Кальварийское кладбище (белор. Кальварыйскія могілкі) — кладбище в Минске, самое старое из сохранившихся в городе. Общая площадь 13,9223 га, насчитывает более 30 000 захоронений. В 1990 году решением Минского городского исполнительного комитета комплекс всех сооружений вместе с захоронениями включен в государственный список памятников градостроительства и архитектуры Минска. В 2001 году Кальварийское кладбище получило статус историко-культурной ценности первой категории как объект международного значения.
Закрыто для новых захоронений с 1967 года. Однако согласно законодательству при наличии необходимых санитарно-технических условий возможно погребение рядом с ранее умершими близкими родственниками и супругами. Начиная с 1990-х гг. на кладбище происходят коммерческие захоронения,при этом иногда сносятся старые могилы.
По официальной версии, ему около 170 лет. По другим данным захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет.
Погребения, начиная с конца XYIII века, подтверждались записями, помещенными в "Книге умерших" минских приходов. В тот период существовало решение властей о том, чтобы умерших минчан хоронить только здесь. Владислав Сырокомля описал посещение Кальварии: "…Это кладбище минской аристократии, размещенное на северо-западе, в трех верстах от городских стен".
В 1673 г. стольник и надстароста Теодор Ванкович передал ордену францисканцев свою "юридику" в Кальварии, что в 7 км от города, для постройки костела "Воздвижения Святого Креста".Тогда у дороги на Раков возник деревянный костел ордена кармелитов. В 1800 году Кальвария перешла к францисканцам, и с того времени здесь регулярно стали хоронить минчан католического вероисповедания. Тогда это была окраина Минска, окраиной Кальвария оставалась до середины ХХ века и только после войны вошла в городскую черту.
В 1839 году в центре кладбища на месте деревянного построен костел из бутового камня. В 1899 году отремонтирован.
Является памятником неоготического стиля.
![](http://i1205.photobucket.com/albums/bb430/Alexander_Kirn/cemeteries/dee151c936f1.jpg)
На кладбище находятся захоронения:
советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны (142 братские могилы),
солдат наполеоновской армии,
пленных австрийских солдат, умерших в годы Первой мировой войны,
польских солдат, которые погибли во время советско-польской войны 1919-1920 гг.
3 000 евреев из минского гетто (захоронения времен Великой Отечественной войны),
жертв революционного террора,
политиков, поэтов, художников и многих других.
+История подробнее+У католиков Беларуси, Латгалии, Литвы и Польши был обычай создавать на живописных холмах костелы, "кляшторы", к которым, как путь Христа на Голгофу, вела "крыжовая дарога". Сюда ехали на поклонение немощные, калеки, обычные верующие.
Вечное успокоение нашли на Кальварийском кладбище представители известных дворянских родов белорусско-литовского края: Вариводские, Виткевичи, Гайдукевичи, Гинтовты и Гинцы, Горваты, Григоровичи, Дзейки, Довнары, Доршпрунги, Жуковские, Журавские, Кимбары, Кобылинские, Камоцкие, Матусевичи, Монюшки, Новицкие, Пацевичи, Петрашкевичи, Пячулисы, Реуты, Римашевские, Римши, Сабилы, Селицкие, Сенкевичи, Станишевские, Стефановичи, Храптовичи, Чечоты, Шабловские, Шумейки, Шунейки, Юревичи, Эйсмонты, Ягелы, Янушкевичи и сотни других.
Под позднейшими плитами лежат более древние. В столичном историческом архиве были найдены костельные книги на латинском и польском языках, в которых упоминаются десятки ранее незафиксированных на Кальварии фамилий, среди которых есть Понятовские (из этого белорусско-литовского рода происходит последний король Речи Посполитой Станислав Август) и Радзивиллы.
В 1830 г кладбище было огорожено, здесь построена въездная монументальная брама (ворота).
Здесь нашли успокоение Янка Лучина (Иван Неслуховский) - поэт конца ХIХ века, художник Валентин Ванькович, Вацлав Ивановский - один из основателей белорусского национального движения начала ХХ века, Ян Болеслав Луцкевич, повстанец 1863-64 гг., - отец Ивана и Антона Луцкевичей, соратников Ивановского, основателей первой белорусской газеты "Наша Нiва", первой национальной политической партии - Белорусской социалистической громады, создателей белорусского музея в Вильно (Вильнюсе).
Здесь находятся могилы Войниловичей - тех самых, благодаря которым в начале прошлого века Минск украсил Красный костел на нынешней площади Независимости. Здесь же захоронены Вериги-Даревские - родственники Артема Вериги-Даревского, писателя ХIХ века. Под главным алтарем Кальварийского костела в 1840 году был похоронен великий художник Ян Дамель, автор знаменитых исторических полотен. Им же был расписан кальварийский костел. По свидетельству В. Сырокомли, в костеле находилась одна из лучших картин художника - "Христос в Гевсиманском саду" (по другим данным - "Христос на горе Оливной", "Христос на горе Голгофе").
Как известно, тюрьма на улице Володарского была построена в начале ХIХ века минским мещанином Пищалой. В ней еще при царе сидел Якуб Колас, который "воспел" потом острог во многих своих произведениях. Пищалы тоже похоронены на Кальварии.
Cамый древний из сохранившихся памятников на кладбище - это красный гранитный валун сестер Амульских 1808 года.
Всем находилось место - не только католикам и не только белорусам. Здесь похоронены солдаты наполеоновской армии и жертвы большевистского террора. В годы первой мировой войны на кладбище хоронили умерших в плену австрийских солдат. Есть могилы польских солдат, которые погибли во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Во время Великой отечественной войны на Кальварии похоронили 3 тысячи евреев из минского гетто. Хоронили без различия конфессий.
Так было до самого закрытия кладбища в 1967 году.
С 1967 года Кальвария была закрыта. В 1990 году решением Мингорисполкома территория кладбища была принята под охрану государства. А комплекс всех сооружений, включая захоронения, был включен в государственный список памятников градостроительства и архитектуры г. Минска.
Однако, в конце 1990-х годов, Мингорисполком принял решение о разрешении коммерческих захоронений на территории Кальварийского кладбища. Богатые минчане стали "разрабатывать" новые захоронения. Особенно им приглянулась, так называемая, Австрийская горка. В результате появились случаи уничтожения старых могил, часовен. Старые могилы стали исчезать буквально повсюду, даже возле костела.
Кроме морального ущерба (осквернения и ликвидации национальных святынь), существует и чисто прагматическая сторона. Значительная часть кальварийских могил - это жертвы холеры, тифа, туберкулеза. И повторные захоронения в одном месте чреваты распространением инфекционных заболеваний. Эпидемия холеры в 70-х годах позапрошлого века началась в Одессе, когда вандалы грабили могилы на кладбище умерших от холеры.
На "Дзяды" 1995 года по Кальварии прошел ураган вандализма. Еще ранее, в 30-е, 60 - 70-е годы с могил срывали кресты как чуждые стране серпа и молота символы. В 80-е годы на Кальварии орудовали золотоискатели. И в наше время варвары периодически оскверняют старые могилы.
В конце прошлого года Кальвария была объявлена памятником истории и культуры первой категории.
При Красном костеле создан комитет "Кальвария", который планирует вернуть кладбищу его исконный вид, сделав гордостью минчан и почтив память предков.
© здесь же можно посмотреть и фото.У кладбища есть своя легенда:
Случилась эта история осенью в конце XIX века. Умерла молодая паненка. Ее отпели и замуровали в склепе, который находился на Кальварийском кладбище. Однако оказалось, что девушка уснула летаргическим сном и была похоронена заживо. Проснувшись, паненка пыталась выбраться из заколоченного гроба, но ее ждала мучительная смерть. С тех пор приведение бродит по кладбищу в поздние ноябрьские вечера. Впрочем, после того как вандалы разрушили склеп, призрак на некоторое время исчез. Теперь он стал появляться вновь – белая фигуре, бродящая между могилами.
Если знаете еще легенды, то пишите.
Пишет
Паучишко:
Кальварийское кладбище, МинскИсторию и легенды здесь уже выкладывали, так что не буду повторяться. Покажу фотографии, сделанные во время посещения этим летом. И, конечно, не могу не отметить, что проскальзывающая в сети информация о вандализме, золотоискателях и новых захоронениях (от которых страдают старые) - очень удручающая правда, когда приходишь в это старинное и интересное место. Я чуть ноги не переломала, пока пробиралась от надгробия к надгробию сквозь заросли крапивы и иван-чая - какие-то камни, уже не поддающиеся идентификации, куски кирпичей, мусор...
Отчётливо виднеется женский силуэт серого цвета возле стены с прахом, а на другом фото чуть поодаль от меня мне позировал темноволосый ребёнок, в длинной белой рубашке. В увеличенном плане я выложу фото на этом сайте, если кто-то тоже видел что-нибудь интересное-откликнитесь.
А если выложили уже, киньте ссылку, пожалуйста!