La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Цветы
пахнут похоронами
и любовью.
Но они
ни в чем не виноваты.
Иногда
ими осыпают негодяев,
иногда
их дарят круглым дурам,
иногда
их воруют на кладбище
и продают втридорога влюбленным.
Но цветы
ни в чем не виноваты.
Им не стыдно,
что Джордано Бруно
был сожжен на площади Цветов.
Г. Алексеев

-Базилик-

-Петрушка-

-Орешник-

-В сады!-

-Цветы мертвых-

Связь усопших с аграрным культом



Букеты от новозеландской флористки Georgie Malyon. Особое место в ее творчестве отдано мотиву Memento Mori.

+Альбом+


@темы: обряды и традиции, поверья и приметы, творчество на тему, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

Комментарии
22.06.2011 в 22:10

Лаборант вечной жизни, практик теорий Я. Бельбо
Фиалка символ смерти и печали у греков. По легенде бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Там, может быть, этот прелестный цветок остался бы и навсегда и никогда не попал к нам на землю, не случись, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила из рук цветы на землю... и вот эти-то фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.
Связанная, таким образом, с воспоминанием о похищении Прозерпины Плутоном, фиалка считалась у греков цветком печали и смерти, которым украшали как смертное ложе, так и могилы молодых, безвременно погибших девушек.
Их же символом были на могилах нераскрывшиеся бутоны роз. В основном белых, конечно же (красный мрамор не настолько красен :) )

Маргаритки еще называют "Смертными цветами" - Адмет, любимец Аполлона, упросил богинь судьбы Мойр не дать ему умереть в назначенный час, если кто-либо другой согласится принять за него смерть. Когда же настает час его смерти, никто из друзей не решается за него умереть. Даже престарелые родители, и те не хотят пожертвовать ради него свою жизнь. Только верная жена его Альцеста отказывается от полной радости жизни и умирает за него. Тогда Геркулес, зашедший к нему во время совершения своих подвигов, узнав случайно об этом великом самоотверженном и великодушном поступке, решается во что бы то ни стало возвратить ее снова к жизни. Он отправляется в Аид и добивается у Танатоса, чтобы он опять вернул ее на землю; но так как в человеческом виде она не может уже вернуться, то появляется в виде цветка - маргаритки.

Анютины глазки и тоже древнегреческая легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, но вдруг заметила, что несколько смертных смотрят на нее... Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных. Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.
По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.
Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori". Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

Хризантема в Японии цветок смерти - и одновременно цветок императора - только они имели право украшать им одежды, других за это убивали.
В Италии хризантема – символ любви; символ глубокой безмолвной печали; символ смерти.
В Англии хризантемы являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными.
В Европе белые хризантемы считаются траурными цветами и символом глубокой печали. Венки из них во Франции возлагают на могилы.

Сушеный василек клали в подушки умершим девушкам в гроб.

можно утащить перепостом?
23.06.2011 в 00:23

r-impertinent спасибо огромное!
про василек нигде не встречал.

конечно
23.06.2011 в 04:58

Лаборант вечной жизни, практик теорий Я. Бельбо
инфа отсюда
26.06.2011 в 02:23

- Почему, Луиджи Лукени? Почему вы убили императрицу Элизабет? - Ну-у, с кем не бывает?(с)
Не уверена, что подойдет, но...

В русском языке гранат получил свое название за сходство его кроваво-красных зёрен с драгоценными камнями - гранатами. Согласно древнегреческому мифу Персефона, дочь богини плодородия Деметры, была похищена повелителем подземного царства Аидом. От горя Деметра перестала выполнять свои обязанности. На Земле наступил неурожай и голод; люди перестали возносить хвалы богам. Это не понравилось Зевсу, и он захотел вернуть Персефону на Землю. Зевс приказал Аиду освободить пленницу.
Однако перед расставанием с прекрасной Персефоной повелитель царства смерти дал ей несколько зерен граната, которые являлись символом брака. Аид не сказал, что, вкусив этих волшебных зерен, она навечно станет его супругой. С тех пор Персефона была вынуждена проводить две трети года на земле, а на треть спускаться к Аиду.
В Древней Греции гранат символизировал смерть, забвение, но также изобилие, великодушие и надежду на бессмертие. Древние греки также считали, что плод граната возник из крови бога плодородия и виноделия Диониса. В христианской традиции гранат является одной из эмблем девы Марии. На многих живописных изображениях Христа он держит в руке гранат, который является символом воскрешения.

Гиацинт символизирует печаль, так как появление его связано с гибелью любимца Аполлона – Гиацинта. Бог ветра Зефир, претендовавший на дружбу с покровителем муз, из ревности изменил дугу полета диска, брошенного Аполлоном, и направил его прямо на юношу Гиацинта – сына царя Спарты. В память о прекрасном спартанце вырос цветок, на основании лепестков которого слезы Аполлона начертали инициалы, напоминающие древнегреческие буквы A и I, соединив тем самым бога и человека.

Научное название белладонны переводится с итальянского языка как "прекрасная женщина". На Руси это растение издавна было известно как "красавка" или "красавица".
Белладонна
Однако такое наименование белладонна получила вовсе не благодаря своему привлекательному внешнему виду. С помощью белладонны женщины на протяжении многих сотен лет пытались стать красивее. Причем иногда даже с риском для своей жизни, ведь белладонна - растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница". Не случайно великий шведский систематик Карл Линней отнес белладонну к роду Atropa, названному так в честь греческой богини судьбы Атропы. Согласно мифу, Атропа обрывает нить человеческой жизни (греч. atropos - "неумолимый", "безвозвратный").
Однако уже в Древнем Риме женщины применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее. Соком же ягод римлянки румянили себе щёки. В Средние века белладонна также использовалась модницами в качестве косметического средства.
26.06.2011 в 02:31

за гиацинт спасибо. упустил его как-то
07.09.2015 в 20:22

Мертвецы ходят быстро
В цыганском фольклоре есть очень интересный и необычный образ, связанный с базиликом.

Иногда это волшебные весы, иногда - стул. Если встать на весы или стул, то попадешь на тот свет, а на том месте, которого касались ноги, вырастут цветки бусуёка (базилика)

" Ему показывают все комнаты. Видит он: в одной комнате стоят весы. Спрашивает Бусуёк:

– Что это за весы?

Ему говорят:

– Это такие весы: если встанешь на них, то попадешь на тот свет.

– Интересно, – говорит Бусуёк. Захотелось ему проверить, встал он на весы и тотчас на тот свет провалился. А на весах, на том месте, где ступила его нога, вырос цветок бусуёк.

Попал Бусуёк на тот свет, А там все люди немые, даже собаки не лают. "

www.litmir.co/br/?b=191445&p=54

UPD: ну и классическая история из Декамерона "Изабелла или горшок с базиликом, в которой девушка "хоронит" голову убитого любовника в цветочном горшке и сажает поверх куст базилика, который поливает слезами.
Помимо символического значения "цветка мертвых", есть и вполне практическое объяснение выбора этого растения. У базилика сильный запах, который теоретически мог бы отбить запах тления мертвой головы, приглушенный землей в цветочном горшке.
07.09.2015 в 20:51

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Спасибо за материал! Добавим в пост.
07.09.2015 в 21:09

Мертвецы ходят быстро
Вам спасибо) Тема интереснейшая.
09.09.2015 в 00:47

Прочитала, че-то какой-то он вездесущий этот базилик... Неужели он в ТАКИХ количествах там у них рос всегда?.. А запах-то какой стоял... Люблю базилик. И акварелька красивая.
09.09.2015 в 14:29

Мертвецы ходят быстро
Неужели он в ТАКИХ количествах там у них рос всегда?.
Всегда уж точно нет. Сам базилик родом из Ирана, по некоторым сведениям ареал больше, но короче Средняя Азия, в Европу его еще войска Македонского завезли. А потом базилик надолго забыли. На юге Европы базилик распространился в раннем Средневековье. В основном в портовых городах, которые имели связь с Ближним Востоком и северной Африкой. До сих пор в Италии лучший сорт базилика называется "генуэзским".
В средневековых травниках, особенно в кодексах Салерно (в городе Салерно находилась прославленная медицинская кафедра, там же был создан Салернский кодекс здоровья), базилик был представлен не только как цветок мертвых, но и как афродизиак и как растение, дарующее бессмертие. Не только растение, привлекающее духов, но и отпугивающее и подчиняющее их. Что не удивительно, средневековые символы были амбивалентны как правило. Например, козел был не только символом сатаны, но, белый козел или коза были и символами Христа, как животное, которое умеет отличать дурную траву от доброй.
Изначально базилик в Европе не употреблялся в пищу. Имел декоративную и лечебную функцию. Именно поэтому девушка Изабелла из новеллы "Декамерона" похоронила голову любовника в горшке с базиликом - это "горшки" были очень большими, практически садовыми вазами и были не редкостью в богатых домах Италии.
В Европе добавлять в еду базилик стали только в XVI-XVII вв, эта пряность стала "коронной" в итальянской кухне, позже базилик распространился через Рагузу (Дубровник) и по южнославянским странам.
В некоторых толкованиях языка цветов базилик считался символом высшей степени ненависти. Пучок базилика посылался кровным врагам, как объявление вендетты. "Он вышел из дома в венке из базилика" - означало, что человек идет убивать своего кровного врага. Но это касалось только мужчин, базилик в свадебном венке невесты в той же Сербии, Южной Чехии, Украине, считался оберегом от злых языков и глаз.
Есть средневековая легенда о маге Аллобиусе, который погиб в тот день, когда его кухарка сорвала оберег-базилик, чтобы добавить в пищу и заклятые этим растением духи вырвались наружу.
Впрочем, мистические свойства приписывались не только базилику, но и другим растениям с сильным запахом.
Банальная в наше время огородная петрушка, некогда считалась растением мертвецов, ее использовали в ритуалах связи с мертвыми, в античности считалось, что корни петрушки проникают в глубины Тартара.

"Петрушка настолько стойко ассоциировалась со смертью, что встреча армии с ослом, нагруженным мешками с петрушкой, была сочтена предзнаменованием смерти, и заставила армию ретироваться с поля боя. Древние греки даже название этой травы считали эффективной защитой от мстительных духов, поэтому оно часто встречается в заклинаниях и текстах народных песен.
Древнегреческий миф связывает происхождение петрушки с пролитой кровью героя Архемора. Петрушкой увивали могилы, и венками из петрушки награждали победителей похоронных соревнований. Именно ими увенчивали победителей Немейских игр, "что связывало петрушку с культом героя и в некоторой степени объясняло ее связь с теми, кто умер мученической смертью. В христианской традиции отношение к петрушке во многом совпадает с языческим. В Европе существует обычай высаживать петрушку в огород не в любой день, а только в Страстную пятницу – день смерти не только Иисуса, но и его языческих двойников, Аттиса и Адониса.
Существовало и другое объяснение высаживания петрушки в Страстную пятницу: поскольку она прорастает медленно, считалось, что прежде чем появиться на свет, она ходит к дьяволу девять раз (или 2, 3, 7 раз). Вот по этой причине "ее следовало сеять в Страстную Пятницу, когда почва искуплена от власти Сатаны. Посев в другое время считается несчастливым и может даже вызвать смерть в семье сеющего в течение года". Ассоциация петрушки со смертью легла в основу следующих английских пословиц: "Поле петрушки приведет мужчину в седло, а женщину в могилу; "Если в огороде растет петрушка, смерть придет еще в этом году".
www.a700.ru/plants/travy/344-petrushka.html
18.09.2015 в 10:20

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
добавлено про хризантему и ссылка на книгу "Цветы в легендах и преданиях".