Карельский город Костомукша сегодня известен всем, здесь Костомукшский ГОК добывает руду и производит железорудный окатыш для металлургического комбината в Череповце.
Меня же заинтересовала одна историческая загадка, которая связана с этим местом. Но обо всё по порядку.
Учёных давно интересовало, откуда пошло это название «Костомукша». В переводе с карельского «костомус» и финского «костамо» такое название в одном варианте обозначает месть, возмездие, расплату. Но слово «костамо» можно еще перевести и как сильно увлажненное место. Первое толкование по отношению к деревне Костомукша исторически оправданно, но столь же верно и второе: пожалуй, больше нигде в Карелии не встретишь такого обилия верховых болот и увлажненных ельников.
Легенду о происхождении названия «Костомукша» от слов «месть» и «возмездие» записал в 1892 году финский этнограф и художник Луис Спарре, который вместе с художником Викстремом и проводником Ренне побывал в этих местах, желая увидеть воспетый Элиасом Леннротом край «Калевалы».
+читать+При въезде в эту деревню со стороны Костомукшского озера они обратили внимание на лесистый холм, на котором росли могучие, древние ели и сосны, охранявшие покой здешнего кладбища. По установившейся исстари традиции на нем запрещалось рубить деревья, стучать железным инструментом. Повалившиеся от старости стволы догнивали на земле, и даже покосившиеся на могилах кресты и надгробья не поправлялись. Усопшим был отведен полный покой…
Кладбище, по мнению Спарре, было очень старым. Но оно не являлось типичным для Северной Карелии. В деревне Лувозеро, за несколько десятков километров отсюда, подобное кладбище было ухоженным, кресты и гробницы украшались резьбой, а деревья возле захоронений не представляли собой чащу.
Когда-то на месте костомукшского кладбища стояла церковь. В одно из летних воскресений взрослое население деревни собралось в ней на молебен. В это время сюда незамеченными подошли шведские (по более поздним источникам — финские) завоеватели. Очевидно одно — враги пришли с финской территории. Они застали молящихся врасплох, закрыли их в церкви, а затем подожгли ее. Деревенская молодежь в это время была на игрищах, недалеко от места трагедии. Увидев сожжение, оставшиеся в живых местные жители отомстили шведам: ночью напали на них и утопили в озере, которое впоследствии было названо Койранлампи, то есть Собачье озеро.
По некоторым версиям, из Костомукши часто начинались рейды мести на финскую сторону, и там жителей деревни Костомукша считали людьми недобрыми. Послужило ли это поводом считать Костомукшу местом возмездия, сказать трудно.
На месте сожженной церкви оставшиеся в живых жители деревни поставили часовню и большой каменный крест. Луис Спарре, а два года спустя и фотограф Инто-Конрад Инха, путешествующий с надеждой запечатлеть на фотографиях сказочный край «Калевалы» и записать неизвестные до сих пор просвещенному миру руны этого эпоса, застали этот грубо отесанный крест уже наполовину провалившимся в землю. Вокруг него и было расположено старое кладбище.
Когда же произошла трагедия в Костомукше? Если обратиться к истории, то на карте военных походов русских и карел против шведов и финнов, ответных набегов последних обозначено, что в районе Риинуоярви, а это около двух десятков километров от Костомукши, стояло военное укрепление. В 1579 году здесь, по всей вероятности, произошло сражение. По этим же местам шведы проходили в 1592, 1611 и 1614 годах. Далее их путь шел по южному берегу озера Куйто к Кеми… Поэтому вполне возможно, что трагическая версия происхождения названия «Костомукше» имеет историческое основание. (Костомукша. Города и районы Карелии. П.Леонтьев, Петрозаводск, Карелия, 1990)
Кладбище деревни Костомукша оказалось более древним, чем предполагали. С началом строительства комбината тогдашнее руководство ГОКа (директор Гетало и главный инженер Онишко) не известило Карельский филиал Академии наук СССР о том, что кладбище попадает в зону затопления. К кладбищенскому холму подогнали экскаваторы. Ковши вырывали из земли костяки, обернутые берестой, колодины, крестики — и все это везли на подсыпку строящихся дорог. Когда большая часть захоронений была уже вывезена, по настоянию работавших там людей на место, вызвали археологов.
Из того, что удалось все-таки изучить, стало ясно, что кладбище очень древнее, захоронения сделаны в несколько ярусов. По предварительной оценке нижние захоронения относятся к XIII—XIV векам, а верхние — к 20—40-м годам ХХ века.
Нетронутым к тому времени осталось 21 погребение.
Вот выдержки из научного отчета археологической экспедиции:
«Погребение № 2. Мужское. Длина костяка 175 см; ширина 45 см. Ориентирован головой на юго-запад. Погребен в деревянной колоде, на глубине 2,6 метра, сверху покрыт берестой. Голова повернута вправо, руки согнуты в локтях, лежат на животе. На груди бронзовая крестообразная подвеска. На дне колоды белый песок. В изголовье стеклышко (размером 4,3х9,1 см) и берестяное кольцо.
Погребение № 3. Мужское. Длина 215 см. Ширина 75 см. Погребен в деревянной колоде на глубине 3,2 метра, сверху закрыт берестой. Лежит на спине. Ориентирован головой на юго-запад. Руки на груди. Крестообразная бронзовая подвеска на груди, костяк посыпан белым песком. В изголовье стекло (4х9 см).
Погребение № 4. Мужское. Длина костяка 185 см. Ширина 39 см. Погребен в деревянной колоде на глубине 2,5 метра, сверху покрыт берестой. Ориентирован головой на юго-запад. Руки на животе. На груди восьмиугольный языческий крест. Костяк посыпан белым песком. В изголовье два берестяных кольца».
Все древние костяки были закрыты берестой полностью, с головы до ног. Использованы в основном широкие берестяные куски.
Одно из захоронений было парное: женщина с пробитым черепом лежала справа от мужчины. У мужчины на груди находилась крестообразная подвеска. Сверху их покрывала береста. В изголовье лежали неизменное стеклышко (4х8 см) и берестяное кольцо.
Были обнаружены 3 женские погребения, длина костяков которых составляла 169, 168 и 165 сантиметров. Нашли захоронение мужчины с собакой. Останки собаки лежали слева. Обнаружили отдельное погребение собаки, у которой на шее находился восьмиугольный серебряный крест.
В погребениях были найдены шведские монеты, глиняный сосуд, а в насыпи могильного холма — кварцевый резец, сохранившийся еще с каменного века...
Размеры мужских костяков говорят о том, что в этих местах жили сильные, высокие люди. Они занимались охотой и переселялись в мир иной с верой, что и там им будут нужны и собака, и дом с окошком — вероятно, потому в погребениях нашли куски стекла или слюды. Но для чего предназначались берестяные кольца, диаметром около 4 сантиметров? Какое ритуальное назначение имели они?..
Археологи отметили также и то, что в колоды были настелены березовые веники. Еще в довоенные годы в карельских деревнях во время похорон в гробы стелили именно березовые веники. Их ручки вместе с завязками обрубали так, что веник распадался на отдельные прутья.
Почему исчезли эти люди-великаны? В это время на севере Карелии еще не велись военные действия против шведов. Возможно, они были истреблены в более поздних столкновениях с захватчиками, Загадкой для ученых стало и то, что примерно такие же по внешности люди были коренными обитателями Кольского полуострова.
Всего же вокруг Костомукшского озера найдено около двенадцати стоянок древнего человека. Сейчас они все под водой... (Костомукша. Города и районы Карелии. П.Леонтьев, Петрозаводск, Карелия, 1990)
@темы:
погребальные сооружения,
древние захоронения,
российские кладбища,
загадки и мистика некрополей
особенно про стеклышки.
Что бы назвать новый город Костомушлй усиленно постарался писатель Якко Ругоев который был родм из дервни костомукша.