить ее в гроб, она все еще не застыла, а была мягкой, как живая.Одна старая женщина из поселка безоговорочно утверждала, что те, кто будут присутствовать на похоронах, вскоре умрут, поскольку тело не застыло так, как ему положено. И в ближайшие три недели эта вещунья имела случай триумфовать: некий Р.С., который нес гроб на похоронах, "сильный и умный парень, который возил тачки на мельнице", заболел и, промучившись несколько недель,скончался". Другой читатель "Notes and Queries" написал в журнал о том, как одна старая женщина сказала ему, что, если тело остается теплым и "limmack" (гибким), это знак того, что в семье умрет еще кто-нибудь. В своей книге "Vulgar Errors" сэр Томас Браун упоминает еще одно широко распространенное поверье: "Если ребенок умер и его шея не застывает, но много часов остается мягкой и гибкой, то кто-нибудь из домашних вскоре последует за ним".В Дорсетшире считалось, что если один из близнецов умер, а его суставы не застыли, то следует ждать смерти другого близнеца. В том же графстве бытовало поверье, что если глаза мертвеца закрываются с трудом, то они "ищут следующего". Поэтому родственники умирающего всегда старались, чтобы у смертного одра находился человек, который закроет ему глаза. Поверье, что несчастье постигнет родственников того человека, чье тело будет выкопано из могилы, было очень популярно в народе и как-то раз вызвало беспорядки в одном норфолкском селе. Тело некоей жительницы села собирались эксгумировать в связи с подозрением, что ее отравили. Но полицейских, собравшихся приступить к выполнению своих обязанностей, атаковали весьма серьезно настроенные крестьяне. Много лет подряд поселяне сопротивлялись попыткам вскрыть могилу, хотя впоследствии, когда труп все же был эксгумирован, оказалось, что женщина умерла своей смертью.Эта могила находилась рядом с тропинкой, ведущей к дверям церкви; однако, показывая ее нам, местные жители обходили ее полукругом по траве. Полукруг имел радиус 12 футов. В конце концов викарий решил проложить в этом месте новую тропинку. Местные жители не хотели проходить мимо этой могилы, поскольку это якобы могло накликать беду. А 12 футов, очевидно, имели какую-то связь с двенадцатью апостолами.В некоторых районах Ирландии существовал обычай удалять все тесемки с савана перед тем, как положить покойника в гроб; кроме того, перед этим в гроб клали кусок свечи, монету и немного вина - чтобы у покойного на пути в мир иной был свет, было чем заплатить за перевоз через реку смерти и подкрепить свои силы во время долгого пути.У горцев Западной Шотландии покойника снабжали восковой свечой, золотой монетой, молотком и весами-чтобы у него было чем постучать в двери иного мира и чем взвесить свою душу. Последнее - очевидный реликт верований древних египтян - ритуала, описанного в египетской "Книге Мертвых". Египтяне тоже клали еду, питье и монеты в гроб умершего фараона.Упомянутый обычай прикасаться к мертвому телу, чтобы заверить мертвеца в отсутствии злых намерений, - явно пережиток одной из древних ордалий. В старину суд постановлял, чтобы человека, обвиняемого в убийстве, привели к трупу убитого и заставили прикоснуться к нему. Если раны убитого начинали кровоточить, человека признавали виновным. Если же обвиняемый подозревался в отравлении, то доказательством вины служило изменение цвета лица или других частей тела у покойника.Умерло ли это суеверие? Мы сомневаемся. Во вторник 3-го сентября 1946 г. мы получили следующее письмо от одного из жителей Ньюкасла-на-Тайне: "Когда у нас кто-нибудь умирает, все соседи приходят в последний раз взглянуть на мертвеца и, уходя, дотрагиваются рукой до его тела или головы. Если это возможно, я хотел бы узнать причину такого поведения".Очевидно, после нашего разъяснения этот человек поймет причину, или, по крайней мере, происхождение этого обычая.Мы полагаем, что эта проверка не была столь уж бессмысленной, как это может показаться на первый взгляд. Следователей больше интересовали психологические реакции подозреваемого, чем поведение покойника; у подозреваемого могли сдать нервы, и он выдавал себя своим поведением, если не признавался непосредственно.Что же касается обычая, популярного среди гэльских народов, - развязывать все узлы на саване трупа, то он имеет забавную параллель у пидгорян - славянского народа, обитающего на склонах Карпат. Здесь вдова, желающая снова выйти замуж, должна развязать узел на погребальной одежде своего покойного мужа, прежде чем гроб закроют. Это освободит ее будущее замужество от угрожающих знамений.См. СМЕРТЬ; ТРУП; ПОХОРОНЫ; "ПОЕДАНИЕ ГРЕХОВ".В восточнославянской фольклорной традиции "мир мертвых" понимается как "параллельный" "миру живых". На кладбищах юго-западной России еще и сегодня можно увидеть выстроенные на могилах небольшие деревянные домики, в которых якобы живет душа покойного.Согласно народным представлениям, мертвые точно так же нуждаются в еде, одежде и тепле. В русских деревнях (а отчасти и в городах) и в настоящее время в гроб кладут сменную пару белья или даже еще один костюм .Курильщику кладут пачку сигарет. Также принято хоронить с покойным вещи, особо любимые им при жизни, - например, часы ."В некоторых местностях сохранился обряд угощения покойников: после поминальной обедни все родные умершего отправляются домой, накрывают столы и выходят из избы навстречу дорогим гостям, зазывают их: "Чай устали, родные - покушайте; чай зазябли -погрейтесь! - и веруют, что умершие располагаются невидимо в избе. Перед киселем поется "вечная память", из окна на улицу выкидывается холст, на котором усопшие были опущены в могилу, и живые приглашают их: "Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали;путь был дальний;вот ступайте с Богом по мягкому холсту!" .Мертвецы, по народным воззрениям, справляют те же христианские праздники, что и живые: "По верованию крестьян малорусских, в Светлый четверток" мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию. Во время литургии перед алтарем стоит ряд детей, которые держат в руках по красному яйцу, наполненному "клочем", т. е. льняным сором. По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма и по-прежнему становятся перед дверями его. Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище". "Кто умрет на пасху - [ему дают] яичко в руку" .Вместе с тем "загробная жизнь" мертвеца находится в определенной зависимости от природы: "С наступлением зимы, когда засыпает вся природа, засыпают и усопшие; напротив, с наступлением весны, когда природа пробуждается от своего зимнего сна, пробуждаются от сна и умершие". (Ср. русскую народную примету: "Мертвец, приснившийся во сне кому-либо, - означает, что в этот день будет снег" или дождь).Практически повсеместно считается, что "мертвец "все слышит и видит" до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует". "Состояние" тела покойного в русской фольклорной традиции так же, как и в английских поверьях, "предсказывало" дальнейшую участь его родственников и односельчан. Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой. "Если тело умершего не успевало окоченеть, то руки, не удержавшись в таком положении, могли раскрыться... Говорили, что "мертвый хочет обнять кого-то из родных", "еще кого-то к себе ждет", "еще кого-то прибрать хочет". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если мертвец остается теплым дольше, чем обычно, - значит, вскоре умрет еще кто-то из членов его семьи")."Плохой приметой считалось, если у покойника открывались глаза. Говорили, что он "еще кого-то выглядывает" или "проститься с кем-то еще хочет". Глаза в таких случаях закрывали тряпочкой и клали сверху трех-пятикопеечные монеты". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если глаза мертвеца закрываются с трудом, то они "ищут следующего"). "Подобно зеркалу, глаза покойника воспринимаются как опасная для живых людей открытая граница между земным и загробным миром" .В русской традиции вплоть до настоящего времени существует множество магических средств для того, чтобы не бояться покойника. Чаще всего советуют подержать его за руки и за ноги. Это поверье отчасти соответствует английскому обычаю прикасаться к телу покойного "в знак того, что ты не желаешь ему ничего дурного и хочешь быть с ним в мире"."Вдовы, если имели намерение выйти снова замуж, пуговицы на пиджаке покойного супруга не застегивали". (Ср. английский обычай надрезать на саване все шнурки перед тем, как мертвеца положат в гроб". О развязывании узлов на одежде умирающего см. статью ЗАМОК).В России так же, как и в Англии, дождь в день похорон считался благоприятной приметой для покойного (см. ДОЖДЬ)."Когда умершему шьют саван, то должно шить его редко, что называется "на живую нитку" и иглою не к себе, ибо верят, что в противном случае, весь тот дом вымрет". В Заонежье "кроить с помощью ножниц не разрешалось. Материю следовало разрывать руками. Это правило до настоящего времени соблюдается при кройке подушки и матраца. Столь архаический запрет, по-видимому, основывался на представлении, что покойники "не любят металла": из металлических орудий при изготовлении похоронных одежд дозволялась лишь железная иголка"."Перед опусканием покойника в могилу туда бросают медную монету, "чтобы покойники его приняли". Последнее объясняется поверьем, что старые покойники без денег места не дают и, следовательно, место надо купить.Если в могилу монету не бросят - покойники не примут новичка и он каждую ночь будет ходить к своим родным с просьбой купить ему место". ( Ср. ирландский обычай класть в гроб монету, чтобы "у покойного на пути в мир иной ... было чем заплатить за перевоз через реку смерти").Предметы, бывшие в соприкосновении с телом покойника, используют в лечебной и любовной магиях. Так, например, от ломоты в руках "приберегают мыло, которым мыли покойника: им натирают руки". (См. также БОРОДАВКИ; ПОХОРОНЫ; ПЬЯНСТВО и др.). В различных видах магии используется и могильная земля: "На суд вот идешь - берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: "Все вопросы утихаются, другие не загораются"."Ходячие" покойники - персонажи многих народных суеверных рассказов. Например: "Раз девки вместе с парнями устроили вечеринку сообща, пригласили родных, знакомых, да не всех. На вечеринке-то девки между собой и рассорились; одне-то, знашь: своих парней больше пригласили, что любы им были, а других не пригласили, которы любы были другим, ну, и вышла промеж их катавасия. Ну, бесы этому и рады - и давай их сердца разжигать. Где им Бога вспомнить, а на святках до Бога ли? Песни да пляс на уме, одно веселье, хихиньки да смешки. Одне девки своим парням больше песни поют, а другие - своим; а парни больше пьют и девок потчивают. Как подпили, пошло веселье, только стон стоит! Вот одне девки и придумали: тихонько оделись, отправились на кладбище, да из общей могилы вынули двух мертвецов, завернули в рогожи и на своих косах приволокли их на вечер, да за печкой и поставили, а сами как ни в чем не бывало разделись, вошли в горницу, будто выходили за ворота гадать. А в это время девчонка сидела на печке и видела их все проказы и испугалась, сердешная, мертвецов-то, молчит, в уголок прижалась. Страшно, знашь. Девки вошли в горницу, посмеиваются, а гости веселятся (им не в догад, что там за печкой творится). Мертвецы стали уж пошевеливаться и переговаривают между собой: "Что ты, брат, разогревашься, что ли?" - "Разогреваюсь, брат". - "И я, брат, разогреваюсь". Девчонка на печке не пикнет, а гости на вечеринке орут песни, пляшут - куды те! Дым коромыслом! В полночь те девки, что мертвецов принесли, и говорят другим: "Спойте нашим молодцам обоим песенку, да повеселее, плясовую!" Как запели девки песни, мертвецы сделались все огненны, как г о р я щ и головни, языки высунули, и из р о т у у них пламя и жупел пошел, а у заду-то стали помахивать собачьи хвосты. Как их в песне-то стали величать, как они из запечки-то выскочат, да - в горницу, да среди гостей и давай плясать, и кривляться, и ломаться, и кувыркаться, да гостей лягать, пламенем да жупелом их палить, да за бороды, да за косы ну их рвать. Все вдруг испугались, куда те и хмель вон, и ноги подкосились: кто где стоял или сидел, так тут ничком и грохнулся; а мертвецы пляшут, так что половицы вон из полу летят, столы и посуда прыгают, все летит вдребезги да в черепки. Плясали, плясали до петухов; как петух пропел, так они сквозь землю в тартарары, в преисподнюю и провалились, индо земля застонала, а тут сделалась у р в и н а (сама бездонная): дна не достанешь. По утру пришел народ, смотрит, а гости лежат: кто без головы, кто без руки, кто без ноги, кто без языка, кто без бороды, кто без косы - все мертвы; только девчонку успели откачать, что на печке сидела да мертвецов-то видела. Она всю эту оказию и рассказала" .Русские народные рассказы о "ходячих" покойниках до сих пор можно услышать практически во всех областях России . Перезахоронение или эксгумация трупа принесет смерть членам его семьи. (Норфолк, Лестер и Нортгемптон).
Посещая дом, в котором лежит покойник, нужно непременно прикоснуться к телу в знак того, что ты не желаешь ему ничего дурного и хочешь быть с ним в мире. (Дарем).
*
Выход!" из комнаты, где лежит мертвец, нельзя оборачиваться к нему спиной, чтобы не причинить ему вреда.
Если ветер задувает свечу на церковном алтаре, священник вскоре умрет. (Уэльс).
Первое из вышеупомянутых суеверий - о предупредительных стуках- несомненно, пережиток времен римского завоевания, поскольку именно римляне верили в духа смерти, предупреждающего о своем приходе некоторыми таинственными и сверхъестественными шумами.Запрет плакать над покойником соблюдается и в Ирландии, где умершего нельзя готовить к похоронам до тех пор, пока не пройдет три часа после его смерти, чтобы звуки оплакивания не мешали душе покинуть тело и она не стала добычей демонов, ждущих неподалеку.Мы уже упоминали о большом количестве суеверий, бытующих на Британских островах, которые имеют параллели у отдаленных народов, никогда не слышавших о наших поверьях. Одним из таких суеверий является теория о том, что неразвязанные узлы якобы мешают человеку умереть. Завязанный узел всегда считался амулетом против смерти.В Сент-Эндрю (Шотландия) однажды должны были казнить женщину, обвинявшуюся в колдовстве. Возведя осужденную на костер, с нее сняли белую сорочку, на тесемках которой было завязано много узлов. После этого женщина сказала: "Теперь я пропала".У восточноафриканских масаев человек, чьи дети уходят на войну, берет по волосу у каждого сына и завязывает его узлом, надеясь, что это защитит их от гибели на войне.Свидетельства о том, что птица с белой грудью считалась вестником смерти, содержится в "Familiar Epistles" Хоуэлла, где повествуется об эпитафиях семейства Оксенхэм. В лавке каменотеса на Флит Стрит он увидел большую мраморную плиту со следующими надписями:"Здесь лежит Джон Оксенхэм, <...> в комнате которого, когда он боролся со смертью, появилась птица с белой грудью, облетела вокруг его кровати и исчезла"."Здесь лежит и Мэри Оксенхэм, сестра вышеупомянутого Джона, умершая на другой день при тех же самых обстоятельствах"."Здесь же, к несчастью, лежит и Джеймс Оксенхэм, сын вышеупомянутого Джона, который умер младенцем в своей колыбели по прошествии совсем малого времени. И над его колыбелью тоже видели такую же птицу, которая вскоре исчезла".И в самом низу камня была надпись:"Здесь лежит Элизабет Оксенхэм, мать вышеупомянутого Джона, которая умерла шестнадцать лет спустя, причем перед смертью над ее кроватью видели птицу с белой грудью".Хоуэлл добавляет, что на камне были высечены также имена множества свидетелей смерти почтенных сквайров и их жен.В Корнуолле существовало (и до сих пор существует в некоторых его уголках) поверье, что если старую могилу распахать или вскопать, то в семье того, кто это сделает, умрет старший сын. Еще в 1925 г. это суеверие не позволяло вспахать некое поле, находившееся в Преданнаке (неподалеку от Маллиона, Корнуолл) и имевшее название "Vounder". Владелец этого поля сообщил нам, что его нельзя пахать, поскольку оно когда-то было кладбищем - и действительно, это так. В Уисбече (Кембриджшир) тоже был участок земли, который никогда не вскапывали и не вспахивали, потому что когда-то там было квакерское кладбище.В Уэльсе считалось, что если постельное белье умершего не выстирано сразу же после его смерти, смерть не успокоится в гробу. Следы этого суеверия были также найдены нами в некоторых районах Северной Англии.Еще одно уэльское суеверие: если в прачечную или маслобойню прокопается крот, то в течение года умрет его хозяйка.Кроме того, корнуолльцы считали, что, если клетки с птицами и комнатные цветы не закрыть черной тканью после смерти их хозяина, тот "заберет их с собой". Это, конечно же, перекликается с обычаем сообщать пчелам о смерти их хозяина (см. ПЧЕЛЫ). Кауртни ("Cornish Feasts and Folk Lore") пишет, как один гость спросил у хозяев, где же тот милый цветок, что он видел во время предыдущего визита. Ему сказали, что цветок засох, поскольку ему забыли сказать о смерти хозяина.В Северо-восточной Шотландии во многих домах имелся специальный железный предмет, например, гвоздь или вязальная спица. Когда кто-нибудь умирал, этим предметом протыкали все пищевые продукты в доме: масло, сыр, мясо, виски и т. д. Делалось это для того, "чтобы они не умерли". Если этого не сделать, то можно было ожидать, что еда и питье испортятся. Кроме того, считалось, что виски могут побелеть - неприятное событие для любого шотландца.Наконец, широко распространено в одно время было суеверие, что душе трудно будет покинуть тело, если тело лежит "athurt the planshun" - т. е., поперек половиц.Существовал обычай поворачивать кровать, на которой лежал умирающий, если она стояла поперек половиц. Дженкин ("Cornwall and the Cornish") рассказывает о женщине, которая по всем признакам должна была умереть, но все никак не могла. Кто-то сказал:"Наверное, она так никогда и не умрет, потому что ее тело лежит поперек половиц"."Ну, если это так, - сказала ее дочь, - то я сама вряд ли смогу ей помочь. Помогите мне развернуть кровать".Через несколько часов, когда пришел вызванный врач, его встретили словами: "Она скончалась, доктор. Мы развернули ее кровать - и она отошла, смирно, как ягненок".Поверье о стуке в стену или дверь, предупреждающем о смерти, хорошо известно и в России. "Вот как моему брату на фронт идти, прямо в ночь перед отправкой, в дверь как - раз, раз и еще раз, вот как поленом ударили. Мать вышла - никого нет. Она сразу поняла, заплакала. Потом братишка ушел, сколько-то времени проходит - похоронка. Вот уже тогда провещевали". (Ср. английское поверье: "три громких и раздельных стука в изголовье кровати больного, или одного из его близких, предвещают смерть")."Пока больной не умрет, никто не смеет реветь (т. е. плакать, голосить и т. п.).Матери плакать об умерших детях - грех, потому что "который младенец помер, то это Богу свечка ушла". Ребенок до семилетнего возраста пойдет непременно в рай, а младенец двух или трех лет может даже "поступить в ангелы"...Кроме вышеобъясненной причины, родители по умершим детям не должны плакать еще и потому, что дети от слез родителей "уходят "глубже", а если по детям не плачут, то они "возносятся".Но детям по умершим родителям непременно следует плакать".Однако много плакать по усопшему считается грехом: "Говорят, что мол, покойник будет тогда лежать все время мокрым там, если плакать дюже".Покойника мочить слезами нельзя, а то ему тяжело на том свете будет. (Ср. английский запрет плакать над покойником, "поскольку слезы оплакивающих - тяжелый груз, который не позволит усопшему освободиться от земных забот"). Если покрывало кладут на гроб наизнанку, в семье скоро будет еще один покойник. (Уэльс).
Если умирающий лежит на перине из голубиного пуха, его нужно переложить на пол, иначе он умрет в страшных мучениях. (Повсеместно в сельских районах).
На голубином пуху умереть нельзя. (Кент и Нортгемптон). Появление птицы с белой грудью - верная примета близкой смерти. (Девоншир).
Нельзя, чтобы слезы падали на покойника, поскольку слезы оплакивающих - тяжелый груз, который не позволит усопшему освободиться от земных забот. (Повсеместно).
После того, как человек умрет, в его доме следует открыть все двери и окна, чтобы его душа могла улететь без помех.
Три громких и раздельных стука в изголовье кровати больного, или одного из его близких, предвещают смерть.
Умирающий будет жив до тех пор, пока в его доме закрыт хотя бы один замок или задвижка.
*
Где одни похороны, там и трое похорон. (Нортамберленд).
Гроб нужно трижды обнести вокруг "Похоронного камня".
Если гроб накрывают крышкой в тот момент, когда покойник уже вынесен из дома, двери дома закрыты, а похоронная процессия еще не села в свои кареты, то через несколько дней умрет кто-нибудь еще. (Йоркшир).
Если двери дома закроют во время похорон, пока процессия не вернулась с кладбища, в семье возникнет ссора.
Если похоронный колокол ударил раз, вскоре он ударит еще два раза. (Дарем).
Если солнце светит прямо в лицо одного из присутствующих на похоронах, это значит, что он помечен и будет похоронен на этом кладбище следующим. (Пограничные графства).
Первого покойника, похороненного на новом кладбище, заберет дьявол. (Абердин и Девоншир).
Последнее суеверие в свое время пользовалось у шотландцев таким уважением, что в одном новом поселке никак не получалось открыть новое кладбище. Наконец, здесь похоронили труп бродяги, найденный у дороги, и с тех пор прихожане признали это кладбище своим.В Бови Трейси (Девоншир) кладбище при местной церкви Св. Иоанна долгое время не использовалось, и, наконец, среди людей пошел слух, что первого покойника, похороненного здесь, заберет дьявол. И никто из местных жителей не решался хоронить здесь своих усопших,пока на кладбище не был похоронен приезжий (слуга одного из местных жителей).В Германии существовал обычай хоронить на новом кладбище свинью или собаку, чтобы дьявол забрал ее.Что касается суеверия о Похоронном камне, то оно бытовало в Брилли (Херефордшир). Этот камень стоял на открытом месте вне кладбища. Труп обносили вокруг него "посолонь", то есть по ходу солнца, и считалось, что это помешает дьяволу завладеть душой покойного.Посетив любую из нескольких сотен старинных церквей в нашей стране, можно убедиться, что суеверие о южной стороне кладбища было весьма распространено: достаточно сравнить даты на надгробиях северной и южной сторон. Могилы южной стороны обычно имеют возраст два-три столетия, в то время как могилы северной стороны в большинстве своем относятся к более позднему времени, когда суеверие уже сошло на нет.Нужно отметить также, что все могилы на кладбище роют с востока на запад.Во многих районах страны существовало (и до сих пор существует) поверье, что тот, кто пашет или вскапывает землю кладбища, потеряет своего старшего сына.Еще в 1925 г. одно поле в Праданнахе (Корнуолл) никто не решался вспахивать из-за этого предрассудка. Это поле когда-то было кладбищем.В Уисбече (Кембриджшир) до сих пор пустует участок земли, который "нельзя ни пахать, ни вскапывать". Этот участок расположен на углу Квакер-Лейн и Силк-Лейн, и в 1946 г. его взял в аренду г-н Чарльз Бикли. Много лет назад здесь хоронили квакеров, и этот участок все еще остается священным.В окрестностях Нортгемптона считалось, что если катафалк разворачивается после того, как в него поставили гроб, то вскоре в семье будет еще один покойник.Однако здесь следует сказать, что кучера вообще не любили разворачивать груженую повозку. Если же для выезда на кладбище требовалось развернуться, то кучер проезжал вперед по улице, разворачивался и ждал, пока в катафалк погрузят покойника. И вышеприведенное суеверие, скорей всего" было порождено таким поведением кучеров.Жители Гебридских островов всерьез верили, - а некоторые верят и по сей день, - что носилки, на которых несли тело, после похорон должны быть сломаны, чтобы остановить "sluagh", которые якобы используют их для переноса новой смерти по воздуху. Для объяснения этого поверья стоит растолковать, что sluagh (злые духи) - это духи умерших.См. ПОМИНАЛЬНЫЕ ХЛЕБЦЫ; ПОГРЕБЕНИЕ; СМЕРТЬ; ПОСОЛОНЬ; МЕРТВЕЦ; ЦЕРКОВЬ и др.Русская народная похоронная обрядность вплоть до настоящего времени бытует в бесчисленных локальных вариантах, разобрать которые в данной книге не представляется возможным, поэтому в настоящей статье приводим лишь наиболее типичные составляющие похоронного ритуала.После установления факта смерти, покойника обмывают. Независимо от того, кто умер - женщина или мужчина, обмывают тело старушки. Они же и одевают усопшего в новую "ненадёваную" одежду и оставляют на двое суток в избе.Практически повсеместно в день смерти в доме покойника ставят на подоконник стакан с водой, для того, чтобы душа его могла напиться. Стакан этот стоит до 40 дней (вода меняется ежедневно), так как "душа приходит до шести недель, а когда, говорят, [проходит] шесть недель, тогда его проводят и не приходит больше" .Пока покойник находится в доме, его не оставляют одного (см. ПОГРЕБЕНИЕ). Родственники приглашают к усопшему "читальщицу" (обычно пожилую женщину), в обязанности которой входит читать евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду.Обычно похороны (за исключением каких-либо экстремальных ситуаций) назначаются на третий день. При чем повсеместно считается, что покойника надо похоронить до обеда."После того, как для покойника сделают гроб, оставшиеся при этом обрезки, стружки и щепу тщательно собирают и кладут в гроб вместе с покойником или же зарывают в землю. Местами же названные предметы тотчас же по окончании работы сжигают.Если сделанный для покойника гроб не в меру - это признак, что вскоре в том же доме будет еще покойник.А также если при положении в гроб покойника замечено будет, что он еще не совсем окостенел, - то это также служит признаком, что в этом доме вскоре умрет еще кто-нибудь другой из живущих в нем".После выноса гроба с телом покойного в доме непременно моют пол - чтобы покойник "не возвращался". "Забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, - предвещает другого покойника в скором времени в том же доме" .В русских деревнях до 30-х годов нашего столетия гроб с покойником носили на домотканых холстах, теперь же носят на длинных полотенцах. "Родным не надо нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его".Похоронная процессия, как правило, останавливается на перекрестках и у церкви. Сено, на котором лежал на лавке (или столе) покойник, а иногда и всю постель, берут с собой и сжигают у реки (или за деревней).Во многих областях вплоть до нашего времени сохранилась традиция причитания по покойнику. Вместе с тем считается, что много плакать по усопшему - грех: "У нас говорят, что, мол, покойник будет тогда лежать всё время мокрым там, если плакать дюже" .Прежде, чем опустить гроб, в могилу кидают металлические деньги - откупить землю (см. МЕРТВЕЦ)."Когда тело зароют, провожавшие покойника садятся на могилу, едят и пьют водку. Затем, уходя, берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, открывают заслонку и смотрят в печь, а землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются" .Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.После похорон повсеместно устраиваются поминки. Покойник будет счастлив, если к нему в могилу положат мертворожденного ребенка: это гарантия, что его пропустят в рай.
Тот, кто встретил похороны, обречен умереть вскоре после этого, если он не снимет шляпу и не пройдет несколько шагов вместе с процессией. Если покойника несут на плечах, он тоже должен подставить под гроб свое плечо. Сделав это, он должен поклониться присутствующим, повернуться и без опасений уйти восвояси. (Пограничные графства).
Южная сторона кладбища - самая святая, северная - неосвященная, пригодная только для мертворожденных младенцев и самоубийц. (Источник этого поверья - в распространенном мнении, будто южный ветер приносит тлетворный дух).
*
Если похоронный колокол ударил раз - он ударит еще два раза. (Дарем).
Похоронный колокол звучит и в наши дни, как знак траура и уважения к покойному. Но исходная причина этого обычая заключалась в том, чтобы отогнать злых духов, роящихся вокруг покойного и готовых схватить его душу. По этой причине в старину похоронный колокол чаще называли "soul bell" - "колокол души". Под этим названием он упомянут у Шекспира в "Генрихе IV" (часть 2).В связи с этим обычаем Хендерсон вспоминает случай с дьяконом, который взял за правило не бить в похоронный колокол после захода солнца. В связи с этим однажды, ударив пару раз, он прекратил бить в пять часов вечера. Покойник был фермером, и его вдова после этого горько жаловалась на прекращение звона. "Какая жестокость! - сказала она. - Заставить бедную душу ждать столько часов подряд!" Если часы бьют одновременно с похоронным звоном, в эту неделю должен умереть кто-нибудь еще. (Бекингемшир).
*Благодарный мертвец/Grateful dead
Встречающийся в фольклоре сюжет о том, как духи умерших возвращаются в мир живых, чтобы вознаградить достойных людей. Например, герой встречается с группой людей, отказывающихся хоронить покойника, поскольку некому оплатить расходы по погребению. Герой дает на это денег и продолжает свой путь. Тут он встречается с таинственным путником, который в нужный момент оказывает ему действенную помощь, как то: спасает ему жизнь в самый опасный момент, подыскивает ему в жены принцессу, убивает чудовище или находит для него большое богатство.
Иногда он просит за это отдать ему половину добытого, но в конечном итоге отказывается от награды как раз перед тем, как раскрывается, что он есть дух того самого покойника. В китайском фольклоре благодарные мертвецы зачастую осуществляют общественные контрольные функции. Они появляются, чтобы щедро вознаградить тех, кто должным образом похоронил их тела и продолжает чтить их души, тем самым продолжая традицию Почитания предков. Они также оказывают почести храбрецам и награждают тех, кто того заслуживает.
+Видения на смертном одре+Deathbed Visions
Ощущения умирающих с преобладанием привидений умерших, мифических или религиозных фигур, а также видений тех мест, где умирающему якобы предстоит оказаться после смерти. Для видений на смертном одре характерны общие черты, которые даже идут вразрез с расовыми, культурными, религиозными, образовательными возрастными и социально-экономическими установками. Значение видений на смертном одре заключается в том, что они, как считают многие, служат свидетельством в пользу существования загробной жизни. Несмотря на то, что практически все мировые культуры предполагают продолжение жизни после физической смерти, западная культура придерживается в этом вопросе взглядов Аристотеля, согласно которым сознание не может существовать отдельно от телесной оболочки, и потому смерть является полным и окончательным разрушением человеческой личности.
Описания таких видений встречались в биографиях и прочих литературных источниках практически во все времена. Научное рассмотрение они получили в XX веке. Одни из первых исследователей, занявшихся тайнами человеческой психики — Фредерик У.Х. Майерс, Эдмунд Герни, Фрэнк Подмор и Джеймс Х.Хайслоп — привели описания видений на смертном одре в конце XIX — начале XX века. Первое систематическое изучение этих явлений было проведено опять-таки в начале XX века сэром Уильямом Барреттом, видным профессором физики и исследователем загадок психики. Интерес Барретта к такого рода видениям возник в 1924 году, когда его жена — специалист в области акушерской хирургии — рассказала ему о своей пациентке, которая незадолго перед смертью успела поведать миссис Барретт о том, что она видела места неземной красоты, а также умерших отца и сестру. Эти видения показались пациентке абсолютно реальными и привели ее в состояние полного умиротворения. Когда женщине принесли только что рожденного ею ребенка, она подумала вслух о том, что, наверное, хорошо бы ради него остаться в живых, но потом прошептала:
"Я не могу оставаться. Если бы вы видели то, что видела я, вы бы меня поняли". Больше всего Барретта поразил тот факт, что женщина, оказывается, не могла знать о смерти сестры, умершей за три недели до описываемых событий. И, тем не менее, она уверенно говорила, что к ней явились привидения умерших сестры и отца.
Несколько десятилетий спустя работой Барретта заинтересовался Карлис Озис, в то время руководитель исследований Фонда парапсихологии Эйлин Цж.Гарретт. Под эгидой этого Фонда в 1959 - 1960 гг., а позже под эгидой Американского общества психических исследований (АОПИ) в 1961 - 1964 гг. и 1972 - 1973 гг. Озис в разговорах с врачами и медсестрами собрал сведения о десятках тысяч случаев видений на смертном одре и предсмертных ощущений как в Соединенных Штатах Америки, так и в Индии. Экспедицию в Индию (1972 - 1973 гг.) он совершил вместе с Эрлендуром Харальдссоном. Более 1000 случаев из всего собранного материала удалось изучить более детально. Результаты этой работы подтвердили выводы Барретта, а также утверждения тех исследователей, которые работали с неизлечимо больными и умирающими (к примеру, Элизабет Кюблер-Росс). Эти результаты согласуются также с данными по предсмертным ощущениям, полученными Раймондом Муди, Кеннетом Рингом и другими.
Видения на смертном одре обычно возникают у тех людей, которые умирают постепенно, например, от неизлечимой болезни или от смертельных ран. И, наоборот, они практически не возникают при внезапной смерти (скажем, в результате сердечного приступа). Большинство видений представляет собой привидения умерших, являющихся в белых сверкающих одеяниях, или же какие-то мифические или религиозные фигуры или божества (ангелы, Иисус, дева Мария, Кришна, Яма - индусский бог смерти, Ямхут - посланец Ямы и т.д.). Привидения умерших практически неизменно оказываются близкими родственниками умирающего - родителями, детьми, родными братьями или сестрами, супругами. Цель этих привидений ("увлекающих", как их называют) заключается в том, чтобы поманить или просто дать команду умирающему следовать за ними. Таким образом, они облегчают переход к смерти. Чаще всего у умирающих при видениях подобного рода возникает ощущение счастья и желания уйти, особенно в тех случаях, когда эти люди верят в загробную жизнь. (Здесь следует отметить, что видения на смертном одре посещают как тех, кто в это верит, так и тех, кто не верит.) Если пациент пребывал в депрессии или испытывал мучительные боли, то после видений часто наблюдается полная трансформация его настроения. Во многих случаях даже исчезает боль. Умирающий начинает буквально "светиться" от радости.
Появление "увлекающих" привидений обычно не мешает пациенту вполне адекватно ощущать реальную окружающую обстановку и присутствующих людей, но последние лишь в исключительно редких случаях наблюдают привидения. Примерно треть видений на смертном одре заключается в том, что перед мысленным взором умирающего возникает другой мир, который представляется совершенно реальным. Чаще всего в описаниях фигурируют бескрайние сады необычайной красоты. Некоторые видят ворота, мосты, реки, лодки или какие-нибудь другие символы перехода, а также замки или иные замысловатые архитектурные сооружения. Почти всегда видения отличаются яркой красочностью. Чудесные места из другого мира могут быть при этом населены привидениями умерших или какими-то духами. Видения либо проходят перед мысленным взором умирающего, либо воспринимаются им, как если бы он перенесся в эти волшебные места. И, как правило, обычный эмоциональный отклик пациента — ощущение счастья и предвкушение путешествия в увиденные им чудесные места. Лишь в очень редких случаях такие видения соответствуют религиозным представлениям о том, как выглядит загробная жизнь. Скажем, Озис приводит всего один пример, когда умирающая женщина описывала нечто похожее на ад, но следует отметить, что она производила впечатление человека, ощущающего огромный груз ответственности за совершенные ею "грехи".
В нескольких случаях, описанных Озисом и Харальдссоном, умирающие слышали неземную музыку. Статистика показывает, что на стыке XIX и XX веков люди на смертном одре чаще слышали музыку, нежели в более поздние времена. Возможно, этот факт является отражением разницы в роли музыки в повседневной жизни.
В большинстве своем видения длятся недолго: продолжительность примерно половины из них не превышает 5 минут, 17% продолжаются от 6 до 15 минут, а еще 17% длятся более часа. Как правило, эти видения возникают буквально за считанные минуты до смерти: примерно 76% всех пациентов, охваченных исследованием, умерли не более чем через 10 минут после видений, а все остальные прожили после них от одного до нескольких часов. В нескольких случаях видения посещали одного и того же пациента в течение нескольких дней подряд, как будто предупреждая его, в какое именно время состоится его свидание со смертью. Складывается впечатление, что возникновение или отсутствие видений очень слабо связано с физическим состоянием пациента. Есть свидетельства о том, как у, казалось бы, выздоравливающих людей возникали видения, они практически тут же впадали в коматозное состояние и умирали.
Существует определенное сходство между видениями на смертном одре и мистическими ощущениями: человека охватывает чувство чего-то святого, умиротворение и душевный подъем. Впрочем, непередаваемые мистические ощущения (их почти невозможно описать словами) возникают на смертном одре весьма редко.
Исследователи выдвинули целый ряд гипотез, имеющих своей целью дать естественное объяснение возникновению видений на смертном одре. Лекарства, жар, обусловленные болезнью галлюцинации, недостаток кислорода в человеческом мозге, осуществление тайных или подсознательных желаний, определенная потеря индивидуальности — вот неполный перечень предложенных объяснений. Действительно, все эти факторы способны вызывать галлюцинации, но они никак не связаны с идеей загробной жизни и чаще всего способствуют видениям, более тесно привязанным к реальной жизни умирающего. Исследование Озиса Харальдссона показало, что видения на смертном одре чаще всего приходят к пациентам, находящимся в полном сознании. Медицинскими факторами нельзя объяснить возникновение этих сказочных картин. Не представляется убедительной и гипотеза об осуществлении тайных или подсознательных желаний, поскольку эти видения в основном никак не согласуются с ожиданиями пациентов, а, кроме того, возникают и у тех, кто по-настоящему хочет выздороветь и вернуться к жизни.
Существует определенная связь между видениями умирающего и видениями человека, за ним ухаживающего. Как утверждают некоторые представители медперсонала, иногда в момент смерти пациента над телом образуется облачко серебристой "энергии". В некоторых случаях эта энергия отчетливо принимает форму астрального тела умирающего, причем эта форма связана серебристым шнуром с реальным телом пациента. Этот шнур обрывается в момент смерти. Есть также свидетельства, что "увлекающие" привидения являются живым людям. Это могут быть привидения как умерших людей, так и некие ангелоподобные существа. Такие случаи описаны в литературе еще первыми исследователями человеческой психики. Эти данные вступают в противоречие с утверждением Озиса и Харальдссона, сделанным ими на основании более позднего исследования и заключающимся в том, что живые не видят астральные тела и весьма редко наблюдают "увлекающие" привидения. Довольно правдоподобное объяснение этого противоречия состоит в том, что в то время (конец XIX — начало XX века) больше народу умирало дома. Знакомая окружающая обстановка, постоянное присутствие кого-то из близких, возможно, и были теми причинами, которые вызывали видения на смертном одре (в отличие от казенной обстановки в больнице).
Изучение такого феномена, как видения на смертном одре, имеет большое значение для танатологии (науки о смерти, ее причинах и проявлениях) в физиологическом, психологическом и социологическом аспектах, поскольку это явление является залогом того, что не следует бояться перехода к смерти — ведь он сопровождается удивительными ощущениями. Смерть — это ответственный момент, в который нужно сохранять максимально возможные достоинство и ясность ума. У некоторых народов мира умирание доведено до уровня целого искусства. В качестве примера можно привести древние западные мистические обычаи и "Тибетскую книгу мертвых" (Тhe Tibetan Book of the Dead). К сожалению, многие современные представители западного мира боятся смерти и с помощью разного рода медицинских средств всеми силами цепляются за жизнь, зачастую ценой мучительных страданий и в практически бесчувственном состоянии, когда последняя искорка жизни поддерживается лишь медицинскими препаратами и аппаратурой. Возможно, в будущем благодаря исследованиям таких феноменов, как видения на смертном одре, предсмертные ощущения и ощущения отстраненности, удастся изменить отношение людей к моменту смерти.источник-Похороны-
Где одни похороны, там и трое похорон. (Нортамберленд).
Гроб нужно трижды обнести вокруг "Похоронного камня".
Если гроб накрывают крышкой в тот момент, когда покойник уже вынесен из дома, двери дома закрыты, а похоронная процессия еще не села в свои кареты, то через несколько дней умрет кто-нибудь еще. (Йоркшир).
Если двери дома закроют во время похорон, пока процессия не вернулась с кладбища, в семье возникнет ссора.
Если похоронный колокол ударил раз, вскоре он ударит еще два раза. (Дарем).
Если солнце светит прямо в лицо одного из присутствующих на похоронах, это значит, что он помечен и будет похоронен на этом кладбище следующим. (Пограничные графства).
Первого покойника, похороненного на новом кладбище, заберет дьявол. (Абердин и Девоншир).Последнее суеверие в свое время пользовалось у шотландцев таким уважением, что в одном новом поселке никак не получалось открыть новое кладбище. Наконец, здесь похоронили труп бродяги, найденный у дороги, и с тех пор прихожане признали это кладбище своим.В Бови Трейси (Девоншир) кладбище при местной церкви Св. Иоанна долгое время не использовалось, и, наконец, среди людей пошел слух, что первого покойника, похороненного здесь, заберет дьявол. И никто из местных жителей не решался хоронить здесь своих усопших,пока на кладбище не был похоронен приезжий (слуга одного из местных жителей). В Германии существовал обычай хоронить на новом кладбище свинью или собаку, чтобы дьявол забрал ее.Что касается суеверия о Похоронном камне, то оно бытовало в Брилли (Херефордшир). Этот камень стоял на открытом месте вне кладбища. Труп обносили вокруг него "посолонь", то есть по ходу солнца, и считалось, что это помешает дьяволу завладеть душой покойного.Посетив любую из нескольких сотен старинных церквей в нашей стране, можно убедиться, что суеверие о южной стороне кладбища было весьма распространено: достаточно сравнить даты на надгробиях северной и южной сторон. Могилы южной стороны обычно имеют возраст два-три столетия, в то время как могилы северной стороны в большинстве своем относятся к более позднему времени, когда суеверие уже сошло на нет.Нужно отметить также, что все могилы на кладбище роют с востока на запад.Во многих районах страны существовало (и до сих пор существует) поверье, что тот, кто пашет или вскапывает землю кладбища, потеряет своего старшего сына.Еще в 1925 г. одно поле в Праданнахе (Корнуолл) никто не решался вспахивать из-за этого предрассудка. Это поле когда-то было кладбищем.В Уисбече (Кембриджшир) до сих пор пустует участок земли, который "нельзя ни пахать, ни вскапывать". Этот участок расположен на углу Квакер-Лейн и Силк-Лейн, и в 1946 г. его взял в аренду г-н Чарльз Бикли. Много лет назад здесь хоронили квакеров, и этот участок все еще остается священным.В окрестностях Нортгемптона считалось, что если катафалк разворачивается после того, как в него поставили гроб, то вскоре в семье будет еще один покойник.Однако здесь следует сказать, что кучера вообще не любили разворачивать груженую повозку. Если же для выезда на кладбище требовалось развернуться, то кучер проезжал вперед по улице, разворачивался и ждал, пока в катафалк погрузят покойника. И вышеприведенное суеверие, скорей всего" было порождено таким поведением кучеров. Жители Гебридских островов всерьез верили, - а некоторые верят и по сей день, - что носилки, на которых несли тело, после похорон должны быть сломаны, чтобы остановить "sluagh", которые якобы используют их для переноса новой смерти по воздуху. Для объяснения этого поверья стоит растолковать, что sluagh (злые духи) - это духи умерших. Русская народная похоронная обрядность вплоть до настоящего времени бытует в бесчисленных локальных вариантах, разобрать которые в данной книге не представляется возможным, поэтому в настоящей статье приводим лишь наиболее типичные составляющие похоронного ритуала.После установления факта смерти, покойника обмывают. Независимо от того, кто умер - женщина или мужчина, обмывают тело старушки. Они же и одевают усопшего в новую "ненадёваную" одежду и оставляют на двое суток в избе.Практически повсеместно в день смерти в доме покойника ставят на подоконник стакан с водой, для того, чтобы душа его могла напиться. Стакан этот стоит до 40 дней (вода меняется ежедневно), так как "душа приходит до шести недель, а когда, говорят, [проходит] шесть недель, тогда его проводят и не приходит больше" .Пока покойник находится в доме, его не оставляют одного. Родственники приглашают к усопшему "читальщицу" (обычно пожилую женщину), в обязанности которой входит читать евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду.Обычно похороны (за исключением каких-либо экстремальных ситуаций) назначаются на третий день. При чем повсеместно считается, что покойника надо похоронить до обеда."После того, как для покойника сделают гроб, оставшиеся при этом обрезки, стружки и щепу тщательно собирают и кладут в гроб вместе с покойником или же зарывают в землю. Местами же названные предметы тотчас же по окончании работы сжигают.Если сделанный для покойника гроб не в меру - это признак, что вскоре в том же доме будет еще покойник.А также если при положении в гроб покойника замечено будет, что он еще не совсем окостенел, - то это также служит признаком, что в этом доме вскоре умрет еще кто-нибудь другой из живущих в нем". После выноса гроба с телом покойного в доме непременно моют пол - чтобы покойник "не возвращался". "Забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, - предвещает другого покойника в скором времени в том же доме" .В русских деревнях до 30-х годов нашего столетия гроб с покойником носили на домотканых холстах, теперь же носят на длинных полотенцах. "Родным не надо нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его". Похоронная процессия, как правило, останавливается на перекрестках и у церкви. Сено, на котором лежал на лавке (или столе) покойник, а иногда и всю постель, берут с собой и сжигают у реки (или за деревней). Во многих областях вплоть до нашего времени сохранилась традиция причитания по покойнику. Вместе с тем считается, что много плакать по усопшему - грех: "У нас говорят, что, мол, покойник будет тогда лежать всё время мокрым там, если плакать дюже". Прежде, чем опустить гроб, в могилу кидают металлические деньги - откупить землю."Когда тело зароют, провожавшие покойника садятся на могилу, едят и пьют водку. Затем, уходя, берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, открывают заслонку и смотрят в печь, а землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются" .Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.После похорон повсеместно устраиваются поминки.
Покойник будет счастлив, если к нему в могилу положат мертворожденного ребенка: это гарантия, что его пропустят в рай.
Тот, кто встретил похороны, обречен умереть вскоре после этого, если он не снимет шляпу и не пройдет несколько шагов вместе с процессией. Если покойника несут на плечах, он тоже должен подставить под гроб свое плечо. Сделав это, он должен поклониться присутствующим, повернуться и без опасений уйти восвояси. (Пограничные графства).
Южная сторона кладбища - самая святая, северная - не освященная, пригодная только для мертворожденных младенцев и самоубийц. (Источник этого поверья - в распространенном мнении, будто южный ветер приносит тлетворный дух).Хочу немного прокомментировать один момент. В статье немного неверно описывается примета о первом покойнике на новом кладбище. Фигура дьявола тут лишняя, ибо нечистый дух вообще не может проникнуть на погост, следовательно никакое право на душу усопшего не имеет. Однако, первый покойный становился сторожем кладбища, следовательно лишался вечного покоя и рая, отсюда пошла искаженная примета о том, что дьявол забирает душу.