На страницах сообщества уже было пара постов, посвященных любовным парам. Цикл о мистических кладбищах Америки не канет в Лету, но пришла идея создать новый: рассказы о возлюбленных парах с демонстрацией их последних мест упокоения. Не знаю, насколько это будет интересным и будет ли находиться интересный материал, но я все же попробую.
Сегодня речь пойдет о знаменитой паре Эмме Гамильтон и адмирале Нельсоне.
Некоторым женщинам для того, чтобы попасть в историю, достаточно быть просто женщинами. Эмма Гамильтон несомненно из таких персон, занимающих свое почетное место в ряду счастливых покорительниц мужских сердец.
Родилась Эмма в Честере в 1765 году. Впрочем, с этим не так уж все ясно. То ли 1765 год, то ли 1763. То ли Эмми Лайон, то ли Эмили Харт. Ее жизнь до судьбоносной встречи с Нельсоном особого интереса не представляла, отсюда и столько трудностей для историков в написании ее биографии.
По разным источникам перед нами встает то коварная авантюристка, то добрейший ангел, то беспощадная соблазнительница, то добропорядочная невезучая женщина. Так какой на самом деле была Эмма Гамильтон?
Бог с самого начала не дал ей многого. Родилась в бедной семье, отец вскоре умер, мать трудилась не покладая рук, чтобы прокормить себя и ребенка. Единственное, на что не поскупилась судьба, так это на красоту, которой так щедро снабдила бедную девушку.
Эмма была необыкновенно хороша, это единственный факт, который не вызывает сомнения ни у кого: ни у ее почитателей, ни у ее врагов.
Синие широко распахнутые глаза, каштановые волнистые волосы, белая кожа и бездна обаяния.
читать дальшеЕе естественную прелесть не могли испортить даже жуткие лохмотья, в которых ей приходилось ходить. Благодаря своей необыкновенной внешности Эмма стала чрезвычайно популярной в своем городе, но судьба манила ее дальше.
Немного поучившись в местной школе и едва научившись читать, Эмма отправилась в Лондон. Она надеялась, что там ее ждет лучшая участь, но судьба не спешила преподносить ей подарки. Пришлось идти на работу
Сначала она устроилась няней в дом респектабельного доктора. Но затем ее переманил владелец овощной лавки, рассчитывающий, что красивая продавщица привлечет много посетителей.
Так оно и случилось. Торговля шла бойко, пока юную Эмму не пригласила в свой дом одна знатная дама, которой в ее разгульных буднях очень нужна была компаньонка. Так Эмма впервые прикоснулась к другой жизни. Жизни, где царили деньги, титулы, шикарные наряды и очень свободные нравы.
Девственность в Англии на тот момент была не в моде. Однако Эмма познала любовь во многом из благородных побуждений. На войну с американскими колониями, требующими независимость, призвали её двоюродного брата.
Девушка решила спасти бедолагу и отправилась к командиру корабля, будущему адмиралу Джону Пейну. Капитан согласился лишиться одного из новобранцев, только в обмен на благосклонность юной прелестницы.
Эмма осталась на корабле. Их связь длилась несколько месяцев, а когда пришло время отправляться в поход, Пейн без сожаления расстался с успевшей надоесть любовницей.
Эмме, которая была на тот момент беременной, пришлось вернуться к матери, снова в нищету и беспросветность. Каким образом Эмма избавилась от ребенка, осталось неизвестным, но, вероятно, не без помощи «доктора» Джеймса Грэхема, у которого она вскоре стала «ассистенткой». Этот шарлатан создал Храм Здоровья и Гименея, где за 40 шиллингов якобы излечивал бесплодие и попутно рекламировал некую «электрическую кушетку», которая избавляла от всех недугов и даже превращала уродцев в красавцев. Каждый вечер любопытные заполняли «храм» Грэхема, чтобы за пару шиллингов полежать на чудо-кушетке. В начале сеанса занавес эффектно раздвигался, и все видели на ложе обнаженное тело Эммы Лайон — «богини здоровья», испытавшей волшебную силу электричества. Многие посещали балаган Грэхема только для того, чтобы полюбоваться ее прелестями. Как-то туда забрел и юный баронет Гарри Фезерстоунхоф. В отличие от зевак, он был человеком действия — сразу же прошел за кулисы и предложил красавице стать его содержанкой. От такого предложения дочь кузнеца и кухарки не могла отказаться.
Там она встретила многих художников, которые приглашали ее в качестве натурщицы, там ей надо было купаться перед мужчинами, желающими вернуть свою мужскую силу, там, возможно, ей приходилось и продавать себя. Но имеем ли мы право осуждать будущую леди Гамильтон за подобную аморальность?
В условиях XVIII века женщине выжить без мужа было практически невозможно. А то, что девушка не пожелала довольствоваться браком с человеком «своего круга», говорит лишь о ее непреклонной воли и страстном желании «переломить жизнь» и повернуть ее в совсем другое русло. Отсутствие целомудрия не был на тот момент исключительным уделом Эммы.
В то время в высшем английском обществе ходила элегантная шутка: «ЭТО можно делать где угодно, как угодно и с кем угодно, при условии, что вы не будете пугать лошадей».
И это аристократы, люди «голубой крови», не знавшие ни нужды, ни голода! Так что же говорить о женщине, которой приходилось продавать себя не ради развлечения, а ради куска хлеба, ради возможности жить.
Пока не надоела юному повесе, попросившем любовницу покинуть его имение. Опять бедность, опять нищета. Эмма пришла в отчаянье, но тут поступило предложение от еще одного аристократа сэра Чарльза Гревилла.
Поклонник искусств и обладатель утонченного вкуса, он заметил очаровательную содержанку еще в замке Фозерстоунхоф и, как только «вакантное» место освободилось, предложил Эмме перейти к нему на содержание.
Выбора не было. Да и Гревилл оказался чрезвычайно милым. Он нежно обращался с Эммой и даже приложил руку к ее образованию. Нанятые учителя быстро завершили дело, так бесславно начатое в бедной школе Честера.У Эммы оказался цепкий и острый ум, она быстро освоила новые знания, начала читать, немного разбираться в искусстве. И между делом успела влюбиться в своего покровителя, который, казалось, тоже любил свою «Галатею». озаботился он и об образовании Эммы. Нанятые им преподаватели обучали мисс Эмму Харт — под этим именем она жила в имении Гревилла — иностранным языкам, правилам хорошего тона, пению и рисованию. Она оказалась способной ученицей. «И вскоре она уже выглядела вполне респектабельно в любом обществе», — писал бывавший в доме Гревилла адмирал Джеймс. К тому же она оказалась прекрасной хозяйкой — сохранилась расходная книга, в которую она записывала все траты. Вопреки легендам, она не была транжирой.
![](http://i1210.photobucket.com/albums/cc410/AlexKirn8/Cemeteries/th_ae9d820b1a0e.jpg)
В 1784 году любовников навестил дядя Чарльза, лорд Уильям Гамильтон. 50-летний вдовец, Уильям был мужчиной утончённым, великолепно образованным и добродушным. Лорд увлекался искусством Древнего Рима и Древней Греции, любил путешествовать вместе с археологическими экспедициями и профессионально занимался изучением вулканов. Он показался Эмме очень интересным, и, жадная до знаний, она часами слушала его рассказы. Пока они беседовали, у хитрого Гревиля созревал план. Он решил отдать любовницу своему дяде, а тот, очарованный прелестями девушки, не долго думая, согласился стать её покровителем. Считают, что ветреный и безответственный Гревиль продал Эмму в счёт погашения своих долгов, но это до сих пор остаётся лишь домыслом.
Обескураженная Эмма слала отчаянные письма своему возлюбленному, но ответа не было. Когда же она поняла, что дело решенное и ей предстоит отправиться в Неаполь, где лорд Гамильтон был послом, она написала Гревиллу последнее письмо, где жестко уверила его в том, что не намерена стать любовницей его дяди. Она намерена стать его женой.
6 сентября 1791 года Эми Лайон и лорд Гамильтон обвенчались. Невесте исполнилось двадцать шесть лет, её жениху шёл шестьдесят первый год. За семь лет пребывания в Италии Эмма выучила итальянский язык, занялась музыкой, пением, освоила светские манеры. Всегда открытая и искренняя, леди Гамильтон быстро завоевала симпатии окружающих. И даже неаполитанская королева Мария Каролина стала близкой подругой жены английского посла. Королева обсуждала с Эммой все политические дела и часто опиралась на её мудрые советы. А взамен у супругов Гамильтон всегда были копии секретных документов королевского дворца.
И вот в Неаполь прибыл уже тогда национальный герой и любимец всей Англии Гораций Нельсон. Они полюбили друг друга, несмотря на то, что Эмма к тому времени уже располнела и несколько потеряла свое чарующее обаяние
А он и вовсе никогда не был красавцем. К моменту их встречи Нельсон, невысокий, худой, без одной руки и глаза, был женат. Но любовь есть любовь. Накал их страсти не смогли остановить ни осуждение общества, ни выговор короля. О разводе нечего было и думать.
![](http://i1210.photobucket.com/albums/cc410/AlexKirn8/Cemeteries/th_89bf80ddbdd4.jpg)
Слухи о страстном романе адмирала и супруги английского посла дошли до Лондона. Жена Нельсона тут же пожелала приехать в Неаполь, но муж категорически отказал ей. Окружающие не одобряли любовную связь адмирала, на флоте и вовсе высмеивали положение своего начальника. Когда-то решительный, принципиальный и сильный, Нельсон не мог уйти от любовницы. В тот момент ему были не важны ни карьера, ни репутация, ни близкие люди. Его мысли были заняты лишь одной женщиной, «единственной женой перед Богом», «драгоценной Эммой».
В начале лета 1800 года Нельсон с четой Гамильтонов вернулся в Англию. Спустя год он стал вице-адмиралом. В эти дни сгоравший от страсти Нельсон писал возлюбленной: «Ты всегда в моей душе, твой образ не покидает меня ни на секунду, и надеюсь, что очень скоро я смогу обнять тебя настоящую. Уверен, это доставит нам обоим истинное удовольствие и счастье». И добавлял: «Продолжай любить меня так же страстно, как я люблю тебя, и мы будем счастливейшей парой в мире».
В 1801 году Горацио Нельсон ушёл от жены, хотя официального развода получить так и не смог. С этого времени он не желал больше скрывать своей сердечной привязанности к Эмме Гамильтон и часто проводил с ней всё свободное время в купленном для этих целей загородном доме. Высшее общество не пожелало мириться с любовницей адмирала. Нельсона везде принимали с распростёртыми объятиями, для Эммы двери дворцов оказались закрытыми. Особенно усердствовала королева, запретив принимать леди Гамильтон при дворе.
Но старый Уильям Гамильтон не противился этой связи: смирившись с неизбежным, он по-прежнему общался и с женой, и с Нельсоном. Они же провожали его в последний путь, не отходя от постели умирающего лорда.
Вскоре у влюбленных появился ребенок. Девочку назвали Горация и отдали на попечение некой даме. Малышка знала, кто ее отец, а вот часто навещающую ее Эмму считала опекуншей. Очевидную версию о том, что это леди Гамильтон, Горация гневно отвергала. И это при том, что они с матерью до самой смерти Эммы жили вместе.
Горации была уготована долгая и тихая восьмидесятилетняя жизнь в качестве жены пастора, которому она родила девять детей.
Счастье закончилось в день знаменитой Трафальгарской битвы. Нельсон был смертельно ранен и перед смертью завещал заботу об Эмме и дочке своей стране.
Узнав об этом, Эмма только усмехнулась. Она знала, что после смерти великого героя его все будут почитать, а ее поспешат втоптать в грязь. Так оно и получилось.
Чарльз Гревилл, ее бывший любовник, получил по завещанию состояние лорда Гамильтона и тут же выгнал Эмму из лондонского дома.
Королева отказала в пенсии. Впрочем, нуждающейся Эмму нельзя было назвать: Нельсон оставил ей кое-какие средства, но Эмма быстро все истратила и даже попала в тюрьму за долги. Друзья вытащили ее оттуда, но вскоре забрезжил новый арест. Тогда она бежала во Францию. Меняя квартиру за квартирой, наконец, нашла пристанище на чердаке, где и умерла от водянки (по другой версии от цирроза печени - последствие алкоголизма) в 1815 году.
Проводить в последний путь леди Гамильтон пришли только офицеры британского флота, стоявшего в Кале. Для остальных ее смерть прошла незамеченной.
Заспиртованное в бочке тело адмирала спустя несколько месяцев доставили в Англию. Нельсона похоронили в соборе Святого Павла, а центральная площадь Лондона была названа в честь его последней битвы — Трафальгарской. В наши дни на площади, куда слетаются тысячи голубей и от этого всё вокруг приобретает светло-серые краски, возвышается Трафальгарская колонна, увенчанная статуей Горацио Нельсона, великого адмирала.Свое последнее пристанище Эмма нашла в Nord-Pas-de-Calais Region, France, а точнее на кладбище при церкви святого Пьера. Война внесла свои коррективы, и местность достаточно пострадала. Могила была утеряна. На первом фото Кале в мае 1940. На 2. Церковь в наши дни
Могила адмирала Нельсона