Буддизм
* Смерть в синтоПоскольку в течение многих веков похоронные обряды проводились в основном буддийскими священниками, сегодня даже многим японцам не известны ни синтоистские представления о смерти, ни то, что в основе похоронных ритуалов и поныне лежит синтоистская обрядность.
Было бы несправедливо утверждать, что храмы не проводят похоронных обрядов и избегают мертвецов из-за боязни оскверниться. На самом деле, хотя синтоизм и относится к смерти как к злу, он не рассматривает ее как скверну. Слово кэгарэ, которое используют, говоря о смерти, также означает «аномалия» или «несчастье». Чиновников, когда умирают их родственники или близкие друзья, на день освобождают от работы; необходимость присутствовать на похоронах — уважительная причина также и для того, чтобы пропустить службу в храме.
Более того, иногда на территории храмов либо в непосредственной близости от них находятся могилы, то есть храмы строили рядом с захоронениями. Следует добавить, что очень многие храмы посвящены духам умерших исторических личностей. Храмы Тэнмангу посвящены духу великого схоласта Мнтидзанэ Сугувары, храмы Тосёгу — Иэясу Токугаве, храм Ноги — генералу Марэсукэ Ноги, герою русско-японской войны; храм Ниномия — экономисту и учителю Сонтоку Нино-мии, а множество местных храмов обожествляют тех людей, которые принесли большую пользу своим общинам.
Тут следует пояснить, что синтоизм, который учит чтить всех предков и поклоняться им как ками, сегодня, под влиянием буддизма, обожествляет лишь немногих людей, посвятивших свою жизнь обществу и государству.
В то же время синтоистские священники, которые служат ками, не принимают участия в погребальных обрядах. В прошлом похороны, в соответствии с синтоистскими ритуалами, осуществляли родственники покойного. Японцы верили, что мертвые продолжают жить как духи (рэйкон) и время от времени посещают наш мир, принимают поклонение (в форме обрядов) от потомков и, в свою очередь, благословляют их. В знак искренней благодарности духам предков на могилах умерших возводили красивые надгробья, а во время праздника урожая им, в качестве приношений, дарили первые плоды. Это было неотъемлемой частью синтоизма и входило в обязанность всех людей. Однако с проникновением в Японию китайской цивилизации и последующим распространением буддизма строительство больших надгробий и проведение обряда похорон было запрещено.
Но полностью устранить древние обычаи и верования не удалось, поэтому буддизм приспособился к японским представлениям и интегрировал исконные местные обычаи погребения мертвых в свои собственные ритуалы. Как следствие, уход за могилами, чтение сутр наподобие магических заклинаний, обряд приношения даров в сочетании с верой в перерождение в Чистой Земле стали неотъемлемой частью японского буддизма.
Поскольку синтоистские священники, как правило, не считали нужным принимать участие в похоронных обрядах и тела умерших запрещали вносить на территорию храмов, буддизм на протяжении веков без особых осложнений проникал в эту сферу все глубже и глубже. Во времена династии Токугава (1603-1868), в ответ на нарастающее давление христианства, было решено, что все похоронные ритуалы должны выполнять исключительно буддийские священнослужители. Как следствие, буддисты, изначально отвергавшие подобные практики, стали активно заниматься похоронными и мемориальными церемониями, а тот факт, что эти церемонии некогда были старинными обычаями и позаимствованы из синтоизма, постепенно забылся.
Есть две причины, по которым синтоистские священники не хотели и не хотят заниматься погребальными обрядами. Во-первых, храмы изначально предназначались исключительно для богослужения ками, там не было места для любых других обрядов и церемоний. Во-вторых, священники всегда были преданы ками, и никому иному. Другими словами, любые религиозные обряды, которые не посвящены ками, — вне пределов ответственности как храмов, так и синтоистского духовенства.
Во время правления династии Мэйдзи правительственные указы прямо запрещали священникам проводить похоронные обряды. Ныне этот запрет не действителен, и священники самого разного ранга часто проводят эти церемонии. Конечно же, это происходит дома или в публичных погребальных залах.
Ни в храмах, ни даже на их территории подобные обряды не производятся никогда.
(с)
* По ламаистскому обычаюУмирающего, в его предсмертный час, по ламаистскому обычаю, посещает предварительно приглашенный лама. Он осуществляет обряд напутствия - зурдайн-судур, подробно поясняя о том, что предстоит встретить душе на своем пути, покинув тело.
По наступлении кончины, родственники расспрашивают зурхачина о правилах подготовки тела к погребению и способы захоронения, несоблюдение которых может привести к новым смертям в семье. Буянчи, специалист по похоронам, проделывает необходимые действия над телом умершего. Согласно традиций, тело следует предать какой-то из пяти «стихий» - воздух, вода, земля, дерево или огонь. Но, обычно, тело оставляется в степях, а дикие звери, пожирая тело, довершают захоронение.
После этого осуществляют «очистительные» обряды, молятся и делают обряды для охранения живых от несчастий. В течении семи недель проводятся меры для «обеспечения» хорошего перерождения усопшего. Такие беды, как увечье ребенка, падеж домашнего скота, воровство, знаменуют, что душа тянется обратно к семье, и следует снова «отгонять» ее пожертвованиями, обрядами и молитвами.
* Похороны в Японии Сегодня, согласно принятых норм поведения в Японии, по буддийскому обряду производится около 90% похорон. Церемония прощания осуществляется в соответствии с жесткими правилами.
Однако проводят похороны и под воздействием древних синтоистских учений, в свете уважения и почитания духа предков. Синтоизм — религия чисто японская, в основу которой заложен культ природы и святая вера в бессмертие души предков, здесь отсутствуют жесткие догмы. А буддизм проник в Японию в 538 году и стал исповедоваться наравне с синтоизмом. Со временем, ввиду наличия общих традиций, эти религиозные направления без особого труда перемешались, что проявилось и в похоронных ритуалах. Так, в современной церемонии погребения, проходящей по буддийскому обряду, есть элементы традиций синтоизма. Здесь рассматривается оба вышеозначенных течения и их совместное воздействие на ритуал похорон.
* буддизм в ЯпонииВ Японии рассвет буддизма определяется на период Нара. На данный момент это одна из самых распространенных религий в стране. Здесь различают два направления: махаяна (букв, «большая колесница») и хинаяна (букв, «малая колесница») .
Одной из причин такого успеха буддизма в Японии является присутствие в махаяне и синтоизме общего культа духа предков. Современные японцы, по крайней мере в большинстве своем и на словах, исповедуют обе религии. На сегодня буддийские обряды похорон, праздник поминовения усопших и неделя равноденствия уже укоренились в обычаи населения и обязаны они культу предков.
Кремация, как обычай зародившаяся в Индии, утвердился в Японии с появлением буддизма. Изначально родственники умершего просто ждали исчезновения «нечистоты» смерти, поместив тело в гроб, а после решили, что отличным способом очищения может послужить сожжение, и наследовали этот индийский ритуал. Таким образом и объединились обычаи синтоизма и буддизма — уточняя и дополняя церемониал для препровождения усопших в мир иной.
Мусульманские обряды
* Предсмертные особые обрядыМусульманин, уже находящийся на грани между жизнью и смертью, подвергается особым обрядам. Обряды погребения сложны, производятся под непосредственным руководством духовных лиц в сопровождении погребальных молитв. Умирающий, прежде всего, укладывается на спину так, чтобы ступни ног были направлены в сторону Мекки. Ежели, по какой-то причине, это невозможно, тогда следует уложить его на бок - к Мекке лицом. Умирающему вслух, чтобы слышал, читается молитва «Калимат-шахадат». По хадису, умирающему читается суру «Ясин».
Глоток холодной воды — наш последний долг — для облегчения жажды умирающего. Причем, желательно, поить по капле священой водой Зам-Зам или соком граната. Не принято около умирающего громко плакать или вести беседы.
Уже после смерти мусульманина совершается следующее: закрываются глаза, подвязывается подбородок, накрывается лицо и выпрямляются руки и ноги. На живот умершего, для избегания вздутия, укладывается тяжелый предмет. В отдельных ситуациях производится «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают обмывание.
* Подготовка тела усопшего Усопшего, обычно, три раза омывают и обмывают: водой с кедровым порошком; водой в смеси с камфорой и чистой водой. Число участников в процедуре должно быть не менее четырех - омывающим и его помощником могут быть близкие родственники, другие помогают поддерживать и поворачивать тело. Запрещено обмывать умершего противоположного пола, исключение – супруги и маленькие дети. Процедура может быть как бесплатной, так и за определенное вознаграждение. Обмытое тело покойного осушается полотенцем и смазывается благовониями (ноздри, лоб, руки и ноги).
Хоронить покойника в одежде категорически запрещено Шариатом. Необходимо окутать все тело в саван, изготовленный из ситца или белого полотна. Материал должен быть подобран в соответствии с материальным достатком умершего — в знак уважения. Тело мужчин запрещено покрывать шелком.
Делать стрижку, расчесывание волос и бороды, остригание ногтей, удаление золотых коронок перед окутыванием не следует ни в коем случае — все это, при необходимости, осуществляется при жизни. Окутывание производится в строго определенном порядке, немного различающимся для мужчин и для женщин.
* Погребение тела На тобут, представляющий из себя носилки с раздвижной крышкой, расстилается одеяло и на него кладут усопшего. Крышку закрывают и покрывают тканью. Сверху, согласно некоторых обычаев, укладывается одежда покойного, как знак для молящихся — мужчину или женщину хоронят.
Погребальной молитве придано особое значение. Совершается она имамом мечети или заменяющим его лицом. Тобут ставят перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к покойному стоит имам, за ним следом стоят остальные. От обычных молитв погребальную отличает отсутствие земных и поясных поклонов. Похороны считают недействительными, если не было чтения молитвы. При смерти ребенка или новорожденного с признаками жизни (издавший крик) молитва обязательна, а при рождении мертвого дитя — нежелательна.
Покойника следует поскорее похоронить на близлежащем кладбище. Могильный земляной холм должен возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Его орошают водой, читают молитву, бросая семь раз по горсти земли. Один человек остается у могилы для чтения талкина.
* Оплакивание умершего Оплакивать умершего не запрещено Шариатом, однако не следует делать это слишком громко. Является недопустимым, когда близкие родственники, страдающие от горя, расцарапывают себе лицо и тело, рвут волосы и наносят себе повреждения или разрывают одежду. По словам пророка, когда семья оплакивает усопшего, он мучается.
По Шариату требуется соблюсти нижеследующее: окружающие упрекают плачущих мужчин, а детей и стариков необходимо вежливо успокаивать. Исламом запрещена профессия плакальщиц по умершим, хотя во многих мусульманских странах этот запрет игнорируется. Профессиональных плакальщиц, обладающих по особенному трогательными голосками, нанимают на период проведения похорон и поминок по усопшему, хотя ислам и не одобряет такое.
В мусульманском учении терпение — это большая добродетель, и требуется терпеливо переносить случившееся горе.
* СаванПо законам шариата умершего запрещено хоронить в одежде. Для погребения его нужно окутать в саван. Саван или кафан делается из белого материала и состоит нескольких частей.
Три части делаются для покойного мужчины:
1. Лифофа — любая хорошая ткань, чтобы укутать покойного и завязать саван с обеих сторон.
2. Изор — отрез ткани для окутывания нижней части тела.
3. Камис — обычная рубаха до колен, прикрывающая половые органы мужчины.
Пять частей делаются для покойной женщины:
1. Лифофа — тоже самое, что и у мужчин;
2. Изор — отрез ткани для окутывания нижней части тела;
3. Камис — рубаха без воротника с вырезом для головы
4. Химор — платок на голову размером 2 м * 60 см;
5. Кирка — отрез ткани для покрывания груди, размером 1.5 м * 60 см.
Покойных младенцев или новорожденных окутывают только в лифофу.
Обычно саван изготавливают супруги, родственники или дети покойного. Если он был одинок, похороны осуществляют соседи. Материя саванна должна соответствовать материальному благополучию того, кого хоронят. Так проявляется уважение к умершему. Иногда окутывают в использованную ткань, но лучше, если она будет новая. Единственный запрет в том, что нельзя окутывать мужчин в шелк. Перед окутыванием не следует подстригать бороду и волосы и даже не расчесывать, ногти также не подстригаются. После окутывания покойного кладут в тобут (специальные носилки, на котором несут до кладбища) Тобут также накрывается материей .
* Поминки на 40-й день: можно или нет?В мусульманской религии поминки, как и многие другие стороны жизни, определяются шариатом. Траур длится 3 дня. Можно подавать нищим и обездоленным, но это по желанию родственников. В принципе все дальнейшие обряды устраиваются только исходя из возможностей родни усопшего, и никогда не имеют целью собрать все окружение покойного и сытно накормить их.
Угощать лучше в обычные дни, но никогда во время скорби и траура. Шариат говорит о том, что все траурные мероприятия следует проводить по минимуму, для того чтобы не обременять родню и без того находящуюся в горе. Тем более нелязя делать это в долг. На похоронах угощение носит чисто символический характер.
Иногда некоторые мусульмане поминают покойного на 40-ой день. Правильно ли это? Допустимо ли? При соблюдении поминальных обрядов не следует подражать традициям других религий. Траур в Исламской религии, согласно хадису Пророка Мухаммада длится 3 дня. Можно проводить благочестивые собраний и читать на них мавлид за душу покойного, поминать Всевышнего (зикр), молиться и т. п. Все это дозволено и даже поощряется Шариатом.
Но стремление поминать покойного на 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после похорон человека, как это принято в других религиях не только не обязательно и не рекомендовано, а даже порицаемо. Если же время проведения благочестивого маджлиса случайно совпадает с этими днями (например, с 40-м днём поминок у христиан), то родственники и все остальные, пришедшие на это собрание никак не должны упоминать этот факт, и уж тем более его как то возвеличивать.
Иудейские обряды
* Благословение и разрыв одежды По еврейским традициям, проводы умерших — одна из наиважнейших заповедей, результаты выполнения которой человек ощущает как в этом мире, так и в загробном. В связи с этим, члены Хевра Кадиша, обязательно состоящие из евреев, всегда были уважаемы и пользовались почетом.
Убедившись, что человек умер, начинают церемонию произнесения благословления. Стоя, все присутствующие разрывают по краю верхнюю или нижнюю одежду на себе. По завершении покойнику опускают веки и в помещении остаются только члены Хевра Кадиша. С усопшего снимается имеющиеся украшения и тело укладывается горизонтально. Снимается одежда до рубашки и, от ступней до изголовья, умерший полностью окутывается в льняную простыню. В помещении открывается окно, а у изголовья покойного ставится свеча.
По прошествии двадцати минут, после смерти, тело поднимают с ложа и бережно опускают на пол, заранее подготовленный для этого (уложена солома и т.д.). Голову умершего слегка приподнимают и фиксируют в таком положении, ноги вытягивают а руки укладывают с выпрямленными пальцами. Зеркала, имеющиеся в комнате, на весь период пребывания покойного, закрывают материей или отворачивают. Усопший не должен быть в комнате один, около него всегда должен быть охранник (шомер), а если умерла женщина — охранница (шомерет).
* Очищение и облачение телаВ случае перевозки в морг, тело, по распоряжению Габая, укладывается в гроб и сопровождается до кладбища. Прибыв, члены Хевра Кадиша, кроме кровных родственников покойного, на носилках переносят гроб в морг для проведение обряда очищения. Присутствие лиц, не являющихся членами Хевра Кадиша, не допускается.
После очищения приступают к обряду облачения. Надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса происходит в определенной последовательности, различной для мужчин и женщин. Волосы гладко зачесываются, подвязываются льняной лентой, имеющей завязку по форме буквы «шин», и надевается шапка. В гроб заранее укладывается вуаль и шаль.
По одним обычаям принято хоронить мужчину непосредственно в талите, при этом в будни, после его надевания на покойного, надрывают цицит. По другим традициям тело накрывают талитом только после опускания в могилу. Мужчину накрывают некошерным талитом, в случае прижизненного его ношения. Женщину покрывают простыней белого цвета. Убитого или погибшего принято хоронить в одежде, в которой смерть пришла к нему.
* Траур и законы захоронения Далее все скорбящие, предварительно сняв обувь, отправляются в траурный зал, для присутствия при чтении поминальной молитвы.
После погребения, на выходе из кладбища, присутствующие образуют два ряда, чтобы выразить свои соболезнования родственникам умершего, проходящим посередине.
Некоторые законы захоронения:
- на ночь усопшего оставлять запрещено, исключение составляют ситуации, когда, например, не готовы некоторые документы, смерть произошла в праздник или субботу, родственники не имеют возможности попрощаться с умершим и т.д.;
- кремировать тело категорически запрещено; Это очень странно, потому что многие носители иудейской веры в Советском союзе первыми поддержали идею кремации, о чем свидетельствуют захоронения на Новом Донском кладбище.
- на кладбище необходимо соблюдать размеры могилы и определенное расстояние и дистанцию между могилами;
- на еврейском кладбище запрещено хоронить нееврея по галахе. Еврея религиозного не хоронят рядом с нерелигиозным. Новое кладбище желательно разделить на три сектора: религиозные евреи, нерелигиозные и неевреи по галахе, с соблюдением определенного расстояния между ними. Только в третьей части разрешено хоронить прах кремированных и тела самоубийц.
источник www.obryadi.ru
@темы: обряды и традиции, японские кладбища, атрибуты погребения и похорон, арабские кладбища