La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
09.11.2011 в 11:46
Пишет  gr_gorinich:

Томск. Прогулки по... кладбищу Южное. Бродячие надгробия.
Под катом именно то, что в заголовке поста. :) Кто из ПЧ еще не знал: автор любит свой город и автор неравнодушен к кладбищенским историям. Поэтому иногда тут будут появляться посты краеведческие, и начнутся они с кладбищенских. Для меня старые кладбища - места памяти, которые не пугают, а, скорее, завораживают историями ушедших жизней, которые иногда угадываются в скупых надписях, историями людей и вещей, запахом не гнили, а самого времени. Кому не нравится, тот не читай!

а кому нравится: прошу! Осторожно, много больших фотографий

URL записи

@темы: российские кладбища

Комментарии
09.11.2011 в 16:44

Where is the souvenir shop at your crematory?
Спасибо, земляк, за хороший пост.
Да, безумно жаль исчезнувшие кладбища, и то, как памятники кочуют - и обидно, и стыдно, и - все равно, жизнь, совсем ее многообразием, в том числе - цинизмом.
А памятники некоторые по своей идее замечательные - особенно в стиле стволов деревьев.
09.11.2011 в 16:49

Ларс Бьернсон, всегда пожалуйста! :)
Ну, в общем, да, жизнь есть жизнь, все новые поколения так или иначе пользуются оставшимся от прежних. Но тут уж очень массовое явление оказалось.
А в виде деревьев - это "голгофы", про них, по-хорошему, надо будет маленькую справку сделать, там сплошная символика и много интересных фактов.
09.11.2011 в 16:53

Where is the souvenir shop at your crematory?
А можно справку?
09.11.2011 в 20:16

Ларс Бьернсон, я не спец, тут бы надо дополнительно порыться или спросить знающих людей, ну, пускай меня поправят, если что :)
В общем и целом, голгофы появляются в русском кладбищенском деле в первой половине 19 века и остаются в моде лет шестьдесят-семьдесят. Некоторое время они ассоциировались с масонами и иногда там действительно мелькает символика со звездами, треугольником и оком, так что вполне возможно. Под голгофой был похоронен Гоголь, и камень с его могилы потом стал надгробьем Булгакова.
Главное в голгофах - основание-камень, в виде горы, на котором обычно они стоят. (На старых кладбищах часто видишь эти камни, уже без навершия, которое снесли, только дыра в верхней части камня осталась). Камень символизирует Голгофу (иногда в основании его изображался череп, череп Адама, первородный грех которого искупил Христос). На камне ставили либо крест, либо дерево, понятно, как символ "крестного древа" Христа. Иногда эти деревья похожи на настоящие кусты, иногда - это как бы крест из двух бревен с сучьями. Я отсылаю вас к постам, которые в этом сообществе посвящены Старому Донскому кладбищу в Москве, там попадаются фотографии удивительных совершенно деревьев. В общем, к этой основной символике добавлялось разное, по вкусу заказчика. Есть голгофы, как на фото выше, обвитые виноградной лозой. Символ крови Христа превратившейся в вино причастия для христиан. Есть с якорем (по-видимому, символизирует крепость в вере, но тут я не уверена, надо проверять). На Донском есть голгофа, на камне которой лежат кинжал, книга, походная фляжка - там это имеет отношение к личности покойника. Иногда голгофе ваяли мощные корни, иногда, наоборот, корней не видно совсем. Иногда имитировали разные породы деревьев (на Южном такое заметила как раз). В общем, интересно, насколько местные влияния изменяли общий символический сюжет, но у меня не хватит данных, чтобы это проиллюстрировать. Тема, в общем, ждет своего исследователя :)
10.11.2011 в 05:39

Where is the souvenir shop at your crematory?
Спасибо за справку.
Да, сравниваешь кладбища старые и современные, и понимаешь, что желание украсить могилу - вовсе не блажь , как многие считают.
Да, недавно выбирали памятник - с одной стороны, сейчас много интересного предлагается на могилы, с другой - до голгофы все равно не дотягивает.
10.11.2011 в 09:26

Ларс Бьернсон, на современных тоже бывает всякое :) На Бактине не один браток лежит под камнем, на котором выгравирована его любимая машина, он сам в золотых кольцах и фасад роскошного особняка. А любимая собака, изваянная в бронзе, сидит около. Сейчас это смотрится как жуткий кич, но лет через двести, слегка ободранное и покрытое патиной и мхом, может быть, покажется таким же трогательным и занятным, как нам - каменные гробы 18 века, стоящие на львиных лапах...
10.11.2011 в 17:05

Where is the souvenir shop at your crematory?
Мне нравятся цыганские могилы в Тимирязево. Позолота выцветет, а гравировка коней и машин на обороте останется. И еще нравятся огромные столики для того, чтобы семья покойного посидела спокойно и никогда не закрывающиеся калитки. Вообще памятник (ИМХО) должен отражать индивидуальность покойного. В Северке на обороте памятника одному известному спортсмену местного масштаба - два футболиста, борющиеся за мяч и слова: "Спорт - это жизнь!"
10.11.2011 в 18:13

Ларс Бьернсон, в Северске должно быть интересное кладбище вообще, хоть и не старое. Но туда надо пропуск...
А индивидуальность покойного, само собой, интересна, но мне еще нравится ухватывать общие какие-то тенденции. Они потом, через энное количество лет, многое говорят об эпохе вообще.
10.11.2011 в 18:57

Where is the souvenir shop at your crematory?
Разумеется. На кладбище в Северске есть несколько таких районов, где эпоха чувствуется, есть и новый район. Последнее время мне часто приходится туда ходить, но я думаю, с фотоаппаратом туда я пойду не раньше весны - холодно.И темнеет рано.
И относящееся к некрополистике. Вы, случайно, не под руководством Надежды Михайловны работали?
10.11.2011 в 19:24

Ларс Бьернсон, Вы, случайно, не под руководством Надежды Михайловны работали? Нет, а кто это? Я-то, в общем, просто любитель, не специалист. :)
11.11.2011 в 05:17

Where is the souvenir shop at your crematory?
Дмитриенко Н.М., профессор ТГУ. Знаю, что у нее студенты делали работы по по материалам Южного кладбища.
11.11.2011 в 08:00

Ларс Бьернсон, ого! Я ее знаю, но не знала, что они со студентами и Южным занимались. Спасибо за информацию, теперь, в случае чего, знаю, к кому приставать с вопросами по поводу :)
11.11.2011 в 16:59

Where is the souvenir shop at your crematory?
ИМХО, безумно интересная страница истории города.
16.10.2012 в 17:04

мое детство прошло рядом с Южным кладбищем! Я можно сказать родился на нем в далеком 1954 г.
16.10.2012 в 17:51

Гость, неужели прямо на кладбище?! Тогда это потрясающая история. Я все детство ездила мимо него на дачу и вдумчиво рассматривала кресты и памятники.
А еще, несколько лет назад, когда попала на Южное без фотоаппарата, причем " с задворья", видела там, в том конце, который выходит к ж/д полотну и гаражам, простенький деревянный крест с именем, датами (60-е годы) и надписью "Здесь умерла (имярек)". Ужасно заинтригоавала эта надпись, но в прошлом году я искала этот крест не нашла. (
28.04.2013 в 14:40

Здравствуйте уважаемые исследователи, зашла на эту страничку и была удивлена тем, что этим может кто то интересоваться.А не подскажете в районе пер.Лесного было ли кладбище?
28.04.2013 в 20:43

Гость, не слышала, чтобы там было кладбище... Это тот переулок, который параллельно ул. Усова? Я там сто лет не была, даже не знаю - там есть что-то, намекающее на кладбище?
02.06.2014 в 16:44

Здравствуйте, можно позаимствовать фото с надгробным камнем с фамилией Васильев?...Для изучения и сравнения с снимком, что у меня...
03.06.2014 в 09:59

Гость, конечно, можно!